Симфония № 4 (Шостакович)
![]() | Эта статья , возможно, содержит оригинальные исследования . ( декабрь 2021 г. ) |
Дмитрий Шостакович написал Симфонию № 4 до минор , соч . 43, между сентябрем 1935 г. и маем 1936 г., после отказа от некоторых предварительных эскизов. В январе 1936 года, в середине этого периода, «Правда» — по прямому указанию Иосифа Сталина. [ 1 ] — опубликовал редакционную статью « Суета вместо музыки », в которой осуждал композитора и критиковал его оперу « Леди Макбет Мценского уезда» . Несмотря на эту атаку и политический климат того времени , Шостакович завершил симфонию и запланировал ее премьеру на декабрь 1936 года в Ленинграде. После начала репетиций руководство оркестра отменило выступление, заявив, что Шостакович снял произведение. Возможно, он согласился отозвать его, чтобы освободить руководителей оркестра от ответственности. [ 2 ] Премьера симфонии состоялась 30 декабря 1961 года оркестром Московской филармонии под управлением Кирилла Кондрашина .
Инструментарий
[ редактировать ]У Шостаковича большой оркестр, требующий более ста музыкантов. Он оценивается по следующим инструментам: [ 3 ]
|
|
Структура
[ редактировать ]В симфонии три части :
- Аллегретто пикколо модерато – Престо
- Умеренный с мотоциклом
- Длинный – Аллегро
Большинство исполнений симфонии длятся чуть больше часа.
Исторический обзор
[ редактировать ]Состав
[ редактировать ]Шостакович приступил к Четвертой симфонии в сентябре 1935 года. Его вторая и третья симфонии, завершенные в 1927 и 1929 годах, представляли собой патриотические произведения с хоровым финалом, но новая партитура была другой. [ как? ] В конце 1935 года он сказал в интервью: «Я не боюсь трудностей. Возможно, легче и, конечно, безопаснее идти проторенной дорогой, но это также скучно, неинтересно и бесполезно». [ 4 ]
Шостакович отказался от эскизов симфонии несколькими месяцами ранее. [ когда? ] и началось заново. 28 января 1936 года, когда он был примерно в середине работы над симфонией, «Правда» напечатала неподписанную редакционную статью под названием «Суета вместо музыки», в которой его всемирно успешная опера « Леди Макбет Мценского уезда» подверглась осуждению. Тот факт, что редакционная статья не была подписана, указывал на то, что она отражала официальную позицию партии . Долгое время ходили слухи, что Сталин отдал прямой приказ об этом нападении после того, как посетил представление оперы и убежал после первого акта. [ 5 ]
«Правда» В следующие две с половиной недели опубликовала еще две статьи в том же духе. 3 февраля «Балетная ложь» раскритиковала его балет «Прозрачный ручей» , а 13 февраля появился «Ясный и простой язык в искусстве». Хотя эта последняя статья формально представляла собой редакционную статью, критикующую Шостаковича за « формализм », она появилась в разделе «Обзор прессы». Сталин, под прикрытием ЦК , возможно, выделил Шостаковича, потому что сюжет и музыка «Леди Макбет» приводили его в ярость, опера противоречила намеченному Сталиным социальному и культурному направлению для нации в тот период, или он возмущался признанием, которое Шостакович получал и то, и другое. в Советском Союзе и на Западе. [ 6 ]
Несмотря на эту критику, Шостакович продолжил работу над симфонией, хотя одновременно и отказался разрешить концертное исполнение последнего акта « Леди Макбет» . [ 7 ] Он объяснил другу: «Публика, конечно, будет аплодировать — быть в оппозиции считается хорошим тоном , и тогда будет еще одна статья с заголовком вроде «Неисправимый формалист»». [ 8 ]
Закончив партитуру, Шостакович, очевидно, не знал, как действовать дальше. Его новая симфония не подражала стилю Николая Мясковского « соцреалистической Шестнадцатой симфонии Авиаторы» или Виссариона Шебалина песни-симфонии «Герои Перекопа» . [ нужны дальнейшие объяснения ] Показ новой симфонии друзьям не помог. реакция « Правды» Один спросил, какой, по мнению Шостаковича, будет . Шостакович ответил: «Я пишу не для «Правды» , а для себя». [ 9 ]
Несмотря на все более репрессивную политическую атмосферу, Шостакович продолжал планировать премьеру симфонии, запланированную Ленинградским филармоническим оркестром на 11 декабря 1936 года под руководством музыкального руководителя оркестра Фрица Штидри . [ 1 ] Композитор также сыграл партитуру на фортепиано для Отто Клемперера , который отреагировал с энтузиазмом и планировал провести первое исполнение симфонии за пределами СССР, в Латинской Америке. [ 10 ]
Снятие
[ редактировать ]После ряда репетиций, из-за которых музыканты потеряли энтузиазм, [ 11 ] В кабинете последней Шостакович встретился с рядом руководителей Союза композиторов и Коммунистической партии, а также с директором филармонии И. М. Ренциным. Ему сообщили, что выступление 11 декабря отменяется и что он должен сделать заявление и дать объяснения. Непосредственное участие композитора неизвестно, но газета » « Советское искусство опубликовала заметку о том, что Шостакович просил отменить премьеру симфонии «на том основании, что она никоим образом не соответствует его нынешним творческим убеждениям и представляет для него давно устаревшая творческая фаза», что она страдает «грандиосоманией» и он планировал ее пересмотреть. [ 12 ]
Десятилетия спустя Исаак Гликман , который был личным секретарем Шостаковича в 1930-х годах и близким другом, представил другую версию. Он писал, что партийные чиновники оказали давление на Ренцина, чтобы тот отменил запланированное исполнение, и Рензин, не желая брать на себя ответственность за решение по программе, вместо этого в частном порядке убедил Шостаковича отозвать симфонию. [ 13 ]
Премьера
[ редактировать ]Фактическая достоверность части этой статьи оспаривается . Спор идет о происхождении двухфортепианной обработки Четвертой симфонии. Согласно биографическим источникам, она была сделана на основе оригинальной партитуры, которая была утеряна постфактум. Более того, Шостакович подумывал о премьере симфонии в конце 1940-х годов, перед смертью Сталина . ( декабрь 2021 г. ) |
Рукописная партитура Четвертой симфонии была утеряна во время Второй мировой войны. Используя оркестровые партии, сохранившиеся после репетиций 1936 года, Шостакович опубликовал версию для двух фортепиано тиражом 300 экземпляров в Москве в 1946 году. Шостакович начал рассматривать спектакль только после смерти Сталина в 1953 году, изменившей культурный климат в Советском Союзе. Никаких ревизий он не делал. Дирижер Кирилл Кондрашин провел премьеру оркестровой версии 30 декабря 1961 года с Московским филармоническим оркестром . [ 14 ] Первое выступление за пределами СССР состоялось на Эдинбургском фестивале 1962 года с Филармоническим оркестром под управлением Геннадия Рождественского 7 сентября 1962 года. [ 15 ]
Советские критики [ который? ] были воодушевлены перспективой найти главное недостающее звено в творчестве Шостаковича, но воздерживались от ценностных сравнений. Обычно они твердо помещали Четвертую симфонию в ее хронологический контекст и исследовали ее значение как промежуточной станции на пути к более традиционной Пятой симфонии . Западные критики были более откровенно осуждающими, особенно после того, как премьера Четвертой симфонии состоялась всего через три дня после Двенадцатой симфонии в Эдинбурге. Критический успех Четвертой в сочетании с критическим презрением к Двенадцатой привел к предположению, что творческие силы Шостаковича идут на убыль. [ 16 ]
Влияние Малера
[ редактировать ]На симфонию сильно повлиял Густав Малер , чью музыку Шостакович внимательно изучал у Ивана Соллертинского в течение предшествующих десяти лет. (Друзья [ ВОЗ? ] вспомнил, как в то время видел Седьмую симфонию Малера на фортепиано Шостаковича.) Продолжительность, размер оркестра, стиль и диапазон оркестровки, а также периодическое использование «банального» мелодического материала в сочетании с более возвышенным, даже «интеллектуальным» материал, все исходит от Малера. [ 17 ] [ нужен лучший источник ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Штейнберг, 541.
- ^ Фэй 2000 , с. 95.
- ^ Шостакович, Дмитрий. Симфония №. 4 до минор, соч. 43 . Нью-Йорк: Каламус.
- ^ Фрид, 3.
- ^ Черный, 123
- ^ Volkov, 110.
- ^ Volkov, 121.
- ^ Muzykal'naia akademiia , 4 (1997), 72. [ автор отсутствует ]
- ^ Muzykal'naia akademiia , 4 (1997), 74. [ автор отсутствует ]
- ^ Фэй 2000 , с. 94.
- ^ Фэй 2000 , с. 96.
- ^ Робинсон, Харлоу. «Дмитрий Шостакович, Симфония № 4 до минор, Опус 43» (PDF) . Бостонский симфонический оркестр . Проверено 9 октября 2012 года .
- ^ Гликман, xxii – xxiv: «Вокруг отзыва Четвертой симфонии выросла мифология, мифология, которой сочинения о Шостаковиче, к сожалению, придали квази-библейский статус».
- ^ Макдональд, 108, 108n1 [ неполная короткая цитата ]
- ^ Эдинбургский международный фестиваль, 1926, в журнале DSCH № 37.
- ^ Фэй, 226.
- ^ Volkov, 136.
Источники
[ редактировать ]- Фэй, Лорел (2000). Шостакович: Жизнь . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-513438-9 .
- Фрид, Ричард , Ноты для RCA/BMG 60887: Шостакович: Симфония № 4 ; Симфонический оркестр Сент-Луиса под управлением Леонарда Слаткина .
- Гликман, Исаак Д. , тр. Энтони Филлипс, История дружбы (Лондон: Faber & Faber, 2001). ISBN 978-0-571-20982-8 .
- Шварц, Борис, Музыка и музыкальная жизнь в Советской России: 1917–1981 (Лондон: Барри и Дженкинс, 1972). ISBN 978-0-253-33956-0 .
- Стейнберг, Майкл , Симфония (Оксфорд и Нью-Йорк: Oxford University Press, 1995). ISBN 978-0-19-506177-2 .
- Волков, Соломон , тр. Антонина В. Буи , Шостакович и Сталин: необычайные отношения между великим композитором и жестоким диктатором (Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф, 2004). ISBN 978-0-375-41082-6 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фэрклаф, Полина, Советское кредо: Четвертая симфония Шостаковича (Олдершот: Ashgate Publishing, 2006) ISBN 978-0-7546-5016-4 .
- Лейтон, Роберт, изд. Роберт Симпсон , Симфония: Том 2, Малер до наших дней (Нью-Йорк: Drake Publishing, Inc., 1972).
- Леонард, Джеймс, Весь музыкальный путеводитель по классической музыке (Сан-Франциско: книги Backbeat, 2005). ISBN 978-0-87930-865-0 .
- Мэйс, Фрэнсис, тр. Арнольд Дж. Померанс и Эрика Померанс, История русской музыки: от Камаринской до Бабьего Яра (Беркли, Лос-Анджелес и Лондон: University of California Press, 2002). ISBN 978-0-520-21815-4 .
- Спенсер, Уильям (1985). Четвертая симфония Дмитрия Шостаковича: анализ (дипломная работа ММ) . Бостон: Бостонский университет.
- Уилсон, Элизабет, Шостакович: Вспомнинная жизнь, второе издание (Принстон, Нью-Джерси: Princeton University Press, 1994, 2006). ISBN 978-0-691-12886-3 .