Jump to content

Селеста

Селеста
Клавишный инструмент
Другие имена Селеста
Классификация Идиофон
Классификация Хорнбостеля – Сакса 111.222
(Наборы ударных пластинок)
Изобретатель(и)
Развитый
  • 1860
  • 1886
Диапазон игры
С 3 – Ф 8
Связанные инструменты
Звуковой образец
отрывок из оперы Александра Глазунова «Раймонда» в обработке для соло челесты в исполнении Селии Гарсиа-Гарсиа

Челеста l / s ɪ ˈ l ɛ s t ə / или челеста / s ɪ ˈ ɛ s t управляемый / , также называемая колокольчиком , представляет собой ударный идиофон, с помощью клавиатуры. Оно похоже на пианино (четырех- или пятиоктавное ) , хотя с меньшими клавишами и гораздо меньшим корпусом, или на большую деревянную музыкальную шкатулку (трехоктавную). Клавиши соединены с молоточками, которые ударяют по градуированному набору металлических (обычно стальных) пластин или стержней, подвешенных над деревянными резонаторами . Четырех- или пятиоктавные модели обычно имеют демпферную педаль, которая поддерживает или приглушает звук. Трехоктавные инструменты не имеют педали из-за их небольшой «настольной» конструкции. Одним из самых известных произведений, в которых используется челеста, является Петра Ильича Чайковского из «Танец феи сахарной сливы» балета «Щелкунчик » .

Звук челесты похож на звук глокеншпиля , но с гораздо более мягким и тонким тембром . Это качество дало инструменту название « Селеста» , что в переводе с французского означает «небесный». Челеста часто используется для усиления мелодической линии, исполняемой другим инструментом или частью. Нежный, похожий на колокольчик звук недостаточно громок, чтобы его можно было использовать в полноценных ансамблевых частях; кроме того, челесте редко исполняются отдельные соло.

Челеста — транспонирующий инструмент ; он звучит на октаву выше написанного. Существуют инструменты разных размеров с диапазоном от трех до пяти с половиной октав. Его четырехоктавный диапазон звучания обычно считается от C 4 до C 8 . Основная частота 4186 Гц делает этот звук одним из самых высоких в обычном использовании. Оригинальный французский инструмент имел пятиоктавный диапазон, но поскольку самая нижняя октава считалась несколько неудовлетворительной, ее исключили из более поздних моделей, прежде чем в конечном итоге добавить снова, когда технология улучшилась. Стандартный французский четырехоктавный инструмент теперь постепенно заменяется в симфонических оркестрах более крупной пятиоктавной немецкой моделью. Хотя он принадлежит к семейству ударных инструментов, с оркестровой точки зрения его правильнее считать членом клавишной секции , и на нем обычно играет клавишник. Партия челесты обычно пишется на двух скрепленных нотоносцах, называемых большим посохом .

Механизм «Челеста» Mustel.

Челеста была изобретена в 1886 году парижским фисгармонии строителем Огюстом Мустелем [ фр ] . Его отец, Чарльз Виктор Мустель, в 1860 году разработал предшественника челесты, типофона. Этот инструмент производил звук за счет ударов камертонов вместо металлических пластин, которые использовались в челесте. Дульцитон ; функционировал идентично типофону и был разработан одновременно с ним в Шотландии неясно, знали ли их создатели об инструментах друг друга. [1] Использование типофона и дульцитона было ограничено из-за его низкой громкости, слишком тихой, чтобы ее можно было услышать в полном оркестре.

сокращенное концертное исполнение « Танца феи сахарной сливы» оркестром Московской консерватории

Петра Ильича Чайковского обычно называют первым крупным композитором, использовавшим этот инструмент в произведениях для полного симфонического оркестра . Впервые он использовал его в своей симфонической поэме «Воевода» , соч. почта. 78, премьера состоялась в ноябре 1891 года. [2] В следующем году он использовал челесту в отрывках из своего балета «Щелкунчик» (соч. 71, 1892), особенно в « Вариации феи драже» (широко известной как « Танец феи сахарной сливы »), в ответ на инструкции балетмейстеру , Мариусу Петипа что музыка должна напоминать «...капли воды, бьющие из фонтанов...» . [3]

Однако Эрнест Шоссон опередил Чайковского, применив челесту в декабре 1888 года в своей музыке , написанной для небольшого оркестра, для La tempête (французский перевод Мориса Бушора Шекспира ) Уильяма «Бури» . [4]

Челеста также часто используется в Густава Малера , Симфонии № 6 особенно в 1-й, 2-й и 4-й частях, в его Симфонии № 8 и «Песни о дерде» . Кароль Шимановский использовал это в своей Симфонии № 3 . Густав Хольст использовал этот инструмент в своей оркестровой работе 1918 года «Планеты» , особенно в заключительной части « Нептун , мистик» . Он также занимает видное место в книге Белы Бартока « 1936 года Музыка для струнных, ударных и челесты» . Отторино Респиги включил его в ряд своих произведений, в частности в «Римский триптих» тональных стихотворений. Джордж Гершвин включил соло челесты в партитуру к опере «Американец в Париже» . Ферде Грофе также написал расширенную каденцию для инструмента в третьей части своей сюиты «Гранд-Каньон» . Дмитрий Шостакович включил партии челесты в семь из своих пятнадцати симфоний, особенно заметно использование в четвертой симфонии коде .

Американский композитор двадцатого века Мортон Фельдман использовал челесту во многих своих крупномасштабных камерных пьесах, таких как « Искалеченная симметрия» и «Для Филипа Гастона» , а также она фигурировала в большей части его оркестровой музыки и других произведений. В некоторых произведениях, например в «Пяти фортепиано», один из исполнителей дублирует челесту.

Челеста используется в Карла Орфа кантате «Кармина Бурана» (1936). [5] и в некоторых операх 20-го века, таких как сцена «Серебряная роза» в «Кавалере розы» (1911). [6]

Партию клавишных глокеншпилей в опере Моцарта «Волшебная флейта» в наши дни часто исполняет челеста. [7]

Использование в других музыкальных жанрах

[ редактировать ]

С тех пор, как Эрл Хайнс занялся этим инструментом в 1928 году, другие джазовые пианисты время от времени использовали челесту в качестве альтернативного инструмента. В 1930-е годы Фэтс Уоллер иногда играл на челесте правой рукой и на фортепиано одновременно левой рукой. Среди других известных джазовых пианистов, которые иногда играли на челесте, - Мемфис Слим , Мид «Люкс» Льюис , Уилли «Лев» Смит , Арт Татум , Дюк Эллингтон , Телониус Монк , Бадди Греко , Оскар Петерсон , Маккой Тайнер , Сан Ра , Кит Джарретт , и Херби Хэнкок . Челеста представляет собой вступление к Someday You'll Be Sorry песне , которую Луи Армстронг записал для RCA , и занимает видное место на протяжении всего произведения. [ нужна ссылка ] Челеста используется пианистом Рассом Фриманом в треках из Chet Baker Sings (таких как «Мой идеал» и «Я очень хорошо справляюсь без тебя (кроме иногда)» ). Этот инструмент используется в ряде записей, Фрэнком Синатрой сделанных для Колумбийского университета в 1940-х годах (например, «I Never Smile Again »). [8] как и многие из его альбомов, записанных для Capitol в 1950-х годах ( «In the Wee Small Hours» , «Close to You» и «Songs for Swingin' Lovers »). [9]

Рок и поп

[ редактировать ]

Известные поп- и рок-песни, записанные с челестой, включают:

Исландская группа Sigur Rós включила челесту в свой альбом Takk... , [14] как и вокалист Йонси на Go Quiet , акустической версии его сольного альбома Go . Стивен Уилсон также использует его в различных треках своих сольных работ.

Итальянская прогрессив-рок- группа 1970-х годов Celeste была названа в честь инструмента.

Брюс Спрингстин и группа E Street Band в первые годы своего существования активно использовали челесту, а Дэнни Федеричи часто играл на Jenco Celestette на живых выступлениях группы на протяжении 1970-х и 80-х годов.

Шерил Кроу играет челесту в своем альбоме 2017 года Be Myself . [15]

Группа A-ha использовала, среди других инструментов, челесту Jenco во время своих выступлений на MTV Unplugged: Summer Solstice , записанных и выпущенных в 2017 году.

Саундтрек

[ редактировать ]

Челеста была распространена в кино на протяжении десятилетий. Помимо многочисленных оркестровок саундтреков к фильмам 1930-1960 - , х годов челеста иногда использовалась в центре внимания, чтобы создать причудливую атмосферу. Например, в «Пиноккио» (1940) небольшой мотив на челесте используется всякий раз, когда Голубая Фея появляется из воздуха или творит магию. Селеста также представляет фирменное вступление к Pure Imagination песне (в исполнении Джина Уайлдера ) из 1971 года фильма «Вилли Вонка и шоколадная фабрика» . [ нужна ссылка ] В партитурах композитора Джона Уильямса к первым трем фильмам о Гарри Поттере этот инструмент используется, особенно в частых формулировках « Темы Хедвиг » в первых двух фильмах.

Еще одно заметное использование челесты было в музыке к детскому телесериалу « Соседство мистера Роджерса» . Наиболее широко его можно было услышать во вступлении к музыкальной теме программы «Won’t You Be My Neighbor», которая начиналась с мечтательной партии на инструменте. Песня была исполнена Фредом Роджерсом и сыграна Джонни Костой . Время от времени он также использовался в других музыкальных эпизодах на протяжении всей программы, например, в том, который слышался, когда «Соседский троллейбус» въезжал и выезжал из «Соседства Make Believe».

Челеста используется в полной оркестровой версии музыкальной темы из сериала « Западное крыло» , написанной У. Г. Снаффи Уолденом . [16]

Производители

[ редактировать ]
Вид изнутри на челесту
Celesta со снятой задней крышкой

Шидмайер [17] и Ямаха [18] — единственные компании, которые в настоящее время производят челесты. Другие известные производители, производившие челесты в прошлом, включают:

  • Mustel & Company (Париж, Франция)
  • Simone Bros. Celeste MFGS (Филадельфия и Нью-Йорк, США)
  • Морли (Англия)
  • Дженко (Декейтер, Иллинойс, США)
  • Хелмс (Нью-Йорк, США)

Заменители

[ редактировать ]

Если в ансамбле или оркестре нет челесты, в качестве замены часто используются фортепиано, синтезатор или сэмплер и электронные клавишные.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Мо, Сью. «Дульцитон» . Sumo55 Веб-сайты и мультимедийный дизайн . Проверено 28 сентября 2016 г.
  2. ^ Фрид, Ричард . [Примечания на LP Jacket.] «Чайковский: «Фатум»,… «Буря»,… «Воевода » . » Бохумский оркестр. Отмар Мага, дирижер. Стерео Vox STPL 513.460. Нью-Йорк: Vox Productions, 1975.
  3. ^ Уайли, Роланд Джон (1985). Балеты Чайковского . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 379. ИСБН  9780193153141 .
  4. ^ Блейдс, Джеймс и Холланд, Джеймс. «Челеста»; Галлуа, Жан. "Шоссон, Эрнест: Работы", Grove Music Online, архивировано 16 мая 2008 г. на Wayback Machine (по состоянию на 8 апреля 2006 г.) (требуется подписка)
  5. ^ "Хуан Висенте Мас Килес - Кармина Бурана" , опубликовано Schott Music
  6. ^ Латтрелл, Гай Л. (1979). Инструменты музыки . Тейлор и Фрэнсис. п. 165 – через books.google.com.
  7. ^ «Музыкальные инструменты и молоток — Yamaha USA» . США.yamaha.com . Проверено 13 марта 2012 г.
  8. ^ «Все или ничего: жизнь Фрэнка Синатры (глава 3, певец группы)» . www.donaldclarkemusicbox.com . Проверено 3 марта 2024 г.
  9. ^ « 500 величайших альбомов всех времен, 100/500: В крошечные часы - Фрэнк Синатра. Архивировано 27 мая 2012 г. в Wayback Machine », RollingStone.com .
  10. ^ «Каждый день Бадди Холли» . www.songfacts.com . Архивировано из оригинала 21 августа 2011 года.
  11. ^ « Baby It's You» группы The Beatles. Подробная история песен The Beatles. История записи. История написания песен. Структура и стиль песни» . www.beatlesebooks.com . Проверено 3 марта 2024 г.
  12. ^ «CREEM ONLINE: Лу Рид — воскресное утро» . 2 ноября 2009 г. Архивировано из оригинала 2 ноября 2009 г.
  13. ^ «Игги Поп делает Stooges сырыми и настоящими» . Articles.chicagotribune.com . 27 августа 2010 г.
  14. ^ «Такк... документальный фильм» . sigur-ros.co.uk . Архивировано из оригинала 9 мая 2009 года.
  15. Be Myself на Discogs, по состоянию на 3 марта 2024 г.
  16. ^ 2017. Армандо Стеттнер, личная переписка с композитором.
  17. ^ «Шидмайер Челеста» . Шидмайер ГмбХ . Проверено 3 января 2016 г. На веб-сайте Шидмайера утверждается, что она «... сегодня является единственным производителем челесты в мире»: Schiedmayer - единственная компания, производящая челесты по патенту А. Мустеля, и утверждает, что инструменты, созданные Yamaha, являются «клавишными глокеншпилями». Однако это утверждение опровергается Yamaha.
  18. ^ «Обзор Yamaha Celestas» . Корпорация Ямаха. Архивировано из оригинала 25 июня 2016 года . Проверено 3 января 2016 г. На сайте Yamaha указано, что компания производит Celestas с 1992 года.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c7fd88da270e69edf780ed8015620e63__1719332820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c7/63/c7fd88da270e69edf780ed8015620e63.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Celesta - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)