Maya Plisetskaya
Maya Plisetskaya | |
---|---|
Майя Плисецкая | |
![]() Плисецкая в 2011 году | |
Рожденный | Maya Mikhailovna Plisetskaya 20 ноября 1925 г. Москва, РСФСР , Советский Союз. |
Умер | 2 мая 2015 г. Мюнхен , Германия | (89 лет)
Занятия |
|
Супруг | |
Награды | Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». |
Карьера | |
Бывшие группы | Большой балет |
Танцы | Балет, модерн |
Веб-сайт | www |
Майя Михайловна Плисецкая 20 ( ноября 1925 — 2 мая 2015) — советская и российская артистка балета, хореограф, балетмейстер и актриса. В постсоветские времена она имела гражданство Литвы и Испании. [1] [2] [3] Танцевала в советское время в Большом театре под руководством Леонида Лавровского , затем Юрия Григоровича ; позже она перешла к прямой конфронтации с ним. [ нужна ссылка ] В 1960 году, когда знаменитая русская балерина Галина Уланова ушла на пенсию, Плисецкая стала примой-балериной труппы.
Ее ранние годы были отмечены политическими репрессиями и потерями. [4] Ее отец, Михаил Плисецкий , советский чиновник, был арестован в 1937 году и казнен в 1938 году во время Великой чистки . Ее мать, актриса Рэйчел Мессерер , была арестована в 1938 году и на несколько лет заключена в тюрьму, а затем содержалась в концентрационном лагере вместе со своим маленьким сыном Азари. [ ру ] . Старшие дети столкнулись с угрозой помещения в детский дом, но о них заботились родственники по материнской линии. Майю усыновила их тётя Суламифь Мессерер , а Александра взяли в семью их дяди Асафа Мессерера ; и Александр, и Азарий в конечном итоге стали солистами Большого театра.
Плисецкая училась балету в Большом балетном училище с девяти лет, а впервые выступила в Большом театре, когда ей было одиннадцать. Она занималась балетом под руководством Елизаветы Гердт , а также своей тети Суламифь Мессерер. Окончив его в 1943 году в возрасте восемнадцати лет, она присоединилась к балетной труппе Большого театра и быстро стала их ведущей солисткой. В 1959 году, во времена «оттепели» , она начала гастролировать за пределами страны с Большим театром, затем самостоятельно. Ее слава как национальной балерины использовалась для демонстрации достижений Советского Союза во время холодной войны . Премьер Никита Хрущев считал ее «не только лучшей балериной Советского Союза, но и лучшей в мире». [5]
Как артистка Плисецкая имела неиссякаемый интерес к новым амплуа и танцевальным стилям, любила экспериментировать на сцене. Будучи солисткой Большого театра до 1990 года, она имела международное признание, и ее навыки танцовщицы изменили мир балета. Она установила более высокие стандарты для балерин как с точки зрения технического мастерства, так и с точки зрения драматического присутствия. В качестве солистки Плисецкая создала ряд ведущих партий, в том числе Джульетту в « Лавровского Ромео и Джульетте» ; Фригия в ( Якобсона «Спартаке» 1958); в балетах Григоровича : Хозяйка Медной горы в "Каменном цветке" (1959); Аврора в «Спящей красавице» (1963); Махмене Бану в «Легенде о любви» [ ру ] (1965); Альберто Алонсо ( «Кармен-сюита» 1967), поставленная специально для нее; и Мориса Бежара » « Айседора (1976). Среди ее самых нашумевших ролей были Китри в «Дон Кихоте» , Одетта-Одиллия в «Лебедином озере » и «Умирающий лебедь» , впервые танцевавшая в аспирантуре под руководством Суламифь Мессерер . Другая танцовщица сказала, что ее драматическое изображение Кармен, которая, как сообщается, является ее любимой ролью, «помогло утвердить ее как легенду, и балет вскоре занял свое место в репертуаре Большого театра». Ее муж, композитор Родион Щедрин , написал партитуры к ряду ее балетов.
Став «международной суперзвездой» и постоянным «кассовым хитом во всем мире», Советский Союз относился к Плисецкой как к любимому посланнику культуры. Хотя она много гастролировала в те же годы, когда дезертировали другие выдающиеся танцоры, в том числе Рудольф Нуриев , Наталья Макарова , Александр Годунов и Михаил Барышников , Плисецкая всегда отказывалась дезертировать. В 1991 году она опубликовала автобиографию « Я, Майя Плисецкая» . [6]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве. [7] в известную семью литовского еврейского происхождения, [8] большинство из которых были заняты в театре или кино. Ее мать, Рэйчел Мессерер , была актрисой немого кино. Солист балета Большого театра Асаф Мессерер приходился дядей по материнской линии, а прима-балерина Большого театра Суламифь Мессерер - тетей по материнской линии. Ее отец, Михаил Плисецкий (Миша), был дипломатом, инженером и директором шахты; он не занимался искусством, хотя был поклонником балета. [9] Ее братья Александр Плисецкий и Азарий Плисецкий стали известными балетмейстерами, а ее племянница Анна Плисецкая также станет балериной. Она приходилась двоюродной сестрой театральному художнику Борису Мессереру .
В 1938 году ее отец был арестован, а затем казнен во время сталинских чисток , в ходе которых были убиты тысячи людей. [4] По словам балетоведа Дженнифер Хоманс, ее отец был убежденным коммунистом и ранее был «провозглашен национальным героем за свою работу на благо советской угольной промышленности». [10] Советский лидер Вячеслав Молотов подарил ему один из первых автомобилей Советского Союза. Ее мать вскоре арестовали и вместе с семимесячным малышом Азарием отправили в трудовой лагерь ( АЛЖИР ) в Акмолинской области Казахстана . на следующие три года [11] [12] Майю взяла на воспитание их тетя по материнской линии, балерина Суламифь Мессерер , пока ее мать не была освобождена в 1941 году. [13]
За годы отсутствия родителей, будучи еще подростком, Плисецкая «столкнулась с террором, войной и беспорядками», пишет Хоманс. В результате «Майя нашла убежище в балете и Большом театре ». [10] Поскольку ее отец находился на Шпицбергене для наблюдения за угольными шахтами в Баренцбурге , она пробыла там со своей семьей четыре года, с 1932 по 1936 год. [14] Впоследствии она училась в Большом училище у экс-балерины императорского балета Мариинского театра, великой Елизаветы Гердт . Майя впервые выступила в Большом театре, когда ей было одиннадцать. В 1943 году, в восемнадцатилетнем возрасте, Плисецкая окончила Большое училище. Она присоединилась к балету Большого театра , где выступала до 1990 года. [13]
Карьера
[ редактировать ]Выступления в Советском Союзе
[ редактировать ]С самого начала Плисецкая была балериной другого типа. совсем недолго После окончания учебы она пробыла в кордебалете и быстро была назначена солисткой. Ее ярко -рыжие волосы и яркая внешность сделали ее гламурной фигурой как на сцене, так и за ее пределами. «Она была удивительно подвижной танцовщицей, но в то же время очень сильной», согласно Оксфордскому танцевальному словарю. [15] «Благородная театральность и страсть, которые она привносила в свои роли, сделали ее идеальной советской балериной». Ее интерпретация «Умирающего лебедя» , короткометражного произведения, ставшего знаменитым благодаря Анне Павловой , стала ее визитной карточкой. Плисецкая была известна высотой прыжков, чрезвычайно гибкой спиной, технической силой танца и харизмой. Она преуспела и в адажио, и в аллегро, что очень необычно для танцоров. [15]

Несмотря на признание, руководство Большого театра относилось к Плисецкой не очень хорошо. Она была еврейкой во времена советских антисионистских кампаний в сочетании с другими репрессиями в отношении подозреваемых диссидентов. [8] Ее семья подверглась чистке в сталинскую эпоху, и она была дерзкой личностью. В результате Плисецкой не разрешили гастролировать за пределами страны в течение шестнадцати лет после того, как она стала солисткой Большого театра. [11]
Советский Союз использовал артистизм таких танцовщиц, как Плисецкая, чтобы продемонстрировать свои достижения в период холодной войны с Соединенными Штатами. Историк Кристина Эзрахи отмечает: «В поисках культурной легитимности советский балет демонстрировался иностранным лидерам и народам». Плисецкая вспоминает, что иностранцев «всех водили на балет. И почти всегда « Лебединое озеро »… Хрущев всегда был с высокими гостями в ложе», включая Мао Цзэдуна и Сталина . [4] [16]
Эзрахи пишет: «Врожденная паранойя советского режима привела к тому, что он запретил Плисецкой, одной из самых знаменитых танцовщиц, участвовать в первом крупном международном турне Большого театра», поскольку ее считали «политически подозрительной» и «не подлежащей экспорту». [10] В 1948 году вступила в силу доктрина Жданова , и, учитывая ее семейное прошлое и то, что она была еврейкой, она стала «естественной мишенью... публично унижаемой и подвергаемой резкой критике за неучастие в политических собраниях». [10] В результате ей постоянно отказывали в танцевальных ролях, и в течение шестнадцати лет она могла гастролировать только в пределах Восточного блока . Она стала «провинциальной художницей, отправленной на грязные, неблагодарные автобусные туры исключительно для местного потребления», пишет Хоманс. [10]
В 1958 году Плисецкая получила звание Народной артистки СССР . В том же году она вышла замуж за молодого композитора Родиона Щедрина , чью последующую славу она разделила. Желая танцевать на международном уровне, она восстала и бросила вызов советским ожиданиям. Однажды, чтобы завоевать внимание и уважение со стороны некоторых лидеров страны, она дала одно из самых ярких выступлений в своей карьере - в «Лебедином озере » на своем концерте 1956 года в Москве. Хоманс описывает это «необычайное выступление»:
Мы чувствуем, как стальное презрение и неповиновение охватывают ее танец. Когда в первом акте опустился занавес, толпа взорвалась. Гэбэшники заглушали аплодирующие руки публики и вытаскивали из зала людей, пинающихся, кричащих и царапающихся. К концу вечера правительственные головорезы отступили, не в силах (или не желая) сдерживать общественный энтузиазм. Плисецкая победила. [10]
Международные туры
[ редактировать ]«Плисецкая была не только лучшей балериной Советского Союза, но и лучшей в мире».
— Nikita Khrushchev [5]

Советский лидер Хрущев все еще был обеспокоен, как пишет историк Дэвид Коут, тем, что «ее бегство было бы полезно Западу в качестве антисоветской пропаганды». Она написала ему «длинное и откровенное выражение своего патриотизма и негодования по поводу того, что в этом следует сомневаться». [5] Впоследствии запрет на выезд был снят в 1959 году по личному вмешательству Хрущева, поскольку ему стало ясно, что исключение Плисецкой из участников Большого может иметь серьезные последствия для успеха гастролей. [16] В своих воспоминаниях Хрущев пишет, что Плисецкая «была не только лучшей балериной Советского Союза, но и лучшей в мире». [5] [17]
Имея возможность путешествовать по миру в составе Большого театра, Плисецкая изменила мир балета своими навыками и техникой, установив более высокие стандарты для балерин как с точки зрения технического мастерства, так и с точки зрения драматического присутствия. Разрешив ей гастролировать в Нью-Йорке, Хрущев остался безмерно доволен, прочитав отзывы о ее выступлениях. «Он обнял ее по возвращении: «Хорошая девочка, вернулась. Не выставляешь меня дурой. Ты меня не подвела». [10]
Уже через несколько лет Плисецкая была признана «международной суперзвездой» и постоянным «кассовым хитом во всем мире». [10] Советский Союз относился к ней как к любимому посланнику культуры, как к «танцовщице, которая не сбежала». [10] Хотя она много гастролировала в те же годы, когда сбежали другие танцоры, в том числе Рудольф Нуриев , Наталья Макарова и Михаил Барышников , «Плисецкая всегда возвращалась в Россию», - писал историк Тим Шолль. [13] : xiii
Плисецкая объясняет, что для ее поколения и ее семьи в частности дезертирство было моральной проблемой: «Тот, кто перебегает на сторону врага, — предатель». Однажды она спросила свою мать, почему их семья не покинула Советский Союз, когда у них была такая возможность, живя в то время в Норвегии. Ее мать сказала, что ее отец «мгновенно бросил бы [ее] с детьми», даже если бы он спросил. «Миша никогда бы не стал предателем». [13] : 239
Стиль
[ редактировать ]
Хотя ей не хватало первоклассной подготовки и наставничества, как у ее современников, Плисецкая «компенсировала это», «развив индивидуальный, иконоборческий стиль, который опирался на ее захватывающее присутствие на сцене», пишет историк Тим Шолль. У нее была «смелость, которую сегодня редко можно увидеть на балетных сценах, и прыжок почти непревзойденной силы». [13]
Ее очень личный стиль был угловатым, драматичным и театральным, используя дары, которыми, казалось, обладали все в семье ее матери... Те, кто видел первые спектакли Плисецкой на Западе, до сих пор говорят о ее способности охватывать театр своим взглядом. передавать сильные эмоции краткими жестами. [13] : хii
Критик и историк танца Вадим Гаевский сказал о ее влиянии на балет: «Она начала с создания собственного стиля, а в итоге создала собственный театр». [18] Среди ее наиболее заметных выступлений был танец произвольной формы в современном стиле 1975 года на тему « Равеля » Болеро . В нем она танцует сольную пьесу на высокой круглой сцене в окружении и сопровождении 40 танцоров-мужчин. Один рецензент написал: «Слова не могут сравниться с величием и необузданной красотой игры Плисецкой»: [19]
Что делает пьесу настолько привлекательной, так это то, что, хотя Плисецкую могут сопровождать десятки других танцоров, повторяющих ее движения, первое и единственное внимание уделяется самой прима-балерине. Ее постоянное покачивание и покачивание в определенных точках, ритмично синхронизированное с синкопами оркестра, создают завораживающий эффект, демонстрирующий абсолютный контроль над каждым нюансом ее тела, от мизинца до кончиков пальцев и до макушки. [19]
Спектакли
[ редактировать ]«Она вспыхнула, как пламя, на американской сцене в 1959 году. Мгновенно она стала любимицей публики и чудом для критиков. Ее сравнивали с Марией Каллас , Тедой Бара и Гретой Гарбо ».
Сара Монтегю [20]
Плисецкая создала ряд ведущих ролей, в том числе в «Каменном цветке» Моисеева Лавровского (1954), «Спартаке» Григоровича (1958), московской версии «Каменного цветка» (1959), Авроре в постановке Григоровича «Спящая красавица» (1963), московской версии «Спящей красавицы» Григоровича. «Легенда о любви» (1965), главная партия в «Кармен-сюите» Альберто Алонсо (1967), «Недомогании розы» Пети (Париж, 1973), «Айседоре » Бежара (Монте-Карло, 1976) и московской постановке « Леды» » Гранеро. (1979), «Марии Эстуардо Хулио Лопеса (Мадрид, 1988) и «Эль Реньидеро» (Буэнос-Айрес, 1990). [15]

После выступления в составе «Спартака» во время ее дебютного турне по США в 1959 году журнал Life в номере о Большом театре поставил ее на второе место после Галины Улановой . [21] «Спартак» стал значимым балетом для Большого театра: один критик описал их «ярость к выступлениям», которую Плисецкая олицетворяла как балерину, «которая определила Большой театр». [10] Во время своих путешествий она также выступала в качестве приглашенной артистки в балетах Парижской оперы , Национального балета Марселя и Балета 20-го века в Брюсселе. [15]
К 1962 году, после выхода Улановой на пенсию, Плисецкая отправилась в еще одно трехмесячное мировое турне. Как исполнительница, отмечает Хоманс, она «преуспела в резких, технически сложных ролях, которых Уланова избегала, включая Раймонду , черного лебедя в «Лебедином озере » и Китри в «Дон Кихоте ». [10] В своих выступлениях Плисецкая была «неприхотлива, свежа, непосредственна. Она не сдерживалась». [10] Уланова добавила, что "художественный темперамент Плисецкой, кипящий юношеский оптимизм раскрываются в этом балете с полной силой". [20] Всемирно известный импресарио Сол Юрок заявил, что Плисецкая была единственной балериной после Павловой, которая, выходя на сцену, устроила ему «шок электрическим током». [20] Рудольф Нуриев смотрел ее дебют в роли Китри в «Дон Кихоте» и потом сказал ей: «Я рыдал от счастья. Вы подожгли сцену». [4] [22]
По завершении одного выступления в Метрополитен-опера она получила получасовые овации. Хореограф Джером Роббинс , только что закончивший бродвейскую пьесу « Вестсайдская история» , сказал ей, что «хотел создать балет специально для нее». [5]
Среди самых нашумевших ролей Плисецкой — Одетта - Одиллия в «Лебедином озере» (1947) и Аврора в «Спящей красавице» (1961). Ее партнер по балету в «Лебедином озере» утверждает, что на протяжении двадцати лет они с Плисецкой делили мировую сцену с этим балетом, а ее исполнение неизменно производило «самое сильное впечатление на зрителей». [23]
Не менее заметными были ее балеты «Умирающий лебедь» . Критик Уолтер Терри описал одно выступление: «Она отказалась от своей личности балерины и даже человека и приняла черты волшебного существа. У публики началась истерика, и ей пришлось выйти на бис». [20] Она танцевала этот балет до тех пор, пока ей не исполнилось шестьдесят, дав одно из своих последних представлений на Филиппинах, где аплодисменты не прекращались, пока она не вышла и не вышла на бис. [24]
Писатель Трумэн Капоте вспомнил подобное представление в Москве, когда увидел, как «взрослые мужчины плачут в проходах и поклоняются девушкам, держащим для нее смятые букеты». Он видел ее как «белый призрак, прыгающий по плавным радужным дугам», с «королевской головой». О своем стиле она сказала, что «секрет балерины в том, чтобы заставить публику сказать: «Да, я верю»». [20]
Модельеры Ив Сен-Лоран и Пьер Карден считали Плисецкую одним из своих вдохновителей: один только Карден ездил в Москву более 30 раз только для того, чтобы увидеть выступление Плисецкой. [24] [25] Она приписывает дизайну костюмов Кардена успех и признание, которые она получила за свои балеты « Анна Каренина», «Чайка» и «Дама с собачкой» . Она вспоминает его реакцию, когда она впервые предложила ему разработать один из ее костюмов: «Глаза Кардена загорелись, как батарейки. Как будто через них прошел электрический ток». [13] : 170 В течение недели он создал дизайн Анны Карениной , а за время ее карьеры создал десять разных костюмов только для Карениной . [26]
«Она была и остается звездой, священным чудовищем балета, последним утверждением театрального гламура, пылающим, пылающим маяком в мире смутно мерцающих талантов, красавицей в мире красоты».
Файнэншл Таймс . 2005 г. [27]
В 1967 году она исполнила партию Кармен в « Кармен-сюите» , поставленной специально для нее кубинским хореографом Альберто Алонсо . Музыка была переработана с оригинала Бизе ее мужем Родионом Щедриным, а ее темы были переработаны в «модернистское и почти абстрактное повествование». [28] Выступавшая вместе с ней танцовщица Олимпия Дауд пишет, что драматическое исполнение Плисецкой Кармен, ее любимой роли, сделало ее легендой и вскоре стало «знаком» в репертуаре Большого театра. [29] Однако ее Кармен поначалу «встревожила советский истеблишмент», «потрясенный ее латинской чувственностью». [30] Она осознавала, что ее танцевальный стиль радикален и нов, говоря, что «каждый жест, каждый взгляд, каждое движение имели смысл, отличались от всех других балетов... Советский Союз не был готов к такой хореографии. Это была война. , они обвинили меня в предательстве классического танца». [31]
Некоторые критики за пределами России считали ее отход от классических стилей необходимым условием успеха Большого театра на Западе. New York Times Критик Анна Киссельгофф заметила: «Без ее присутствия их бедность в технике движений сделала бы их несостоятельными в исполнении. Трагедией советского балета является то, что танцовщица ее исключительного гения никогда не развивалась творчески». [18] Комментатор российских новостей написал, что она «никогда не боялась привнести на сцену пыл и горячность», что способствовало тому, что она стала «настоящей королевой Большого театра». [30] Ее жизнь и творчество французский балетный критик Андре Филипп Эрсен охарактеризовал как «гениальность, смелость и авангард». [32]
Актерское мастерство и хореография
[ редактировать ]После Галины Улановой ухода со сцены в 1960 году Майя Плисецкая была провозглашена примой-балериной ассолютой Большого театра . В 1971 году ее муж Щедрин написал на ту же тему балет, где ей предстояло сыграть главную роль. «Анна Каренина» также была ее первой попыткой заняться хореографией. [33] Среди других хореографов, ставивших для нее балеты, — Юрий Григорович , Ролан Пети , Альберто Алонсо и Морис Бежар с «Айседорой». Она создала «Чайку и даму с собачкой» . Она снялась в фильме 1961 года «Конек-Горбунок » и появилась как актриса в нескольких фильмах, в том числе в советской версии « Анны Карениной» (1968), в которой музыка Щедрина позже была повторно использована в его балетной партитуре. Ее собственный одноименный балет был экранизирован в 1974 году. [ нужна ссылка ]
Во время гастролей в США в 1987 году Плисецкая давала мастер-классы в Центре танца Дэвида Ховарда . В обзоре журнала New York отмечалось, что, хотя ей был 61 год, когда она проводила занятия, «она продемонстрировала гибкость и силу артистки в расцвете сил». [34] В октябре того же года она выступила с Рудольфом Нуреевым и Михаилом Барышниковым на премьере сезона с танцевальной труппой Марты Грэм в Нью-Йорке. [35]
Муж Плисецкой, композитор Родион Щедрин , написал партитуру к ряду ее балетов, в том числе «Анна Каренина» , «Чайка» , «Кармен», « Дама с собачкой» . В 1980-х годах он считался преемником Шостаковича и стал ведущим композитором Советского Союза. [36] Плисецкая и Щедрин провели время за границей, где она работала художественным руководителем балета Римской оперы с 1984 по 1985 год, затем Испанской национальной танцевальной труппы с 1987 по 1989 год. В 1990 году она ушла из солистки Большого театра в возрасте 65 лет и далее. В свой 70-летний юбилей она дебютировала в Мориса Бежара хореографической постановке «Аве Майя». С 1994 года она председательствовала на ежегодном международном балетном конкурсе « Майя» , а в 1996 году была назначена президентом Императорского Русского балета . [37] После распада Советского Союза Плисецкая и ее муж жили в основном в Германии, проводя лето в своем доме в Литве и время от времени посещая Москву и Санкт-Петербург.
она была удостоена Премии принца Астурийского в области искусств В 2005 году вместе с балериной Тамарой Рохо . Она была награждена Золотой медалью Испании в области изящных искусств. В 1996 году она станцевала «Умирающий лебедь » на гала-концерте в ее честь в Санкт-Петербурге. свою фирменную партию [15]
В день ее 80-летия газета Financial Times написала:
«Она была и остается звездой, священным чудовищем балета , последним утверждением театрального гламура, пылающим, пылающим маяком в мире смутно мерцающих талантов, красавицей в мире красоты». [38]
В 2006 году император Акихито Японии вручил ей Praemium Imperiale .
Смерть
[ редактировать ]Плисецкая умерла в Мюнхене , Германия, 2 мая 2015 года от сердечного приступа. [39] [18] По ее последней воле и завещанию она должна была быть кремирована, а после смерти ее вдовца Родиона Щедрина , которого также предстоит кремировать, их прах объединить и развеять по России. [40]
Президент России Владимир Путин выразил соболезнования, а премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил, что с Плисецкой "ушла целая эпоха балета". [41] Президент Беларуси Александр Лукашенко выразил соболезнования ее семье и друзьям:
Уход великой Майи Михайловны [Плисецкой], творчество которой воплотило всю культурную эпоху, — невосполнимая утрата для российского и мирового искусства. Ее блестящая хореография и удивительная грация, фантастическая сила драматургии и выдающееся мастерство ослепляли зрителей. Благодаря самоотверженному служению искусству и преданности сцене ее уважали во всем мире. [42]
Дань уважения
[ редактировать ]- Бразильский художник-монументалист Эдуардо Кобра в 2013 году нарисовал фреску с изображением Плисецкой высотой 12 метров (39 футов), расположенную в центральном театральном районе Москвы, недалеко от Большого театра. [43]
- Дирижер и художественный руководитель Валерий Гергиев , близкий друг Плисецкой, дал 18 ноября 2015 года в Москве концерт, посвященный ее памяти. [44]
- 20 ноября 2015 года правительство России назвало в ее честь площадь в центре Москвы, на улице Большая Дмитровка, возле Большого театра. На бронзовой мемориальной доске, установленной на площади, была гравировка: «Площадь Майи Плисецкой названа в честь выдающейся русской балерины. Открыта 20 ноября 2015 года». [45]
- В Санкт-Петербурге Симфонический оркестр Мариинского театра почтил память Плисецкой концертом 27 декабря 2015 года. Его дирижировал Валерий Гергиев , включая выступление с балериной Дианой Вишневой . [44] Позже в феврале 2016 года балет Мариинского театра исполнил четырехпрограммную «Дань Майе Плисецкой» в Бруклинской музыкальной академии. [46]
- Большой театр дал концерт памяти Плисецкой в лондонском Колизее . 6 марта 2016 года [47]
- Памятник Майе Плисецкой открыт в центре Москвы, на Большой Дмитровке, в сквере ее имени. Открытие состоялось 20 ноября 2016 года, в день ее рождения, и изображено на ней в позе Кармен . [48] [49] Описывая памятник, один наблюдатель так прокомментировал скульптора Виктора Митрошина и дизайн статуи:
Выбрав Кармен , Митрошин подчеркнул не только физическую мощь, грацию и красоту Плисецкой, он поставил после персонажа большой восклицательный знак... Посмотрите на эти великолепные руки, руки, ноги. Посмотрите, как дерзко развевается платье. Посмотрите на темные, жесткие глаза и сжатый, решительный рот. Посмотрите на покачивание спины. Посмотрите на этот сумасшедший цветок на ее голове. Посмотрите, как все это тянется вверх, в небо. Я вам говорю, все это красиво. [50]
Личная жизнь
[ редактировать ]Карьерная дружба
[ редактировать ]Тур-менеджер Плисецкой Максим Гершунов, который также помогал продвигать программу советско-американского культурного обмена , описывает ее как «не только великую артистку, но также очень реалистичную и земную... с очень открытым и честным взглядом на жизнь». [51]
Во время зарубежных гастролей Плисецкой она подружилась с рядом других деятелей театра и музыки, в том числе с композитором и пианистом Леонардом Бернстайном , с которым оставалась дружной до его смерти. Пианист Артур Рубинштейн , также ее друг, смог поговорить с ней по-русски. Она посетила его после его концертного выступления в России. [13] : 202 Писатель Джон Стейнбек , находясь в их доме в Москве, слушал ее рассказы о трудностях становления балериной и сказал ей, что закулисная сторона балета может стать «самым интересным романом». [13] : 203
В 1962 году Большой театр был приглашен выступить в Белом доме президентом Джоном Кеннеди , и Плисецкая вспоминала, что первая леди Жаклин Кеннеди приветствовала ее словами: «Вы совсем как Анна Каренина». [13] : 222
Во время пребывания во Франции в 1965 году Плисецкую пригласили в дом русского художника Марка Шагала и его жены. Шагал переехал во Францию, чтобы изучать искусство в 1910 году. Он спросил ее, не против ли она создать несколько балетных поз, чтобы помочь ему в его текущем проекте — фреске для нового Метрополитен-опера в Нью-Йорке, на которой будут изображены различные изображения, изображающие искусство. Она танцевала и позировала в разных позах, пока он рисовал, и ее изображения были использованы на фреске: «в верхнем левом углу красочная стая балерин». [13] : 250
Плисецкая подружилась со многими знаменитостями и известными политиками, которые очень восхищались ее творчеством и следили за ней. Она познакомилась со шведской актрисой Ингрид Бергман , жившей тогда в США, после спектакля « Анна Каренина» . Бергман рассказал ей, что обе их фотографии, сделанные известным фотографом Ричардом Аведоном , появились на одной странице журнала Vogue . Бергман предложил ей «бежать от коммунизма», вспоминала Плисецкая, сказав ей: «Я тебе помогу». [13] : 222
Актриса Ширли Маклейн однажды устроила вечеринку для себя и других артистов Большого театра. Она вспомнила, как видела свое выступление в Аргентине, когда Плисецкой было шестьдесят пять, и пишет, «как было унизительно, что Плисецкой приходилось танцевать на сцене водевиля в Южной Америке, чтобы свести концы с концами». [52] Танцовщица Дэниел Нагрин отметила, что она была танцовщицей, которая «продолжала выступать на радость публике повсюду, одновременно бросая вызов мифу о досрочном выходе на пенсию». [53]
Брат Маклейна, актер Уоррен Битти , как говорят, был вдохновлен их дружбой, которая побудила его написать и продюсировать свой фильм 1981 года «Красные » о русской революции . Он снял фильм и снялся вместе с Дайан Китон . Он впервые встретил Плисецкую на приеме в Беверли-Хиллз и, как отмечает биограф Битти Питер Бискинд , «он был поражен» ее красотой «классической танцовщицы». [54]
Плисецкая подружилась с кинозвездой Натали Вуд и ее сестрой, актрисой Ланой Вуд . Вуд, чьи родители иммигрировали из России, очень восхищалась Плисецкой и однажды заказала для нее дорогой парик, который она могла использовать в балете «Спартак» . Им нравилось вместе общаться на яхте Вуда. [51]
Дружба с Робертом Ф. Кеннеди
[ редактировать ]Генеральный прокурор США Роберт Ф. Кеннеди , младший брат президента Джона Ф. Кеннеди , подружился с Плисецкой, с которой он родил 20 ноября 1925 года. Ее приглашали на встречи с Кеннеди и его семьей в их поместье на Кейп-Коде в 1962. Позже они назвали свой парусник «Майя» . в ее честь [51]
Поскольку кубинский ракетный кризис закончился несколькими неделями ранее, в конце октября 1962 года, отношения США и СССР находились на самом низком уровне. Дипломаты обеих стран считали ее дружбу с Кеннеди большим вкладом в улучшение отношений после нескольких недель тревожной военной конфронтации. Спустя годы, когда они встретились в 1968 году, он тогда вел предвыборную кампанию на пост президента, и дипломаты снова предположили, что их дружба и дальше будет способствовать отношениям между двумя странами. Плисецкая резюмирует советские мысли по этому поводу:
Майя Плисецкая должна принести кандидату подарки, достойные великого момента. Ошеломите будущего президента российской щедростью, чтобы продолжить и углублять контакты и дружбу. [13] : 265
Об их дружбе Плисецкая написала в автобиографии:
Со мной Роберт Кеннеди был романтичен, возвышен, благороден и совершенно чист. Никаких соблазнов, никаких пропусков. [13] : 265
Роберт Кеннеди был убит всего за несколько дней до того, как он должен был снова встретиться с Плисецкой в Нью-Йорке. Гершунов, тогдашний менеджер Плисецкой, вспоминает, что в день похорон большинство театров и концертных залов Нью-Йорка «потемнели», закрылись в трауре и уважении. Большой театр также планировал отменить свое выступление, но вместо этого решил поставить другой балет, чем планировалось, посвященный Кеннеди. Гершунов описывает тот вечер:
Наиболее подходящим способом открыть такой вечер было бы для великой Плисецкой исполнением «Умирающего лебедя» , которое обычно завершало вечернюю программу под бурные аплодисменты, топанье ногами и требования выхода на бис... Это задание создавало эмоциональную нагрузку. для Майи. Ей очень не хотелось танцевать это произведение в тот вечер... Я подумал, что мне лучше остаться за кулисами, за кулисами. Это оказался один из самых острых моментов, которые я когда-либо переживал. На смену обычным громовым аплодисментам публики в конце пришла полная тишина, символизирующая чувства скорбящей нации в переполненном, огромном Метрополитен-опера . Майя сошла со сцены в слезах, посмотрела на меня, подняла свои красивые руки и посмотрела вверх. Затем исчезла в своей гримерке. [51]
Награды и почести
[ редактировать ]

Плисецкую неоднократно награждали за свое мастерство: [37]
Россия
[ редактировать ]- Орден «За заслуги перед Отечеством»
- I степень (20 ноября 2005 г.) – за выдающийся вклад в развитие отечественного и международного хореографического искусства, многолетнюю творческую деятельность. [55]
- 2 степень (18 ноября 2000 г.) - за выдающийся вклад в развитие хореографического искусства. [56]
- III степень (21 ноября 1995 г.) - за выдающийся вклад в отечественную культуру и значительный вклад в современное хореографическое искусство. [57]
- 4 класс (9 ноября 2010 г.) – за выдающийся вклад в развитие национальной культуры и хореографии, многолетнюю творческую деятельность. [58]
- В 1993 году стал почетным профессором МГУ. [59]
Советский Союз
[ редактировать ]- Герой Социалистического Труда (1985).
- Три ордена Ленина (1967, 1976, 1985).
- Ленинская премия (1964).
- Народный артист СССР (1959).
- Народный артист РСФСР (1956).
- Заслуженный артист РСФСР (1951).
Другие украшения
[ редактировать ]- Кавалер Ордена искусств и литературы (Франция, 1984 г.). [59]
- Кавалер Ордена Изабеллы Католической (Испания) [ нужна ссылка ]
- Кавалер ордена Великого князя Литовского Гедиминаса. [ нужна ссылка ]
- Большой командорский крест ордена «За заслуги перед Литвой» (2003 г.). [ нужна ссылка ]
- Золотая медаль Глории Артис (Польша, 2008 г.) [60]
- Орден Восходящего Солнца 3-й степени (Япония, 2011 г.) [ нужна ссылка ]
- Офицер Почетного легиона (Франция, 2012 г.; кавалер: 1986 г.).
Награды
[ редактировать ]- Первая премия Международного конкурса в Будапеште (1949).
- Премия Анны Павловой Парижской академии танца (1962).
- Золотой приз, Словения, 2000 г.
- «Доктор Сорбонны» в 1985 году. [59]
- Золотая медаль изящных искусств Испании (1991). [59]
- Премия «Триумф», 2000 г.
- Премия «Российский Национальный Олимп» (2000 г.). [ нужна ссылка ]
- Премия принца Астурийского (2005, Испания)
- Императорская премия Японии (2006). [59]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Профиль Майи Плисецкой , viola.bz; по состоянию на 2 мая 2015 г.
- ^ Плисецкая и Щедрин обосновываются в Литве , upi.com; по состоянию на 4 мая 2015 г.
- ^ Два великих деятеля мирового балета получили испанскую Нобелевскую премию. Архивировано 5 мая 2015 года в Wayback Machine , expatica.com; по состоянию на 4 мая 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Майя Плисецкая: балерина, чья харизма и талант помогли ей бороться с советской властью и добиться международной известности» , The Independent , Великобритания, 5 мая 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Коут, Дэвид (2003). Дефекты танцора: борьба за культурное превосходство во время холодной войны , Оксфордский университет. Нажимать. п. 489. ISBN 978-0-19-155458-2
- ^ "Майя Плисецкая, балерина – некролог" . Телеграф . 4 мая 2015 г.
- ^ Текущий ежегодник биографии , HW Wilson Co., 1964, стр. 331.
- ^ Jump up to: а б Миллер, Джек (1984). Евреи в советской культуре . Издатели транзакций. п. 15. ISBN 0-87855-495-5 .
- ^ Попович, Ирина. «Майя Плисецкая: балетное смертоносное оружие». Архивировано 11 октября 2008 г. в Wayback Machine , The Russia Journal , выпуск 10, май 1999 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Хоманс, Дженнифер (2010). Ангелы Аполлона: История балета . Случайный дом. стр. 383–386. ISBN 978-0-8129-6874-3
- ^ Jump up to: а б Итон, Кэтрин Блисс (2004). Повседневная жизнь в Советском Союзе . Издательская группа Гринвуд. ISBN 0-313-31628-7 .
- ↑ Их отправили в лагерь АЛЖИР — российская аббревиатура Акмолинского лагеря для жен изменников Родины, « врагов народа ». "Папа_платит_Требут" . Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 года . Проверено 22 января 2008 г. под Акмолинском
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Plisetskaya, Maya (2001). I, Maya Plisetskaya . Yale University Press. ISBN 0-300-08857-4 .
- ^ Dagens Næringsliv , статья «Svanens død» («Смерть лебедя»), с. 19, 9 мая 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Крейн, Дебра и Макрелл, Джудит (2010). Оксфордский танцевальный словарь , Оксфорд: Oxford Univ. Нажимать. стр. 352–353. ISBN 978-0-19-956344-9
- ^ Jump up to: а б Эзрахи, Кристина (2012). Лебеди Кремля . унив. Питтсбург Пресс. стр. 68, 142. ISBN 978-0-8229-6214-4
- ^ Taubman, William; Khrushchev, Sergei; Gleason, Abbott; Gehrenbeck, David; Kane, Eileen; Bashenko, Alla (2000). Nikita Khrushchev . Yale University Press. ISBN 0-300-07635-5 .
- ^ Jump up to: а б с «Майя Плисецкая, балерина, олицетворявшая Большой театр, умерла в возрасте 89 лет» , New York Times , 2 мая 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Майи Плисецкой «Мастер-класс: Болеро » , Artful Intel, 25 октября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Монтегю, Сара (1980). Балерина , Universe Books, Нью-Йорк, стр. 46–49. ISBN 978-0-87663-277-2
- ^ Журнал Life , 23 февраля 1959 г.
- ^ "Майя Плисецкая в "Дон Кихоте" около 1959 года" на YouTube
- ^ «Плисецкая-АВЕ МАЯ-документальный фильм» на YouTube , перевод с русского
- ^ Jump up to: а б «Вспоминая великую Майю Плисецкую» . Спрашивающий . Филиппины. 6 июля 2015 г.
- ^ "Россия оплакивает свою легенду балета-бунтарку Плисецкую" . АФП . 3 мая 2015 г.
- ^ "БАЛЕРИНА МАЙЯ ПЛИСЕЦКАЯ И МОДА НА ЕЕ ПУАНТЫ" . Кассандра Фокс . 3 мая 2015 г.
- ^ «Бесконечный танец Майи Плисецкой». Архивировано 3 февраля 2018 года в Wayback Machine . Россия за пределами новостей . 6 мая 2015 г.
- ^ Хатчон, Линда (2006). Теория адаптации , Рутледж. п. 164. ISBN 978-0-415-53938-8
- ^ Дауд, Олимпия (2003). Ученичество юного танцора: на гастролях Московского городского балета , Книги XXI века. п. 71. ISBN 978-0-7613-2917-6
- ^ Jump up to: а б «Москва чтит «Настоящую королеву» Большого театра» . Вашингтон Пост . 20 ноября 2005 г.
- ^ «Умерла великая русская балетная Майя Плисецкая - Большой театр» , GMG News , Agence France-Presse , 2 мая 2015 г.
- ^ "Бесконечный танец Майи Плисецкой" [ постоянная мертвая ссылка ] . Россия за пределами новостей . 6 мая 2015 г.
- ^ Толстой, Лев (2003). Анна Каренина . Манделькер, Эми; Гарнетт, Констанс. Образовательное издательство Spark. ISBN 1-59308-027-1 .
- ^ Журнал New York , 22 июня 1987 г., стр. 65
- ^ Журнал New York , 21 сентября 1987 г., стр. 100
- ^ Журнал New York , 28 марта 1988 г., стр. 99
- ^ Jump up to: а б Слиман, Элизабет (2001). Международный журнал «Кто есть кто среди женщин» (3-е изд.). Рутледж. ISBN 1-85743-122-7 .
- ^ Крисп, Клемент (18 ноября 2005 г.). «Богиня Майя» . Файнэншл Таймс . Проверено 25 июня 2008 г.
- ^ Скончалась балерина Майя Плисецкая (на русском языке). ИТАР ТАСС . 2 мая 2015 года . Проверено 2 мая 2015 г.
- ^ Плисецкая завещала развеять ее прах над Россией Info re last will testament of Plisetskaya , interfax.ru, 3 May 2015 (in Russian)
- ^ "Балерина Майя Плисецкая умерла от сердечного приступа в 89 лет" . Правда . 2 мая 2015 г.
- ^ «Лукашенко выражает соболезнования в связи с кончиной Майи Плисецкой». Архивировано 7 мая 2015 г. на Wayback Machine , Новости Белоруссии , 5 мая 2015 г.
- ^ «Великолепная фреска в честь русской балерины Майи Плисецкой» . Моя современная сеть . 21 октября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б "Гергиев почтит память Майи Плисецкой концертом в Москве" . ТАСС . 18 ноября 2015 г.
- ^ "Московская площадь имени балерины Плисецкой" . Московская Таймс . 20 ноября 2015 г.
- ^ "Обзор: Мариинский чествует приму-балерину" . Нью-Йорк Таймс . 26 февраля 2016 г.
- ^ «В Лондоне пройдет гала-концерт памяти Майи Плисецкой». Архивировано 3 февраля 2018 года в Wayback Machine . Россия за пределами новостей . 6 мая 2015 г.
- ↑ Памятник Майе Плисецкой открыт в Москве в день ее рождения. Архивировано 21 ноября 2016 года в Wayback Machine . Министерство культуры России. 20 ноября 2016 г.
- ↑ Фотография открытия памятника Плисецкой в Москве.
- ^ "Памятник Майе Плисецкой, Москва" . Достопримечательности России. 27 ноября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д Гершунов, Максим (2005). Это не все песни и танцы: жизнь за кулисами исполнительского искусства , Hal Leonard Corp., стр. 61, 65, 74. ISBN 978-0-87910-310-1
- ^ Маклейн, Ширли (2003). На поводке: исследование природы реальности и любви , Саймон и Шустер. п. 126. ISBN 978-0-7434-8506-7
- ^ Нагрин, Дэниел (1988). Как танцевать вечно: выжить вопреки всему , HarperCollins. п. 15. ISBN 978-0-688-07479-1
- ^ Бискинд, Питер (2010). Звезда: Как Уоррен Битти соблазнил Америку , Саймон и Шустер. п. 90. ISBN 978-0-7432-4659-0
- ^ «Путин наградил Майю Плисецкую орденом «За заслуги перед Отечеством» . ria.ru (на русском языке). РИА Новости . 20 ноября 2005 г. Проверено 5 декабря 2020 г.
- ^ «О награждении орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени Плисецкой М.М.» docs.cntd.ru (на русском языке). Кодекс. 18 ноября 2000 г. Проверено 5 декабря 2020 г.
В. Путин
- ^ «О награждении орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени Плисецкой М.М.» docs.cntd.ru (на русском языке). Кодекс . Проверено 5 декабря 2020 г.
Б. Ельцин
- ^ «О награждении орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени Плисецкой М.М.» docs.cntd.ru (на русском языке). Кодекс. 9 ноября 2010 года . Проверено 5 декабря 2020 г.
Д. Медведев
- ^ Jump up to: а б с д и «Умерла балерина Майя Плисецкая» . ТАСС . 2 мая 2015 г.
- ^ Варшава. День рождения Примадонны на сайте www.e-teatr.pl (на польском языке)
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Майя Плисецкая и IMDb
- «Майя Плисецкая танцует балет, биографический документальный фильм, 1964» на YouTube , 1 час. 11 мин.
- «Легендарные спектакли: Майя Плисецкая» на YouTube , документальная биография, 1 час. 20 мин.
- Майя Плисецкая – «Лебедь» на YouTube , 3 1/2 мин.
- Майя Плисецкая и Александр Годунов в «Кармен» в Большом театре в Москве.
- «Майя Плисецкая в «Спартаке»» на YouTube , 2 1/2 мин.
- «Майя Плисецкая – Болеро Равеля» , видео, 20 мин.
- Видео: отрывок из «Танцевальных исследований» Майи на YouTube.
- 1925 рождений
- смертей в 2015 г.
- Русские актрисы 20 века.
- Артисты русского балета 20 века.
- Танцоры из Москвы.
- Герои Социалистического Труда
- Заслуженные артисты РСФСР.
- Народные артисты РСФСР.
- Народные артисты СССР.
- Полные кавалеры ордена «За заслуги перед Отечеством».
- Рыцари Почетного легиона
- Командорские кресты ордена Великого князя литовского Гедимина.
- Большие командорские кресты ордена «За заслуги перед Литвой».
- Кавалеры ордена Изабеллы Католической
- Кавалеры Ордена Искусств и литературы
- Лауреаты Золотой медали «За заслуги перед культурой» – Глория Артис
- Лауреаты Золотой Маски
- Лауреаты Ленинской премии
- Кавалеры ордена Изабеллы Католической.
- Кавалеры ордена Ленина
- Кавалеры Ордена Льва Финляндии.
- Кавалеры ордена Трудового Красного Знамени.
- Кавалеры Ордена Восходящего Солнца 3 степени.
- Лауреаты Praemium Imperiale
- преподаватели русского балета
- Солисты балета Большого театра
- Хореографы Большого театра
- Еврейские актрисы
- Первая балерина в целом
- Семья Плисецкого-Мессерера
- Русские балерины
- Русские эмигранты в Германии
- Русские евреи
- Русский народ литовско-еврейского происхождения
- актрисы российской эстрады
- российские женщины-хореографы
- Советские балерины
- Советские хореографы
- Советские евреи
- актрисы советской эстрады