Дорогой Велич

Люба Величкова ( Величкова ; болгарский : Люба Величкова , 10 июля 1913 — 1 сентября 1996) — оперное сопрано . Она родилась в Борисово , Болгария, училась в Софии и Вене, пела в оперных театрах Австрии и Германии в конце 1930-х - начале и середине 1940-х годов. В 1946 году она стала гражданкой Австрии.
Велич стала наиболее известна благодаря главной роли в » Рихарда Штрауса , «Саломее в которой ее тренировал композитор. Ее международная карьера была короткой, ее начало было отложено из-за Второй мировой войны , а конец ускорили проблемы с вокалом. Он начался в 1947 году в Лондоне и продолжился в Нью-Йорке с 1949 года, но к середине 1950-х годов ее звездные дни закончились. Ее международная карьера началась незадолго до того, как полные студийные записи опер были обычным явлением, и хотя некоторые концертные записи сохранились после трансляций, ее записанное наследие невелико.
С середины 1950-х Велич пел характерные роли в операх и играл в постановках. Она умерла в Вене в возрасте 83 лет.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Велич родилась в Борисово , Болгария, и выросла на семейной ферме вместе с двумя сестрами. [1] [2] Ее интерес к музыке начался еще в юности; [3] когда ей было восемь лет, одна из сестер подарила ей скрипку, и какое-то время она подумывала о том, чтобы стать профессиональным музыкантом. [2] [4] После окончания средней школы в Шумене она изучала философию в Софийском университете и получила степень доктора философии . [4] В Софии она пела в хоре и училась музыке у Георгия Златева-Черкина. [3] При финансовой поддержке болгарского правительства она переехала в Вену, чтобы учиться у Тео Лиерхаммера, профессора пения в Государственной академии . [5] [6]

Велич дебютировала в опере в Софии в 1936 году в небольшой партии в «Луизе» . [2] Ее первой крупной ролью стала Недда в опере «Паяцы» в опере Граца в том же году. [1] В течение следующих трех лет она училась своему ремеслу в труппе Граца, исполняя необычайно широкий спектр сопрано в операх композиторов от Моцарта до Вагнера , Хампердинка , Пуччини и Рихарда Штрауса . [n 1]
С тех пор и до конца Второй мировой войны она была членом оперных трупп Гамбурга (1941–1943), Мюнхена и Берлина (1943–1946). [5] В Берлине она сыграла роль молодого композитора в «Ариадне на Наксосе » Рихарда Штрауса . Штраус увидел ее и был впечатлен; он организовал для нее исполнение заглавной партии в новой постановке его «Саломеи» в Венской народной опере в 1944 году в ознаменование своего восьмидесятилетия. Он помог ей подготовить роль, и она стала той, с которой она была связана наиболее тесно. [3] [5] Они работали над пьесой шесть недель перед спектаклем; Штраус посещал репетиции каждый день. [7]
Велич принял австрийское гражданство в 1946 году. [7] Она стала ключевым членом группы певцов, которую собрал вокруг себя оперный менеджер Франц Зальмхофер, когда он стремился восстановить труппу Венской государственной оперы в конце войны. В Вене она еще больше расширила свой репертуар, добавив партии во французских, немецких, итальянских и русских операх. Помимо Саломеи, другими ролями, с которыми она особенно ассоциировалась в Вене, были Чио-Чио-Сан в «Мадам Баттерфляй» и Донна Анна в «Дон Жуане» . [n 2]
Международная карьера
[ редактировать ]В 1947 году Зальмхофер привез труппу в Лондон по приглашению оперы Ковент-Гарден . [5] Велич не была совершенно неизвестна британской публике: ее услышали и хорошо приняли в исполнении Девятой симфонии Бетховена и Реквиема Верди под управлением Джона Барбиролли , но ее прием в оперном театре попал в заголовки газет. [5] В Ковент-Гарден в роли Донны Анны и Саломеи она произвела фурор, затмив свою коллегу по труппе Марию Чеботари , с которой она делила обе роли. [5] Согласно Словарю музыки и музыкантов Гроува, она «ослепила лондонскую публику страстью, чистотой голоса и неотразимой силой» своих выступлений. [1] Штрауса Находясь в Лондоне, Велич принял участие в двух трансляциях «Электры» под управлением сэра Томаса Бичема в присутствии композитора. [8]
Дэвид Вебстер , директор Королевского оперного театра, признав талант Велича, заручился ее услугами для резидентской труппы, с которой она выступала между 1948 и 1953 годами в спектаклях «Аида» , «Богема» , «Саломея» , «Тоска» и «Пиковая дама ». [5] [9] В Лондоне, как и в Вене, оперы тогда обычно исполнялись на местном языке, и Велич, как и другим немецким певицам, выступавшим в Ковент-Гардене, приходилось разучивать свои партии на английском языке. В партии Мюзетты в «Богеме» , по данным «Таймс» , «она чаще всего пела со сцены того, кто играл Мими». [5] хотя среди этих Мими были Элизабет Шварцкопф и Виктория де лос-Анджелес . [10] Когда Велич спел Донну Анну для оперы Глайндборнского фестиваля на Эдинбургском фестивале в 1948 году, критик Фрэнк Хоуз написал, что она была тигром, который мог съесть и Дон Джованни, и Дон Оттавио, «и при этом требовать большего». [11] В том же году она пела в Девятой симфонии Бетховена с Венским филармоническим оркестром под управлением Вильгельма Фуртвенглера в Королевском Альберт-холле . [12] В 1949 году в Глайндборне в Эдинбурге она спела Амелию в «Маскараде» . [13]

Также в 1949 году Велич дебютировала в Метрополитен-опера в Нью-Йорке в «Саломее» ; это было дано в двойной программе с Пуччини Джанни Скикки , в котором она не появилась. Сравнивая ее с ее предшественниками в роли Саломеи, критик Ирвинг Колодин писал: «Те, кто выглядел лучше, не могли сравниться с вокальным исполнением мисс Велич по благозвучию, ясности и смыслу, а те, кто был сопоставимыми певцами, не имели такой физической идентичности с этой ролью. QED Мисс Велич — заслуженная Саломея митрополита». [14] Variety сообщил о похвале пения и игры Велич, но сосредоточился больше на ее исполнении танца Саломеи с семью покрывалами : «Мисс Велич действительно отправилась в город, поставив шимми-танец, по сравнению с которым на 52-й улице свинг- корифеи кажутся бледными, и это аудитория Метрополитена ахнула». [15] Историк Кеннет Морган пишет:
Это был поистине один из знаменательных дней в истории Метрополитен-опера: выступление было встречено пятнадцатиминутными овациями, что было почти беспрецедентно в истории труппы. Ничего подобного подобным аплодисментам не было слышно в Метрополитене на протяжении целого поколения, а о влиянии этой постановки говорили долгие годы спустя. [16]
В Метрополитен-опера Велич исполнила партии, с которыми она была связана в Лондоне, и добавила Розалинду в «Летучую мышь» . [17] Она вернулась в дом позже в своей карьере, когда переключилась на характерные роли, сыграв непоющую героиню герцогиню Кракенторпскую в «Дочь полка» в 1972 году. [17]
Международная карьера Велич в основном была сосредоточена в Вене, Лондоне и Нью-Йорке, хотя она оставалась верной Грацу и появлялась там в качестве гостя. Ее дважды приглашали выступить в Ла Скала в Милане, но ее обязательства были уже слишком велики, чтобы она могла принять их. [7]
Спустя годы
[ редактировать ]появились узелки К 1953 году у Велич на голосовых связках , что потребовало хирургического вмешательства. Это, в сочетании с необычно большим количеством выступлений, привело к быстрому ухудшению ее пения, и ей пришлось отказаться от звездных ролей, которыми она прославилась больше всего. Она ожидала более продолжительной карьеры и подумывала о роли Изольды через несколько лет, хотя в целом Вагнер ей не нравился. [n 3] Критик Тим Эшли пишет, что прощание Велича с Саломеей произошло на пленке в триллере Кэрол Рид 1955 года «Человек между» , в сцене, действие которой происходит в Берлинской государственной опере во время исполнения оперы. «Вы видите ее только крупным планом, но этого достаточно, чтобы составить представление о том, какой она была на сцене». [18]
Пуччини Велич все еще был в состоянии петь такие роли, как Магда в «Рондинке» в Вене в 1955 году, и записать характерную роль Марианны, дуэньи , в постановке Герберта фон Караяна 1956 года «Кавалер розы» . [6] Она успешно перешла на неоперную сцену, например, в роли Джун в немецком переводе « Убийства сестры Джордж» в Берлине в 1970 году. [6]
Даже после выхода на пенсию профессионалы продолжали относиться к Велич с восхищением и любовью. Продюсер Decca писал в 1967 году Джон Калшоу , что она была желанным гостем на сессиях звукозаписи, и «одна из наших постоянных работ - привозить рыбу в Вену для Велича». [19] Ее гостеприимство было известно, и она оставалась в центре внимания общественности даже после выхода на пенсию, будучи участницей премьер. [6] [20]
Велич был дважды женат и дважды разведен; у нее не было детей. Она умерла в Вене после серии инсультов в возрасте 83 лет. [5]
Критическая оценка
[ редактировать ]
В 1953 году, когда карьера Велич была на пике, лорд Хэрвуд , редактор Opera , сказал о ней:
В ее пении есть чистота, которую можно назвать только инструментальной – инструментальной, то есть в том смысле, что сам голос абсолютно ровен снизу доверху, а музыкальная линия кажется совершенно нерушимой и независимой от других. такие обыденные соображения, как необходимость больше дышать». [3]
Коллега Хэрвуда Гарольд Розенталь ранее выразил сильное сомнение в том, что записи смогут отдать должное способностям Велича. [21] Комментарии Розенталя были написаны в 1949 году, когда Велич сделала лишь несколько записей, но, написав спустя много времени после выхода на пенсию, Дж. Б. Стин также почувствовала, что различные записи, доступные к тому времени, ей не льстили:
Трудно представить голос с более ярким сиянием или певца с большей энергией и большим чувством радости от самого акта создания этих великолепных звуков. Однако даже здесь следует отметить, что тонкость вряд ли подлежит сомнению; в нем мало той гибкой соблазнительности, которую Шварцкопф и Гюден в [ Ледермаус привносят , например, ] Чардаш. И это ограничивает многие ее лучшие работы, даже «Саломею», в которой она произвела такое волнующее впечатление на публику. [22]
Позже Стин добавил, что недавно обнаруженная живая запись трансляции 1944 года «показывает молодой голос во всей красе и передает, пожалуй, самое яркое впечатление о темпераменте». [22]
Нелестное суждение Ирвинга Колодина о красоте Велича не разделили другие критики. Филип Хоуп-Уоллес в статье под названием «Самая красивая женщина, которую я знаю» назвал ее «неоспоримо красивой, хотя и в очень индивидуальном смысле». [20] а Эшли назвала ее «величайшей сексуальной богиней оперы 20-го века… но она также была одной из величайших певиц, когда-либо живших на свете». [18] После ее танца семи покрывал в «Саломее» пин -ап художник- Джордж Петти поставил ее на первое место в своем списке «лучших раздетых женщин мира». [23]
Сопрано Леонтина Прайс сказала, что именно увидев Велича в «Саломее» , оперная карьера стала ее собственной целью в жизни. [22] В Оксфордского университета издательства «Словаре оперных персонажей» (2008) Джойс Борн пишет: «Среди знаменитых Саломес, таких как Эмми Дестинн , Мария Джерица , Мария Чеботари , Кристель Гольц , Биргит Нильссон , Жозефина Барстоу , Хильдегард Беренс и Кэтрин Мальфитано , вероятно, Самой известной была болгарская сопрано Люба Велич». [24]
Записи
[ редактировать ]Полные оперы
[ редактировать ]Международная карьера Велича закончилась примерно в то время, когда долгоиграющие пластинки стали преобладающим средством записи. Они открыли путь к полным записям большого количества опер. [25] но Велич ушел слишком рано, чтобы участвовать в этом новом развитии. Ее единственной студийной записью всей оперы была «Летучая мышь» (на английском языке, без диалогов), записанная для лейбла American Columbia в декабре 1950 и январе 1951 года с тем же составом и дирижером, что и современная постановка Метрополитен-опера. [26]
Были планы сделать полную студийную запись « Саломеи » под дирижерством Фрица Райнера , но они провалились из-за нехватки средств. [27] Полные концертные записи Велича в «Саломее» были сделаны в 1949 и 1952 годах и выпущены на компакт-дисках. Критики пришли к единому мнению, что в первом фильме Велич находится в лучшей форме, но с более слабым составом второго плана, чем в наборе 1952 года. [6] студийные и эфирные записи Велича в финальной сцене «Саломеи» Выпущены . Наибольшее распространение получила студийная запись 1949 года, проведенная Райнером. [28] Версия, упомянутая Стеаном выше, была записана в Вене в 1944 году под дирижированием Ловро фон Матачича .
Другие внеэфирные записи полных опер с участием Велича: «Электра» (BBC, 1947), «Бал-маскарад» (компания Глайндборна в Эдинбурге, 1949) и «Аида» (Метрополитен, 1949 и 1950). [6] Концертная запись « Дон Жуана» была сделана на Зальцбургском фестивале в 1950 году под управлением Фуртвенглера с Тито Гобби в роли Джованни, Величем в роли Анны, Шварцкопфом в роли Эльвиры и Ирмгард Зеефрид в роли Церлины. Он был выпущен на компакт-диске. [29]
Велич поет Марианну в двух полных записях «Кавалера розы» . Помимо упомянутого выше набора Караяна, она играет роль в итальянской записи 1957 года под управлением Артура Родзински . [30]
Оперные отрывки
[ редактировать ]В начале 1946 года продюсер Вальтер Легге , ищущий таланты в Вене, заключил с Величем контракт с артистом EMI . [31] Для лейбла EMI Columbia она записала арии, в том числе сцену письма Татьяны из «Евгения Онегина» , «Риторну победительницу» из « Аиды» , « Vissi d'arte » из «Тоски» , вальс Мюзетты из «Богемы» и «Wie nahte mir der Schlummer» из «Вольного стрелка» . [6]
С Метрополитен-оркестром под руководством различных дирижеров Велич сделал студийные записи двух номеров из «Дон Жуана» в 1949 году, арий из «Летучей мыши» и «Цыганского барона» и двух номеров из «Тоски» в 1950 году. [32] [n 4]
В июне 1950 года Велич в сопровождении оркестра Венской государственной оперы под управлением Рудольфа Моральта записал для Decca восемь арий Легара , Чайковского , Верди и Миллёкера . Номера Верди исполнялись на итальянском языке; арии Чайковского были исполнены на немецком языке. [n 5]
Песни
[ редактировать ]Некоторые записи (в основном) немецких песен, сделанные Величем в Нью-Йорке в сопровождении Пола Улановски за фортепиано , в то время не были выпущены, но были опубликованы на компакт-дисках. Некоторые или все из них могли быть задуманы как пробные прогоны для будущих записей. [34] В их число входят песни Рихарда Штрауса, Малера « Рюккерт-Лидер» и песни Шуберта , Шумана , Брамса , Александра Даргомыжского и Йозефа Маркса . [№ 6]
Фильмография
[ редактировать ]Год | Заголовок | Роль | Примечания |
---|---|---|---|
1953 | Человек между | Саломея | |
1958 | В Вене цветут деревья | Певица | |
1958 | Оружие и человек | Екатерина | |
1959 | Арена страха | Мама Эллисон | |
1959 | Любовь на кривых ногах | Трудхен | |
1959 | Голубь | Бетт Майер | |
1959 | Лабиринт | Любовь | |
1959 | Ты замечательный | Ивонн Леманн | |
1959 | Моя племянница этого не делает | Оперная певица («Валькирия») | |
1960 | Окончательное соглашение | Луиза | |
1961 | Любимый самозванец | Сейла Шедуэлл, миллионерша по производству сиропов | |
1962 | Эхайнститут Аврора | миссис Перл | |
1962 | очаровательная Джулия | Долли де Фрис | |
1962 | Девушкам это нравится | Виктория Пети-Пьер | |
1963 | Тётя Чарли | Баронесса | |
1964 | Я узнал это от отца | Управляющая Нойманн | |
1967 | Сладкие грехи сексуальной Сьюзен | Старуха | |
1968 | Рай скорых грешников | Баронесса | |
1974 | Одна ночь в Венеции | Сельскохозяйственный | |
1975 | Настоящая подруга-домохозяйка | Менеджер отеля | |
1976 | Мимоза тоже хочет цвести | Леди выстрелы | (последняя роль в кино) |
Примечания, ссылки и источники
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Ее роли в Граце включали «Барбарину», «Керубино и Сюзанну» Моцарта ( «Женитьба Фигаро» ) и Фьордилиджи ( «Так поступают все» ); «Элизабет» Вагнера ( «Тангейзер» ) и одна из валькирий ( «Валькирия» ); «Гензель» Хампердинка ( «Гензель и Гретель» ) и «Девочка-гусыня» ( «Кёнигскиндер» ); «Манон» Пуччини ( «Манон Леско» ); и «Софи» Штрауса ( «Кавалер розы» ). [3]
- ↑ Среди других ее ролей в Венской государственной опере были заглавные партии в «Аиде» , «Джудитте» и «Енуфе» ; и Лиза ( «Пиковая дама» ); Дездемона ( «Отелло» ); Джульетта ( «Сказки Гофмана» ); Первая леди ( «Волшебная флейта »); Леонора ( «Трубадур »); Татьяна ( «Евгений Онегин» ); и Минни ( «La fanciulla del West» ). [3]
- ↑ Она решительно отказывалась думать о Брунгильде в «Кольце» , а когда ее пригласили спеть Сенту в «Летучем голландце» , она воскликнула: «Я не немецкая крестьянская девушка: я сексуальная болгарка!» [2] [7]
- ↑ Этими номерами были «Почему закрылись?... Миа ревнует» Тоска (акт 1); «Я жила искусством» Тоска (2 действие); «Дон Оттавио, я мертв!... Теперь вы знаете, кому принадлежит честь» Дон Жуан (1 действие); «Жестоко! Ах нет, любовь моя... Не говорите мне, мой прекрасный кумир» Дон Жуан (2 действие); «Чардаш» Die Fledermaus и «Habet acht» (цыганская песня) Der Zigeunerbaron . [32]
- ^ Восемь номеров были: Легар Веселая вдова : «Вилья-Ложь»; Легар Цыганская любовь : «Я слышу звуки тарелок»; Чайковский «Пиковая дама» : «Я должен» и «Это возможно»; Верди Бал-маскарад : «Ma dall'arrido»; Миллёкер, графиня Дюбарри : «Я отдаю свое сердце»; Легар -Цесаревич : «Один придет»; и Верди «Бал-маскарад» : «Morrò, ma prima». [33]
- ↑ « Рюкерта -Лидера и Штрауса» Четыре последние песни представлены в оригинальной версии для аккомпанемента фортепиано. В первом «В полночь» неполно, а «Любишь ли ты за красоту» опущено. [34] Две другие песни Штрауса — «Die Nacht» и « Cäcilie ». Четыре песни Шуберта — « Gretchen am Spinnrade », «Die Junge Nonne», «Liebesmelde» и « Die Forelle ». Песни Шумана — «Widmung», « Mondnacht » и «Der Nußbaum». Песни Брамса - «Die Mainacht», «Моя любовь зелена», «Vergebliches Ständchen», «Он, цыган; Hochgetürmte Rimaflut», «Дорогой Бог, ты знаешь» и «Иногда приходит на ум». Остальные пять песен принадлежат Даргомыжскому – «Мне грустно», «Мельник» и «Где ты, звездочка?» (Где ты, Звездочка?); и Йозеф Маркс – «Каснулась ли тебя любовь» и «Вальс Шопена». [34]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Бранскомб, Питер . «Велич (Величкова), Люба », Grove Music Online , Oxford University Press, получено 31 августа 2018 г. (требуется подписка)
- ^ Jump up to: а б с д Табман, Ховард . «Новая Примадонна», The New York Times , 13 февраля 1949 г., стр. Х7
- ^ Jump up to: а б с д и ж Хэрвуд, Лорд , и Гарольд Розенталь . «Люба Велич», Опера , том 4 (1953), стр. 72–77.
- ^ Jump up to: а б О'Коннор, Патрик. «Саломея, тренируемая Штраусом», The Guardian , 3 сентября 1996 г., стр. 18
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Люба Велич», The Times , 2 сентября 1996 г., стр. 23
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Векслер, Берт. «Люба Велич», Музыкальный журнал , зима 1985 г., стр. 5–8.
- ^ Jump up to: а б с д Коулман, Эмили. «Люба Велич», Opera News , ноябрь 1996 г., стр. 60
- ^ "Broadcast Opera", The Times , 27 октября 1947 г., стр. 8
- ↑ «Люба Велич» , база данных выступлений Королевского оперного театра, получено 30 августа 2018 г.
- ↑ La Bohème и La Bohème , база данных выступлений Королевского оперного театра, получено 30 августа 2018 г.
- ^ «Глайндборнская опера в Эдинбурге», The Times , 27 августа 1948 г., стр. 7
- ^ «Венский филармонический оркестр», The Times , 7 октября 1948 г., стр. 6
- ^ « Бал-маскарад , 22 августа 1949 года» , архив выступлений в Глайндборне, получено 30 августа 2018 года.
- ↑ Цитируется в «Met Performance CID: 149720: Джанни Скикки (40) Саломея (25)»: Метрополитен-опера, 4 февраля 1949» , архивы Метрополитен-опера, получено 30 августа 2018 г.
- ^ "Сенсационное новое сопрано Met", Variety , 9 февраля 1949, стр. 60
- ^ Морган 2010 , с. 128.
- ^ Jump up to: а б «Люба Велич» , архив Метрополитен-опера, получено 30 августа 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Эшли, Тим. «За что умереть», The Guardian , 3 мая 2002 г., стр. Б23
- ^ Калшоу 1967 , с. 232.
- ^ Jump up to: а б Хоуп-Уоллес, Филип . «Самая красивая женщина, которую я знаю», The Guardian , 27 февраля 1969 г., стр. 11
- ^ Розенталь, Гарольд , «Может ли граммофон передать искусство Велича?», Musical Express , 7 октября 1949, стр. 3
- ^ Jump up to: а б с Стейн, 1993 , стр. 360–361
- ^ Рид, Эрни. «Люба скромничает», «Звезды и полосы» , 2 октября 1949 г., с. 5
- ^ Борн, Джойс. «Саломея» , Словарь оперных персонажей , Oxford University Press, январь 2008 г. (требуется подписка)
- ^ Калшоу 1967 , стр. 18–19.
- ^ Феллерс 2010 , с. 127.
- ^ Морган 2010 , с. 186.
- ^ Феллерс 2010 , с. 116.
- ^ Дон Жуан (Гобби, Кунц, Дермота, Велич, Шварцкопф, Зефрид, Грейндль, Поэль, Фуртвенглер, Венский филармонический оркестр) ОСЛК 842014919
- ^ MYTO Historical MYTO00176
- ^ Шварцкопф 1982 , с. 64.
- ^ Jump up to: а б Феллерс 2010 , стр. 120, 123.
- ^ Стюарт, Филип. Decca Classical, 1929–2009 , получено 1 сентября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Примечания к набору компакт-дисков Sony Люба Велич: Полное собрание записей Columbia , ОСЛК 38585308
Источники
[ редактировать ]- Калшоу, Джон (1967). Звонкий звон . Лондон: Секер и Варбург. ISBN 978-0-436-11800-5 .
- Феллерс, Фредерик (2010). Метрополитен-опера в записи . Анн-Арбор, Мичиган: Scarecrow Press. ISBN 978-1-4616-6417-8 .
- Морган, Кеннет (2010). Фриц Райнер, Маэстро и Мартине . Балтимор: Издательство Университета Иллинойса. ISBN 978-0-252-09194-0 .
- Шварцкопф, Элизабет (1982). Для записи и неофициально: мемуары Уолтера Легга . Лондон: Фабер и Фабер. ISBN 978-0-571-14912-4 .
- Стин, Джон (1993). Великая традиция: семьдесят лет записанного пения (2-е изд.). Лондон: Дакворт. ISBN 978-0-7156-0661-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Любой Велич, на Викискладе?
- Люба Велич на IMDb