Пять фрагментов
Пять фрагментов | |
---|---|
Дмитрий Шостакович | |
![]() Шостакович около 1942 года. | |
Опус | 42 |
Жанр | Люкс |
Составленный | 9 июня 1935 г. |
Опубликовано | 1984 |
Издатель | Музыка Ганс Сикорский Musikverlage Издательство ДШЧ |
Продолжительность | 9 минут |
Движения | 5 |
Подсчет очков | Оркестр |
Премьера | |
Дата | 26 апреля 1965 г. |
Расположение | Ленинградская филармония Ленинград , РСФСР. |
Дирижер | Igor Blazhkov |
Исполнители | Ленинградский филармонический оркестр |
Пять фрагментов , соч . 42 — сюита для небольшого оркестра, написанная 9 июня 1935 года Дмитрием Шостаковичем . Это было единственное произведение, не считая музыки к фильму, которое он написал в том году. Он подошел к ней как к подготовительной работе к сочинению окончательного варианта своей Симфонии № 4 .
После завершения он не исполнялся в течение 29 лет, и в 1941 году Шостакович указал, что, по его мнению, он недостаточно качественен для исполнения или публикации. В 1960-е годы он отправил фотокопию партитуры со своими исправлениями и дополненной оркестровкой Игорю Блажкову , который дирижировал мировой премьерой 26 апреля 1965 года с Ленинградским филармоническим оркестром .
Несмотря на свое первоначальное нежелание публиковать « Пять фрагментов» , Шостакович выразил удовлетворение музыкой после ее премьеры. Эдисон Денисов высоко оценил «камерное» озвучивание произведения и сказал, что оно заслуживает внимательного изучения композиторами.
Фон
[ редактировать ]Шостакович начал планировать произведение, которое в конечном итоге стало его Симфонией № 4 в 1931 году. К 1935 году он отказался от чернового наброска первой части и начал набрасывать новую версию произведения. [ 1 ] В статье, опубликованной 11 апреля, он сказал, что хотел бы сочинить камерную и инструментальную музыку, прежде чем приступить к «большой работе» по написанию окончательного варианта симфонии. [ 2 ] Среди произведений, которые он собирался написать, были струнный квартет и соната для скрипки, но единственной партитурой, которую он написал в этом году, помимо музыки для кино, были « Пять фрагментов» . [ 3 ]
В интервью 1973 года Шостакович подтвердил, что музыка была задумана как наброски для более крупного произведения, к которому он так и не приступил. [ 4 ] По словам Лорел Фэй и Марины Фроловой-Уокер , [ 5 ] Пять фрагментов стали прообразом аспектов Симфонии № 4, причем первый назвал их «подготовительной работой» к более крупной пьесе. [ 3 ] Он также описал работу как свою попытку создать «инструментальный эквивалент» песенным циклам Густава Малера . [ 6 ]
Первоначально « Пять фрагментов » назывались «Соч. 43», но позже получили название «Соч. 42. [ 7 ] Несмотря на то, что оно входило в список произведений Шостаковича, оно не исполнялось в течение 29 лет. Композитор указал Григорию Шнеерсону по его мнению, произведение не достаточно качественно для исполнения или публикации [ 6 ]
Лишь в 1960-е годы Шостакович проявил интерес к публикации « Пяти фрагментов» . Он отправил фотокопии некоторых своих произведений 1930-х годов дирижеру Игорю Блажкову , который интересовался его ранней музыкой, и внес поправки в оркестровку в трех местах; наиболее примечательным из них является удвоение верхней ноты последнего аккорда с помощью ксилофона - единственный раз, когда этот инструмент используется во всем произведении. [ 6 ]
Музыка
[ редактировать ]Партитура состоит из пяти частей:
Левон Акопян отметил, что музыка воздерживается от громкости и быстрого темпа. [ 8 ] Обычное выступление длится около 9 минут. [ 7 ]
Инструментарий
[ редактировать ]Инструментарий « Пяти фрагментов» следующий: [ 9 ]
|
Рукописи
[ редактировать ]Голографические эскизы и партитура, а также фотокопия последней, санкционированная Шостаковичем в 1960-е годы, хранятся в его семейном архиве в Москве. [ 10 ] Эскиз, поврежденный двумя горизонтальными складками. [ 11 ] и включает эскизы к Симфонии № 4, [ 10 ] заполняется на одном листе 30- нотного листа, а партитура - на 4 страницах 36-нотного листа. [ 11 ]
Премьера
[ редактировать ]Мировая премьера « Пяти фрагментов» состоялась 26 апреля 1965 года в Ленинградской филармонии в исполнении Ленинградского филармонического оркестра под управлением Блажкова. Первое выступление за пределами Советского Союза состоялось в Лондоне в церкви Сент-Джонс на Смит-сквер 24 мая 1977 года в исполнении Кенсингтонского симфонического оркестра под управлением Лесли Хэда. [ 12 ] Блажков дирижировал Киевским камерным оркестром в первой записи « Пяти фрагментов» , выпущенной «Мелодией» в 1975 году. [ 13 ] Партитура была впервые опубликована издательством Muzika в 1984 году. [ 14 ]
Прием
[ редактировать ]
Болезнь помешала Шостаковичу присутствовать на мировой премьере « Пяти фрагментов» . В письме Блажкову от 27 апреля 1965 года он сообщал кондуктору, что все еще болен и не может поехать в Ленинград, но что его дочь Галина скоро приедет в город и вручит ей копию собственной записи. мировой премьеры. он сказал своему ученику Успенскому что «конечно, очень рад» выполнению работы. 21 сентября Шостакович писал Блажкову: [ 6 ]
Спасибо... за все, что ты для меня делаешь. Я прослушал запись своих [ Пяти фрагментов ]. Исполнены они великолепно, и вообще мне нравятся эти пьески. [ 6 ]
Эдисон Денисов был поклонником произведения и говорил, что оно заслуживает внимательного изучения композиторами. Он похвалил то, как Шостакович использовал оркестр «как сумму различных ансамблей, индивидуально выбранных для каждой из пяти пьес» для создания «камерного» звука. [ 8 ]
В обзоре для MusicWeb International записи Марком Элдером « Пяти фрагментов » с симфоническим оркестром города Бирмингема Колин Кларк назвал произведение «тревожным» и сказал, что это, похоже, наводит на мысль, что «Шостакович говорит, что это то, что он на самом деле пишет». когда у него будет такая возможность». [ 15 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шостакович 2020 , с. 181.
- ^ Хентова 1985 , с. 420.
- ^ Перейти обратно: а б Фэй 2000 , с. 93.
- ^ Браун, Ройал С. (октябрь 1973 г.). «Интервью с Шостаковичем». Высокая точность . 23 (10): 88.
Да. [Пять фрагментов] были задуманы как наброски для более крупного произведения. Но я просто никогда не был в состоянии это сделать.
- ^ Фролова-Уокер, Марина (2017). Музыкальные открытия . Пентатон. п. 8.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Шостакович 2020 , с. 182.
- ^ Перейти обратно: а б Макберни 2023 , с. 124.
- ^ Перейти обратно: а б Шостакович 2020 , с. 183.
- ^ Шостакович 2020 , с. 144.
- ^ Перейти обратно: а б Шостакович 2020 , с. 216.
- ^ Перейти обратно: а б Шостакович 2020 , с. 215.
- ^ Халм 2010 , с. 165.
- ^ Халм 2010 , с. 166.
- ^ Шостакович 2020 , с. 184.
- ^ Кларк, Колин (октябрь 2004 г.). «Дмитрий Шостакович (1906–1975): Гипотетически убитый, Четыре романса на стихи Пушкина, Пять фрагментов, Сюита № 1 для джаз-бэнда» . МьюзикВеб Интернэшнл . Архивировано из оригинала 30 июня 2023 года . Проверено 29 июня 2023 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
Цитируемые источники
[ редактировать ]- Фэй, Лорел (2000). Шостакович: Жизнь . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-513438-9 .
- Халм, Дерек К. (2010). Дмитрий Шостакович: Первые сто лет и далее . Пугало Пресс. ISBN 9780810872646 .
- Khentova, Sofia (1985). Шостакович. Жизнь и творчество, Т. 1 (in Russian). Moscow: Советский композитор.
- Макберни, Джерард (март 2023 г.). «Шостакович: Рабочий список» (PDF) . Бузи и Хоукс . Архивировано из оригинала 28 апреля 2023 года . Проверено 24 апреля 2023 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - Шостакович, Дмитрий (2020). Екимовский, Виктор (ред.). Дмитрий Шостакович: Новое собрание сочинений. II серия: Оркестровые сочинения. 31-й том: Оркестровые сочинения разных лет . С критическим комментарием к истории партитур и пояснительными примечаниями к голограммам Ларисы Гарвер. Москва: Издательство DSCH. ИСМН 979-0-706427-52-2.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Пять фрагментов в исполнении Ленинградской филармонии под управлением Игоря Блажкова :