Бланш Тебом
Бланш Тебом (19 сентября 1915 г. - 23 марта 2010 г.) [ 1 ] ) — американская оперная меццо-сопрано , педагог по вокалу и оперный режиссёр . Она была частью первой волны американских оперных певцов, сделавших весьма успешную международную карьеру. [ 2 ] В своей стране у нее были давние связи с Метрополитен-опера в Нью-Йорке, которые длились 22 года. Opera News заявила: «Амбициозная красавица с бархатистым, ровным драматическим меццо, Фебом была естественна для оперы: она командовала сценой с элегантно-дисциплинированной надменностью дивы старой школы, наслаждаясь возможностью играть женщин мира, таких как в роли Марины в «Борисе Годунове» , «Иродиаде и Далиле ». [ 3 ]
Хотя Фебом пела широкий репертуар, который включал в себя все, от Генделя и Моцарта до Верди и Дебюсси , она была наиболее известна своими выступлениями в операх Рихарда Вагнера . Две роли Вагнера, с которыми она особенно ассоциировалась, - это Фрика в «Валькирии» и Брангена в «Тристане и Изольде» . [ 4 ] В частности, она исполнила последнюю роль в знаменитой записи EMI 1952 года , сделанной в Лондоне с Кирстен Флагстад , Людвигом Зутхаусом и дирижером Вильгельмом Фуртвенглером . Она — Дидона в «Троянах» (мировая премьера 1957 года, дирижёр Рафаэль Кубелик). Помимо нескольких других записей, за свою карьеру она также снялась в двух художественных фильмах: «Ирландские глаза улыбаются» (1944) и «Великий Карузо» (1951). [ 5 ]
Уйдя со сцены в 1967 году, Тебом в течение 6 лет работал оперным режиссёром в Атланте. Затем она преподавала пение как в частном порядке, так и на музыкальных факультетах Университета Арканзаса и Государственного университета Сан-Франциско . Она также стала соучредителем программы обучения оперному искусству Женского хора Сан-Франциско и почти 40 лет работала в совете директоров Метрополитен-опера. [ 3 ]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Тебом родилась в Монессене, штат Пенсильвания , в 1915 году и была дочерью шведских родителей, иммигрировавших в Соединенные Штаты. [ 5 ] Год ее рождения иногда ошибочно указывается как 1918. [ 6 ] Она выросла в Кантоне, штат Огайо , где изучала балет и пела в церковном хоре. Она продолжала брать уроки балета до 40 лет. [ 7 ] Она закончила бизнес-колледж, а затем устроилась секретарем в промышленную фирму в Кантоне. [ 1 ]
В 1938 году, работая секретарем, Тебом поехала с родителями в Швецию. Во время путешествия на лодке из Америки в Европу ее услышал в кают-компании корабля пианист Кости Веханен . Веханен был постоянным аккомпаниатором и учителем вокала Мариан Андерсон , и он был очень впечатлен талантом Тебома. Соответственно, он организовал, чтобы Тебом стала ученицей Джузеппе Богетти в Нью-Йорке, который был учителем вокала Андерсона, а также в конечном итоге подписал с ней контракт с менеджером по талантам Солом Юроком , который также руководил карьерой Андерсона. [ 8 ] После смерти Богетти в июле 1941 года она училась у вышедших на пенсию меццо-сопрано Метрополитен-опера Эдит Уокер и Маргарет Маценауэр в Нью-Йорке. [ 9 ] [ 10 ]
Ранняя карьера и выступления в Метрополитен-опера
[ редактировать ]Первое выдающееся выступление Тебом как исполнительницы произошло в ноябре 1941 года, когда она впервые выступила в качестве солистки с Филадельфийским оркестром и Клубом хора Пенсильванского университета под управлением Юджина Орманди в Музыкальной академии в Филадельфии. [ 8 ] Затем она провела следующие три года, выступая с концертами и сольными концертами по всей территории Соединенных Штатов. Она также пела в Музыкальной академии во время своего профессионального оперного дебюта 28 ноября 1944 года; исполнил роль Брангены в опере Вагнера «Тристан и Изольда» для загородного выступления в нью-йоркской Метрополитен-опера . Эту роль она повторила во время своего первого появления на сцене Нью-Йорка в Метрополитен-опера 14 декабря 1944 года. [ 10 ]
Тебом пела с Метрополитен-опера в течение следующих 22 сезонов, дав в общей сложности 357 выступлений с труппой за свою карьеру. Ее самой частой ролью в Метрополитене была роль Амнерис в « Джузеппе Верди » Аиде ; роль она сыграла в 80 спектаклях вместе с такими Аидами, как Глория Дэви , Флоренс Кирк , Зинка Миланов , Херва Нелли , Делия Ригаль , Антониетта Стелла , Рената Тебальди , Люба Велич и другие. [ 3 ] [ 11 ] Она также преуспела в операх Вагнера в Метрополитене, исполнив роли Эрды в «Золоте Рейна» , Магдалины в «Нюрнбергских мейстерзингерах» , Ортруды в «Лоэнгрине» , Венеры в «Тангейзере» , Вальтрауты в «Götterdämmerung » и Фрики в «Валькирии» и «Золоте Рейна» . [ 3 ]
В 1951 году Тебом появилась в роли Дорабеллы на премьере Альфреда Лунта популярной англоязычной постановки Вольфганга Амадея Моцарта в « Так все» Метрополитене. Она также появилась на двух премьерах в США в Метрополитене; исполнила партии Бабы-Турка в Игоря Стравинского » «Походе повесы (1953) и Аделаиды в Рихарда Штрауса » «Арабелле (1955). [ 3 ] Среди других ролей, которые она исполнила в Метрополитене, были Адальгиза в «Норме» , Азусена в «Трубадуре» , Далила в «Самсоне и Далиле» , Эболи в «Дон Карлосе» , Женевьева в «Пеллеасе и Мелизанде» , Джульетта в «Сказках Гофмана» , Иродиада в «Саломее» , Клитемнестра в «Электре». , Лаура Адорно в «Джоконде» , Марфа в «Хованщине» , Марина в «Борисе Годунове» (1956), [ 12 ] Старая баронесса в «Ванессе» , Орловский в «Летучая мышь» , заглавные роли в «Кармен и Миньон» . Ее последнее выступление в Метрополитене было в роли Графини в Чайковского опере «Пиковая дама» 6 марта 1967 года; это была единственная постановка, в которой она появилась в Метрополитене после переезда труппы в 1966 году в новый оперный театр Линкольн-центра . [ 11 ]
Другая исполнительская работа
[ редактировать ]За пределами Метрополитен-опера Тебом активно выступал в качестве приглашенного артиста в оперных труппах США и за рубежом. В 1946 году она дебютировала на сцене в Чикаго в партии Брангены с Чикагской оперной труппой . В следующем году она дебютировала в Опере Сан-Франциско (SFO), исполнив Амнерис на Аиду Стеллы Роман . До 1963 года ее часто слышали в Сан-Франциско; в частности, исполнив роль Матери Марии на американской премьере Фрэнсиса Пуленка » «Диалогов кармелитов в SFO в 1957 году. Другими ролями, которые она исполнила в Сан-Франциско, были Брангена, Керубино в «Женитьбе Фигаро» , Кармен, Далила, Фрика, Джульетта, Лаура Адорно, Марина, Октавиан в «Кавалере розы» и Орфей в «Орфее и Эвридике» . [ 13 ] Она также спела Далилу под «Самсона» Джованни Мартинелли в Филадельфийской гражданской оперной труппе в 1950 году. [ 14 ]
Европейский дебют Тебом состоялся в 1950 году в партии Далилы в Шведской королевской опере (RSO). Она несколько раз возвращалась в RSO, исполняя такие партии, как Амнерис, Эболи и — в том, что The Times назвала «не особенно успешной попыткой исполнения роли сопрано» — Элизабет в «Тангейзере » . [ 5 ] Она впервые появилась в Великобритании на оперном фестивале в Глайндборне летом 1950 года в роли Дорабеллы. [ 10 ] В 1957 году она приехала в Лондон, чтобы спеть Дидону в знаменитой постановке « Гектора Берлиоза 1957 года Троянцев» в Королевском оперном театре Ковент -Гарден . Впервые эта опера была поставлена профессиональной труппой. В этой постановке она эффективно использовала свои невероятно длинные волосы, позволив им спадать ей на спину, когда в конце она поднялась на погребальный костер. [ 15 ]
В 1957 году, в разгар « холодной войны» , Тебом стала первой американкой, выступившей в Большом театре изображала Кармен . в Москве, где в течение 3 недель [ 7 ] Вскоре она дала концертный тур по России. Она также дала выступления в Греции, в том числе концерт перед Парфеноном , на который пришли тысячи людей. [ 7 ] В 1960 году она появилась в Далласской опере в роли Руджеро в знаменитой постановке « » Джорджа Фридриха Генделя с Альцины Джоан Сазерленд в главной роли. [ 3 ] В 1964 году Тебом сыграла графиню Гешвиц в опере Альбана Берга « Лулу» для оперной труппы Бостона. Она также сыграла принца Орловского (1965 и 1967) и Брангену (1967) в Филадельфийской труппе Гранд Опера . [ 16 ]
Пост-оперная карьера
[ редактировать ]После ухода из Метрополитен-опера в 1967 году Тебом периодически пела на концертах и сольных концертах. Она дала несколько сольных концертов с сопрано Элеонорой Стебер . В июне 1967 года Тебом был назначен директором оперного отдела Муниципального театра Атланты . [ 17 ] Когда эта организация обанкротилась в 1969 году, она основала собственную оперную труппу: Южную региональную оперу Атланты. [ 18 ] Она оставалась генеральным директором этой компании до тех пор, пока она не прекратила свою деятельность в 1973 году. [ 3 ]
Работая в Атланте, Тебом начал активно работать преподавателем вокала. Она также появлялась в летних театральных постановках бродвейских мюзиклов в Атланте, играя такие роли, как Мать-настоятельница в «Звуках музыки» . В 1973 году она переехала в Литл-Рок , чтобы поступить на музыкальный факультет Университета Арканзаса . Она преподавала пение и была там директором оперной программы до весны 1980 года, когда она была назначена директором оперной программы в Государственном университете Сан-Франциско (СФГУ). [ 3 ]
Преподавая в ЮФГУ, а затем и в частном порядке, Тебом в течение пятнадцати лет был председателем прослушиваний Национального совета Метрополитен-оперы Тихоокеанского региона . В конце 1980-х она вместе с Элизабет Эпплинг стала соучредителем Программы обучения оперному искусству Женского хора Сан-Франциско. Она продолжала возглавлять эту организацию до начала 2000-х годов. Некоторые из девушек, посетивших программу, впоследствии стали профессиональными оперными певицами. [ 5 ] Тебом также входил в совет директоров Метрополитен-опера с 1970 по 2008 год. [ 3 ] и была судьей национального уровня конкурса «Мисс Америка» . [ 7 ]
Бланш Тебом умерла от сердечной недостаточности в своем доме в Сан-Франциско 23 марта 2010 года в возрасте 94 лет. [ 19 ]
Записи
[ редактировать ]- Бланш Тебом, меццо-сопрано: Арии из опер «Дон Карлос» , «Джоконда» , «Тристан и Изольда» , «Золото Рейна» , « Валькирия» , «Геттердаммерунг» и «Самсон и Далила» ; песни Гуго Вольфа и Густава Малера » «Песни путника . Прайзер 89559 компакт-диск [ 20 ]
- «Самсон и Далила» ( Камиль Сен-Санс ), 1956, Сет Сванхольм , Бланш Тебом, Сигурд Бьёрлинг , Герберт Сандберг , Королевский оперный оркестр и хор Швеции, «Каприз»; КАТ: КАП 22054
- Тристан и Изольда ( Рихард Вагнер ), 1952, Кирстен Флагстад , Людвиг Зутхаус , Блаш Тебом, Дитрих Фишер-Дискау , Филармонический оркестр и хор Королевского оперного театра, Ковент-Гарден. Классика ЭМИ.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Серинус, Джейсон Виктор (24 марта 2010 г.). «Памяти: Бланш Тебом» . Классический голос Сан-Франциско . Проверено 25 марта 2010 г.
- ^ «Бланш Тебом; была звездой Метрополитена» . Бостон Глобус . 29 марта 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Некрологи: Встреча с Меццо Бланш Тебом» . Оперные новости . 74 (12). Июнь 2010 г. Архивировано из оригинала 10 августа 2011 г.
- ^ «Бланш Тебом: оперная певица» . Вашингтон Пост . 5 апреля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Бланш Тебом: меццо-сопрано» . Таймс . 3 апреля 2010 г.
- ^ Маргалит Фокс (28 марта 2010 г.). «Бланш Тебом, звезда Метрополитена и не только, умирает в 94 года» . Нью-Йорк Таймс . п. А26.
- ^ Jump up to: а б с д «Музыкальные некрологи: Бланш Тебом» . «Дейли телеграф» . 13 мая 2010 г.
- ^ Jump up to: а б «Бывший секретарь забил хит во время вокального дебюта в Филе» . Читающий орел . 8 ноября 1941 года.
- ^ Энн Маккивер (19 октября 1941 г.). «Мосс Тэбом пользуется успехом у местной аудитории» . Телеграф-Вестник .
- ^ Jump up to: а б с Элизабет Форбс (30 апреля 2010 г.). «Бланш Тебом: меццо-сопрано хвалят за интерпретации Вагнера» . Независимый .
- ^ Jump up to: а б «Архивы Метрополитен-опера» , archives.metoperafamily.org/archives , заархивировано из оригинала 08 октября 2018 г. , получено 6 мая 2011 г.
- ^ Opera News , Том XX: Номер 18: 5 марта 1956 г.
- ^ «Бланш Тебом» . Архив оперы Сан-Франциско .
- ^ Нью-Йоркская публичная библиотека исполнительских искусств : Папка: Philadelphia Civic Grand Opera Company.
- ^ «Скончалась знаменитая кантонская оперная певица Бланш Тебом» . CantonRep.com. 26 марта 2010 года. Архивировано из оригинала 30 марта 2010 года . Проверено 26 марта 2010 г.
- ^ Бесплатная библиотека Филадельфии : Переплет: Филадельфийская труппа Гранд Опера, 1955–1974 гг.
- ^ «Оперная звезда получает должность» . Виндзорская звезда . 21 июня 1967 года.
- ^ «Опера не умерла в Атланте, заявляет Бланш Тэбом» . Уэйкросс Журнал-Вестник . 6 марта 1969 года.
- ^ «Бланш Тебом умирает в 94 года; оперное меццо-сопрано» . Лос-Анджелес Таймс . 30 марта 2010 г.
- ↑ Классический обзор компакт-диска Preiser 89559, по состоянию на 21 марта 2010 г. Архивировано 7 декабря 2010 г. на Wayback Machine .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бланш Тебом на IMDb
- «Понедельник после: оперная певица Бланш Тебом была бомбой», Гэри Браун (29 ноября 2009 г.), по состоянию на 21 января 2010 г.
- Интервью Брюса Даффи с Бланш Тебом, 19 октября 1982 г.
- Коллекция Бланш Тебом (ARS.0059), Стэнфордский архив записанных звуков
- 1915 рождений
- 2010 смертей
- Американские оперные певцы
- Американцы шведского происхождения
- Американские оперные меццо-сопрано
- Музыканты из Кантона, Огайо
- Жители Монессена, Пенсильвания
- Преподаватели государственного университета Сан-Франциско
- факультет Университета Арканзаса
- Классические музыканты из Огайо
- Певцы из Пенсильвании
- Классические музыканты из Пенсильвании
- Певцы из Огайо