Эдуардо Чильида
Эдуардо Чильида | |
---|---|
![]() Эдуардо Чильида | |
Рожденный | Эдуардо Чильида Хуантегу 10 января 1924 г. |
Умер | 19 августа 2002 г. | (78 лет)
Занятие | Скульптор |

Эдуардо Чильида Хуантеги , или Эдуардо Чиллида Хуантеги на баскском языке (10 января 1924 — 19 августа 2002), был испанским баскским скульптором, известным своими монументальными абстрактными работами .
Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]Эдуардо Чильида родился в Сан-Себастьяне (Доностия) в семье Педро Чильиды и сопрано Кармен Хуантеги 10 января 1924 года. Эдуардо Чильида вырос недалеко от отеля «Биарриц» , принадлежавшего его бабушке и дедушке. [1] Чильида был вратарем футбольной команды «Реал Сосьедад» из Сан-Себастьяна в Ла Лиге , где его колено было настолько серьезно повреждено, что ему пришлось перенести пять операций, положив конец многообещающей футбольной карьере. Затем он изучал архитектуру в Мадридском университете с 1943 по 1946 год. В 1947 году он отказался от архитектуры ради искусства, а в следующем году переехал в Париж, где открыл свою первую студию и начал работать с гипсом и глиной. Он так и не получил ученую степень и вместо этого начал брать частные уроки рисования. Он жил в Париже с 1948 по 1950 годы и в Виллан-су-Буа (Сена и Уаза) с 1950 по 1955 год. [2] В 1950 году Чильида женился на Пилар Бельсунсе, а затем вернулся в район Сан-Себастьяна, сначала в соседнюю деревню Эрнани, а в 1959 году в город, где он родился, где и остался. [3]
Он умер в своем доме недалеко от Сан-Себастьяна в возрасте 78 лет.
Работа
[ редактировать ]Скульптуры Чиллиды сосредоточены на человеческих формах (в основном туловищах и бюстах ); его более поздние работы имели тенденцию быть более массивными и абстрактными и включали множество монументальных общественных работ. [4] Сам Чиллида был склонен отвергать ярлык «абстракциониста», предпочитая вместо этого называть себя «скульптором-реалистом». Вернувшись в Страну Басков в 1951 году, Чиллида вскоре отказался от гипса, который он использовал в своих парижских работах, — материала, подходящего для изучения архаичных фигуративных произведений в Лувре . [5] Живя недалеко от Эрнани, он начал работать с кованым железом с помощью местного кузнеца и вскоре устроил в своей мастерской кузницу. С 1954 по 1966 год Чиллида работал над серией под названием «Наковальня мечты» , в которой он впервые использовал дерево в качестве основы, из которой металлические формы поднимаются вверх во взрывных ритмических кривых. [6] Он начал делать скульптуры из алебастра в 1965 году. [2] Вместо того, чтобы передать макет скульптуры изготовителям, как это делают многие современные художники, Чиллида тесно сотрудничала с мужчинами в литейном цехе. Затем он обычно добавлял сплав, благодаря которому металл при окислении приобретал блестящий цвет ржавчины. [7]
Скульптура Чиллиды с самого начала нашла общественное признание, и в 1954 году он изготовил четыре двери для базилики Арантзасу , где также были установлены работы других ведущих баскских скульпторов – Хорхе Отейсы, Агустина Ибарролы и Нестора Бастерречеа. В следующем году он вырезал каменный памятник первооткрывателю пенициллина сэру Александру Флемингу для парка в Сан-Себастьяне (впоследствии он исчез, но на набережной бухты Сан-Себастьян установлена новая версия). [4] К началу 1970-х годов его стальные скульптуры были установлены перед штаб-квартирой ЮНЕСКО в Париже, зданием ThyssenKrupp в Дюссельдорфе и во дворе офиса Всемирного банка в Вашингтоне.
В своих лучших проявлениях его работы, хотя и массивные и монументальные, предполагают движение и напряжение. Например, самая крупная из его работ в Соединенных Штатах, «Де Музыка», представляет собой стальную скульптуру весом 81 тонну, состоящую из двух колонн с руками, которые вытягиваются, но не соприкасаются. Большая часть работ Чиллиды вдохновлена его баскским воспитанием, а названия многих его скульптур написаны на баскском языке Euskera . Его стальная скульптура De Música III была выставлена в Йоркширском парке скульптур в Великобритании в рамках ретроспективы работ Чиллиды.
Чугунная скульптура Чильиды «Топос V» выставлена на площади Пласа-дель-Рей в Барселоне с 1986 года.
Начиная с 1959 года Чильида также создал выдающееся творчество в виде гравюр , литографий и гравюр на дереве , включая иллюстрации к Хорхе Гильена » «Мас Алла (1973) и различным другим книгам. [2]
Памятник толерантности , Фуэртевентура
[ редактировать ]Согласно планам Чиллиды по созданию Памятника толерантности , в горе должна быть пробурена искусственная пещера. Огромную кубическую пещеру размером 40 метров (131 фут) с каждой стороны предстоит вырыть изнутри горы, издавна почитаемой жителями пыльного и бесплодного острова к югу от Лансароте . Около 64 000 кубических метров породы будет извлечено из горы, возвышающейся над засушливым ландшафтом на севере острова, чтобы создать то, что Чиллида назвал своим «памятником толерантности». Первоначальная идея Чиллиды заключалась в том, чтобы посетители могли ощутить необъятность пространства. [8]
Проект находился в разработке с 1994 года, за восемь лет до смерти Чиллиды. [9] В 2011 году местные власти решили реализовать проект Чильида внутри горы Тиндая на острове Фуэртевентура, несмотря на опасения экологов. [8] По состоянию на 2013 год местные чиновники продолжают искать частное финансирование в размере 75 миллионов евро. [9]
Диалог с Хайдеггером
[ редактировать ]В начале 1960-х годов Эдуардо Чильида вступил в диалог с немецким философом Мартином Хайдеггером . Когда двое мужчин встретились, они обнаружили, что с разных точек зрения они «работают с пространством» одинаково. Хайдеггер писал: «Нам придется научиться признавать, что вещи сами по себе являются местами, а не просто принадлежат месту», и что скульптура, таким образом, является «...воплощением мест». Вопреки традиционному взгляду на пространство как на пустой контейнер для дискретных тел, эти работы понимают тело как нечто уже выходящее за пределы самого себя в мире отношений и рассматривают пространство как материальную среду реляционного контакта. Скульптура показывает нам, как мы принадлежим миру, миру, находящемуся в технологическом процессе изгнания с корнем и бездомности. Хайдеггер предлагает, как нам все еще найти место для пребывания в нем.
Цитируют слова Чиллиды: «Вся моя работа — это путешествие открытий в космосе. Космос — самый живой из всех, тот, что нас окружает. ...Я не так уж верю опыту. Я думаю, что он консервативен. Я верю в восприятие, которое является чем-то другим. Оно более рискованно и прогрессивно. Есть что-то, что все еще хочет развиваться и расти. Кроме того, я думаю, что это то, что заставляет вас воспринимать, и восприятие напрямую влияет на настоящее, но с одним. ногой твердо стоишь в будущем.Опыт же наоборот: ты находишься в настоящем, но одной ногой в прошлом. Другими словами, я предпочитаю позицию восприятия. Я специалист по заданию вопросов, на некоторые из которых нет ответов».
Среди других философов, которые с уважением писали о Чиллиде и его работах, - Гастон Башляр и Октавио Пас . [10]
- Панегирик горизонту , бетон (1989), Хихон , Испания
- Толерантность через диалог , Мюнстер , Германия
- Ветряная гребенка Сан-Себастьян , Испания
- Похвала воде , Барселона , Испания
- Памятник (1971), Дом Тиссена Хоххаус , Дюссельдорф , Германия
Выставки
[ редактировать ]Чиллида выставил свои ранние работы в 1949 году в Майском салоне Музея современного искусства в Париже, а в следующем году принял участие в выставке послевоенного искусства Les Mains Eblouies в Galerie Maeght. [6] После своей первой персональной выставки в галерее Clan в Мадриде в 1954 году Чильида представил свои работы более чем на 100 персональных выставках. Он также участвовал во многих международных выставках, в том числе в Венецианской биеннале (1958, 1988 и 1990 годы); Pittsburgh International , где он получил премию Карнеги в области скульптуры в 1964 году, а в 1978 году разделил премию Эндрю У. Меллона с Виллемом де Кунингом ; и Документа II, IV и VI. [3] Его первая всеобъемлющая ретроспектива в Соединенных Штатах была организована Музеем изящных искусств в Хьюстоне в 1966 году. Основные ретроспективы графических и скульптурных работ Чиллиды с тех пор были организованы Национальной галереей в Вашингтоне, округ Колумбия (1979), Соломон Р. Гуггенхайм. Музей в Нью-Йорке (1980 г.), Паласио де Мирамар в Сан-Себастьяне (1992 г.); и Национальный центр искусств королевы Софии в Мадриде (1999 г.) и Музей Гуггенхайма в Бильбао, Испания (1999 г.).
Основные общественные работы
[ редактировать ]Основные общественные работы Чиллиды находятся в Барселоне, Берлине, Париже, Франкфурте и Далласе. Большую часть его работ можно увидеть в Сан-Себастьяне . Одна из них, Haizeen orrazia ( «Гребень ветра »), созданная в сотрудничестве с Луисом Пенья Ганчеги , установлена на скалах, поднимающихся из Кантабрийского моря в заливе Ла Конча в Себастьяне. Возможно, его самая известная работа в Соединенных Штатах находится перед И. М. Пей, спроектированным Симфоническим центром Мейерсона, в Далласе. De Musica представляет собой две колонны с ветвями, которые простираются, но не соприкасаются. В Вашингтоне скульптура Чиллиды находится в штаб-квартире Всемирного банка . В 1997 году скульптура Чиллиды также была предоставлена в аренду галерее Тасенде возле мэрии Беверли-Хиллз по случаю открытия выставочного зала галереи Тасенде в Лос-Анджелесе с персональной презентацией Чиллиды. [11] В 1986 году он установил «Дом Гете», большое произведение, посвященное немецкому поэту и драматургу Иоганну Вольфгангу фон Гете . во Франкфурте [7] Его памятник Diálogo-Tolerancia (Диалог-Толерантность) был установлен в Мюнстере в 1993 году в честь Вестфальского мира . Скульптура Чиллиды «Берлин» (2000 г.) для Федеральной канцелярии (Берлин) интерпретируется как символ воссоединения Германии : две скрещенные руки создают общее – в некотором смысле духовное – место.
Коллекции
[ редактировать ]Скульптуры Чиллиды собраны крупными музеями, в том числе Музеем современного искусства и Метрополитен-музеем в Нью-Йорке; Галерея Тейт Британия в Лондоне; Кунстхалле Базель в Швейцарии; и Новая национальная галерея в Берлине. В 1986 году была открыта коллекция Чильида Национального центра искусств королевы Софии в Мадриде; Чиллида разработал логотип музея. [1]

Чиллида Плейс
[ редактировать ]В начале 1980-х годов Чиллида и его жена купили баскский фермерский дом шестнадцатого века и прилегающую землю в Эрнани недалеко от Сан-Себастьяна, чтобы создать постоянное место для демонстрации своих работ в естественной среде. Он открылся в 1990-х годах как Чиллида Леку , музей под открытым небом, где посетители могли бродить среди скульптур. Музей закрылся в 2011 году, но вновь открылся в 2019 году при поддержке Hauser & Wirth , швейцарской галереи современного искусства. Леку означает «место» в переводе с баскского . [12] [13]
Почести и награды
[ редактировать ]
В 2002 году Витория-Гастейс , столица Страны Басков, посмертно вручила золотую медаль, высшую награду города, Чильиде и архитектору Луису Пенья Ганчеги за строительство площади, которая стала символом возрождения басков после возвращения Испании. к демократии. [14] Другие награды включают в себя:
- (1998) Лауреат премии Международного центра скульптуры за выдающиеся достижения в области современной скульптуры.
- (1991) Лауреат Praemium Imperiale в области скульптуры.
- (1987) Лауреат премии принца Астурийского в области искусств.
- (1985) Лауреат премии Вольфа в области скульптуры.
- (1983) Избран почетным академиком Королевской академии.
- (1998) Избран почетным членом Королевского общества скульпторов.
Арт-рынок
[ редактировать ]С 2018 года поместье Чиллиды представляет компания Hauser & Wirth. Ранее он работал с Пилар Ордовас . Галерея Тасенде была единственным представителем Чиллиды в США с середины 1980-х по 1990-е годы. [15]
В 2006 году классическая скульптура Чиллиды 1961 года «Слух о лимитах» более чем вдвое превысила эстимейт и была продана коллекционеру с Пиренейского полуострова за рекордные 2 миллиона фунтов стерлингов в Лондоне. [16] Его кортеновской скульптура из стали Buscando La Luz IV (В поисках света IV) (2001) была продана за 4,1 миллиона фунтов на аукционе Christie's в Лондоне в 2013 году. [17]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Эдуардо Чильида. Архивировано 5 апреля 2011 года в Wayback Machine Fundación Telefónica, Мадрид.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Эдуардо Чильида Тейт , Лондон.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кен Джонсон (22 августа 2002 г.) Эдуардо Чильида, скульптор большого масштаба, умер в возрасте 78 лет . The New York Times .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Адриан Сирл (21 августа 2002 г.), Некролог: Эдуардо Чильида , The Guardian .
- ↑ Эдуардо Чиллида/Антони Тапиес. Архивировано 31 марта 2012 года в Wayback Machine Deutsche Guggenheim, Берлин.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Некролог: Эдуардо Чильида, The Daily Telegraph .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хиллиард Харпер (25 октября 1986 г.), Скульптуры Чиллиды достигают пика Los Angeles Times .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джайлз Тремлетт (20 января 2011 г.), Испанский остров позволяет пробурить огромную пещеру в «волшебную» гору The Guardian .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лори Рохас (10 октября 2013 г.), пещерная скульптура Чиллиды на Канарских островах все еще отложена The Art Newspaper .
- ^ Роберт Макдональд (25 октября 1986 г.), Предлагается небольшой образец чилиды Los Angeles Times
- ^ Э. Чиллида, 78 лет; Испанский скульптор из кованого железа Los Angeles Times .
- ^ Агниш, Рэй (17 апреля 2019 г.). «Скульпторы времени: музей Эдуардо Чильиды вновь открывается в Сан-Себастьяне » Хранитель Лондон . Получено 17 апреля.
- ↑ Музей Чиллида-Леку (Эрнани, Испания). Архивировано 17 января 2012 г. в Wayback Machine.
- ↑ Рафаэль Миндер (14 сентября 2010 г.), Баскский гигант, наконец-то принял The New York Times .
- ↑ Анна Брэйди (16 октября 2019 г.), Лично: Пилар Ордовас о том, как трудно добиться успеха и о своей собственной The Art Newspaper .
- ↑ Колин Глиделл (27 июня 2006 г.), Новости рынка: продажи современного искусства в Лондоне The Daily Telegraph .
- ^ Скотт Рейберн (26 июня 2013 г.), Баския продается за 29 миллионов долларов, начинаются современные продажи The Daily Telegraph .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мартин ван дер Коелен: Эдуардо Чильида · OPUS PI; Каталог-резонне гравюр 1959–1972 гг. Хор, Майнц 1999, ISBN 3-931876-11-X .
- Мартин ван дер Коелен: Эдуардо Чильида · OPUS P.II; Каталог-резонне гравюр 1973–1985 гг. Хор, Майнц 1997, ISBN 3-931876-12-8 .
- Мартин ван дер Коелен: Эдуардо Чильида · OPUS P.III; Каталог-резонне гравюр 1986–1996 гг. Хор, Майнц 1996, ISBN 3-931876-03-9 .
- Мартин ван дер Коелен: Эдуардо Чильида · OPUS P.IV; Каталог-резонне гравюр 1966–2001 гг. Хор, Майнц 2005, ISBN 3-931876-44-6 .
- Беата Райфеншайд и Доротея ван дер Келен; Arte in Movimento – Искусство в движении , Документы нашего времени XXXIV; Издательство «Хор»; Майнц, 2011 г.; ISBN 978-3-926663-44-3
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 1924 рождения
- 2002 смертей
- граверы 20 века
- Граверы 21 века
- Баскские скульпторы
- Современные скульпторы
- Испанские скульпторы ХХ века.
- Испанские художники-мужчины 20-го века
- Испанские скульпторы-мужчины
- Испанские граверы
- Испанские футболисты мужского пола
- Футболисты Реал Сосьедад
- Кавалеры ордена «За конституционные заслуги»
- Лауреаты Pour le Mérite (гражданский класс)
- Лауреаты Praemium Imperiale
- Лауреаты премии Вольфа в области искусств
- Устойчивая к атмосферным воздействиям сталь
- Смертность от деменции в Испании
- Смертность от болезни Альцгеймера
- Испанские современные художники
- Футбольные вратари мужской ассоциации
- Почетные члены Королевской академии