Селеста
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( декабрь 2016 г. ) |
![]() | |
Клавишный инструмент | |
---|---|
Другие имена | Селеста |
Классификация | Идиофон |
Классификация Хорнбостеля – Сакса | 111.222 (Наборы ударных пластинок) |
Изобретатель(и) |
|
Развитый |
|
Диапазон игры | |
С 3 – Ф 8 | |
Связанные инструменты | |
Звуковой образец | |
отрывок из оперы Александра Глазунова «Раймонда» в обработке для соло челесты в исполнении Селии Гарсиа-Гарсиа |
Челеста l / s ɪ ˈ l ɛ s t ə / или челеста / s ɪ ˈ ɛ s t управляемый / , также называемая колокольчиком , представляет собой ударный идиофон, с помощью клавиатуры. Оно похоже на пианино (четырех- или пятиоктавное ) , хотя с меньшими клавишами и гораздо меньшим корпусом, или на большую деревянную музыкальную шкатулку (трехоктавную). Клавиши соединены с молоточками, которые ударяют по градуированному набору металлических (обычно стальных) пластин или стержней, подвешенных над деревянными резонаторами . Четырех- или пятиоктавные модели обычно имеют демпферную педаль, которая поддерживает или приглушает звук. Трехоктавные инструменты не имеют педали из-за их небольшой «настольной» конструкции. Одним из самых известных произведений, в которых используется челеста, является Петра Ильича Чайковского из «Танец феи сахарной сливы» балета «Щелкунчик » .
Звук челесты похож на звук глокеншпиля , но с гораздо более мягким и тонким тембром . Это качество дало инструменту название « Селеста» , что в переводе с французского означает «небесный». Челеста часто используется для усиления мелодической линии, исполняемой другим инструментом или частью. Нежный, похожий на колокольчик звук недостаточно громок, чтобы его можно было использовать в полноценных ансамблевых частях; кроме того, челесте редко исполняются отдельные соло.
Челеста — транспонирующий инструмент ; он звучит на октаву выше написанного. Существуют инструменты разных размеров с диапазоном от трех до пяти с половиной октав. Его четырехоктавный диапазон звучания обычно считается от C 4 до C 8 . Основная частота 4186 Гц делает этот звук одним из самых высоких в обычном использовании. Оригинальный французский инструмент имел пятиоктавный диапазон, но поскольку самая нижняя октава считалась несколько неудовлетворительной, ее исключили из более поздних моделей, прежде чем в конечном итоге добавить снова, когда технология улучшилась. Стандартный французский четырехоктавный инструмент теперь постепенно заменяется в симфонических оркестрах более крупной пятиоктавной немецкой моделью. Хотя он принадлежит к семейству ударных инструментов, с оркестровой точки зрения его правильнее считать членом клавишной секции , и на нем обычно играет клавишник. Партия челесты обычно пишется на двух скрепленных нотоносцах, называемых большим посохом .
История
[ редактировать ]
Челеста была изобретена в 1886 году парижским фисгармонии строителем Огюстом Мустелем . Его отец, Чарльз Виктор Мустель, в 1860 году разработал предшественника челесты, типофона. Этот инструмент производил звук за счет ударов камертонов вместо металлических пластин, которые использовались в челесте. Дульцитон ; функционировал идентично типофону и был разработан одновременно с ним в Шотландии неясно, знали ли их создатели об инструментах друг друга. [1] Использование типофона и дульцитона было ограничено из-за его низкой громкости, слишком тихой, чтобы ее можно было услышать в полном оркестре.
Петра Ильича Чайковского обычно называют первым крупным композитором, использовавшим этот инструмент в произведениях для полного симфонического оркестра . Впервые он использовал его в своей симфонической поэме «Воевода» , соч. почта. 78, премьера состоялась в ноябре 1891 года. [2] В следующем году он использовал челесту в отрывках из своего балета «Щелкунчик» (соч. 71, 1892), особенно в « Вариации феи драже» (широко известной как « Танец феи сахарной сливы »), в ответ на инструкции балетмейстеру , Мариусу Петипа что музыка должна напоминать «...капли воды, бьющие из фонтанов...» . [3]
Однако Эрнест Шоссон опередил Чайковского, применив челесту в декабре 1888 года в своей музыке , написанной для небольшого оркестра, для La tempête (французский перевод Мориса Бушора Шекспира ) Уильяма «Бури» . [4]
Челеста также часто используется в Густава Малера , Симфонии № 6 особенно в 1-й, 2-й и 4-й частях, в его Симфонии № 8 и «Песни о дерде» . Кароль Шимановский использовал это в своей Симфонии № 3 . Густав Хольст использовал этот инструмент в своей оркестровой работе 1918 года «Планеты» , особенно в заключительной части « Нептун , мистик» . Он также занимает видное место в книге Белы Бартока « 1936 года Музыка для струнных, ударных и челесты» . Отторино Респиги включил его в ряд своих произведений, в частности в «Римский триптих» тональных стихотворений. Джордж Гершвин включил соло челесты в партитуру к опере «Американец в Париже» . Ферде Грофе также написал расширенную каденцию для инструмента в третьей части своей сюиты «Гранд-Каньон» . Дмитрий Шостакович включил партии челесты в семь из своих пятнадцати симфоний, особенно заметно использование в четвертой симфонии коде .
Американский композитор двадцатого века Мортон Фельдман использовал челесту во многих своих крупномасштабных камерных пьесах, таких как « Искалеченная симметрия» и «Для Филипа Гастона» , а также она фигурировала в большей части его оркестровой музыки и других произведений. В некоторых произведениях, например в «Пяти фортепиано», один из исполнителей дублирует челесту.
Челеста используется в Карла Орфа кантате «Кармина Бурана» (1936). [5] и в некоторых операх 20-го века, таких как сцена «Серебряная роза» в «Кавалере розы» (1911). [6]
Партию клавишных глокеншпилей в опере Моцарта «Волшебная флейта» в наши дни часто исполняет челеста. [7]
Использование в других музыкальных жанрах
[ редактировать ]Джаз
[ редактировать ]С тех пор, как Эрл Хайнс занялся этим инструментом в 1928 году, другие джазовые пианисты время от времени использовали челесту в качестве альтернативного инструмента. В 1930-е годы Фэтс Уоллер иногда играл на челесте правой рукой и на фортепиано одновременно левой рукой. Среди других известных джазовых пианистов, которые иногда играли на челесте, - Мемфис Слим , Мид «Люкс» Льюис , Уилли «Лев» Смит , Арт Татум , Дюк Эллингтон , Телониус Монк , Бадди Греко , Оскар Петерсон , Маккой Тайнер , Сан Ра , Кит Джарретт , и Херби Хэнкок . Челеста представляет собой вступление к Someday You'll Be Sorry песне , которую Луи Армстронг записал для RCA , и занимает видное место на протяжении всего произведения. [ нужна ссылка ] Челеста используется пианистом Рассом Фриманом в треках из Chet Baker Sings (таких как «Мой идеал» и «Я очень хорошо справляюсь без тебя (кроме иногда)» ). Этот инструмент используется в ряде записей, Фрэнком Синатрой сделанных для Колумбийского университета в 1940-х годах (например, «I Never Smile Again »). [8] как и многие из его альбомов, записанных для Capitol в 1950-х годах ( «In the Wee Small Hours» , «Close to You» и «Songs for Swingin' Lovers »). [9]
Рок и поп
[ редактировать ]Известные поп- и рок-песни, записанные с челестой, включают:
- « Недостаточно высокая гора » Марвина Гэя и Тэмми Террелл
- « Джетро Талл – Струнные квартеты » Джетро Талла
- « Ритм дождя » группы The Cascades
- «Как будто ты читаешь мои мысли» Стиви Уандера
- « Каждый день » Бадди Холли [10]
- " Baby It's You " в записи The Beatles [11]
- « Девочка, не говори мне » группы The Beach Boys
- « Дежурить » от Ассоциации
- « Воскресное утро » и « Стефани говорит » от The Velvet Underground [12]
- "Wee Baby Blues" группы Climax Blues Band
- « Северное небо » Ника Дрейка
- « Мэгги Мэй » и « Мое для меня » Рода Стюарта
- «Нью-Йорк» от Owl City
- « Проникновение » группы The Stooges [13]
- « Новокаин для души », «Мухобойка», «Проблема с мечтами» и многие другие песни Угрей.
- « Каждую ночь » Фионы Эппл
- « Таркус » от Emerson, Lake & Palmer
- «Здесь сегодня» от Illinois Speed Press
- «Любовь — прекрасная вещь» Вульфпека
- «Королева их всех» Кросби, Стиллз, Нэш и Янг
- « Грозовой перевал » Кейт Буш
- "Lost Track" группы HAIM
- « Фигурка восемь » Пола Маккартни.
- «Слишком много моря между нами» Прокола Харума
- «Вечерние звонки» Гордона Лайтфута (челеста в исполнении Ника ДеКаро)
- « Любовь заставляет мир вращаться » Деона Джексона
Исландская группа Sigur Rós включила челесту в свой альбом Takk... , [14] как и вокалист Йонси на Go Quiet , акустической версии его сольного альбома Go . Стивен Уилсон также использует его в различных треках своих сольных работ.
Итальянская прогрессив-рок- группа 1970-х годов Celeste была названа в честь инструмента.
Брюс Спрингстин и группа E Street Band в первые годы своего существования активно использовали челесту, а Дэнни Федеричи часто играл на Jenco Celestette на живых выступлениях группы на протяжении 1970-х и 80-х годов.
Шерил Кроу играет челесту в своем альбоме 2017 года Be Myself . [15]
Группа A-ha использовала, среди других инструментов, челесту Jenco во время своих выступлений на MTV Unplugged: Summer Solstice , записанных и выпущенных в 2017 году.
Саундтрек
[ редактировать ]Челеста была распространена в кино на протяжении десятилетий. Помимо многочисленных оркестровок саундтреков к фильмам 1930-1960 - , х годов челеста иногда использовалась в центре внимания, чтобы создать причудливую атмосферу. Например, в «Пиноккио» (1940) небольшой мотив на челесте используется всякий раз, когда Голубая Фея появляется из воздуха или творит магию. Селеста также представляет фирменное вступление к Pure Imagination песне (в исполнении Джина Уайлдера ) из 1971 года фильма «Вилли Вонка и шоколадная фабрика» . [ нужна ссылка ] В партитурах композитора Джона Уильямса к первым трем фильмам о Гарри Поттере этот инструмент используется, особенно в частых формулировках « Темы Хедвиг » в первых двух фильмах.
Еще одно заметное использование челесты было в музыке к детскому телесериалу « Соседство мистера Роджерса» . Наиболее широко его можно было услышать во вступлении к музыкальной теме программы «Won’t You Be My Neighbor», которая начиналась с мечтательной партии на инструменте. Песня была исполнена Фредом Роджерсом и сыграна Джонни Костой . Время от времени он также использовался в других музыкальных эпизодах на протяжении всей программы, например, в том, который слышался, когда «Соседский троллейбус» въезжал и выезжал из «Соседства Make Believe».
Челеста используется в полной оркестровой версии музыкальной темы из сериала « Западное крыло» , написанной У. Г. Снаффи Уолденом . [16]
Производители
[ редактировать ]

Шидмайер [17] и Ямаха [18] — единственные компании, которые в настоящее время производят челесты. Другие известные производители, производившие челесты в прошлом, включают:
- Mustel & Company (Париж, Франция)
- Simone Bros. Celeste MFGS (Филадельфия и Нью-Йорк, США)
- Морли (Англия)
- Дженко (Декейтер, Иллинойс, США)
- Хелмс (Нью-Йорк, США)
Заменители
[ редактировать ]Если в ансамбле или оркестре нет челесты, в качестве замены часто используются фортепиано, синтезатор или сэмплер и электронные клавишные.
См. также
[ редактировать ]- Электрическое пианино
- Небесный голос на органах
Примечания
[ редактировать ]- ^ Мо, Сью. «Дульцитон» . Sumo55 Веб-сайты и мультимедийный дизайн . Проверено 28 сентября 2016 г.
- ^ Фрид, Ричард . [Примечания на LP Jacket.] «Чайковский: «Фатум»,… «Буря»,… «Воевода » . » Бохумский оркестр. Отмар Мага, дирижер. Стерео Vox STPL 513.460. Нью-Йорк: Vox Productions, 1975.
- ^ Уайли, Роланд Джон (1985). Балеты Чайковского . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 379. ИСБН 9780193153141 .
- ^ Блейдс, Джеймс и Холланд, Джеймс. «Челеста»; Галлуа, Жан. "Шоссон, Эрнест: Работы", Grove Music Online, архивировано 16 мая 2008 г. на Wayback Machine (по состоянию на 8 апреля 2006 г.) (требуется подписка)
- ^ "Хуан Висенте Мас Килес - Кармина Бурана" , опубликовано Schott Music
- ^ Латтрелл, Гай Л. (1979). Инструменты музыки . Тейлор и Фрэнсис. п. 165 – через books.google.com.
- ^ «Музыкальные инструменты и молоток — Yamaha USA» . США.yamaha.com . Проверено 13 марта 2012 г.
- ^ «Все или ничего: жизнь Фрэнка Синатры (глава 3, певец группы)» . www.donaldclarkemusicbox.com . Проверено 3 марта 2024 г.
- ^ « 500 величайших альбомов всех времен, 100/500: В крошечные часы - Фрэнк Синатра. Архивировано 27 мая 2012 г. в Wayback Machine », RollingStone.com .
- ^ «Каждый день Бадди Холли» . www.songfacts.com . Архивировано из оригинала 21 августа 2011 года.
- ^ « Baby It's You» группы The Beatles. Подробная история песен The Beatles. История записи. История написания песен. Структура и стиль песни» . www.beatlesebooks.com . Проверено 3 марта 2024 г.
- ^ «CREEM ONLINE: Лу Рид — воскресное утро» . 2 ноября 2009 г. Архивировано из оригинала 2 ноября 2009 г.
- ^ «Игги Поп делает Stooges сырыми и настоящими» . Articles.chicagotribune.com . 27 августа 2010 г.
- ^ «Такк... документальный фильм» . sigur-ros.co.uk . Архивировано из оригинала 9 мая 2009 года.
- ↑ Be Myself на Discogs, по состоянию на 3 марта 2024 г.
- ^ 2017. Армандо Стеттнер, личная переписка с композитором.
- ^ «Шидмайер Челеста» . Шидмайер ГмбХ . Проверено 3 января 2016 г. На веб-сайте Шидмайера утверждается, что она «... сегодня является единственным производителем челесты в мире»: Schiedmayer - единственная компания, производящая челесты по патенту А. Мустеля, и утверждает, что инструменты, созданные Yamaha, являются «клавишными глокеншпилями». Однако это утверждение опровергается Yamaha.
- ^ «Обзор Yamaha Celestas» . Корпорация Ямаха. Архивировано из оригинала 25 июня 2016 года . Проверено 3 января 2016 г. На сайте Yamaha указано, что компания производит Celestas с 1992 года.
Ссылки
[ редактировать ]- «Челеста», Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла (Лондон, 2001).
- «Челеста», Джазовый словарь New Grove , второе издание, под редакцией Барри Кернфельда (Лондон, 2002).
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Сравнение конструкций челесты Шидмайера и Yamaha - Руководство по музыкальным инструментам Yamaha
- «Челеста: Звук феи сахарной сливы» Майлза Хоффмана (24 декабря 2003 г.). Слушайте на npr.org.
- «Песни для Селесты» Марка Санчеса