Jump to content

Падение Берлина (фильм)

Падение Берлина
Плакат к фильму 1950 года.
Русский Падение Берлина
Режиссер Михаил Чиаурели
Автор сценария
Продюсер: Viktor Tsirgiladze
В главных ролях
Кинематография Leonid Kosmatov
Под редакцией Татьяна Лихачева
Музыка Дмитрий Шостакович
Производство
компания
Распространено Amkino
(США)
Дата выпуска
  • 21 января 1950 г. 1950-01-21 ) ( (СССР)
Время работы
  • 167 минут
    (Оригинальная версия)
  • 151 минута
    (версия после 1953 года)
Страна Советский Союз
Язык Русский

Падение Берлина ( русский : Падение Берлина , латинизированный : Падение Берлина ) — советский военный и пропагандистский фильм 1950 года , разделенный на две части в виде сериала . [ 1 ] Его продюсировало киностудия "Мосфильм" , поставил Михаил Чиаурели , сценарий написал Петр Павленко , а музыку написал Дмитрий Шостакович . Изображая историю Второй мировой войны с акцентом на весьма позитивное изображение роли советского лидера Иосифа Сталина (в исполнении Михаила Геловани ) в этих событиях, она считается одним из наиболее важных проявлений сталинского культа личности . выдающийся образец советского реализма . После десталинизации фильм был запрещен в Восточном блоке на несколько десятилетий.

Владимир Савельев и Мария Новакова, Адольф Гитлер и Ева Браун

Алексей Иванов, застенчивый рабочий сталелитейного завода, значительно превышает свою производственную норму и выбран для получения ордена Ленина и личного интервью с Иосифом Сталиным . Алексей влюбляется в учительницу-идеалистку Наташу, но ему трудно сблизиться с ней. Когда он встречает Сталина, который ухаживает за его садом, вождь помогает ему разобраться в своих эмоциях и просит прочитать ей стихи. Затем они оба обедают с остальным советским руководством в доме Сталина. Вернувшись из Москвы, Алексей признается Наташе в любви. Пока они оба гуляют по пшеничному полю, на их город нападают немцы , вторгающиеся в Советский Союз .

Алексей теряет сознание и впадает в кому. Когда он просыпается, ему сообщают, что Наташа пропала и что немцы у ворот Москвы. В столице Сталин планирует оборону города, объясняя деморализованному Георгию Жукову, как распорядиться своими силами. Алексей добровольно вступает в Красную Армию , принимает участие в Параде Октябрьской Революции 1941 года и в битве под Москвой . В Берлине, получив благословение своих союзников – Испании , Турции , Ватикана , Румынии и Японии – и наблюдая за длинной колонной советских рабов-рабочих , в том числе Наташей, Адольф Гитлер приходит в ярость, узнав, что Москва не пала. Он увольняет Вальтера фон Браухича со своей должности и предлагает командование армией Герду фон Рундштедту ; последний отказывается, говоря, что Сталин — великий полководец и поражение Германии неизбежно. Гитлер приказывает атаковать Сталинград . Тем временем Герман Геринг ведет переговоры с британским капиталистом Чарльзом Бедстоуном, который снабжает Германию необходимыми материалами. После победы СССР в Сталинграде. Василий Чуйков сообщает Иванову, что Сталин всегда с Красной Армией. Сюжетная линия переходит к Ялтинской конференции , где Сталин и его западные союзники обсуждают будущее войны.

Сталин спрашивает своих генералов, кто возьмет Берлин: они или западные союзники. Генералы отвечают, что захватят город. Алексея Гвардейский отряд продвигается к Берлину, а у Гитлера случается нервный срыв, и он требует, чтобы его солдаты дрались до конца. Немцы планируют казнить узников концлагеря , в котором содержится Наташа, до прихода Красной Армии, но отряд Алексея освобождает узников, прежде чем они осуществят свой замысел. Наташа теряет сознание, и он не находит ее. Гитлер и немецкое руководство впадают в отчаяние и теряют контроль над реальностью по мере приближения Советов к Берлину. Гитлер приказывает затопить станции метро при приближении Советов, утопив тысячи мирных жителей. Затем он женится на Еве Браун и кончает жизнь самоубийством в результате отравления . Генерал Ганс Кребс сообщает Красной Армии известие о смерти Гитлера и просит о прекращении огня. Сталин приказывает принять только безоговорочную капитуляцию. Алексей избран нести Знамя Победы вместе с Михаил Егоров и Мелитон Кантария . Их дивизия штурмует Рейхстаг , и все трое поднимают на него знамя. Немцы сдаются, и солдаты Красной Армии со всего СССР празднуют победу. Самолет Сталина приземляется в Берлине, и его встречает восторженная толпа людей «всех наций», держащих плакаты с его изображением и размахивающих флагами разных стран. Сталин произносит речь, в которой призывает к миру во всем мире. Стоя в толпе, Алексей и Наташа узнают друг друга и воссоединяются. Наташа просит Сталина позволить ей поцеловать его в щеку, и они обнимаются, пока заключенные хвалят Сталина на многих языках. Фильм заканчивается тем, что Сталин желает всем мира и счастья.

Производство

[ редактировать ]

Культ личности Сталина , начавший проявляться уже в конце 1930-х годов, был маргинализирован во время Второй мировой войны; Чтобы мобилизовать население против врага, советские фильмы ориентировались на исторических героев, защищавших Россию, или на подвиги самого народа. [ 2 ] За время войны персонаж премьера появился всего в двух картинах. [ 3 ] Однако, поскольку победа казалась гарантированной, Сталин ужесточил контроль над всеми аспектами советского общества, включая кино. После 1945 года его культ вернулся на экраны с большей интенсивностью, чем когда-либо прежде, и его считали единственным архитектором поражения Германии. Дениз Дж. Янгблад писала, что вскоре после этого осталось только три типа героев войны: «мертвые, искалеченные и Сталин». [ 2 ]

Зарождение

[ редактировать ]

Михаил Чиаурели, любимый режиссер Сталина. [ 4 ] [ 5 ] и писатель Петр Павленко уже сотрудничали при создании культовой картины 1946 года «Клятва» . Советский министр кинематографии Иван Большаков поручил им обоим начать работу над «Падением Берлина» вскоре после выхода «Клятвы» в июле 1946 года. [ 6 ] Фильм был задуман как подарок студии «Мосфильм» Сталину к его официальному 70-летию. [ а 1 ] который должен был состояться 21 декабря 1949 года. [ 7 ] «Падение» должно было стать частью цикла из десяти фильмов о роли премьера во Второй мировой войне под названием « Десять ударов Сталина» , хотя и не соответствующего одноимённой серии кампаний Восточного фронта . До смерти Сталина проект был реализован лишь частично. [ 6 ]

Разработка

[ редактировать ]

Как и все фильмы, в которых появлялся его персонаж, Сталин проявлял живой интерес к работе над «Падением Берлина» . [ 5 ] Диктатор вмешался в написание Павленко, прочитал рукопись сценария и исправил несколько грамматических ошибок; он также удалил короткий эпизод, в котором немецкий гражданский житель в Берлине призывал свою семью поторопиться и бежать при приближении Красной Армии. Немецкий историк Ларс Карл полагал, что это сигнализировало о его решимости продемонстрировать, что гражданскому населению нечего бояться Советов. [ 8 ] Картина стала первым художественным фильмом о битве за Берлин и событиях в бункере Гитлера , предшествовавшим «Der letzte Akt» на пять лет. [ 9 ]

Эдвард Радзинский утверждал, что его отец слышал от Павленко, что Берия сказал ему, что «Клятва » должна была стать «возвышенным фильмом», призванным отождествить Сталина с Иисусом : Ленин, проводя параллель с Иоанном Крестителем , признал его Мессией; «Язык этого семинариста выдал авторство этого наблюдения». Радзинский добавил, что «Падение Берлина » «далее развивает тему», поскольку оно заканчивается «апофеозом : Сталин прилетает на самолете... В белом одеянии ангела, спускающегося с облаков», он «является ожидающим людям. .. Они прославляют Мессию на всех языках». [ 10 ] Российский историк Александр Прохоров считал, что на фильм повлияли нацистские пропагандистские фильмы. [ 11 ] Автор Джон Райли утверждал, что сцена, в которой самолет Сталина прибывает в Берлин, является вымышленной; Сталин ни разу не прилетел в немецкую столицу, а тем более в день взятия Рейхстага. [ 12 ] - был смоделирован по образцу высадки Гитлера в Нюрнберге из « Триумфа воли» и что финал фильма был вдохновлен аналогичным эпизодом из Кольберга ; штурм Рейхстага «пародировал» резню на Одесской лестнице с линкора «Потемкин» — жест, призванный высмеять Сергея Эйзенштейна . [ 13 ]

По воспоминаниям Светланы Алилуевой судьбу его сына Якова Джугашвили , Чиаурели обратилась к ее отцу с идеей объединить в сюжете . Сталин сразу же отверг это предложение. [ 14 ] Советский актер Артем Карапетян утверждал, что жена Чиаурели, актриса Верико Анджапаридзе , рассказала ему, что Сталин был настолько возмущен, когда услышал об этом, что Лаврентий Берия , стоявший рядом, полез в карман его брюк, «предположительно, за пистолетом». [ 15 ] Дочь режиссера Софико Чиаурели рассказала, что ее отец «знал, что он спасен», когда Сталин вытер слезы с глаз, наблюдая, как Геловани спускается с самолета, и пробормотал: «Если бы я только поехал в Берлин». [ 4 ]

Основная фотография

[ редактировать ]

Чиаурели привез в Берлин около 10 000 советских статистов для съемок, а также нанял многих местных жителей для съемок сцены затопления туннеля; он не имел возможности работать в Рейхстаге, так как он находился в британской зоне Западного Берлина , и вел фотосъемку в основном на студии Бабельсберг . [ 16 ] Однако большая часть эпизодов, действие которых происходит в столице Германии, была снята в разрушенных городах Прибалтики . [ 17 ] Кроме того, масштабная модель Берлина площадью более одного квадратного километра [ 18 ] был построен на киностудии Мосфильма; эта миниатюра должна была создать городские боевые сцены в конце второй части. [ 6 ] [ 19 ]

Советская Армия предоставила пять дивизий, поддерживающие их артиллерийские соединения, четыре танковых батальона, 193 военных самолета и 45 трофейных немецких танков для воссоздания боев в открытом поле, изображенных в «Падении Берлина» . За время съемок они израсходовали 1,5 миллиона литров топлива. [ 8 ]

«Падение Берлина» — один из первых цветных фильмов, снятых в Советском Союзе. Продюсеры использовали катушки Agfacolor , взятые из в студии UFA Нойбабельсберге . [ 5 ]

композитор Дмитрий Шостакович , обвиненный в формализме Для написания партитуры был приглашен в 1948 году. Вано Мурадели сказал, что его вклад в «Падение Берлина» и другие сталинистские фильмы был единственным, что спасло его от преследований со стороны истеблишмента. Райли написала, что музыка к фильму, наряду с «Песней о лесах» , «была ближе всего к открытой похвале Сталина». Еще одним музыкальным произведением, использованным в «Падении Берлина», был Феликса Мендельсона , «Свадебный марш» услышанный во время сцены, в которой Гитлер женится на Еве Браун; марш был запрещен в нацистской Германии. По словам Райли, неясно, намеревался ли Чиаурели высмеять нацистов, изображая их неспособными распознать запрещенный ими предмет, или он просто не знал о запрете. [ 13 ]

Саундтрек к первой части
  1. Основное название, часть 1 (2:44)
  2. Beautiful Day (2:14) [в сопровождении детского хора, поющего Beautiful Day ; слова Евгения Долматовского .]
  3. Алеша у реки (1:39)
  4. Сталинский сад (2:04)
  5. Алеша и Наталья в полях / Атака (3:55)
  6. Прием Гитлера (1:31)
  7. В опустошенной деревне (2:39)
  8. Вперед! (0:58)
Саундтрек ко второй части
  1. Основное название, часть 2 (2:06)
  2. Перекличка / Атака ночью (3:02)
  3. Штурм Зееловских высот (6:26)
  4. Затопление станции метро (1:11)
  5. Последняя битва за Рейхстаг / Смерть Кости (4:06)
  6. Смерть Юсуфа / Красное знамя (3:41)
  7. Сталин в аэропорту Берлина (4:28)
  8. Финал / Речь Сталина / Алеша и Наташа воссоединились (2:43) [7. и 8. в сопровождении хора, поющего «Слава Сталину» ; слова Евгения Долматовского .]

Современный ответ

[ редактировать ]

«Падение Берлина» было выпущено через месяц после дня рождения Сталина, 21 января 1950 года — в двадцать шестую годовщину со дня смерти Владимира Ленина . [ 5 ] В СССР его посмотрели 38,4 миллиона зрителей, став третьим по популярности советским фильмом 1950 года. [ 2 ] режиссёр Михаил Чиаурели, писатель Петр Павленко, оператор Леонид Косматов, композитор Дмитрий Шостакович, актёры Михаил Геловани , Борис Андреев и Владимир Кенигсон . были удостоены Сталинской премии I степени за свою работу [ 20 ] В Чехословакии фильм также получил « Хрустальный глобус» на V Международном кинофестивале в Карловых Варах . [ 21 ]

В день выхода фильма « Литературная газета» опубликовала колонку Александра Штейна , в которой он охарактеризовал фильм как «замечательный... правдивое изображение отношений народа и вождя... и любви всех людей к Сталин». [ 8 ] На следующий день Всеволод Пудовкин написал в «Советском искусстве» : «Это выдающееся произведение советского кино», которое представляет «глубокую глубину и огромный масштаб... смелое, творческое изображение предмета... живую демонстрацию постоянно развивающийся жанр соцреализма». [ 22 ] Картину с энтузиазмом раскрутила советская пресса. В серии статей в «Правде» его хвалили как достоверное представление истории. [ 2 ]

Общественная реакция на фильм контролировалась правительством: в докладной записке Михаилу Суслову от 11 марта 1950 года два сотрудника отдела пропаганды ВКП(б) сообщили, что в газету «Искусство и жизнь» поступило множество писем от зрителей, которые - хотя в целом одобрял фильм, - раскритиковал различные аспекты сюжета; многие из них считали мальчишеское поведение Иванова недостойным стахановца. [ 23 ] Ветеран войны подполковник Евгений Черноног в состоянии алкогольного опьянения смотрел «Падение Берлина» . Он прокомментировал: «А откуда взялся этот ангел? Мы его там не видели». Его арестовали и приговорили к восьми годам заключения в ГУЛАГе . [ 24 ]

Политический истеблишмент Восточной Германии также чрезмерно пропагандировал эту картину; официально он был отнесен к категории документальных, и все военнослужащие казарменной народной полиции были обязаны его посмотреть. Однако падение Берлина было встречено населением без особого энтузиазма. Спустя годы в статье, которую он написал для журнала Deutsche Filmkunst 30 октября 1959 года, Зигфрид Зильберманн, директор государственного кинодистрибьютора Progress Film , объяснил эту реакцию воздействием многолетней антисоветской пропаганды на немецкий народ. [ 8 ]

Французский критик Жорж Садуль писал в Les Lettres Françaises : «В СССР фильмы больше не являются товаром... Они стали средством распространения идеологии и производятся инженерами человеческой души ... Некоторые эстетики сегодня защищают американскую фильмы-нуары , но в будущем эти музеи ужасов, останков мертвой эпохи будут интересовать только специалистов... А большинство людей будут аплодировать Падению Берлина ". [ 25 ] Во Франции было продано 815 116 билетов. [ 26 ]

Когда картина была импортирована в Великобританию Обществом культурных связей с СССР в 1952 году, Британский совет киноцензоров рассматривал возможность ее запрета, тем более, что она нападала на премьер-министра Уинстона Черчилля . Частные показы фильма проводились как для членов парламента в Вестминстере , так и для премьер-министра в его в Чартвелле резиденции . В мае Черчилль написал историку Хью Тревору-Роперу , спрашивая о правдивости подземного затопления Берлина, совершенного Гитлером, и последний ответил, что это «мифологизация» истории. После того, как министерство иностранных дел пришло к выводу, что картина «слишком однобока, чтобы служить эффективной коммунистической пропагандой», она была выпущена без купюр, с длинной оговоркой, в которой подчеркивались «преимущества жизни в свободном британском обществе» и то, что советские сценаристы полностью игнорировал роль западных союзников в войне. Этот фильм стал самой успешной советской и зарубежной картиной о Второй мировой войне, показанной в Великобритании в 1940-х и 1950-х годах. Тони Шоу отметил «Падение Берлина» получило в основном положительные отзывы во время шестинедельного показа в Лондоне и последующих показов в стране, хотя некоторые также отметили, что это была раздутая пропаганда; Критики газет The Sunday Times и Evening Standard высказали мнение, что замалчивание Советским Союзом вклада Великобритании и США в победу было сродни тому же обращению с Красной Армией в западных постановках о войне. [ 27 ]

Этот фильм был одним из немногих фильмов на иностранном языке, представленных в BBC программе Current Release ; Бывший военный корреспондент Мэтью Хэлтон был приглашен прокомментировать это. Американский журнал Variety охарактеризовал его как «Российский ответ на многие американские и британские фильмы о войне... имеющие определенное современное значение в свете напряженности между Западом и Советским Союзом». [ 28 ] Критик New York Times окрестил это «оглушительной смесью исторического зрелища и принятия желаемого за действительное... направленного так, как будто от этого зависела его (Чиаурели) жизнь» и – как утверждал автор Дэвид Коут, это было худшим осуждением, которое только можно было высказать. этим днем [ 14 ] - что у него был «сюжет в голливудском стиле». Он также не одобрял историческую достоверность сцены Ялтинской конференции. [ 29 ] в то время как Джон Говард Лоусон , недавно вышедший из тюрьмы, похвалил его как достоверное изображение событий. [ 14 ] Представители компании «Арткино» , дистрибьютора картины в США, заявили, что фильм «уже посмотрели 1,2 миллиона человек» в США к 9 июня 1952 года, на следующий день после его выхода в прокат. [ 29 ]

Десталинизация

[ редактировать ]

Смерть Сталина в марте 1953 года ознаменовала резкий поворот в политике Восточного блока . После ареста Берии новые правители приказали Чиаурели покинуть Москву. [ 30 ] Книга «Падение Берлина» была изъята из обращения. Директива Советского бюро экспорта фильмов о прекращении его показа достигла Восточной Германии в июле. [ 8 ] Летом 1953 года сцена обеда Алексея Иванова со Сталиным и другими советскими лидерами в Москве была вырезана из всех доступных копий; Автор Ричард Тейлор объяснил это появлением там персонажа Берии. [ 5 ] В версии после 1953 года Иванов знакомится со Сталиным, а затем показан прогуливающимся с Наташей по пшеничному полю.

25 февраля 1956 года Никита Хрущев произнес речь, осуждающую культ личности Сталина , перед XX съездом Коммунистической партии Советского Союза . В разгар выступления он сказал зрителям:

«Вспомним фильм « Падение Берлина» . Здесь действует только Сталин. Он отдает приказы в зале, в котором много пустых стульев. Только один человек подходит к нему, чтобы что-то ему доложить – это Поскребышев … И где военное командование?Где политбюро?Где правительство?Что они делают и чем занимаются?В фильме ничего о них не действует,он ни с кем не считается. никому за советом. Все показано народу в этом ложном свете. Зачем окружать Сталина славой – вопреки фактам и вопреки исторической правде». [ 31 ]

После выступления фильм вообще запретили, а все его копии поместили в архив. [ 5 ] Однако его продолжали показывать в Китайской Народной Республике , руководство которой выступило против критики Хрущёва в адрес Сталина . [ 32 ] Просталинистские протестующие на грузинских демонстрациях в марте 1956 года включили в свой список требований просьбу о проведении показа фильма. [ 33 ]

Критический анализ

[ редактировать ]

Историк Николас Хюльбуш рассматривал падение Берлина как свидетельство усиления политической власти Сталина. Он сравнил его с первым художественным фильмом с участием премьер-министра, фильмом « Ленин в 1918 году» 1939 года , в котором Сталин изображен как Владимира Ленина самый преданный ученик ; и «Клятва» , в которой он выбран наследником Ленина и дает клятву хранить свое наследие. В «Падении Берлина» Ленин не оказывает никакого влияния на сюжет. Вместо того чтобы быть преемником основателя государства, легитимность Сталина теперь основывалась на его руководстве СССР во время войны. [ 34 ]

Дениз Янгблад писала, что, хотя она не первая, кто изобразил Сталина как «главнокомандующего войны» (это уже было сделано в таких картинах, как « Сталинградская битва» ), «Падение Берлина» возвысило его до нового статуса: «оно обожествило Сталина». [ 2 ] Ричард Тейлор отметил, что премьер-министр был единственным лицом, принимающим решения в сюжете, единственным, кто несет ответственность за победу над Германией, а все остальные персонажи были либо подчиненными, либо враждебными. Стоическое спокойствие Сталина подчеркивалось намеренным противопоставлением его истерической ярости Гитлера или тупому сообразительности Георгия Жукова , которого изображали в соответствии с его политическим статусом в конце 1940-х годов, после того как Сталин его сторонился: Жуков не был даже среди генералов, принимавших Сталина в Берлине. Кроме того, большинство персонажей – от Наташи до Герда фон Рундштедта – восхваляют его как великого лидера. [ 5 ] Автор Катерина Кларк заметила, что Сталин, помимо своей функции великого капитана, был еще и проводником романтических отношений: до встречи с ним Алексей был неспособен выразить свою любовь Наташе. [ 35 ] Славой Жижек прокомментировал, что лидер сыграл роль «волшебника и свахи, которая мудро ведет пару к воссоединению». [ 36 ] Персонаж Алексея не предназначался для восприятия как личности. [ а 2 ] а, скорее, символ всего советского народа: он изображался архетипическим работником; дата его рождения — 25 октября 1917 года по юлианскому календарю , день Октябрьской революции . [ 2 ]

В фильме также много упоминаний о политической ситуации в Европе. Турция , которая была нейтральной страной во время войны, но соперницей Советского Союза в холодной войне , изображалась как государство Оси ; турецкий посол даже приветствовал Гитлера от имени Исмета Иненю . симпатии к нацистам посла Ватикана Чезаре Орсениго Также были подчеркнуты 1946 года считали врагом . Черчилль, которого после Фултонской речи , был изображен в крайне негативном ключе. [ 5 ]

Многие критики считают это воплощением культа личности Сталина в кино: Дениз Янгблад писала, что «идти дальше» в «почитании» его было невозможно; [ 2 ] Филип Бубьер заявил, что с его выпуском культ достиг «чрезвычайных масштабов»; [ 12 ] Ларс Карл считал, что это «стоят выше любой другой части культа»; [ 8 ] Славой Жижек считал это «высшим случаем сталинской эпопеи». [ 36 ] Николас Хюльбуш отметил, что это был «зенит» изображения экранного «альтер-эго» Сталина; [ 34 ] и Ричард Тейлор считал, что это «апофеоз сталинского культа Сталина». [ 5 ]

Реставрация

[ редактировать ]

В 1991 году, после распада Советского Союза, «Падение Берлина» впервые за сорок лет было показано на 48-м Венецианском международном кинофестивале . [ 17 ]

В 1993 году Душан Макавеев включил кадры из фильма в свою картину «Горилла купается в полдень» . [ 37 ]

В 2003 году фильм был ремастирован компанией из Тулузы , в сравнительно плохом качестве. В 2007 году он был переиздан американской группой International Historical Films. Ни одна доступная версия не содержит сцены Берии, хотя, похоже, существует несколько старых копий фильма без цензуры. [ 38 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Большинство историков на основании различных документов полагают, что датой рождения Сталина было 18 декабря 1878 года. Однако Сталин утверждал, что родился 21 декабря 1879 года. см. в статье « Иосиф Сталин» . Дополнительную информацию
  2. Алексей Иванов был третьим человеком в группе, несущей Знамя Победы , наряду с двумя историческими личностями: Михаилом Егоровым и Мелитоном Кантария . Двое других были официально признаны и удостоены звания Героя Советского Союза . Однако среди этих двоих в рейхстаге был еще один человек: Алексей Берест , младший политрук. Его участие в операции замалчивалось до тех пор, пока не прошло несколько лет после смерти Сталина.
  1. ^ Питер Роллберг (2009). Исторический словарь российского и советского кино . США: Роуман и Литтлфилд. стр. 223–224. ISBN  978-0-8108-6072-8 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Дениз Дж. Янгблад (2007). Русские военные фильмы: на кинофронте, 1914–2005 . Лоуренс: Университетское издательство Канзаса. стр. 95–101 . ISBN  978-0-7006-1489-9 .
  3. ^ Виктория Э. Боннелл (1999). Иконография Власти . Издательство Калифорнийского университета. п. 253. ИСБН  978-0-520-22153-6 .
  4. ^ Перейти обратно: а б Венделл Стивенсон (2003). Истории, которые я украл . Гроув Пресс. п. 43 . ISBN  978-0-8021-1737-3 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Ричард Тейлор (1999). Кинопропаганда: Советская Россия и нацистская Германия . ИБ Таурис. стр. 99–127. ISBN  978-1-86064-167-1 .
  6. ^ Перейти обратно: а б с Ольга Романова. "Падение Берлина": миф о Сталине, созданный им [ Падение Берлина : миф о Сталине, созданный им]. urokiistorii.ru (на русском языке). Архивировано из оригинала 18 апреля 2013 года . Проверено 30 апреля 2011 г.
  7. ^ Ричард Тейлор; Д. У. Весна (1993). Сталинизм и советское кино . Рутледж. п. 88. ИСБН  978-0-415-07285-4 .
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Томас Линденбергер, изд. СМИ в холодной войне: действующие лица, образы, резонансы . Бёлау Верлаг. стр. 83–90. ISBN  978-3-412-23105-7 .
  9. ^ Кредитные ангелы; Роэль Ванде Винкель (2007). Перспективы европейского кино и истории . Академия Науч. п. 185. ИСБН  978-90-382-1082-7 .
  10. ^ Эдвард Радзинский (1996). Сталин . Даблдэй. п. 536 . ISBN  9780385473972 .
  11. ^ Александр Прохоровр (2006). «Размер имеет значение: идеологические функции длины советских художественных фильмов» . kinokultura.ru . Проверено 30 апреля 2011 г.
  12. ^ Перейти обратно: а б Филип Буббайер (2000). Сталинская эпоха . Спрингер Верлаг. п. 113. ИСБН  978-0-415-18298-0 .
  13. ^ Перейти обратно: а б Джон Райли (2005). Дмитрий Шостакович: жизнь в кино . ИБ Таурис. стр. 68–70 . ISBN  978-1-85043-484-9 .
  14. ^ Перейти обратно: а б с Дэвид Коут (2003). Дефекты танцора: борьба за культурное превосходство во время холодной войны . Издательство Оксфордского университета. стр. 143–146. ISBN  978-0-19-924908-4 .
  15. ^ Артём Карапетян. Второй караван [Второй караван]. noev-kovcheg.ru (на русском языке). Архивировано из оригинала 9 октября 2015 года . Проверено 30 апреля 2011 г.
  16. ^ незарегистрированный писатель (13 июля 1950 г.). «Фрау Гитлер рейхт дас Гифт» [г-жа. Гитлер доволен ядом. spiegel.de (на немецком языке). Дер Шпигель . Проверено 19 сентября 2011 г.
  17. ^ Перейти обратно: а б Андреас Килб (20 сентября 1991 г.). «Мастера лебединой песни». zeit.de (на немецком языке). Время . Проверено 19 сентября 2011 г.
  18. ^ "Iskusstvo kino, Issues 9–12" . Iskusstvo Kino . State Committee of Cinematographylishers: 79. 1996. ISSN  0021-1788 . Retrieved 30 April 2011 .
  19. ^ Михаил Чиаурели (29 января 1951 г.). «Педения Берлина» . Огонек (1182): 12. ISSN   0131-0097 . Проверено 19 сентября 2011 г.
  20. ^ Падение Берлина [Падение Берлина]. russiancinema.ru (на русском языке). Архивировано из оригинала 21 июля 2011 года . Проверено 30 апреля 2011 г.
  21. ^ «5. МФФ Карловы Вары» [5-й Карловарский кинофестиваль]. kviff.com (на чешском языке) . Проверено 30 апреля 2011 г.
  22. ^ Vsevolod Pudovkin (22 January 1950). ПОДЛИННАЯ НАРОДНОСТЬ [Подлинная популярность] (на русском языке). Советский опыт . Проверено 30 апреля 2011 г.
  23. ^ Kiril Anderson (2005). Кремлевский кинотеатр. 1928–1953. Документы . SPB University Press. p. 44. ISBN  5-8243-0532-3 .
  24. ^ Натела Болтянская (20 марта 2010 г.). Именем Сталина [Именем Сталина]. echo.msk.ru (на русском языке) . Проверено 30 апреля 2011 г.
  25. ^ Садуль, Жорж. Грандиозный и незабываемый жест Сталина. Les Lettres Françaises, 25 мая 1950 г. Цитируется по : Наташа Лоран (2003). Сталинское кино: Вопросы истории . Тулуза: PU Mirail. стр. 224–225. ISBN  978-2-85816-599-5 .
  26. ^ Берлинский желоб . allocine.fr.
  27. ^ Тони Шоу (2001). Британское кино и холодная война: государство, пропаганда и консенсус . ИБ Таурис. стр. 187–188. ISBN  9781860643712 .
  28. ^ Су Холмс (2005). Британская теле- и кинокультура в 1950-е годы: «Подойдя к ближайшему телевизору» . ООО «Интеллект», стр. 86–87. ISBN  978-1-84150-121-5 .
  29. ^ Перейти обратно: а б HHT (9 июня 1952 г.). «Падение Берлина (1950)» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 30 апреля 2011 г.
  30. ^ Nikita Sergeevich Khrushchev; Sergei Khrushchev (2004). Memoirs of Nikita Khrushchev, Volume 2 . Brown University. pp. 41–42. ISBN  978-0-271-02861-3 .
  31. ^ Никита Хрущев (25 февраля 1956 г.). «Культ личности – часть 3» . Guardian.uk . Проверено 30 апреля 2011 г.
  32. ^ Оливия Ху; Шон Мецгер (2009). Будущее китайского кино . ООО "Интеллект" с. 80. ИСБН  978-1-84150-274-8 .
  33. ^ Lurye, Lev; Malyarova, Irina (2007). 1956 God. Seredina Veka . Olma Media Group. p. 134. ISBN  978-5-7654-4961-5 .
  34. ^ Перейти обратно: а б Хеллер, Клаус; Плампер, Ян , ред. (2004). Культ личности в сталинизме . Геттинген: Ванденхук и Рупрехт. стр. 227–238. ISBN  978-3-89971-191-2 .
  35. ^ Евгений Добренко; Эрик Найман (2003). Пейзаж сталинизма: искусство и идеология советского пространства . Вашингтонский университет Press. п. 16. ISBN  978-0-295-98341-7 .
  36. ^ Перейти обратно: а б Славой Жижек (2008). В защиту безнадежных дел . Версо. п. 59. ИСБН  978-1-84467-108-3 .
  37. ^ Холден, Стивен (29 марта 1995 г.). «Обзор кинофестиваля. Русский эмигрант, бродящий по Берлину» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 30 апреля 2011 г.
  38. ^ Ричард Тейлор (2007). «Михаил Чиаурели: Падение Берлина (Padenie Berlina, две части, 1949)» . kinokultura.ru . Проверено 30 апреля 2011 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 67f00a39c89ea37656c39bcecbb32585__1720935900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/67/85/67f00a39c89ea37656c39bcecbb32585.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Fall of Berlin (film) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)