Jump to content

Симфония № 11 (Шостакович)

Симфония № 11 соль минор , соч. 103 (с подзаголовком «1905 год ») Дмитрия Шостаковича была написана в 1957 году, а премьера симфонического оркестра СССР под управлением Натана Рахлина состоялась 30 октября 1957 года. Подзаголовок симфонии отсылает к событиям русской революции 1905 года , которые в симфонии изображены . . Первое выступление за пределами Советского Союза состоялось в лондонском Королевском фестивальном зале 22 января 1958 года, когда сэр Малкольм Сарджент дирижировал Симфоническим оркестром BBC . Премьера в США состоялась под управлением Леопольда Стоковского, дирижировавшего Хьюстонским симфоническим оркестром , 7 апреля 1958 года. Симфония была задумана как популярное произведение и имела мгновенный успех в Советском Союзе, величайший его успех со времен Ленинградского симфонического оркестра пятнадцатью годами ранее. [ 1 ] Одиннадцатая симфония принесла ему Ленинскую премию в апреле 1958 года. [ 2 ]

Инструментарий

[ редактировать ]

Симфония рассчитана для 3- х флейт (3-й дублирующий пикколо ), 3-х гобоев (3-й дублирующий английский рожок ), 3-х кларнетов (3-й дублирующий бас-кларнет ), 3-х фаготов (3-й дублирующий контрфагот ), 4-х валторн , 3-х труб , 3-х тромбонов , тубы , литавры , треугольник , малый барабан , тарелки , оркестровый большой барабан , там-там , ксилофон , трубчатые колокольчики , 2 арфы (желательно сдвоенные), челеста и струнные .

Стало обычной профессиональной практикой исполнения партия трубчатых колоколов (используется только в конце четвертой части) на четырех больших церковных колоколах , каждый из которых хроматически настроен на четыре необходимые ноты (G, C, B-бемоль и B натуральная). ).

Структура

[ редактировать ]
Демонстранты маршируют к Зимнему дворцу.

Симфония состоит из четырех частей, исполняемых без перерыва, и длится около часа.

  1. Адажио (Дворцовая площадь)
    Первая часть отражает тревожную тишину Дворцовой площади утром Кровавого воскресенья . В «Адажио» вошли две русские народные песни: «Слушай» («Слушай») и «Арестант» («Узник»), исполняемые соответственно на флейте и басу, которые связаны со знаменитыми политическими деятелями. [ 3 ] На протяжении всего движения Шостакович призывает к использованию мотивов литавр , намекающих на грядущие события.
  2. Аллегро (9 января)
    Вторая часть, посвященная событиям Кровавого воскресенья в Зимнем дворце 22 января 1905 года [OS 9 января]. Шостакович основывает движение на двух темах из своих « Десяти хоровых стихотворений на революционные тексты»: « Гой ты, царь наш, батюшка» («О ты, наш царь, наш отец») и «Обнажите головы » («Обнажите головы»). [ 3 ] В первом разделе изображены петиционеры на акции протеста, во время которой толпы людей пришли к Зимнему дворцу, чтобы жаловаться на растущую неэффективность правительства, коррупцию и жестокость действий. Этот первый раздел занят и постоянно движется вперед. Он достигает двух крутых кульминаций, а затем переходит в глубокое, ледяное спокойствие в продолжительных мелодиях пикколо и флейты , снова подчеркнутых далекими медными духовыми инструментами .
    Еще один полный состав оркестра переходит в грохот марша, взрыв малого барабана, похожий на стрельбу и фугасные струны, когда войска нападают на толпу. Это переходит в секцию безжалостных струнных, а тромбона и тубы глиссандо создают тошнотворный звук под натиском войск на толпу. Затем следует часть с заметным малым барабаном, большим барабаном, литаврами и соло там-тама , прежде чем кульминация сменяется трелями пианиссимо на струнных.
  3. Адажио ( Вечная память ) [ 4 ]
    Третья часть представляет собой плач по мотивам революционного траурного марша «Вы жертвою пали» («Вы пали жертвами»). [ 3 ] Ближе к концу происходит еще одна вспышка, где представлен материал второй части.
  4. Аллегро нон танто (Токсин)
    Финал служит предупреждением и демонстрацией неповиновения. Шостакович использует челесту как набат (по-русски набат, также название революционного журнала), чтобы предвосхитить события 1917 года. Цитируются три произведения: Беснуйтесь, тирания («Ярость, тираны»), Варшавянка («Вихрь опасности»). и «Огоньки» («Искры»). [ 3 ]

«Одиннадцатую» иногда называют « партитурой без фильма ». [ нужна ссылка ] Дополнительную нить создают девять революционных песен, появляющихся в ходе произведения. Некоторые из этих песен датируются XIX веком, другие — 1905 годом. Шостакович интегрирует их в текстуру своей симфонии. Такое использование народных и революционных песен было отходом от его обычного стиля. Это также были песни, которые композитор хорошо знал. Его семья знала и регулярно пела их, пока он рос. [ 5 ] [ ненадежный источник ] Изучая симфонии Шостаковича, Хью Оттауэй назвал Одиннадцатую симфонию одним из величайших достижений программной музыки . [ 6 ]

Первоначально Шостакович намеревался написать Одиннадцатую симфонию к 50-летию Русской революции 1905 года и должен был написать ее в 1955 году. Несколько личных факторов помешали ему написать это произведение до 1957 года. Эти факторы включали смерть его матери, его бурный второй брак и прибытие многих недавно освобожденных друзей из ГУЛАГа . События в Венгрии в 1956 году, возможно, вывели Шостаковича из композиционной инерции и послужили катализатором для написания симфонии. [ 7 ]

Реквием поколению

[ редактировать ]

По словам зятя композитора Евгения Чуковского, на оригинальном титульном листе этой симфонии было написано не «1905», а «1906» — год рождения композитора. Это заставляет критиков рассматривать Одиннадцатую симфонию как реквием не только самому композитору, но и его поколению. [ нужна ссылка ] Тем не менее, поскольку произведение было написано для Революции, его цель не утрачена. Революция 1905 года не была политизирована партией , поэтому произведение сохранило свою романтическую ауру в глазах последующих поколений. Благодаря этой романтической ауре Одиннадцатая симфония входит в группу разноплановых произведений, воплощающих дух борьбы за правое дело, таких как Сергея Эйзенштейна фильм «Броненосец Потемкин» и Бориса Пастернака поэмы «1905 год» и «Лейтенант Шмидт». ." [ 8 ]

Название «1905 год» напоминает о начале первой русской революции 1905 года, которая была частично вызвана событиями 9 января (9 января по юлианскому календарю, который все еще использовался в России в то время, современная дата 22 января). январь 1905 г.) того же года. Некоторые западные критики [ ВОЗ? ] охарактеризовал симфонию как преувеличенную «музыку из кино» – другими словами, как агитпроп -лист, лишенный ни содержания, ни глубины. [ 1 ]

Самая Мусоргская симфония

[ редактировать ]

Шостакович считал это произведение своей самой « мусоргской » симфонией. [ 9 ] Одиннадцатую он написал просто и прямо. По словам Соломона Волкова , Шостакович якобы сказал ему, что симфония «о людях, которые перестали верить, потому что чаша зла переполнилась». [ 10 ] [ нужна полная цитата ]

Свидетельства и Венгерская революция

[ редактировать ]

После публикации « Свидетельства » «Одиннадцатый» вызвал спекуляции по поводу возможных отсылок к Венгерской революции 1956 года . [ 11 ] По словам Соломона Волкова , Шостакович сказал, что Одиннадцатая симфония «затрагивает современные темы, хотя она и называется «1905»». [ 12 ] По словам Зои Томашевской, Шостакович также якобы посоветовал Игорю Бельскому не забывать, что он «написал симфонию после () Венгерского восстания». [ 13 ] Вдова Шостаковича Ирина также сказала, что во время сочинения он «имел в виду» Венгерскую революцию. [ 14 ] Сохранившиеся данные и хронология создания симфонии позволяют предположить, что этого не могло быть. Когда в 1974 году Софья Хентова спросила Шостаковича, является ли Одиннадцатая завуалированной ссылкой на Венгерскую революцию, он ответил: «Нет, это 1905 год, это российская история». [ 15 ]

  1. ^ Jump up to: а б Макдональд, 214.
  2. ^ Фэй 2000 , с. 202.
  3. ^ Jump up to: а б с д Фрид, Ричард . «Симфония № 11 соль минор, соч. 103, «1905 год» » . Центр Кеннеди . Проверено 2 ноября 2018 г.
  4. ^ Чайковский, Борис Александрович, ed. (1980). Д. Шостакович: Собрание сочинений: Том 6. Симфоний 11, 12 (in Russian). Москва: Музыка. p. 116. III. Вечная память
  5. ^ Volkov, 37–38.
  6. ^ Оттауэй, Хью (1978). Симфонии Шостаковича . Лондон: Публикации BBC. п. 52. ИСБН  0-563-12772-4 . Столь жизненно важное создание имиджа в столь упорядоченном музыкальном потоке дает Одиннадцатому альбому право занимать высокое место среди достижений программной музыки.
  7. ^ Макдональд, 216.
  8. ^ Volkov, 39.
  9. ^ Volkov 1979 , p. 240.
  10. ^ Цитируется по Макдональду, 215.
  11. ^ Вейнингер, Дэвид. «Одиннадцатая симфония раскрывает политические сложности Шостаковича» . Бостон Глобус . Проверено 4 ноября 2018 г.
  12. ^ Volkov 1979 , p. 8.
  13. ^ Уилсон, Э. Шостакович: Вспомнинная жизнь , стр. 360–361.
  14. ^ Мазо, Маргарита (январь 2000 г.). «Еще мысли Ирины Шостакович». Журнал DSCH (12): 72.
  15. ^ Фэй 2000 , с. 330.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ae93f28ccb502e8d87af5e09568db76e__1717365780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ae/6e/ae93f28ccb502e8d87af5e09568db76e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Symphony No. 11 (Shostakovich) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)