Три фантастических танца
Три фантастических танца | |
---|---|
Дмитрий Шостакович | |
![]() Дмитрий Шостакович в 1925 году. | |
Родное имя | Три фантастических танца |
Опус | 5 |
Составленный | 4 декабря 1920–1922 гг. |
Преданность | Iosif Shvarts |
Опубликовано | 1926 |
Издатель | Музгиз , Ханс Сикорский Musikverlage |
Продолжительность | 5 минут |
Движения | 3 |
Подсчет очков | фортепиано |
Премьера | |
Дата | 31 июля 1922 г. или 20 марта 1923 г. |
Расположение | Государственный институт истории искусств или Малый зал Петроградской консерватории , Петроград , РСФСР |
Исполнители | Дмитрий Шостакович |
The Three Fantastic Dances (Russian: Три фантастических танца , romanized: Tri fantasticheskikh tantsa ), Op. 5 [ а ] представляют собой набор из трех фортепианных пьес, написанных Дмитрием Шостаковичем во время учебы в Петроградской консерватории . Они посвящены Иосифу Шварцу, другу и однокурснику Леонида Николаева по классу фортепиано .
История
[ редактировать ]Шостакович завершил первый из Трех фантастических танцев 4 декабря 1920 года. [ 2 ] остальные два были завершены в 1922 году. Он посвятил произведение своему другу Иосифу Шварцу, коллеге-пианисту и ученику в классе Леонида Николаева , который считал его одним из лучших своих учеников. Сам Шостакович восхищался игрой Шварца и говорил, что «очарован его тонкой полировкой, тщательным проникновением в пожелания композитора и превосходной техникой». [ 3 ]
Источники расходятся во мнениях относительно того, когда и где « Трех фантастических танцев» состоялась премьера . Hans Sikorski Musikverlage , публикующий музыку Шостаковича, называет 20 марта 1923 года в Малом зале Петроградской консерватории . датой и местом премьеры [ 1 ] Андрей Крюков писал, что, согласно записям консерватории, премьера состоялась 31 июля 1922 года в рамках серии вечерних по понедельникам концертов новой музыки, представленных в Государственном институте истории искусств в Петрограде. [ 4 ]
По словам Юрия Тюлина , « Три фантастических танца» «поразили [сокурсников Шостаковича] своей свежестью, оригинальностью и зрелым мастерством». [ 5 ] Позже, в 1923 году, Шостакович сотрудничал в хореографической обработке музыки с Марией Понной, чемпионкой по плаванию, ставшей танцовщицей, и Касьяном Голейзовским . Это происходило в Главном зале Бюро мер и весов. Сообщается, что мать Шостаковича, присутствовавшая на представлении, была шокирована. [ 6 ] По словам Софьи Хентовой, Шостакович опирался на опыт работы с Понной и Голейзовским при сочинении своего первого балета « Золотой век» . [ 7 ]
Шостакович включил « Три фантастических танца» в свой московский концертный дебют в качестве композитора и пианиста 20 марта 1925 года. В программу вошли избранные его вокальные, камерные и сольные фортепианные произведения, а также музыка его друга Виссариона Шебалина . [ 8 ]
Публикация и записи композитора
[ редактировать ]Максимилиан Штейнберг записал в своем дневнике 16 января 1924 года, что композитор сыграл ему свои « Три фантастических танца и восемь прелюдий», соч. 2 ранее в тот же день и что он заявил о своем намерении опубликовать их. [ 9 ] Шостакович не обращался в Государственное музыкальное издательство « Музгиз » с просьбой о публикации « Трех фантастических танцев» до 1925 года. Их редакция первоначально отклонила произведение к публикации. 21 марта 1925 года Шостакович писал матери о сложившейся ситуации:
Единственное, что меня немного огорчает, это то, что « Три фантастических танца» не были приняты к печати. Не принято и черт с ним. Бесполезно об этом плакать. […] Ждать. Еще не наше время. Мы справимся. [ 10 ]
В январе 1926 года Стейнберг отправил Музгизу партитуру на пересмотр. Редакция пригласила Шостаковича сыграть для них в феврале некоторые из своих произведений. По словам Николая Мясковского , одного из членов правления, сказал Стейнбергу, что музыка и исполнение Шостаковича «вызвали почти единодушные протесты» со стороны редакции. К 9 февраля он сообщил, что правление «радикально изменило» свое мнение и приняло к публикации « Три фантастических танца» , «Две пьесы для струнного октета» и « Первую симфонию », «несмотря на их временами слащавость». 11 февраля Шостакович снова написал матери, выражая радость по поводу результата:
Понемногу, даже не немного, а сразу начинаю делать себе имя. […] Все было принято единогласно, что меня очень радует. Еще больше я рад, что это произошло здесь, в России, а не где-то за границей. [ 11 ]
« Три фантастических танца» впервые были опубликованы издательством «Музгиз» в 1926 году тиражом 200 экземпляров. [ 12 ] Это было первое опубликованное произведение Шостаковича. [ 13 ] Они сразу стали популярны среди российских студентов-музыкантов. [ 14 ] Оркестровка первого танца Шостаковича, задание для класса композиции Штейнберга, остается неопубликованной. [ 15 ]
Шостакович записал « Три фантастических танца» в 1947 и 1958 годах. [ 13 ]
Музыка
[ редактировать ]Три фантастических танца состоят из:
- Март – Аллегретто , до мажор
- Вальс – Андантино , до мажор
- Полька – Аллегретто , до мажор
Обычное выступление длится около пяти минут. [ 1 ] В оригинальной рукописи отсутствуют метки метронома , но темпы Шостаковича в его собственных записях для каждого танца были = 168,
= 130, и
= 112 соответственно. [ 13 ]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Сикорский (2011). Дмитрий Шостакович (PDF) . Гамбург: Sikorski Musikverlage Hamburg. п. 19. Архивировано (PDF) из оригинала 2 августа 2020 г. Проверено 30 октября 2022 г.
- ^ Мошевич 2015 , с. 11.
- ^ Tartakovskaya, Natal'ya (2006). "Неизвестные письма". In Rakhmanova, Marina (ed.). Шостакович—Urtext (in Russian). Moscow: Государственный центральный музей музыкальной культуры имени М. И. Глинки/Дека-ВС. p. 14. ISBN 5-901951-25-5 .
- ^ Kryukov, Andrei (1996). "К сведению будущих летописцев". In Kovnatskaya, Lyudmila (ed.). Д. Д. Шостакович: Сборник статей к 90-летию со дня рождения (in Russian). Saint Petersburg: Композитор. pp. 160–161. ISBN 5-7379-0027-4 .
- ^ Хентова 1985 , с.
- ^ Хентова 1985 , с. 104.
- ^ Хентова 1975 , с. 113.
- ^ Хентова 1975 , с. 145.
- ^ Миллер 2013 , с. 278.
- ^ Миллер 2013 , стр. 279–281.
- ^ Миллер 2013 , с. 281.
- ^ Миллер 2013 , с. 279.
- ^ Jump up to: а б с Мошевич 2004 , с. 19–20.
- ^ Миллер 2013 , с. 282.
- ^ Digonskaya 2010 , p. 67.
Цитируемые источники
[ редактировать ]- Дигонская, Ольга (2010). «Первое сочинение Мити Шостаковича (датируемое Скерцо ор. 1)». В Фэрклафе, Полин (ред.). Шостаковичские исследования 2 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521111188 .
- Khentova, Sofia (1975). Молодые годы Шостаковича, Т. 1 (in Russian). Moscow: Советский композитор.
- Khentova, Sofia (1985). Шостакович. Жизнь и творчество, Т. 1 (in Russian). Moscow: Советский композитор.
- Miller, Larisa (2013). "Первые издания". In Kovnatskaya, Lyudmila (ed.). Шостакович в Ленинградской консерватории: 1919-1930, Т. 2 (in Russian). Saint Petersburg: Композитор. ISBN 978-5-7379-0726-6 .
- Мошевич, София (2004). «Глава 1: Корни, 1906–1923». Дмитрий Шостакович, пианист . Монреаль: Издательство Университета Макгилла-Куина. ISBN 0773525815 .
- Мошевич, София (2015). Музыка Шостаковича для фортепиано соло: интерпретация и исполнение . Блумингтон/Индианаполис: Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-01422-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Три фантастических танца : партитуры Международного проекта библиотеки музыкальных партитур