Падение Берлина (фильм)
Падение Берлина | |
---|---|
Русский | Падение Берлина |
Режиссер | Михаил Чиаурели |
Автор сценария |
|
Продюсер: | Viktor Tsirgiladze |
В главных ролях |
|
Кинематография | Leonid Kosmatov |
Под редакцией | Татьяна Лихачева |
Музыка | Дмитрий Шостакович |
Производство компания | |
Распространено | Amkino (США) |
Дата выпуска |
|
Время работы |
|
Страна | Советский Союз |
Язык | Русский |
Падение Берлина ( русский : Падение Берлина , латинизированный : Падение Берлина ) — советский военный и пропагандистский фильм 1950 года , разделенный на две части в виде сериала . [ 1 ] Его продюсировало киностудия "Мосфильм" , поставил Михаил Чиаурели , сценарий написал Петр Павленко , а музыку написал Дмитрий Шостакович . Изображая историю Второй мировой войны с акцентом на весьма позитивное изображение роли советского лидера Иосифа Сталина (в исполнении Михаила Геловани ) в этих событиях, она считается одним из наиболее важных проявлений сталинского культа личности . выдающийся образец советского реализма . После десталинизации фильм был запрещен в Восточном блоке на несколько десятилетий.
Сюжет
[ редактировать ]Часть 1
[ редактировать ]Алексей Иванов, застенчивый рабочий сталелитейного завода, значительно превышает свою производственную норму и выбран для получения ордена Ленина и личного интервью с Иосифом Сталиным . Алексей влюбляется в учительницу-идеалистку Наташу, но ему трудно сблизиться с ней. Когда он встречает Сталина, который ухаживает за его садом, вождь помогает ему разобраться в своих эмоциях и просит прочитать ей стихи. Затем они оба обедают с остальным советским руководством в доме Сталина. Вернувшись из Москвы, Алексей признается Наташе в любви. Пока они оба гуляют по пшеничному полю, на их город нападают немцы , вторгающиеся в Советский Союз .
Алексей теряет сознание и впадает в кому. Когда он просыпается, ему сообщают, что Наташа пропала и что немцы у ворот Москвы. В столице Сталин планирует оборону города, объясняя деморализованному Георгию Жукову, как распорядиться своими силами. Алексей добровольно вступает в Красную Армию , принимает участие в Параде Октябрьской Революции 1941 года и в битве под Москвой . В Берлине, получив благословение своих союзников – Испании , Турции , Ватикана , Румынии и Японии – и наблюдая за длинной колонной советских рабов-рабочих , в том числе Наташей, Адольф Гитлер приходит в ярость, узнав, что Москва не пала. Он увольняет Вальтера фон Браухича со своей должности и предлагает командование армией Герду фон Рундштедту ; последний отказывается, говоря, что Сталин — великий полководец и поражение Германии неизбежно. Гитлер приказывает атаковать Сталинград . Тем временем Герман Геринг ведет переговоры с британским капиталистом Чарльзом Бедстоуном, который снабжает Германию необходимыми материалами. После победы СССР в Сталинграде. Василий Чуйков сообщает Иванову, что Сталин всегда с Красной Армией. Сюжетная линия переходит к Ялтинской конференции , где Сталин и его западные союзники обсуждают будущее войны.
Часть 2
[ редактировать ]Сталин спрашивает своих генералов, кто возьмет Берлин: они или западные союзники. Генералы отвечают, что захватят город. Алексея Гвардейский отряд продвигается к Берлину, а у Гитлера случается нервный срыв, и он требует, чтобы его солдаты дрались до конца. Немцы планируют казнить узников концлагеря , в котором содержится Наташа, до прихода Красной Армии, но отряд Алексея освобождает узников, прежде чем они осуществят свой замысел. Наташа теряет сознание, и он не находит ее. Гитлер и немецкое руководство впадают в отчаяние и теряют контроль над реальностью по мере приближения Советов к Берлину. Гитлер приказывает затопить станции метро при приближении Советов, утопив тысячи мирных жителей. Затем он женится на Еве Браун и кончает жизнь самоубийством в результате отравления . Генерал Ганс Кребс сообщает Красной Армии известие о смерти Гитлера и просит о прекращении огня. Сталин приказывает принять только безоговорочную капитуляцию. Алексей избран нести Знамя Победы вместе с Михаил Егоров и Мелитон Кантария . Их дивизия штурмует Рейхстаг , и все трое поднимают на него знамя. Немцы сдаются, и солдаты Красной Армии со всего СССР празднуют победу. Самолет Сталина приземляется в Берлине, и его встречает восторженная толпа людей «всех наций», держащих плакаты с его изображением и размахивающих флагами разных стран. Сталин произносит речь, в которой призывает к миру во всем мире. Стоя в толпе, Алексей и Наташа узнают друг друга и воссоединяются. Наташа просит Сталина позволить ей поцеловать его в щеку, и они обнимаются, пока заключенные хвалят Сталина на многих языках. Фильм заканчивается тем, что Сталин желает всем мира и счастья.
Бросать
[ редактировать ]- Boris Andreyev as Aleksei Ivanov
- Mikheil Gelovani as Joseph Stalin
- Yury Tymoshenko as Kostya Zaichenko
- Marina Kovalyova as Natasha Rumyantseva
- Vladimir Savelyev as Adolf Hitler
- Vladimir Kenigson as General Hans Krebs
- Maksim Shtraukh as Vyacheslav Molotov
- Nikolay Mordvinov as Lavrentiy Beria (removed in 1953)
- Alexey Gribov as Kliment Voroshilov
- Nikolai Ryzhov as Lazar Kaganovich
- Aleksandr Khanov as Nikolai Bulganin
- Gavriil Belov as Mikhail Kalinin
- Ruben Simonov as Anastas Mikoyan
- Fyodor Blazhevich as Marshal Georgy Zhukov
- Андрей Абрикосов в роли генерала Алексея Антонова
- Константин Барташевич в роли генерала Василия Соколовского
- Sergei Blinnikov as Marshal Ivan Konev
- Борис Ливанов в роли маршала Константина Рокоссовского
- Vladimir Lyubimov as Marshal Aleksandr Vasilevsky
- Борис Тенин в роли генерала Василия Чуйкова
- Михаил Сидоркин в роли генерала Сергея Штеменко
- Олег Фрелих в роли Франклина Д. Рузвельта
- Viktor Stanitsyn as Winston Churchill
- Мария Новакова (Коптова) и Ева Браун
- Ян Верих и Герман Геринг
- Николай Петрункин в роли Йозефа Геббельса
- Владимир Ренин в роли фельдмаршала Герда фон Рундштедта
- Nikolai Plotnikov as Field Marshal Walther von Brauchitsch
- Владимир Покровский в роли генерала Альфреда Йодля
- Карел Роден-младший в роли Чарльза Бедстоуна
- Мирослав Хомола в роли Хайнца Линге (в титрах - К. Хомола)
- Dmitry Dubov as Mikhail Yegorov
- Georgy Tatishvili as Meliton Kantaria
- Верико Анджапаридзе — мать убитого немецкого солдата Ганса
- Nikolay Bogolyubov as Khmelnitsky
- Sofya Giatsintova as Antonina Ivanovna, Ivanov's mother
- Yevgeniya Melnikova as Lidiya Nikolayevna, secretary
- Dmitry Pavlov as Tomashevich
- Андрей Петров Лучший пилот
- Иван Соловьев в роли Джонсона
- Тамара Носова в роли Кати
- Leonid Pirogov as James F. Byrnes
Производство
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Культ личности Сталина , начавший проявляться уже в конце 1930-х годов, был маргинализирован во время Второй мировой войны; Чтобы мобилизовать население против врага, советские фильмы ориентировались на исторических героев, защищавших Россию, или на подвиги самого народа. [ 2 ] За время войны персонаж премьера появился всего в двух картинах. [ 3 ] Однако, поскольку победа казалась гарантированной, Сталин ужесточил контроль над всеми аспектами советского общества, включая кино. После 1945 года его культ вернулся на экраны с большей интенсивностью, чем когда-либо прежде, и его считали единственным архитектором поражения Германии. Дениз Дж. Янгблад писала, что вскоре после этого осталось только три типа героев войны: «мертвые, искалеченные и Сталин». [ 2 ]
Зарождение
[ редактировать ]Михаил Чиаурели, любимый режиссер Сталина. [ 4 ] [ 5 ] и писатель Петр Павленко уже сотрудничали при создании культовой картины 1946 года «Клятва» . Советский министр кинематографии Иван Большаков поручил им обоим начать работу над «Падением Берлина» вскоре после выхода «Клятвы» в июле 1946 года. [ 6 ] Фильм был задуман как подарок студии «Мосфильм» Сталину к его официальному 70-летию. [ а 1 ] который должен был состояться 21 декабря 1949 года. [ 7 ] «Падение» должно было стать частью цикла из десяти фильмов о роли премьера во Второй мировой войне под названием « Десять ударов Сталина» , хотя и не соответствующего одноимённой серии кампаний Восточного фронта . До смерти Сталина проект был реализован лишь частично. [ 6 ]
Разработка
[ редактировать ]Как и все фильмы, в которых появлялся его персонаж, Сталин проявлял живой интерес к работе над «Падением Берлина» . [ 5 ] Диктатор вмешался в написание Павленко, прочитал рукопись сценария и исправил несколько грамматических ошибок; он также удалил короткий эпизод, в котором немецкий гражданский житель в Берлине призывал свою семью поторопиться и бежать при приближении Красной Армии. Немецкий историк Ларс Карл полагал, что это сигнализировало о его решимости продемонстрировать, что гражданскому населению нечего бояться Советов. [ 8 ] Картина стала первым художественным фильмом о битве за Берлин и событиях в бункере Гитлера , предшествовавшим «Der letzte Akt» на пять лет. [ 9 ]
Эдвард Радзинский утверждал, что его отец слышал от Павленко, что Берия сказал ему, что «Клятва » должна была стать «возвышенным фильмом», призванным отождествить Сталина с Иисусом : Ленин, проводя параллель с Иоанном Крестителем , признал его Мессией; «Язык этого семинариста выдал авторство этого наблюдения». Радзинский добавил, что «Падение Берлина » «далее развивает тему», поскольку оно заканчивается «апофеозом : Сталин прилетает на самолете... В белом одеянии ангела, спускающегося с облаков», он «является ожидающим людям. .. Они прославляют Мессию на всех языках». [ 10 ] Российский историк Александр Прохоров считал, что на фильм повлияли нацистские пропагандистские фильмы. [ 11 ] Автор Джон Райли утверждал, что сцена, в которой самолет Сталина прибывает в Берлин, является вымышленной; Сталин ни разу не прилетел в немецкую столицу, а тем более в день взятия Рейхстага. [ 12 ] - был смоделирован по образцу высадки Гитлера в Нюрнберге из « Триумфа воли» и что финал фильма был вдохновлен аналогичным эпизодом из Кольберга ; штурм Рейхстага «пародировал» резню на Одесской лестнице с линкора «Потемкин» — жест, призванный высмеять Сергея Эйзенштейна . [ 13 ]
По воспоминаниям Светланы Алилуевой судьбу его сына Якова Джугашвили , Чиаурели обратилась к ее отцу с идеей объединить в сюжете . Сталин сразу же отверг это предложение. [ 14 ] Советский актер Артем Карапетян утверждал, что жена Чиаурели, актриса Верико Анджапаридзе , рассказала ему, что Сталин был настолько возмущен, когда услышал об этом, что Лаврентий Берия , стоявший рядом, полез в карман его брюк, «предположительно, за пистолетом». [ 15 ] Дочь режиссера Софико Чиаурели рассказала, что ее отец «знал, что он спасен», когда Сталин вытер слезы с глаз, наблюдая, как Геловани спускается с самолета, и пробормотал: «Если бы я только поехал в Берлин». [ 4 ]
Основная фотография
[ редактировать ]Чиаурели привез в Берлин около 10 000 советских статистов для съемок, а также нанял многих местных жителей для съемок сцены затопления туннеля; он не имел возможности работать в Рейхстаге, так как он находился в британской зоне Западного Берлина , и вел фотосъемку в основном на студии Бабельсберг . [ 16 ] Однако большая часть эпизодов, действие которых происходит в столице Германии, была снята в разрушенных городах Прибалтики . [ 17 ] Кроме того, масштабная модель Берлина площадью более одного квадратного километра [ 18 ] был построен на киностудии Мосфильма; эта миниатюра должна была создать городские боевые сцены в конце второй части. [ 6 ] [ 19 ]
Советская Армия предоставила пять дивизий, поддерживающие их артиллерийские соединения, четыре танковых батальона, 193 военных самолета и 45 трофейных немецких танков для воссоздания боев в открытом поле, изображенных в «Падении Берлина» . За время съемок они израсходовали 1,5 миллиона литров топлива. [ 8 ]
«Падение Берлина» — один из первых цветных фильмов, снятых в Советском Союзе. Продюсеры использовали катушки Agfacolor , взятые из в студии UFA Нойбабельсберге . [ 5 ]
Музыка
[ редактировать ]композитор Дмитрий Шостакович , обвиненный в формализме Для написания партитуры был приглашен в 1948 году. Вано Мурадели сказал, что его вклад в «Падение Берлина» и другие сталинистские фильмы был единственным, что спасло его от преследований со стороны истеблишмента. Райли написала, что музыка к фильму, наряду с «Песней о лесах» , «была ближе всего к открытой похвале Сталина». Еще одним музыкальным произведением, использованным в «Падении Берлина», был Феликса Мендельсона , «Свадебный марш» услышанный во время сцены, в которой Гитлер женится на Еве Браун; марш был запрещен в нацистской Германии. По словам Райли, неясно, намеревался ли Чиаурели высмеять нацистов, изображая их неспособными распознать запрещенный ими предмет, или он просто не знал о запрете. [ 13 ]
- Саундтрек к первой части
- Основное название, часть 1 (2:44)
- Beautiful Day (2:14) [в сопровождении детского хора, поющего Beautiful Day ; слова Евгения Долматовского .]
- Алеша у реки (1:39)
- Сталинский сад (2:04)
- Алеша и Наталья в полях / Атака (3:55)
- Прием Гитлера (1:31)
- В опустошенной деревне (2:39)
- Вперед! (0:58)
- Саундтрек ко второй части
- Основное название, часть 2 (2:06)
- Перекличка / Атака ночью (3:02)
- Штурм Зееловских высот (6:26)
- Затопление станции метро (1:11)
- Последняя битва за Рейхстаг / Смерть Кости (4:06)
- Смерть Юсуфа / Красное знамя (3:41)
- Сталин в аэропорту Берлина (4:28)
- Финал / Речь Сталина / Алеша и Наташа воссоединились (2:43) [7. и 8. в сопровождении хора, поющего «Слава Сталину» ; слова Евгения Долматовского .]
Прием
[ редактировать ]Современный ответ
[ редактировать ]«Падение Берлина» было выпущено через месяц после дня рождения Сталина, 21 января 1950 года — в двадцать шестую годовщину со дня смерти Владимира Ленина . [ 5 ] В СССР его посмотрели 38,4 миллиона зрителей, став третьим по популярности советским фильмом 1950 года. [ 2 ] режиссёр Михаил Чиаурели, писатель Петр Павленко, оператор Леонид Косматов, композитор Дмитрий Шостакович, актёры Михаил Геловани , Борис Андреев и Владимир Кенигсон . были удостоены Сталинской премии I степени за свою работу [ 20 ] В Чехословакии фильм также получил « Хрустальный глобус» на V Международном кинофестивале в Карловых Варах . [ 21 ]
В день выхода фильма « Литературная газета» опубликовала колонку Александра Штейна , в которой он охарактеризовал фильм как «замечательный... правдивое изображение отношений народа и вождя... и любви всех людей к Сталин». [ 8 ] На следующий день Всеволод Пудовкин написал в «Советском искусстве» : «Это выдающееся произведение советского кино», которое представляет «глубокую глубину и огромный масштаб... смелое, творческое изображение предмета... живую демонстрацию постоянно развивающийся жанр соцреализма». [ 22 ] Картину с энтузиазмом раскрутила советская пресса. В серии статей в «Правде» его хвалили как достоверное представление истории. [ 2 ]
Общественная реакция на фильм контролировалась правительством: в докладной записке Михаилу Суслову от 11 марта 1950 года два сотрудника отдела пропаганды ВКП(б) сообщили, что в газету «Искусство и жизнь» поступило множество писем от зрителей, которые - хотя в целом одобрял фильм, - раскритиковал различные аспекты сюжета; многие из них считали мальчишеское поведение Иванова недостойным стахановца. [ 23 ] Ветеран войны подполковник Евгений Черноног в состоянии алкогольного опьянения смотрел «Падение Берлина» . Он прокомментировал: «А откуда взялся этот ангел? Мы его там не видели». Его арестовали и приговорили к восьми годам заключения в ГУЛАГе . [ 24 ]
Политический истеблишмент Восточной Германии также чрезмерно пропагандировал эту картину; официально он был отнесен к категории документальных, и все военнослужащие казарменной народной полиции были обязаны его посмотреть. Однако падение Берлина было встречено населением без особого энтузиазма. Спустя годы в статье, которую он написал для журнала Deutsche Filmkunst 30 октября 1959 года, Зигфрид Зильберманн, директор государственного кинодистрибьютора Progress Film , объяснил эту реакцию воздействием многолетней антисоветской пропаганды на немецкий народ. [ 8 ]
Французский критик Жорж Садуль писал в Les Lettres Françaises : «В СССР фильмы больше не являются товаром... Они стали средством распространения идеологии и производятся инженерами человеческой души ... Некоторые эстетики сегодня защищают американскую фильмы-нуары , но в будущем эти музеи ужасов, останков мертвой эпохи будут интересовать только специалистов... А большинство людей будут аплодировать Падению Берлина ". [ 25 ] Во Франции было продано 815 116 билетов. [ 26 ]
Когда картина была импортирована в Великобританию Обществом культурных связей с СССР в 1952 году, Британский совет киноцензоров рассматривал возможность ее запрета, тем более, что она нападала на премьер-министра Уинстона Черчилля . Частные показы фильма проводились как для членов парламента в Вестминстере , так и для премьер-министра в его в Чартвелле резиденции . В мае Черчилль написал историку Хью Тревору-Роперу , спрашивая о правдивости подземного затопления Берлина, совершенного Гитлером, и последний ответил, что это «мифологизация» истории. После того, как министерство иностранных дел пришло к выводу, что картина «слишком однобока, чтобы служить эффективной коммунистической пропагандой», она была выпущена без купюр, с длинной оговоркой, в которой подчеркивались «преимущества жизни в свободном британском обществе» и то, что советские сценаристы полностью игнорировал роль западных союзников в войне. Этот фильм стал самой успешной советской и зарубежной картиной о Второй мировой войне, показанной в Великобритании в 1940-х и 1950-х годах. Тони Шоу отметил «Падение Берлина» получило в основном положительные отзывы во время шестинедельного показа в Лондоне и последующих показов в стране, хотя некоторые также отметили, что это была раздутая пропаганда; Критики газет The Sunday Times и Evening Standard высказали мнение, что замалчивание Советским Союзом вклада Великобритании и США в победу было сродни тому же обращению с Красной Армией в западных постановках о войне. [ 27 ]
Этот фильм был одним из немногих фильмов на иностранном языке, представленных в BBC программе Current Release ; Бывший военный корреспондент Мэтью Хэлтон был приглашен прокомментировать это. Американский журнал Variety охарактеризовал его как «Российский ответ на многие американские и британские фильмы о войне... имеющие определенное современное значение в свете напряженности между Западом и Советским Союзом». [ 28 ] Критик New York Times окрестил это «оглушительной смесью исторического зрелища и принятия желаемого за действительное... направленного так, как будто от этого зависела его (Чиаурели) жизнь» и – как утверждал автор Дэвид Коут, это было худшим осуждением, которое только можно было высказать. этим днем [ 14 ] - что у него был «сюжет в голливудском стиле». Он также не одобрял историческую достоверность сцены Ялтинской конференции. [ 29 ] в то время как Джон Говард Лоусон , недавно вышедший из тюрьмы, похвалил его как достоверное изображение событий. [ 14 ] Представители компании «Арткино» , дистрибьютора картины в США, заявили, что фильм «уже посмотрели 1,2 миллиона человек» в США к 9 июня 1952 года, на следующий день после его выхода в прокат. [ 29 ]
Десталинизация
[ редактировать ]Смерть Сталина в марте 1953 года ознаменовала резкий поворот в политике Восточного блока . После ареста Берии новые правители приказали Чиаурели покинуть Москву. [ 30 ] Книга «Падение Берлина» была изъята из обращения. Директива Советского бюро экспорта фильмов о прекращении его показа достигла Восточной Германии в июле. [ 8 ] Летом 1953 года сцена обеда Алексея Иванова со Сталиным и другими советскими лидерами в Москве была вырезана из всех доступных копий; Автор Ричард Тейлор объяснил это появлением там персонажа Берии. [ 5 ] В версии после 1953 года Иванов знакомится со Сталиным, а затем показан прогуливающимся с Наташей по пшеничному полю.
25 февраля 1956 года Никита Хрущев произнес речь, осуждающую культ личности Сталина , перед XX съездом Коммунистической партии Советского Союза . В разгар выступления он сказал зрителям:
«Вспомним фильм « Падение Берлина» . Здесь действует только Сталин. Он отдает приказы в зале, в котором много пустых стульев. Только один человек подходит к нему, чтобы что-то ему доложить – это Поскребышев … И где военное командование?Где политбюро?Где правительство?Что они делают и чем занимаются?В фильме ничего о них не действует,он ни с кем не считается. никому за советом. Все показано народу в этом ложном свете. Зачем окружать Сталина славой – вопреки фактам и вопреки исторической правде». [ 31 ]
После выступления фильм вообще запретили, а все его копии поместили в архив. [ 5 ] Однако его продолжали показывать в Китайской Народной Республике , руководство которой выступило против критики Хрущёва в адрес Сталина . [ 32 ] Просталинистские протестующие на грузинских демонстрациях в марте 1956 года включили в свой список требований просьбу о проведении показа фильма. [ 33 ]
Критический анализ
[ редактировать ]Историк Николас Хюльбуш рассматривал падение Берлина как свидетельство усиления политической власти Сталина. Он сравнил его с первым художественным фильмом с участием премьер-министра, фильмом « Ленин в 1918 году» 1939 года , в котором Сталин изображен как Владимира Ленина самый преданный ученик ; и «Клятва» , в которой он выбран наследником Ленина и дает клятву хранить свое наследие. В «Падении Берлина» Ленин не оказывает никакого влияния на сюжет. Вместо того чтобы быть преемником основателя государства, легитимность Сталина теперь основывалась на его руководстве СССР во время войны. [ 34 ]
Дениз Янгблад писала, что, хотя она не первая, кто изобразил Сталина как «главнокомандующего войны» (это уже было сделано в таких картинах, как « Сталинградская битва» ), «Падение Берлина» возвысило его до нового статуса: «оно обожествило Сталина». [ 2 ] Ричард Тейлор отметил, что премьер-министр был единственным лицом, принимающим решения в сюжете, единственным, кто несет ответственность за победу над Германией, а все остальные персонажи были либо подчиненными, либо враждебными. Стоическое спокойствие Сталина подчеркивалось намеренным противопоставлением его истерической ярости Гитлера или тупому сообразительности Георгия Жукова , которого изображали в соответствии с его политическим статусом в конце 1940-х годов, после того как Сталин его сторонился: Жуков не был даже среди генералов, принимавших Сталина в Берлине. Кроме того, большинство персонажей – от Наташи до Герда фон Рундштедта – восхваляют его как великого лидера. [ 5 ] Автор Катерина Кларк заметила, что Сталин, помимо своей функции великого капитана, был еще и проводником романтических отношений: до встречи с ним Алексей был неспособен выразить свою любовь Наташе. [ 35 ] Славой Жижек прокомментировал, что лидер сыграл роль «волшебника и свахи, которая мудро ведет пару к воссоединению». [ 36 ] Персонаж Алексея не предназначался для восприятия как личности. [ а 2 ] а, скорее, символ всего советского народа: он изображался архетипическим работником; дата его рождения — 25 октября 1917 года по юлианскому календарю , день Октябрьской революции . [ 2 ]
В фильме также много упоминаний о политической ситуации в Европе. Турция , которая была нейтральной страной во время войны, но соперницей Советского Союза в холодной войне , изображалась как государство Оси ; турецкий посол даже приветствовал Гитлера от имени Исмета Иненю . симпатии к нацистам посла Ватикана Чезаре Орсениго Также были подчеркнуты 1946 года считали врагом . Черчилль, которого после Фултонской речи , был изображен в крайне негативном ключе. [ 5 ]
Многие критики считают это воплощением культа личности Сталина в кино: Дениз Янгблад писала, что «идти дальше» в «почитании» его было невозможно; [ 2 ] Филип Бубьер заявил, что с его выпуском культ достиг «чрезвычайных масштабов»; [ 12 ] Ларс Карл считал, что это «стоят выше любой другой части культа»; [ 8 ] Славой Жижек считал это «высшим случаем сталинской эпопеи». [ 36 ] Николас Хюльбуш отметил, что это был «зенит» изображения экранного «альтер-эго» Сталина; [ 34 ] и Ричард Тейлор считал, что это «апофеоз сталинского культа Сталина». [ 5 ]
Реставрация
[ редактировать ]В 1991 году, после распада Советского Союза, «Падение Берлина» впервые за сорок лет было показано на 48-м Венецианском международном кинофестивале . [ 17 ]
В 1993 году Душан Макавеев включил кадры из фильма в свою картину «Горилла купается в полдень» . [ 37 ]
В 2003 году фильм был ремастирован компанией из Тулузы , в сравнительно плохом качестве. В 2007 году он был переиздан американской группой International Historical Films. Ни одна доступная версия не содержит сцены Берии, хотя, похоже, существует несколько старых копий фильма без цензуры. [ 38 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Большинство историков на основании различных документов полагают, что датой рождения Сталина было 18 декабря 1878 года. Однако Сталин утверждал, что родился 21 декабря 1879 года. см. в статье « Иосиф Сталин» . Дополнительную информацию
- ↑ Алексей Иванов был третьим человеком в группе, несущей Знамя Победы , наряду с двумя историческими личностями: Михаилом Егоровым и Мелитоном Кантария . Двое других были официально признаны и удостоены звания Героя Советского Союза . Однако среди этих двоих в рейхстаге был еще один человек: Алексей Берест , младший политрук. Его участие в операции замалчивалось до тех пор, пока не прошло несколько лет после смерти Сталина.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Питер Роллберг (2009). Исторический словарь российского и советского кино . США: Роуман и Литтлфилд. стр. 223–224. ISBN 978-0-8108-6072-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Дениз Дж. Янгблад (2007). Русские военные фильмы: на кинофронте, 1914–2005 . Лоуренс: Университетское издательство Канзаса. стр. 95–101 . ISBN 978-0-7006-1489-9 .
- ^ Виктория Э. Боннелл (1999). Иконография Власти . Издательство Калифорнийского университета. п. 253. ИСБН 978-0-520-22153-6 .
- ^ Перейти обратно: а б Венделл Стивенсон (2003). Истории, которые я украл . Гроув Пресс. п. 43 . ISBN 978-0-8021-1737-3 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Ричард Тейлор (1999). Кинопропаганда: Советская Россия и нацистская Германия . ИБ Таурис. стр. 99–127. ISBN 978-1-86064-167-1 .
- ^ Перейти обратно: а б с Ольга Романова. "Падение Берлина": миф о Сталине, созданный им [ Падение Берлина : миф о Сталине, созданный им]. urokiistorii.ru (на русском языке). Архивировано из оригинала 18 апреля 2013 года . Проверено 30 апреля 2011 г.
- ^ Ричард Тейлор; Д. У. Весна (1993). Сталинизм и советское кино . Рутледж. п. 88. ИСБН 978-0-415-07285-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Томас Линденбергер, изд. СМИ в холодной войне: действующие лица, образы, резонансы . Бёлау Верлаг. стр. 83–90. ISBN 978-3-412-23105-7 .
- ^ Кредитные ангелы; Роэль Ванде Винкель (2007). Перспективы европейского кино и истории . Академия Науч. п. 185. ИСБН 978-90-382-1082-7 .
- ^ Эдвард Радзинский (1996). Сталин . Даблдэй. п. 536 . ISBN 9780385473972 .
- ^ Александр Прохоровр (2006). «Размер имеет значение: идеологические функции длины советских художественных фильмов» . kinokultura.ru . Проверено 30 апреля 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Филип Буббайер (2000). Сталинская эпоха . Спрингер Верлаг. п. 113. ИСБН 978-0-415-18298-0 .
- ^ Перейти обратно: а б Джон Райли (2005). Дмитрий Шостакович: жизнь в кино . ИБ Таурис. стр. 68–70 . ISBN 978-1-85043-484-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с Дэвид Коут (2003). Дефекты танцора: борьба за культурное превосходство во время холодной войны . Издательство Оксфордского университета. стр. 143–146. ISBN 978-0-19-924908-4 .
- ^ Артём Карапетян. Второй караван [Второй караван]. noev-kovcheg.ru (на русском языке). Архивировано из оригинала 9 октября 2015 года . Проверено 30 апреля 2011 г.
- ^ незарегистрированный писатель (13 июля 1950 г.). «Фрау Гитлер рейхт дас Гифт» [г-жа. Гитлер доволен ядом. spiegel.de (на немецком языке). Дер Шпигель . Проверено 19 сентября 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Андреас Килб (20 сентября 1991 г.). «Мастера лебединой песни». zeit.de (на немецком языке). Время . Проверено 19 сентября 2011 г.
- ^ "Iskusstvo kino, Issues 9–12" . Iskusstvo Kino . State Committee of Cinematographylishers: 79. 1996. ISSN 0021-1788 . Retrieved 30 April 2011 .
- ^ Михаил Чиаурели (29 января 1951 г.). «Педения Берлина» . Огонек (1182): 12. ISSN 0131-0097 . Проверено 19 сентября 2011 г.
- ^ Падение Берлина [Падение Берлина]. russiancinema.ru (на русском языке). Архивировано из оригинала 21 июля 2011 года . Проверено 30 апреля 2011 г.
- ^ «5. МФФ Карловы Вары» [5-й Карловарский кинофестиваль]. kviff.com (на чешском языке) . Проверено 30 апреля 2011 г.
- ^ Vsevolod Pudovkin (22 January 1950). ПОДЛИННАЯ НАРОДНОСТЬ [Подлинная популярность] (на русском языке). Советский опыт . Проверено 30 апреля 2011 г.
- ^ Kiril Anderson (2005). Кремлевский кинотеатр. 1928–1953. Документы . SPB University Press. p. 44. ISBN 5-8243-0532-3 .
- ^ Натела Болтянская (20 марта 2010 г.). Именем Сталина [Именем Сталина]. echo.msk.ru (на русском языке) . Проверено 30 апреля 2011 г.
- ^ Садуль, Жорж. Грандиозный и незабываемый жест Сталина. Les Lettres Françaises, 25 мая 1950 г. Цитируется по : Наташа Лоран (2003). Сталинское кино: Вопросы истории . Тулуза: PU Mirail. стр. 224–225. ISBN 978-2-85816-599-5 .
- ^ Берлинский желоб . allocine.fr.
- ^ Тони Шоу (2001). Британское кино и холодная война: государство, пропаганда и консенсус . ИБ Таурис. стр. 187–188. ISBN 9781860643712 .
- ^ Су Холмс (2005). Британская теле- и кинокультура в 1950-е годы: «Подойдя к ближайшему телевизору» . ООО «Интеллект», стр. 86–87. ISBN 978-1-84150-121-5 .
- ^ Перейти обратно: а б HHT (9 июня 1952 г.). «Падение Берлина (1950)» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 30 апреля 2011 г.
- ^ Nikita Sergeevich Khrushchev; Sergei Khrushchev (2004). Memoirs of Nikita Khrushchev, Volume 2 . Brown University. pp. 41–42. ISBN 978-0-271-02861-3 .
- ^ Никита Хрущев (25 февраля 1956 г.). «Культ личности – часть 3» . Guardian.uk . Проверено 30 апреля 2011 г.
- ^ Оливия Ху; Шон Мецгер (2009). Будущее китайского кино . ООО "Интеллект" с. 80. ИСБН 978-1-84150-274-8 .
- ^ Lurye, Lev; Malyarova, Irina (2007). 1956 God. Seredina Veka . Olma Media Group. p. 134. ISBN 978-5-7654-4961-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Хеллер, Клаус; Плампер, Ян , ред. (2004). Культ личности в сталинизме . Геттинген: Ванденхук и Рупрехт. стр. 227–238. ISBN 978-3-89971-191-2 .
- ^ Евгений Добренко; Эрик Найман (2003). Пейзаж сталинизма: искусство и идеология советского пространства . Вашингтонский университет Press. п. 16. ISBN 978-0-295-98341-7 .
- ^ Перейти обратно: а б Славой Жижек (2008). В защиту безнадежных дел . Версо. п. 59. ИСБН 978-1-84467-108-3 .
- ^ Холден, Стивен (29 марта 1995 г.). «Обзор кинофестиваля. Русский эмигрант, бродящий по Берлину» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 30 апреля 2011 г.
- ^ Ричард Тейлор (2007). «Михаил Чиаурели: Падение Берлина (Padenie Berlina, две части, 1949)» . kinokultura.ru . Проверено 30 апреля 2011 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Часть I на YouTube и Часть II на YouTube Падения Берлина , на YouTube-канале Мосфильма.
- «Падение Берлина» для прямого бесплатного просмотра на официальном сайте киностудии «Мосфильм».
- Падение Берлина на IMDb
- Падение Берлина на kino-teatr.ru.
- Падение Берлина на Муби.
- Падение Берлина на Принстонского университета . сайте факультета славистики
- Рецензия на книгу «Падение Берлина» Майкла Барретта .
- Очерк о падении Берлина на akado.ru .
- Падение Берлина на ostfilm.de.
- фильмы 1950 года
- фильмы 1949 года
- Советские пропагандистские фильмы о Второй мировой войне.
- Советские фильмы 1950-х годов.
- Русскоязычные фильмы 1950-х годов.
- Лауреаты Хрустального глобуса
- Фильмы о Восточном фронте Второй мировой войны
- Фильмы об Иосифе Сталине
- Культурные изображения Адольфа Гитлера
- Культурные изображения Евы Браун
- Культурные изображения Франклина Д. Рузвельта
- Культурные изображения Георгия Жукова.
- Культурные изображения Германа Геринга
- Культурные изображения Йозефа Геббельса
- Культурные изображения Лаврентия Берии
- Культурные изображения Уинстона Черчилля
- Фильмы о битве за Берлин
- Фильмы Михаила Чиаурели
- Фильмы по авторству Дмитрия Шостаковича
- Фильмы, действие которых происходит в Берлине
- Фильм снят на студии Babelsberg Studios.
- фильмы Мосфильма
- Советские биографические драматические фильмы
- Советские эпические фильмы