Jump to content

Maya Plisetskaya

Maya Plisetskaya
Майя Плисецкая
Плисецкая в 2011 году
Рожденный
Maya Mikhailovna Plisetskaya

( 1925-11-20 ) 20 ноября 1925 г.
Умер 2 мая 2015 г. (02.05.2015) (89 лет)
Мюнхен , Германия
Занятия
Супруг
Награды Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».
Карьера
Бывшие группы Большой балет
Танцы Балет, модерн
Веб-сайт www .shchedrin .из

Майя Михайловна Плисецкая 20 ( ноября 1925 — 2 мая 2015) — советская и российская артистка балета, хореограф, балетмейстер и актриса. В постсоветские времена она имела гражданство Литвы и Испании. [1] [2] [3] Танцевала в советское время в Большом театре под руководством Леонида Лавровского , затем Юрия Григоровича ; позже она перешла к прямой конфронтации с ним. [ нужна ссылка ] В 1960 году, когда знаменитая русская балерина Галина Уланова ушла на пенсию, Плисецкая стала примой-балериной труппы.

Ее ранние годы были отмечены политическими репрессиями и потерями. [4] Ее отец, Михаил Плисецкий , советский чиновник, был арестован в 1937 году и казнен в 1938 году во время Великой чистки . Ее мать, актриса Рэйчел Мессерер , была арестована в 1938 году и на несколько лет заключена в тюрьму, а затем содержалась в концентрационном лагере вместе со своим маленьким сыном Азари. [ ру ] . Старшие дети столкнулись с угрозой помещения в детский дом, но о них заботились родственники по материнской линии. Майю усыновила их тётя Суламифь Мессерер , а Александра взяли в семью их дяди Асафа Мессерера ; и Александр, и Азарий в конечном итоге стали солистами Большого театра.

Плисецкая училась балету в Большом балетном училище с девяти лет, а впервые выступила в Большом театре, когда ей было одиннадцать. Она занималась балетом под руководством Елизаветы Гердт , а также своей тети Суламифь Мессерер. Окончив его в 1943 году в возрасте восемнадцати лет, она присоединилась к балетной труппе Большого театра и быстро стала их ведущей солисткой. В 1959 году, во времена «оттепели» , она начала гастролировать за пределами страны с Большим театром, затем самостоятельно. Ее слава как национальной балерины использовалась для демонстрации достижений Советского Союза во время холодной войны . Премьер Никита Хрущев считал ее «не только лучшей балериной Советского Союза, но и лучшей в мире». [5]

Как артистка Плисецкая имела неиссякаемый интерес к новым амплуа и танцевальным стилям, любила экспериментировать на сцене. Будучи солисткой Большого театра до 1990 года, она имела международное признание, и ее навыки танцовщицы изменили мир балета. Она установила более высокие стандарты для балерин как с точки зрения технического мастерства, так и с точки зрения драматического присутствия. В качестве солистки Плисецкая создала ряд ведущих партий, в том числе Джульетту в « Лавровского Ромео и Джульетте» ; Фригия в ( Якобсона «Спартаке» 1958); в балетах Григоровича : Хозяйка Медной горы в "Каменном цветке" (1959); Аврора в «Спящей красавице» (1963); Махмене Бану в «Легенде о любви» [ ру ] (1965); Альберто Алонсо ( «Кармен-сюита» 1967), поставленная специально для нее; и Мориса Бежара » « Айседора (1976). Среди ее самых нашумевших ролей были Китри в «Дон Кихоте» , Одетта-Одиллия в «Лебедином озере » и «Умирающий лебедь» , впервые танцевавшая в аспирантуре под руководством Суламифь Мессерер . Другая танцовщица сказала, что ее драматическое изображение Кармен, которая, как сообщается, является ее любимой ролью, «помогло утвердить ее как легенду, и балет вскоре занял свое место в репертуаре Большого театра». Ее муж, композитор Родион Щедрин , написал партитуры к ряду ее балетов.

Став «международной суперзвездой» и постоянным «кассовым хитом во всем мире», Советский Союз относился к Плисецкой как к любимому посланнику культуры. Хотя она много гастролировала в те же годы, когда дезертировали другие выдающиеся танцоры, в том числе Рудольф Нуриев , Наталья Макарова , Александр Годунов и Михаил Барышников , Плисецкая всегда отказывалась дезертировать. В 1991 году она опубликовала автобиографию « Я, Майя Плисецкая» . [6]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве. [7] в известную семью литовского еврейского происхождения, [8] большинство из которых были заняты в театре или кино. Ее мать, Рэйчел Мессерер , была актрисой немого кино. Солист балета Большого театра Асаф Мессерер приходился дядей по материнской линии, а прима-балерина Большого театра Суламифь Мессерер - тетей по материнской линии. Ее отец, Михаил Плисецкий (Миша), был дипломатом, инженером и директором шахты; он не занимался искусством, хотя был поклонником балета. [9] Ее братья Александр Плисецкий и Азарий Плисецкий стали известными балетмейстерами, а ее племянница Анна Плисецкая также станет балериной. Она приходилась двоюродной сестрой театральному художнику Борису Мессереру .

В 1938 году ее отец был арестован, а затем казнен во время сталинских чисток , в ходе которых были убиты тысячи людей. [4] По словам балетоведа Дженнифер Хоманс, ее отец был убежденным коммунистом и ранее был «провозглашен национальным героем за свою работу на благо советской угольной промышленности». [10] Советский лидер Вячеслав Молотов подарил ему один из первых автомобилей Советского Союза. Ее мать вскоре арестовали и вместе с семимесячным малышом Азарием отправили в трудовой лагерь ( АЛЖИР ) в Акмолинской области Казахстана . на следующие три года [11] [12] Майю взяла на воспитание их тетя по материнской линии, балерина Суламифь Мессерер , пока ее мать не была освобождена в 1941 году. [13]

За годы отсутствия родителей, будучи еще подростком, Плисецкая «столкнулась с террором, войной и беспорядками», пишет Хоманс. В результате «Майя нашла убежище в балете и Большом театре ». [10] Поскольку ее отец находился на Шпицбергене для наблюдения за угольными шахтами в Баренцбурге , она пробыла там со своей семьей четыре года, с 1932 по 1936 год. [14] Впоследствии она училась в Большом училище у экс-балерины императорского балета Мариинского театра, великой Елизаветы Гердт . Майя впервые выступила в Большом театре, когда ей было одиннадцать. В 1943 году, в восемнадцатилетнем возрасте, Плисецкая окончила Большое училище. Она присоединилась к балету Большого театра , где выступала до 1990 года. [13]

Выступления в Советском Союзе

[ редактировать ]

С самого начала Плисецкая была балериной другого типа. совсем недолго После окончания учебы она пробыла в кордебалете и быстро была назначена солисткой. Ее ярко -рыжие волосы и яркая внешность сделали ее гламурной фигурой как на сцене, так и за ее пределами. «Она была удивительно подвижной танцовщицей, но в то же время очень сильной», согласно Оксфордскому танцевальному словарю. [15] «Благородная театральность и страсть, которые она привносила в свои роли, сделали ее идеальной советской балериной». Ее интерпретация «Умирающего лебедя» , короткометражного произведения, ставшего знаменитым благодаря Анне Павловой , стала ее визитной карточкой. Плисецкая была известна высотой прыжков, чрезвычайно гибкой спиной, технической силой танца и харизмой. Она преуспела и в адажио, и в аллегро, что очень необычно для танцоров. [15]

Плисецкая в опере "Кармен" (1974).

Несмотря на признание, руководство Большого театра относилось к Плисецкой не очень хорошо. Она была еврейкой во времена советских антисионистских кампаний в сочетании с другими репрессиями в отношении подозреваемых диссидентов. [8] Ее семья подверглась чистке в сталинскую эпоху, и она была дерзкой личностью. В результате Плисецкой не разрешили гастролировать за пределами страны в течение шестнадцати лет после того, как она стала солисткой Большого театра. [11]

Советский Союз использовал артистизм таких танцовщиц, как Плисецкая, чтобы продемонстрировать свои достижения в период холодной войны с Соединенными Штатами. Историк Кристина Эзрахи отмечает: «В поисках культурной легитимности советский балет демонстрировался иностранным лидерам и народам». Плисецкая вспоминает, что иностранцев «всех водили на балет. И почти всегда « Лебединое озеро »… Хрущев всегда был с высокими гостями в ложе», включая Мао Цзэдуна и Сталина . [4] [16]

Эзрахи пишет: «Врожденная паранойя советского режима привела к тому, что он запретил Плисецкой, одной из самых знаменитых танцовщиц, участвовать в первом крупном международном турне Большого театра», поскольку ее считали «политически подозрительной» и «не подлежащей экспорту». [10] В 1948 году вступила в силу доктрина Жданова , и, учитывая ее семейное прошлое и то, что она была еврейкой, она стала «естественной мишенью... публично унижаемой и подвергаемой резкой критике за неучастие в политических собраниях». [10] В результате ей постоянно отказывали в танцевальных ролях, и в течение шестнадцати лет она могла гастролировать только в пределах Восточного блока . Она стала «провинциальной художницей, отправленной на грязные, неблагодарные автобусные туры исключительно для местного потребления», пишет Хоманс. [10]

В 1958 году Плисецкая получила звание Народной артистки СССР . В том же году она вышла замуж за молодого композитора Родиона Щедрина , чью последующую славу она разделила. Желая танцевать на международном уровне, она восстала и бросила вызов советским ожиданиям. Однажды, чтобы завоевать внимание и уважение со стороны некоторых лидеров страны, она дала одно из самых ярких выступлений в своей карьере - в «Лебедином озере » на своем концерте 1956 года в Москве. Хоманс описывает это «необычайное выступление»:

Мы чувствуем, как стальное презрение и неповиновение охватывают ее танец. Когда в первом акте опустился занавес, толпа взорвалась. Гэбэшники заглушали аплодирующие руки публики и вытаскивали из зала людей, пинающихся, кричащих и царапающихся. К концу вечера правительственные головорезы отступили, не в силах (или не желая) сдерживать общественный энтузиазм. Плисецкая победила. [10]

Международные туры

[ редактировать ]

«Плисецкая была не только лучшей балериной Советского Союза, но и лучшей в мире».
Nikita Khrushchev [5]

« Лебединое озеро» с балетом Большого театра, 1966 год.

Советский лидер Хрущев все еще был обеспокоен, как пишет историк Дэвид Коут, тем, что «ее бегство было бы полезно Западу в качестве антисоветской пропаганды». Она написала ему «длинное и откровенное выражение своего патриотизма и негодования по поводу того, что в этом следует сомневаться». [5] Впоследствии запрет на выезд был снят в 1959 году по личному вмешательству Хрущева, поскольку ему стало ясно, что исключение Плисецкой из участников Большого может иметь серьезные последствия для успеха гастролей. [16] В своих воспоминаниях Хрущев пишет, что Плисецкая «была не только лучшей балериной Советского Союза, но и лучшей в мире». [5] [17]

Имея возможность путешествовать по миру в составе Большого театра, Плисецкая изменила мир балета своими навыками и техникой, установив более высокие стандарты для балерин как с точки зрения технического мастерства, так и с точки зрения драматического присутствия. Разрешив ей гастролировать в Нью-Йорке, Хрущев остался безмерно доволен, прочитав отзывы о ее выступлениях. «Он обнял ее по возвращении: «Хорошая девочка, вернулась. Не выставляешь меня дурой. Ты меня не подвела». [10]

Уже через несколько лет Плисецкая была признана «международной суперзвездой» и постоянным «кассовым хитом во всем мире». [10] Советский Союз относился к ней как к любимому посланнику культуры, как к «танцовщице, которая не сбежала». [10] Хотя она много гастролировала в те же годы, когда сбежали другие танцоры, в том числе Рудольф Нуриев , Наталья Макарова и Михаил Барышников , «Плисецкая всегда возвращалась в Россию», - писал историк Тим Шолль. [13] : xiii

Плисецкая объясняет, что для ее поколения и ее семьи в частности дезертирство было моральной проблемой: «Тот, кто перебегает на сторону врага, — предатель». Однажды она спросила свою мать, почему их семья не покинула Советский Союз, когда у них была такая возможность, живя в то время в Норвегии. Ее мать сказала, что ее отец «мгновенно бросил бы [ее] с детьми», даже если бы он спросил. «Миша никогда бы не стал предателем». [13] : 239 

Ромео и Джульетта , 1961 год.

Хотя ей не хватало первоклассной подготовки и наставничества, как у ее современников, Плисецкая «компенсировала это», «развив индивидуальный, иконоборческий стиль, который опирался на ее захватывающее присутствие на сцене», пишет историк Тим Шолль. У нее была «смелость, которую сегодня редко можно увидеть на балетных сценах, и прыжок почти непревзойденной силы». [13]

Ее очень личный стиль был угловатым, драматичным и театральным, используя дары, которыми, казалось, обладали все в семье ее матери... Те, кто видел первые спектакли Плисецкой на Западе, до сих пор говорят о ее способности охватывать театр своим взглядом. передавать сильные эмоции краткими жестами. [13] : хii

Критик и историк танца Вадим Гаевский сказал о ее влиянии на балет: «Она начала с создания собственного стиля, а в итоге создала собственный театр». [18] Среди ее наиболее заметных выступлений был танец произвольной формы в современном стиле 1975 года на тему « Равеля » Болеро . В нем она танцует сольную пьесу на высокой круглой сцене в окружении и сопровождении 40 танцоров-мужчин. Один рецензент написал: «Слова не могут сравниться с величием и необузданной красотой игры Плисецкой»: [19]

Что делает пьесу настолько привлекательной, так это то, что, хотя Плисецкую могут сопровождать десятки других танцоров, повторяющих ее движения, первое и единственное внимание уделяется самой прима-балерине. Ее постоянное покачивание и покачивание в определенных точках, ритмично синхронизированное с синкопами оркестра, создают завораживающий эффект, демонстрирующий абсолютный контроль над каждым нюансом ее тела, от мизинца до кончиков пальцев и до макушки. [19]

Спектакли

[ редактировать ]

«Она вспыхнула, как пламя, на американской сцене в 1959 году. Мгновенно она стала любимицей публики и чудом для критиков. Ее сравнивали с Марией Каллас , Тедой Бара и Гретой Гарбо ».
Сара Монтегю [20]

Плисецкая создала ряд ведущих ролей, в том числе в «Каменном цветке» Моисеева Лавровского (1954), «Спартаке» Григоровича (1958), московской версии «Каменного цветка» (1959), Авроре в постановке Григоровича «Спящая красавица» (1963), московской версии «Спящей красавицы» Григоровича. «Легенда о любви» (1965), главная партия в «Кармен-сюите» Альберто Алонсо (1967), «Недомогании розы» Пети (Париж, 1973), «Айседоре » Бежара (Монте-Карло, 1976) и московской постановке « Леды» » Гранеро. (1979), «Марии Эстуардо Хулио Лопеса (Мадрид, 1988) и «Эль Реньидеро» (Буэнос-Айрес, 1990). [15]

Выступление в «Дон Кихоте» в 1974 году.

После выступления в составе «Спартака» во время ее дебютного турне по США в 1959 году журнал Life в номере о Большом театре поставил ее на второе место после Галины Улановой . [21] «Спартак» стал значимым балетом для Большого театра: один критик описал их «ярость к выступлениям», которую Плисецкая олицетворяла как балерину, «которая определила Большой театр». [10] Во время своих путешествий она также выступала в качестве приглашенной артистки в балетах Парижской оперы , Национального балета Марселя и Балета 20-го века в Брюсселе. [15]

К 1962 году, после выхода Улановой на пенсию, Плисецкая отправилась в еще одно трехмесячное мировое турне. Как исполнительница, отмечает Хоманс, она «преуспела в резких, технически сложных ролях, которых Уланова избегала, включая Раймонду , черного лебедя в «Лебедином озере » и Китри в «Дон Кихоте ». [10] В своих выступлениях Плисецкая была «неприхотлива, свежа, непосредственна. Она не сдерживалась». [10] Уланова добавила, что "художественный темперамент Плисецкой, кипящий юношеский оптимизм раскрываются в этом балете с полной силой". [20] Всемирно известный импресарио Сол Юрок заявил, что Плисецкая была единственной балериной после Павловой, которая, выходя на сцену, устроила ему «шок электрическим током». [20] Рудольф Нуриев смотрел ее дебют в роли Китри в «Дон Кихоте» и потом сказал ей: «Я рыдал от счастья. Вы подожгли сцену». [4] [22]

По завершении одного выступления в Метрополитен-опера она получила получасовые овации. Хореограф Джером Роббинс , только что закончивший бродвейскую пьесу « Вестсайдская история» , сказал ей, что «хотел создать балет специально для нее». [5]

Среди самых нашумевших ролей Плисецкой — Одетта - Одиллия в «Лебедином озере» (1947) и Аврора в «Спящей красавице» (1961). Ее партнер по балету в «Лебедином озере» утверждает, что на протяжении двадцати лет они с Плисецкой делили мировую сцену с этим балетом, а ее исполнение неизменно производило «самое сильное впечатление на зрителей». [23]

Не менее заметными были ее балеты «Умирающий лебедь» . Критик Уолтер Терри описал одно выступление: «Она отказалась от своей личности балерины и даже человека и приняла черты волшебного существа. У публики началась истерика, и ей пришлось выйти на бис». [20] Она танцевала этот балет до тех пор, пока ей не исполнилось шестьдесят, дав одно из своих последних представлений на Филиппинах, где аплодисменты не прекращались, пока она не вышла и не вышла на бис. [24]

Писатель Трумэн Капоте вспомнил подобное представление в Москве, когда увидел, как «взрослые мужчины плачут в проходах и поклоняются девушкам, держащим для нее смятые букеты». Он видел ее как «белый призрак, прыгающий по плавным радужным дугам», с «королевской головой». О своем стиле она сказала, что «секрет балерины в том, чтобы заставить публику сказать: «Да, я верю»». [20]

Модельеры Ив Сен-Лоран и Пьер Карден считали Плисецкую одним из своих вдохновителей: один только Карден ездил в Москву более 30 раз только для того, чтобы увидеть выступление Плисецкой. [24] [25] Она приписывает дизайну костюмов Кардена успех и признание, которые она получила за свои балеты « Анна Каренина», «Чайка» и «Дама с собачкой» . Она вспоминает его реакцию, когда она впервые предложила ему разработать один из ее костюмов: «Глаза Кардена загорелись, как батарейки. Как будто через них прошел электрический ток». [13] : 170  В течение недели он создал дизайн Анны Карениной , а за время ее карьеры создал десять разных костюмов только для Карениной . [26]

«Она была и остается звездой, священным чудовищем балета, последним утверждением театрального гламура, пылающим, пылающим маяком в мире смутно мерцающих талантов, красавицей в мире красоты».
Файнэншл Таймс . 2005 г. [27]

В 1967 году она исполнила партию Кармен в « Кармен-сюите» , поставленной специально для нее кубинским хореографом Альберто Алонсо . Музыка была переработана с оригинала Бизе ее мужем Родионом Щедриным, а ее темы были переработаны в «модернистское и почти абстрактное повествование». [28] Выступавшая вместе с ней танцовщица Олимпия Дауд пишет, что драматическое исполнение Плисецкой Кармен, ее любимой роли, сделало ее легендой и вскоре стало «знаком» в репертуаре Большого театра. [29] Однако ее Кармен поначалу «встревожила советский истеблишмент», «потрясенный ее латинской чувственностью». [30] Она осознавала, что ее танцевальный стиль радикален и нов, говоря, что «каждый жест, каждый взгляд, каждое движение имели смысл, отличались от всех других балетов... Советский Союз не был готов к такой хореографии. Это была война. , они обвинили меня в предательстве классического танца». [31]

Некоторые критики за пределами России считали ее отход от классических стилей необходимым условием успеха Большого театра на Западе. New York Times Критик Анна Киссельгофф заметила: «Без ее присутствия их бедность в технике движений сделала бы их несостоятельными в исполнении. Трагедией советского балета является то, что танцовщица ее исключительного гения никогда не развивалась творчески». [18] Комментатор российских новостей написал, что она «никогда не боялась привнести на сцену пыл и горячность», что способствовало тому, что она стала «настоящей королевой Большого театра». [30] Ее жизнь и творчество французский балетный критик Андре Филипп Эрсен охарактеризовал как «гениальность, смелость и авангард». [32]

Актерское мастерство и хореография

[ редактировать ]

После Галины Улановой ухода со сцены в 1960 году Майя Плисецкая была провозглашена примой-балериной ассолютой Большого театра . В 1971 году ее муж Щедрин написал на ту же тему балет, где ей предстояло сыграть главную роль. «Анна Каренина» также была ее первой попыткой заняться хореографией. [33] Среди других хореографов, ставивших для нее балеты, — Юрий Григорович , Ролан Пети , Альберто Алонсо и Морис Бежар с «Айседорой». Она создала «Чайку и даму с собачкой» . Она снялась в фильме 1961 года «Конек-Горбунок » и появилась как актриса в нескольких фильмах, в том числе в советской версии « Анны Карениной» (1968), в которой музыка Щедрина позже была повторно использована в его балетной партитуре. Ее собственный одноименный балет был экранизирован в 1974 году. [ нужна ссылка ]

Плисецкая с мужем Родионом Щедриным , 2009 год.

Во время гастролей в США в 1987 году Плисецкая давала мастер-классы в Центре танца Дэвида Ховарда . В обзоре журнала New York отмечалось, что, хотя ей был 61 год, когда она проводила занятия, «она продемонстрировала гибкость и силу артистки в расцвете сил». [34] В октябре того же года она выступила с Рудольфом Нуреевым и Михаилом Барышниковым на премьере сезона с танцевальной труппой Марты Грэм в Нью-Йорке. [35]

Муж Плисецкой, композитор Родион Щедрин , написал партитуру к ряду ее балетов, в том числе «Анна Каренина» , «Чайка» , «Кармен», « Дама с собачкой» . В 1980-х годах он считался преемником Шостаковича и стал ведущим композитором Советского Союза. [36] Плисецкая и Щедрин провели время за границей, где она работала художественным руководителем балета Римской оперы с 1984 по 1985 год, затем Испанской национальной танцевальной труппы с 1987 по 1989 год. В 1990 году она ушла из солистки Большого театра в возрасте 65 лет и далее. В свой 70-летний юбилей она дебютировала в Мориса Бежара хореографической постановке «Аве Майя». С 1994 года она председательствовала на ежегодном международном балетном конкурсе « Майя» , а в 1996 году была назначена президентом Императорского Русского балета . [37] После распада Советского Союза Плисецкая и ее муж жили в основном в Германии, проводя лето в своем доме в Литве и время от времени посещая Москву и Санкт-Петербург.

она была удостоена Премии принца Астурийского в области искусств В 2005 году вместе с балериной Тамарой Рохо . Она была награждена Золотой медалью Испании в области изящных искусств. В 1996 году она станцевала «Умирающий лебедь » на гала-концерте в ее честь в Санкт-Петербурге. свою фирменную партию [15]

В день ее 80-летия газета Financial Times написала:

«Она была и остается звездой, священным чудовищем балета , последним утверждением театрального гламура, пылающим, пылающим маяком в мире смутно мерцающих талантов, красавицей в мире красоты». [38]

В 2006 году император Акихито Японии вручил ей Praemium Imperiale .

Плисецкая умерла в Мюнхене , Германия, 2 мая 2015 года от сердечного приступа. [39] [18] По ее последней воле и завещанию она должна была быть кремирована, а после смерти ее вдовца Родиона Щедрина , которого также предстоит кремировать, их прах объединить и развеять по России. [40]

Президент России Владимир Путин выразил соболезнования, а премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил, что с Плисецкой "ушла целая эпоха балета". [41] Президент Беларуси Александр Лукашенко выразил соболезнования ее семье и друзьям:

Уход великой Майи Михайловны [Плисецкой], творчество которой воплотило всю культурную эпоху, — невосполнимая утрата для российского и мирового искусства. Ее блестящая хореография и удивительная грация, фантастическая сила драматургии и выдающееся мастерство ослепляли зрителей. Благодаря самоотверженному служению искусству и преданности сцене ее уважали во всем мире. [42]

Дань уважения

[ редактировать ]
  • Бразильский художник-монументалист Эдуардо Кобра в 2013 году нарисовал фреску с изображением Плисецкой высотой 12 метров (39 футов), расположенную в центральном театральном районе Москвы, недалеко от Большого театра. [43]
  • Дирижер и художественный руководитель Валерий Гергиев , близкий друг Плисецкой, дал 18 ноября 2015 года в Москве концерт, посвященный ее памяти. [44]
  • 20 ноября 2015 года правительство России назвало в ее честь площадь в центре Москвы, на улице Большая Дмитровка, возле Большого театра. На бронзовой мемориальной доске, установленной на площади, была гравировка: «Площадь Майи Плисецкой названа в честь выдающейся русской балерины. Открыта 20 ноября 2015 года». [45]
  • В Санкт-Петербурге Симфонический оркестр Мариинского театра почтил память Плисецкой концертом 27 декабря 2015 года. Его дирижировал Валерий Гергиев , включая выступление с балериной Дианой Вишневой . [44] Позже в феврале 2016 года балет Мариинского театра исполнил четырехпрограммную «Дань Майе Плисецкой» в Бруклинской музыкальной академии. [46]
  • Большой театр дал концерт памяти Плисецкой в ​​лондонском Колизее . 6 марта 2016 года [47]
  • Памятник Майе Плисецкой открыт в центре Москвы, на Большой Дмитровке, в сквере ее имени. Открытие состоялось 20 ноября 2016 года, в день ее рождения, и изображено на ней в позе Кармен . [48] [49] Описывая памятник, один наблюдатель так прокомментировал скульптора Виктора Митрошина и дизайн статуи:

Выбрав Кармен , Митрошин подчеркнул не только физическую мощь, грацию и красоту Плисецкой, он поставил после персонажа большой восклицательный знак... Посмотрите на эти великолепные руки, руки, ноги. Посмотрите, как дерзко развевается платье. Посмотрите на темные, жесткие глаза и сжатый, решительный рот. Посмотрите на покачивание спины. Посмотрите на этот сумасшедший цветок на ее голове. Посмотрите, как все это тянется вверх, в небо. Я вам говорю, все это красиво. [50]

Личная жизнь

[ редактировать ]

Карьерная дружба

[ редактировать ]

Тур-менеджер Плисецкой Максим Гершунов, который также помогал продвигать программу советско-американского культурного обмена , описывает ее как «не только великую артистку, но также очень реалистичную и земную... с очень открытым и честным взглядом на жизнь». [51]

Во время зарубежных гастролей Плисецкой она подружилась с рядом других деятелей театра и музыки, в том числе с композитором и пианистом Леонардом Бернстайном , с которым оставалась дружной до его смерти. Пианист Артур Рубинштейн , также ее друг, смог поговорить с ней по-русски. Она посетила его после его концертного выступления в России. [13] : 202  Писатель Джон Стейнбек , находясь в их доме в Москве, слушал ее рассказы о трудностях становления балериной и сказал ей, что закулисная сторона балета может стать «самым интересным романом». [13] : 203 

В 1962 году Большой театр был приглашен выступить в Белом доме президентом Джоном Кеннеди , и Плисецкая вспоминала, что первая леди Жаклин Кеннеди приветствовала ее словами: «Вы совсем как Анна Каренина». [13] : 222 

Во время пребывания во Франции в 1965 году Плисецкую пригласили в дом русского художника Марка Шагала и его жены. Шагал переехал во Францию, чтобы изучать искусство в 1910 году. Он спросил ее, не против ли она создать несколько балетных поз, чтобы помочь ему в его текущем проекте — фреске для нового Метрополитен-опера в Нью-Йорке, на которой будут изображены различные изображения, изображающие искусство. Она танцевала и позировала в разных позах, пока он рисовал, и ее изображения были использованы на фреске: «в верхнем левом углу красочная стая балерин». [13] : 250 

Плисецкая подружилась со многими знаменитостями и известными политиками, которые очень восхищались ее творчеством и следили за ней. Она познакомилась со шведской актрисой Ингрид Бергман , жившей тогда в США, после спектакля « Анна Каренина» . Бергман рассказал ей, что обе их фотографии, сделанные известным фотографом Ричардом Аведоном , появились на одной странице журнала Vogue . Бергман предложил ей «бежать от коммунизма», вспоминала Плисецкая, сказав ей: «Я тебе помогу». [13] : 222 

Актриса Ширли Маклейн однажды устроила вечеринку для себя и других артистов Большого театра. Она вспомнила, как видела свое выступление в Аргентине, когда Плисецкой было шестьдесят пять, и пишет, «как было унизительно, что Плисецкой приходилось танцевать на сцене водевиля в Южной Америке, чтобы свести концы с концами». [52] Танцовщица Дэниел Нагрин отметила, что она была танцовщицей, которая «продолжала выступать на радость публике повсюду, одновременно бросая вызов мифу о досрочном выходе на пенсию». [53]

Брат Маклейна, актер Уоррен Битти , как говорят, был вдохновлен их дружбой, которая побудила его написать и продюсировать свой фильм 1981 года «Красные » о русской революции . Он снял фильм и снялся вместе с Дайан Китон . Он впервые встретил Плисецкую на приеме в Беверли-Хиллз и, как отмечает биограф Битти Питер Бискинд , «он был поражен» ее красотой «классической танцовщицы». [54]

Плисецкая подружилась с кинозвездой Натали Вуд и ее сестрой, актрисой Ланой Вуд . Вуд, чьи родители иммигрировали из России, очень восхищалась Плисецкой и однажды заказала для нее дорогой парик, который она могла использовать в балете «Спартак» . Им нравилось вместе общаться на яхте Вуда. [51]

Дружба с Робертом Ф. Кеннеди

[ редактировать ]

Генеральный прокурор США Роберт Ф. Кеннеди , младший брат президента Джона Ф. Кеннеди , подружился с Плисецкой, с которой он родил 20 ноября 1925 года. Ее приглашали на встречи с Кеннеди и его семьей в их поместье на Кейп-Коде в 1962. Позже они назвали свой парусник «Майя» . в ее честь [51]

Поскольку кубинский ракетный кризис закончился несколькими неделями ранее, в конце октября 1962 года, отношения США и СССР находились на самом низком уровне. Дипломаты обеих стран считали ее дружбу с Кеннеди большим вкладом в улучшение отношений после нескольких недель тревожной военной конфронтации. Спустя годы, когда они встретились в 1968 году, он тогда вел предвыборную кампанию на пост президента, и дипломаты снова предположили, что их дружба и дальше будет способствовать отношениям между двумя странами. Плисецкая резюмирует советские мысли по этому поводу:

Майя Плисецкая должна принести кандидату подарки, достойные великого момента. Ошеломите будущего президента российской щедростью, чтобы продолжить и углублять контакты и дружбу. [13] : 265 

Об их дружбе Плисецкая написала в автобиографии:

Со мной Роберт Кеннеди был романтичен, возвышен, благороден и совершенно чист. Никаких соблазнов, никаких пропусков. [13] : 265 

Роберт Кеннеди был убит всего за несколько дней до того, как он должен был снова встретиться с Плисецкой в ​​Нью-Йорке. Гершунов, тогдашний менеджер Плисецкой, вспоминает, что в день похорон большинство театров и концертных залов Нью-Йорка «потемнели», закрылись в трауре и уважении. Большой театр также планировал отменить свое выступление, но вместо этого решил поставить другой балет, чем планировалось, посвященный Кеннеди. Гершунов описывает тот вечер:

Наиболее подходящим способом открыть такой вечер было бы для великой Плисецкой исполнением «Умирающего лебедя» , которое обычно завершало вечернюю программу под бурные аплодисменты, топанье ногами и требования выхода на бис... Это задание создавало эмоциональную нагрузку. для Майи. Ей очень не хотелось танцевать это произведение в тот вечер... Я подумал, что мне лучше остаться за кулисами, за кулисами. Это оказался один из самых острых моментов, которые я когда-либо переживал. На смену обычным громовым аплодисментам публики в конце пришла полная тишина, символизирующая чувства скорбящей нации в переполненном, огромном Метрополитен-опера . Майя сошла со сцены в слезах, посмотрела на меня, подняла свои красивые руки и посмотрела вверх. Затем исчезла в своей гримерке. [51]

Награды и почести

[ редактировать ]
Плисецкая получает правительственную награду от президента России Владимира Путина 20 ноября 2000 года.
Плисецкая на марке России 2017 года.

Плисецкую неоднократно награждали за свое мастерство: [37]

  • Орден «За заслуги перед Отечеством»
    • I степень (20 ноября 2005 г.) – за выдающийся вклад в развитие отечественного и международного хореографического искусства, многолетнюю творческую деятельность. [55]
    • 2 степень (18 ноября 2000 г.) - за выдающийся вклад в развитие хореографического искусства. [56]
    • III степень (21 ноября 1995 г.) - за выдающийся вклад в отечественную культуру и значительный вклад в современное хореографическое искусство. [57]
    • 4 класс (9 ноября 2010 г.) – за выдающийся вклад в развитие национальной культуры и хореографии, многолетнюю творческую деятельность. [58]
  • В 1993 году стал почетным профессором МГУ. [59]

Советский Союз

[ редактировать ]

Другие украшения

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Профиль Майи Плисецкой , viola.bz; по состоянию на 2 мая 2015 г.
  2. ^ Плисецкая и Щедрин обосновываются в Литве , upi.com; по состоянию на 4 мая 2015 г.
  3. ^ Два великих деятеля мирового балета получили испанскую Нобелевскую премию. Архивировано 5 мая 2015 года в Wayback Machine , expatica.com; по состоянию на 4 мая 2015 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д «Майя Плисецкая: балерина, чья харизма и талант помогли ей бороться с советской властью и добиться международной известности» , The Independent , Великобритания, 5 мая 2015 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д и Коут, Дэвид (2003). Дефекты танцора: борьба за культурное превосходство во время холодной войны , Оксфордский университет. Нажимать. п. 489. ISBN   978-0-19-155458-2
  6. ^ "Майя Плисецкая, балерина – некролог" . Телеграф . 4 мая 2015 г.
  7. ^ Текущий ежегодник биографии , HW Wilson Co., 1964, стр. 331.
  8. ^ Jump up to: а б Миллер, Джек (1984). Евреи в советской культуре . Издатели транзакций. п. 15. ISBN  0-87855-495-5 .
  9. ^ Попович, Ирина. «Майя Плисецкая: балетное смертоносное оружие». Архивировано 11 октября 2008 г. в Wayback Machine , The Russia Journal , выпуск 10, май 1999 г.
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Хоманс, Дженнифер (2010). Ангелы Аполлона: История балета . Случайный дом. стр. 383–386. ISBN   978-0-8129-6874-3
  11. ^ Jump up to: а б Итон, Кэтрин Блисс (2004). Повседневная жизнь в Советском Союзе . Издательская группа Гринвуд. ISBN  0-313-31628-7 .
  12. Их отправили в лагерь АЛЖИР — российская аббревиатура Акмолинского лагеря для жен изменников Родины, « врагов народа ». "Папа_платит_Требут" . Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 года . Проверено 22 января 2008 г. под Акмолинском
  13. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Plisetskaya, Maya (2001). I, Maya Plisetskaya . Yale University Press. ISBN  0-300-08857-4 .
  14. ^ Dagens Næringsliv , статья «Svanens død» («Смерть лебедя»), с. 19, 9 мая 2015 г.
  15. ^ Jump up to: а б с д и Крейн, Дебра и Макрелл, Джудит (2010). Оксфордский танцевальный словарь , Оксфорд: Oxford Univ. Нажимать. стр. 352–353. ISBN   978-0-19-956344-9
  16. ^ Jump up to: а б Эзрахи, Кристина (2012). Лебеди Кремля . унив. Питтсбург Пресс. стр. 68, 142. ISBN   978-0-8229-6214-4
  17. ^ Taubman, William; Khrushchev, Sergei; Gleason, Abbott; Gehrenbeck, David; Kane, Eileen; Bashenko, Alla (2000). Nikita Khrushchev . Yale University Press. ISBN  0-300-07635-5 .
  18. ^ Jump up to: а б с «Майя Плисецкая, балерина, олицетворявшая Большой театр, умерла в возрасте 89 лет» , New York Times , 2 мая 2015 г.
  19. ^ Jump up to: а б Майи Плисецкой «Мастер-класс: Болеро » , Artful Intel, 25 октября 2011 г.
  20. ^ Jump up to: а б с д и Монтегю, Сара (1980). Балерина , Universe Books, Нью-Йорк, стр. 46–49. ISBN   978-0-87663-277-2
  21. ^ Журнал Life , 23 февраля 1959 г.
  22. ^ "Майя Плисецкая в "Дон Кихоте" около 1959 года" на YouTube
  23. ^ «Плисецкая-АВЕ МАЯ-документальный фильм» на YouTube , перевод с русского
  24. ^ Jump up to: а б «Вспоминая великую Майю Плисецкую» . Спрашивающий . Филиппины. 6 июля 2015 г.
  25. ^ "Россия оплакивает свою легенду балета-бунтарку Плисецкую" . АФП . 3 мая 2015 г.
  26. ^ "БАЛЕРИНА МАЙЯ ПЛИСЕЦКАЯ И МОДА НА ЕЕ ПУАНТЫ" . Кассандра Фокс . 3 мая 2015 г.
  27. ^ «Бесконечный танец Майи Плисецкой». Архивировано 3 февраля 2018 года в Wayback Machine . Россия за пределами новостей . 6 мая 2015 г.
  28. ^ Хатчон, Линда (2006). Теория адаптации , Рутледж. п. 164. ISBN   978-0-415-53938-8
  29. ^ Дауд, Олимпия (2003). Ученичество юного танцора: на гастролях Московского городского балета , Книги XXI века. п. 71. ISBN   978-0-7613-2917-6
  30. ^ Jump up to: а б «Москва чтит «Настоящую королеву» Большого театра» . Вашингтон Пост . 20 ноября 2005 г.
  31. ^ «Умерла великая русская балетная Майя Плисецкая - Большой театр» , GMG News , Agence France-Presse , 2 мая 2015 г.
  32. ^ "Бесконечный танец Майи Плисецкой" [ постоянная мертвая ссылка ] . Россия за пределами новостей . 6 мая 2015 г.
  33. ^ Толстой, Лев (2003). Анна Каренина . Манделькер, Эми; Гарнетт, Констанс. Образовательное издательство Spark. ISBN  1-59308-027-1 .
  34. ^ Журнал New York , 22 июня 1987 г., стр. 65
  35. ^ Журнал New York , 21 сентября 1987 г., стр. 100
  36. ^ Журнал New York , 28 марта 1988 г., стр. 99
  37. ^ Jump up to: а б Слиман, Элизабет (2001). Международный журнал «Кто есть кто среди женщин» (3-е изд.). Рутледж. ISBN  1-85743-122-7 .
  38. ^ Крисп, Клемент (18 ноября 2005 г.). «Богиня Майя» . Файнэншл Таймс . Проверено 25 июня 2008 г.
  39. ^ Скончалась балерина Майя Плисецкая (на русском языке). ИТАР ТАСС . 2 мая 2015 года . Проверено 2 мая 2015 г.
  40. ^ Плисецкая завещала развеять ее прах над Россией Info re last will testament of Plisetskaya , interfax.ru, 3 May 2015 (in Russian)
  41. ^ "Балерина Майя Плисецкая умерла от сердечного приступа в 89 лет" . Правда . 2 мая 2015 г.
  42. ^ «Лукашенко выражает соболезнования в связи с кончиной Майи Плисецкой». Архивировано 7 мая 2015 г. на Wayback Machine , Новости Белоруссии , 5 мая 2015 г.
  43. ^ «Великолепная фреска в честь русской балерины Майи Плисецкой» . Моя современная сеть . 21 октября 2013 г.
  44. ^ Jump up to: а б "Гергиев почтит память Майи Плисецкой концертом в Москве" . ТАСС . 18 ноября 2015 г.
  45. ^ "Московская площадь имени балерины Плисецкой" . Московская Таймс . 20 ноября 2015 г.
  46. ^ "Обзор: Мариинский чествует приму-балерину" . Нью-Йорк Таймс . 26 февраля 2016 г.
  47. ^ «В Лондоне пройдет гала-концерт памяти Майи Плисецкой». Архивировано 3 февраля 2018 года в Wayback Machine . Россия за пределами новостей . 6 мая 2015 г.
  48. Памятник Майе Плисецкой открыт в Москве в день ее рождения. Архивировано 21 ноября 2016 года в Wayback Machine . Министерство культуры России. 20 ноября 2016 г.
  49. Фотография открытия памятника Плисецкой в ​​Москве.
  50. ^ "Памятник Майе Плисецкой, Москва" . Достопримечательности России. 27 ноября 2016 г.
  51. ^ Jump up to: а б с д Гершунов, Максим (2005). Это не все песни и танцы: жизнь за кулисами исполнительского искусства , Hal Leonard Corp., стр. 61, 65, 74. ISBN   978-0-87910-310-1
  52. ^ Маклейн, Ширли (2003). На поводке: исследование природы реальности и любви , Саймон и Шустер. п. 126. ISBN   978-0-7434-8506-7
  53. ^ Нагрин, Дэниел (1988). Как танцевать вечно: выжить вопреки всему , HarperCollins. п. 15. ISBN   978-0-688-07479-1
  54. ^ Бискинд, Питер (2010). Звезда: Как Уоррен Битти соблазнил Америку , Саймон и Шустер. п. 90. ISBN   978-0-7432-4659-0
  55. ^ «Путин наградил Майю Плисецкую орденом «За заслуги перед Отечеством» . ria.ru (на русском языке). РИА Новости . 20 ноября 2005 г. Проверено 5 декабря 2020 г.
  56. ^ «О награждении орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени Плисецкой М.М.» docs.cntd.ru (на русском языке). Кодекс. 18 ноября 2000 г. Проверено 5 декабря 2020 г. В. Путин
  57. ^ «О награждении орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени Плисецкой М.М.» docs.cntd.ru (на русском языке). Кодекс . Проверено 5 декабря 2020 г. Б. Ельцин
  58. ^ «О награждении орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени Плисецкой М.М.» docs.cntd.ru (на русском языке). Кодекс. 9 ноября 2010 года . Проверено 5 декабря 2020 г. Д. Медведев
  59. ^ Jump up to: а б с д и «Умерла балерина Майя Плисецкая» . ТАСС . 2 мая 2015 г.
  60. ^ Варшава. День рождения Примадонны на сайте www.e-teatr.pl (на польском языке)
[ редактировать ]


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 05d2ab2299266b4f6e7432754c5034a9__1720912440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/05/a9/05d2ab2299266b4f6e7432754c5034a9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Maya Plisetskaya - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)