Франсуа Хабенек

Франсуа Антуан Хабенек (22 января 1781 — 8 февраля 1849) — французский классический скрипач и дирижёр .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Хабенек родился в Мезьере в семье музыканта французского полкового оркестра. В ранней юности Хабенек обучался у своего отца, а в возрасте десяти лет играл публичные концерты. В 1801 году он поступил в Парижскую консерваторию , где учился у Пьера Байо и получил первую премию по игре на скрипке в 1804 году. В том же году он присоединился к оркестру Комической оперы , но вскоре после этого перешел в оркестр Парижской оперы. . С 1806 года он дирижировал студенческими концертами в консерватории.
Карьера в Парижской опере
[ редактировать ]1 июня 1817 года Хабенек стал помощником дирижера ( по совместительству шеф-повара оркестра ) Парижской оперы и занимал эту должность до 1 января 1819 года, когда его заменил Ж.-Ж. Мартин. [ 1 ] в порядке эксперимента 1 апреля 1820 г. Анри Валентино сменил Ж.-Ж. Мартино в качестве второго дирижера ( второй шеф-повар оркестра, à titre d'essai ), но в августе Валентино и Хабенек были совместно назначены преемниками Родольфа Крейцера , первого дирижера ( премьер-шеф-повар оркестра ), однако это только для того, чтобы вступило в силу. , когда Крейцер покинул эту должность. Тем временем, 1 ноября 1821 года, Хабенек стал административным директором Оперы. 1 декабря 1824 года, когда Крейцер ушел с поста дирижера оркестра, Хабенек и Валентино стали совместными первыми дирижерами, а Рафаэль де Фредо Дюплантис заменил Хабенека на посту администратора Оперы. Валентино ушел в отставку 1 июня 1831 года, и Хабенек оставался единственным первым дирижером до своей отставки 1 ноября 1846 года. [ 2 ] В это время он дирижировал первыми постановками, среди других опер, «Робер-дьявол» , «Иудей» , «Гугеноты» и «Бенвенуто Челлини» . [ 3 ]
По словам французского историка музыки Артура Пужена , Хабенек изначально был дирижером, ответственным за подготовку «Олимпии » Спонтини , но на одной из генеральных репетиций Хабенек и Спонтини сильно поссорились, в результате чего Хабенек был уволен, а руководителем был назначен Анри Валентино. Олимпия . [ 4 ]
Оркестровые концерты, композиции, ученики и последующие годы
[ редактировать ]Хабенек стал дирижером-основателем Оркестра Общества концертов консерватории Посредством этих концертов он познакомил Бетховена в 1828 году . симфониями Францию с . Он сочинил два концерта , сочинения для скрипки и несколько песен, но опубликовал лишь некоторые из своих сочинений. Среди его учеников были Жан-Дельфин Алар , Юбер Леонар , Леон Ле Сье и Эдуард Лало . Гектор Берлиоз в своих мемуарах Берлиоза обвинил Хабенека в некомпетентности в дирижировании собственного Реквиема . Рихард Вагнер приписывает Хабенеку исполнение Девятой симфонии Бетховена, после которого «пелена упала с моих глаз». [ 5 ]
Рихард Вагнер и Девятая симфония Бетховена.
[ редактировать ]Вагнер прибыл в Булонь, Франция, в августе 1839 года, решив добиться успеха как драматический композитор. Заранее Вагнер написал Мейерберу с просьбой об интервью, и хотя Мейербер не ответил, Вагнер счел за удачу узнать, что Мейербер находился в Булони во время прибытия из Англии. Впоследствии Вагнер позвонил, выразил свое почтение, а Мейербер пообещал рекомендательное письмо как Анри Дюпоншелю, директору Оперы, так и Хабенеку, ее главному дирижеру. [ 6 ] Обосновавшись в Париже в сентябре 1839 года и подкрепившись письмом Мейербера, Вагнер нанес визит обоим мужчинам. В то время как Дюпоншель без эмоций отпустил Вагнера, Хабенек принял его «больше, чем просто формальную демонстрацию интереса» и выразил готовность позволить своему оркестру сыграть пьесу Вагнера когда-нибудь позже. К сожалению, как отмечает Вагнер, единственной доступной оркестровой пьесой была его «странная» увертюра «Колумб», которую Хабенек любезно согласился рассмотреть. [ 7 ] Когда появилась возможность исполнить увертюру, Хабенек «сухо, но не без доброты» предупредил Вагнера, что пьеса слишком «расплывчата». Тем не менее, вопреки хорошему совету Хабенека, Вагнер выстоял. Репетиции с оркестром прошли неудачно, а само выступление Вагнер счел неудачным. [ 8 ]
Почти тридцать лет спустя, в своем трактате « О дирижировании» 1869 года Вагнер жалуется, что вопиющая слабость немецких оркестров является прямым результатом низкого качества капельмейстеров в их роли дирижеров. Вспоминая конец 1820-х годов, когда Вагнер жил в Лейпциге, он вспоминает, что каждый год оркестр Гевандхауса исполнял 9-ю симфонию Бетховена как дело чести, несмотря на то, что это было произведение, с которым они не могли справиться. Будучи подростком, Вагнер в 1831 году сделал аранжировку Девятой симфонии для фортепиано, но выступления в Гевандхаусе повергли его в такое сомнение и замешательство относительно достоинств Бетховена, что он временно отказался от собственного изучения композитора. [ 9 ] Так продолжалось до исполнения симфонии ре минор в Париже в конце 1839 года. [ 10 ] (или, что более вероятно, в начале 1840 г.) [ 11 ] под руководством оркестра Парижской консерватории под управлением Хабенека Вагнер испытал свое дамасское проникновение в тайну произведения. Он считал, что впервые услышал симфонию и такой, какой ее задумал сам Бетховен. [ 12 ] Успех Хабенека, подчеркивает Вагнер, не был обусловлен гениальностью или, если уж на то пошло, добросовестным усердием, хотя Хабенек потратил более двух лет на изучение и репетиции этой работы. [ 13 ] но что Хабенек «нашел правильный темп, потому что он приложил бесконечные усилия, чтобы заставить свой оркестр понять мелос симфонии , и, таким образом, оркестр заставил произведение петь. [ 14 ] Позже в том же году, в ноябре-декабре 1840 года, Вагнер опубликовал свою известную повесть « Паломничество Бетховену» к . [ 15 ]
Вагнер определяет мелос как стиль пения, который формирует мелодические фразы с помощью рубато, тональных вариаций и смещения акцента, а правильное понимание мелоса является единственным руководством к правильному темпу: эти две вещи неразделимы: одна подразумевает и определяет другую. . [ 16 ] После того, как в мае 1872 года был заложен фундамент Байройтского фестиваля Festpielhaus, собравшаяся толпа удалилась в Оперный театр Маркграфа, где Вагнер дирижировал исполнением симфонии ре минор. [ 17 ] Несмотря на то, что Вагнер отбирал музыкантов из лучших домов Германии, [ 18 ] ряд проблем с ясностью исполнения настолько глубоко затронул Вагнера, что он был вынужден вновь заняться изучением этого «чудесного произведения». [ 19 ] Результатом исследования стало эссе 1873 года « Об исполнении Девятой симфонии Бетховена» . И снова, спустя сорок лет после того памятного парижского концерта, прозрение Хабенека стало образцом для исправления зла, с которым Вагнер столкнулся в своем собственном исполнении.
На мой взгляд, ясность зависит только от одного: резкого раскрытия мелодии. Как я уже отмечал в другом месте, французским исполнителям легче, чем немцам, проникнуть в тайну исполнения этих произведений: они были воспитаны в итальянской школе, которая считает мелодию, песню сущностью всей музыки. Если таким образом по-настоящему преданные своему делу музыканты нашли правильный способ исполнения произведений Бетховена, до сих пор считавшихся непостижимыми... мы можем надеяться, что их методы станут нормой. [ 20 ]
Эта центральная мысль Вагнера, заимствованная из вдохновляющего исполнения Хабенека, оказала влияние не только на дирижеров девятнадцатого века, но и на Булеза (который пришел к выводу, что то, что Вагнер говорил о дирижировании, было правильным, и Джона Барбиролли, который сформулировал, что задание истинного темпа и обнаружение мелос произведения был ключом к дирижеру в excelcis . [ 21 ]
Хабенек умер в Париже в 1849 году.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Дикий 1989, с. 312.
- ^ Дикий 1989, с. 307, 312.
- ^ Макдональд 1992 и 2001. Макдональд также называет Хабенека дирижером премьеры оперы Россини « Гийом Телль» . Однако Castil-Blaze 1855, с. 211 , сообщает, что оперу подготовил и дирижировал Анри Валентино . Кастиль-Блейз не упоминает ни одного дирижера в своей рецензии от 5 августа 1829 года в Journal des débats Guillaume «Chronique Musicale, Académie Royale de musique, Tell» (под подписью «XXX»).
- ↑ Пужен, 1880 год. Впервые «Олимпия» была исполнена 22 декабря 1819 года, а в исправленной версии — 27 февраля 1826 года. Пужен не уточняет, произошел ли этот инцидент во время подготовки к премьере 1819 года или во время возрождения 1826 года.
- ^ Вагнер, Рихард (1979). «О дирижировании». Три очерка Вагнера . Перевод Роберта Л. Джейкобса. Лондон: Ernst Eulenburg Ltd., с. 55.
- ^ Вагнер, Рихард (1992). Уиттолл, Мэри (ред.). Моя жизнь . Перевод Эндрю Грея. Нью-Йорк: Да Капо Пресс. стр. 168–169. ISBN 0-306-80481-6 .
- ^ Вагнер, Рихард (1992). Уиттолл, Мэри (ред.). Моя жизнь . Перевод Эндрю Грея. Нью-Йорк: Да Капо Пресс. п. 172. ИСБН 0-306-80481-6 .
- ^ Вагнер, Рихард (1992). Уиттолл, Мэри (ред.). Моя жизнь . Перевод Эндрю Грея. Нью-Йорк: Да Капо Пресс. п. 192. ИСБН 0-306-80481-6 .
- ^ Вагнер, Рихард (1979). «О дирижировании». Три очерка Вагнера . Перевод Роберта Л. Джейкобса. Лондон: Ernst Eulenburg Ltd., с. 55.
- ^ Вагнер, Рихард (1979). «О дирижировании». Три очерка Вагнера . Перевод Роберта Л. Джейкобса. Лондон: Ernst Eulenburg Ltd., с. 56.
- ^ Вагнер, Рихард (1987). «Словарь имен». В Спенсере, Стюарт; Миллингтон, Барри (ред.). Избранные буквы . Перевод Стюарта Спенсера; Барри Миллингтон. Лондон: JM Dent & Sons Ltd., с. 968.
- ^ Вагнер, Рихард (1979). «О дирижировании». Три очерка Вагнера . Перевод Роберта Л. Джейкобса. Лондон: Ernst Eulenburg Ltd., с. 55.
- ^ Вагнер, Рихард (1979). «О дирижировании». Три очерка Вагнера . Перевод Роберта Л. Джейкобса. Лондон: Ernst Eulenburg Ltd., с. 55.
- ^ Вагнер, Рихард (1979). «О дирижировании». Три очерка Вагнера . Перевод Роберта Л. Джейкобса. Лондон: Ernst Eulenburg Ltd., с. 57.
- ^ Вагнер, Рихард (1973). «Сочинения Вагнера в Париже». В Джейкобсе, Роберт Л.; Скелтон, Джеффри (ред.). Вагнер пишет из Парижа: рассказы, очерки и статьи молодого композитора . Перевод Роберта Л. Джейкобса; Джеффри Скелтон. Лондон: Джордж Аллен и Анвин Лтд., с. 196.
- ^ Файфилд, Кристофер (1992). «1: Дирижирование Вагнера: В поисках Мелоса». В Миллингтоне, Барри; Спенсер, Стюарт (ред.). Исполняет Вагнера . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. п. 1. ISBN 0-300-05718-0 .
- ^ Споттс, Фредерик (1996). Байройт: История Вагнеровского фестиваля . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. стр. 30–31. ISBN 0-300-06665-1 .
- ^ Споттс, Фредерик (1996). Байройт: История Вагнеровского фестиваля . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. п. 30. ISBN 0-300-06665-1 .
- ^ Вагнер, Рихард (1979). «Об исполнении Девятой симфонии Бетховена». Три очерка Вагнера . Перевод Роберта Л. Джейкобса. Лондон: Ernst Eulenburg Ltd., с. 97.
- ^ Вагнер, Рихард (1979). «Об исполнении Девятой симфонии Бетховена». Три очерка Вагнера . Перевод Роберта Л. Джейкобса. Лондон: Ernst Eulenburg Ltd., стр. 98–99.
- ^ Холден, Рэймонд (2005). Виртуозные дирижеры: Центральноевропейская традиция от Вагнера до Караяна . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. п. 7. ISBN 0-300-09326-8 .
Библиография
[ редактировать ] В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Гилман, округ Колумбия ; Пек, ХТ; Колби, FM, ред. (1905). «Хабенек» . Новая международная энциклопедия (1-е изд.). Нью-Йорк: Додд, Мид.
- Кастиль-Блейз (1855 г.). Императорская Музыкальная Академия: Литературная, музыкальная, политическая и галантная история этого театра с 1645 по 1855 год , т. 2. Париж: Кастиль-Блейз. Скопируйте в Google Книги .
- Макдональд, Хью (1992). «Хабенек, Франсуа-Антуан» в Оперном словаре Нью-Гроув , том 2, стр. 590
- Макдональд, Хью (2001). «Хабенек, Франсуа-Антуан» в Словаре музыки и музыкантов New Grove , 2-е издание, под редакцией Стэнли Сэди . Лондон: Макмиллан. ISBN 9781561592395 (твердый переплет). OCLC 419285866 (электронная книга).
- Пужен, Артур (1880). «Валентино (Анри-Жюстен-Жозеф)», стр. 597–598 , в «Универсальной биографии музыкантов и общей музыкальной библиографии» Ф.-Ж. Фетис . Дополнение и дополнение , т. 2. Париж: Фирмен-Дидот. Посмотреть в Google Книгах.
- Уайлд, Николь (1989). Словарь парижских театров XIX века: театры и музыка . Париж: для любителей книг. ISBN 9780828825863 . ISBN 9782905053800 (мягкая обложка). Просмотрите форматы и выпуски на WorldCat .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Société des Concerts du Conservatoire at the Wayback Machine (архивировано 4 января 2014 г.), вспомогательный материал для книги Д. Керна Холомана The Société des Concerts du Conservatoire 1828–1967 (University of California Press, 2004).
- Краткая биография Хабенека в Wayback Machine Д. Керна Холомана The Société des Concerts du Conservatoire. (архивировано 6 февраля 2012 г.) с веб-сайта
- Бесплатные партитуры Франсуа Хабенека в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- 1781 рождений
- 1849 смертей
- Жители Шарлевиль-Мезьера
- Французские скрипачи XIX века.
- Музыканты-мужчины XIX века
- Французские классические скрипачи-мужчины
- Французские дирижеры (музыка)
- Французские мужчины-дирижеры (музыка)
- Директора Парижской оперы
- Французские композиторы-классики мужского пола
- Французские композиторы-романтики
- Выпускники Парижской консерватории
- Академический состав Парижской консерватории
- Похороны на кладбище Пер-Лашез
- Композиторы-классики XIX века
- Французские композиторы XIX века.