Jump to content

Октябрь (Шостакович)

Октябрь
Дмитрий Шостакович
Дмитрий Шостакович в 1958 году.
Ключ До минор До мажор
Опус 131
Повод 50-летие Октябрьской революции.
Составленный Июль 1967 г. – 10 августа 1967 г.
Опубликовано 1967
Издатель Ганс Сикорский Musikverlage
Продолжительность 13 минут
Подсчет очков Оркестр
Премьера
Дата 16 сентября 1967 г. ( 16 сентября 1967 г. )
Расположение Большой зал Московской консерватории.
Дирижер Максим Шостакович
Исполнители Государственный симфонический оркестр СССР.

Октябрь , соч . 131 — симфоническая поэма , написанная Дмитрием Шостаковичем в ознаменование пятидесятой годовщины Октябрьской революции в 1967 году. На сочинение этого произведения его вдохновила повторная встреча со своей партитурой к братьев Васильевых фильму Волочаевские дни 1937 года « » , в которой он повторно использовал ее «Партизанский Песня» в октябре . Хотя Шостакович закончил произведение быстро, процесс его написания утомил его физически из-за ухудшения двигательных функций.

Мировая премьера « Октября» была исполнена 16 сентября 1967 года Государственным симфоническим оркестром СССР под управлением Максима Шостаковича , сына композитора. Он боролся за дирижирование мировой премьерой Скрипичного концерта № 2 , но вместо этого ему предложили октябрь . Американская премьера состоялась 10 октября 1988 года в Эйвери Фишер Холле в исполнении Нью-Йоркского филармонического оркестра под управлением Эндрю Дэвиса .

Несмотря на популистские цели, Октябрь был принят в Советском Союзе прохладно. Западные критики также отнеслись к этой работе сдержанно, а иногда и враждебно, но некоторые защищали ее; находя в ней параллели с Десятой и Одиннадцатой симфониями , и заявляя, что она несправедливо игнорируется.

В статье «Правды» премьерой , опубликованной перед октябрьской , Шостакович сказал:

Я давно собирался написать музыкальное произведение к пятидесятилетию Революции, но ничего не получалось. Потом несколько месяцев назад я был на киностудии «Мосфильм» , где братьев Васильевых старый фильм к , которому «Волочаевские дни» готовился к переизданию я написал музыку. Услышав ее еще раз, я почувствовал, что моя «Партизанская песня» получилась в те дни неплохо. Картина напомнила мне о ней, и я совершенно неожиданно «услышал» всю свою будущую симфоническую поэму и приступил к ее написанию. Главную тему я сочинил заново — она отмечена интонациями революционных песен, — а в качестве второстепенной темы использовал свою старую «Партизанскую песню». Я тщательно проработал обе темы, и в результате получилось симфоническое произведение продолжительностью около 12–13 минут. [ 1 ]

По словам Вадима Бибергана , « были Шостакович жаловался, что физические усилия при написании «Октября» очень тяжелым трудом». [ 2 ] Партитуру он завершил 10 августа во время отдыха с семьей в Беловежском государственном заповеднике . [ 3 ] На следующий день Шостакович сообщил об этой новости в письме своему другу Исааку Гликману , написав ему, что «последние семь дней работал без перерыва» и в результате чувствовал себя утомленным. [ 4 ]

Марина Сабинина предположила, что «Октябрь» , возможно, возник в результате нереализованной попытки Шостаковича изобразить Гражданскую войну в России в третьей части его Двенадцатой симфонии , ссылаясь на использование в ней «Партизанской песни» и комментарий композитора о том, что он «взращивал свою новое стихотворение за долгое время». [ 5 ]

В ответ на анкету, переданную ему « Комсомольцем Таджикистана» , Шостакович написал:

Особенно мне понравилось работать над симфонической поэмой «Октябрь» , в которой выражается чувство гордости за свою Родину и восхищение ее подвигами. [ 6 ]

Премьеры

[ редактировать ]
Максим Шостакович в 1967 году.

Одновременно с работой в «Октябре» Шостакович репетировал свой только что сочиненный Скрипичный концерт № 2 с посвященным ему Давидом Ойстрахом . В ходе обсуждения интерпретации концерта Шостакович сообщил Ойстраху, что его сын Максим выразил большой интерес к проведению его мировой премьеры. Шостакович предоставил Ойстраху выбор дирижера, но призвал скрипача лично поговорить с Максимом и объяснить ему всю серьезность обязанностей, связанных с дирижированием мировой премьеры. В последующем письме композитор прямо заявил о своем предпочтении Кириллу Кондрашину , но делегировал Ойстраху обязанность сообщить Максиму о решении. Вместо концерта Шостакович доверил Максиму мировую премьеру Октября . [ 7 ]

Мировая премьера « Октября» состоялась 16 сентября 1967 года в Большом зале Московской консерватории в исполнении Государственного симфонического оркестра СССР под управлением Максима Шостаковича; [ 8 ] композитор в то время был госпитализирован и не смог присутствовать на концерте. [ 9 ] Вскоре последовали дальнейшие выступления в Москве и Ленинграде во время пленума правления РСФСР Союза композиторов , фестиваля «Музыка Советской России», Недели советской музыки; Всего эти мероприятия длились с 21 сентября по 24 октября. Помимо первоначальных исполнителей, выступал и Московский филармонический оркестр под управлением Кондрашина . «Октябрь» в эти недели [ 5 ] [ 10 ]

Эндрю Дэвис американской премьерой дирижировал октябрьской с Нью-Йоркским филармоническим оркестром в Эйвери Фишер-холле 10 октября 1988 года. [ 11 ]

Инструментарий

[ редактировать ]

Инструментарий на октябрь следующий:

«Октябрь» — одночастное произведение. Он начинается до минор с восходящей минорной третьей фигуры трехметрового размера «Модерато» , которая вызвала комментарии из-за ее сходства с началом Десятой симфонии Шостаковича . В результате возникают четыре варианта темы, которые стимулируют развитие произведения в следующем основном разделе «Аллегро». Вскоре кларнеты играют контрастную вторую тему четырехметровым размером , цитирующую «Партизанскую песню» Шостаковича. В остальной части работы эти темы чередуются с возрастающей быстротой. Он завершается до мажор вступительным риффом «Партизанской песни», повторяемым в октавах сначала струнными и духовыми, а затем завершающимся медными духовыми инструментами. [ 12 ] [ 13 ]

Типичное октябрьское представление длится примерно 13 минут. [ 14 ] Это единственная симфоническая поэма Шостаковича. [ 15 ]

Шостаковича Критическая реакция на «Октябрь» в Советском Союзе была приглушенной. Несмотря на свои популистские намерения, ему не удалось выйти за рамки того случая, для которого он был написан. [ 7 ] По словам Кшиштофа Мейера , даже критики, симпатизирующие откровенному патриотизму произведения, такие как Исраэль Нестьев [ ru ] , выразили свое разочарование. [ 16 ] По словам Софьи Хентовой, некоторые критики в советской прессе заметили казачьи в произведении Михаила Шолохова » влияния и предположили, не были ли они почерпнуты из материала, предназначенного для нереализованной оперы Шостаковича по мотивам «Тихого Дона . [ 17 ]

оценки октября были более суровыми На Западе . В своем обзоре американской премьеры произведения Тим Пейдж написал:

«[Это] вульгарное, кричащее, простодушное упражнение в соцреализме [...] невозможно услышать «Октябрь» как нечто большее, чем искусную, циничную халтуру, с банальными мелодиями, откровенной оркестровкой и нарочито упрощенными гармониями. ." [ 18 ]

Мейер отверг «Октябрь» как худший вариант фрагментов из Двенадцатой симфонии Шостаковича, что в партитуре «невозможно найти ни одной оригинальной идеи», что она страдает «очень серьезными формальными дефектами, особенно во второй половине» и что «даже По сравнению с этим « Песнь лесов » можно было бы назвать шедевром». [ 16 ] Элизабет Уилсон разделила столь же негативное мнение об «Октябре» , который она назвала «одним из самых ужасных провалов Шостаковича». [ 19 ] Дмитрий Смирнов включил «Октябрь» в число «официальных и откровенно конформистских произведений пропагандистского типа» Шостаковича. [ 20 ]

У октября тоже есть свои защитники. Уильям Закариасен , писавший в New York Daily News , сказал, что, хотя «Октябрь» был «шумным, банальным, в корне неискренним», потребовался также «такой великий композитор, чтобы написать такой приятный мусор». [ 21 ] Универсальность Шостаковича в его способности «легко вернуться к чему-то более «среднему периоду», когда это необходимо» вызвала похвалу со стороны Майкла Мишры, который также написал, что « Октябрь» был «волнующим произведением». [ 22 ] В своем обзоре музыки Шостаковича, написанной для официальных мероприятий, Полина Фэйрклаф похвалила «Октябрь » как «прекрасную симфоническую поэму», которая кажется «поразительно активной». [ 23 ] Дэвид Фэннинг назвал « Октябрь » «содержательной партитурой», которая была «слишком глубокой» для того случая, для которого она была написана. [ 15 ] Филип Тейлор писал, что произведение с его отсылками к части « Девятого января » из Одиннадцатой симфонии представляет собой «яркое и красочное произведение с очень приятной структурой, в которой кульминации тщательно расположены для достижения максимального драматического эффекта». и что его относительное пренебрежение было неоправданным. [ 24 ]

  1. ^ Шостакович 1981 , стр. 275–276.
  2. ^ Полякова, Светлана (январь 2012 г.). «Писаем о Шостаковиче: традиционная музыка и «антинародный» композитор». Журнал ДШЧ . 36:23 .
  3. ^ Хентова 1985 , с. 370.
  4. ^ Гликман, Исаак (2001). История дружбы: Письма Дмитрия Шостаковича Исааку Гликману, 1941–1975 . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. п. 145. ИСБН  0-8014-3979-5 .
  5. ^ Перейти обратно: а б Хентова 1985 , с. 371.
  6. ^ Шостакович 1981 , с. 276.
  7. ^ Перейти обратно: а б Фэй 2000 , с. 254.
  8. ^ Халм, Дерек К. (2010). Дмитрий Шостакович: Первые сто лет и далее . Пугало Пресс. п. 507. ИСБН  9780810872646 .
  9. ^ «Работа премьер-министра Шостаковича в Москве» . Дейтон Дейли Ньюс . Дейтон, Огайо. УПИ . 18 сентября 1967 года. Архивировано из оригинала 9 мая 2022 года . Проверено 9 мая 2022 г. - через Newspapers.com.
  10. ^ " "Октябрь". Симфоническая поэма для оркестра" . Shostakovich.ru (in Russian). Archived from the original on May 9, 2022 . Retrieved May 9, 2022 .
  11. ^ Халм 2010 , с. 507.
  12. ^ Фэрклаф, Полина (2008). «Слава! «Официальные композиции» ». В Фэрклафе, Полин; Фэннинг, Дэвид (ред.). Кембриджский компаньон Шостаковича . Издательство Кембриджского университета. п. 280. ИСБН  978-0-521-60315-7 .
  13. ^ Фаннинг, Дэвид (1991). Шостакович: Симфонии №№ 11 и 12 Золотой век - Гамлет - Октябрь - Увертюра на русские и киргизские народные темы . Дойче Граммофон. п. 13.
  14. ^ Дмитрий Шостакович (PDF) . Гамбург, Германия: Ханс Сикорски . 2011. с. 203. Архивировано (PDF) из оригинала 2 августа 2020 г. Проверено 10 мая 2022 г.
  15. ^ Перейти обратно: а б Фаннинг 1991 , с. 13.
  16. ^ Перейти обратно: а б Мейер 2011 , с. 373.
  17. ^ Хентова 1985 , с. 453, н. 6.
  18. ^ Пейдж, Тим (17 октября 1988 г.). «Хорошее и плохое в Эйвери Фишер» . Новостной день . Архивировано из оригинала 9 мая 2022 года . Проверено 9 мая 2022 г. - через Newspapers.com.
  19. ^ Уилсон, Элизабет (2006). Шостакович: Вспоминая жизнь (2-е изд.). Издательство Принстонского университета. п. 460. ИСБН  0691128863 .
  20. ^ Смирнов, Дмитрий (январь 2006 г.). «Пишем о Шостаковиче: Мой Шостакович». Журнал ДШЧ . 24:14 , 18 (п. 14).
  21. ^ Закариасен, Билл (17 октября 1988 г.). «Противоположности притягиваются» . Нью-Йорк Дейли Ньюс . Архивировано из оригинала 9 мая 2022 года . Проверено 9 мая 2022 г. - через Newspapers.com.
  22. ^ Мишра, Майкл (2008). « Я жил... в сердцах моих настоящих друзей» . Товарищ Шостаковича . Вестпорт, Коннектикут: Издательство Praeger. п. 274. ИСБН  978-0-313-30503-0 .
  23. ^ Fairclough 2008 , с. 280.
  24. ^ Тейлор, Филип (2006). Шостакович: Шесть романсов/Сюита/Октябрь (PDF) . Чандос Рекордс . п. 7. Архивировано (PDF) из оригинала 21 мая 2022 г. Проверено 10 мая 2022 г.

Источники

[ редактировать ]
  • Фэй, Лорел (2000). Шостакович: Жизнь . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  0-19-513438-9 .
  • Khentova, Sofia (1985). Шостакович. Жизнь и творчество (in Russian). Vol. 2. Moscow: Советский композитор.
  • Мейер, Кшиштоф (2011). Шостакович: Его жизнь, его творчество, его время (на испанском языке). Мадрид: Редакционный альянс. ISBN  978-84-2065268-9 .
  • Шостакович, Дмитрий (1981). Дмитрий Шостакович: О себе и своем времени . Москва: Издательство Прогресс.

См. также

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e3c86d3103bb32850d41c62aaf801c91__1702777200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e3/91/e3c86d3103bb32850d41c62aaf801c91.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
October (Shostakovich) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)