Jump to content

Фортепианный концерт № 2 (Шостакович)

Дмитрий Шостакович в 1950 году.

Концерт для фортепиано с оркестром № 2 фа мажор , соч. «102» Дмитрия Шостаковича было написано в 1957 году к 19-летию его сына Максима , премьера которого состоялась во время его выпускного концерта в Московской консерватории . Оно содержит много схожих элементов с Концертино для двух фортепиано Шостаковича: оба произведения были написаны для того, чтобы быть доступными для развивающихся молодых пианистов. [1] Это необычайно жизнерадостное произведение, гораздо большее, чем большинство произведений Шостаковича. [2] [ нужен лучший источник ]

Инструментарий

[ редактировать ]

Произведение исполнено для фортепиано соло , двух флейт , пикколо , двух гобоев , двух кларнетов , двух фаготов , четырех валторн , литавр , малого барабана и струнных . [3]

Движения

[ редактировать ]

Концерт частей длится около 20 минут и состоит из трех , причем вторая часть исполняется attacca , тем самым переходя непосредственно в третью:

  1. Аллегро
    Первая часть имеет сонатную форму. Основная тема первой части сначала исполняется фаготом, а затем вскоре в сопровождении кларнетов и гобоев. Фортепиано отвечает своей собственной темой, играемой отдельными нотами обеими руками с интервалом в октаву . Это перерастает в маршевую тему. Затем вводится новая тема ре минор с унисонами на фортепиано с интервалом в две октавы, которые сводятся на нет. Затем резкий звук оркестра переходит в шумные и низкие прыгающие октавы на нижнем фортепиано, в то время как оркестр играет вариацию оригинальной фортиссимо мелодии . Фортепиано построено по схеме триоли, чтобы представить тему ре минор (теперь си-бемоль мажор) в дополнении к торжествующему тутти . В кульминации фортепиано вступает контрапунктическое соло. Через минуту фугато оркестр возвращается, играя мелодию при сильном ветре. Оркестр строит основную мелодию, в то время как фортепиано играет гаммы и тремоло, которые приводят к нескольким строкам аккордов и октав на фортепиано, при этом основная тема наконец выходит на поверхность и завершает движение.
  2. Анданте
    Вторая часть представляет две разные темы в вариационной форме. Струнные начинаются нежно до минор с коротким вступлением, после чего вступает фортепиано с триольной темой до мажор. Хотя он остается медленным на всем протяжении и работает в сравнительно небольшом диапазоне, для него характерна повторяемость ритмов два или четыре на три.
  3. Аллегро
    Финал представляет собой танец в двойном такте, в котором широко используются пентатонические гаммы и лады. Вскоре появляется вторая тема. 7
    8-й
    раз, на фортепиано в сопровождении струн пиццикато, похожих на балалайку . Это продолжается некоторое время, прежде чем в режиме упражнения « Ганон » появляется новый мотив с гаммами в шестых долях и полукваверными гаммами, что и является шуткой на выпускном Максима. Эти три темы затем развиваются и переплетаются перед окончательным утверждением 7
    8-я
    тема и, наконец, виртуозная кода фа мажор. [4]

В письме Эдисону Денисову в середине февраля 1957 года, всего через неделю после окончания работы над ним, сам композитор писал, что произведение «не имеет никаких искупительных художественных достоинств». Было высказано предположение, что Шостакович хотел упредить критику, осудив произведение сам (он неоднократно становился жертвой официального порицания), и что этот комментарий на самом деле был ироничным. В апреле 1957 года он вместе с сыном исполнил аранжировку произведения для Министерства культуры на двух фортепиано, а затем состоялась его премьера для публики в Московской консерватории. [1]

Несмотря на кажущуюся простоту этого концерта, публика всегда относилась к нему тепло и считается одним из самых популярных произведений Шостаковича. [5] В 2017 году концерт занял 19-е место в Зале славы Classic FM . [6] В 2024 году он был девятым. [7]

Несмотря на отказ от концерта, композитор несколько раз исполнял его сам и записал вместе со своим первым концертом. Оба играются в быстром темпе. [8] Его игра на третьей и последней записи свидетельствует о начале прогрессирующего нервно-мышечного расстройства, положившего конец его пианистической карьере. [9] В своих записях второй части Шостакович представляет небольшие вариации некоторых отрывков, не записанных в партитуре. Некоторые примеры включают повторяющийся аккорд, который Шостакович играет из такта 33, который с первой доли такта 34 записывается как ничья в партитуре. [1]

Собственный сын Максима, Дмитрий Максимович Шостакович, также записал пьесу, а его отец дирижировал I Musici de Montreal . Дмитрий младший приближается к темпам и фразировке своего деда.

Другие записи включают записи Леонарда Бернстайна в качестве солиста и дирижера Columbia Records , Марка-Андре Амлена для Hyperion Records и Дмитрия Алексеева с Ежи Максимюком, дирижирующим Английским камерным оркестром . Состоялась запись этого концерта в исполнении Оркестра Мариинского театра солиста Дениса Мацуева и Валерия Гергиева . под управлением [10]

Концерт используется в двух разных балетах. Кеннета Макмиллана состоялась Премьера Концерта 30 ноября 1966 года в Немецкой опере в Берлине , затем он вошел в репертуар Королевского балета . [11] Алексей Ратманский создал Concerto DSCH для New York City Ballet , премьера которого состоялась в 2008 году. [12]

  1. ^ Перейти обратно: а б с Мошевич 2004 , стр. 153–5.
  2. ^ «Дмитрий Шостакович: Концерт для фортепиано с оркестром №2 фа» . classicfm.com . Проверено 9 августа 2017 г.
  3. ^ Бостан 2014 , с. 33.
  4. ^ «Увлекательное знакомство с Фортепианным концертом № 2 фа мажор ШОСТАКОВИЧА, соч. 102» . Редлендская симфония . Проверено 9 августа 2017 г.
  5. ^ Шостакович, Дмитрий (2010). Якубов, Манашир (ред.). Дмитрий Шостакович: Новое собрание сочинений. III серия: Инструментальные концерты. 41-й том: Концерт для фортепиано с оркестром № 2, соч. 102 (Переложение автора для двух фортепиано) . Москва: Издательство DSCH. стр. 121–122. ИСМН 979-0-706364-23-0.
  6. ^ Радио, Глобальное. «Зал славы классического FM» . Halloffame.classicfm.com . Проверено 9 августа 2017 г.
  7. ^ https://halloffame.classicfm.com/2024/
  8. ^ Мошевич 2004 , с. 155.
  9. ^ Мошевич 2004 , с. 154.
  10. ^ Dmitri Shostakovich and Rodion Shchedrin , Shostakovich: Piano Concertos Nos. 1 & 2 / Shchedrin: Piano Concerto No. 5 . ( Denis Matsuev and Valery Gergiev , Mariinski) 4-6
  11. ^ «Концерт» . Онлайн-коллекции Королевского оперного театра .
  12. ^ «Концерт ДЩ» . Нью-Йоркский городской балет . Проверено 23 мая 2020 г.

Источники

[ редактировать ]
  • Бостан, Мария Кристина (2014). «Концерт фа мажор, соч. 102 для фортепиано с оркестром Дмитрия Состаковича». Бюллетень Трансильванского университета Брашова, серия VIII: Исполнительское искусство . 7 (2): 33–42.
  • Мошевич, София (2004). Дмитрий Шостакович, пианист . Монреаль: Издательство Университета Макгилла-Куина. ISBN  0-7735-2581-5 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 615fdf39b1301a791405c4de74e21279__1718473680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/61/79/615fdf39b1301a791405c4de74e21279.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Piano Concerto No. 2 (Shostakovich) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)