Пласидо Доминго
![]() |
Пласидо Доминго | |
---|---|
![]() Доминго в июне 2019 года | |
Рожденный | Хосе Пласидо Доминго Эмбиль 21 января 1941 г. |
Альма-матер | Национальная консерватория музыки , Мексика |
Занятия |
|
Годы активности | 1957 – настоящее время |
Супруги | |
Дети | 3, включая Пласидо-младшего. |
Хосе Пласидо Доминго Эмбиль [ а ] (родился 21 января 1941 г.) [ 1 ] — испанский оперный певец , дирижёр и художественный руководитель. Он записал более ста полных опер и хорошо известен своей универсальностью, регулярно выступая на итальянском, французском, немецком, испанском, английском и русском языках в самых престижных оперных театрах мира. Хотя лирико-спинто на протяжении большей части своей карьеры он в основном был тенором , особенно популярным благодаря своим Каварадосси , Гофману , Дону Хосе и Канио , он быстро перешел к более драматическим ролям, став самым известным Отелло своего поколения. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] В начале 2010-х он перешёл от тенорового репертуара к исключительно баритоновым партиям, в первую очередь к Симону Бокканегре . По состоянию на 2020 год он исполнил 151 различную роль . [ 5 ] [ 6 ]
Доминго также добился значительных успехов как исполнитель-кроссовер, особенно в жанрах латиноамериканской и популярной музыки . Помимо получения четырнадцати «Грэмми» и премий «Латинская Грэмми» , несколько его пластинок стали серебряными, золотыми, платиновыми и мультиплатиновыми . Его первый поп-альбом Maybe Love (1981) распространил его известность за пределы оперного мира. Заглавная песня , исполненная дуэтом с кантри- и фолк-певцом Джоном Денвером , была продана почти четырьмя миллионами копий. [ 7 ] и способствовал многочисленным выступлениям тенора на телевидении. Он также снялся во многих кинематографически выпущенных и транслируемых по телевидению оперных фильмах, особенно под руководством Франко Дзеффирелли . В 1990 году он начал петь с другими тенорами Лучано Паваротти и Хосе Каррерасом в составе «Трех теноров» . Первая запись «Трех теноров» стала самым продаваемым классическим альбомом всех времен. [ 8 ] [ 9 ]
Выросший, работая в труппе сарсуэлы своих родителей в Мексике , Доминго с тех пор регулярно продвигал эту форму испанской оперы . Он также все чаще дирижирует операми и концертами и был генеральным директором Лос-Анджелесской оперы в Калифорнии с 2017 по 2019 год. [ 10 ] [ 11 ] Первоначально он был художественным руководителем, а затем генеральным директором Вашингтонской национальной оперы с 1996 по 2011 год. Он участвовал в многочисленных гуманитарных работах, а также в усилиях по оказанию помощи молодым оперным певцам, включая запуск и проведение международного конкурса вокалистов Operalia . В 2019–2021 годах он постоянно выступал на сценах Берлина, Будапешта, Кельна, Граца, Мадрида, Мериды, Милана, Монте-Карло, Москвы, Мюнхена, Палермо, Рима, Зальцбурга, Софии, Вероны, Версаля, Вены и Цюриха.
Ранний период жизни
[ редактировать ]
Пласидо Доминго родился 21 января 1941 года в районе Ретиро в Мадриде, Испания. [ 12 ] Его мать вспоминала, что они с мужем знали, что он станет музыкантом с пяти лет, благодаря его способности напевать сложную музыку из сарсуэлы после того, как увидели ее исполнение. [ 13 ] В 1949 году, всего за несколько дней до своего восьмого дня рождения, он вместе с семьей переехал в Мексику. Его родители, оба певцы, решили основать там компанию по производству сарсуэлы после успешного тура по Латинской Америке. Вскоре после прибытия в Мексику Доминго выиграл конкурс вокалистов для мальчиков, и его родители время от времени нанимали его и его сестру на детские роли в своих постановках сарсуэлы. [ 14 ] Доминго учился игре на фортепиано с юных лет, сначала частным образом, а затем в Национальной консерватории в Мехико, куда он поступил, когда ему было четырнадцать. В консерватории он также посещал классы дирижирования у Игоря Маркевича и учился вокалу у Карло Морелли, брата Ренато Занелли . Два брата были известными исполнителями как баритоновых, так и теноровых партий. [ 15 ] Занятия Доминго в консерватории составляли всю его формальную программу обучения вокалу; он никогда не учился индивидуально с учителем пения. [ 16 ]
В 1957 году, в возрасте шестнадцати лет, Доминго впервые выступил на профессиональном уровне, аккомпанируя своей матери на фортепиано на концерте в Мериде, Юкатан . В том же году он дебютировал на сарсуэле в Мануэля Фернандеса Кабальеро [ «Gigantes y cabezudos» исполнив партию баритона. [ 17 ] В то время он работал с труппой сарсуэлы своих родителей, в конечном итоге взял на себя несколько партий баритона и выступил аккомпаниатором у других певцов. [ 18 ] тенор гастрольной постановки другой труппы Луизы Фернанды В следующем году заболел . В своем первом выступлении в качестве тенора Доминго заменил больного певца, хотя и опасался, что тесситура партии окажется для него слишком высокой. [ 18 ] Позже в том же году он спел теноровую партию Рафаэля в испанской опере El gato montés , продемонстрировав свою готовность оценить теноровый диапазон, хотя он все еще считал себя баритоном. 12 мая 1959 года в Театре Деголладо в Гвадалахаре иногда в исполнении басов) Паскуаля в Эмилио Арриеты Марине . Как и «Эль гато монтес» , «Марина» — это опера, написанная в музыкальном стиле сарсуэлы, а не собственно сарсуэлы, хотя обе оперы обычно исполняются труппами сарсуэлы. Помимо работы с сарсуэлами, среди его первых выступлений была второстепенная роль в первой латиноамериканской постановке мюзикла « Моя прекрасная леди» , в которой он также был помощником дирижера и помощником тренера. [ 19 ] Пока он был участником, труппа дала 185 представлений мюзикла в различных городах Мексики.

В 1959 году Доминго прошел прослушивание в Национальную оперу Мексики во Дворце изящных искусств в качестве баритона, но затем его попросили прочитать с листа теноровую арию «Amor ti vieta» из Федоры . Его приняли в Национальную оперу в качестве компримарио тенора и наставника других певцов. [ 20 ] В том, что он считал своим оперным дебютом, Доминго спел второстепенную партию Борсы в опере Верди « Риголетто » 23 сентября во Дворце изящных искусств в постановке с ветераном американского баритона Корнеллом МакНилом и бас-баритоном Норманом Трейглом . Позже он появился в роли Падре Исповедника в «Диалогах кармелитов» , Альтума и Панга в «Турандот» , Норманно и Артуро в «Люсии ди Ламмермур» , среди других небольших ролей. Во время работы в Национальной опере он также появился в постановке Легара оперетты « , Веселая вдова» в которой поочередно исполнял роли Камиллы и Данило (оба изначально создавались как теноровые роли, хотя последний часто исполняется баритонами). Доминго дебютировал в опере Верди «Отелло» в «Беллас Артес» в возрасте 21 года летом 1962 года не в главной роли, благодаря которой он на протяжении десятилетий известен во всем мире как один из величайших интерпретаторов, а в небольшой компримарио партии «Кассио».

To supplement his income, the young Domingo played the piano for a ballet company, as well as for a program on Mexico's newly founded cultural television station. The program consisted of excerpts from zarzuelas, operettas, operas, and musical comedies. He acted in a few small parts while at the theater in plays by Federico García Lorca, Luigi Pirandello, and Anton Chekhov.[21] He also provided song arrangements and backup vocals for Los Camisas Negras in the late 1950s, a rock-and-roll band led by César Costa.[22] In his autobiography, Domingo reflected on the benefits of his busy and varied career as a teenager: "Today, when people ask me how I manage to hold up under my extremely heavy work load, I answer that I became accustomed to intense activity very early in my life and that I love it now as I loved it then."[23]
Career
[edit]1960s–1980s
[edit]Establishing a career in opera
[edit]In 1961, Domingo made his operatic debut in a leading role as Alfredo in La traviata at the Teatro de la Ciudad in Monterrey.[24] Later the same year, he made his debut in the United States with the Dallas Civic Opera, where he sang the role of Arturo in Lucia di Lammermoor opposite Joan Sutherland in the title role and Ettore Bastianini as Enrico. In 1962, he returned to Texas to sing the role of Edgardo in the same opera with Lily Pons at the Fort Worth Opera.[25] It would be the soprano's final operatic performance. That November Domingo sang the second tenor role of Cassio to Mario del Monaco's celebrated Otello in Hartford, Connecticut. At the end of 1962, he signed a six-month contract with the Israel National Opera in Tel Aviv, but later extended the contract and stayed for two and a half years, singing 280 performances of 12 different roles.
In June 1965, after finishing his contract in Tel Aviv, Domingo auditioned at the New York City Opera. He was hired to make his New York debut as Don José in Bizet's Carmen with the company, but his debut came earlier than expected on 17 June 1965 when he filled in for an ailing tenor at the last minute in Puccini's Madama Butterfly. In February 1966, he sang the title role in the U.S. premiere of Ginastera's Don Rodrigo at the New York City Opera, to much acclaim.[26] The New York Times review noted: "Mr. Domingo was as impressive as ever—a big, burly, large-voiced singer who looks exactly as one would visualize a hero from Gothic Spain."[27] The performance also marked the opening of the City Opera's new home at Lincoln Center.[28]
His official debut at the Metropolitan Opera in New York occurred on 28 September 1968, when he substituted with little notice for Franco Corelli in Cilea's Adriana Lecouvreur with Renata Tebaldi. Two years before this Adriana Lecouvreur, he had already performed with the Metropolitan Opera at Lewisohn Stadium in Mascagni's Cavalleria rusticana and Leoncavallo's Pagliacci. Since then, he has opened the season at the Metropolitan Opera 21 times, more than any other singer, surpassing the previous record of Enrico Caruso by four.[29] He has appeared with the company every season since 1968–1969. He made his debut at the Vienna State Opera in 1967; at the Lyric Opera of Chicago in 1968; at both La Scala and San Francisco Opera in 1969; at Arena di Verona on 16 July 1969 as Calaf (his first) in Turandot with Birgit Nilsson; at the Philadelphia Lyric Opera Company in 1970; and at Covent Garden in 1971. In 1975, Domingo debuted at the prestigious Salzburg Festival, singing the title role in Don Carlo in an all-star cast with Nicolai Ghiaurov, Piero Cappuccilli, Mirella Freni and Christa Ludwig with Herbert von Karajan conducting. Thereafter Domingo frequently returned to Salzburg for a number of operas, as well as for several concert performances. He has now sung at practically every important opera house and festival worldwide.

Domingo first sang Mario Cavaradossi in Puccini's Tosca in a 1961 performance in Mexico City.[30] He sang Cavaradossi at the Met on 15 February 1969 with Nilsson (broadcast). 1971 he made his Covent Garden debut in the role. He continued to sing the part for many years, especially at the Met and in Vienna, eventually performing it more than any other of his roles.[31] In September 1975, Domingo debuted in the title role of Verdi's Otello at the Hamburg State Opera. It soon became his signature role and one of operas he performed most frequently (over 200 times).[32] He recorded the part three times in the studio and appeared in four officially released filmed versions of the opera. Oscar-winning Shakespearean actor, Laurence Olivier, declared after seeing the tenor in the role: "Domingo plays Othello as well as I do and he has that voice."[33]
Domingo has also conducted operas and occasionally symphony orchestras as well. On 7 October 1973 he conducted his first opera performance, La traviata starring Patricia Brooks at the New York City Opera. The same year he released his debut album as a conductor, Domingo Conducts Milnes/Milnes Conducts Domingo, with baritone Sherrill Milnes. Domingo increasingly began to appear as a conductor at major opera houses around the world. In late 1983, he led a performance of Johan Strauss's Die Fledermaus at Covent Garden, which was televised. Three years later, he made a studio recording of the operetta, in which he both conducted and sang the role of Alfred.
Growing celebrity
[edit]The 1980s were a time of growing success and fame for Domingo. In 1981 he gained considerable recognition outside of the opera world when he recorded the song "Perhaps Love" as a duet with the American country/folk music singer John Denver. He followed this success with many more albums of popular and Latin music. Domingo expressed the hope that his popular albums would expand his fan base in a way that would eventually lead more people to discover opera.[34] These forays outside of the opera world led to numerous television appearances for the tenor, who was no longer known only by classical music lovers. In 1987, he and Denver joined Julie Andrews for an Emmy Award-winning holiday television special, The Sound of Christmas, filmed in Salzburg, Austria. He was interviewed on many talk shows and news programs, including The Tonight Show with Johnny Carson and 60 Minutes. Increasingly substantial numbers of his operatic performances were also shown on television during the 1980s.
After gaining experience acting for the cameras in numerous televised operas, Domingo performed in his first cinematically released opera movie, La Traviata, in 1982. He had worked with the film's director, former Academy Award nominee Franco Zeffirelli, previously in staged opera productions. Even as filming continued in Rome, he commuted back and forth to perform live in Vienna, Buenos Aires, Barcelona, and Madrid.[35] In 1984, Domingo filmed the role of Don José in Francesco Rosi's movie version of Carmen in his native Spain.[36] Zeffirelli reunited with the tenor two years later for another version of an opera, Otello, that ran in movie theaters worldwide. Domingo considered Carmen the best of the three, although he disagreed with the director's "low conception" of his character. He found La traviata to be "impressive", but expressed displeasure over cuts to the music in Zeffirelli's Otello.[37]
Even while diversifying his career, he continued to appear with great frequency in largely well-received operatic performances. By 1982 Newsweek declared Domingo "King Of The Opera" on its cover. The magazine's featured article, which recounted and analyzed his career, praised the singer for his "heroic voice, superb musicianship, fine acting skills and dashing Latin good looks".[33] That same year, Domingo appeared at the Metropolitan Opera's opening night performance of Bellini's Norma. It was the first time onstage that the tenor sang the part of Pollione, one of his rare excursions into the bel canto repertory. He was also set to open the Met's 1983-1984 centennial season debuting as Enée in a well publicized new production of Berlioz' Les Troyens, but a couple months in advance expressed uncertainty whether he could successful sing the role's high tessitura without harming his voice.[38] He asked to be released from his contract, but eventually decided to sing four of the six performances in the run with his friend James Levine conducting,[38] including one performance that was telecast.[39] He never sang the part again.[40]
During rehearsals for Les Troyens, Domingo rescued the opening night of the San Francisco Opera's season. The tenor scheduled to sing Otello, Carlo Cossutta, cancelled on the day of the performance. The company asked Domingo to replace him at 4 p.m. He quickly flew from New York to San Francisco, rushed to the opera house, and appeared in the role at 10:30 in the evening. A writer for the San Francisco Chronicle, among other journalists, reported extensively on the event. He observed the crowds gathering around the stage door for the tenor's arrival and remarked on how most of the waiting audience members "were breathless over the chance to see Placido Domingo, a star who draws the kind of rapt devotion that Mick Jagger inspires among rock fans."[41]

For the opening night of the following Met season, Domingo returned to the role of Wagner's Lohengrin, which he had last sung in early 1968. He had originally dropped the role from his repertoire after he felt his voice had been temporarily damaged by learning the challenging opera. The New York Times noted that the now more mature artist "lacked the chrome-plated, penetrating quality that one associates with German tenors", but praised him for bringing "an unusual legato grace to a role that is seldom sung so beautifully".[42] He also performed the role at the Vienna State Opera in 1985 and 1990. A performance during his last run of the opera was televised on 28 January 1990 and later released on VHS and DVD. He had just recovered from the flu at the time.[43]
On 19 September 1985 the biggest earthquake in Mexico's history devastated part of the Mexican capital. Domingo's aunt, uncle, nephew and his nephew's young son were killed in the collapse of the Nuevo León apartment block in the Tlatelolco housing complex. Cancelling several performances, Domingo himself labored to rescue survivors. During the next year, he performed benefit concerts for the victims and released an album of one of the events. Also in 1986 he appeared in a special gala concert for Queen Elizabeth II and in the world premiere of Goya, an opera that Gian Carlo Menotti composed specifically for him. Domingo had encouraged Menotti to make the opera about the Spanish painter Francisco Goya, whose life fascinated the singer.
Since 1990
[edit]Changing repertoire
[edit]
Since the 1990s Domingo has continued adding new roles to his growing repertoire, while dropping earlier parts. The 1990s were the start of rapid change in the types of roles the tenor performed. During this decade he sang his last Cavaradossi, Don Carlo, Don José, Gustavo/Riccardo, Hoffmann, and Alvaro, among others, and he began instead to expand the breadth of his roles more substantially beyond the standard Italian and French repertory (Berlioz's Requiem in 1979). In particular, he increased his involvement in Wagnerian operas. Although he had already sung Lohengrin and recorded a few operas by the composer, he did not perform any of Wagner's works frequently onstage until he debuted as Parsifal in 1991 and Siegmund in 1992. He continued to sing these roles for almost two decades, including at the Bayreuth Festival.
For the first time in over three decades, Domingo debuted in a Mozart opera, Idomeneo, in 1994 at the Met. During the nineties, he also appeared in the early Verdi opera, Stiffelio, the Brazilian Il Guarany, and the French grand operas, Hérodiade and Le prophète, all of which are rarely performed. Toward the end of the decade, he added his first Russian-language opera, Tchaikovsky's The Queen of Spades (although he had performed Eugene Onegin in translation while in Israel early in his career).
In the 2000s, he sang his last performances of some of the most successful operas from early in his career: Andrea Chénier, Samson et Dalila, Otello, La fanciulla del West, Fedora, Pagliacci, and Adriana Lecouvreur. In the twenty-first century, however, he has focused mostly on new roles. Early in the 2000s he sang the role of Arrigo in two concert performances of Verdi's rare La battaglia di Legnano and debuted in Wolf-Ferrari's Sly, an opera that his Three Tenors colleague José Carreras had recently revived from obscurity. Domingo himself worked to popularize Franco Alfano's infrequently performed Cyrano de Bergerac a few years later. Shifting musical styles again, he appeared in the eighteenth-century operas Iphigénie en Tauride and Tamerlano late in the decade.

Additionally, Domingo created several new roles in modern operas, such as the title role in Tan Dun's 2006 opera The First Emperor at the Metropolitan Opera, which was broadcast worldwide into movie theaters as part of the Met Live in HD series. In September 2010, he created the role of the poet Pablo Neruda in the world première of Daniel Catán's opera Il Postino at the Los Angeles Opera.[44] During the 2011–2012 season, Domingo sang Neptune in the Metropolitan Opera's world premiere performance of Jeremy Sams' The Enchanted Island. A pastiche of Baroque opera with story and characters drawn from Shakespeare's The Tempest and A Midsummer Night's Dream, a performance of the production was telecast on PBS' Great Performances at the Met.
High-profile appearances
[edit]Giving him greater international recognition outside of the world of opera, Domingo participated in The Three Tenors concert on the eve of the 1990 FIFA World Cup final in Rome with José Carreras and Luciano Pavarotti. The event was originally conceived to raise money for the José Carreras International Leukemia Foundation and was later repeated a number of times, including at the three subsequent World Cup finals (1994 in Los Angeles, 1998 in Paris, and 2002 in Yokohama). The recording of their first appearance together, Carreras Domingo Pavarotti in Concert, went multi-platinum with sales in excess of three million in the United States alone,[45] eventually outselling every previous classical album worldwide.[8][9] Domingo and his colleagues won the Grammy Award for Best Classical Vocal Solo for the album. Four years after their first successful concert, around 1.3 billion viewers worldwide watched their televised second World Cup performance at Dodger Stadium.[46] The recording of that event, The Three Tenors in Concert 1994, went platinum and multi-platinum in many countries, even reaching the number one spot on the UK Albums Chart.[47] Without Pavarotti and Carreras, Domingo made an appearance at the 2006 FIFA World Cup Final in Berlin, along with rising stars Anna Netrebko and Rolando Villazón. Before the 2014 FIFA World Cup final, he performed in Rio de Janeiro with pianist Lang Lang and soprano Ana María Martínez, a winner of his Operalia competition and a frequent singing partner of his.[48] In addition to these large-scale concerts, Domingo recorded the official song for the 1982 FIFA World Cup in Spain, "El Mundial".
A lifelong football fan, Domingo has been a vocal supporter of Real Madrid C.F., his home-town team. In 2002, he performed the club's new commemorative anthem, "Himno del Centenario del Real Madrid". It was written by José María Cano, with whom he had previously collaborated on the opera, Luna. Domingo presented the song live at the Bernabeu Stadium during celebrations of the football club's 100 year anniversary. On 13 May 2012, Domingo performed during Real Madrid's season-ending celebrations, when the team won their 32nd Spanish league title. In 2016 he sang the new version of Real Madrid's "Hala Madrid y nada más" with "...Y Nada Mas."

On 24 August 2008, Domingo performed a duet with Song Zuying, singing Ài de Huǒyàn (The Flame of Love) at the 2008 Summer Olympics closing ceremony in Beijing.[49][50][51] The Beijing Olympics was the second Olympics at which he performed; he also sang the Olympic Hymn at the closing ceremonies of the Barcelona Olympics in 1992.[52]
In 2002, he made a guest appearance on the song "Novus", the closing track on Santana's album Shaman. Domingo sang before Benedict XVI, during the pope's visit to Nationals Park and the Italian embassy in Washington, D.C., on 16 and 17 April 2008. On 15 March 2009, the Metropolitan Opera paid tribute to Domingo's 40th and the company's 125th anniversaries with a gala performance and onstage dinner.[53] On 29 August 2009, he sang "Panis angelicus" at the funeral mass of Senator Ted Kennedy in the Basilica of Our Lady of Perpetual Help in Boston, Massachusetts.[54] In March 2011, Domingo cancelled an engagement in Buenos Aires at the Teatro Colón in support of the theatre's musicians, who were on strike.[55]
As an opera company director
[edit]Domingo began an affiliation with the Washington National Opera in 1986, when he appeared in its world premiere production of Menotti's Goya. This was followed by performances in a production of Tosca in the 1988/89 season. Beginning in the 1996/97 season, he took on the role of Artistic Director, bringing new life to the company's productions through his many connections to singers throughout the world and his own annual appearances in one role each season.[56] One example of his ability to bring new singers to the stage were those by the then up-and-coming Anna Netrebko as Gilda in Rigoletto during the 1999/2000 season. In 2003 Domingo became General Director and his contract was extended through the 2010–2011 season.
Parallel to Domingo's management of the Washington company, he had been Artistic Director of the Los Angeles Opera since 2000. He assumed the position of General Director of the company in 2003. On 20 September 2010, he announced that he would renew his contract as General Director through 2013.[57] A week later he announced that he would not renew his contract as General Director of the Washington National Opera beyond its June 2011 expiration date. Reaction to this included The Washington Post's comments on his accomplishments:
- Domingo's goal was to make the WNO an internationally regarded company. At the beginning of his tenure, he lifted the opera to a new level, bringing in more international stars and big-name productions – including José Carreras in Wolf-Ferrari's Sly, Mirella Freni singing opposite Domingo in Fedora, and Renée Fleming in Lucrezia Borgia. And his commitment to American opera meant that the WNO presented the second or third productions of a number of important works: Maw's Sophie's Choice, Bolcom's A View From the Bridge, Previn's A Streetcar Named Desire.[58]

Domingo attempted to quash criticism in East Coast newspapers that he was taking on too much when the singer gave an interview in the Los Angeles Times in which he restated his long-time motto, "When I rest, I rust".[59]
В октябре 2019 года Доминго подал в отставку с поста генерального директора Оперы Лос-Анджелеса на фоне обвинений в сексуальных домогательствах. [ 11 ]
Берем на себя роли баритона
[ редактировать ]В 2007 году Доминго объявил, что два года спустя он возьмет на себя одну из самых сложных партий баритона Верди , исполнив заглавную партию в «Симоне Бокканегре» . Его дебютное выступление в этой партии состоялось в Берлинской государственной опере 24 октября, за ним последовало еще 29 выступлений в сезоне 2009–2010 годов в крупнейших оперных театрах мира, включая Метрополитен и Королевский оперный театр в Лондоне. [ 60 ]
После успеха «Бокканегры» Доминго исполнил и другие баритоновые партии, в том числе роль Риголетто в « Верди » Риголетто в августе 2010 года в театре Рейнвуд в Пекине. В марте 2012 года он впервые исполнил баритональную партию киновита-монаха Афанаэля в опере Массне « Таис» , свою 139-ю роль. И снова в 2011 году он взял на себя роль Риголетто в прямой телетрансляции в Европе, которая снималась в реальных местах Мантуи .
Он появился в роли дожа Франческо Фоскари в опере Верди « Я должен Фоскари» в постановке Таддеуса Страссбергера для Оперы Лос-Анджелеса в сентябре 2012 года, в Валенсии в начале 2013 года и в Ковент-Гардене в конце 2014 года. В марте 2013 года в -опера Метрополитен он впервые появился в роли Джорджо Жермона в «Травиате» Верди . [ 61 ] В следующем году он спел Джакомо в опере Верди « Джованна д'Арко» в Зальцбурге. Позже, в 2014 году, он дебютировал в роли Конте ди Луны в опере «Трубадур» в Берлине. В следующем сезоне он снова спел ди Луну на Зальцбургском фестивале с Анной Нетребко в роли Леоноры, Мари-Николь Лемье в роли Азусены и Франческо Мели в роли Манрико. Впервые он спел заглавную партию в опере Верди «Набукко» в Ковент-Гардене в марте – апреле 2013 года. [ 62 ] [ 63 ] и с тех пор повторил ее в Санкт-Петербурге . [ 64 ] Пекин , Верона , [ 65 ] и Вена . В 2015 году он дебютировал в главной партии «Макбета » Верди в Берлине, а также Дон Карло в «Эрнани» в Нью-Йорке и в главной роли Джанни Скикки в Лос-Анджелесе. [ 66 ]
13 июня 2018 года Пласидо Доминго выступил на гала-концерте открытия чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в Москве, проходившем на Красной площади в Москве , вместе с Анной Нетребко , Хуаном Диего Флоресом и Аидой Гарифуллиной и оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева .
Семья и личная жизнь
[ редактировать ]
Доминго родился в семье Пласидо Франсиско Доминго Феррера (8 марта 1907 г. - 22 ноября 1987 г.). [ 67 ] и Хосефа «Пепита» Эмбил Эчанис (28 февраля 1918 г. - 28 августа 1994 г.), [ 68 ] две испанские звезды сарсуэлы , которые воспитали в нем ранние музыкальные способности. Отец Доминго был наполовину арагонцем , наполовину каталонцем , а мать — баской из Гипускоа . Его отец начинал как скрипач, выступая в оркестрах оперы и сарсуэлы . Вскоре он также взял на себя роли баритона в сарсуэлах. Несмотря на то, что он повредил свой голос, выступая во время простуды, он продолжал петь до 1970-х годов. Мать Доминго была признанной сопрано, дебютировавшей на сцене Большого театра дель Лисеу в Барселоне. Она встретила своего мужа в 21 год во время выступления в опере Федерико Морено Торроба « Сор Наварра» . Позже Доминго вспоминал, что эксперты поощряли его отца петь вагнеровские партии тентенора , а Лисеу предлагал его матери контракт на пение в опере. [ 69 ] В 1946 году Морено Торроба и родители Доминго сформировали труппу сарсуэлы и гастролировали по Латинской Америке. Позже его родители навсегда остались в Мексике и основали собственную труппу сарсуэлы «Доминго-Эмбиль». [ 70 ] Помимо сына, у них была дочь Мария Хосе «Мари Пепа» Доминго де Фернандес (1942–2015).

29 августа 1957 года в возрасте 16 лет Доминго женился на своей однокурснице по игре на фортепиано Ане Марии Герра Куэ (1938–2006). Их сын, Хосе Пласидо Доминго Герра (в детстве его звали «Пепе», а позже «Джо»), ныне фотограф, [ 71 ] родился 16 июня 1958 года. [ 72 ] Однако брак продлился недолго, и вскоре пара рассталась. 1 августа 1962 года Доминго женился на Марте Орнелас (род. 1935), лирическом сопрано из Веракруса , Мексика, с которой он познакомился во время учебы в консерватории. [ 73 ] В том же году Марта была признана «Мексиканской певицей года». После свадьбы пара часто выступала вместе в Израильской национальной опере. Однако после того, как она забеременела первым ребенком, она отказалась от многообещающей карьеры, чтобы посвятить время семье. У них двое сыновей: Пласидо Франсиско (известный как Пласидо Доминго-младший ), родившийся 21 октября 1965 года, и Альваро Маурицио, родившийся 11 октября 1968 года.
Прожив некоторое время в Израиле, Доминго и его растущая семья переехали в Тинек, штат Нью-Джерси , в 1960-х годах. [ 74 ] [ 75 ] [ 76 ] Позже он приобрел резиденции на Манхэттене и Барселоне. Сохраняя свою квартиру в Нью-Йорке, он в настоящее время также имеет дом в родном Мадриде. Во время перерывов в рабочем графике он обычно проводит время с семьей в своем загородном доме в Акапулько , Мексика. [ 77 ] [ 78 ]
В марте 2010 года он перенес операцию по поводу рака толстой кишки . [ 79 ] В июле 2013 года он был госпитализирован в больницу Мадрида после перенесенной легочной эмболии . [ 80 ] Он был освобожден 14 июля, и «ожидалось, что он полностью выздоровеет». [ 81 ] В октябре 2015 года он был госпитализирован с холецистэктомией и пропустил первые пять представлений «Тоски», которые должен был дирижировать в Метрополитен-опера. [ 82 ] [ 83 ]
Обвинения в сексуальных домогательствах
[ редактировать ]В августе 2019 года несколько коллег-женщин обвинили Доминго в сексуальных домогательствах , некоторые из которых были совершены уже 30 лет назад. Однако никаких официальных обвинений предъявлено не было, равно как и не было никаких судебных разбирательств или обвинительных приговоров. Тем не менее, Доминго впоследствии подал в отставку с поста генерального директора Оперы Лос-Анджелеса, заявив, что сделал это с «тяжелым сердцем», но в свете недавних обвинений против него он сказал, что этот шаг был в лучших интересах оперы. компания. [ 84 ]
В конце февраля 2020 года Доминго извинился перед всеми коллегами, которые почувствовали себя некомфортно или каким-либо образом задели его комментарии или действия. Он повторил, что у него никогда не было намерения кого-либо обидеть или оскорбить, сказав: «Я никогда не вел себя агрессивно по отношению к кому-либо, и я никогда не делал ничего, чтобы помешать или каким-либо образом навредить чьей-либо карьере. Напротив, я потратил большую часть мои полвека в оперном мире поддерживали индустрию и способствовали карьере бесчисленного количества певцов». [ 85 ]
Расследование инцидентов в доме, начатое Оперой Лос-Анджелеса, «посчитало обвинения заслуживающими доверия, отчасти из-за сходства в их рассказах». Расследование «часто обнаруживало, что он был искренен в своих отрицаниях, но находило некоторые из них менее достоверными или недостаточно осведомленными». Следствие раскритиковало неадекватное общение и недостаточную осведомленность о сексуальных домогательствах в опере. [ 86 ]
В своем первом интервью после выздоровления от COVID-19 Доминго заявил итальянской газете La Repubblica, что обвинения были ложными. «Когда я узнал, что у меня COVID, я пообещал себе, что, если выйду живым, я буду бороться, чтобы очистить свое имя», - сказал Доминго. «Я никогда никого не оскорблял. Я буду повторять это, пока жив». [ 87 ]
Записи
[ редактировать ]Полные диски с операми и сольными концертами
[ редактировать ]Доминго сделал более 200 записей , большинство из которых — полнометражные оперы; он записал почти все ведущие оперные партии тенора, некоторые из них более одного раза. Будучи подростком, он впервые появился в очень небольших ролях в оригинальных испаноязычных версиях мюзиклов «Моя прекрасная леди» (1959) и «Рыжая» (1960). В 1968 году он выпустил свой первый сольный альбом Recital of Italian Operatic Arias (также известный как Bel Canto Domingo ). Альбом под управлением Нелло Санти получил Grand Prix du Disque . В 1969 году был выпущен первый сольный альбом Доминго для RCA Red Seal , и он записал свою первую полную оперу в студии «Трубадур » с Леонтин Прайс и Шерил Милнс также для RCA, которая была его основным лейблом на протяжении всех 1970-х годов; RCA записывала Доминго, Милнса и Прайса вместе еще несколько раз, как в полных операх, так и на дисках с сольными концертами. Доминго последовал за «Трубадуром» с постоянным потоком полных записанных опер с 1970-х годов до начала следующего столетия. Начиная с Il tabarro в 1970 году, Les Troyens в 1983 году и заканчивая «Эдгаром» в 2006 году, Доминго записал все оперные партии Пуччини для тенора. Среди его альбомов есть бокс-сет всех основных теноровых арий, сочиненных Верди , включая несколько малоизвестных и редко исполняемых версий на языках, отличных от оригинальных опер, и написанных только для конкретных исполнений. Он также записал вокальные партии во многих симфонических произведениях и дирижировал некоторыми из своих альбомов. [ нужна ссылка ] В августе 2005 года EMI Classics выпустила долгожданную и разрекламированную студийную запись » Рихарда Вагнера , «Тристана и Изольды в которой Доминго и победительница «Опералии» Нина Штемме исполнили главные партии. Обзор, озаглавленный «Вокальное совершенство», в номере журнала The Economist от 8 августа 2005 года назвал запись «монументальной» и похвалил ее за «музыкальный лиризм и сексуальную страсть, которые полностью оправдывают затраты и усилия». Вагнера Обзор также охарактеризовал исполнение Доминго Зигмунда в « Валькирии» в Ковент-Гардене в июле 2005 года как «незабываемое» и «яркое». Совсем недавно Доминго появился с Анжелой Георгиу на записи оперы «Федора» , в которой он часто появлялся на сцене, и в качестве баритона в концертной версии «Джованна д'Арко» с Анной Нетребко. В сентябре 2011 года в возрасте 70 лет он подписал эксклюзивный контракт со звукозаписывающей компанией Sony Classics. [ 88 ]
Кроссоверные альбомы
[ редактировать ]Помимо своих классических записей, Доминго выпустил множество кроссоверных альбомов. Его выпуск неоперных записей ускорился после того, как его поп-альбом Maybe Love (1981) стал золотым, а затем и платиновым. [ 89 ] Среди других его записей популярной музыки - My Life for a Song (1983), Save Your Nights for Me (1985) и британская золотая пластинка Be My Love (1990). [ 90 ] Его англоязычная версия « Bésame Mucho » из «My Life for a Song» была номинирована на «Грэмми» как лучшее латиноамериканское поп-исполнение в 1984 году. В следующем году он выиграл «Грэмми» в той же категории за свой сборник Эрнесто Лекуоны песен «Always in My». Сердце ( Siempre en mi corazón ) . (В том же году он выиграл вторую Грэмми за «Кармен» под управлением Лорин Маазель .) В 2012 году он записал песни с Джошем Гробаном , Сьюзен Бойл и джазовым певцом Гарри Конником-младшим , среди других. В 2015 году он выпустил праздничный альбом My Christmas , в который вошли дуэты с Идиной Мензель , Джеки Эванчо , Пласидо Доминго-младшим , The Piano Guys и другими. [ 91 ]
С начала 1980-х годов Доминго выпустил несколько латинских альбомов, в том числе два на музыку мексиканского автора песен Агустина Лары . Еще два своих альбома, Adoro (1982) и 100 años de Mariachi (1999), он посвятил исключительно мексиканской музыке. 100 лет Мариачи» Коллекция ранчерас « стала платиновой в США и золотой в Мексике. [ 89 ] [ 92 ] Позже он вспоминал, что, будучи поклонником музыки мариачи с детства, премия «Грэмми», которую он выиграл за 100 лет Мариачи, была наградой, которая значила для него больше всего из всех, что он получил. [ 93 ]
Появления в кино и на телевидении
[ редактировать ]Доминго снялся в нескольких оперных фильмах. Три его театральных оперных фильма 1980-х годов получили значительные награды и признания, в том числе номинации на «Золотой глобус» и BAFTA как лучший фильм на иностранном языке. Дзеффирелли «Травиата» и «Отелло» были номинированы на премию «Оскар», а саундтреки к «Травиате» и « Кармен » Рози получили премию «Грэмми» как лучшая оперная запись года. Доминго также снял различные оперные фильмы для телевидения, в том числе « Жана-Пьера » Мадам Баттерфляй Поннеля с Миреллой Френи Джанфранко де Бозио , «Тоску» с Раиной Кабаиванской , » Джузеппе Патрони Гриффи с «Тоску Катрин Мальфитано ( премия «Эмми »), [ нужна ссылка ] Франко Дзеффирелли , «Сельская честь» и «Паяцы» а совсем недавно — Марко « Риголетто в Беллоккьо

На протяжении десятилетий он пел в многочисленных телепередачах Live from the Metropolitan Opera и радиопередачах Met . Он также часто появлялся в телевизионных спектаклях других оперных театров. Пуччини в Ла Скала, В 1978 году он снялся в постановке «Манон Леско» которая ознаменовала домашний дебют венгерского сопрано Сильвии Сасс . Кроме того, многие из его концертов и вечеров сарсуэлы транслировались по телевидению. Помимо съемок оперных и концертных выступлений, он часто появлялся в качестве гостя на телевидении. Доминго появился в пятом сезоне «Шоу Косби» в роли Альберто Сантьяго, коллеги доктора Клиффа Хакстейбла. [ 94 ] В 1989 году в международном телесериале «Возвращение» Доминго возвращается в свой родной город Мадрид, размышляя о жизни там во время записи альбома арий Сарсуэлы для EMI. В телепередаче церемонии вручения премии Оскар 1993 года он исполнил песню « Beautiful Maria of My Soul » из фильма «Короли мамбо » , которая была номинирована на лучшую оригинальную песню . Тенор был первым испанцем, выступившим на церемонии вручения премии Оскар . Ранее он вручал «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке вместе с Фэй Данауэй на 57-й церемонии вручения премии «Оскар» в 1985 году.
Доминго был исполнительным продюсером получившего признание критиков мексиканского фильма 1998 года «Другое завоевание» , снятого его сыном Альваро и режиссера Сальвадора Карраско, в котором Доминго также спел оригинальную арию «Mater Aeterna», написанную Сэмюэлем Займаном на слова Карраско. Его также слышали в исполнении песни «In Pace» во время заключительных титров « » Кеннета Браны ( Гамлета 1996). В 2008 году Доминго озвучил длинношерстного чихуахуа по имени Монтесума в диснеевском фильме « Чихуахуа из Беверли-Хиллз» . Он также появился в роли прадеда Маноло в анимационном фильме «Книга жизни» в 2014 году.
Рождество в Вене
[ редактировать ]В декабре 1992 года Доминго сотрудничал с другим оперным тенором и другом Хосе Каррерасом и легендой поп-музыки Дайаной Росс в телевизионном рождественском концерте. Вена была выбрана местом проведения мероприятия из-за ее репутации музыкальной столицы и особого очарования Австрии во время Рождества. Венский симфонический оркестр под руководством маэстро Виктора Шутея исполнил оркестровую музыку, а Детский хор Гумпольдскирхена - хоровой вокал. 23 декабря 1992 года первый из серии рождественских концертов в Вене увидели несколько сотен миллионов человек по всему миру. Пласидо Доминго вернулся в Вену для еще многих рождественских концертов в Вене , выступая со звездами и друзьями как поп-, так и классической музыки, включая Дион Уорвик , Шарля Азнавура , Сиссель Киркьебё , Майкла Болтона , Сару Брайтман , Шарлотту Чёрч , Натали Коул , Риккардо Коччианте , Патрисия Каас , Лучано Паваротти , Тони Беннетт и другие.
Культурные ссылки
[ редактировать ]
К 1980-м и 1990-м годам в популярных культурных формах, особенно в телевизионных программах, Доминго начал упоминаться, часто как прототип оперного певца или как часть влиятельных Трех Теноров. [ 95 ] В 1987 году в Улица Сезам» американском детском телешоу « , которое выходит в эфир с 1969 года, появился кукольный персонаж, названный в честь Доминго. В сериале Пласидо Фламинго был розовой певчей птицей, которая регулярно появлялась в телепередачах «Прямой эфир из гнезда» (пьеса из «Прямой эфир из Метрополитена») Нестрополитен-оперы. В специальном выпуске 1989 года « Улица Сезам... 20 лет и все еще считается » Доминго появился со своей одноименной марионеткой и вместе спел «Посмотри в окно». [ 96 ] Шоу так и не возродило персонажа после того, как в начале 1992 года умер кукольник Ричард Хант , озвучивший Пласидо Фламинго. [ 97 ] Точно так же в австралийско-канадской мульткомедии 2009 года «Перли» отца семейства оперных блох зовут Пласидо. Хотя это и не связано с оперой, один из Трех Императоров (отрывок от Трех Теноров) в оригинальной японской версии аниме -сериала Yu-Gi-Oh! 5D's (2008–2011) также назван в честь певца.
В 2007 году Доминго сыграл эпизодическую роль в «Симпсонах» , самом продолжительном американском телесериале в прайм-тайм по сценарию и обладателе более тридцати премий «Эмми» . Он озвучил анимационную версию самого себя в эпизоде « Гомер из Севильи », в котором рассказывается о том, как Гомер Симпсон становится оперным певцом. После оперного представления Гомер беседует с Доминго, который просит его называть его «П. Динго» (пьеса по мотивам « П. Дидди ») и просит у него совета по пению. Хотя он не озвучивал, он также был анимационным персонажем в эпизоде 1995 года («Три тенора, и ты ушел») Warner Brothers детского мультфильма «Аниманьяки» и эпизоде 1999 года («Проблемы цензуры: Три марионетки против Три тенора») канала MTV жестокой комедии «Смертельный поединок знаменитостей» .
Доминго, наряду с Лучано Паваротти и Хосе Каррерасом, во многом вдохновил на создание резкого англоязычного фильма 2001 года « Off Key » испанского режиссера Мануэля Гомеса Перейры . [ 98 ] [ 99 ] Главный герой фильма Рикардо Паласиос (его играет Джо Мантенья ) — испанский тенор, имеющий смутные связи с Мексикой, который играет на фортепиано, дирижирует, ищет известности за пределами оперного мира и гордится своим Отелло. Как и Доминго, он открывает новые оперные таланты, поет дуэтами с поп-исполнителями, исполняет музыку мариачи и танго. Однако фарсовый сюжет не имеет ничего общего с реальными событиями из жизни Доминго и его коллег. [ 99 ] На тот момент этот фильм был самой дорогой постановкой в истории кинематографа Испании. [ 100 ]
Американская писательница Элизабет Джордж ссылается на Доминго в одной из своих серий детективных романов о вымышленном инспекторе Линли « Это тело смерти» (2010). В книге маленькая дочь Мередит является страстной поклонницей Пласидо Доминго, и детектив читает ей несанкционированную биографию певца. Реальный Доминго также упоминался в эпизоде сериала Сейнфельда 1996 года « Кукла ». В то время «Сайнфелд» был вторым по рейтингу сериалом на американском телевидении. В ситкоме « Все любят Рэймонда» он также несколько раз упоминался как мать Рэймонда, любимая оперная певица Мари. Кроме того, тенор появился на обложках нескольких книг, посвященных опере, как ключевой представитель музыкального жанра. Такие популярные намеки на Доминго иллюстрируют его нетипично широкую известность и культурное влияние как оперного певца. Его интеграция как фактического исполнителя и как «образа» в популярную и высокую культуру была настолько значительной к 2011 году, что испанский писатель Рубен Амон написал книгу: Пласидо Доминго: колосс мирового театра , специально анализирующий певца как культурный и социологический феномен. [ 95 ] [ 101 ]
Репертуар
[ редактировать ]Доминго спел 151 партию на итальянском, французском, немецком, английском, испанском и русском языках. [ 5 ] [ 6 ] Однако его основной репертуар - итальянский ( Отелло ; Каварадосси в «Тоске» ; Дон Карлос ; Де Грие в «Манон Леско» ; Дик Джонсон в «Волшебнице Запада» ; Радамес в «Аиде» ); французский (Дон Хосе в «Кармен» ; Самсон в «Самсоне и Далиле» ; Энея в «Троянах» ; Гофман в «Сказках Гофмана» ); и немецкий ( Лоэнгрин , Парсифаль и Зигмунд в «Валькирии» ). Он появился в большем количестве опер Джузеппе Верди, чем любой другой композитор. Доминго исполнил оригинальные роли в восьми мировых премьерах опер: «Последний сон » Васкеса , Морено Торробы » «Поэт , Менотти » « Гойя , Гарсии Абриля » «Божественные слова » Кано , «Луна , Драттелла » «Николас и Александра » Тан Дуна. , «Первые «Император» Катана и «Il Postino» , а также одна стилизация « Очарованный остров» . Он также выступал на американских премьерах « Дона Родриго» и «Сирано де Бержерака» . Он продолжает пополнять свой репертуар новыми ролями, последний раз исполнив партию Скикки в одноактной опере Пуччини « Джанни Скикки» в сентябре 2015 года.
После исполнения ролей баритона он спел Conte Di Luna в опере «Трубадур» , в которой ранее исполнял роль тенора Манрико. Его последняя крупная роль в полнометражной опере — заглавная партия в «Набукко» в постановке Таддеуса Страссбергера в декабре 2019 года в Валенсии. Во время занавеса многие сторонники певца выразили свою поддержку, разбросав листовки в поддержку певца. [ 102 ]
Награды и почести
[ редактировать ]
Пласидо Доминго получил множество наград и наград за свои достижения в области музыки, а также в знак признания его многочисленных благотворительных концертов и вкладов в различные благотворительные организации. В 1978 году, когда Доминго было всего 37 лет, город Мадрид установил памятную доску на месте его рождения на улице Калле Ибица, 34, недалеко от парка Буэн Ретиро . [ 12 ]
Певец выиграл свою первую премию «Грэмми» в 1971 году, а затем получил еще восемь, а также пять премий Latin Grammy , включая награду «Человек года» Латинской академии звукозаписи . [ 103 ]
Каммерзенгер кавалера Венской государственной оперы и обладатель многочисленных почетных докторских степеней, он получил и другие крупные награды, в том числе звание почетного Ордена Британской Империи в 2002 году. [ 104 ]
В 2006 году он получил премию Brit Award за выдающийся вклад в музыку .
Он также награжден Австрийским Почетным крестом науки и искусства I степени (1992 г.); Большой серебряный знак отличия «За заслуги перед Австрийской Республикой» (2007 г.); [ 105 ] Командующий Французским Почетным легионом ; Мексиканский орден ацтекского орла ; Премия испанского принца Астурийского в области искусств (1991); США Президентская медаль свободы ; а в 2011 году - Почетную медаль от султана Кабуса бен Саида из Омана. [ 106 ] Первая премия Биргит Нильссон была вручена ему в 2009 году.
В 2012 году Доминго был включен в Gramophone . первый Зал славы [ 107 ]
В апреле 2014 года Доминго был удостоен степени почетного доктора музыки Музыкального колледжа Беркли в его кампусе в Валенсии, Испания. Во время своей благодарственной речи Доминго сказал: «Для меня большое удовольствие иметь связь между Бостоном и Валенсией, поскольку оба они сыграли важную роль в моей карьере». Доминго спел «Мессию» Генделя с Бостонским симфоническим оркестром в начале своей карьеры и исполнил свою первую «Богему» во Дворце искусств. [ 108 ]
В июне 2018 года авиакомпания Iberia Airlines почтила Доминго, разместив его имя на своем первом Airbus A350, поставленном авиакомпании. [ 109 ]
Гуманитарные работы и инициативы
[ редактировать ]Доминго активно участвовал в гуманитарной деятельности и волонтерстве. Он дал множество благотворительных концертов для помощи при стихийных бедствиях, благотворительных и музыкальных организациях, а также занимал различные волонтерские должности в мире искусства и спорта. В 1986 году Доминго выступил на нескольких благотворительных концертах с целью сбора средств для жертв землетрясения в Мехико 1985 года . Он также выпустил альбом одного из мероприятий на благотворительность. 21 августа 2007 года в знак признания его поддержки жертв землетрясения, а также его художественных работ была открыта статуя в его честь. Он был сделан в Мехико из ключей, подаренных людьми. Статуя работы Алехандры Суньиги имеет высоту два метра и вес около 300 кг (660 фунтов) и является частью программы «Grandes valores» («Великие ценности»). [ 110 ] [ 111 ]
После землетрясения Доминго продолжал заниматься благотворительной деятельностью в Мексике и других странах. После того, как ураган «Полин» опустошил тихоокеанское побережье Южной Мексики в 1997 году, он дал два благотворительных концерта в Акапулько, чтобы собрать деньги на строительство 150 новых домов для тех, кто остался без крова из-за урагана. [ 112 ] В декабре 2003 года он выступил в Канкуне в пользу Фонда Сьюдад-де-ла-Алегрия, который предоставляет помощь и жилье нуждающимся людям, в том числе людям с низким доходом, сиротам, будущим матерям, иммигрантам, реабилитированным правонарушителям и неизлечимо больным. [ 113 ] За пределами Мексики Доминго и Кэтрин Дженкинс выступили на благотворительном концерте в Афинах 27 июня 2007 года с целью сбора средств для помощи жертвам конфликта в Дарфуре . Концерт был организован организацией « Врачи без границ».
4 марта 2006 года Доминго спел на гала-концерте «Ночь для Нового Орлеана» Оперной ассоциации Нового Орлеана , чтобы помочь восстановить город после того, как он был частично разрушен ураганом Катрина . Перед гала-концертом он сделал обнадеживающее заявление: «МУЗЫКА – ЭТО ГОЛОС НАДЕЖДЫ!». [ 114 ] победительница Operalia Элизабет Футрал Вместе с тенором выступила и еще несколько популярных оперных певиц. Гала-концерт собрал 700 000 долларов в фонд восстановления города. [ 115 ] 23 марта 2008 года городской совет Нового Орлеана назвал сцену городского театра в Театре Махалии Джексон в парке Луи Армстронга «сценой Пласидо Доминго» в честь его вклада в Гала-концерт. [ 115 ] В начале следующего года Доминго выступил с Оперой Нового Орлеана на гала-концерте, посвященном открытию театра. Тогда он заявил прессе: «Восстановление театра Махалии Джексон в Новом Орлеане является символом новой жизни города после разрушений 2005 года, но в эти трудные экономические времена это также символ надежды и веры в будущее». будущее со стороны дальновидной художественной организации». [ 116 ]
В июне 2010 года Доминго стал президентом организации Europa Nostra , Голоса культурного наследия в Европе, который помогает продвигать европейскую высокую культуру. [ 117 ] В следующем году президент ФИФА Зепп Блаттер пригласил Доминго присоединиться к совету, призванному очистить руководящий орган футбола, обвиненный в получении взяток от стран, желающих провести чемпионат мира. [ 118 ] Доминго также поддержал экологические усилия. В 2007 году он присоединился к нескольким другим выдающимся деятелям в сфере развлечений, правительства, окружающей среды и т. д. в качестве одного из пользователей BMW Hydrogen 7 , созданного для поддержки использования водорода как жизнеспособной альтернативы ископаемому топливу. [ 119 ] Доминго также поддерживает инициативу «Услышьте мир» в качестве представителя, призванного повысить осведомленность о проблеме слуха и потери слуха. [ 120 ]
Operalia и программы молодых художников
[ редактировать ]
Доминго особенно старался помочь развитию карьеры молодых оперных певцов. В 1993 году он основал Operalia, Всемирный оперный конкурс , международный оперный конкурс для талантливых молодых певцов. Победители получают возможность работать в оперных ансамблях по всему миру. [ 121 ]
Несколько ведущих оперных певцов последних лет завоевали призы конкурса, в том числе Джозеф Каллеха , Джойс ДиДонато , Эрвин Шротт , Джузеппе Филианоти и Хосе Кура . В частности, Доминго часто выступал с мексиканским тенором Роландо Вильясоном , завоевавшим три премии на конкурсе Operalia 1999 года.
Помимо Operalia, Доминго сыграл важную роль в оказании поддержки и особого внимания многим молодым артистам, как это было в 2001 году, когда он пригласил так называемого «поющего полицейского», нью-йоркского тенора Даниэля Родригеса , принять участие в программе молодых художников Вилар-Доминго для развития его оперные способности.
В дополнение к программе молодых артистов Вилар-Доминго в Вашингтоне, округ Колумбия, Доминго также начал программы по обучению молодых оперных певцов в Опере Лос-Анджелеса и Дворце искусств королевы Софии в Валенсии , Испания.
В сентябре 2016 года он выступил на благотворительном вечере Молодёжного оркестра Лос-Анджелеса Esperanza Azteca, поддерживая молодых музыкантов из Лос-Анджелеса. [ 122 ]
Сочинения
[ редактировать ]Дата | Заголовок | Издатель | ISBN | Страницы | Автор(ы) |
---|---|---|---|---|---|
сентябрь 1983 г. | Мои первые сорок лет | Альфред А. Кнопф | ISBN 0-394-52329-6 | 256 | Пласидо Доминго |
1983 | Жаклин дю Пре: впечатления | Авангард Пресс | ISBN 0814908675 | 141 | Уильям Вордсворт Пласидо Доминго |
декабрь 1994 г. | Opera 101: Полное руководство по Учиться и любить оперу |
Гиперион | ISBN 0-7868-8025-2 | 494 | Фред Плоткин Пласидо Доминго |
июль 1997 г. | Рождество с Пласидо Доминго: Звучат трубы и поют ангелы |
Издательская компания Альфред | ISBN 0-89524-321-0 | 80 | Пласидо Доминго Милтон Окунь |
июль 1997 г. | Под испанским небом (Под испанским небом) |
Публикации Warner Brothers | ISBN 0-7692-0024-9 | 84 | Пласидо Доминго Кэрол Куэльяр |
март 1999 г. | Пласидо Доминго: Ради любви | Корпорация Хэла Леонарда | ISBN 0-7119-7258-3 | 104 | Пласидо Доминго |
Январь 2003 г. | Компаньон Сарсуэлы | Пугало Пресс | ISBN 0810844478 | 352 | Кристофер Уэббер Пласидо Доминго |
март 2003 г. | Пласидо Доминго: Мои оперные роли | Баскервиль Паблишерс, Инкорпорейтед | ISBN 1-880909-61-8 | 319 | Хелена Матеопулос Пласидо Доминго |
март 2007 г. | Леонкавалло: жизнь и творчество | Роуман и Литтлфилд Паблишерс, Инк. | ISBN 0-8108-5873-8 ISBN 0-8108-5880-0 |
349 351 |
Конрад Драйден Пласидо Доминго |
декабрь 2007 г. | Так когда же толстая дама поет? | Корпорация Хэла Леонарда | ISBN 1-57467-162-6 | 173 | Майкл Уолш Пласидо Доминго |
См. также
[ редактировать ]- Бюст Пласидо Доминго
- Категория:Альбомы Пласидо Доминго
- Список самых продаваемых исполнителей латиноамериканской музыки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Произношение: / d oʊ ˈ m ɪ ŋ ɡ oʊ , d ə ˈ -/ ; Испанский: [xose ˈplaθiðo ðoˈmiŋɡo emˈbil]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Британская энциклопедия , Энциклопедия мировой биографии , Томсон Гейл, 2006 , Краткий музыкальный словарь Гроува , Oxford University Press, 1994 , Варрак, Дж. и Уэст, Э. Оксфордский оперный словарь , OUP, 1992, все указывают год рождения 1941 года .
- ^ Мэйси, Лаура Уильямс (2008). Книга Рощи оперных певцов . Издательство Оксфордского университета. стр. 127–8. ISBN 978-0195337655 .
- ^ Матеопулос и Доминго 2003 , с. 19: «Отелло — драматическая роль, а Доминго — лирический тенор-спинто. Но с самого начала было ясно, что это идеальная роль для него…»
- ^ Миченер, Чарльз (4 октября 2004 г.). «Хеппнер теперь правит Отелло, поскольку Доминго отказывается от роли» . Нью-Йорк обозреватель . Проверено 7 августа 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Рецензия: Пласидо Доминго в своей 151-й роли играет «дикого кота» в роли старого льва» . Лос-Анджелес Таймс . 6 мая 2019 года . Проверено 24 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «OperaChaser: 151-я роль Доминго сопровождает огромную привлекательность Сарсуэлы в страстно представленном Эль Гато Монтес («Дикая кошка») в Опере Лос-Анджелеса» . Operachaser.blogspot.com . 20 мая 2019 года . Проверено 24 августа 2021 г.
- ^ Батлер, Сьюзен (21 июня 2008 г.). «Милт Окун: музыкальная легенда Милт Окун, удостоенный чести за видение на всю жизнь» . Рекламный щит . п. 34.
- ^ Jump up to: а б Гарет Мэлоун (28 апреля 2011 г.). Музыка для народа: удовольствия и опасности классической музыки . Издательство ХарперКоллинз. стр. 34–. ISBN 978-0-00-739618-4 . Проверено 30 июля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Журнал классической музыки, том 17, с. 39 (1994). «А еще есть феномен трех теноров: лондонская запись концерта 1990 года стала самым продаваемым классическим альбомом всех времен, его тираж превысил 10 миллионов экземпляров по всему миру».
- ^ «Домашняя страница оперы Лос-Анджелеса, по состоянию на 1 июля 2017 г.» . Архивировано из оригинала 10 апреля 2019 года . Проверено 1 июля 2017 года .
- ^ Jump up to: а б Сингх, Маанви (2 октября 2019 г.). «Пласидо Доминго уходит из оперы Лос-Анджелеса из-за обвинений в сексуальных домогательствах» . Хранитель . Проверено 2 октября 2019 года .
- ^ Jump up to: а б Пласидо Доминго: «Я родился в десяти минутах от Реала, на улице Ибица» (испанский)
- ^ СЭ (20 октября 1988 г.). « В Испании к сарсуэле относятся как к падчерице»: Пепита Эмбил сегодня получает большую дань уважения» . ABC (на испанском языке). Мадрид . Проверено 9 сентября 2015 г.
- ^ Доминго 1983 , стр. 10–13.
- ^ Доминго 1983 , стр. 14–9.
- ^ Доминго 1983 , стр. 18.
- ^ Уэббер 2003 , с. 303.
- ^ Jump up to: а б Доминго 1983 , стр. 20.
- ^ Доминго 1983 , стр. 20–2.
- ^ Доминго 1983 , стр. 23.
- ^ Доминго 1983 , стр. 25–6.
- ^ Доминго 1983 , стр. 27.
- ^ Доминго 1983 , стр. 28.
- ^ «Роли». Архивировано 16 апреля 2021 г. на Wayback Machine , placidodomingo.com.
- ^ «Пласидо Доминго | О Пласидо Доминго | Американские мастера | PBS» . Американские мастера . 3 декабря 2002 г.
- ^ Снеговик 1985 , стр. 11, 134–5.
- ^ Шенберг, Гарольд К. (10 февраля 1967 г.). «Опера: Оркестр — звезда». Нью-Йорк Таймс . п. 31.
- ^ Снеговик 1985 , с. 11.
- ^ Фокс 2006 , с. 193
- ^ Доминго 1983 , с. 222.
- ^ PBS , Американские мастера: Пласидо Доминго
- ^ Боже, Жорж (февраль 2001 г.). «Пласидо Доминго апофеоз». Мир музыки (на французском языке).
- ^ Jump up to: а б Лебедь 1982 года .
- ^ Снеговик 1985 , с. 49.
- ^ Доминго 1983 , стр. 175–9.
- ^ Снеговик 1985 , стр. 213–5, 222–4.
- ^ Сковелл, Джейн (сентябрь 1987 г.). «Доминго: изо всех сил». Оперные новости .
- ^ Jump up to: а б Холланд, Бернард (20 сентября 1983 г.). «Доминго почти» уверен, что откроет встречу» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 14 августа 2015 г.
- ^ Алмквист, Шэрон Г. (1993). Оперная медиаграфия: видеозаписи и кинофильмы . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. п. 170. ИСБН 0313284903 .
- ^ Матеопулос и Доминго 2003 , с. 212.
- ^ Хартлауб, Питер; Шилтс, Рэнди (22 августа 2015 г.). «Наша НФ: Пьяная толпа ожидает приезда Пласидо Доминго» . СФГейт . Проверено 2 сентября 2015 г.
- ^ Хенахан, Донал (26 сентября 1984 г.). «Мет-открывалка прошла испытания». Нью-Йорк Таймс .
- ^ Нортон-Уэлш, Кристофер (май 1990 г.). «Вена, Лоэнгрин». Опера . Лондон.
- ^ «О нас: Пласидо Доминго» (страница Доминго на сайте LA Opera). Архивировано 28 мая 2013 года на Wayback Machine , laopera.com. Проверено 1 июля 2013 г.
- ^ «Американские сертификаты – «Три тенора» » . Ассоциация звукозаписывающей индустрии Америки . Проверено 8 июля 2015 г.
- ^ Блюменталь, Ральф (24 марта 1996 г.). «Три тенора-джаггернаута» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 1 августа 2015 г.
- ^ «Все альбомы номер 1» . Официальные графики (Великобритания) . Проверено 11 июля 2015 г.
- ^ «Пласидо Доминго споет перед финалом чемпионата мира» . Голливудский репортер . АП. 12 июня 2014 года . Проверено 15 июля 2015 г.
- ^ «Архивная копия» . www.news.com.au. Архивировано из оригинала 27 августа 2008 года . Проверено 22 мая 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Олимпиада Пекин-2008» . Народная газета .
- ^ «Пекин 2008: выступление певцов Доминго и Сонга» . Архивировано из оригинала 24 августа 2008 года.
- ^ Пласидо Доминго - Церемония закрытия Олимпийских игр в Барселоне, 1992 год, на YouTube
- ^ «40-летие Доминго с The MET» . Metoperafamily.org . Проверено 24 августа 2021 г.
- ^ Роули, Джеймс; Фицджеральд, Элисон (29 августа 2009 г.). «Политическая элита страны собирается на прощание с Кеннеди» . Новости Блумберга .
- ^ «Пласидо Доминго будет выступать на открытом воздухе в Буэнос-Айресе, но не в Театре Колон» . День . 23 марта 2011 года . Проверено 12 января 2015 г.
- ^ Филлипс-Мац 2006 , с. 53.
- ^ Дэвид Нг; Майк Бём (20 сентября 2010 г.). «Пласидо Доминго продлевает контракт с LA Opera до 2013 года» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 13 ноября 2010 г.
- ↑ Энн Миджетт , «Доминго не будет продлевать оперный контракт округа Колумбия» , The Washington Post , 28 сентября 2010 г.
- ↑ Рид Джонсон, «Жонглирование Пласидо Доминго: суперзвезда отвергает недавние предположения о том, что его занятая жизнь влияет на Оперу Лос-Анджелеса и другие его обязательства» The Los Angeles Times , 21 февраля 2010 г.
- ^ «Календарь выступлений Доминго» . Архивировано из оригинала 14 октября 2009 года.
- ^ «Метрополитен-опера, 14 марта 2013 г., информация о спектакле» (PDF) . Metoperafamily.org) . Проверено 24 августа 2021 г.
- ^ Хьюго Ширли, «Победители опералии Пласидо Доминго», Opera , Лондон, сентябрь 2012 г., стр. 1153–1154.
- ^ «Набукко — Продакшнс — Королевский оперный театр» . Roh.org.uk.
- ^ «Набукко» . Мариинский.ру .
- ^ "Набукко_арена-верона_07.04.2013_Арена" . Архивировано из оригинала 30 июня 2013 года . Проверено 14 октября 2019 г.
- ^ «Пласидо Доминго, тенор» . Operabase.com .
- ^ "Пласидо Доминго Феррер, Баритон, 80 лет", (некролог) The New York Times , 26 ноября 1987 г.
- ^ "Пепита Эмбил Доминго; Мать Сопрано и тенора, 76 лет" (некролог), The New York Times , 1 сентября 1994 г.
- ^ Доминго 1983 , стр. 5–7.
- ^ Резюме Пласидо Доминго – через www.bookrags.com.
- ^ http://www.educacioncontracorriente.org/index.php?option=com_content&view=article&id=60361:expone-fotografias-jose-placido-domingo-hijo-del-tenor-en-la-ciudad-de-mexico&catid=22 : обозреватели [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Его сын Хосе от первого брака» . Архивировано из оригинала 12 октября 2007 года.
- ^ «Пласидо Доминго (биография)» . IMDB .
- ^ Матеопулос; с Доминго 2003, с. 16
- ^ «Доминго: Железный человек оперы» , The Cincinnati Post , 23 сентября 1998 г. По состоянию на 7 августа 2007 г.
- ^ Добник, Верена через Associated Press . «Три тенора возвращаются в костюме Доминго» , Newsday , 28 сентября 2008 г. По состоянию на 29 сентября 2008 г.
- ^ Воскресенье, Плэсид; Матеопулос, Хелена (14 октября 2000 г.). Мои оперные роли . Баскервиль Паблишерс, Инк. ISBN 9781880909614 – через Google Книги.
- ^ «Пласидо Доминго: Примечательно!» . www.aarp.org . Архивировано из оригинала 18 сентября 2008 года . Проверено 22 мая 2022 г.
- ^ Адамс, Стивен (8 марта 2010 г.). «Пласидо Доминго перенес операцию по поводу рака толстой кишки» . «Дейли телеграф» . Лондон. Архивировано из оригинала 11 января 2022 года.
- ^ Тэлботт, Крис (9 июля 2013 г.). «Пласидо Доминго в больнице: оперный певец страдает от эмболии в Испании» . Хаффингтон Пост . Нэшвилл. Архивировано из оригинала 10 июля 2013 года.
- ^ Гельт, Джессика (14 июля 2013 г.). «Пласидо Доминго в приподнятом настроении после выписки из больницы» . Лос-Анджелес Таймс .
- ^ «Пласидо Доминго перенесет операцию на желчном пузыре и отменяет концерты» . Рекламный щит . 15 октября 2015 года . Проверено 5 марта 2016 г.
- ^ «Пласидо Доминго пропустит первые пять выступлений TOSCA в Met for Surgery» . Broadwayworld.com . 14 октября 2015 г. Проверено 5 марта 2016 г.
- ^ Грегер, Рене (3 октября 2019 г.). «Пласидо Доминго verlässt Oper в Лос-Анджелесе» [Пласидо Доминго покидает оперу Лос-Анджелеса]. БР-Классик (на немецком языке).
- ^ «Фейсбук Пласидо Доминго» . Фейсбук . 27 февраля 2020 г.
- ^ «Независимое расследование LA Opera: краткое изложение выводов и рекомендаций» . Лос-Анджелес Опера. 10 марта 2020 г.
- ^ «После выздоровления от вируса Доминго клянется очистить свое имя» . MSN.com . Канадская пресса . Проверено 8 августа 2020 г.
- ^ «Пласидо Доминго подписывает контракт с Sony Classical» . Рекламный щит . 22 сентября 2011 года . Проверено 12 января 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Американские сертификаты – Пласидо Доминго» . Ассоциация звукозаписывающей индустрии Америки . Проверено 8 июля 2015 г.
- ^ «Британские сертификаты – Пласидо Доминго» . Британская фонографическая индустрия . Проверено 8 июля 2015 г. Введите Пласидо Доминго в поле «Поиск наград BPI» и нажмите Enter.
- ^ «Дуэты Пласидо Доминго с Идиной Мензель и другими на новом альбоме My Christmas » , BroadwayWorld.com, 5 ноября 2015 г.
- ^ «Сертификаты» (на испанском языке). Мексиканская ассоциация производителей фонограмм и видеограмм . Проверено 8 июля 2015 г. Введите «Доминго» в поле под «АРТИСТ» заголовком столбца .
- ^ «Мариачи: Дух Мексики» . WLIW21: Общественные СМИ Нью-Йорка WNET (PBS). WLIW21 Пресс-центр . Проверено 17 июля 2015 г.
- ^ Смит, Майкл (13 июня 1989 г.). «Отдыхающий тенор на вызове на дом» . Возраст . Проверено 25 августа 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Амон 2011 .
- ^ Берлингейм, Джон (7 апреля 1989 г.). « Улице Сезам» исполнилось 20 лет» . Звездное знамя Окалы . п. 6С . Проверено 13 августа 2015 г.
- ^ «Смерти: Ричард Хант» . Толедо Блейд . АП. 9 января 1992 года . Проверено 13 августа 2015 г.
- ^ Джонатан Холланд (12 декабря 2001 г.). «Кинообзоры – офф-кей » . Разнообразие . Проверено 6 августа 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Муньос, Диего (16 ноября 2001 г.). «Мануэль Гомес Перейра пародирует трёх теноров в комедии «Десафинадо» » . Авангард . Проверено 10 августа 2015 г.
- ^ http://www.lavozdegalicia.es/hemeroteca/2000/07/23/130557.shtml . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Биография Пласидо Доминго, написанная Рубеном Амоном» . Культ . 27 января 2011 года . Проверено 13 августа 2015 г.
- ^ «Обзор Дворца искусств 2019-20: Набукко» . Оперный провод . 6 декабря 2019 года . Проверено 27 марта 2022 г.
- ^ «Пласидо Доминго будет удостоен звания Человека года Латинской Академии звукозаписи 2010 года» (пресс-релиз). Латинская академия звукозаписывающих искусств и наук. 14 сентября 2010 года . Проверено 8 ноября 2010 г.
- ^ «Пласидо Доминго посвящен в рыцари » . Би-би-си . 15 октября 2002 г. Архивировано из оригинала 27 сентября 2020 г. . Проверено 10 декабря 2020 г.
- ^ «Ответ на парламентский вопрос» (PDF) (на немецком языке). п. 1826 год . Проверено 11 марта 2013 г.
- ^ Ее Величество вручает почетные медали оперному режиссеру и дирижеру | Оманский обозреватель . Main.omanobserver.om. Проверено 10 мая 2012 г.
- ^ «Пласидо Доминго (тенор, дирижер и администратор)» . Граммофон . Проверено 11 апреля 2012 г.
- ↑ Марик, Софи (7 апреля 2014 г.). «Беркли вручает Пласидо Доминго почетную докторскую степень» . Музыкальный колледж Беркли
- ^ «EC-MXV Iberia Airbus A350-900» . Planespotters.net . 31 марта 2022 г.
- ^ «Мексика отдает дань уважения Пласидо Доминго бронзовой статуей» (на испанском языке), El País , 21 августа 2007 г. Проверено 1 июля 2013 г.
- ^ «Награды». Архивировано 11 июня 2015 года в Wayback Machine на сайте Пласидо Доминго.
- ^ «Тенор дает голос жертвам урагана» . Пресс-обзор . АП. 31 октября 1998 г. с. А9 . Проверено 26 августа 2015 г.
- ^ «Выступление в Канкуне в пользу Фонда Сьюдад-де-ла-Алегрия» . Palaceresorts.com . Проверено 24 августа 2021 г.
- ^ «Ночь Нового Орлеана с Пласидо Доминго» , 4 марта 2006 г., prnewswire.com. Проверено 1 июля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Брюс Эгглер, «Местная постановка имени оперного певца Пласидо Доминго» , The Times-Picayune , 23 марта 2008 г. Проверено 1 июля 2013 г.
- ^ Монтойя, Мария К. (17 января 2009 г.). «Суперзвезда Пласидо Доминго выйдет на сцену Театра исполнительских искусств Махалии Джексон» . «Таймс-Пикаюн» . Проверено 12 августа 2015 г.
- ^ Доминго, Пласидо (декабрь 2016 г.). «Положить конец международному уничтожению культурного наследия». Бдение (48). Din l-Art Ħelwa : Национальный фонд Мальты: 30–31. ISSN 1026-132X .
- ^ Оуэн Гибсон (6 июня 2011 г.). «Зепп Блаттер хочет, чтобы певец Пласидо Доминго присоединился к мудрецам ФИФА» . Хранитель . Проверено 12 января 2015 г.
- ^ «Пласидо Доминго будет управлять BMW Hydrogen 7» . Theautochannel.com .
- ^ Веб-сайт Hear the World на сайте слышать-the-world.com. Проверено 30 июня 2013 г.
- ^ Доминго описывает свою программу Operalia . Operaliacompetition.org. Проверено 1 июля 2013 г.
- ^ Служба новостей BWW. «Пласидо Доминго выступает с Молодёжным оркестром Эсперанса Ацтека» . BroadwayWorld.com . Проверено 13 октября 2016 г.
Цитируемые источники
[ редактировать ]- Амон, Рубен (2011). Пласидо Доминго: колосс мирового театра (на испанском языке). Барселона: Планета. ISBN 978-8408099192 .
- Доминго, Пласидо (1983). Мои первые сорок лет . Нью-Йорк: Кнопф. ISBN 0-394-52329-6 .
- Матеопулос, Хелена; Доминго, Пласидо (2003). Пласидо Доминго: Мои оперные роли (2-е изд.). Форт-Уэрт, Техас: Издательство Baskerville. ISBN 1-880909-61-8 .
- Филлипс-Мац, Мэри Джейн (2006). Вашингтонская национальная опера 1956–2006 гг . Вашингтон, округ Колумбия: Вашингтонская национальная опера. ISBN 0-9777037-0-3 .
- Снеговик, Дэниел (1985). Мир Пласидо Доминго . Нью-Йорк: МакГроу-Хилл. ISBN 0-07-059527-5 .
- Свон, Анналин (8 марта 1982 г.). «Король оперы: Брависсимо, Доминго!» . Newsweek . Вашингтон, округ Колумбия. Архивировано из оригинала 10 ноября 2005 года . Проверено 14 июля 2015 г.
- Вольпе, Джозеф (2006). Самое жесткое шоу на Земле: Мое восхождение и правление в Метрополитен-опера . Нью-Йорк: Кнопф. ISBN 0307262855 .
- Уэббер, Кристофер (2003). Компаньон Сарсуэлы . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. ISBN 0810844478 .
Другие источники
[ редактировать ]- Гудноу, Дэвид (1997). Пласидо Доминго: оперная суперзвезда (латиноамериканские биографии). Издательство Энслоу. ISBN 0-89490-892-8
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Официальный сайт
- Пласидо Доминго – Мои величайшие роли , сборник телеспектаклей
- Пласидо Доминго Международный Operalia конкурс оперных певцов
- Дискография , Классика Deutsche Grammophon
- История тенора – аудиоклипы и повествование
- Пласидо Доминго исполняет арии из опер Андреа Шенье , «Похищение из сераля» , «Кармен» , «Кавалер розы» , «Фиделио» , « Сила судьбы » , «Отелло» , «Самсон и Далила» , «Сказки Гофмана» , «Тангезер » , «Тоска» , «Трубадур» , «Бал-маскарад» на archive.org.
- Записи с Пласидо Доминго в онлайн-архиве Österreichische Mediathek ( требуется регистрация ). Получено 3 ноября 2022 г.
Биография, интервью и профили
- Биография Доминго на Центра Кеннеди по адресу kennedy-center.org. сайте
- Питер Конрад , «Я должен соответствовать ожиданиям людей» , The Observer (Лондон), 9 июля 2005 г., Guardian.co.uk.
- Мартин Кеттл, «Тенора больше нет: Доминго перейдет на баритон» , The Guardian (Лондон), 24 января 2007 г.
- Науэль Лопес, «Oper ist teuer, Sänger sind billig» («Опера дорогая, певцы дешевы») , Frankfurter Allgemeine Sonntagszeitung , 17 марта 2009 г. «Пласидо Доминго о слишком маленьких операх, выборе певцов на роль Пола Поттса и смирении перед отличная карьера». (На немецком языке)
- Мэтью Стадлен, «Пласидо Доминго:« Я не сделал ничего, чтобы заслужить этот голос »» , The Telegraph (Лондон), 25 августа 2013 г., на telegraph.co.uk. (Доминго и его карьера в 72 года)
- Пласидо Доминго
- 1941 года рождения
- Испанские оперные певцы XX века
- Дирижеры XXI века (музыка)
- Испанские оперные певцы XXI века
- Кавалеры ордена «За заслуги перед культурой» (Монако)
- Командоры Почетного легиона
- Кавалеры Ордена Искусств и литературы
- Дирижеры (музыка), удостоенные рыцарского звания
- Артисты EMI Classics и Virgin Classics
- Англоязычные певцы из Испании
- Лауреаты премии Грэмми
- Большой крест ордена «За гражданские заслуги»
- Большие кресты ордена принца Генриха
- Почетный кавалер Ордена Британской Империи.
- Почетные члены Королевской музыкальной академии.
- Кавалеры Большого креста ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой».
- Рыцари Большого креста ордена Изабеллы Католической
- Лауреаты премии Latin Grammy
- Лауреаты премии «Человек года» Латинской академии звукозаписи
- Живые люди
- Испанские мужчины-дирижеры (музыка)
- Выпускники Национальной консерватории Мексики
- Оперные менеджеры
- Operalia, Всемирный оперный конкурс
- Лауреаты Ордена искусств и литературы Испании
- австрийский камерный певец
- Обладатели Президентской медали Свободы
- Лауреаты Австрийского Почетного креста науки и искусства I степени.
- Кавалеры Гражданского ордена Альфонсо X Мудрого.
- Лауреаты Большой награды за заслуги перед Австрийской Республикой.
- Кавалеры Национального ордена Кедра
- Кавалеры Ордена Солнца Перу.
- Лауреаты Praemium Imperiale
- Золотые медалисты Королевского филармонического общества
- Певцы из Мадрида
- Испанские дирижеры (музыка)
- Испанские оперные баритоны
- Испанские оперные теноры
- Испанцы баскского происхождения
- Три тенора
- Лауреаты премии Вольфа в области искусств
- Певцам присвоено рыцарское звание
- Лауреаты Центра Кеннеди
- Испанские певцы-мужчины