Манон Леско (Пуччини)
Манон Леско | |
---|---|
Опера Джакомо Пуччини | |
Либреттист | |
Язык | итальянский |
На основе | аббата Прево « Роман История шевалье де Грие и Манон Леско» |
Премьера | 1 февраля 1893 г. Реджио , Турин |
Манон Леско (англ. Итальянский: [maˈnɔn leˈsko] ) — итальянская опера в четырёх действиях, написанная Джакомо Пуччини между 1889 и 1892 годами на либретто Луиджи Иллики , Марко Праги и Доменико Оливы , основанное на романе 1731 года «История Гривуса». Найт и «Манон Леско» аббата Прево . Впервые опера была исполнена в 1893 году в Турине , в театре Королевском .
История состава
[ редактировать ]Либретто написано на итальянском языке и было составлено пятью либреттистами, которых нанял Пуччини: Руджеро Леонкавалло , Марко Прага , Джузеппе Джакоза , Доменико Олива и Луиджи Иллика . Издатель Джулио Рикорди и сам композитор также внесли свой вклад в либретто. Авторство либретто было настолько запутанным, что на титульном листе оригинальной партитуры никто не был указан. Однако именно Иллика и Джакоза завершили либретто и впоследствии внесли либретто в следующие три – и самые успешные – произведения Пуччини: «Богема» , «Тоска» и «Мадам Баттерфляй» . [ 1 ]
некоторые музыкальные элементы Пуччини взял в «Манон Леско» из своих более ранних произведений. Например, мадригал Sulla vetta tu del monte из акта 2 перекликается с Agnus Dei из его Messa a quattro voci 1880 года . Другие элементы Манон Леско взяты из его сочинений для струнных: квартета Крисантеми (январь 1890 г.), трех менуэтов (вероятно, 1884 г.). [ 2 ] и скерцо (1883?). Тема любви взята из арии Mentia l'avviso (1883). Пуччини написал некоторые партии в Вакалло в Швейцарии .
История выступлений
[ редактировать ]Издатель Пуччини, Рикорди, был против любого проекта, основанного на рассказе Прево, потому что Жюль Массне уже превратил его в успешную оперу « Манон » в 1884 году. Хотя Пуччини и Рикорди, возможно, не знали об этом, французский композитор Даниэль Обер также уже написал опера на ту же тему под названием «Манон Леско » 1856 года.
Несмотря на все предупреждения, Пуччини продолжил. «Манон — героиня, в которую я верю, и поэтому она не может не завоевать сердца публики. Почему бы о Манон не написать две оперы? У такой женщины, как Манон, может быть не один любовник». Он добавил: «Массне чувствует это как француз, с пудрой и менуэтами. Я буду чувствовать это как итальянец, с отчаянной страстью». [ 3 ] [ 4 ]
Первое исполнение «Манон Леско» состоялось в Королевском театре Турина ; 1 февраля 1893 года это была третья опера Пуччини и его первый большой успех. Впервые опера была исполнена в Метрополитен-опера в Нью-Йорке 18 января 1907 года в присутствии композитора под управлением Лины Кавальери в главной роли, Энрико Карузо в роли де Грие, Антонио Скотти в роли Леско и Артуро Винья под дирижерством.
Роли
[ редактировать ]Роль | Тип голоса | Премьера актерского состава, 1 февраля 1893 г. (Дирижер: Алессандро Поме ) |
---|---|---|
Манон Леско | сопрано | Чезира Феррани |
Леско, ее брат и опекун, сержант королевской гвардии. | баритон | Ахилле Моро |
Рыцарь Ренато де Грие, студент | тенор | Джузеппе Кремонини |
Жеронте ди Равуар, генеральный казначей | бас | Алессандро Полонини |
Эдмондо, студент | тенор | Роберто Рамини |
трактирщик | бас | Аугусто Кастаньола |
Певица | меццо-сопрано | Эльвира Черезоли |
Мастер танцев | тенор | Роберто Рамини |
Фонарщик | тенор | Роберто Рамини |
Сержант Королевских лучников | бас | Фердин Каттадори |
Капитан ВМФ | бас | |
Парикмахер | тихий | Аугусто Гингини |
Певцы, старые кавалеры и аббаты, девушки, горожане, студенты, куртизанки, лучники, моряки. |
Краткое содержание
[ редактировать ]- Время: Вторая половина восемнадцатого века.
- Места: Амьен , Париж , Гавр , Новый Орлеан .
Акт 1
[ редактировать ]Амьен: Большая общественная площадь возле Парижских ворот.
Рядом с площадью находится проспект с одной стороны и гостиница с балконом с другой. Вечер, горожане, солдаты и толпа студентов и девушек гуляют по проспекту и площади, а остальные собираются группами. Некоторые сидят за столиками возле гостиницы, пьют и играют в азартные игры.
Эдмондо поет песню юношеской радости (Эдмондо, хор студентов, девушек и горожан: Ave, sera gentile – Приветствую нежный вечер). Входит Де Грие, и его приветствуют, но он меланхоличен и не присоединяется к остальным, цинично воспевая о любви (де Грие, Эдмондо, припев: L'amor?, L'amor? ...io non conosco! – Любовь ?, Любовь?... Я ничего об этом не знаю). Они шутят с ним и провоцируют его на симуляцию флирта с девушками (де Грие: Tra voi, belle, brune e bionde – Среди вас, красавицы, темные и светлые); (Эдмондо, припев: Ма, браво! ).
карета ! Слышен форейторский гудок, и из Арраса подъезжает к гостинице, а толпа вглядывается, чтобы увидеть, кто пассажиры (Припев: Giunge il cocchio d'Arras - А вот и карета из Арраса!) Леско (брат Манон) Затем из кареты выходит пожилой генеральный казначей Жеронте ди Равуар, Жеронте помогает Манон, затем остальные пассажиры. Толпа комментирует (Хор, Эдмондо, Леско, Де Грие, Жеронте: Discendono, vediam! – Смотри, они спускаются!) Эдмондо и студенты восхищаются Манон ( Chi no Darebbe a quella donnina bella? – Кто бы на такое не согласился красивая молодая женщина?). Де Грие тоже очарован ( Dio, quanto è bella! – Боже мой, какая красота!). Остальные пассажиры входят в гостиницу, а Леско дает Манон знак подождать его. Она сидит, а зацикленный на ней де Грие приближается к ней и заявляет о своих чувствах к ней (де Грие, Манон: Cortese damigella – Нежная дама), только чтобы узнать, что по ее воле суждено отправиться в монастырь. отец. Он предлагает ей помочь, а когда Леско звонит ей, умоляет встретиться с ним позже; она неохотно соглашается. После ухода Манон де Грие воспевает свои чувства к ней (де Грие: Donna non vidi mai – Никогда раньше я не видел такой женщины). Студенты и девушки, наблюдавшие за парой, насмешливо комментируют его удачу (Эдмондо, студенты: La tua ventura ci rassicura – Ваша удача нас ободряет).
Леско и Жеронте спускаются на площадь и беседуют о судьбе Манон, наблюдаемой Эдмондо. Геронте, который тоже очарован Манон, говорит, что она пропадет в монастыре . Услышав мнение своего попутчика, Леско начинает пересматривать свою задачу по сопровождению сестры в монастырь. Студенты приглашают Леско присоединиться к их карточной игре. Жеронте замечает, что Леско занят игрой, и раскрывает свой план похитить Манон и отвезти ее в Париж к трактирщику, предлагая ему деньги за помощь и его молчание. Эдмондо подслушивает план и сообщает де Грие (Эдмондо: Cavaliere, te la fanno! – Сэр, они вас перехитрили!). Он предлагает помочь де Грие, устраивая карточных игроков, чтобы занять Леско.
Манон ускользает из гостиницы, чтобы встретиться с де Грие, как и обещала (Манон: Ведете? Io sonfedele alla parola mia – Видите? Я верна своему слову). Он признается ей в любви и сообщает ей о заговоре с целью ее похитить, в то время как Эдмондо организует карету, которую нанял Жеронте, чтобы отвезти пару в Париж. Они уходят вместе, как только появляется Геронте, готовый осуществить свои планы (Geronte: Di sedur la sorellina e il momento! - Настал момент соблазнить сестренку). Эдмондо насмехается над Геронте. Понимая, что его обманули, Жеронте убеждает Леско последовать за ушедшей парой. Более прагматичный Леско советует ему, что у пары скоро закончатся деньги, и тогда Манон будет его.
Акт 2
[ редактировать ]Комната в доме Жеронта в Париже.
(Пуччини опускает ту часть романа, в которой Манон и де Грие живут вместе несколько месяцев, а Манон покидает де Грие, когда у него кончаются деньги.)
Манон теперь любовница Геронта. Манон и ее парикмахер находятся в комнате, когда входит Леско (Манон, Леско: Какой злобный этот еж! ); (Леско: Вы прекрасны и сияете! ). Она говорит ему, что Геронте слишком стар и злой; он ей надоедает. Манон грустит, и мысли ее обращаются к де Грие (Манон: В этих мягких кружевах ); (Леско, Манон: Раз уж вы хотите знать ).
Входят музыканты, нанятые Геронте, чтобы развлечь ее ( Мадригал : Sulla vetta tu del monte ); (Манон, Леско: Paga Costor ). Геронте приводит с собой учителя танцев; они танцуют менуэт , потом она поет гавот (Мастер танцев, Геронте, Манон, припев: Пожалуйста, мисс [менуэт] ); (Манон, Геронте, припев: Час, о Тирсис, смутен и прекрасен ). После танца Жеронте и музыканты выходят из дома.
Встревоженный тем, что его сестра недовольна жизнью с Жеронтом, Леско отправляется на поиски де Грие. В доме Жеронта появляется Де Грие (Манон, де Грие: Oh, sarò la più bella! – Это собственное волшебное заклинание любви). Когда де Грие и Манон возобновляют свои клятвы любви, Жеронт неожиданно возвращается. Он приветствует пару, напоминая Манон о своих многочисленных услугах по отношению к ней, включая несколько драгоценных камней. Она отвечает, что не может его любить (Жеронт, Де Грие, Манон: Аффе, мадамигелла ).
Низко поклонившись, он покидает их. Манон радуется своей свободе (Манон: Ах! Ах! Либери! ); (де Грие: «Ах, Манон, mi tradisce il tuo folle pensiero»). Леско убеждает их немедленно покинуть дом, но Манон колеблется при мысли о том, чтобы оставить свои драгоценности и красивые платья. И снова Леско входит, затаив дыхание, и делает знаки, что они должны немедленно уйти. Манон хватает свои драгоценности, и они идут к двери. Она была заперта по приказу Геронте. Появляются солдаты, чтобы арестовать Манон, которая, пытаясь сбежать, роняет драгоценности к ногам Геронте. Ее тащат. далеко, и де Грие не разрешается следовать за ней (де Грие, Манон, Леско, сержант, Жеронт: Леско! – Tu qui? ).
( Интермеццо: Путешествие в Гавр. )
Его различные попытки освободить Манон и даже освободить ее силой потерпели неудачу, де Грие следует за ней в Гавр .
Акт 3
[ редактировать ]Площадь возле гавани в Гавре.
На рассвете Манон находится с другими заключенными в тюрьму куртизанками (де Грие, Леско, Манон: Ansia eterna,roughl ). Леско подкупил охранника, чтобы тот позволил де Грие поговорить с Манон. Разговаривая с ней через решетку, он узнает, что ее собираются депортировать в Луизиану . Проходит фонарщик, напевая песню и гася свет («Фонарщик», «Дез Грие», «Манон: E Kate ripose al re »); (Де Грие, Манон: Манон, отчаянна моя молитва ).
Они пытаются спасти, но тщетно. Появляется стражник, сопровождающий группу женщин, отправляющихся на одном корабле с Манон. Она ходит среди них, бледная и грустная. Толпа отпускает жестокие замечания во время переклички куртизанок (Хор, Леско, де Грие, Манон: All'armi! All'armi! ), но Леско внушает жалость к Манон (Сержант, хор, Леско, Манон, де Грие: Розетта! – Эх, чё ария! ).
Де Грие, в отчаянии от мысли навсегда разлучиться с Манон, переходит на ее сторону. Он пытается схватить ее, но сержант отталкивает его. Однако капитан корабля видит его сильное горе (де Грие: Паццо, сын! ) и позволяет ему подняться на борт корабля.
Акт 4
[ редактировать ]Обширная равнина недалеко от окраины территории Нового Орлеана.
Спасаясь от ревнивых интриг Нового Орлеана, влюбленные пробираются через пустыню в поисках убежища в британском поселении. (Однако в современной Луизиане нет пустыни. Вероятно, это относится к Луизиане (Новая Франция) ) [ 5 ] Блуждая по пустыне, больная Манон обессилела. Она падает и не может идти дальше (де Грие, Манон: Tutta su me ti posa ); (де-Грие: Смотри, это я плачу ); (Манон, де Грие: Это ты плачешь ).
Де Грие встревожен появлением Манон и отправляется искать воду. Пока его нет, Манон вспоминает свое прошлое и размышляет о своей роковой красоте и своей судьбе (Манон: Sola, perduta, abbandonata ).
Де Грие возвращается, не сумев найти воды. Манон душераздирающе прощается с ним, но прежде жалуется на то, что ее жизнь не была справедливой и что она больше не красива. Прежде чем умереть у него на руках, Манон просит де Грие рассказать ей, какой красивой она была раньше и как он должен простить ей проступки и ошибки, прежде чем она умрет, не слушая, как он повторяет, как сильно он ее любит и будет скучать по ней. Охваченный горем из-за смерти тщеславной и эгоистичной возлюбленной, де Грие падает на ее тело (Манон, де Грие: Fra le tue braccia, amore ). [ 6 ]
Инструментарий
[ редактировать ]Опера написана для пикколо (дублирующая 3-я флейта), двух флейт , двух гобоев , английского рожка , двух кларнетов , бас-кларнета , двух фаготов , четырех валторн , трех труб , трех тромбонов , бас-тубы , литавр , треугольника , барабана, там- там , большой барабан , тарелки , глокеншпиль , челеста , арфа и струнные, а также закулисная флейта, закулисный корнет, закулисный колокольчик, закулисный барабан и закулисные бубенцы.
Записи
[ редактировать ]Год | Бросать (Манон Леско, де Грие, Леско) |
Дирижер, Оперный театр и оркестр |
Этикетка [ 7 ] |
---|---|---|---|
1931 | Мария Замбони , Франческо Мерли , Лоренцо Конати |
Лоренцо Молахоли , Оркестр и хор театра Ла Скала |
Компакт-диск: Аркадия Кот: 78014 |
1953 | Клара Петрелла , Васко Кампаньяно , Сатурно Мелетти |
Федерико Дель Куполо , RAI (Турин) Оркестр и хор |
Компакт-диск: Уорнер Фонит Кот: 8573 87474-2 |
1954 | Лисия Альбанезе , Юсси Бьерлинг , Роберт Меррилл |
Джонель Перлеа , Римской оперы Оркестр и хор |
LP: RCA Виктрола Кот: VIC-6027 CD: RCA Виктор Кот: 60573-2-RG |
1954 | Рената Тебальди , Марио Дель Монако , Марио Борьелло |
Франческо Молинари-Праделли , Академия Санта-Чечилия, Римский оркестр и хор |
Компакт-диск: Декка Кот: SXL 6011 |
1957 | Мария Каллас , Джузеппе Ди Стефано , Джулио Фиораванти |
Туллио Серафин , Ла Скала Оркестр и хор |
компакт-диск: ЭМИ Кат.: CDS5 56301 2 (моно) |
1971 | Монсеррат Кабалье , Пласидо Доминго , Висенте Сардинеро |
Бруно Бартолетти , Оркестр Новой Филармонии, Амброзианский оперный хор |
Компакт-диск: ЭМИ Классик Кот: 7 47736-8 |
1980 | Рената Скотто , Пласидо Доминго , Пабло Эльвира |
Джеймс Левин , Метрополитен-опера Оркестр и хор |
DVD: Deutsche Grammophon Кот: 00440 073 4241 |
1984 | Скин Канавы , Пласидо Доминго , Томас Аллен |
Джузеппе Синополи , Королевского оперного театра Оркестр и хор (Запись выступления в Ковент-Гардене, 17 мая) |
DVD: Видео о культуре Кот: 5046671742 |
1984 | Мирелла Френи , Пласидо Доминго , Ренато Брусон |
Джузеппе Синополи, Филармонический оркестр Хор Королевского оперного театра |
Компакт-диск: Дойче Граммофон Кот: 413 893-2 |
1992 | Мириам Гаучи , Калуди Калудов, Висенте Сардинеро |
Александр Хед , Филармонический оркестр и хор БРТ Хор Яака Грегора |
Компакт-диск: Наксос Кот: 8.506028 |
1993 | Мирелла Френи , Лучано Паваротти , Дуэйн Крофт |
Джеймс Левин , Оркестр и хор Метрополитен-опера |
Компакт-диск: Декка Кот: 440 200-2 |
1998 | Мария Гулегина , Хосе Кура , Лусио Галло |
Риккардо Мути , Оркестр и хор Ла Скала |
Компакт-диск: Дойче Граммофон Кот: 463 186-2 |
2014 | Ана Мария Мартинес , Андреа Бочелли , Хавьер Аррей |
Пласидо Доминго, Оркестр Валенсийского сообщества, Хор Женералитата Валенсии |
Компакт-диск: Декка Кот: 478 7490 |
2014 | Кристина Ополайс , Йонас Кауфманн , Кристофер Мальтман |
Антонио Паппано , Королевского оперного театра Оркестр и хор (Запись 26 июня; Режиссер: Джонатан Кент ) |
HD-видео : РОХ Стрим [ 8 ] |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Колин Кенделл, Полное собрание сочинений Пуччини . Издательство Эмберли, 2012 г.
- ^ Уивер и Пуччини 2000 , с. 291.
- ^ Осборн, Чарльз (2004). Спутник любителя оперы . Издательство Йельского университета. п. 323 . ISBN 0-300-12373-6 .
- ^ Фишер, Бертон Д.; Пуччини, Джакомо (2004). Библиотека оперной классики. Спутник Пуччини: Славная дюжина . Издательство Opera Journeys. п. 105. ИСБН 1-930841-62-0 .
- ^ Уилсон, Мерритт (28 августа 2019 г.). Оперы Пуччини . Корпорация Xlibris. п. 29. ISBN 978-1-7960-4795-0 .
- ^ Сводка основана на «Полном руководстве любителя оперы» Лео Мелица, версия 1921 года.
- ^ Записи Манон Леско на Operadis-opera-discography.org
- ^ « Манон Леско (2014)» Веб-страница Royal Opera House Stream.
Библиография
[ редактировать ]- Энтони Томмазини , Основная оперная библиотека New York Times , Times Books (Генри Холт и компания), 2004.
- Джулиан Бадден , Манон Леско , Grove Music Online, 2005.
- Джакомо Пуччини, Манон Леско . Полный балл. Милан: Рикорди, 1958.
- Уивер, Уильям ; Пуччини, Симонетта (2000). Спутник Пуччини: Очерки жизни и музыки Пуччини . WW Нортон и компания. ISBN 0-393-32052-9 .
- Уивер, Уильям (1992). Манон Леско: первый триумф Пуччини (буклет на компакт-диске). Декка. 440 200-2.
- «Манон Леско» . Либретто итальянской оперы . 2016 . Проверено 5 марта 2016 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Манон Леско (Пуччини), на Викискладе?
- Манон Леско (Пуччини) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- «Tu, tu, amore? Tu? Sei tu», акт 2 на YouTube , с Ренатой Скотто, Пласидо Доминго, Метрополитен-опера, Нью-Йорк, 1980, дирижер Джеймс Левайн
- Адаптации произведений Антуана Франсуа Прево
- Итальяноязычные оперы
- Оперы Джакомо Пуччини
- 1893 оперы
- Оперы, действие которых происходит во Франции
- Действие оперы происходит в США.
- Оперы по романам
- Оперы
- Мировые премьеры оперы в Королевском театре (Турин)
- Действие пьесы происходит в Новом Орлеане.
- Оперы, действие которых происходит в Париже
- Буклеты Луиджи Иллики