Самсон и Далила (опера)
Самсон и Далила | |
---|---|
Большая опера Камиля Сен-Санса | |
![]() Самсон и Далила, Гюстав Доре , ок. 1860 г. | |
Либреттист | Фердинанд Лемэр |
Язык | Французский |
На основе | Самсон и Далила |
Премьера | 2 декабря 1877 г. |
Самсон и Далила (фр. Samson et Dalila ), соч. «47» — большая опера в трёх действиях и четырёх картинах Камиля Сен-Санса на французское либретто Фердинанда Лемэра . Впервые он был исполнен в Веймаре в театре Grossherzogliches (Великого Герцога) (ныне Staatskapelle Weimar ) 2 декабря 1877 года в немецком переводе.
Опера основана на библейской сказке о Самсоне и Далиле, найденной в главе 16 Книги Судей Ветхого Завета . Это единственная опера Сен-Санса, которая регулярно исполняется. Любовная сцена второго акта в шатре Далилы — одна из декораций, определяющих французскую оперу . Далилы две арии Особенно известны : « Printemps qui Begin » («Весна начинается») и « Mon cœur s'ouvre à ta voix » («Мое сердце открывается твоему голосу», также известная как «Тихо пробуждает мое сердце»). "), последнее из которых является одним из самых популярных сольных произведений в репертуаре меццо-сопрано / контральто .
История состава
[ редактировать ]В середине XIX века возрождение интереса к музыке охватило Францию, и Сен-Санс, поклонник ораторий Генделя и хоровой Мендельсона , задумал сочинить ораторию на тему «Самсона и Далилы» по предложению Вольтера. либретто «Самсон » для Рамо . Композитор начал работу над этой темой в 1867 году, всего через два года после завершения своей первой (и тогда еще не исполненной) оперы « Серебряный тембр» . Сен-Санс обратился к Фердинанду Лемеру , мужу одного из двоюродных братьев его жены, с просьбой написать либретто для оратории, но Лемэр убедил композитора, что эта история лучше подходит для оперы. [ 1 ]
Позже Сен-Санс писал:
Моя молодая родственница вышла замуж за обаятельного молодого человека, который подрабатывал стихами. Я понял, что он одарен и на самом деле обладает настоящим талантом. Я попросил его поработать со мной над ораторией на библейскую тему. «Оратория!», — сказал он, — «нет, давайте сделаем оперу!» — и начал копаться в Библии, пока я намечал план произведения, даже набрасывал сцены, оставляя ему только стихосложение. По какой-то причине я начал музыку со второго акта и проиграл ее дома избранной публике, которая вообще ничего не поняла. [ 1 ]
После того, как Лемэр закончил либретто, Сен-Санс начал активно сочинять второй акт оперы, создав арию Далилы , дуэт Самсона и Далилы, а также несколько музыкальных пьес для хора (некоторые из которых позже были отнесены к первому акту) во время 1867–1869. С самого начала произведение было задумано как грандиозный дуэт Самсона и Далилы, противостоящий надвигающейся буре. Хотя оркестровка еще не была завершена, второй акт был представлен в частном исполнении в 1870 году, незадолго до начала франко -прусской войны , где Сен-Санс играл на фортепиано оркестровые партии, которые в основном импровизировались. Композитор Огаста Холмс (Далила), художник Анри Реньо (Самсон) и Ромен Бюссин (Первосвященник) воспроизвели свои роли по отрывкам из сборников. [ 2 ] Несмотря на множество прецедентов, французская общественность негативно отреагировала на намерение Сен-Санса поставить на сцене библейский сюжет. Тревога публики заставила его отказаться от дальнейшей работы над оперой на следующие два года. [ 1 ]

Летом 1872 года, вскоре после премьеры второй оперы Сен-Санса «Желтая принцесса» , композитор отправился в Веймар, Вагнера чтобы увидеть первое возрождение «Золота Рейна» под управлением Ференца Листа , бывшего музыкального руководителя Веймарского театра. придворный оркестр и опера. Лист был очень заинтересован в создании новых произведений талантливых композиторов и убедил Сен-Санса закончить «Самсона и Далилу» , даже предложив поставить завершенное произведение в оперном театре великого герцога в Веймаре. Воодушевленный, Сен-Санс начал сочинять первый акт в конце 1872 года и время от времени работал над ним в течение следующих нескольких лет. Он написал большой объем первого акта и завершил его во время поездки в Алжир в 1874 году. [ 3 ] Вернувшись во Францию в 1875 году, Сен-Санс представил первый акт в Париже в Театре дю Шатле в том же формате, что и исполнение второго акта 1870 года. Произведение было резко встречено музыкальными критиками и не вызвало интереса публики. В том же году знаменитая меццо-сопрано Полина Виардо , для которой Сен-Санс написал партию Далилы, организовала и исполнила частное исполнение второго акта в доме друга в Круасси с композитором за фортепиано. Виардо была большой поклонницей этого произведения и надеялась, что это частное представление побудит Халанзье, директора Парижской оперы присутствовавшего , поставить полноценную постановку. Хотя Сен-Санс завершил партитуру в 1876 году, ни один оперный театр Франции не проявил никакого желания ставить «Самсона и Далилу» . Однако постоянная поддержка Листа привела к тому, что работа была начата в Веймаре в 1877 году. [ 1 ]
История выступлений
[ редактировать ]Премьера в Веймаре
[ редактировать ]
Хотя Лист больше не был музыкальным руководителем в Веймаре, он по-прежнему оказывал мощное влияние при веймарском дворе. Эдуард Лассен , режиссер, который последовал за Листом в Веймаре, во многом был обязан своим успехом своему знаменитому предшественнику, и Лист использовал свое влияние, чтобы организовать премьеру «Самсона и Далилы» с Лассеном на подиуме в сезоне 1877/1878 годов. Либретто было должным образом переведено на немецкий язык для постановки, и первое исполнение оперы состоялось 2 декабря 1877 года в Театре Гроссерцоглич (Театр Великого Герцога). Виардо была слишком стара, чтобы петь Далилу, поэтому роль была поручена Огюсту фон Мюллеру , постоянному артисту Веймарского оперного театра. Несмотря на оглушительный успех у веймарской критики и публики, опера не сразу была возрождена в других оперных театрах. [ 1 ]
Начало международной популярности в 1890-х годах.
[ редактировать ]После многочисленных неудач, которые он перенес в первые годы своего существования, «Самсон и Далила» наконец начали привлекать внимание великих оперных театров мира в 1890-х годах. Хотя следующая новая постановка « Самсона и Далилы» состоялась в Германии в Гамбургской государственной опере в 1882 году, после этого оперу больше не видели, пока она не была впервые показана во Франции в Театре искусств в Руане 3 марта 1890 года с Карлоттой. Босси в роли Далилы и Жан-Александр Талазак в роли Самсона. Премьера оперы состоялась в Париже в театре «Эден» 31 октября 1890 года, когда Розина Блох сыграла Далилу, а Талазак снова исполнил «Самсона», на этот раз с гораздо более теплым приемом парижской публики. В течение следующих двух лет выступления давались в Бордо , Женеве , Тулузе , Нанте , Дижоне и Монпелье . Парижская опера наконец поставила оперу 23 ноября 1892 года в спектакле под руководством Сен-Санса под управлением Эдуарда Колонна с Бланш Дешам-Жеэн в роли Далилы и Эдмоном Вернье в роли Самсона. Режиссер Лаписсида, в постановке были костюмы Шарля Бьянкини и декорации Амабля и Эжена Гарди (действия 1 и 2), а также Эжен Карпеза (акт 3). Спектакль был высоко оценен как критиками, так и зрителями. [ 4 ]

Самсон и Далила также заслужили большую популярность за пределами Франции в 1890-х годах. Опера успешно дебютировала в Монако в Опере Монте-Карло 15 марта 1892 года. За этим последовала премьера оперы в США в Карнеги-холле в концертной версии 24 марта 1892 года Ораториального общества Нью-Йорка под управлением Уолтера Дамроша. . Первое постановочное исполнение оперы в США состоялось во Французском оперном театре . в Новом Орлеане 4 января 1893 года. Первая из многих постановок в Метрополитен-опера в Нью-Йорке состоялась 2 февраля 1895 года с Евгенией Мантелли в роли Далилы , Франческо Таманьо в роли Самсона и Поль Плансон, изображающий Авимелеха и древнееврейский язык. Есть некоторые свидетельства того, что декорации для постановки Метрополитена были взяты из некоторых других опер, а на втором спектакле того сезона произведение было дано концертно, без балетных сцен; в таком виде произведение отправилось в Бостон , где оно было исполнено 3 марта 1895 года. [ 4 ]
Премьера оперы состоялась в Италии в Театре Пальяно ( Театро Верди (Флоренция) ) 26 марта 1892 года. Опера была показана в Венеции в театре Ла Фениче 8 марта 1893 года с Элизой Персини в роли Далилы и Аугусто Броджи в роли Самсона. Впервые работа была представлена в Ла Скала 17 января 1895 года с Рене Видаль в роли Далилы и Эмануэле Лафарж в роли Самсона. За этим последовало его первое выступление в Королевском театре Турина 6 января 1897 года с Алисой Кучини и Ирмой Де Спаньи, чередовавшимися в роли Далилы, и Гектором Дюпейроном в роли Самсона. Впервые произведение было исполнено в Королевском театре Пармы в том же году и установлено в Муниципальном театре Болоньи в 1899 году. [ 4 ]
В Англии опера впервые была исполнена 25 сентября 1893 года в Королевском оперном театре Ковент-Гарден. Хотя труппа планировала поставить оперу в полноценной постановке, лорд Чемберлен возражал против установки библейского произведения, и труппа была вынуждена представить оперу в концертной версии. В Лондоне его не ставили до 1909 года, когда запрет был наконец снят. Луиза Киркби Ланн сыграла Далилу, а Чарльз Фонтейн сыграл Самсона в постановке 1909 года. [ 3 ] Впоследствии Пауль Франц заменил Фонтена в роли главного героя, заслужив похвалу композитора как за качество голоса, так и за интерпретацию.
История выступлений 20 и 21 веков
[ редактировать ]
К 1906 году «Самсон и Далила» дали более 200 представлений по всему миру. С тех пор опера продолжает оставаться умеренно популярной и, хотя и не входит в число наиболее часто исполняемых опер, произведение стало частью стандартного репертуара оперных постановок в большинстве крупных оперных театров. Опера неоднократно возрождалась не только в Европе и Северной Америке, но и в Южной Америке, Австралии и Азии. [ 3 ] Хотя ни одна из более поздних опер Сен-Санса не пережила тех невзгод, которые пережил «Самсон и Далила» в первые годы своего существования, ни одно из других его произведений также не достигло такого же устойчивого успеха.
В Северной Америке французское контральто Жанна Жервиль-Реаш во многом приписывают популяризацию этого произведения в Соединенных Штатах и Канаде в начале двадцатого века. Риш впервые исполнил партию Далилы в Манхэттенской оперной труппе в Нью-Йорке в 1908 году и в течение следующих семи лет пел эту роль еще несколько раз, включая выступления в Филадельфии , Бостоне, Чикаго и Монреале (для канадской премьеры). в 1915 году). [ 5 ]
Метрополитен -опера возродила оперу в сезоне 1915/1916 годов с Маргарет Маценауэр в роли Далилы, Энрико Карузо в роли Самсона и Паскуале Амато в роли Первосвященника. С тех пор труппа ставила оперу не реже одного раза в десятилетие, давая более 200 представлений произведения. Пласидо Доминго исполнил партию Самсона в Оперы Сан-Франциско постановке 1981 года с Ширли Верретт в главной роли под управлением Юлиуса Руделя . [ 6 ] и в постановке Метрополитен-опера 1998 года с Ольгой Бородиной . [ 7 ] Более поздние постановки оперы «Метрополитен» состоялись в 2006 году, когда Марина Домашенко и Ольга Бородина . Далилу исполняли [ 8 ] а в 2018 году с Элиной Гаранчей и Роберто Аланьей . [ 9 ] Лирическая опера Чикаго дала свое первое исполнение оперы в ноябре 1962 года с Ритой Горр в роли Далилы и Гансом Каартом в роли Самсона. С тех пор компания неоднократно возобновляла эту работу, последний раз в сезоне 2003/2004 с Ольгой Бородиной в роли Далилы и Хосе Кура в роли Самсона. [ 10 ] Точно так же Опера Сан-Франциско за свою историю ставила оперу 10 раз, ее первое представление состоялось в 1925 году с Маргаритой д'Альварес и Фернаном Ансо в главных ролях, а последнее представление состоялось в 2008 году с Бородиной и Клифтоном Форбис. [ 11 ]
«Самсон и Далила» стали постоянно присутствовать в оперных театрах Европы. К 1920 году только в Парижской опере было дано более пятисот представлений оперы. В течение десятилетий после Второй мировой войны европейская публика слышала его реже; но с 1980-х годов он вернул себе большую часть своей прежней популярности на континенте. Среди последних европейских постановок — выступления в Ла Скала миланском театре в 2002 году («Доминго и Бородина»); Королевский оперный театр Ковент-Гарден в 2004 году ( Денис Грейвс и Хосе Кура ) и снова в 2022 году; Королевская шведская опера в 2008 году ( Анна Ларссон и Ларс Кливман ). [ нужна ссылка ]
На протяжении всей своей истории Samson et Dalila служил звездой для многих певцов. Роль Далилы считается одной из величайших оперных ролей для меццо-сопрано .
Либретто
[ редактировать ]Хотя либретто «Самсона и Далилы» взято из 16-й главы Книги Судей , опера не включает рассказы о героических поступках Самсона, которые принесли ему известность и лидерство среди евреев. Сообщения об убийстве Самсоном льва и его победе над 1000 филистимлян, обладая лишь ослиной челюстью, опущены. Сен-Санс и его либреттист, скорее всего, сделали этот выбор, чтобы история сосредоточилась на Далиле. Таким образом, Самсон представлен как вдохновляющий лидер, а не как почти сверхъестественный герой Библии. Именно его ранимое, нежное сердце и его восприимчивость к признаниям в любви со стороны притворной женщины находятся в центре сюжета. Далила изображается как манипулятивная, коварная, безжалостная женщина, жаждущая мести. Многочисленные попытки Самсона скрыть секрет своей силы в библейском повествовании упоминаются только Далилой в ее дуэте с Первосвященником в опере, а открытие того, что его сила заключена в его волосах, происходит за сценой. Опера включает в себя некоторые материалы, которых нет в Библии, например, смерть Авимелеха в первом акте. [ 1 ]
Роли
[ редактировать ]Роль | Тип голоса | Премьера актерского состава, 2 декабря 1877 г. (Дирижер: Эдуард Лассен ) [ 4 ] |
---|---|---|
Самсон | тенор | Франц Ференци |
Далила | меццо-сопрано или контральто | Огюст фон Мюллер |
Верховный жрец Дагона | баритон | Ганс фон Мильде |
, сатрап Газы Авимелех | бас | Денглер |
Первый филистимлянин | тенор | Карл Кнопп |
Второй филистимлянин | бас | Феликс Шмидт |
Филистимлянин-вестник | тенор | Виникер |
Старый иврит | бас | Адольф Хенниг |
Евреи и филистимляне |
Краткое содержание
[ редактировать ]- Любит: Газа
- Время: гр. 1150 г. до н.э.
Акт 1
[ редактировать ]Площадь в секторе Газа ночью
На площади перед храмом Дагона группа евреев молит Иегову об избавлении их от рабства филистимлян в меланхолическом хоре («Dieu d'Israël – Бог Израиля»), который переходит в фугу («Nous avons vu nos cités renversées – Мы видели, как опрокидывались наши города»). [ 1 ] Самсон пытается возродить моральный дух израильтян и веру в Бога («Arrêtez, ô mes frères – Остановитесь, о братья мои») в воодушевляющей арии , на фоне непрерывной молитвы хора. Появляется Авимелех, филистимский правитель, и насмехается над израильтянами, говоря, что они беспомощны, потому что их бог покинул их. Далее он заявляет, что его бог Дагон намного превосходит («Ce Dieu que votre voix implore – Этот Бог, которого умоляет твой голос»). Евреи съеживаются от страха перед Авимелехом, пока Самсон не побуждает их к дерзким действиям. В ярости Авимелех нападает на безоружного Самсона своим мечом. Самсону удается вырвать меч у Авимелеха и убивает его. [ 1 ]
Боясь того, что сейчас может произойти, евреи бегут, бросив Самсона. Первосвященник Дагона приходит из филистимского храма и проклинает евреев и непомерную силу Самсона. Приходит гонец и сообщает первосвященнику, что евреи уничтожают урожай. Он отвечает еще одним проклятием, которое намекает на его заговор с целью использовать красоту Далилы, чтобы перехитрить силу Самсона («Qu'enfin une compagne infâme trahisse son amour! - Наконец-то печально известный товарищ предает свою любовь!»). [ 1 ]
С рассветом евреи возносят к Богу смиренную молитву, напоминающую простое пение . [ 1 ] Из храма выходит Далила вместе с несколькими жрицами Дагона. Спускаясь по ступеням храма, они воспевают радость весны. Далила соблазнительно вступает в контакт с Самсоном, заявляя, что он завоевал ее сердце, и предлагает ему пойти с ней в ее дом в долине Сорек . Когда она пытается очаровать его, образуется трио, когда старый иврит предупреждает об опасности, которую представляет эта женщина, а Самсон молится о защите Бога от чар Далилы. Пытаясь отвлечь Самсона от руководства израильским восстанием, Далила и жрицы начинают для него сексуально заряженный танец под аккомпанемент бубна . После танца Далила поет, как вокруг нее цветет весна, но в глубине души она чувствует, что еще зима («Printemps qui Begin – Весна начинается»). Пока Самсон борется со своим желанием Далилы, старый еврей повторяет свой предостерегающий призыв. Однако его предупреждение оказывается напрасным, и занавес закрывается, когда Самсон встречает взгляд Далилы с полным намерением отправиться в ее ближайшее жилище. [ 1 ]
Акт 2
[ редактировать ]Убежище Далилы в долине Сорек
Далила знает, что Самсон очарован ею и придет к ней вместо того, чтобы возглавить революцию против филистимлян. Сидя на камне у входа в свое убежище, она торжествующе поет о своей силе поймать Самсона в ловушку. Она говорит, что все его силы бессильны противостоять натиску любви («Amour! viens aider ma faiblesse – Любовь! Приди, помоги моей слабости»). [ 1 ]
Видна далекая молния, когда приходит Первосвященник, чтобы сообщить, что Самсон и евреи победили филистимлян. Он пытается добиться поимки Самсона, предлагая Далиле золото, но она отказывается, говоря, что ее заботят не деньги, а только месть. Ее желание причинить вред Самсону мотивировано исключительно ее верностью своим богам и ненавистью к евреям. Далила и Первосвященник поют дуэтом, выражая взаимное отвращение к Самсону и евреям. Далила клянется раскрыть секрет силы Самсона. [ 1 ]
Оставшись одна, Далила обдумывает свои шансы на успех. Самсон, намеревающийся занять свое место в качестве лидера еврейского восстания, появляется, чтобы сказать свое последнее прощание, когда снова видна далекая молния. Пытаясь закрыть ловушку, которую она расставила для Самсона, Далила соблазнительно говорит Самсону, что она полностью его, если он хочет ее. Она умоляет его ответить на ее ласки, надеясь, что он, наконец, отпустит все остальные дела и полностью сосредоточится на ней. Его признание Je t'aime! представляет свою основную арию « Mon cœur s'ouvre à ta voix – Мое сердце открывается твоему голосу », которая становится дуэтом во втором куплете, когда Самсон присоединяется к ней в песне. Теперь, когда Далила держит его в своей власти, она симулирует недоверие к его постоянству и требует, чтобы он показал свою любовь, доверившись ей секрет своей силы. Самсон снова слышит раскат грома, который теперь кажется предупреждением от Бога, и отказывается. Далила плачет, презирает Самсона и убегает в свое жилище. Самсон на мгновение разрывается, но затем следует за Далилой внутрь. Вскоре после этого, наконец узнав, что секрет силы Самсона — его длинные волосы, она призывает спрятавшихся филистимлянских солдат, которые бросаются схватить и ослепить Самсона. [ 1 ]
Акт 3
[ редактировать ]Город Газа
Сцена 1: В темнице в секторе Газа.
С остриженными волосами, слепой и скованный Самсон вращает мельничное колесо и молится за свой народ, который пострадает за его грех. Он слышит их голоса, повторяющие плач евреев из первого акта. Преодолевая раскаяние, Самсон приносит свою жизнь в жертву, в то время как вдалеке слышно, как евреи оплакивают свою судьбу. [ 1 ]
Сцена 2: В храме Дагона
Разыгрывается музыкальная интерлюдия, когда сцена меняется на храм Дагона, где филистимляне готовят жертвоприношение в ознаменование своей победы. Жрецы и жрицы Дагона тихо поют, повторяя песню, начиная с первого акта. Музыка становится дикой, когда жрецы танцуют дикую вакханалию . После танца входит Самсон во главе с мальчиком. Его высмеивают Первосвященник и толпа. Далила еще больше насмехается над Самсоном, рассказывая ему подробности своего коварного заговора в варианте своей песни о любви. Когда жрецы пытаются заставить его встать на колени перед Дагоном, он просит мальчика отвести его к двум главным колоннам храма, а затем приказывает ребенку бежать. Самсон молит Бога восстановить свои силы и рушит ими столбы и храм, сокрушая себя и своих врагов. Занавес падает. [ 1 ]
Записи
[ редактировать ]Год | В ролях: Самсон, Далила, Верховный жрец Дагона, Бездна) |
Дирижер, оперный театр и оркестр |
Этикетка |
---|---|---|---|
1936 | Рене Мезон , Гертруда Полсон-Веттергрен , Эцио Пинца , Джон Герни |
Морис Абраванель , Оркестр и хор Метрополитен-опера (Концертная запись для радио от 26 декабря 1936 года, которая впоследствии была выпущена на компакт-диске.) |
Компакт-диск: Гильдия Кот: 2273 |
1941 | Рене Мезон, Риса Стивенс , Леонард Уоррен , Норман Кордон |
Уилфрид Пеллетье , Оркестр и хор Метрополитен-опера (Концертная запись для радио от 13 декабря 1941 года, которая впоследствии была выпущена на компакт-диске.) |
Компакт-диск: Архив Omega Opera. |
1946 | Хосе Луччиони, Элен Бувье , Поль Кабанель, Чарльз Камбон |
Луи Фурестье , Оркестр и хор Парижской оперы (Первая студия произвела запись и первая запись оперы, выпущенная на коммерческой основе.) |
Компакт-диск: Наксос Кот: 8.110063-64 |
1948 | Хосе Луччиони, Сюзанна Лефорт, Пьер Нугаро , Эрнест Местралле |
Евгений Биго, Большого театра Женевы Оркестр и хор |
Компакт-диск: Музыка Малибрана Кот: MR502 |
1948 | Лоренц Фехенбергер , Рес Фишер , Фред Дестал, Макс Эйбель |
Ганс Альтман, Оркестр и хор Баварского радио |
Компакт-диск: Уолхолл Кот: WLCD 0040 |
1949 | Рамон Винай , Риса Стивенс, Роберт Меррилл , Аксис Хокинс |
Эмиль Купер , Оркестр и хор Метрополитен-опера (Концертная запись для радио от 26 ноября 1949 года, которая впоследствии была выпущена на компакт-диске.) |
Компакт-диск: Архив Omega Opera. |
1953 | Рамон Винай, Риса Стивенс, Сигурд Бьёрлинг , Норман Скотт |
Фаусто Клева , Оркестр и хор Метрополитен-опера (Концертная запись для радио от 14 марта 1953 года, которая впоследствии была выпущена на компакт-диске.) |
Компакт-диск: Архив Omega Opera. |
1954 | Ян Пирс , Риса Стивенс, Роберт Меррилл |
Роберт Шоу , Симфонический оркестр NBC и хорал Роберта Шоу |
CD: RCA Виктор Кот: LM 1848 |
1955 | Рамон Винай, Эбе Стигнани , Антонио Манка-Серра, Джованни Амодео |
Фриц Ригер , Оркестр и хор театра Сан-Карло |
Компакт-диск: Бонджованни Кот: НОСО 31 |
1956 | Увидеть Сванхольм , Бланш Тебом , Сигурд Бьёрлинг |
Герберт Сандберг , Королевский оперный оркестр и хор Швеции |
Компакт-диск: Каприс Кот: Кепка 22054 |
1962 | Джон Викерс , Рита Горр Эрнест Блан , Антон Дьяков |
Жорж Прист , Оркестр Национального оперного театра Парижа |
Компакт-диск: классика EMI |
1964 | Джон Викерс, Оралия Домингес , Эрнест Блан, Хенк Дриссен |
Жан Фурне , Симфонический оркестр Нидерландского радио |
Компакт-диск: Золотая Опера |
1970 | Ричард Кэссили, Ширли Верретт , Роберт Массард , Джованни Фоиани |
Жорж Прист , Оркестр Ла Скала |
Компакт-диск: Золотая Опера |
1973 | Джеймс Кинг , Криста Людвиг , Бернд Вейкль , Александр Мальта |
Джузеппе Патане , Оркестр Мюнхенского радио |
компакт-диск: БМГ Кот: 779-2-RG |
1978 | Пласидо Доминго , Елена Образцова Ренато Брусон , Пьер Тау |
Даниэль Баренбойм , Оркестр и хор Парижа |
Компакт-диск: Дойче Граммофон Кот: 413 297-2 |
1981 | Пласидо Доминго, Ширли Верретт , Вольфганг Брендель , Арнольд Вокетайтис |
Юлиус Рудель , Оперы Сан-Франциско Оркестр и хор |
DVD: Видео о культуре Кот: 032031 00109 1 |
1982 | Джон Викерс, Ширли Верретт , Джонатан Саммерс, Джон Томлинсон |
сэр Колин Дэвис , Королевского оперного театра Оркестр и хор |
DVD: Видео о культуре Кот: 032031 00109 1 |
1989 | Хосе Каррерас , Агнес Балца , Джонатан Саммерс, Саймон Эстес |
сэр Колин Дэвис, Симфонический оркестр и хор Баварского радио |
Компакт-диск: Филипс |
1991 | Пласидо Доминго, Вальтрауд Мейер , Ален Фондари , Жан-Филипп Курти |
Мён Вун Чон , Оперы Бастилии Оркестр и хор |
Компакт-диск: Классика EMI Кот: 54470-2 |
1998 | Пласидо Доминго, Ольга Бородина , Сергей Лейферкус , Ричард Пол Финк |
Джеймс Левин , Метрополитен-опера Оркестр и хор |
DVD: Deutsche Grammophon Кот: 00440 073 0599 |
1998 | Хосе Кура , Ольга Бородина, Жан-Филипп Лафон, Эгилс Силиньш |
сэр Колин Дэвис, Лондонский симфонический оркестр и хор |
Компакт-диск: Электра Рекордс |
2007 | Клифтон Форбис, Денис Грейвс , Грир Гримсли , Филип Скиннер |
Карен Келтнер, Симфонический оркестр Сан-Диего и хор оперы Сан-Диего |
Компакт-диск: ООО «Премьера Опера» Кот: CDNO 2793-2 |
- Примечание. «Cat:» — это сокращение от каталожного номера этикетки, если таковой имеется.
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Макдональд
- ^ Хюбнер, стр. 206–212
- ^ Jump up to: а б с «Самсон и Далила на www.concertoperaboston.org» .
- ^ Jump up to: а б с д Казалья, Герардо (2005). « Самсон и Далила » . Альманах Герардо Казальи (на итальянском языке) .
- ^ Кач и Рименс, с. 487
- ^ Самсон и Далила (1981) на IMDb
- ↑ Самсон и Далила , 28 сентября 1998 г. , подробности выступления, архивы Met.
- ^ Самсон и Далила , 10 февраля 2006 г .; Самсон и Далила , 25 февраля 2006 г. , подробности выступления, архив Met.
- ↑ Samson et Dalila , 25 февраля 2006 г. , подробности выступления, архивы Met.
- ^ «Архив спектаклей и актеров» . www.lyricopera.org .
- ^ «Архив оперных представлений Сан-Франциско» . archive.sfopera.com .
Цитируемые источники
- Хюбнер, Стивен (2006). Французская опера в «Конце века: Самсон и Далила» . Оксфордский университет. Пресс, США. ISBN 978-0-19-518954-4 .
- Куч, Карл-Йозеф и Рименс, Лео (Пер. с немецкого, Гарри Эрли Джон. Плюс расширенный и аннотированный), Краткий биографический словарь певцов: от начала записанного звука до наших дней; Жанна Жервиль-Реаш . Филадельфия, Книжная компания Чилтон, 1969. ISBN 0-8019-5516-5
- Макдональд, Хью . « Самсон и Далила ». В Л. Мэйси (ред.). Гроув Музыка онлайн .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кросс, Милтон (1955). Полная серия великих опер . Гарден-Сити, Нью-Йорк: Doubleday & Co. Inc., стр. 545–550.
- Коббе, Густав (1976). Полная оперная книга . Нью-Йорк: Сыновья ГП Патнэма. стр. 819–821.
- Аптон, Джордж Патнэм ; Боровский, Феликс (1928). Стандартное руководство по опере . Нью-Йорк: Книги Голубой ленты. стр. 318–320.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Записи Самсона и Далилы , Operadis-opera-discography.org.uk.
- Самсон и Далила : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Визуальная документация парижской премьеры на Галлике.