Jump to content

Еврейка

Еврейка
Большая опера Фроменталя Галеви
Корнели Фалькон в роли Рэйчел, главная роль, портрет А. Колена (1835)
Перевод Еврейка
Либреттист Юджин Скриб
Язык Французский
Премьера
23 февраля 1835 г. ( 1835-02-23 )

Еврейка ( Французское произношение: [la ʒɥiv] ) ( Еврейка ) [ 1 ] большая опера в пяти действиях Фроменталя Галеви на оригинальное французское либретто Эжена Скриба ; Впервые он был исполнен в Парижской опере 23 февраля 1835 года.

История композиции

[ редактировать ]

«Иудейка» была одной из самых популярных и почитаемых опер XIX века. Его либретто было произведением Эжена Скриба , плодовитого драматического автора. Писец писал в соответствии со вкусами Парижской оперы , где это произведение было впервые исполнено – произведение в пяти действиях, представляющее зрелищные ситуации (здесь Констанцский собор 1414 года), что позволило бы создать яркую постановку в обстановке, вызывающей драматическая ситуация, которая также была подчеркнута мощным историческим сюжетом. Помимо этого могли быть хоровые интерлюдии, балетные и сценические эффекты, в которых использовался весь спектр возможностей Парижской оперы.

Из-за истории невозможной любви между мужчиной-христианином и еврейской женщиной произведение было воспринято некоторыми как призыв к религиозной терпимости, во многом в том же духе, что и «Натан Мудрый» , премьера которого состоялась в 1779 году. [ 2 ] [ 3 ] Джакомо Мейербера » «Гугеноты , премьера которых состоялась в 1836 году, через год после «Иудейки» , а также роман «Айвенго» сэра Вальтера Скотта 1819 года , посвященный той же теме. На момент создания Июльская монархия либерализовала религиозные обряды во Франции. Мейербер и Фроманталь Галеви были евреями, и сюжетные линии, затрагивающие темы толерантности, были обычным явлением в их операх. Обзоры первых выступлений показывают, что журналисты того периода реагировали на либерализм и воспринимаемый антиклерикализм текста Писца, а не на какую-либо конкретно еврейскую тему. [ 4 ]

Некоторые полагают, что либретто «Иудейки» было призвано спровоцировать публику на переоценку статуса евреев во французском обществе. Другие считают, что стереотипное изображение еврея Элеазара как скрытного, мстительного и материалистичного человека не соответствует такой интерпретации. [ 5 ]

История выступлений

[ редактировать ]

Первую богато украшенную постановку оперы стоимостью 150 000 франков поставил Франсуа Хабенек . выступления сопрано Корнели Фалькон в главной партии и драматического тенора Адольфа Нурри Особо отмечены в роли Элеазара. Нурри оказал значительное влияние на оперу: Элеазар, изначально задуманный как партия баса, был переписан под него, и, похоже, во многом именно его идея заключалась в том, чтобы закончить 4-й акт не традиционным ансамблем, а арией «Рахиль, quand du seigneur», для которого он, возможно, также предложил текст. Спектакль отличался щедростью, включая орган на сцене в первом акте, огромный актерский состав второго плана и беспрецедентно продуманный декор. Две группы художников-декораторов взяли на себя ответственность за декорации: Шарль Сешан , Леон Фёшер, Жюль Дитерль и Эдуард Деплешен разработали акты I, II, IV и V, а Рене-Юманите Филастр и Шарль-Антуан Камбон предоставили материалы для акта III. [ 6 ]

Кардинал омывает ноги Элеазару, Баварская государственная опера , 2016, режиссер: Каликсто Биейто

«Иудейка» пользовалась международным успехом, сравнимым с успехом популярных великих опер Мейербера . Американская премьера состоялась в Орлеанском театре 13 февраля 1844 года. Произведение также было использовано для первого спектакля в недавно построенном Дворце Гарнье в Париже 5 января 1875 года (главную партию исполнила Габриэль Краусс ; декорации были воссоздан по оригинальным проектам Жана-Батиста Лавастра и Эдуарда Деплешена , Шере, Шарля-Антуана Камбона , Огюста Альфреда Рубе и Филиппа Шаперона ). «Жюйв» Первое представление состоялось в Метрополитен-опера в Нью-Йорке 16 января 1885 года с Амалией Матерной в роли Рэйчел.

Рихард Вагнер , который восхищался «Иудейкой» , возможно, позаимствовал из нее органный эффект первого акта для своей оперы 1868 года «Мейстерзингеры фон Нюрнберг» . Более того, постукивание Элеазара по работе ювелира перекликается с Ганса Сакса мощением в «Мейстерзингерах» .

Последний раз исполнявшийся в Метрополитен-опера в 1890 году с Лилли Леманн в роли Рэйчел, «Жуив» был возрожден в 1919 году как средство передвижения для звездного тенора Метрополитена Энрико Карузо . Элеазар был последней ролью, которую Карузо добавил в свой репертуар, а также последней, которую он когда-либо пел в исполнении, 24 декабря 1920 года. После смерти Карузо в августе 1921 года Джованни Мартинелли сменил его в этой роли в Метрополитене, и он, и Карузо. записал самую известную арию оперы «Рэйчел! Quand du seigneur».

После возрождения 1919 года с Карузо Метрополитен-опера ставила «Жуве» полурегулярно до 1936 года, когда она была исключена из репертуара и больше не звучала в Метрополитене в течение 67 лет. Примерно в то же время опера потеряла популярность в Европе и с тех пор редко исполнялась. Американский тенор Ричард Такер был чемпионом La Juive и лоббировал возрождение Метрополитена, выступая в роли Элеазара. Впервые он исполнил эту партию в концертных выступлениях в Лондоне в 1964 году. В 1973 году он дважды появился в опере вместе с Оперной ассоциацией Нового Орлеана и дал два сильно сокращенных концертных исполнения оперы, снова в Лондоне. Такер также убедил RCA Red Seal записать полное исполнение «Иудейки» , хотя в конечном итоге RCA согласилась профинансировать только одну запись основных моментов оперы. Такер наконец убедил генерального менеджера Метрополитена Шайлер Чапин поставить новую постановку « Иудейки» , которая будет показана в сезоне 1975–76 годов, но, к сожалению, Такер внезапно умер в январе 1975 года, и Метрополитен возродил Ла Жюв умер вместе с ним. Опера была наконец возрождена в «Метрополитен» в 2003 году с тенором Нилом Шикоффом в роли Элеазара. Другие современные постановки были поставлены в Венской государственной опере (1999), Ла Фениче в Венеции (2005), Парижской опере (2007), Цюрихском оперном театре (2007), Государственном театре Штутгарта (2008), Нидерландской опере в Амстердаме. (2009), Тель-Авивской оперы (Израиль) и Михайловского театра в Санкт-Петербурге (оба 2010 г.) и Гетеборгской оперы (2014 г.). В 2016 году Баварская государственная опера представила новую постановку Каликсто Биейто с Роберто Аланьей и Александрой Курзак . [ 7 ] смонтировали новое производство В 2019 году в Ганновере .

Opera Australia планирует поставить новую постановку в Сиднейском оперном театре в марте 2022 года. [ 8 ]

Рашель, эскиз костюма к опере «Лебреа» , итальянская версия оперы, 1865 год.
Роль Тип голоса Премьерный состав, [ 9 ] 23 февраля 1835 г.
(Дирижер: Франсуа Хабенек )
Элеазар, еврейский ювелир тенор Адольф Нурри
Рэйчел, его предполагаемая дочь, «еврейка» по титулу. сопрано Корнели Фалькон
Принц Леопольд тенор Марселин Лафонт
Принцесса Евдокси, племянница императора сопрано Жюли Дорус-Гра
Джан Франческо, кардинал де Броньи, президент Совета бас Николя Левассер
Руджеро, городской проректор баритон Анри-Бернар Дабади
Альберт, сержант бас Александр Прево
Вестник баритон Проспер Деривис
Офицер императора баритон Александр Прево
Первый человек из народа бас Фердинанд Провост
Второй человек из народа тенор Жан-Этьен-Огюст Массоль
Третий человек из народа тенор Алексис Дюпон
Член Священной Канцелярии бас Шарль-Луи Пуйи
Мажордом баритон Франсуа-Альфонс Хенс
Император Сигизмунд Тихий

Краткое содержание

[ редактировать ]

Приведенный ниже синопсис отражает оригинальную версию оперы. Современные исполнительские версии часто для удобства несколько адаптируют эту сюжетную линию.

Место: Констанция
Время: 1414 год.
События перед началом оперы

Ниже приводится краткое изложение событий, произошедших перед первым актом оперы, некоторые из которых раскрываются только по ходу действия.

В молодости еврей Элеазар жил в Италии недалеко от Рима и был свидетелем осуждения и казни своих сыновей как еретиков графом Броньи. Сам Элеазар был изгнан и вынужден бежать в Швейцарию.

Во время своего путешествия Элеазар нашел при смерти младенца, брошенного в сгоревшем доме, который оказался домом графа. Бандиты подожгли дом, пытаясь убить всю семью Броньи, но не подозревая, что сам граф в это время находился в Риме.

Елеазар взял девочку и воспитал ее как свою дочь, назвав ее Рахиль. По возвращении Броньи обнаружил руины своего дома и тела своей семьи. Впоследствии он стал священником, а затем кардиналом.

В начале оперы в 1414 году Рахиль (теперь молодая женщина) живет со своим приемным отцом в городе Констанце. Войска императора Священной Римской империи Сигизмунда разгромили гуситов , в боях, где отличился принц Леопольд. , Констанцский собор созванный антипапой Иоанном XXIII , был устроен для решения церковных вопросов. Иоанна XXIII представляет там кардинал Джан Франческо Броньи , который был исторической личностью. Однако его роль в истории оперы полностью вымышленная.

Акт 1 оригинальной постановки 1835 года, созданной Шарлем Сешаном, Леоном Фёшером, Жюлем Дитерлем и Эдуаром Деплешеном.

Площадь в городе Констанц в 1414 году.

Элеазар — ювелир. Толпа осуждает его за работу в день, посвященный церковным праздникам. От линчевания его спасает прибытие Броньи, который при этом узнает в Элеазаре своего старого противника.

Принц Леопольд переодевается молодым еврейским художником Самуэлем. Рэйчел влюблена в Сэмюэля и ничего не знает о его истинной личности. Местные законы отражают предвзятое отношение к евреям: если еврей и христианин вступают в сексуальные отношения , христианин отлучается от церкви, а еврей убивается. Таким образом, Леопольд сильно рискует в этом деле, тем более что он уже женат на принцессе Евдоксии. Толпа возвращается, чтобы атаковать Элеазара, но «Самуэль» тайно приказывает своим войскам успокоиться. Завершается действо грандиозным триумфальным шествием.

Внутри дома Элеазара

Рахиль пригласила «Самуила» на празднование Пасхи в доме Елеазара. Он присутствует, пока Элеазар и другие евреи поют пасхальные молитвы. Рэйчел начинает беспокоиться, когда замечает, что «Самуил» отказывается есть кусок опресноков, который она ему дала. Он открывает ей, что он христианин, не раскрывая ей свою настоящую личность. Рэйчел приходит в ужас и напоминает ему об ужасных последствиях таких отношений.

Принцесса Евдокси входит, чтобы заказать у Элеазара ценный драгоценный камень в подарок своему мужу, после чего Самуэль (принц Леопольд) прячется.

После ухода Евдоксии Леопольд обещает забрать с собой Рэйчел. Она пытается сопротивляться, беспокоясь о том, чтобы бросить своего отца, но, когда она собирается поддаться его ухаживаниям, они сталкиваются с Элеазаром, который проклинает Леопольда, прежде чем тот убегает.

Великолепные сады

Рэйчел, которая последовала за «Самуэлем» во дворец, предлагает свои услуги горничной принцессе Евдоксии. Элеазар прибывает во дворец, чтобы доставить драгоценный камень. Он и Рэйчел узнают в Леопольде «Самуэля». Рэйчел заявляет перед собранием, что Леопольд соблазнил ее, и она, Элеазар и Леопольд арестованы и помещены в тюрьму по указанию кардинала Броньи.

Хелен Сэмюэлс выступает в фильме «Еврейка», опубликованном в The Sentinel (Чикаго, штат Иллинойс), 15 января 1926 года, стр. 16 (в цвете).

Готический интерьер

Принцесса Евдоксия просит увидеть Рэйчел в тюрьме и убеждает ее отказаться от своих обвинений. Рэйчел соглашается; Кардинал Броньи соглашается смягчить приговор Леопольду и пощадить Рэйчел и Элеазара, если они обратятся. Элеазар сначала отвечает, что предпочел бы умереть, но затем строит планы, как отомстить. Он напоминает кардиналу о пожаре в его доме недалеко от Рима много лет назад и сообщает кардиналу, что его маленькая дочь не умерла. Он говорит, что ее спас еврей и что только он знает, кто он. Если он умрет, его тайна умрет вместе с ним. Кардинал Броньи умоляет его сказать, где его дочь, но тщетно. Элеазар поет о мести, которую он увидит после смерти, но внезапно вспоминает, что он будет нести ответственность за смерть Рахили. Единственный способ спасти ее — признать, что кардинал — ее отец и что она не еврейка, а христианка. Акт завершается самой знаменитой арией оперы — «Рахиль, когда сеньор» Элеазара. Он не хочет приносить Рахиль в жертву своей ненависти к христианам и отказывается от мести. Однако, когда он слышит крики погромщиков на улицах, он решает, что Бог хочет, чтобы он вместе со своей дочерью после смерти засвидетельствовал Богу Израиля. [ 2 ]

Эскиз пятого акта оригинальной постановки 1835 года.

Большой шатер, поддерживаемый готическими колоннами.

Элеазара и Рахиль приводят на виселицу, где их бросают в котел с кипящей водой. Рэйчел в ужасе. Элеазар объясняет, что ее можно спасти, если она примет христианство. Она отказывается и взбирается на виселицу раньше него. Пока люди поют различные молитвы, кардинал Броньи спрашивает Элеазара, жива ли еще его собственная дочь. Элеазар говорит, что да, и когда кардинал Броньи спрашивает, где ее можно найти, Элеазар указывает на котел, говоря: «Вот она!» Затем он карабкается навстречу собственной смерти, а кардинал падает на колени. Опера заканчивается хором монахов, солдат и народа, поющим «Свершилось, и мы отомстим евреям!»

Ассигнования

[ редактировать ]

Рэйчел, еврейская проститутка из Марселя Пруста произведения « В поисках утраченного времени », рассказчик прозвал ее «Рахель quand du Seigneur». Как Рэйчел у Галеви одновременно еврейка и христианка, так и Рахель у Пруста одновременно является сексуальным товаром и, в глазах ее возлюбленного Робера де Сен-Лу, обожаемой дорогой дамой. [ 10 ]

Болливудский фильм «Яхуди», возможно, основан на этой опере. [ нужна ссылка ]

Примечания

  1. ^ Макдональд, с. 926
  2. ^ Перейти обратно: а б Еврейка (программа, опера Земпера, Дрезден)
  3. Опера, либерализм и антисемитизм во Франции девятнадцатого века: Политика «Иудейки» Галеви , Диана Р. Холлман, Cambridge University Press (2007)
  4. ^ Лейх-Галланд, 1987.
  5. ^ Конвей (2011), 216–218.
  6. ^ Холлман, Диана Р. (2007). Опера, либерализм и антисемитизм во Франции девятнадцатого века: политика «Иудейки» Галеви . Издательство Кембриджского университета. ISBN  9780521038812 .
  7. ^ Лейпсик, Джеффри А. «Жизнь» . Operanews.com . Проверено 27 июня 2018 г.
  8. ^ «ГАЛЕВИ ЛА ЮИВ» . Opera.org.au . Проверено 27 февраля 2022 г.
  9. ^ Вокальная партитура La Juive (переиздание Kalmus): «Распределение ролей» в файле № 26447 в IMSLP.
  10. ^ Боуи, Малькольм (1998). Пруст среди звезд . Глава 1 – Я. ХарперКоллинз . п. 8.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5eb2a913c079836a8fec0c38018f998a__1719534900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5e/8a/5eb2a913c079836a8fec0c38018f998a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
La Juive - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)