Jump to content

Концерт для виолончели № 1 (Шостакович)

Концерт для виолончели № 1 ми -бемоль мажор , соч . 107, была написана в 1959 году Дмитрием Шостаковичем . Шостакович написал произведение для своего друга Мстислава Ростроповича , который за четыре дня запомнил его. Премьера состоялась 4 октября 1959 года в Большом зале Ленинградской консерватории с Ленинградским филармоническим оркестром под управлением Евгения Мравинского . Первая запись была сделана через два дня после премьеры Ростроповичем и Московским филармоническим оркестром под управлением Александра Гаука . [ 1 ]

Оценка и структура

[ редактировать ]

Концерт ( каждый партитурирован для виолончели соло , двух флейт (2-й дублирующий пикколо ), двух гобоев , двух кларнетов дублирующий B и A), двух фаготов (2-й дублирующий контрфагот ), одной валторны , литавр , челесты и струнных .

Произведение состоит из четырех частей , разделенных на две части, причем части со второй по четвертую исполняются без паузы:

Длительность типичного выступления составляет около 28 минут.

Первый концерт широко считается одним из самых сложных концертных произведений для виолончели, наряду с Концертной симфонией Сергея Прокофьева , с которой он имеет некоторые общие черты (например, заметную роль отдельных ударов литавры ). Шостакович сказал, что «толчок» к созданию произведения дало его восхищение этим более ранним произведением. [ 2 ] [ недостаточно конкретно, чтобы проверить ]

Первая часть начинается с основного мотива из четырех нот, который, как некоторые полагают, заимствован из музыкальной криптограммы композитора DSCH для его имени DSCH . Мотив концерта имеет лишь отдаленное отношение, в частности, оба представляют собой четырехнотные мотивы с полутоном между третьей и четвертой нотами. Интервалы, ритм и форма девиза постоянно искажаются и меняют форму на протяжении всего движения. Это также связано с темой из музыки композитора к фильму 1948 года «Молодая гвардия» , в которой изображена группа советских солдат, идущих на смерть от рук нацистов. Шостаковича Эта тема вновь появляется в Струнном квартете № 8 (1960).

Тема еще больше упрощается в деревянных духовых инструментах, которые снова появляются на протяжении всего произведения:

Вступительные такты первой части в редукции для фортепиано и виолончели, показывающие начальные темы виолончели и деревянных духовых инструментов.

Вступительный мотив повторяется на протяжении всего концерта (кроме второй части), придавая этому концерту циклическую структуру.

Вторая, третья и четвертая части играются непрерывно. Вторая часть изначально имеет элегический тон. Струнная часть начинается с тихой темы, которую никогда не играет соло-виолончель. Валторна отвечает, и соло виолончели начинает новую тему. После этого ее играет оркестр, и снова звучит первая тема. Виолончель играет свою вторую тему, которая постепенно становится все более волнующей, достигая кульминации в такте 148. Сразу за этим громко исполняется первая тема. Виолончель соло играет свою первую мелодию в искусственных гармониках с ответами челесты , которая переходит в каденцию. Вторая часть - единственная часть, не имеющая ссылки на вступительный мотив первой части.

Каденция сама по себе представляет собой движение. Он начинается с развития материала второй темы виолончели второй части, дважды прерываемой серией медленных аккордов пиццикато . После второго повторения первая тема второй части виолончели исполняется в измененной форме. После третьего повторения аккордов непрерывное акселерандо проходит через аллегретто и аллегро секции к секции piu mosso . Эти разделы часто посещает первый мотив движения. Секция piu mosso отличается быстрыми восходящими и нисходящими масштабами.

Заключительная часть начинается с восхождения на высокий ре. Гобой начинает основную тему, основанную на хроматической гамме . Виолончель повторяет это, затем представляет новую тему. Это повторяют виолончели оркестра в сопровождении виолончели-соло, играющей быстрые шестнадцатые ноты. искаженная версия « Сулико» , песни, любимой Сталиным и использованной Шостаковичем в «Райке» , его сатире на советскую В такте 105 звучит систему. Затем флейты снова играют первую тему. Новая тема, исполняемая в тройном такте, представлена ​​оркестром, которую повторяет виолончель. Затем оркестр повторяет и меняет тему. Далее следуют валторна, басовые инструменты и соло виолончели. Басовые инструменты играют модифицированную версию темы, которую затем повторяет соло виолончели. Виолончель начинает играть новую тему, в которой используются точно те же ноты, что и вступительный мотив. Модифицированный вариант, только что исполненный басовыми инструментами, повторяется солирующей виолончелью в сопровождении гобоев, играющих фрагменты нового вступительного мотива. После этого первая тема этой части исполняется струнной секцией, за которой следует новая вступительная тема мотива деревянных духовых инструментов. Играется вступительная тема первой части, на которую отвечает виолончель. После третьего раза валторна снова воспроизводит тему более длинными нотами. Затем виолончель играет отрывок из первой части, за которым следует первая тема этой части, исполняемая деревянными духовыми инструментами. Далее следует первая тема первой части, исполняемая виолончелями оркестра в сопровождении гамм виолончели соло. Затем на виолончели исполняется модифицированная форма первой темы этой части. Концерт заканчивается семью удары литавр .

Примечания
  1. ^ «Ростропович играет Шостаковича». Примечания к вкладышу. Супрафон, 2013. CD.
  2. ^ Shostakovich was quoted in Sovetskaya Kultura , June 6, 1959
Источники
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 706f3ab9f29869db1c7581b78b1c71ff__1717423920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/70/ff/706f3ab9f29869db1c7581b78b1c71ff.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cello Concerto No. 1 (Shostakovich) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)