Концерт для виолончели № 1 (Шостакович)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2023 г. ) |
Концерт для виолончели № 1 ми -бемоль мажор , соч . 107, была написана в 1959 году Дмитрием Шостаковичем . Шостакович написал произведение для своего друга Мстислава Ростроповича , который за четыре дня запомнил его. Премьера состоялась 4 октября 1959 года в Большом зале Ленинградской консерватории с Ленинградским филармоническим оркестром под управлением Евгения Мравинского . Первая запись была сделана через два дня после премьеры Ростроповичем и Московским филармоническим оркестром под управлением Александра Гаука . [ 1 ]
Оценка и структура
[ редактировать ]Концерт ( каждый партитурирован для виолончели соло , двух флейт (2-й дублирующий пикколо ), двух гобоев , двух кларнетов дублирующий B ♭ и A), двух фаготов (2-й дублирующий контрфагот ), одной валторны , литавр , челесты и струнных .
Произведение состоит из четырех частей , разделенных на две части, причем части со второй по четвертую исполняются без паузы:
Длительность типичного выступления составляет около 28 минут.
Анализ
[ редактировать ]Первый концерт широко считается одним из самых сложных концертных произведений для виолончели, наряду с Концертной симфонией Сергея Прокофьева , с которой он имеет некоторые общие черты (например, заметную роль отдельных ударов литавры ). Шостакович сказал, что «толчок» к созданию произведения дало его восхищение этим более ранним произведением. [ 2 ] [ недостаточно конкретно, чтобы проверить ]
Первая часть начинается с основного мотива из четырех нот, который, как некоторые полагают, заимствован из музыкальной криптограммы композитора DSCH для его имени DSCH . Мотив концерта имеет лишь отдаленное отношение, в частности, оба представляют собой четырехнотные мотивы с полутоном между третьей и четвертой нотами. Интервалы, ритм и форма девиза постоянно искажаются и меняют форму на протяжении всего движения. Это также связано с темой из музыки композитора к фильму 1948 года «Молодая гвардия» , в которой изображена группа советских солдат, идущих на смерть от рук нацистов. Шостаковича Эта тема вновь появляется в Струнном квартете № 8 (1960).
Тема еще больше упрощается в деревянных духовых инструментах, которые снова появляются на протяжении всего произведения:

Вступительный мотив повторяется на протяжении всего концерта (кроме второй части), придавая этому концерту циклическую структуру.
Вторая, третья и четвертая части играются непрерывно. Вторая часть изначально имеет элегический тон. Струнная часть начинается с тихой темы, которую никогда не играет соло-виолончель. Валторна отвечает, и соло виолончели начинает новую тему. После этого ее играет оркестр, и снова звучит первая тема. Виолончель играет свою вторую тему, которая постепенно становится все более волнующей, достигая кульминации в такте 148. Сразу за этим громко исполняется первая тема. Виолончель соло играет свою первую мелодию в искусственных гармониках с ответами челесты , которая переходит в каденцию. Вторая часть - единственная часть, не имеющая ссылки на вступительный мотив первой части.
Каденция сама по себе представляет собой движение. Он начинается с развития материала второй темы виолончели второй части, дважды прерываемой серией медленных аккордов пиццикато . После второго повторения первая тема второй части виолончели исполняется в измененной форме. После третьего повторения аккордов непрерывное акселерандо проходит через аллегретто и аллегро секции к секции piu mosso . Эти разделы часто посещает первый мотив движения. Секция piu mosso отличается быстрыми восходящими и нисходящими масштабами.
Заключительная часть начинается с восхождения на высокий ре. Гобой начинает основную тему, основанную на хроматической гамме . Виолончель повторяет это, затем представляет новую тему. Это повторяют виолончели оркестра в сопровождении виолончели-соло, играющей быстрые шестнадцатые ноты. искаженная версия « Сулико» , песни, любимой Сталиным и использованной Шостаковичем в «Райке» , его сатире на советскую В такте 105 звучит систему. Затем флейты снова играют первую тему. Новая тема, исполняемая в тройном такте, представлена оркестром, которую повторяет виолончель. Затем оркестр повторяет и меняет тему. Далее следуют валторна, басовые инструменты и соло виолончели. Басовые инструменты играют модифицированную версию темы, которую затем повторяет соло виолончели. Виолончель начинает играть новую тему, в которой используются точно те же ноты, что и вступительный мотив. Модифицированный вариант, только что исполненный басовыми инструментами, повторяется солирующей виолончелью в сопровождении гобоев, играющих фрагменты нового вступительного мотива. После этого первая тема этой части исполняется струнной секцией, за которой следует новая вступительная тема мотива деревянных духовых инструментов. Играется вступительная тема первой части, на которую отвечает виолончель. После третьего раза валторна снова воспроизводит тему более длинными нотами. Затем виолончель играет отрывок из первой части, за которым следует первая тема этой части, исполняемая деревянными духовыми инструментами. Далее следует первая тема первой части, исполняемая виолончелями оркестра в сопровождении гамм виолончели соло. Затем на виолончели исполняется модифицированная форма первой темы этой части. Концерт заканчивается семью удары литавр .
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ «Ростропович играет Шостаковича». Примечания к вкладышу. Супрафон, 2013. CD.
- ^ Shostakovich was quoted in Sovetskaya Kultura , June 6, 1959
- Источники
- Джонсон, Стивен (18 марта 2006 г.). Открытие музыки: Шостакович - Концерт для виолончели № 1 на BBC Radio 3 .
- Шостакович, Дмитрий (1959, перепечатано в 1986 г.). Концерты для виолончели (17 том собрания сочинений). Государственное издательство «Музыка», Москва.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Дмитрий Шостакович Концерт № 1 для виолончели с оркестром , программные ноты Барбары Хенингер для Симфонии Редвуд .
- Руководство по прослушиванию основано на записи Генриха Шиффа с Симфоническим оркестром Баварского радио.