Соната для фортепиано № 2 (Шостакович)
Соната для фортепиано № 2 | |
---|---|
Дмитрий Шостакович | |
![]() Шостакович в 1942 году. | |
Ключ | си минор |
Опус | 61 |
Составленный | 1943 |
Преданность | Leonid Nikolayev |
Продолжительность | 25 минут |
Движения | 3 |
Премьера | |
Дата | 6 июня 1943 г. |
Расположение | Москва |
Исполнители | Дмитрий Шостакович |
Соната для фортепиано № 2 си минор , соч . 61 Дмитрия Шостаковича , последняя из его фортепианных сонат , была написана в начале 1943 года. Это было его первое сольное фортепианное сочинение с 1933 года, а также его вторая попытка сочинить фортепианную сонату в тональности си минор.
Сочинять сонату Шостакович начал во время эвакуации с семьей в Куйбышев (современная Самара). За несколько месяцев до этого он узнал о смерти своего бывшего учителя игры на фортепиано Леониде Николаеве , которая глубоко на него повлияла; его памяти посвящена соната. Первоначально Шостакович планировал четырехчастную сонату до-диез минор, но к марту 1943 года отказался от этой идеи в пользу окончательной трехчастной формы произведения. Премьера сонаты Шостаковича состоялась в Москве 6 июня 1943 года.
Соната получила неоднозначные отзывы. Иван Соллертинский считал это одним из лучших произведений Шостаковича. Эмиль Гилельс , важный поборник сонаты, выразил разочарование и сравнил ее с симфониями Шостаковича. Сам Шостакович не был уверен в качестве произведения; это было одно из немногих фортепианных произведений его зрелости, которые он никогда не записывал. Тем не менее в 1973 году он сказал Ингер Викстрем , что считает сонату самым важным из своих фортепианных произведений.
Фон
[ редактировать ]Соната для фортепиано № 2 была первым сольным фортепианным произведением Шостаковича после « 24 прелюдий» , соч. 34 1933 года и его вторая попытка сочинить фортепианную сонату в тональности си минор . [ 1 ]
В конце 1942 года Шостакович и его семья жили в городе Куйбышеве (современная Самара), куда они были эвакуированы советским правительством , чтобы избежать нацистской блокады Ленинграда . [ 2 ] В октябре того же года композитор узнал о смерти своего бывшего преподавателя фортепиано Леонида Николаева , скончавшегося в Ташкенте в начале того же месяца от брюшного тифа . [ 3 ] «Я очень любил его, и мне грустно думать, что я никогда больше его не увижу», — писал Шостакович Исааку Гликману . «Я много думал о его жизни и буду очень скучать по нему». [ 4 ]
Шостакович приступил к работе над своей второй сонатой для фортепиано в январе 1943 года; [ 5 ] его сочинение совпало с угасанием его энтузиазма по поводу работы над оперой « Игроки» , а также с его собственным приступом брюшного тифа. [ 6 ] Первоначально он задумал четырехчастную сонату до -диез минор . Сохранились три страницы черновых набросков с надписью «Фортепианная соната № 2, соч. 63», подробно описывающих эту в конечном итоге заброшенную концепцию; ни один из этих материалов не был использован в окончательной версии сонаты. В письме Виссариону Шебалину от 22 февраля Шостакович продолжал утверждать, что соната будет состоять из четырех частей. Вскоре после этого Шостакович сыграл первую часть окончательного варианта для Льва Оборина , который одобрил музыку, но предложил некоторые правки, которые Шостакович принял. [ 7 ] В письме Ивану Соллертинскому в марте 1943 года композитор утверждал, что соната является симптомом его продолжающейся « графомании » и что партитура «почти вся» записана. [ 8 ] 21 апреля 1943 года Шостакович написал Гликману, что только что закончил Сонату для фортепиано № 2, которую посвятил памяти Николаева. [ 9 ] Окончательный вариант сонаты он завершил 17 марта, лечась в санатории в Архангельском . [ 10 ]
Музыка
[ редактировать ]Соната для фортепиано № 2 состоит из трех частей:
- Аллегретто
- Длинный
- Moderato (con moto) — Allegretto con moto — Адажио — Moderato
Обычное выступление занимает около 25 минут. [ 11 ]
Беспокойное настроение первой части создается бегущими шестнадцатыми нотами , начинающими сонату, ведущими к мелодической линии, которая представляет собой дословную ретроградную цитату вступительного мотива Шостаковича Первой симфонии . [ 12 ] Затем следует появление маршевой темы ми-бемоль, сопровождаемой трезвучиями в той же тональности, прежде чем перейти в хроматическую завершающую тему. Кульминация фортиссимо завершается сочетанием двух основных сюжетов движения, битонально сталкивающихся друг с другом в си-бемоль и ми-бемоль. [ 6 ] За этим следует вторая часть «Ларго», в которой смешаны тройные и рондо формы. Музыковед Дэвид Хаас сравнил это с вальсом: [ 13 ] в то время как София Мошевич сказала, что это движение предсказывает текстуры и настроения поздней музыки Шостаковича. [ 14 ] Финал начинается с постановки тридцатитактовой темы , которая затем развивается девятью вариациями ; аллюзии на сочинения Николаева, [ 15 ] а также то, что позже станет музыкальной монограммой Шостаковича . Финальная вариация завершает сонату воспоминанием о ее начале. [ 16 ]
Премьеры
[ редактировать ]Премьера сонаты Шостаковича состоялась в Москве 6 июня 1943 года в той же программе, что и премьера его « Шести романсов на стихи британских поэтов» . [ 3 ] Ефрем Флакс , который был партнером Шостаковича по исполнению песенного цикла, вспоминал, что композитор проявил необыкновенную тщательность при подготовке исполнения сонаты; На этом концерте он впервые с сентября 1942 года публично играл на фортепиано в Москве. [ 17 ]
Премьера на западном сонаты радио была исполнена Верой Бродской и транслировалась на канале CBS 29 сентября 1943 года. В тот же день ей предшествовало частное выступление для приглашенных критиков и музыкантов. [ 18 ] За этой трансляцией последовала премьера западного концерта в Карнеги-холле 24 октября в исполнении Бродского. Ее выступление было частью концерта советской музыки, проходившего под эгидой Американско-Русского института , стремившегося улучшить культурные связи между Соединенными Штатами и Советским Союзом. В него также вошли западные премьеры трех песен из « Шести романсов на стихи британских поэтов» в исполнении Александра Кипниса . , был Дональд Огден Стюарт Ведущим концерта, среди зрителей которого был Андрей Громыко . [ 19 ]
Прием
[ редактировать ]В Советском Союзе
[ редактировать ]
Критическая реакция на Сонату для фортепиано № 2 после ее мировой премьеры появлялась медленно; те, кто это сделал, в основном были приглушены в своей оценке. [ 10 ] Гликман услышал, как Павел Серебряков играл Сонату № 2 для фортепиано в конце 1943 года в Москве. Он вспоминал, что музыка произвела на него «большое впечатление». [ 20 ] Соллертинский в частном порядке написал в письме от 1 ноября 1943 года, что соната «вероятно, одно из лучших произведений [Шостаковича] (намного превосходящее остальную часть его фортепианной музыки)». [ 10 ] Тем не менее в письме другу от 14 июня 1944 года Генрих Нейгауз выразил смешанные чувства:
Высшее мастерство, новизна, ум – пусто для души и сурово – умно и древне – древняя скорбь поглощает и гнетет. Но, как и все, что пишет [Шостакович], оно уникально в своем роде и ни с чем не сравнимо. [ 21 ]
В 1947 году Эрик Тавастшерна услышал, как Шостакович играл сонату на Пражском весеннем фестивале того года :
Когда Шостакович начал исполнять фигурации в первой части, я вспомнил описания бормотающего нон легато Моцарта. Нисходящая треть главной темы [первой части] была истолкована им со сдержанной меланхолией, величественная октавная тема окрашена цветом стали. Игра Шостаковича коренится в симфонической концепции ... До сих пор движение «Анданте» я всегда воспринимал как почти импрессионистическое. Меня поразила острота тематических очертаний в интерпретации Шостаковича. Мелодическая линия [второй части] развивается в бесконечно тонком рубато. В среднем эпизоде поражает его оркестровая фантазия — как будто слышна игра солирующей флейты в сопровождении нижних струн … И, наконец, [появляется] тема Финала — одноголосая, без поддерживающего аккорда. Я даже сейчас слышу, как Шостакович [играл это], как бы измеряя разные уровни интервальной интенсивности. [ 22 ]
На этом спектакле присутствовали также Эмиль Гилельс и Давид Ойстрах . Хотя последний отметил, что выступление было признано успешным, первый признался ему, что не очень высокого мнения о музыке. [ 23 ] Тем не менее Гилельс заявил в печати, что соната вошла в число новых «выдающихся фортепианных произведений» советского репертуара, но при этом добавил, что она «его не удовлетворила» и что соната «больше свидетельствует о прекрасной технике Шостаковича». чем к глубине мысли, которая была характерна для его [последних] симфоний». [ 10 ] Несмотря на свои сомнения, Гилельс записал сонату для RCA Victor в 1965 году. [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] и считался его важным представителем. [ 27 ] Из советских пианистов того периода только Мария Юдина выразила безоговорочное восхищение сонатой, которую она сразу же включила в свой репертуар. [ 17 ]
Во времена Ждановщины Соната для фортепиано № 2 вошла в число произведений Шостаковича, подвергшихся цензуре со стороны Союза советских композиторов . [ 28 ]
В Соединенных Штатах
[ редактировать ]
Премьера Сонаты для фортепиано № 2 состоялась в США и Великобритании в сентябре 1943 года. Вера Бродская . Премьеру в США исполнила [ 10 ] с выступлением, транслируемым CBS 29 сентября, [ 18 ] за которым последовал живой концерт 24 октября. [ 19 ] Партитура рукописи была доставлена ей самолетом из Советского Союза. [ 29 ]
Альма Любин, музыкальный критик газеты Cincinnati Enquirer , записала, что необычное внимание, уделяемое сонате, было связано не столько с ее внутренней ценностью, сколько с историческими обстоятельствами того времени:
[О]конечно, такое отношение к новому произведению вряд ли типично. Поскольку соната является великолепным и достойным современным произведением, ее журналистская привлекательность, несомненно, во многом проистекает из того факта, что Седьмая симфония ее композитора недавно сделала свою драматическую и сенсационную карьеру . От Шостаковича, написавшего ее в под огнем Ленинграда, до Тосканини, дирижировавшего премьерой, эта симфония имела большую новостную ценность, чем любое другое музыкальное произведение современной истории. [ 18 ]

Отзывы после выступления Бродского и его последующего выступления в Карнеги-холле, прошедшего под эгидой Американско-русского института , были неоднозначными. Майлз Кастендик из Brooklyn Daily Eagle похвалил ее исполнение, но сказал, что «трудно было увидеть много красоты при первом прослушивании» сонаты, и предложил усилить фортепиано большим количеством инструментов, поскольку он чувствовал, что ее «строгий стиль требует большего». сохранение звука, который могло бы дать фортепиано». [ 30 ] Ноэль Штраус из New York Times дал сонате положительную оценку: [ 19 ]
[Оно] начинается с длинной маршевой части «Аллегретто», в которой тематический материал имеет мужественный характер, легко усваивается, четко определен и мастерски развит. «Ларго» на первый взгляд прозвучал натянуто и искусственно. Но финальное «Аллегро», набор свободных вариаций эффекта пассакалии, проявило себя виртуозно и привело к концу к задумчивому варианту, выстроенному на первых двух нотах темы, доведшему произведение до чрезвычайной остроты. впечатляющее приближение. [ 19 ]
Более поздние оценки
[ редактировать ]Написав почти через 40 лет после сочинения Сонаты № 2 для фортепиано, Лев Данилевич восхвалял ее как важное событие в фортепианном творчестве Шостаковича, особо отмечая ее «антивиртуозную» строгость фактуры . [ 31 ] Джон Джонас Грюн сказал, что в сонате нет «ничего неясного или технически непроницаемого», но что «что-то тревожное - что-то слегка навязчивое - возникает из ее обманчиво простой структуры». [ 32 ]
Личное мнение Шостаковича
[ редактировать ]Отношение Шостаковича к сонате с годами менялось. Это было одно из немногих фортепианных произведений его творческой зрелости, которые он не записал сам. [ 22 ] В мае 1943 года, вскоре после того, как Шостакович закончил сонату, он встретился с Мариеттой Шагинян . Несмотря на то, что он подарил ей две страницы рукописи сонаты, [ 12 ] он назвал это ей «пустяком, чем-то экспромтом», [ 33 ] и что его «потянуло» к желанию вместо этого написать Восьмую симфонию . [ 7 ] в начале 1973 года он сказал Ингер Викстрём Тем не менее, во время встречи в Копенгагене , что считает Сонату № 2 для фортепиано самым важным из своих фортепианных произведений. [ 34 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дигонская, Ольга (2010). «Первое сочинение Мити Шостаковича (датируемое Скерцо ор. 1)». В Фэрклафе, Полин (ред.). Шостаковичские исследования 2 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . стр. 53–54. ISBN 978-0-521-11118-8 .
- ^ Фэй 2000 , с. 125.
- ^ Перейти обратно: а б Фэй 2000 , с. 135.
- ^ Гликман 2001 , стр. 13–14.
- ^ Хаас, Дэвид (2010). «Вторая соната для фортепиано Шостаковича: сольное произведение в трех стилях». В Фэрклафе, Полин (ред.). Шостаковичские исследования 2 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . п. 95. ИСБН 978-0-521-11118-8 .
- ^ Перейти обратно: а б Мошевич 2004 , с. 104.
- ^ Перейти обратно: а б Якубов 2001 , с. 59.
- ^ Фэрклаф, Полина (2019). Дмитрий Шостакович . Лондон: Книги реакции. п. 80. ИСБН 978-1-78914-127-6 .
- ^ Гликман 2001 , с. 19.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Якубов 2001 , с. 60.
- ^ Макберни, Джерард (март 2023 г.). «Шостакович: Рабочий список» (PDF) . Бузи и Хоукс . п. 161. Архивировано (PDF) из оригинала 28 апреля 2023 года . Проверено 24 апреля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Якубов 2001 , с. 61.
- ^ Хаас 2010 , с. 106.
- ^ Мошевич 2004 , с. 105.
- ^ Хаас 2010 , с. 99.
- ^ Мошевич 2004 , с. 106.
- ^ Перейти обратно: а б Хентова 1985 , с. 151.
- ^ Перейти обратно: а б с Любин, Альма (10 октября 1943 г.). «В основном о музыкальном Манхэттене» . Цинциннати Инкуайрер . п. 53. Архивировано из оригинала 27 мая 2023 года . Проверено 26 мая 2023 г. - через Newspapers.com .
- ^ Перейти обратно: а б с д Штраус, Ноэль (25 октября 1943 г.). «Музыка Советов в Карнеги-холле» . Нью-Йорк Таймс . ПроКвест 106609595 . Архивировано из оригинала 22 августа 2023 года . Проверено 26 мая 2023 г. - через ProQuest .
- ^ Гликман 2001 , с. 237.
- ^ Фэй 2000 , с. 315.
- ^ Перейти обратно: а б Мошевич 2004 , с. 107.
- ^ Мошевич 2004 , с. 122.
- ^ «Рекорды» . Oxnard Press-Courier : 12. 20 февраля 1966. Архивировано из оригинала 2 июня 2021 года . Проверено 2 июня 2021 г.
- ^ «Рекомендуемая классика: фортепианная музыка из Испании на двух дисках» . Lake Charles American Press : 14. 29 марта 1966 г. Архивировано из оригинала 2 июня 2021 г. Проверено 2 июня 2021 г.
- ^ Дистлер, Джед. «Шостакович: Симфония № 15/Орманди» . ClassicsToday.com . Архивировано из оригинала 2 июня 2021 года . Проверено 2 июня 2021 г.
- ^ Мишра 2008 , с. 143.
- ^ Мишра 2008 , с. 175.
- ^ «Сегодня на Радио Циферблате» . Ричмонд Таймс-Диспетч . 29 сентября 1943 г. с. 13. Архивировано из оригинала 27 мая 2023 года . Проверено 29 мая 2023 г. - через Newspapers.com .
- ^ Кастендик, Майлз (25 октября 1943 г.). «Музыка дня: всесоветская музыка звучит в Карнеги; Фрерихс и Фриджш в ратуше» . Бруклин Дейли Игл . п. 5. Архивировано из оригинала 29 мая 2023 года . Проверено 29 мая 2023 г. - через Newspapers.com .
- ^ Danilevich, Lev (1980). Дмитрий Шостакович: Жизнь и творчество (in Russian). Moscow: Советский Композитор. p. 125.
- ^ Мошевич 2015 , с. 81.
- ^ Мошевич 2004 , с. 108.
- ^ Викстрем, Ингер (1988). Примечания к дискофилу SCD 1031 Шведского общества . Шведское общество Discofil.
Источники
[ редактировать ]- Фэй, Лорел (2000). Шостакович: Жизнь . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-513438-9 .
- Гликман, Исаак (2001). История дружбы: Письма Дмитрия Шостаковича Исааку Гликману, 1941–1975 . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. ISBN 0-8014-3979-5 .
- Khentova, Sofia (1985). Шостакович. Жизнь и творчество (in Russian). Vol. 2. Moscow: Советский композитор.
- Мишра, Майкл (2008). Мишра, Майкл (ред.). Товарищ Шостаковича . Вестпорт, Коннектикут: Издательство Praeger. ISBN 978-0-313-30503-0 .
- Мошевич, София (2004). Дмитрий Шостакович, пианист . Монреаль/Кингстон: Издательство Университета Макгилла-Куина. ISBN 0-7735-2581-5 .
- Мошевич, София (2015). Музыка Шостаковича для сольной интерпретации и исполнения фортепиано . Блумингтон/Индианаполис: Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-01422-1 .
- Якубов, Манашир (январь 2001 г.). «Документальный фильм: Внутри второй сонаты для фортепиано». Журнал ДШЧ . 14 .