Jump to content

Симфония № 14 (Шостакович)

Симфония № 14 соль минор, соч . 135 Дмитрия Шостаковича был завершен весной 1969 года, а премьера состоялась позже в том же году. Это произведение для сопрано , баса и небольшого струнного оркестра с ударными , состоящее из одиннадцати связанных между собой стихотворений четырех авторов. Большинство стихотворений посвящено теме смерти, особенно несправедливой или ранней смерти. Они были созданы на русском языке, хотя существуют две другие версии произведения, все тексты которых переведены с русского либо на язык оригинала, либо на немецкий. Симфония посвящена Бенджамину Бриттену (который дал британскую премьеру в следующем году в Олдебурге ). [ 1 ]

Инструментарий

[ редактировать ]

Помимо солистов, симфония написана для камерного оркестра, состоящего только из струнных и ударных . В состав струнных входят десять скрипок , четыре альта , три виолончели и два контрабаса , а в секцию ударных (два исполнителя) входят деревянный блок , кастаньеты , кнут , сопрано, альтовые и теноровые тамтамы , ксилофон , трубчатые колокольчики , вибрафон , и челеста . В секцию ударных инструментов не входят распространенные инструменты, такие как литавры , большой барабан , тарелки или треугольник .

Движения

[ редактировать ]

Произведение состоит из одиннадцати связанных частей , каждая из которых представляет собой стихотворение, общей продолжительностью около 50 минут:

Большая часть обстановки выполнена в стиле квази- парландо .
  1. Пословица «De profundis» ( Федерико Гарсиа Лорка )
  2. Аллегретто. «Малаганья» (Федерико Гарсиа Лорка)
  3. Очень веселый. «Лорелей» ( Гийом Аполлинер )
  4. Адажио. «Самоубийство» (Гийом Аполлинер)
  5. Аллегретто. «Внимательные I» (На часах) (Гийом Аполлинер)
  6. Адажио. «Les Attentives II» (Мадам, посмотрите!) (Гийом Аполлинер)
  7. Адажио. «За здоровье» (Гийом Аполлинер)
  8. Аллегро. «Ответ запорожских казаков константинопольскому султану» (Гийом Аполлинер)
  9. Анданте. «О, Дельвиг, Дельвиг!» ( Вильгельм Кюхельбекер )
  10. Ларго. «Смерть поэта» ( Райнер Мария Рильке )
  11. Модерато. «Последняя пьеса» (Райнер Мария Рильке)
Вступительные такты симфонии в исполнении первых скрипок.

Первая часть начинается с того, что скрипки играют тему, напоминающую Dies irae , сыгравшую заметную роль в истории русской музыки. Фрагменты темы развиты в различных разделах симфонии; он полностью повторяется в кульминационной предпоследней части.

В работе показана готовность Шостаковича перенимать новые техники. Все движения, кроме двух, включают темы с использованием рядов тонов , которые он использует, чтобы передать ощущение абстрактности. [ 2 ] Он также драматически использует группы тонов , такие как аккорд фортиссимо, иллюстрирующий лилию, растущую изо рта самоубийцы в четвертой части.

Четырнадцатая симфония стала творческим ответом на » Модеста Мусоргского , «Песни и пляски смерти которые Шостакович оркестровал в 1962 году. [ 3 ] Подобно Мусоргскому, Шостакович возвращает тему смерти в различных образах и ситуациях. Цикл Мусоргского содержит всего четыре песни — слишком мало, чтобы отдать должное концепции Мусоргского, считал Шостакович. Он продолжил расширять его, выбрав 11 стихотворений Федерико Гарсиа Лорки , Гийома Аполлинера , Вильгельма Кюхельбекера и Райнера Марии Рильке . [ 4 ]

Шостакович придавал большое значение этой работе, комментируя в письме Гликману: «Все, что я написал до сих пор за эти долгие годы, было подготовкой к этой работе». [ 5 ] Он добавил, что хотел, чтобы симфония стала противовесом позитивному представлению смерти в музыке:

«Отчасти я пытаюсь полемизировать с великими классиками, затрагивавшими тему смерти в своем творчестве.... Вспомните смерть Бориса Годунова . Когда... он умирает, тогда наступает какое-то просветление. Вспомните Верди » «Отелло . Когда вся трагедия заканчивается и Дездемона и Отелло умирают, мы тоже испытываем прекрасное спокойствие. Вспомните Аиду . Когда происходит трагическая кончина героя и героини, она смягчается лучезарной музыкой». [ 6 ]

В песенном цикле Мусоргского Шостакович нашел образец, выступавший против смерти; в своей симфонии он попытался расширить этот протест еще дальше. [ 4 ] В предисловии к партитуре композитор написал:

Я хочу, чтобы слушатели задумались над моей новой симфонией... осознали, что они должны вести чистую и плодотворную жизнь во славу своей Родины, своего народа и самых прогрессивных идей, движущих нашим социалистическим обществом. Именно об этом я думал, когда писал свою новую работу. Я хочу, чтобы мои слушатели, выходя из зала после прослушивания моей симфонии, думали, что жизнь действительно прекрасна. [ 7 ]

Хотя намерением Шостаковича, возможно, было подчеркнуть, что жизнь действительно прекрасна, он сделал это, резко подчеркнув противоположное — что конец жизни уродлив и неисправимо негативен. [ 8 ] В связи с этим музыка Шостаковича носит трезвый характер, и вскоре композитор расширил эти идеи в своих последних четырех струнных квартетах как музыкальные размышления на темы страдания и смерти. [ 9 ] Как и в его оркестровке «Песен» , его оркестровка симфонии скудна, но чрезвычайно изобретательна. Его сочинение для голоса ведется небольшими интервалами , с большим количеством тональных повторов и вниманием к естественной декламации. Эта практика взята непосредственно у Мусоргского. [ 10 ]

Премьеры

[ редактировать ]

Официальная премьера произведения состоялась в Ленинграде 29 сентября 1969 года Московским камерным оркестром под управлением Рудольфа Баршая . В первых выступлениях произведения были задействованы четыре певца: сопрано Галина Вишневская и Маргарита Мирошникова , а также басы Марк Решетин [ ru ] и Евгений Владимиров . Первое выступление, предшествовавшее официальным премьерам в Москве и Ленинграде, дали Мирошникова и Владимиров, но источники относительно вокалистов на официальных премьерах расходятся. Официальная премьерная запись на «Мелодии» была с Мирошниковой и Владимировым. [ 11 ]

На предпремьерном представлении 21 июня 1969 года присутствовал Павел Апостолов , один из самых яростных критиков композитора. Во время пятой части у него случился сердечный приступ. [ 12 ] Он умер 19 июля. [ 13 ]

Премьера в Великобритании состоялась на Олдебургском фестивале в 1970 году под управлением посвященного Бенджамина Бриттена .

Сам композитор поначалу не знал, как назвать произведение, и в конечном итоге обозначил его как симфонию, а не песенный цикл, чтобы подчеркнуть единство произведения в музыкальном и философском плане: большинство стихотворений затрагивают тему смертности (название оратории он отверг, поскольку в произведении отсутствует хор; по той же причине оно не является хоровой симфонией).

Не все движения связаны между собой; между частями есть несколько перерывов, которые фактически делят произведение на «традиционную» четырехчастную структуру.

Многие в то время (в том числе Александр Солженицын и Лев Лебединский) критиковали эту работу как слишком пессимистическую. Уилсон утверждает, что, наоборот, «посредством тщательного упорядочения текстов [он] передает конкретное послание протеста против произвола, которым пользуются диктаторы, отправляя невиновных на смерть» (стр. 411).

Сообщается, что Шостакович ответил своим критикам в «Свидетельских показаниях» :

[Мои критики] прочитали эту идею в Четырнадцатой симфонии: «смерть всесильна». Они хотели, чтобы финал был утешительным, чтобы сказать, что смерть — это только начало. Но это не начало, это настоящий конец, потом ничего не будет, ничего. Я чувствую, что ты должен посмотреть правде прямо в глаза... Отрицать смерть и ее силу бесполезно. Признай это или нет, ты все равно умрешь... Глупо протестовать против смерти как таковой, но против насильственной смерти протестовать можно и нужно. Плохо, когда люди умирают раньше срока от болезней или бедности, но еще хуже, когда человека убивает другой человек. [ 14 ]

Отсутствие в симфонии искупления или трансцендентности вызвало протесты не только в Советском Союзе, но и на Западе, где произведение считалось одновременно навязчивым и духовно ограниченным. Шостакович был полон решимости избежать ложного утешения. Это намерение послужило главным стимулом в написании работы. Некоторые обнаружили, что тема человеческой смертности в этой работе выражена с потрясающей ясностью. [ 15 ] Другие нашли эту работу мрачно пессимистической и, особенно в ее вступительной части « De Profundis» , практически нигилистической. Независимо от мнения, Четырнадцатое выступление признано глубоким и мощным опытом. [ 16 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Кей, Норман (1970). «Четырнадцатая симфония Шостаковича» . Темп (92): 20–21. дои : 10.1017/S0040298200025377 . ISSN   0040-2982 .
  2. ^ Хут, Эндрю, Примечания к выступлению в Центре искусств Барбакана 13 апреля 2006 г., стр. VI.
  3. ^ Мортен, 117
  4. ^ Перейти обратно: а б Поле, 370.
  5. ^ Цитируется по Уилсону, Шостаковичу , 412.
  6. ^ Цитируется по Фэй, Мусоргский и Шостакович , 22o.
  7. ^ Цитируется по Fanning, 5.
  8. ^ Фэннинг, 3.
  9. ^ Филд, 370-1.
  10. ^ Филд, 369-370.
  11. ^ Баршай в Уилсоне , с. В № 417 говорится, что Вишневская и Решетин давали премьеры в каждом городе, тогда как издание партитуры MCA приписывает ленинградскую премьеру Вишневской и Решетину.
  12. ^ Гликман, Исаак (2001). История дружбы: Письма Дмитрия Шостаковича Исааку Гликману, 1941–1975 . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. стр. 165, 307. ISBN.  0-8014-3979-5 .
  13. ^ Фэй, Лорел (2000). Шостакович: Жизнь . Издательство Оксфордского университета. п. 262. ИСБН  0-19-513438-9 .
  14. ^ Volkov, Testimony , 139.
  15. ^ Фаннинг, 4.
  16. ^ Мортен, 117.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 55f0d3d02f76f31880f075904daa4b3a__1723752300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/55/3a/55f0d3d02f76f31880f075904daa4b3a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Symphony No. 14 (Shostakovich) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)