Симфония № 11 (Шостакович)
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Симфония № 11 соль минор , соч. 103 (с подзаголовком «1905 год ») Дмитрия Шостаковича была написана в 1957 году, а премьера симфонического оркестра СССР под управлением Натана Рахлина состоялась 30 октября 1957 года. Подзаголовок симфонии отсылает к событиям русской революции 1905 года , которые в симфонии изображены . . Первое выступление за пределами Советского Союза состоялось в лондонском Королевском фестивальном зале 22 января 1958 года, когда сэр Малкольм Сарджент дирижировал Симфоническим оркестром BBC . Премьера в США состоялась под управлением Леопольда Стоковского, дирижировавшего Хьюстонским симфоническим оркестром , 7 апреля 1958 года. Симфония была задумана как популярное произведение и имела мгновенный успех в Советском Союзе, величайший его успех со времен Ленинградского симфонического оркестра пятнадцатью годами ранее. [ 1 ] Одиннадцатая симфония принесла ему Ленинскую премию в апреле 1958 года. [ 2 ]
Инструментарий
[ редактировать ]Симфония рассчитана для 3- х флейт (3-й дублирующий пикколо ), 3-х гобоев (3-й дублирующий английский рожок ), 3-х кларнетов (3-й дублирующий бас-кларнет ), 3-х фаготов (3-й дублирующий контрфагот ), 4-х валторн , 3-х труб , 3-х тромбонов , тубы , литавры , треугольник , малый барабан , тарелки , оркестровый большой барабан , там-там , ксилофон , трубчатые колокольчики , 2 арфы (желательно сдвоенные), челеста и струнные .
Стало обычной профессиональной практикой исполнения партия трубчатых колоколов (используется только в конце четвертой части) на четырех больших церковных колоколах , каждый из которых хроматически настроен на четыре необходимые ноты (G, C, B-бемоль и B натуральная). ).
Структура
[ редактировать ]
Симфония состоит из четырех частей, исполняемых без перерыва, и длится около часа.
- Адажио (Дворцовая площадь)
- Первая часть отражает тревожную тишину Дворцовой площади утром Кровавого воскресенья . В «Адажио» вошли две русские народные песни: «Слушай» («Слушай») и «Арестант» («Узник»), исполняемые соответственно на флейте и басу, которые связаны со знаменитыми политическими деятелями. [ 3 ] На протяжении всего движения Шостакович призывает к использованию мотивов литавр , намекающих на грядущие события.
- Аллегро (9 января)
- Вторая часть, посвященная событиям Кровавого воскресенья в Зимнем дворце 22 января 1905 года [OS 9 января]. Шостакович основывает движение на двух темах из своих « Десяти хоровых стихотворений на революционные тексты»: « Гой ты, царь наш, батюшка» («О ты, наш царь, наш отец») и «Обнажите головы » («Обнажите головы»). [ 3 ] В первом разделе изображены петиционеры на акции протеста, во время которой толпы людей пришли к Зимнему дворцу, чтобы жаловаться на растущую неэффективность правительства, коррупцию и жестокость действий. Этот первый раздел занят и постоянно движется вперед. Он достигает двух крутых кульминаций, а затем переходит в глубокое, ледяное спокойствие в продолжительных мелодиях пикколо и флейты , снова подчеркнутых далекими медными духовыми инструментами .
- Еще один полный состав оркестра переходит в грохот марша, взрыв малого барабана, похожий на стрельбу и фугасные струны, когда войска нападают на толпу. Это переходит в секцию безжалостных струнных, а тромбона и тубы глиссандо создают тошнотворный звук под натиском войск на толпу. Затем следует часть с заметным малым барабаном, большим барабаном, литаврами и соло там-тама , прежде чем кульминация сменяется трелями пианиссимо на струнных.
- Адажио ( Вечная память ) [ 4 ]
- Третья часть представляет собой плач по мотивам революционного траурного марша «Вы жертвою пали» («Вы пали жертвами»). [ 3 ] Ближе к концу происходит еще одна вспышка, где представлен материал второй части.
- Аллегро нон танто (Токсин)
- Финал служит предупреждением и демонстрацией неповиновения. Шостакович использует челесту как набат (по-русски набат, также название революционного журнала), чтобы предвосхитить события 1917 года. Цитируются три произведения: Беснуйтесь, тирания («Ярость, тираны»), Варшавянка («Вихрь опасности»). и «Огоньки» («Искры»). [ 3 ]
«Одиннадцатую» иногда называют « партитурой без фильма ». [ нужна ссылка ] Дополнительную нить создают девять революционных песен, появляющихся в ходе произведения. Некоторые из этих песен датируются XIX веком, другие — 1905 годом. Шостакович интегрирует их в текстуру своей симфонии. Такое использование народных и революционных песен было отходом от его обычного стиля. Это также были песни, которые композитор хорошо знал. Его семья знала и регулярно пела их, пока он рос. [ 5 ] [ ненадежный источник ] Изучая симфонии Шостаковича, Хью Оттауэй назвал Одиннадцатую симфонию одним из величайших достижений программной музыки . [ 6 ]
Обзор
[ редактировать ]Состав
[ редактировать ]Первоначально Шостакович намеревался написать Одиннадцатую симфонию к 50-летию Русской революции 1905 года и должен был написать ее в 1955 году. Несколько личных факторов помешали ему написать это произведение до 1957 года. Эти факторы включали смерть его матери, его бурный второй брак и прибытие многих недавно освобожденных друзей из ГУЛАГа . События в Венгрии в 1956 году, возможно, вывели Шостаковича из композиционной инерции и послужили катализатором для написания симфонии. [ 7 ]
Реквием поколению
[ редактировать ]По словам зятя композитора Евгения Чуковского, на оригинальном титульном листе этой симфонии было написано не «1905», а «1906» — год рождения композитора. Это заставляет критиков рассматривать Одиннадцатую симфонию как реквием не только самому композитору, но и его поколению. [ нужна ссылка ] Тем не менее, поскольку произведение было написано для Революции, его цель не утрачена. Революция 1905 года не была политизирована партией , поэтому произведение сохранило свою романтическую ауру в глазах последующих поколений. Благодаря этой романтической ауре Одиннадцатая симфония входит в группу разноплановых произведений, воплощающих дух борьбы за правое дело, таких как Сергея Эйзенштейна фильм «Броненосец Потемкин» и Бориса Пастернака поэмы «1905 год» и «Лейтенант Шмидт». ." [ 8 ]
Название «1905 год» напоминает о начале первой русской революции 1905 года, которая была частично вызвана событиями 9 января (9 января по юлианскому календарю, который все еще использовался в России в то время, современная дата 22 января). январь 1905 г.) того же года. Некоторые западные критики [ ВОЗ? ] охарактеризовал симфонию как преувеличенную «музыку из кино» – другими словами, как агитпроп -лист, лишенный ни содержания, ни глубины. [ 1 ]
Самая Мусоргская симфония
[ редактировать ]Шостакович считал это произведение своей самой « мусоргской » симфонией. [ 9 ] Одиннадцатую он написал просто и прямо. По словам Соломона Волкова , Шостакович якобы сказал ему, что симфония «о людях, которые перестали верить, потому что чаша зла переполнилась». [ 10 ] [ нужна полная цитата ]
Свидетельства и Венгерская революция
[ редактировать ]После публикации « Свидетельства » «Одиннадцатый» вызвал спекуляции по поводу возможных отсылок к Венгерской революции 1956 года . [ 11 ] По словам Соломона Волкова , Шостакович сказал, что Одиннадцатая симфония «затрагивает современные темы, хотя она и называется «1905»». [ 12 ] По словам Зои Томашевской, Шостакович также якобы посоветовал Игорю Бельскому не забывать, что он «написал симфонию после () Венгерского восстания». [ 13 ] Вдова Шостаковича Ирина также сказала, что во время сочинения он «имел в виду» Венгерскую революцию. [ 14 ] Сохранившиеся данные и хронология создания симфонии позволяют предположить, что этого не могло быть. Когда в 1974 году Софья Хентова спросила Шостаковича, является ли Одиннадцатая завуалированной ссылкой на Венгерскую революцию, он ответил: «Нет, это 1905 год, это российская история». [ 15 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Макдональд, 214.
- ^ Фэй 2000 , с. 202.
- ^ Jump up to: а б с д Фрид, Ричард . «Симфония № 11 соль минор, соч. 103, «1905 год» » . Центр Кеннеди . Проверено 2 ноября 2018 г.
- ^ Чайковский, Борис Александрович, ed. (1980). Д. Шостакович: Собрание сочинений: Том 6. Симфоний 11, 12 (in Russian). Москва: Музыка. p. 116.
III. Вечная память
- ^ Volkov, 37–38.
- ^ Оттауэй, Хью (1978). Симфонии Шостаковича . Лондон: Публикации BBC. п. 52. ИСБН 0-563-12772-4 .
Столь жизненно важное создание имиджа в столь упорядоченном музыкальном потоке дает Одиннадцатому альбому право занимать высокое место среди достижений программной музыки.
- ^ Макдональд, 216.
- ^ Volkov, 39.
- ^ Volkov 1979 , p. 240.
- ^ Цитируется по Макдональду, 215.
- ^ Вейнингер, Дэвид. «Одиннадцатая симфония раскрывает политические сложности Шостаковича» . Бостон Глобус . Проверено 4 ноября 2018 г.
- ^ Volkov 1979 , p. 8.
- ^ Уилсон, Э. Шостакович: Вспомнинная жизнь , стр. 360–361.
- ^ Мазо, Маргарита (январь 2000 г.). «Еще мысли Ирины Шостакович». Журнал DSCH (12): 72.
- ^ Фэй 2000 , с. 330.
Источники
[ редактировать ]- Фэй, Лорел (2000). Шостакович: Жизнь . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-513438-9 .
- Макдональд, Ян, Новый Шостакович (Бостон: издательство Северо-Восточного университета, 1990). ISBN 1-55553-089-3 .
- Шварц, Борис, изд. Стэнли Сэди, «Шостакович, Дмитрий (Дмитриевич)», Словарь музыки и музыкантов New Grove (Лондон: Macmillan, 1980), 20 томов. ISBN 0-333-23111-2 .
- Волков, Соломон (1979). Свидетельства: Воспоминания Дмитрия Шостаковича (1-е изд.). Нью-Йорк: Харпер и Роу . ISBN 0-06-014476-9 .
- Волков, Соломон , тр. Антонина В. Буи , Шостакович и Сталин: необычайные отношения между великим композитором и жестоким диктатором (Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф, 2004). ISBN 0-375-41082-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Лондонский оркестр Шостаковича
- SovMusic.ru Some revolutionary songs quoted in the symphony can be heard here. ("Слушай", "Вы жертвою пали...", "Беснуйтесь, тираны", "Варшавянка")