Фудзико Накая
Фудзико Накая | |
---|---|
Рожденный | 15 мая 1933 г. |
Национальность | японский |
Фудзико Накая ( 中谷 芙二子 , Накая Фудзико , родился 15 мая 1933 года) — японский художник, член организации «Эксперименты в искусстве и технологиях» , а также промоутер, сторонник и практик японского видеоарта. Она наиболее известна своими скульптурами из тумана .
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Накая родилась в Саппоро в 1933 году, где ее отец Укичиро Накая , которому приписывают изготовление первых искусственных снежинок, в то время был доцентом Университета Хоккайдо . Позже ее отец продюсировал ряд документальных фильмов и радиопрограмм и основал Iwanami Productions , продюсера документальных и образовательных фильмов. Укичиро Накая также был опытным художником суми-э , и в 1960 году его картины тушью были показаны рядом с картинами маслом Фудзико Накая на выставке в галерее Шерман в Чикаго. [1] Выставки последних лет в Oslo Kunstforening и Le Forum в Ginza Maison Hermès проиллюстрировали влияние идей и научной практики Укичиро Накая на творчество Фудзико Накая.
Фудзико Накая училась в средней школе в Токио, окончив среднюю школу Японского женского университета. После окончания школы она отправилась в Соединенные Штаты, чтобы получить степень в Северо-Западном университете в Эванстоне , штат Иллинойс, США. [2] В 1957 году она окончила Северо-Западный университет со степенью бакалавра искусств и до 1959 года продолжала изучать живопись в Париже и Мадриде. [3]
Карьера
[ редактировать ]Проведя некоторое время в Европе, где она некоторое время училась у Леонарда Фуджиты (он же Фудзита Цугухару ), Накая вернулась в Японию в 1960 году. Она выставила свои картины маслом на выставке двух человек вместе со своим отцом в Художественной галерее Шермана в Чикаго (1960). за ней последовала ее первая персональная выставка с двенадцатью картинами в Токийской галерее (1962). [3]
Эксперименты в искусстве и технологиях
[ редактировать ]Накая впервые получила известность благодаря участию в американском художественном коллективе « Эксперименты в искусстве и технологиях» (EAT) , основанном в 1967 году. Накая впервые выступила с EAT в качестве оператора дистанционного управления в Деборы Хэй перформансе « Соло на 9 вечеров: Театр». и инженерное дело в 1966 году, но официально не присоединилась к группе, пока не стала представителем EAT в Токио в 1969 году. [4] Ее пригласил Билли Клювер по предложению Роберта Раушенберга (для которого она переводила во время его выступления в 1964 году в Центре искусств Согецу) . [5] ) для создания скульптуры из тумана для павильона Pepsi на выставке Expo '70 в Осаке. [4] Хотя приглашение не требовало наличия определенного типа тумана, Накая была обеспокоена тем, что химический туман ограничит круг участников, поэтому она воспользовалась возможностью и спроектировала первую в мире скульптуру из атмосферного тумана на водной основе с помощью инженера Томаса Ми. . [6] [7] Накая считала, что природа участвует в этом проекте, поэтому они с Ми провели ряд тестов, чтобы увидеть, как естественные условия этого места могут формировать туман. Они провели испытания мощности различных распылительных устройств, испытания моделей павильона в аэродинамической трубе и исследования ветровых режимов на площадке Pepsi Pavilion в Осаке. [4] Скульптура из тумана стала одним из знаковых проектов павильона Pepsi, а система тумана была запатентована как Mee (аппаратное обеспечение), так и Nakaya (воздушный поток) после Expo '70. [7] С тех пор Накая установил множество других инсталляций тумана в галереях по всему миру, включая Австралийскую национальную галерею в Канберре и Музей Гуггенхайма в Бильбао . [8]
После выставки Expo '70 Накая продолжил работу в рамках « Экспериментов в искусстве и технологиях» , основав токийский филиал EAT вместе с Кобаяси Хакудо и Мориокой Юдзи. Их первым проектом стал токийский узел проекта Utopia Q&A, 1981 , который проходил с 30 июля по 30 сентября 1971 года в выставочном зале Fuji Xerox в здании Sony Building в Гиндзе. [4] Токийский терминал был связан с терминалами в Нью-Йорке , и в течение августа , Стокгольме и Ахмедабаде телексом 1971 года четыре терминала обменивались сообщениями, предсказывающими, каким может быть мир через десять лет, в 1981 году. Этот телекс Сеть была организована по случаю выставки «Утопии и видения 1871–1981» в Музее современного искусства в Стокгольме, куратором которой был Понтус Хультен, к столетнему юбилею Парижской Коммуны . [9] [4] Однако токийский терминал этого проекта имел наиболее развитую административную структуру из всех узлов, как потому, что требовалась группа переводчиков для перевода входящих сообщений на японский язык, так и исходящих на английский, а также потому, что EAT Tokyo организовала участие ряда известные деятели средств массовой информации и культуры, в том числе художник манги и аниматор Тэдзука Осаму , учёный Ода Минору и композитор Итиянаги Тоши . [4]
Видео Хироба, Видео Арт и Видео Галерея СКАН
[ редактировать ]С 1970-х годов Накая был ключевой фигурой на сцене видеоарта в Японии, часто выступая в качестве связующего звена между североамериканскими и японскими практиками искусства. Впервые она занялась видео по приглашению канадского видеохудожника Майкла Голдберга и работала с Кацухиро Ямагучи над организацией первой выставки видеоарта в Японии «Видеокоммуникация: комплект для самостоятельного изготовления» в Sony Building , Гиндза, в 1972. [4] [3] [10] Она была центральным членом видеоколлектива Video Hiroba , созданного по случаю этого шоу, и работала как над совместными проектами сообщества, так и над отдельными видеоскульптурами с 1970-х по 1990-е годы. Ее работы часто цитируются как примеры Видео Хиробы творчества , в том числе ее произведение 1972 года «Друзья жертв Минаматы — Видеодневник» и ее интерактивная инсталляция 1973 года «Мудрость старых людей — Культурная ДНК». [10] [11] [12] Однако помимо создания видеоработ она также переводила тексты на видео и продвигала японских художников за рубежом. В 1974 году она опубликовала японский перевод книги Майкла Шамберга « Партизанское телевидение » через Bijutsu Shuppansha и перевела другие тексты для журнала Bijutsu Techō . [4] Накая также представлял Видео Хироба на фестивале «Матрица» в Ванкувере в 1973 году и помогал Барбаре Лондон в организации в Музее современного искусства в 1979 году выставки японского видеоарта « Видео из Токио в Фукуи и Киото» . [13] [14]
В 1980 году Накая открыл первую в Японии галерею видеоарта в Харадзюку . Галерею назвала Video Gallery SCAN ее друг и соратник, видеохудожник Билл Виола . [15] Галерея спонсировала полугодовые конкурсы новых работ художников, становясь, таким образом, площадкой для демонстрации своих работ перспективными новыми видеохудожниками. Он также представил персональные выставки в рамках серии SCAN FOCUS. В заметных выставках FOCUS приняли участие Билл Виола , DCTV , Нам Джун Пайк , Норио Имаи и Мако Идемицу . [4] Видеогалерея SCAN также организовала Японский международный фестиваль видеотелевидения в Спирале в Токио в 1987, 1989 и 1993 годах. В фестивалях участвовали как новые, так и признанные артисты, в том числе работы General Idea , Сигэко Кубота , Дары Бирнбаум , Питера Калласа , Гэри Хилла , Тупой Тип , Марина Абромавич и другие. Он также экспериментировал с прямым спутниковым вещанием, представлял видеоскульптуры и представлял новые работы художников из Филиппин, Таиланда и Китая. [4]
Туманные Скульптуры
[ редактировать ]Работы Накая с туманом доминировали в ее практике с момента закрытия Видеогалереи SCAN в 1992 году. В интервью 27 апреля 2014 года Ирен Шам Аллен Накая объяснила, что она не создает изображения напрямую с помощью своих скульптур из тумана, вместо этого туман - это своего рода датчик, который реагирует на местные метеорологические условия. Она отметила, что ландшафт может казаться в значительной степени статичным, пока не появится туман. С появлением тумана истории и информация природы становятся более доступными для наблюдателя. [16] Художница и искусствовед Кенджиро Окадзаки много писала о творчестве Накая и связывала свои работы в области тумана с работами своего отца, ученого Укичиро Накая . Оказаки сравнивает интерес Фудзико Накая к видео и туману с использованием ее отцом фотографии и пленки для записи снега и атмосферных условий. [3] и связывает этику Укичиро Накая по документированию природы в ее несовершенстве - даже фотографированию «уродливых» снежных кристаллов, оставшихся из коллекций Уилсона Бентли , - с интересом Фудзико Накая к случайным процессам, а не к завершенным объектам как в ее видео, так и в практиках тумана. [17] Окадзаки связывает неопределенность тумана и видеоработ Накаи с идеей медиума:
Понятие «свобода» обусловлено таким поведением среды. Таким образом, преданность медиуму, обнаруживаемая в работах Фудзико Накая, фундаментально противоречит произведениям искусства, позиционируемым как формы выражения (они должны регулироваться как детерминистская тавтология, застрявшая в повторении одного и того же). Вместо этого ее работы раскрывают силу, которая превосходит и превосходит все формы регулирования: поведение среды, которое является абсолютным условием «свободы» в этом мире (наряду с нашей «свободной волей»). [18]
Работая в тумане, Накая часто сотрудничает с другими авторами, в том числе с видеохудожником Биллом Виолой , художником по свету Сиро Такатани , танцорами Тришей Браун и Мин Танака , а также музыкантом Рюичи Сакамото . В 1992 году Накая в сотрудничестве с Atsushi Kitagawara Architects создала игровую площадку, на которой густой туман окутывает посетителей дважды в час в парке Сёва Кинен в Токио. [19] Посетители испытывают чувство потерянности по мере того, как туман сгущается, и того, что их снова находят, когда туман рассеивается. Целью работы является пробуждение благоговения перед природой и напоминание о цикле жизни и смерти. [20] В 2002 году Накая выступал консультантом архитекторов Diller + Scofidio в проекте Blur Building, архивировано 12 марта 2017 г., в Wayback Machine , созданном для выставки Swiss Expo 2002 на озере Невшатель в Ивердон-ле-Бен . По словам пары, Накая считала их первоначальную идею неосуществимой, но «именно ее идея о неравномерной концентрации сопел спасла положение». [21]
Накая получил множество наград, в том числе Австралийскую культурную премию, «Золотой лазер» на Международном видеофестивале в Локарно, специальную премию Ёсиды Исойи, премию министра почты и телекоммуникаций за художественный вклад в программы телевидения высокой четкости и премию за особые достижения на фестивале HDTV 2008 года. Японский фестиваль медиаискусства [2] В 2018 году Накая был удостоен награды Praemium Imperiale в области скульптуры Японской ассоциации искусств. Первая масштабная ретроспектива работ Накая прошла в Art Tower Mito в Японии с октября 2018 года по январь 2019 года. Первая ретроспектива за пределами Японии последовала в апреле. С 2022 г. по июль 2022 г. в Мюнхене, Германия. [22]
Работает
[ редактировать ]- 1970: Скульптура из тумана «ПАВИЛЬОН ПЕПСИ», выставка Expo '70 , Осака.
- 1972: Друзья жертв Минаматы — Видеодневник
- 1973: Мудрость старых людей — Культурная ДНК , инсталляция в Computer Art '73 , Sony Building , Гиндза, Токио
- 1974: «Стоящее яйцо» , интерактивная видеоинсталляция на Одиннадцатой Японской международной выставке современного искусства , Токийский музей искусств Метрополитен , Токио.
- 1974: Туманная среда для концерта Дэвида Тюдора «ISLAND EYE ISLAND EAR» (сотрудничество с Дэвидом Тюдором, Жаклин Монье), остров Кнавельскар, Швеция (продюсер EAT )
- 1976: Скульптура из тумана # 94768: Разговор о Земле , 2-я биеннале в Сиднее (переименованная в «Туманные следы в пустыне» в 1983 году для Национальной галереи Австралии, Канберра )
- 1980: Инсталляция Opal Loop/Cloud № 72503 для танцевальной компании Триши Браун , Нью-Йорк (воссоздана в 1981, 1996 и 2010 годах)
- 1980: Облачное озеро, 11-я Международная конференция по скульптуре.
- 1980: Скульптура из тумана: Каваджи , Фестиваль света, звука и тумана, Тотиги (сотрудничество с Биллом Виолой )
- 1981: Водопад: объединенная река , видеоинсталляция в Художественном музее Мияги , Мияги.
- 1983: Скульптура из тумана # 94925: Туманный след в пустыне: экосфера , Национальная галерея Австралии , Канберра (постоянная инсталляция)
- 1983: Мелти-ви, видеоинсталляция в Музее современного искусства, Тойома.
- 1988: Скульптура из тумана: линия горизонта , водный сад, парк де ла Виллет , Париж.
- 1990-1: Четыре колодца, видеоинсталляция, Национальный центр искусств, Токио.
- 1992: Туманный лес , Детский парк, Мемориальный парк Сёва , Тачикава (Токио)
- 1994: «Гренландский ледниково-моренный сад», Музей снега и льда Укичиро Накая, город Кага, Япония (архитектор: Арата Исодзаки), Кага
- 1998: Скульптура из тумана № 08025: FOG , Музей Гуггенхайма в Бильбао , Испания (постоянная коллекция)
- 2001: IRIS , Скульптура из тумана в сотрудничестве с Широ Такатани в гавани Валенсии, 1-я биеннале Валенсии , Испания.
- 2004: Скульптура из тумана № 28634: «Диалог», Технологии для жизни: эксперименты в искусстве и технологиях, Norrköpings konstmuseum , Норчёпинг
- 2005: Туманная камера-Рига #26422 , за «Беседы со снегом и льдом», Латвийский музей естественной истории , Рига.
- 2010: Облачный лес , инсталляция тумана, свет и звук в сотрудничестве с Сиро Такатани , по заказу Центра искусств и медиа Ямагути [YCAM]
- 2011: установка тумана в сотрудничестве с Сиро Такатани , курган Исибутай, исторический парк Аска , Нара.
- 2011: Туманный сад #07172 - Сад мхов Ниси-сюр-Эр , Ветер лесов , Коммерческий округ
- 2013: Туманный мост #72494 , Эксплораториум , Сан-Франциско
- 2014: Вуаль, Стеклянный дом , Нью-Ханаан , Коннектикут
- 2015: «Туманный мост», инсталляция и выставка тумана в Центре современного искусства Арнольфини , по заказу Бристольского международного фестиваля IBT15 , Англия.
- 2017: Следопыт # 18700 Осло , Экебергпаркен , Осло , Норвегия
- 2018: «Туман x FLO» включает в себя пять адаптированных к месту инсталляций вдоль Фредрика Лоу Олмстеда в Изумрудного ожерелья честь 20-летия Охраны Изумрудного Ожерелья.
- 2022: « Мюнхенский туман (Волна), № 10865/I » и « Мюнхенский туман (Туман) № 10865/II » в Haus der Kunst в Мюнхене, Германия. [22]
Награды
[ редактировать ]Источник: [3]
- 1976: Австралийская культурная премия - Скульптура из тумана № 94768 «Разговор о Земле».
- 1983: Финалист Первого международного конкурса водных скульптур - Туманное представление «Свалка Луизианы».
- 1990: Золотой лазер, видеофестиваль в Локарно - вклад SCAN
- 1992: Премия министра строительства - «Туманный лес».
- 1993: Специальная награда Ёсиды Исои — «Туманный лес».
- 2001: Премия министра связи - художественный вклад в программирование HDTV.
- 2006: Премия Декарта в области научных коммуникаций, номинант Комиссии ЕС - Курирование выставки науки и искусства «Разговоры со снегом и льдом» в Латвии.
- 2008: Фестиваль медиаискусства, специальный приз за вклад в медиаискусство.
- 2017: Кавалер Ордена искусств и литературы, Франция. [23]
- 2018: Императорская премия Praemium в области скульптуры, Японская ассоциация искусств.
- 2023: Премия Вольфа в области искусств. [24]
Другие заметные достижения
[ редактировать ]- 1979–1998: преподаватель Университета Нихон. факультета кино колледжа искусств
- 1989: Патент № 1502386 «Система/аппарат для изготовления облачной скульптуры из водяного тумана».
- 2017: Автор Дэн Браун в романе « Происхождение» (роман Брауна) ссылается на творчество Накая, поскольку его персонаж Роберт Лэнгдон посещает Гуггенхайм в Бильбао, Испания, в поисках бывшего студента Эдмонда Кирша. Отмечая, что скульптура из тумана постоянно меняет форму, Браун использует эту обстановку, чтобы создать неземную и драматическую сцену, когда Лэнгдон входит в музей Гуггенхайма. [25]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сэцуда, Рэйко (2017). Гренландия Фудзико и Укичиро Накая . Токио, Япония: Корпоративный фонд Hermès. п. 26 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «2008 [12-й] Японский фестиваль медиаискусств | Специальный приз за достижения | Japan Media Arts Plaza» . Архивировано из оригинала 7 апреля 2012 г. Проверено 15 декабря 2009 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и «Анархив № 5 — FUJIKO NAKAYA FOG . » BROUILLARD
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Фудзико Накая; Художественный музей Суйкай (2019). Выставка Фудзико Накая = Сопротивление тумана: Фудзико . Накая 978-4-8459-1820-1 . OCLC 1088409734 .
- ^ Икегами, Хироко (2014). Великий мигрант - Роберт Раушенберг и глобальный мир: подъем американского искусства . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. ISBN 978-0-262-52611-1 . OCLC 876434557 .
- ^ Клювер, Билли; Мартин, Джули; Роуз, Барбара; Эксперименты в искусстве и технике (Организация) (1972). Павильон . Нью-Йорк: EP Даттон. OCLC 864533 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Накая, Фудзико; Роквелл, Том; Макдугалл, Марина; Маркопулос, Ли; Урбах, Генри; Эксплораториум (Организация) (2013). Над водой: Фудзико Накая . ISBN 978-0-943451-70-1 . OCLC 950415595 .
- ^ «| Эксплораториум» . Эксплораториум . 04.04.2013 . Проверено 9 марта 2017 г.
- ^ «Сборник документов, опубликованных EAT: Сборник документов, опубликованных EAT» www.fondation-langlois.org . Проверено 1 февраля 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ямагути, Кацумото, Тошио; Имура, Такахико, Кейго; Каванака, Нобухиро; Имаи, Норио (2010), «Витал» , Нью-Йорк. Нью-Йорк: Electronic Arts Intermix, ISBN 978-0-615-33326-7 , OCLC 703353938 , получено 1 февраля 2021 г.
- ^ Ма, Саданобу (2014). История японского медиаискусства на японском языке: Artes Publishing). ( 978-4-86559-116-3 . OCLC 961184007 .
- ^ Дэвис, Дуглас; Симмонс, Эллисон (1977). Новое телевидение: общественное . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. ISBN 978-0-262-04050-1 . OCLC 426217155 .
- ^ Эбботт, Дженнифер (2000). Создание видео «В»: спорная площадка альтернативного видео на Западном побережье . Ванкувер: Видео в студиях. ISBN 978-1-55152-022-3 . ОСЛК 32015940 .
- ^ Лондон, Барбара Дж (1979). Видео из Токио в Фукуи и Киото Музей современного искусства, Нью-Йорк, Художественный музей Лонг-Бич, Художественная галерея Ванкувера, Художественный музей префектуры, Фукуи, 19 апреля 1979 г. — апрель 1980 г. Нью-Йорк: Музей современного искусства. OCLC 1005888698 .
- ^ Бирнбаум, Альфред. «Японское видео». Журнал Mediamatic, том. 3 № 1 (1988).
- ^ «Интервью с художником по туману Фудзико Накая, Стеклянный дом» . ВернисажТВ . Архивировано из оригинала 20 декабря 2021 г. Проверено 9 ноября 2017 г.
- ^ Оказаки, Кенджиро. «Прозрачный, безоблачный туман — движение ярких и покачивающихся частиц воды.│Кагакуукан» . Кагакуукан かがく宇かん | на стыке науки и искусства . Проверено 1 февраля 2021 г.
- ^ Оказаки, Кенджиро (декабрь 2017 г.). «Что переполняет Кагакуукан» | на стыке науки и искусства . Проверено 1 февраля 2021 г ..
- ^ «Нью-Йорк Таймс > Журнал > Слайд-шоу > За пределами качелей» . archive.nytimes.com . Проверено 1 февраля 2021 г.
- ^ Соломан, Сьюзен (2014). Наука игры: как построить игровые площадки, способствующие развитию детей . Университетское издательство Новой Англии. п. 42.
- ^ Филлипс, Патрисия К. (2004). «Практика параллакса: разговор с Элизабет Диллер и Рикардо Скофидио». Художественный журнал . 63 (3): 62–79. дои : 10.1080/00043249.2004.10791135 . ISSN 0004-3249 . S2CID 191479053 . ПроКвест 223299521 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Фудзико Накая. Туманная жизнь» . Дом Искусства . Проверено 7 июля 2022 г.
- ^ «Вручение знаков отличия главнокомандующего по делам искусств и литературы госпоже Фудзико Накая» . Архивировано из оригинала 3 января 2018 г. Проверено 02 января 2018 г.
- ^ Премия Вольфа в области искусства 2023 г.
- ^ Браун, Дэн (2017). Происхождение: Роман . Даблдэй. ISBN 9780385514231 .