Августа Холмс

Огаста Мэри Энн Холмс — 28 января 1903) — французский композитор ирландского (16 декабря 1847 происхождения. В 1871 году Холмс стала гражданкой Франции и добавила акцент к своей фамилии. [ 1 ] Тексты почти всей своей вокальной музыки, включая песни, оратории, либретто оперы «Черная гора» и программные стихи к ее симфоническим поэмам, включая «Ирландию» и «Андромеду» , она написала сама .
Биография
[ редактировать ]Холмс родился в Париже, единственный ребенок Чарльза Уильяма Скотта Далкейта Холмса (17 июля 1797 — 19 декабря 1869), родом из Йоала , Ирландия, и Трифины Анны Констанс Августы Ширер (1811–1858). [ 2 ] [ 3 ] Ходили слухи, что ее родным отцом был поэт Альфред де Виньи , который был ее крестным отцом. [ 4 ]
Несмотря на проявление таланта к игре на фортепиано, ей не разрешили учиться в Парижской консерватории , и она брала уроки в частном порядке. Свою игру на фортепиано она развивала под руководством местной пианистки мадемуазель Пейронне, органиста Версальского собора Анри Ламбера и Гиацинты Клозе . Также она показала Ференцу Листу некоторые из своих ранних сочинений . Около 1876 года она стала ученицей Сезара Франка , которого считала своим настоящим учителем. [ 3 ] Она возглавила группу учеников Франка, которые в 1891 году заказали для могилы Франка бронзовый медальон Огюста Родена . [ 5 ]
Камиль Сен-Санс писала о Холмсе в журнале «Harmonie et Mélodie» : «Подобно детям, женщины не имеют представления о препятствиях, и их сила воли ломает все барьеры. Мадемуазель Холмс — женщина, экстремистка». Как и другие женщины-композиторы девятнадцатого века, включая Фанни Мендельсон и Клару Шуман , Холмс опубликовала некоторые из своих ранних произведений под мужским псевдонимом («Герман Зента»), потому что женщин в европейском обществе в то время не воспринимали всерьез как художников и не поощряли издательский.
К празднованию столетия Французской революции в 1889 году Холмсу было поручено написать Триумфальную оду для Всемирной выставки , для работы потребовалось около 1200 музыкантов. Она приобрела репутацию композитора программной музыки с политическим смыслом, такой как ее симфонические поэмы «Ирландия» и «Полонь» .
Музыкальный стиль
[ редактировать ]Творчество Холмса составляют кантаты, симфонические поэмы, оперы, несколько произведений для фортепиано соло и более 100 песен.
Впервые услышав творчество Вагнера в возрасте 13 лет, Холмс всю свою жизнь находилась под влиянием Вагнера и выступала за то, чтобы его произведения исполнялись в Concerts Populaires, огромной серии концертов в Париже. [ 6 ] Много параллелей можно найти в музыке Холмса и Вагнера. Один из наиболее прямых примеров стилистического сходства можно услышать в « Полёте валькирий» Вагнера из «Валькирии» (1856) и «Ролан фурье» Холмса (1876). В обоих произведениях используется хроматизм и схожий оркестровый колорит, с доминирующими духовыми секциями, объявляющими сильные, ритмично захватывающие, мелодические мотивы, в то время как струнные продвигают музыку вперед быстрыми галопирующими узорами под мелодией. [ 7 ]
Холмс написал четыре оперы, во многом вдохновленные Вагнером, однако «Черная гора» , поставленная в 1895 году, была единственной, которая была исполнена. Это была одна из немногих опер, написанных женщиной и поставленных в Парижской опере в девятнадцатом веке, но она была плохо принята, возможно, из-за устаревшего вагнеровского влияния. [ 6 ]
Гендерная риторика девятнадцатого века, которая предписывала женщинам-композиторам ограничиваться меньшими женскими жанрами, оказала влияние на восприятие музыки Холмса. Хотя ее хвалили за творческие способности, ее, как и многих других женщин-композиторов того времени, критиковали за то, что она перешла границу стилей, которые считались мужской территорией. [ 8 ] Сен-Санс в рецензии на симфоническую поэму Холмса « Аргонавты » отметил ее «чрезмерную мужественность - частую ошибку женщин-композиторов - и яркую оркестровку, в которой духовые инструменты взрываются, как фейерверк...» [ 1 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]
Холмс никогда не была замужем, но сожительствовала с поэтом Катюлем Мендесом ; у пары было пятеро детей, в том числе: [ 9 ]
- Угетт Мендес (1871–1964)
- Клодин Мендес (1876–1937)
- Элионна Мендес (1879–1955)
Холмс завещала большую часть своих музыкальных рукописей Парижской консерватории.
Избранные композиции
[ редактировать ]
Оперы
[ редактировать ]- Герой и Леандр (1875) опера в одном действии [ 3 ]
- Ланселот дю Лак , опера в трёх действиях (неопубликованная)
- Черная гора , опера в четырех действиях (1885), Париж, Опера, 8 февраля 1895 года. «Черная гора» была воссоздана в Дортмундском театре 13 января 2024 года с Од Экстремо (Ямина), Сергеем Радченко (Мирко) и Мандлой Мндебеле (Аслар). ) и Дортмундской филармонии под управлением Мотонори Кобаяши. [ 10 ]
Кантаты
[ редактировать ]- Астарта , музыкальная поэма (1871, неопубликована)
- Лютеса , драматическая симфония (1877)
- «Аргонавты» , драматическая симфония (1880)
- Ludus pro patria , ода-симфония (1888)
- В голубой стране , симфоническая сюита (ок.1888)
- Видение святой Терезы для сопрано и оркестра (около 1888 г.)
- Триумфальная ода в честь столетия 1789 г. (1889 г.)
- Гимн миру (1890)
- Гимн Аполлону (около 1890-х гг.)
- Лирическая сюита «Спящая красавица» (1902)
- «Видение королевы» , кантата
Оркестровые произведения
[ редактировать ]- Увертюра к комедии , симфонической поэме (до 1870 г.) [ 11 ]
- Аллегро свирепый (1870)
- Яростный Роланд (1876) [ 12 ]
- Ирландия , симфоническая поэма (1882) [ 11 ] [ 12 ]
- Андромеда , симфоническая поэма (1883) [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ]
- Полонь , симфоническая поэма (1883) [ 11 ] [ 12 ]
- Ночь и любовь (1888) [ 14 ]
Камерная музыка
[ редактировать ]- Менуэтто, для струнного квартета (1867)
- Три небольшие пьесы для флейты и фортепиано (1879)
- Фантазия до минор, для кларнета и фортепиано (1900)
- Очень медленно, для кларнета и фортепиано
Фортепианная музыка
[ редактировать ]- Цыганская мечтательность (1887) [ 15 ]
- Что мы слышали в рождественскую ночь (1890)
- Зимнее долото (1892 г.)
Песни, сборники песен
[ редактировать ](выборочный список)
- Семь опьянений : 1. Любовь ; 2. Вино ; 3. Слава ; 4. Ненависть ; 5. Мечта ; 6. Желание ; 7. Золото (1882 г.)
- Три популярные песни : 1. Миньона ; 2. Три страницы ; 3. Принцесса (1883)
- Рождество: Сегодня вечером пришли три ангела (1884)
- В пути (1886)
- Гимн Эросу (1886)
- Снежный цветок (1887)
- Газовая песня Ирландии (1891)
- Колыбельная (1892)
- Божественные сказки (1892–1895 гг.): 1. Боярышник Святого Патрика (1892 г.); 2. «Голубые лилии» (1892); 3. Путь в рай (1893); 4. «Прекрасная Мадлен» (1893); 5. Легенда о Сент-Амуре (1893); 6. Овцы ангелов (1895)
- Ирландское Рождество (1896)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Ролло Майерс: «Огаста Холмс: стремительная карьера», в The Musical Quarterly , vol. 53, нет. 3 (июль 1967 г.), с. 365: «Ее фамилия была галлицизирована путем добавления серьезного ударения на последний слог».
- ↑ Музыкант из Версаля: Огаста Холмс , archive.org
- ^ Перейти обратно: а б с Артур Элсон: Женская работа в музыке (Бостон: The Page Company, 1903), оцифровано Google.
- ^ Холмс, Ирландский биографический словарь Огасты Мэри Энн
- ^ Даниэле Гутманн: «Роден и музыка», в: Revue Internationale de Musique Française, февраль 1982 г., стр. 105.
- ^ Перейти обратно: а б Цитрон, Марсия (1991). Карин Пендл (ред.). Женщины и музыка . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. стр. 125–126.
- ^ Эндрю Клементс. «Обзор альбома Holmès: Symphonic Poems - Фрэнсис подчеркивает влияние Вагнера на эту заново открытую женщину-композитора» , в The Guardian , 25 июля 2024 г.
- ^ Цитрон, Марсия (1988). Сесиль Шаминад: биобиблиография . Нью-Йорк: Гринвуд Пресс. п. 23.
- ^ «Огюст Ренуар | Дочери Катюля Мендеса, Угетт (1871–1964), Клодин (1876–1937) и Гелионны (1879–1955) | Метрополитен» . metmuseum.org . Метрополитен-музей . Проверено 13 февраля 2017 г.
- ^ Форум Оперы
- ^ Перейти обратно: а б с д Огаста Холмс, Оркестровые произведения , Марко Поло 8 223449 (1995)
- ^ Перейти обратно: а б с д Огаста Холмс: Симфонические стихи , CPO 555 5932 (2024)
- ^ Compositrices: Новый взгляд на французских женщин-романтиков-композиторов , Брю Зейн (2023), рецензия в The Guardian , 23 марта 2023 г.
- ^ Звездная ночь , Грамола 99247 (2022)
- ^ Циган , Divine Art DDA 25033 (2025)
Библиография
[ редактировать ]- Ролло Майерс: «Огаста Холмс: стремительная карьера», в: The Musical Quarterly 53 (1967) 3, стр. 365–76.
- Жерар Геффен: Огюста Холмс, возмутительная женщина (Париж: П. Бельфонд, 1987), ISBN 2-7144-2153-9
- Карен Хенсон: «В Доме разочарования: Огаста Холмс и Черная гора », в: Cambridge Opera Journal 9 (1997) 3, стр. 232–62.
- Мишель Фрианг: Августа Холмс или запретная слава (Париж: Éditions Autre, 2003), ISBN 2746702983
- Мариятереса Сторино: «Chère Illustre»: Ференц Лист в Августе Холмс , в: «Quaderni dell'Istituto List» 9 (2010), стр. 1–44
- М. Сторино: Ференц Лист и Августа Холмс: Портрет музыкальной дружбы , в: Лист и ла Франция , изд. Малу Хейн и Николя Дюфетель (Париж: Врин, 2012), стр. 263–274; ISBN 978-2-7116-2369-3
- Николь К. Строманн: Жанр, гендер и общество во Франции конца XIX века: Исследования поэтессы-композитора Августы Холмс (Хильдесхайм: Георг Олмс, 2012), ISBN 978-3-487-14701-7
- М. Сторино: Солидарность народов и идея Родины: симфонические стихи Огасты Холмс , в: Музыка и война в Европе от Французской революции до Первой мировой войны , изд. Этьен Жарден (Turnhout: Brepols, 2016), стр. 357–377; ISBN 978-2-503-57032-7
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бесплатные партитуры Огасты Холмс в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Бесплатные цифровые партитуры Огасты Холмс в OpenScore Lieder Corpus
- Холмс и Дюпарк: Повесть о двух композиторах . Композитор недели BBC Radio 3, 6–10 июля 2020 г.
- 1847 рождений
- 1903 смерти
- Композиторы-классики XIX века
- Французские композиторы XIX века.
- Французские женщины-композиторы XIX века.
- Композиторы-классики XX века
- Французские композиторы XX века
- Французские женщины-композиторы XX века
- Похороны на кладбище Сен-Луи, Версаль.
- Натурализованные граждане Франции
- Французские оперные композиторы
- Французы ирландского происхождения
- Французские композиторы-романтики
- Ирландские классические композиторы
- Ирландские женщины-композиторы-классики
- Композиторы из Парижа
- Псевдонимы
- Ученики Сезара Франка
- Французские женщины-оперные композиторы