Jump to content

Соната для фортепиано № 2 (Шостакович)

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Соната для фортепиано № 2
Дмитрий Шостакович
Шостакович в 1942 году.
Ключ си минор
Опус 61
Составленный 1943  ( 1943 )
Преданность Leonid Nikolayev
Продолжительность 25 минут
Движения 3
Премьера
Дата 6 июня 1943 г. ( 06.06.1943 )
Расположение Москва
Исполнители Дмитрий Шостакович

Соната для фортепиано № 2 си минор , соч . 61 Дмитрия Шостаковича , последняя из его фортепианных сонат , была написана в начале 1943 года. Это было его первое сольное фортепианное сочинение с 1933 года, а также его вторая попытка сочинить фортепианную сонату в тональности си минор.

Сочинять сонату Шостакович начал во время эвакуации с семьей в Куйбышев (современная Самара). За несколько месяцев до этого он узнал о смерти своего бывшего учителя игры на фортепиано Леониде Николаеве , которая глубоко на него повлияла; его памяти посвящена соната. Первоначально Шостакович планировал четырехчастную сонату до-диез минор, но к марту 1943 года отказался от этой идеи в пользу окончательной трехчастной формы произведения. Премьера сонаты Шостаковича состоялась в Москве 6 июня 1943 года.

Соната получила неоднозначные отзывы. Иван Соллертинский считал это одним из лучших произведений Шостаковича. Эмиль Гилельс , важный поборник сонаты, выразил разочарование и сравнил ее с симфониями Шостаковича. Сам Шостакович не был уверен в качестве произведения; это было одно из немногих фортепианных произведений его зрелости, которые он никогда не записывал. Тем не менее в 1973 году он сказал Ингер Викстрем , что считает сонату самым важным из своих фортепианных произведений.

Соната для фортепиано № 2 была первым сольным фортепианным произведением Шостаковича после « 24 прелюдий» , соч. 34 1933 года и его вторая попытка сочинить фортепианную сонату в тональности си минор . [ 1 ]

В конце 1942 года Шостакович и его семья жили в городе Куйбышеве (современная Самара), куда они были эвакуированы советским правительством , чтобы избежать нацистской блокады Ленинграда . [ 2 ] В октябре того же года композитор узнал о смерти своего бывшего преподавателя фортепиано Леонида Николаева , скончавшегося в Ташкенте в начале того же месяца от брюшного тифа . [ 3 ] «Я очень любил его, и мне грустно думать, что я никогда больше его не увижу», — писал Шостакович Исааку Гликману . «Я много думал о его жизни и буду очень скучать по нему». [ 4 ]

Шостакович приступил к работе над своей второй сонатой для фортепиано в январе 1943 года; [ 5 ] его сочинение совпало с угасанием его энтузиазма по поводу работы над оперой « Игроки» , а также с его собственным приступом брюшного тифа. [ 6 ] Первоначально он задумал четырехчастную сонату до -диез минор . Сохранились три страницы черновых набросков с надписью «Фортепианная соната № 2, соч. 63», подробно описывающих эту в конечном итоге заброшенную концепцию; ни один из этих материалов не был использован в окончательной версии сонаты. В письме Виссариону Шебалину от 22 февраля Шостакович продолжал утверждать, что соната будет состоять из четырех частей. Вскоре после этого Шостакович сыграл первую часть окончательного варианта для Льва Оборина , который одобрил музыку, но предложил некоторые правки, которые Шостакович принял. [ 7 ] В письме Ивану Соллертинскому в марте 1943 года композитор утверждал, что соната является симптомом его продолжающейся « графомании » и что партитура «почти вся» записана. [ 8 ] 21 апреля 1943 года Шостакович написал Гликману, что только что закончил Сонату для фортепиано № 2, которую посвятил памяти Николаева. [ 9 ] Окончательный вариант сонаты он завершил 17 марта, лечась в санатории в Архангельском . [ 10 ]

Соната для фортепиано № 2 состоит из трех частей:

  1. Аллегретто
  2. Длинный
  3. Moderato (con moto) — Allegretto con moto — Адажио — Moderato

Обычное выступление занимает около 25 минут. [ 11 ]

Беспокойное настроение первой части создается бегущими шестнадцатыми нотами , начинающими сонату, ведущими к мелодической линии, которая представляет собой дословную ретроградную цитату вступительного мотива Шостаковича Первой симфонии . [ 12 ] Затем следует появление маршевой темы ми-бемоль, сопровождаемой трезвучиями в той же тональности, прежде чем перейти в хроматическую завершающую тему. Кульминация фортиссимо завершается сочетанием двух основных сюжетов движения, битонально сталкивающихся друг с другом в си-бемоль и ми-бемоль. [ 6 ] За этим следует вторая часть «Ларго», в которой смешаны тройные и рондо формы. Музыковед Дэвид Хаас сравнил это с вальсом: [ 13 ] в то время как София Мошевич сказала, что это движение предсказывает текстуры и настроения поздней музыки Шостаковича. [ 14 ] Финал начинается с постановки тридцатитактовой темы , которая затем развивается девятью вариациями ; аллюзии на сочинения Николаева, [ 15 ] а также то, что позже станет музыкальной монограммой Шостаковича . Финальная вариация завершает сонату воспоминанием о ее начале. [ 16 ]

Премьеры

[ редактировать ]

Премьера сонаты Шостаковича состоялась в Москве 6 июня 1943 года в той же программе, что и премьера его « Шести романсов на стихи британских поэтов» . [ 3 ] Ефрем Флакс , который был партнером Шостаковича по исполнению песенного цикла, вспоминал, что композитор проявил необыкновенную тщательность при подготовке исполнения сонаты; На этом концерте он впервые с сентября 1942 года публично играл на фортепиано в Москве. [ 17 ]

Премьера на западном сонаты радио была исполнена Верой Бродской и транслировалась на канале CBS 29 сентября 1943 года. В тот же день ей предшествовало частное выступление для приглашенных критиков и музыкантов. [ 18 ] За этой трансляцией последовала премьера западного концерта в Карнеги-холле 24 октября в исполнении Бродского. Ее выступление было частью концерта советской музыки, проходившего под эгидой Американско-Русского института , стремившегося улучшить культурные связи между Соединенными Штатами и Советским Союзом. В него также вошли западные премьеры трех песен из « Шести романсов на стихи британских поэтов» в исполнении Александра Кипниса . , был Дональд Огден Стюарт Ведущим концерта, среди зрителей которого был Андрей Громыко . [ 19 ]

В Советском Союзе

[ редактировать ]
Эрик Тавастшерна (за фортепиано, 1962) услышал и сообщил об исполнении сонаты Шостаковичем на Пражском весеннем фестивале 1947 года .

Критическая реакция на Сонату для фортепиано № 2 после ее мировой премьеры появлялась медленно; те, кто это сделал, в основном были приглушены в своей оценке. [ 10 ] Гликман услышал, как Павел Серебряков играл Сонату № 2 для фортепиано в конце 1943 года в Москве. Он вспоминал, что музыка произвела на него «большое впечатление». [ 20 ] Соллертинский в частном порядке написал в письме от 1 ноября 1943 года, что соната «вероятно, одно из лучших произведений [Шостаковича] (намного превосходящее остальную часть его фортепианной музыки)». [ 10 ] Тем не менее в письме другу от 14 июня 1944 года Генрих Нейгауз выразил смешанные чувства:

Высшее мастерство, новизна, ум – пусто для души и сурово – умно и древне – древняя скорбь поглощает и гнетет. Но, как и все, что пишет [Шостакович], оно уникально в своем роде и ни с чем не сравнимо. [ 21 ]

В 1947 году Эрик Тавастшерна услышал, как Шостакович играл сонату на Пражском весеннем фестивале того года :

Когда Шостакович начал исполнять фигурации в первой части, я вспомнил описания бормотающего нон легато Моцарта. Нисходящая треть главной темы [первой части] была истолкована им со сдержанной меланхолией, величественная октавная тема окрашена цветом стали. Игра Шостаковича коренится в симфонической концепции   ... До сих пор движение «Анданте» я всегда воспринимал как почти импрессионистическое. Меня поразила острота тематических очертаний в интерпретации Шостаковича. Мелодическая линия [второй части] развивается в бесконечно тонком рубато. В среднем эпизоде ​​поражает его оркестровая фантазия — как будто слышна игра солирующей флейты в сопровождении нижних струн   … И, наконец, [появляется] тема Финала — одноголосая, без поддерживающего аккорда. Я даже сейчас слышу, как Шостакович [играл это], как бы измеряя разные уровни интервальной интенсивности. [ 22 ]

На этом спектакле присутствовали также Эмиль Гилельс и Давид Ойстрах . Хотя последний отметил, что выступление было признано успешным, первый признался ему, что не очень высокого мнения о музыке. [ 23 ] Тем не менее Гилельс заявил в печати, что соната вошла в число новых «выдающихся фортепианных произведений» советского репертуара, но при этом добавил, что она «его не удовлетворила» и что соната «больше свидетельствует о прекрасной технике Шостаковича». чем к глубине мысли, которая была характерна для его [последних] симфоний». [ 10 ] Несмотря на свои сомнения, Гилельс записал сонату для RCA Victor в 1965 году. [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] и считался его важным представителем. [ 27 ] Из советских пианистов того периода только Мария Юдина выразила безоговорочное восхищение сонатой, которую она сразу же включила в свой репертуар. [ 17 ]

Во времена Ждановщины Соната для фортепиано № 2 вошла в число произведений Шостаковича, подвергшихся цензуре со стороны Союза советских композиторов . [ 28 ]

В Соединенных Штатах

[ редактировать ]
Вера Бродская в 1943 году.

Премьера Сонаты для фортепиано № 2 состоялась в США и Великобритании в сентябре 1943 года. Вера Бродская . Премьеру в США исполнила [ 10 ] с выступлением, транслируемым CBS 29 сентября, [ 18 ] за которым последовал живой концерт 24 октября. [ 19 ] Партитура рукописи была доставлена ​​ей самолетом из Советского Союза. [ 29 ]

Альма Любин, музыкальный критик газеты Cincinnati Enquirer , записала, что необычное внимание, уделяемое сонате, было связано не столько с ее внутренней ценностью, сколько с историческими обстоятельствами того времени:

[О]конечно, такое отношение к новому произведению вряд ли типично. Поскольку соната является великолепным и достойным современным произведением, ее журналистская привлекательность, несомненно, во многом проистекает из того факта, что Седьмая симфония ее композитора недавно сделала свою драматическую и сенсационную карьеру . От Шостаковича, написавшего ее в под огнем Ленинграда, до Тосканини, дирижировавшего премьерой, эта симфония имела большую новостную ценность, чем любое другое музыкальное произведение современной истории. [ 18 ]

Андрей Громыко (в центре, в 1945 году) присутствовал на американской концертной премьере сонаты в Карнеги-холле .

Отзывы после выступления Бродского и его последующего выступления в Карнеги-холле, прошедшего под эгидой Американско-русского института , были неоднозначными. Майлз Кастендик из Brooklyn Daily Eagle похвалил ее исполнение, но сказал, что «трудно было увидеть много красоты при первом прослушивании» сонаты, и предложил усилить фортепиано большим количеством инструментов, поскольку он чувствовал, что ее «строгий стиль требует большего». сохранение звука, который могло бы дать фортепиано». [ 30 ] Ноэль Штраус из New York Times дал сонате положительную оценку: [ 19 ]

[Оно] начинается с длинной маршевой части «Аллегретто», в которой тематический материал имеет мужественный характер, легко усваивается, четко определен и мастерски развит. «Ларго» на первый взгляд прозвучал натянуто и искусственно. Но финальное «Аллегро», набор свободных вариаций эффекта пассакалии, проявило себя виртуозно и привело к концу к задумчивому варианту, выстроенному на первых двух нотах темы, доведшему произведение до чрезвычайной остроты. впечатляющее приближение. [ 19 ]

Более поздние оценки

[ редактировать ]

Написав почти через 40 лет после сочинения Сонаты № 2 для фортепиано, Лев Данилевич восхвалял ее как важное событие в фортепианном творчестве Шостаковича, особо отмечая ее «антивиртуозную» строгость фактуры . [ 31 ] Джон Джонас Грюн сказал, что в сонате нет «ничего неясного или технически непроницаемого», но что «что-то тревожное - что-то слегка навязчивое - возникает из ее обманчиво простой структуры». [ 32 ]

Личное мнение Шостаковича

[ редактировать ]

Отношение Шостаковича к сонате с годами менялось. Это было одно из немногих фортепианных произведений его творческой зрелости, которые он не записал сам. [ 22 ] В мае 1943 года, вскоре после того, как Шостакович закончил сонату, он встретился с Мариеттой Шагинян . Несмотря на то, что он подарил ей две страницы рукописи сонаты, [ 12 ] он назвал это ей «пустяком, чем-то экспромтом», [ 33 ] и что его «потянуло» к желанию вместо этого написать Восьмую симфонию . [ 7 ] в начале 1973 года он сказал Ингер Викстрём Тем не менее, во время встречи в Копенгагене , что считает Сонату № 2 для фортепиано самым важным из своих фортепианных произведений. [ 34 ]

  1. ^ Дигонская, Ольга (2010). «Первое сочинение Мити Шостаковича (датируемое Скерцо ор. 1)». В Фэрклафе, Полин (ред.). Шостаковичские исследования 2 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . стр. 53–54. ISBN  978-0-521-11118-8 .
  2. ^ Фэй 2000 , с. 125.
  3. ^ Перейти обратно: а б Фэй 2000 , с. 135.
  4. ^ Гликман 2001 , стр. 13–14.
  5. ^ Хаас, Дэвид (2010). «Вторая соната для фортепиано Шостаковича: сольное произведение в трех стилях». В Фэрклафе, Полин (ред.). Шостаковичские исследования 2 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . п. 95. ИСБН  978-0-521-11118-8 .
  6. ^ Перейти обратно: а б Мошевич 2004 , с. 104.
  7. ^ Перейти обратно: а б Якубов 2001 , с. 59.
  8. ^ Фэрклаф, Полина (2019). Дмитрий Шостакович . Лондон: Книги реакции. п. 80. ИСБН  978-1-78914-127-6 .
  9. ^ Гликман 2001 , с. 19.
  10. ^ Перейти обратно: а б с д и Якубов 2001 , с. 60.
  11. ^ Макберни, Джерард (март 2023 г.). «Шостакович: Рабочий список» (PDF) . Бузи и Хоукс . п. 161. Архивировано (PDF) из оригинала 28 апреля 2023 года . Проверено 24 апреля 2023 г.
  12. ^ Перейти обратно: а б Якубов 2001 , с. 61.
  13. ^ Хаас 2010 , с. 106.
  14. ^ Мошевич 2004 , с. 105.
  15. ^ Хаас 2010 , с. 99.
  16. ^ Мошевич 2004 , с. 106.
  17. ^ Перейти обратно: а б Хентова 1985 , с. 151.
  18. ^ Перейти обратно: а б с Любин, Альма (10 октября 1943 г.). «В основном о музыкальном Манхэттене» . Цинциннати Инкуайрер . п. 53. Архивировано из оригинала 27 мая 2023 года . Проверено 26 мая 2023 г. - через Newspapers.com .
  19. ^ Перейти обратно: а б с д Штраус, Ноэль (25 октября 1943 г.). «Музыка Советов в Карнеги-холле» . Нью-Йорк Таймс . ПроКвест   106609595 . Архивировано из оригинала 22 августа 2023 года . Проверено 26 мая 2023 г. - через ProQuest .
  20. ^ Гликман 2001 , с. 237.
  21. ^ Фэй 2000 , с. 315.
  22. ^ Перейти обратно: а б Мошевич 2004 , с. 107.
  23. ^ Мошевич 2004 , с. 122.
  24. ^ «Рекорды» . Oxnard Press-Courier : 12. 20 февраля 1966. Архивировано из оригинала 2 июня 2021 года . Проверено 2 июня 2021 г.
  25. ^ «Рекомендуемая классика: фортепианная музыка из Испании на двух дисках» . Lake Charles American Press : 14. 29 марта 1966 г. Архивировано из оригинала 2 июня 2021 г. Проверено 2 июня 2021 г.
  26. ^ Дистлер, Джед. «Шостакович: Симфония № 15/Орманди» . ClassicsToday.com . Архивировано из оригинала 2 июня 2021 года . Проверено 2 июня 2021 г.
  27. ^ Мишра 2008 , с. 143.
  28. ^ Мишра 2008 , с. 175.
  29. ^ «Сегодня на Радио Циферблате» . Ричмонд Таймс-Диспетч . 29 сентября 1943 г. с. 13. Архивировано из оригинала 27 мая 2023 года . Проверено 29 мая 2023 г. - через Newspapers.com .
  30. ^ Кастендик, Майлз (25 октября 1943 г.). «Музыка дня: всесоветская музыка звучит в Карнеги; Фрерихс и Фриджш в ратуше» . Бруклин Дейли Игл . п. 5. Архивировано из оригинала 29 мая 2023 года . Проверено 29 мая 2023 г. - через Newspapers.com .
  31. ^ Danilevich, Lev (1980). Дмитрий Шостакович: Жизнь и творчество (in Russian). Moscow: Советский Композитор. p. 125.
  32. ^ Мошевич 2015 , с. 81.
  33. ^ Мошевич 2004 , с. 108.
  34. ^ Викстрем, Ингер (1988). Примечания к дискофилу SCD 1031 Шведского общества . Шведское общество Discofil.

Источники

[ редактировать ]
  • Фэй, Лорел (2000). Шостакович: Жизнь . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN  0-19-513438-9 .
  • Гликман, Исаак (2001). История дружбы: Письма Дмитрия Шостаковича Исааку Гликману, 1941–1975 . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. ISBN  0-8014-3979-5 .
  • Khentova, Sofia (1985). Шостакович. Жизнь и творчество (in Russian). Vol. 2. Moscow: Советский композитор.
  • Мишра, Майкл (2008). Мишра, Майкл (ред.). Товарищ Шостаковича . Вестпорт, Коннектикут: Издательство Praeger. ISBN  978-0-313-30503-0 .
  • Мошевич, София (2004). Дмитрий Шостакович, пианист . Монреаль/Кингстон: Издательство Университета Макгилла-Куина. ISBN  0-7735-2581-5 .
  • Мошевич, София (2015). Музыка Шостаковича для сольной интерпретации и исполнения фортепиано . Блумингтон/Индианаполис: Издательство Университета Индианы. ISBN  978-0-253-01422-1 .
  • Якубов, Манашир (январь 2001 г.). «Документальный фильм: Внутри второй сонаты для фортепиано». Журнал ДШЧ . 14 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6cac37483246643fd0aff2f0e89c0f15__1722100860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6c/15/6cac37483246643fd0aff2f0e89c0f15.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Piano Sonata No. 2 (Shostakovich) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)