Родион Щедрин
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Родион Щедрин | |
---|---|
Родион Щедрин | |
Рожденный | Москва, Советский Союз | 16 декабря 1932 г.
Род занятий | Композитор, пианист |
Супруг |
Rodion Konstantinovich Shchedrin (Russian: Родион Константинович Щедрин , IPA: [rədʲɪˈon kənstɐnʲˈtʲinəvʲɪtɕ ɕːɪˈdrʲin] ; 16 декабря 1932) — советский и российский композитор и пианист, лауреат Государственной премии СССР (1972), Ленинской премии (1984) и Государственной премии Российской Федерации (1992), бывший член Интернационала . -региональная депутатская группа (1989–1991). Он также гражданин Литвы. [ 1 ] и Испания. [ 2 ]
Биография
[ редактировать ]Щедрин родился в Москве в музыкальной семье — его отец был композитором и преподавателем теории музыки . Учился в Московском хоровом училище и Московской консерватории (окончил в 1955 году) у Юрия Шапорина (композиция) и Якова Флиера (фортепиано). Он был женат на балерине Майе Плисецкой с 1958 года до ее смерти в 2015 году.
Ранняя музыка Щедрина тональна , красочно оркестрована и часто включает в себя отрывки народной музыки, а в некоторых более поздних произведениях используются алеаторические и сериальные приемы.
Среди его произведений — балеты «Конек-Горбунок» (1955), «Кармен-сюита» (1973), «Анна Каренина» (1971 по роману Льва Толстого ), «Дама с собачкой» (1985); оперы «Не только любовь» (1961), «Мертвые души» (1976, по ; роману Н.Гоголя) фортепианные концерты, симфонии, камерная, фортепианная музыка и другие произведения. Он составил набор из 24 прелюдий и фуг после того, как услышал песни Дмитрия Шостаковича . Также примечателен его Полифонический блокнот .
Он написал пять концертов для оркестра . Первая, подзаголовок которой по-разному переводится как «Озорные лимерики» или «Озорные народные частушки» — ни один из них не полностью отражает суть русского оригинала, в котором говорится о частушке , непочтительной, сатирической народной песне, — безусловно, наиболее известен и был работа, которая впервые принесла ему международную репутацию. [ 3 ] Второй концерт для оркестра имел подзаголовок «Звоны» («Перезвоны»), премьера которого состоялась в Нью-Йоркском филармоническом оркестре под управлением Леонарда Бернштейна в рамках одного из многих заказов в честь 125-летия оркестра. Третий основан на старинной музыке русских провинциальных цирков. Четвертая, « Хороводы », была написана в 1989 году, а пятая, « Четыре русские песни» , написана в 1998 году.
Щедрин также является пианистом-виртуозом и органистом, играющим сольно на фортепиано в премьерах первых трех из шести своих фортепианных концертов. 5 мая 1974 года Щедрин выступил солистом на всех трёх законченных на тот момент фортепианных концертах, и этот концерт с Симфоническим оркестром СССР под управлением Евгения Светланова был записан и выпущен на пластинке, а затем на компакт-диске. Он стал членом Берлинской академии художеств в 1989 году и получил Государственную премию России от президента России Бориса Ельцина в 1992 году. После распада Советского Союза Щедрин воспользовался новыми возможностями международных путешествий и музыкального сотрудничества. и теперь в основном делит свое время между Мюнхеном и Москвой.
С 11 по 14 июня 2008 года в Армении прошли Щедринские дни с участием Щедрина и Майи Плисецкой в качестве почетного гостя. По приглашению Вальтера Финка он стал 19-м композитором, принявшим участие в ежегодном Komponistenporträt Музыкального фестиваля в Рейнгау в 2009 году. Он и его жена посетили концерты, которые включали его русскую литургию «Запечатанный ангел» для хора и флейты, исполненную в аббатстве Эбербах . Его камерная музыка включала «Древние мелодии русских народных песен» (2007) с виолончелистом Рафаэлем Валлфишем и им самим за фортепиано, а также Meine Zeit, mein Raubtier с тенором Кеннетом Тарвером и пианистом Роландом Понтиненом, которые исполнили ее также на фестивале в Вербье .
Премьера немецкой версии его оперы «Лолита» состоялась на премьере Internationale Maifestspiele Wiesbaden в постановке Hessisches Staatstheater Wiesbaden в 2011 году. [ 4 ]
Список композиций
[ редактировать ]Сценические работы
[ редактировать ]Оперы
[ редактировать ]- «Не только любовь» , опера в трёх действиях с эпилогом (1961). Первое выступление 25 декабря 1961 года в Москве хора и оркестра Большого театра под управлением Ю. Светланова (дирижер).
- «Мёртвые души» , опера в трёх действиях (1976). Либретто композитора. Первое выступление 7 июня 1977 года в Москве хора и оркестра Большого театра под управлением Ю. Темирканова (дирижер).
- Лолита , опера в трёх действиях по Владимира Набокова роману (1993). Либретто композитора. Первое исполнение: 14 декабря 1994 года в Стокгольме в исполнении Стокгольмской королевской оперы , Мстислав Ростропович (дирижер), Анн-Маргет Петтерсон, Джон Конклин.
- «Очарованный странник» , опера для концертной сцены для меццо-сопрано, тенора, баса, смешанного хора и оркестра (2001–2002). Рассказ Николая Лескова . Либретто композитора. По заказу Нью-Йоркской филармонии Лорин Маазель . Первое выступление 19 декабря 2002 года в Нью-Йорке Нью-Йоркской филармонии , хоровых артистов Нью-Йорка Лорин Маазель (дирижер).
- Боярина Морозова , хоровая опера в двух частях для четырех солистов, смешанного хора, трубы, литавр и ударных (2006). Текст из «Жития протоиерея Аввакума» и «Жития боярины Морозовой». Либретто композитора. Первое исполнение: 30 октября 2006 года в Московской консерватории в спектакле Бориса Тевлина.
- «Левша» , опера в 2-х действиях. Либретто композитора по роману Николая Лескова . Концертное выступление 26 июня и мировая премьера 27 июля 2013 года в Мариинском-2 в Санкт-Петербурге под управлением Валерия Гергиева . [ 5 ]
- «Рождественская сказка» , заявленная как «Опера феерия», либретто композитора по переводу Лесковым сказки Немцовой. Мировая премьера в Мариинском Двое в Санкт-Петербурге под управлением Валерия Гергиева, 27 декабря 2015 года. Опера содержит элементы оригинальной славянской сказки о Золушке, а также русской повести «Двенадцать месяцев».
Балеты
[ редактировать ]- «Конёк-Горбунок» , балет в четырёх действиях (1956). Первое исполнение 4 марта 1960 года в Москве на сцене Большого театра , Г. Рождественский (дирижер).
- Кармен-сюита , балет в одном действии (1967). Первое выступление 20 апреля 1967 года в Москве оркестра Большого театра под управлением Геннадия Рождественского (дирижер).
- Анна Каренина , балет в трёх действиях по Льву Толстому (1971). Первое исполнение 10 июня 1972 года в Москве на сцене Большого театра Ю. Симонова (дирижер).
- «Чайка» , балет в двух действиях по А. Чехова пьесе (1979). Первое исполнение в 1980 году в Москве театра Большого Александра Лазарева (дирижер).
- «Дама с болонкой» , балет в одном действии по мотивам Антона Чехова (1985). Первое исполнение 20 ноября 1985 года в Москве на сцене Большого театра ( Александра Лазарева дирижер).
Музыкальный театр
[ редактировать ]- Нина и двенадцать месяцев (1988). Мюзикл в двух действиях на либретто Т. Футжиты по Самуила Маршака повести . Первое выступление состоялось 8 августа 1988 года в Токио.
Случайная музыка
[ редактировать ]- Они знали Маяковского по пьесе В. Катаняна (1954)
- Темп по пьесе Н. Погодина (1955)
- Первая симфония по пьесе А. Гладкова (1956)
- Мистерия-Буффо по пьесе В. Маяковского (1957)
- Дамоклов меч по пьесе Н. Хикмета (1959)
- Гроза , по пьесе Н. Островского (1961)
- Тёркин в загробной жизни по пьесе А. Твардовского (1966)
Оркестровые произведения
[ редактировать ]Симфонии
[ редактировать ]- Симфония № 1 (1958) в трёх частях (1958). Первое исполнение 6 декабря 1958 года в Москве оркестра Московской филармонии под управлением Натана Рахлина (дирижер).
- Симфония № 2 «Двадцать пять прелюдий» (1962–1965). Первое выступление 11 апреля 1965 года в Москве Большого СО Гостелерадио СССР , Геннадий Рождественский (дирижер).
- Симфония № 3. Концертная симфония «Сцены из русских сказок» в пяти частях (2000). По заказу Баварского радио для Лорина Маазеля и Симфонического оркестра Баварского радио , первое выступление которого состоялось 22 июня 2000 года в Гаштайге .
Концерты для оркестра
[ редактировать ]- Концерт для оркестра № 1 «Озорные лимерики» (1963). Первое выступление в сентябре 1963 года в Варшаве Большого СО Радио и телевидения Геннадия Рождественского (дирижер). Первое выступление в России 17 ноября 1963 года в Москве оркестра Московской филармонии под управлением Кондрашина Кирилла ( дирижер).
- Концерт для оркестра № 2 «Перезвоны» (1968). По заказу Нью-Йоркской филармонии к ее 125-летию. Первое выступление 11 января 1968 года в Нью-Йорке Нью-Йоркского филармонического оркестра Леонарда Бернстайна (дирижер).
- Концерт для оркестра № 3 «Старинная русская цирковая музыка» (1989). По заказу Чикагского симфонического оркестра к его 100-летнему юбилею. Первое выступление Чикагского симфонического оркестра Лорина Маазеля (дирижер) состоялось 25 октября 1990 года в Чикаго.
- Концерт для оркестра № 4 «Хороводы (Хороводы)» (1989). По заказу компании Suntory . дирижер) 2 ноября 1989 года в Сантори-холле под управлением Первое выступление Токийского симфонического оркестра ( Наохиро Тоцука .
- Концерт для оркестра № 5 «Четыре русские песни» для симфонического оркестра (1998). По заказу BBC к сезону выпускных вечеров 1998 года Дмитрию Ситковецкому . Первое выступление 7 августа 1998 года в Королевском Альберт-Холле в Лондоне , Ольстерского оркестра Дмитрий Ситковецкий (дирижер)
Концерты для сольного инструмента с оркестром.
[ редактировать ]- Фортепиано
- Концерт для фортепиано с оркестром № 1 в четырех частях ре мажор (1954). Первое выступление 7 ноября 1954 года в Москве Студенческого оркестра консерватории под управлением Геннадия Рождественского (дирижер), Родиона Щедрина (фортепиано). Реоркестрована в 1974 году. Первое исполнение реорганизованной версии: 5 мая 1974 года в Москве СО СССР, Евгений Светланов (дирижер), Родион Щедрин (фортепиано).
- Фортепианный концерт № 2 в трех частях (1966). Посвящается Майе Плисецкой . Первое выступление 5 января 1967 года в Москве Большого СО Гостелерадио СССР , Геннадия Рождественского (дирижер), Родиона Щедрина (фортепиано).
- Фортепианный концерт № 3 «Вариации и тема» (1973). Первое выступление 5 мая 1974 года в Москве СО СССР, Евгения Светланова (дирижер), Родиона Щедрина (фортепиано).
- Фортепианный концерт № 4 «Острые клавиши» в двух частях (1991). Первое выступление 11 июня 1992 года в Вашингтоне Washington National SO , Мстислава Ростроповича (дирижер), Николая Петрова (фортепиано).
- Фортепианный концерт № 5 в трёх частях (1999). По заказу компании SAVCOR (Ханну и Улла Сависало). Посвящается Олли Мустонену . Первое выступление 21 октября 1999 года в павильоне Дороти Чендлер в Лос-Анджелесе в исполнении Филармонического оркестра Лос-Анджелеса , Эсы-Пекки Салонена (дирижер), Олли Мустонена (фортепиано).
- Фортепианный концерт №6 «Concerto Lontano» для фортепиано и струнного оркестра (2003). По заказу Концертгебау в Амстердаме. Первое выступление 6 августа 2003 года в Концертгебау в Амстердаме Нового европейского струнного камерного оркестра под управлением Дмитрия Ситковецкого ; Екатерина Мечетина (фортепиано).
- Труба
- Концерт для трубы с оркестром в двух частях (1993). По заказу Питтсбургского симфонического оркестра . Первое выступление 30 сентября 1994 года в Питтсбурге Питтсбургского симфонического оркестра под управлением Маазела Лорина ( дирижер), Джорджа Восбурга (труба).
- Виолончель
- Концерт "Sotto Voce" для виолончели с оркестром в четырех частях (1994). По заказу сэра Джона и леди Лайонс для Мстислава Ростроповича и Лондонского симфонического оркестра . Первое выступление 8 ноября 1994 года в Лондоне в исполнении London SO , Сейджи Одзавы (дирижер), Мстислава Ростроповича (виолончель).
- Концертная парабола для виолончели, струнного оркестра и литавр (2001). По заказу Академии Кронберга Мстиславу Ростроповичу . Первое выступление 28 октября 2001 года на фестивале виолончели в Кронберге Франкфуртского радио SO , Хью Вольфа (дирижер), Мстислава Ростроповича (виолончель).
- Виола
- Концерт «Дольче» для альта, струнного оркестра и арфы (1997). Первое выступление 30 декабря 1997 года в Москве Солистов Москвы Юрия Башмета (кондиционер и альт).
- Скрипка
- Концерт «Кантабиле» для скрипки и струнного оркестра (1997). Посвящается Максиму Венгерову . Первое выступление 10 июля 1998 года в Тонхалле Цюриха в исполнении Тонхалле оркестра под управлением Мариса Янсонса (дирижер), Максима Венгерова (скрипка).
- Гобой
- Концерт для гобоя (2010). Первое выступление: 18 июня 2010 года в Амстердаме Алексея Огринчука (гобой) и Королевского оркестра Концертгебау под управлением Сюзанны Мялкки .
- Другие
- Концерт «Парландо» для скрипки, трубы и струнного оркестра (2004). Первое выступление 22 сентября 2004 года в Сен-Назере, Франция, Камерного оркестра Кремля под управлением Миши Рахлевского с Филиппом Граффеном (скрипка) и Мартином Харреллом (труба).
- Двойной концерт «Романтическое приношение» для фортепиано, виолончели и оркестра (2010). Первое выступление: 9 февраля 2011 года в Люцерне Марты Аргерих (фортепиано), Миши Майского (виолончель) и Симфонического оркестра Люцерна под управлением Неэме Ярви .
- «Приключения обезьяны», концерт для рассказчика, трубы, валторны, флейты, арфы и двух ударников (2020)
Другие оркестровые произведения
[ редактировать ]- «Конек-Горбунок» , первая сюита из балета, для симфонического оркестра (1955). Первый спектакль в 1956 году в Москве Госкино СО, Александр Гаук, дир.
- Камерная сюита для двадцати скрипок, арфы, аккордеона и двух контрабасов (1961). Первое выступление в 1962 году в Москве Ансамбля скрипачей оркестра Большого театра, Ю. Реентович, дир.
- «Не любовь одна», первая симфоническая сюита из оперы, для меццо-сопрано и оркестра (1964)
- «Конек-Горбунок», вторая сюита из балета, для симфонического оркестра (1965)
- «Симфонические фанфары», праздничная увертюра для симфонического оркестра (1967). Первое выступление 6 ноября 1967 года в Москве Большого СО Радио и Телевидения СССР , Геннадий Рождественский дир.
- Not Love Alone, вторая версия для камерного оркестра (1971). Первое исполнение 20 января 1972 года Московским Камерным оперным театром , Владимир Дельман, дир.
- Анна Каренина, романтическая музыка для симфонического оркестра (1972). Первое выступление 24 октября 1972 года в Москве Большого СО Радио и Телевидения СССР , Геннадий Рождественский дир.
- Торжественная увертюра, Симфонический салют по случаю 60-летия СССР (1982). Первое выступление в декабре 1982 года в Москве оркестра Симфонической академии СССР под управлением Евгения Светланова дир.
- «Чайка», сюита из балета, для симфонического оркестра (1984). Первое выступление 14 января 1986 года в Нью-Йорке Нью-Йоркского национального оркестра под управлением А. Кассуто, дир.
- Музыка для города Котена, для камерного оркестра (1984). Первое выступление Берлинского камерного оркестра 17 февраля 1985 года в Берлине.
- Автопортрет, вариации для симфонического оркестра (1984). Первое выступление 15 мая 1984 года в Москве ГосСО СССР, Д. Кахидзе дир.
- Музыка для струнных, двух гобоев, двух валторн и челесты (1985). Первое выступление в апреле 1987 года в Ленинграде Ленинградской государственной филармонии академика С.О. Глущенко, дир.
- «Геометрия звука» для камерного оркестра (1987). Первое выступление в мае 1987 года в Кёльне солистов оркестра Большого театра Александра Лазарева дир.
- Стихира (Гимн) к Тысячелетию христианизации Руси, для симфонического оркестра (1988). Посвящается Мстиславу Ростроповичу . Первое выступление Washington National SO в марте 1988 года в Вашингтоне под управлением Мстислава Ростроповича.
- Флажолеты для Тору Такемицу , для симфонического оркестра (1990). Первое выступление Tokyo SO, H. Iwaki cond. 9 октября 1990 года в Токио.
- Хрусталь Гусли для симфонического оркестра (1994). Посвящается Тору Такемицу . Первое исполнение 21 ноября 1994 года в Москве Московского государственного СО, И. Головчина дир.
- Русские фотографии, музыка для струнного оркестра (1994). Посвящается Владимиру Спивакову и «Виртуозам Москвы». Первое выступление 29 июля 1995 года в Гштааде коллектива «Виртуозы Москвы» В. Спивакова дир.
- Вологодские пастушьи свирели (Посвящение Бартоку) для гобоя, валторны, валторны и струнных (1995). По заказу Венгерского радио. Первое выступление 1 октября 1995 года в Мраморном зале Будапешта Камерного оркестра Concentus Hungaricus под управлением Белы Коллара (гобой), Гергели Хамара (английская валторна), Золтана Варги (валторна), Ласло Ковача, конд.
- Прославление (Великанье) для струнного оркестра (1995). По заказу Всемирного экономического форума. Первое выступление 6 февраля 1996 года в Давосе на Всемирном экономическом форуме Московского камерного оркестра под управлением Константина Орбеляна конд.
- Слава, Слава (Праздничный звон колоколов), для оркестра (1997). Посвящается Мстиславу Ростроповичу к его 70-летию. Первое выступление Национального оркестра Франции под управлением Сейджи Одзавы 27 марта 1997 года в Париже, дир.
- Прелюдия к Девятой симфонии Бетховена для оркестра (1999). По заказу Нюрнбергского симфонического оркестра . 5 января 2000 года в Мейстерзингерхалле Первое выступление Нюрнбергского симфонического оркестра под управлением Яка ван Стена в Нюрнберге .
- Лолита Серенада, симфонические фрагменты из оперы «Лолита» (2001). По заказу Питтсбургского симфонического оркестра Марису Янсонсу . Первое выступление Питтсбургского симфонического оркестра под управлением Марисса Янсонса, конд., состоялось 28 сентября 2001 года в Питтсбурге.
- Диалоги с Шостаковичем, симфонические этюды для оркестра (2001). По заказу Питтсбургского симфонического оркестра . Первое выступление Питтсбургского симфонического оркестра под управлением Мариса Янсонса, конд., состоялось 8 ноября 2002 года в Питтсбурге.
- Виват!, Петербургская увертюра (2008). Первое выступление: 12 декабря 2008 года в Санкт-Петербурге Санкт-Петербургской филармонии под управлением Мариса Янсонса, конд.
- Бетховена Гейлигенштадтское завещание (2008). По заказу Bayerischer Rundfunk . Первое выступление: 18 декабря 2008 года в Мюнхене в исполнении оркестра Bayerische Rundfunk , Марис Янсонс, конд.
- Симфонический диптих (2009). Первое исполнение: 20 апреля 2009 года в Москве оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева дир.
- Литовская сага (2009). Первое исполнение: 13 мая 2009 года в Вильнюсе Лондонским симфоническим оркестром , Валерий Гергиев дир.
- Москва-Петушки, драматический фрагмент (2013). По заказу фестиваля Вербье.
Вокальная музыка
[ редактировать ]Для солиста, хора и оркестра
[ редактировать ]- «Бюрократиада», сатирическая кантата для солистов, хора и малого оркестра (1963). К текстам «Правил проживания в пансионате «Курпаты». Первое выступление 24 февраля 1965 года в Москве Ансамбля солистов и камерного оркестра под управлением В. Дельмана (дирижер).
- «Поэтория», концерт для поэта в сопровождении женского голоса, смешанного хора и симфонического оркестра (1968). На слова А. Вознесенского . Первое выступление 24 февраля 1968 года в Москве СО и хором Радио и телевидения СССР , Геннадий Рождественский (дирижер), Андрей Вознесенский (поэт).
- Ленин среди нас , оратория для сопрано, альта и баса, смешанного хора и симфонического оркестра (1969). Традиционный текст. Посвящается столетию Ленина . Первое выступление 6 февраля 1970 года в Москве СО и хора Радио и телевидения СССР , Геннадий Рождественский (дирижер), Л. Зыкина, Л. Белобрагина и А. Эйзен (солисты).
- «Долгая жизнь» (Многия Лета) для смешанного хора, фортепиано соло и трех групп ударных инструментов (1991). Посвящается Г. Рождественскому . Первое выступление 5 мая 1991 года в Москве с Валерием Полянским (дирижер).
- Молитва (Моление) для смешанного хора и симфонического оркестра (1991). На слова Иегуди Менухина . Первое выступление 7 марта 1991 года в Москве Московского камерного хора и СО Министерства культуры СССР Иегуди Менухина (дирижер).
Для одной партии соло
[ редактировать ]- Песня и частушки Варвары из оперы «Не только любовь» (1961). Переложение для меццо-сопрано и фортепиано.
- Три упражнения сольфеджио, соната для высокого голоса и фортепиано (1965). Первое исполнение 13 октября 1967 года в Москве З. Долухановой (голос) и Н. Светлановой (фортепиано).
- Плач по голосу в сопровождении фортепиано (1965). Традиционные слова В. Бокова. Первое исполнение 31 января 1966 года в Москве И. Архиповой (голос) и Р. Щедрина (фортепиано).
- «Таня – Катя», песни без слов в народном стиле для сопрано с оркестром (2002). Первое выступление 12 декабря 2002 г. в Москве ГСО России, Дмитрий Ситковецкий (кондуктор), М. Гаврилова (голос).
- «Таня – Катя II», песни без слов в народном стиле для женского голоса и скрипки (2002).
- «Мой век, мой дикий зверь», вокальный цикл для тенора, чтеца и фортепиано. Текст Осипа Мандельштама . 6 февраля 2003 года в Кельнской филармонии. Первое выступление Марка Такера (тенор) и Владимира Ашкенази (фортепиано)
- Цыганская песня Груши (2008). Первое выступление: 3 августа 2008 года в Вербье Кристины Капустинской и Фестивального оркестра Вербье под управлением Валерия Гергиева .
- «Клеопатра и змей», драматическая сцена для женского голоса и оркестра (2011). Слова из заключительных сцен трагедии Шекспира «Антоний и Клеопатра» в переводе Бориса Пастернака (2011). Первое выступление 28 мая 2012 года на Зальцбургском фестивале М. Эрдмана и оркестра Мариинского театра Валерия Гергиева (дирижер).
- Балалечка - Минорочка, романс в народном стиле на народные стихи из старых тетрадей для женского голоса и струнного оркестра (2015)
Хоры а капелла
[ редактировать ]- Два хора на слова Александра Пушкина для смешанного хора без сопровождения (1950)
- The Willow , вокализ для смешанного хора без сопровождения (1954)
- Четыре хора на слова Александра Твардовского для смешанного хора без сопровождения (1968)
- Четыре припева на слова Андрея Вознесенского для смешанного хора без сопровождения (1971)
- Русские деревни , для смешанного хора без сопровождения (1973). Хор на слова Ивана Хабарова.
- «Женщина стирала белье » для смешанного хора без сопровождения (1975). Хор на слова Ю. Ляпина.
- «Казнь Пугачева» , стихотворение для смешанного хора a cappella (1981). Текст Александра Пушкина . Первое выступление 10 марта 1983 года в Таллинне Хора студентов Московской консерватории Бориса Тевлина (дирижер).
- Строки (Стансы) из оперы «Евгений Онегин» для смешанного хора а капелла (1981). Текст Александра Пушкина . Первое выступление в мае 1982 года в Москве Хора студентов консерватории Б. Тевлина (дирижер).
- Концертино в четырех частях для хора а капелла (1982). По заказу Международного хорового фестиваля в Корке. Первое выступление 5 мая 1982 года в Корке, Ирландия, хора Коркского фестиваля и хора Lialiumai под управлением Альбинаса Пиатраускаса (дирижер).
- «Запечатанный ангел» , русская литургия для смешанного хора а капелла с пастушеской дудкой (1988). Русский православный текст. Первое выступление 18 июня 1988 года в Концертном зале имени П.И. Чайковского в Москве Московского камерного хора и Государственного академического хора СССР Владимира Минина (дирижер), Александра Голышева (флейта).
- Два русских хора (2008). Первое выступление: 12 сентября 2008 года в Москве Национального хора консерваторий России под управлением Бориса Тевлина.
- Русские народные пословицы для смешанного хора а капелла (2019)
- Майя Плисецкая — Вечная память: Месса поминовения на эпитафию Николаю Гоголю (2019), для смешанного хора а капелла.
Фортепианные произведения
[ редактировать ]- Вариация на тему Глинки для фортепиано (1957)
- Токкатина для фортепиано (1958)
- Фортепианные пьесы (1952–1961). Поэма; Четыре пьесы из балета «Конек-Горбунок»; Юмореска; Подражая Альбенису; Тройка; Две полифонические пьесы
- Соната для фортепиано № 1 до мажор (1962). Первое исполнение 24 апреля 1968 года в Москве Д. Башкирова (фортепиано).
- Двадцать четыре прелюдии и фуги, том 1, для фортепиано (1964). №№ 1–12 в острых тональностях. Первое исполнение 20 апреля 1965 года в Москве Р. Щедрина (фортепиано).
- Двадцать четыре прелюдии и фуги, том 2, для фортепиано (1970). №№ 13–24 в плоских тональностях. Первое исполнение полного цикла композитора 27 января 1971 года в Москве.
- Полифоническая тетрадь, двадцать пять прелюдий для фортепиано (1972). Первое исполнение 31 марта 1973 года в Москве Р. Щедрина (фортепиано).
- Тетрадь для юношества, пятнадцать пьес для фортепиано (1981). Первое исполнение в марте 1982 года в Москве Р. Щедрина (фортепиано).
- Соната для фортепиано No. 2 (1997). Для Ефима Бронфмана. Первое выступление Ефима Бронфмана (фортепиано) 26 апреля 1997 года в Осло.
- Озорные лимерики (Частушки) для фортепиано (1999). Переработанная версия Концерта для оркестра № 1 «Озорные лимерики» (1963)
- Дневник, семь пьес для фортепиано (2002). Первое исполнение Екатерины Мечетиной (фортепиано) 5 декабря 2002 года в Москве.
- Вопросы, одиннадцать пьес для фортепиано (2003). Первое выступление Олли Мустонена (фортепиано) 9 октября 2004 года в Зале Королевы Елизаветы в Лондоне.
- Маршевая песня для фортепиано (2005).
- Концертная Сонатина для фортепиано (2005). Первое выступление Александра Гиндина (фортепиано) 23 ноября 2005 года в Москве.
- А ля Пиццикато для фортепиано (2005). По заказу Международного конкурса фортепиано имени Адилии Алиевой в Гайяре, Франция.
- Hommage a Chopin» для четырех фортепиано (2005). Переработка версии 1983 года. Первое исполнение: 20 сентября 2006 года в Осло берлинским фортепианным квартетом «Аврора».
- Романтические дуэты для фортепиано в четыре руки (2007). По заказу фестиваля Вербье.
- Бесхитростные страницы (2009). Первое выступление Юджи Ванга (фортепиано) 1 августа 2009 . года в Вербье
- Концертный этюд «Этюд Чайковского» (2011). По заказу XIV Международного конкурса Чайковского. Первое выступление: 20 июня 2011 г. в Москве.
- Вариация на тему Диабелли (2019)
Камерно-инструментальные произведения
[ редактировать ]- Сюита для кларнета и фортепиано (1951). Первое выступление в 1952 году в Москве Б. Прорвича (кларнет) и Р. Щедрина (фортепиано).
- В стиле Альбениса для скрипки и фортепиано (1973)
- Фрески Дионисия для девяти инструментов (1981). Первое выступление в октябре 1981 года в Москве солистов оркестра Большого театра.
- Музыкальное приношение для органа, трех флейт, трех фаготов и трех тромбонов (1983). Написано к 300-летию со дня рождения И.С. Баха. Первое исполнение 21 октября 1983 года в Москве Р. Щедрина (орган), А. Корнеева, А. Поплавского и И. Копчевского (флейта), А. Арницанса, А. Капчели и Ю. Евстрафьева (фагот), Н. Миронова, С. Школьник и Е. Осипов (тромбон)
- Эхо-соната для скрипки соло (1984). Написано к 300-летию со дня рождения И.С. Баха. Первое выступление У. Хельшера (скрипка) 27 июня 1985 года в Кёльне.
- Три пастыря, трио для флейты, гобоя и кларнета (1988). Первое выступление 25 июля 1988 года в Кухмо (Финляндия) солистов Кировского государственного театра оперы и балета СО.
- Русские наигрыши» для виолончели соло (1990). Посвящается Мстиславу Ростроповичу . Первое исполнение — ноябрь 1990 года в Париже.
- Echos on a Cantus Firmus Орландо ди Лассо для органа и блокфлейты-сопрано (1994). 5 ноября 1994 года в Мюнхене. Первое выступление Маркуса Цанхаузена (флейта) и Элизабет Завадке (орган)
- Фортепиано-терцет для скрипки, виолончели и фортепиано (1995). По заказу Парижской ассоциации l'Association Parade для фортепианного трио Чайковского. Первое исполнение 17 апреля 1996 года в Миланской консерватории Дж. Верди Фортепианного трио Чайковского (Александр Бруссиловский (скрипка), Анатоль Либерман (виолончель), Константин Богино (фортепиано).
- «Ледяной дом», русская сказка для маримбы соло (1995). Первое выступление 17 марта в Малом зале Мюнхена Гаштайг Дмитрия Неделева (маримба)
- Music From Afar для двух бас-гитар (1996). Я: Музыка издалека; II: Славянский танец. Для Маркуса Цанхаузена. Первое выступление Маркуса Цанхаузена и Маркуса Бартоломе (бас-магнитофоны) 9 ноября 1996 года в мюнхенской церкви Лаэтаре.
- Соната для виолончели и фортепиано (1996). Для Мстислава Ростроповича. Первое выступление 5 мая 1997 года в Монте-Карло Мстислава Ростроповича (виолончель) и Родиона Щедрина (фортепиано).
- Пастораль для кларнета и фортепиано (1997). Для Юрга Видмана. Первое выступление Юрга Видмана (кларнет) и Морица Эггерта (фортепиано) 10 апреля 1997 года в Карле Орф-Заале, Гаштайге в Мюнхене.
- Балалайка для скрипки соло (1997). Для Максима Венгерова. Первое выступление Максима Венгерова (скрипка) 29 марта 1999 года в Будапеште.
- Вариации и тема для скрипки соло (1998). Сочинено для Четвертого Международного конкурса скрипачей «Леопольд Моцарт» в Аугсбурге. Первое выступление 21 ноября 1999 года в Аугсбурге.
- Менухин Соната для скрипки и фортепиано (1999). По заказу Credit Suisse Private Banking. Первое выступление Дмитрия Ситковецкого (скрипка) и Мишеля Дальберто (фортепиано) 30 июля 1999 года в Заанене.
- Дуэт для скрипки соло (2000)
- Гамлет-баллада для четырех виолончелей или ансамбля виолончелей (2005). По заказу Международного конгресса виолончелистов 2005 года в Кобе (Япония) для концерта 1000 виолончелистов. Первое выступление 22 мая 2005 г. в Кобе (Япония) М. Ростроповича (дирижер) и Наото Отомо.
- Древние мелодии русских народных песен (2007). Первое исполнение: 24 мая 2007 года в Лондоне Рафаэля Валлфиша (виолончель) и Родиона Щедрина (фортепиано).
- «Один для дороги» («На Посошок») для шести виолончелей и дисконтной пластинки (или флейты, гобоя, кларнета, трубы и альта) (2007). Памяти Мстислава Ростроповича . По заказу Академии Кронберга. Первое выступление: 5 октября 2007 года на Фестивале виолончели Академии Кронберга в церкви Св. Петра и Павла ансамбля Cellissimo: Юлиуса Бергера , Ласло Феньо, Себастьяна Гесса, Вольфганга Ленера, Вольфганга Типольда и Раймунда Тренклера (виолончели) и неизвестного исполнителя ( рекордер высоких частот)
- Бельканто в русском ладу (2008). Первое исполнение: 29 июля 2008 года в Вербье Миши Майского (виолончель) и Родиона Щедрина (фортепиано).
- Лирические сцены (2008). По заказу Int. Музыкальный конкурс ARD. Первое выступление квартета «Аполлон Мусагете» 11 сентября 2008 г. в Мюнхене.
- Путешествие в Айзенштадт (2009). Первое выступление: 1 декабря 2009 г. в Лондоне Леонидаса Кавакоса (скрипка) и Николая Луганского (фортепиано).
- Дис Ирэ (2010). По заказу Международной органной недели в Нюрнберге – Musica Sacra. Первое выступление: 5 июня 2010 г. в Нюрнберге Эдгара Краппа, Маттиаса Анка, Лутца Рандоу (орган) и Тилля Везера, Томаса Форстнера (труба) и других.
Распоряжения
[ редактировать ]- «Детская» Мусоргского для голоса и оркестра (1964)
- Два танго Альбениса для оркестра (1996). Первое выступление лондонского SO, М. Ростроповича, конд. 9 августа 1997 года в зале Пибоди в Дейтоне.
- Аранжировка пяти песен без слов Прокофьева, №№ 1, 3, 4 и 5 (2007)
Почести и награды
[ редактировать ]- Орден «За заслуги перед Отечеством »;
- II степень (3 декабря 2007 г.) — за выдающийся вклад в развитие отечественной музыки и многолетнюю творческую деятельность.
- III степень (2 декабря 2002 г.) — за выдающийся вклад в развитие музыкального искусства.
- Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 1992 г. (25 декабря 1992 г.) — за хоровую музыку « Запечатанного ангела» Н. Лескова.
- Ленинская премия (1984) — за оперу « Мёртвые души » (1977), поэму для хора «Казнь Пугачёва» (1981), «Торжественную увертюру» для симфонического оркестра.
- Государственная премия СССР (1972) — за ораторию «Ленин среди нас» и оперу « Не только любовь» (61, новая редакция).
- Народный артист РСФСР (1976).
- Народный артист СССР (1981).
- Императорский Орден Святой Анны III степени (12 февраля 2010 г.) в награду за заслуги перед Отечеством.
- Премия Шостаковича (Россия, 1992).
- Хрустальная награда Всемирного экономического форума (Давос, 1995 г.)
- Член-корреспондент Баварской академии изящных искусств (1976).
- Почетный член Общества Ференца Листа (США, 1979).
- Почетный член Академии художеств ГДР (1982).
- Почетный член Международного музыкального совета (1985).
- Член Берлинской академии художеств (1989).
- Почетный профессор Московской консерватории (1997).
- Почетный профессор Санкт-Петербургской консерватории (2005).
- Почетный профессор МГУ (2007).
- Почетный профессор Пекинской консерватории (2008).
- Премия «Овация» (2008)
- Почетный член Академии художеств ГДР (1993).
- Winner of the German music award Echo Klassik 2008 for the opera Boyarina Morozova (2008)
- Лауреат Национальной театральной премии России «Золотая Маска» за оперу «Очарованный странник» (2009).
- Композитор года Питтсбургского симфонического оркестра (2002)
- Премии Грэмми
- в номинации «Лучшее эссе современной академической музыки» за «Concerto cantabile» (1997).
- в номинации «Лучшее произведение современного композитора классической музыки» за оперу «Очарованный странник» (2009).
- asteroid 4625 Shchedrin
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Плисецкая и Щедрин поселяются в Литве» .
- ^ http://www.boe.es/boe/dias/1994/05/04/pdfs/A13734-13734.pdf [ только URL-адрес PDF ]
- ^ Фрид, Ричард (18 марта 2004 г.). «Концерт для оркестра №1 «Озорные лимерики» » . Центр Кеннеди . Проверено 15 декабря 2019 г.
- ^ Фолькер Мильхс: Опера Лолита - немецкая премьера на 115-м майском фестивале в Висбадене. Архивировано 9 августа 2011 г. в Wayback Machine , Wiesbadener Tagblatt , 1 мая 2011 г. (на немецком языке).
- ^ « Левша ( Левша )» . de.schott-music.com . Шотт Музыка . 2012–2013 гг.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Official website The Plisetskaya-Shchedrin Foundation
- Родион Щедрин на сайте Сикорского (издатель): портрет, биография (pdf) и произведения
- Родион Щедрин
- «Дэвид Фаннинг о Родионе Щедрине и его Второй симфонии и Родион Щедрин о публикации Дэвида Фаннинга»
- Интервью с Родионом Щедриным , 22 октября 1990 года.
- Исмена Браун: theartsdesk Вопросы и ответы: Композитор Родион Щедрин theartsdesk.com 18 сентября 2010 г.
- 1932 рождения
- Композиторы-классики XX века
- Композиторы-классики XXI века
- Либреттисты балета
- Лауреаты премии Грэмми
- Лауреаты Ленинской премии
- Живые люди
- Оперные композиторы-мужчины
- Члены Академии художеств, Берлин.
- Композиторы-модернисты
- Музыканты из Москвы
- Народные артисты РСФСР.
- Народные артисты СССР.
- Кавалеры ордена «За заслуги перед Отечеством» 2 степени.
- Кавалеры ордена Святой Анны 3-й степени.
- Лауреаты Государственной премии СССР.
- русские композиторы балета.
- Русские композиторы-мужчины-классики
- русские оперные композиторы
- Советские композиторы
- Советские композиторы-мужчины-классики
- Советские композиторы-мужчины
- Лауреаты Государственной премии Российской Федерации
- Выпускники Московской консерватории.
- Лауреаты Золотой Маски