Октябрь (Шостакович)
Октябрь | |
---|---|
Дмитрий Шостакович | |
![]() Дмитрий Шостакович в 1958 году. | |
Ключ | До минор – До мажор |
Опус | 131 |
Повод | 50-летие Октябрьской революции. |
Составленный | Июль 1967 г. – 10 августа 1967 г. |
Опубликовано | 1967 |
Издатель | Ганс Сикорский Musikverlage |
Продолжительность | 13 минут |
Подсчет очков | Оркестр |
Премьера | |
Дата | 16 сентября 1967 г. |
Расположение | Большой зал Московской консерватории. |
Дирижер | Максим Шостакович |
Исполнители | Государственный симфонический оркестр СССР. |
Октябрь , соч . 131 — симфоническая поэма , написанная Дмитрием Шостаковичем в ознаменование пятидесятой годовщины Октябрьской революции в 1967 году. На сочинение этого произведения его вдохновила повторная встреча со своей партитурой к братьев Васильевых фильму Волочаевские дни в которой он повторно использовал ее «Партизанский Песня» в октябре . Хотя Шостакович закончил произведение быстро, процесс его написания утомил его физически из-за ухудшения двигательных функций.
Мировая премьера « Октября» была исполнена 16 сентября 1967 года Государственным симфоническим оркестром СССР под управлением Максима Шостаковича , сына композитора. Он боролся за дирижирование мировой премьерой Скрипичного концерта № 2 , но вместо этого ему предложили октябрь . Американская премьера состоялась 10 октября 1988 года в Эйвери Фишер Холле в исполнении Нью-Йоркского филармонического оркестра под управлением Эндрю Дэвиса .
Несмотря на популистские цели, Октябрь был принят в Советском Союзе прохладно. Западные критики также отнеслись к этой работе сдержанно, а иногда и враждебно, но некоторые защищали ее; находя в ней параллели с Десятой и Одиннадцатой симфониями , и заявляя, что она несправедливо игнорируется.
История
[ редактировать ]Состав
[ редактировать ]В статье «Правды» премьерой , опубликованной перед октябрьской , Шостакович сказал:
Я давно собирался написать музыкальное произведение к пятидесятилетию Революции, но ничего не получалось. Потом несколько месяцев назад я был на киностудии «Мосфильм» , где братьев Васильевых старый фильм к готовился к переизданию я написал музыку. Услышав ее еще раз, я почувствовал, что моя «Партизанская песня» получилась в те дни неплохо. Картина напомнила мне о ней, и я совершенно неожиданно «услышал» всю свою будущую симфоническую поэму и приступил к ее написанию. Главную тему я сочинил заново — она отмечена интонациями революционных песен, — а в качестве второстепенной темы использовал свою старую «Партизанскую песню». Я тщательно проработал обе темы, и в результате получилось симфоническое произведение продолжительностью около 12–13 минут. [ 1 ]
По словам Вадима Бибергана Шостакович жаловался, что физические усилия при написании «Октября» очень тяжелым трудом». [ 2 ] Партитуру он завершил 10 августа во время отдыха с семьей в Беловежском государственном заповеднике . [ 3 ] На следующий день Шостакович сообщил об этой новости в письме своему другу Исааку Гликману , написав ему, что «последние семь дней работал без перерыва» и в результате чувствовал себя утомленным. [ 4 ]
Марина Сабинина предположила, что «Октябрь» , возможно, возник в результате нереализованной попытки Шостаковича изобразить Гражданскую войну в России в третьей части его Двенадцатой симфонии , ссылаясь на использование в ней «Партизанской песни» и комментарий композитора о том, что он «взращивал свою новое стихотворение за долгое время». [ 5 ]
В ответ на анкету, переданную ему « Комсомольцем Таджикистана» , Шостакович написал:
Особенно мне понравилось работать над симфонической поэмой «Октябрь» , в которой выражается чувство гордости за свою Родину и восхищение ее подвигами. [ 6 ]
Премьеры
[ редактировать ]
Одновременно с работой в «Октябре» Шостакович репетировал свой только что сочиненный Скрипичный концерт № 2 с посвященным ему Давидом Ойстрахом . В ходе обсуждения интерпретации концерта Шостакович сообщил Ойстраху, что его сын Максим выразил большой интерес к проведению его мировой премьеры. Шостакович предоставил Ойстраху выбор дирижера, но призвал скрипача лично поговорить с Максимом и объяснить ему всю серьезность обязанностей, связанных с дирижированием мировой премьеры. В последующем письме композитор прямо заявил о своем предпочтении Кириллу Кондрашину , но делегировал Ойстраху обязанность сообщить Максиму о решении. Вместо концерта Шостакович доверил Максиму мировую премьеру Октября . [ 7 ]
Мировая премьера « Октября» состоялась 16 сентября 1967 года в Большом зале Московской консерватории в исполнении Государственного симфонического оркестра СССР под управлением Максима Шостаковича; [ 8 ] композитор в то время был госпитализирован и не смог присутствовать на концерте. [ 9 ] Вскоре последовали дальнейшие выступления в Москве и Ленинграде во время пленума правления РСФСР Союза композиторов , фестиваля «Музыка Советской России», Недели советской музыки; Всего эти мероприятия длились с 21 сентября по 24 октября. Помимо первоначальных исполнителей, выступал и Московский филармонический оркестр под управлением Кондрашина . «Октябрь» в эти недели [ 5 ] [ 10 ]
Эндрю Дэвис американской премьерой дирижировал октябрьской с Нью-Йоркским филармоническим оркестром в Эйвери Фишер-холле 10 октября 1988 года. [ 11 ]
Инструментарий
[ редактировать ]Инструментарий на октябрь следующий:
- Деревянные духовые инструменты
- маленький
- 2 флейты
- 2 гобоя
- английский рожок
- 3 кларнета (B ♭ и A)
- 2 фагота
- контрафагот
- Латунь
- Перкуссия
- Струны
- первые скрипки
- 2-е скрипки
- альты
- виолончели
- контрабасы
Музыка
[ редактировать ]«Октябрь» — одночастное произведение. Он начинается до минор с восходящей минорной третьей фигуры трехметрового размера «Модерато» , которая вызвала комментарии из-за ее сходства с началом Десятой симфонии Шостаковича . В результате возникают четыре варианта темы, которые стимулируют развитие произведения в следующем основном разделе «Аллегро». Вскоре кларнеты играют контрастную вторую тему четырехметровым размером , цитирующую «Партизанскую песню» Шостаковича. В остальной части работы эти темы чередуются с возрастающей быстротой. Он завершается до мажор вступительным риффом «Партизанской песни», повторяемым в октавах сначала струнными и духовыми, а затем завершающимся медными духовыми инструментами. [ 12 ] [ 13 ]
Типичное октябрьское представление длится примерно 13 минут. [ 14 ] Это единственная симфоническая поэма Шостаковича. [ 15 ]
Прием
[ редактировать ]Шостаковича Критическая реакция на «Октябрь» в Советском Союзе была приглушенной. Несмотря на свои популистские намерения, ему не удалось выйти за рамки того случая, для которого он был написан. [ 7 ] По словам Кшиштофа Мейера , даже критики, симпатизирующие откровенному патриотизму произведения, такие как Исраэль Нестьев , выразили свое разочарование. [ 16 ] По словам Софьи Хентовой, некоторые критики в советской прессе заметили казачьи в произведении Михаила Шолохова » влияния и предположили, не были ли они почерпнуты из материала, предназначенного для нереализованной оперы Шостаковича по мотивам «Тихого Дона . [ 17 ]
оценки октября были более суровыми На Западе . В своем обзоре американской премьеры произведения Тим Пейдж написал:
«[Это] вульгарное, кричащее, простодушное упражнение в соцреализме [...] невозможно услышать «Октябрь» как нечто большее, чем искусную, циничную халтуру, с банальными мелодиями, откровенной оркестровкой и нарочито упрощенными гармониями. ." [ 18 ]
Мейер отверг «Октябрь» как худший вариант фрагментов из Двенадцатой симфонии Шостаковича, что в партитуре «невозможно найти ни одной оригинальной идеи», что она страдает «очень серьезными формальными дефектами, особенно во второй половине» и что «даже По сравнению с этим « Песнь лесов » можно было бы назвать шедевром». [ 16 ] Элизабет Уилсон разделила столь же негативное мнение об «Октябре» , который она назвала «одним из самых ужасных провалов Шостаковича». [ 19 ] Дмитрий Смирнов включил «Октябрь» в число «официальных и откровенно конформистских произведений пропагандистского типа» Шостаковича. [ 20 ]
У октября тоже есть свои защитники. Уильям Закариасен , писавший в New York Daily News , сказал, что, хотя «Октябрь» был «шумным, банальным, в корне неискренним», потребовался также «такой великий композитор, чтобы написать такой приятный мусор». [ 21 ] Универсальность Шостаковича в его способности «легко вернуться к чему-то более «среднему периоду», когда это необходимо» вызвала похвалу со стороны Майкла Мишры, который также написал, что « Октябрь» был «волнующим произведением». [ 22 ] В своем обзоре музыки Шостаковича, написанной для официальных мероприятий, Полина Фэйрклаф похвалила «Октябрь » как «прекрасную симфоническую поэму», которая кажется «поразительно активной». [ 23 ] Дэвид Фэннинг назвал « Октябрь » «содержательной партитурой», которая была «слишком глубокой» для того случая, для которого она была написана. [ 15 ] Филип Тейлор писал, что произведение с его отсылками к части « Девятого января » из Одиннадцатой симфонии представляет собой «яркое и красочное произведение с очень приятной структурой, в которой кульминации тщательно расположены для достижения максимального драматического эффекта». и что его относительное пренебрежение было неоправданным. [ 24 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шостакович 1981 , стр. 275–276.
- ^ Полякова, Светлана (январь 2012 г.). «Писаем о Шостаковиче: традиционная музыка и «антинародный» композитор». Журнал ДШЧ . 36:23 .
- ^ Хентова 1985 , с. 370.
- ^ Гликман, Исаак (2001). История дружбы: Письма Дмитрия Шостаковича Исааку Гликману, 1941–1975 . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. п. 145. ИСБН 0-8014-3979-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Хентова 1985 , с. 371.
- ^ Шостакович 1981 , с. 276.
- ^ Перейти обратно: а б Фэй 2000 , с. 254.
- ^ Халм, Дерек К. (2010). Дмитрий Шостакович: Первые сто лет и далее . Пугало Пресс. п. 507. ИСБН 9780810872646 .
- ^ «Работа премьер-министра Шостаковича в Москве» . Дейтон Дейли Ньюс . Дейтон, Огайо. УПИ . 18 сентября 1967 года. Архивировано из оригинала 9 мая 2022 года . Проверено 9 мая 2022 г. - через Newspapers.com.
- ^ " "Октябрь". Симфоническая поэма для оркестра" . Shostakovich.ru (in Russian). Archived from the original on May 9, 2022 . Retrieved May 9, 2022 .
- ^ Халм 2010 , с. 507.
- ^ Фэрклаф, Полина (2008). «Слава! «Официальные композиции» ». В Фэрклафе, Полин; Фэннинг, Дэвид (ред.). Кембриджский компаньон Шостаковича . Издательство Кембриджского университета. п. 280. ИСБН 978-0-521-60315-7 .
- ^ Фаннинг, Дэвид (1991). Шостакович: Симфонии №№ 11 и 12 Золотой век - Гамлет - Октябрь - Увертюра на русские и киргизские народные темы . Дойче Граммофон. п. 13.
- ^ Дмитрий Шостакович (PDF) . Гамбург, Германия: Ханс Сикорски . 2011. с. 203. Архивировано (PDF) из оригинала 2 августа 2020 г. Проверено 10 мая 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Фаннинг 1991 , с. 13.
- ^ Перейти обратно: а б Мейер 2011 , с. 373.
- ^ Хентова 1985 , с. 453, н. 6.
- ^ Пейдж, Тим (17 октября 1988 г.). «Хорошее и плохое в Эйвери Фишер» . Новостной день . Архивировано из оригинала 9 мая 2022 года . Проверено 9 мая 2022 г. - через Newspapers.com.
- ^ Уилсон, Элизабет (2006). Шостакович: Вспоминая жизнь (2-е изд.). Издательство Принстонского университета. п. 460. ИСБН 0691128863 .
- ^ Смирнов, Дмитрий (январь 2006 г.). «Пишем о Шостаковиче: Мой Шостакович». Журнал ДШЧ . 24:14 , 18 (п. 14).
- ^ Закариасен, Билл (17 октября 1988 г.). «Противоположности притягиваются» . Нью-Йорк Дейли Ньюс . Архивировано из оригинала 9 мая 2022 года . Проверено 9 мая 2022 г. - через Newspapers.com.
- ^ Мишра, Майкл (2008). « Я жил... в сердцах моих настоящих друзей» . Товарищ Шостаковича . Вестпорт, Коннектикут: Издательство Praeger. п. 274. ИСБН 978-0-313-30503-0 .
- ^ Fairclough 2008 , с. 280.
- ^ Тейлор, Филип (2006). Шостакович: Шесть романсов/Сюита/Октябрь (PDF) . Чандос Рекордс . п. 7. Архивировано (PDF) из оригинала 21 мая 2022 г. Проверено 10 мая 2022 г.
Источники
[ редактировать ]- Фэй, Лорел (2000). Шостакович: Жизнь . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-513438-9 .
- Khentova, Sofia (1985). Шостакович. Жизнь и творчество (in Russian). Vol. 2. Moscow: Советский композитор.
- Мейер, Кшиштоф (2011). Шостакович: Его жизнь, его творчество, его время (на испанском языке). Мадрид: Редакционный альянс. ISBN 978-84-2065268-9 .
- Шостакович, Дмитрий (1981). Дмитрий Шостакович: О себе и своем времени . Москва: Издательство Прогресс.