Кацухиро Ямагучи
Кацухиро Ямагути (山口勝弘, Ямагути Кацухиро ; 22 апреля 1928 — 2 мая 2018) — японский художник и теоретик искусства, живший в Токио и Иокогаме. Благодаря своему сотрудничеству, публикациям и преподаванию он продвигал междисциплинарный авангард в послевоенной Японии, который послужил основой для возникновения японского медиа-искусства в начале 1980-х годов, области, в которой он оставался активным до своей смерти. Он представлял Японию на Венецианской биеннале 1968 года. [ 1 ] и Биеннале 1975 года в Сан-Паулу , [ 2 ] и был продюсером павильона Mitsui на выставке Expo '70 в Осаке. [ 3 ]
Биография
[ редактировать ]Кацухиро Ямагучи родился в Токио в 1928 году в семье юриста. Его отец был энтузиастом искусства и часто водил Ямагучи в музеи. В его семейном доме в районе Оимачи также была пристройка, спроектированная и украшенная картинами японского художника-модерниста Сэйдзи Того , хотя она была серьезно повреждена бомбардировками во время войны. Историк искусства Тошихару Омука утверждает, что оставшиеся фотографии дизайна Того демонстрируют явное влияние эстетики машин , которая все больше господствовала в Европе 1920-х годов, когда Того базировался в Париже. Таким образом, Омука позиционирует эту пристройку как возможный источник интереса Ямагути к промышленным материалам, городскому пространству и модернистским формам, напоминающим дизайн Баухауза . [ 4 ]
1950-е годы
[ редактировать ]Несмотря на отсутствие формального образования в области искусства, Ямагути уже активно действовал еще до окончания юридического факультета Университета Нихон в 1951 году. В июле 1948 года он участвовал в летнем семинаре по современному искусству Клуба художников-авангардистов и сформировал группу Ситиёкай с Сёдзо Китадай и Хидеко Фукусима, среди прочих, в августе 1948 года. [ 5 ] [ 6 ] Члены Ситиёкай, включая Ямагути, также сформировали Исследовательскую группу авангарда под руководством Киётэру Ханада и Таро Окамото в 1948 году, но к 1949 году они объединились — вместе с Обществом века (Сэйки но Кай) — в Ночное общество ( Ёру но Кай ), дискуссионно-выставочный коллектив, действующий с 1947 года. [ 6 ] [ 7 ] Важно отметить, что Century Society и Yoru no Kai были явно трансдисциплинарными группами, в которые входили представители разных областей искусства, такие как писатель Кобо Абэ , поэт Хироши Сэкине, режиссер Хироши Тесигахара , художник Таро Окамото и критик Киётэру Ханада . В 1950 году Ямагути, Китадай, Фукусима и Тацуо Икеда покинули секцию живописи Йору-но Кай, чтобы сформировать еще одну группу под названием Pouvoir. [ 6 ] Взгляд Ямагучи на искусство был еще более смягчен воздействием материалов о Ласло Мохой-Надь , Дьёрдь Кепесе и других модернистах через управляемую американцами библиотеку CIE в штаб-квартире во время американской оккупации . [ 6 ] Сочетание этого разного, но взаимосвязанного опыта помогло Ямагучи укрепить приверженность потенциалу междисциплинарного совместного подхода к созданию произведений искусства, который он затем применил на практике в качестве члена плодотворной группы Jikken Kōbō . [ 6 ]
основал Jikken Kobō в 1951 году Ямагучи вместе с художниками Сёдзо Китадаем и Хидеко Фукусимой ; композиторы Туру Такемицу , Дзёдзи Юаса , Кадзуо Фукусима, Кейджиро Сато, Судзуки Хироёси и Тетсуро Комаи; поэт Кунихару Акияма; фотограф Киёдзи Оцудзи ; художник по свету Наодзи Имаи; пианист Такахиро Сонода; и инженер Хидео Ямадзаки. Группа взяла поэта- сюрреалиста и искусствоведа Сюзо Такигучи в качестве наставника , но их собственный подход был в равной степени вдохновлен Баухаусом и конструктивизмом . [ 6 ] В качестве члена Jikken Kōbo Ямагучи выступал в пьесах, был соавтором инновационных аудиосинхронизированных слайд-шоу, помог разработать несколько версий серии фотографий APN, опубликованной в журнале масс-медиа Asahi Graph , и разработал свою серию Shadowbox Vitrine. [ 6 ] Ямагучи продолжал время от времени сотрудничать с несколькими создателями, с которыми он работал в Jikken Kōb - Такемицу Туру , Сато Кейджиро, Такигучи Сюдзо , не являющимся членом группы и соавтором Jikken Kobō Тосио Мацумото , - на протяжении десятилетий после роспуска группы. Ямагучи Серия Vitrine оказалась самым устойчивым результатом эпохи Джиккен Кобо . Вдохновленные формой витрин, теневые ящики в этой серии состояли из картин на стеклянных панелях, помещенных за двумя гофрированными стеклами, ориентированными поперек, чтобы создать преломляющую сетку; по мере того, как зрители перемещаются относительно витрин, нарисованные узоры смещаются. Эти более архитектурные и живописные объекты дали Ямагити возможность сотрудничать с такими архитекторами, как Киёси Сэйке и Кензо Танге, когда он встраивал витрины в бетонные стеновые конструкции или расширял их до световых коробов размером со стену. [ 8 ]
1960-е годы
[ редактировать ]К 1960-м годам Ямагучи экспериментировал с большим количеством скульптурных работ и экспериментировал с случайными отношениями между объектом и пространством. Во время визита в Нью-Йорк в 1961 году он встретил Фредерика Кислера в его студии, что побудило его в период с января 1976 года по март 1977 года написать серию статей из пятнадцати частей о жизни и работе Кислера для крупного художественного журнала Bijutsu Techō , которые в конечном итоге были опубликованы в книжная форма 1978 года. [ 9 ] Он начал производить скульптуры из проволоки, обернутые мешковой тканью из упаковки коммерческой продукции , магнитные скульптуры с переставляемыми частями и акриловые скульптуры, освещенные изнутри . В это время он принимал активное участие в нескольких группах, включая Общество окружающей среды ( Enbairamento no Kai ), которое в 1966 году организовало выставку « От космоса к окружающей среде» , и Японскую ассоциацию электрических искусств (Nihon Denki Geijutsu Kyōkai), через которую он организовал выставку 1969 года. Электромагика '69: Международное психотехническое искусство . [ 10 ] Он также иногда участвовал в мероприятиях, связанных с Fluxus , таких как Happening for Sightseeing Bus Trip в Токио в 1966 году. [ 11 ] и Expose '68: Скажи что-нибудь сейчас, я ищу, что сказать . [ 12 ] Во второй половине десятилетия Ямагучи начал формулировать идею расширенной скульптуры в своей книге 1967 года «Футейкей бидзюцу-рон» («Теория неопределенного искусства»), выставленной на Венецианской биеннале (1968), и стал комиссаром павильона Мицуи на выставке «Экспо». '70 . [ 12 ]
1970-е годы
[ редактировать ]Ямагучи описал свой опыт на Expo '70 как открытие глаз, побудившее его переключить передачу и побудившее его всерьез заняться видео, с которым он начал экспериментировать в конце 1960-х годов. [ 12 ] [ 13 ] В 1972 году он стал соучредителем токийского видеоколлектива Video Hiroba вместе с Фудзико Накая , Хакудо Кобаяши, Нобухиро Каванака, Масао Комура, Тосио Мацумото , Рикуро Мияи, Сёко Мацусита, Ёсиаки Тоно, Кейго Ямамото, Сакуми Хагивара и Мичитака Накахара, среди которых другие другие. Вместе с этой группой он разработал то, что историк искусства Чон Ён Ма называет «видео как социальная среда», сосредоточив внимание на концепции коммуникации посредством как экспериментальных групповых выставок, так и общественных проектов. [ 14 ] Помимо групповой деятельности Video Hiroba , Ямагучи также начал создавать видеоинсталляции, такие как его «Менины» и «Видео-пейзаж» , показанные на Биеннале в Сан-Паулу в 1974 году. [ 15 ] К концу 1970-х годов Ямагути разрабатывал свою концепцию Имаджинариума , которая послужила источником вдохновения для его экологических скульптур 1980-х и 90-х годов. [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] Помимо работы художником, он также начал преподавать в Школе искусств и дизайна Университета Цукуба , где оставался до 1992 года.
1980-е годы
[ редактировать ]С 1980-х годов Ямагучи стал одной из центральных фигур медиа-арта в Японии, а его вклад стал заметным в январском выпуске 1982 года ведущего художественного журнала Bijutsu Techō, посвященном «медиа-революции». [ 19 ] Его работа в 1980-е годы была сосредоточена на медиа-инсталляциях и перформансах и включала проекты для общественных мест, таких как универмаг Сейбу , театр Сейбу (позже Парко) и вход в Художественный музей О в Новом городе Осаки, Токио. [ 20 ] [ 18 ] В 1981 году он сформировал группу «Арт-Юнис» для содействия развитию технологического искусства и поддержки молодых художников. Он также стал директором-основателем Международной биеннале Artec в Нагое с 1989 по 1997 год. [ 21 ]
1990–2018 гг.
[ редактировать ]Ямагучи ушел из Университета Цукуба в 1992 году и начал преподавать в Университете дизайна Кобе в 1993 году, где оставался до 1999 года. Он также основал студию на острове Авадзи в 1990-х годах и участвовал в разработке многопрофильной художественной школы. центр на острове. [ 21 ] [ 22 ] В течение этого десятилетия он продолжал выступать как в Японии, так и за рубежом, а также продолжал сотрудничать с артистами и танцорами в средствах массовой информации. В 2001 году его поразила внезапная болезнь, из-за которой он стал частично инвалидом, и его практика изменилась с медиа-искусства на рисунки и картины, созданные вручную. [ 23 ] Основная ретроспектива его работ прошла в Музее современного искусства Камакура и Музее современного искусства Ибараки в 2006 году. [ 8 ] а исследовательские проекты, такие как финансируемый правительством проект «Искусство и технологии в послевоенной Японии», позволили получить научные знания , которые обеспечили Ямагучи признание как центральной фигуры японского медиа-искусства. [ 24 ] Выставки с участием Дзиккен Кобо ( Музей современного искусства, Камакура ; Художественный музей Сетагая, Токио ; Музей современного искусства, Тояма ; Городской художественный музей Иваки, Иваки; Муниципальный художественный музей Китакюсю, Китакюсю , 2013) и Видео Хироба ( Mori Art) Museum Research Project, 2016) сделали такие исследования более доступными для общественности, а его известность в Книга Чон Ён Ма 2014 года «Нихон Медиа Ато-ши» («Критическая история медиаискусства в Японии») [ 14 ] и появление избранного сборника его многочисленных произведений под редакцией историка искусства и дизайна Тошино Игути, [ 25 ] указывают на постоянный интерес к его идеям в японском медиа-искусстве и изобразительном искусстве.
Избранные групповые и персональные выставки.
[ редактировать ]- 1-13-я и 15-я независимые выставки Ёмиури , Токийский музей искусств Метрополитен , 1949–1961 и 1963 гг.
- Абстракция и фантазия , Музей современного искусства, Токио , 1953 год.
- Международное искусство новой эпохи , универмаг Такашимая , Осака, 1958 год.
- Выставка вне музея , галерея Цубаки Киндай, Токио, 1964 год.
- Цвет и пространство , куратор Ёсиаки Тоно, Галерея Минами, Токио, 1966 г.
- От космоса к окружающей среде , универмаг Мацуя , Гиндза , Токио, 1966 год.
- 5-я Международная выставка Гуггенхайма: Скульптура 1960-х годов , Музей Гуггенхайма , Нью-Йорк, 1967 год.
- Выставка из четырех человек в японском павильоне, куратор Ичиро Хариу , 34-я Венецианская биеннале , Венеция, Италия, 1968 г.
- Флуоресцентная хризантема , Институт современного искусства, Лондон , 1968 год.
- Electromagica '69: International Psytech Art , Sony Building , Гиндза, Токио, 1969 (организатор и художник-экспонент)
- Павильон Мицуи (комиссар), Экспо '70 , Осака, 1970 г.
- Видеосвязь: комплект «Сделай сам» , Sony Building , Гиндза, 1972 г.
- Компьютерное искусство '73 , здание Sony , Гиндза, 1973 год.
- Видеоэкспресс Токио-Нью-Йорк , Тендзё Саджики , Токио, 1974 год.
- Международная выставка компьютерного искусства '74, Sony Building , Гиндза, 1974 г.
- Видеоарт , Институт современного искусства, Филадельфия , 1975 (передвижная выставка)
- 13-я биеннале Сан-Паулу , Сан-Паулу, Бразилия, 1975 г.
- 4-я Международная открытая встреча по видео, CAYC , Буэнос-Айрес , 1975 г.
- 5-я Международная открытая встреча по видео, ICC, Антверпен , 1976 г.
- Ямагути Кацухиро: Видеорама , Галерея Минами, Токио и Sony Tower, Осака, 1977 г.
- Кацухиро Ямагучи: Видеоарт окружающей среды , Архив фильмов антологии , Нью-Йорк, 1978 г.
- Международная открытая встреча на видео, Токио, 1978 г. , Зал Согецу, Токио, 1978 г.
- Видеоарт из Японии и Германии , Дом культуры Фукуока, Фукуока; Музей изящных искусств Фукуи , Фукуи; Университет Миядзаки ; Галерея Маки, Токио, 1977–78.
- Видео из Токио в Фукуи и Киото , Музей современного искусства , Нью-Йорк, 1979 г. (побывал в Токио, Кобе, Фукуоке, Осаке и Саппоро)
- Ямагути Кацухиро: Информационно-экологическая видеоскульптура , Токийская галерея, Токио, 1981.
- Ямагути Кацухиро: от витрины к видео , галерея зала префектуры Канагава , Иокогама, 1981 г.
- 4-я Сиднейская биеннале, Австралия, 1982 г.
- Ямагути Кацухиро: Видеоспектакль «Сад будущего», дань уважения Такигучи Сюдзо , Токийская галерея, Токио, 1984 г.
- Ямагути Кацухиро: Видеоспектакль «Галактический сад» , Музей современного искусства префектуры Хёго, Музей Хёго и Лафоре , Харадзюку, Токио, 1986 г.
- Япония авангарда , Центр Жоржа Помпиду , Париж, 1986 г.
- Фестиваль японской культуры в Париже / Nouvelle Images au Japon , Кинозал ЮНЕСКО, Париж, 1993 г.
- След послевоенной культуры в Японии , Художественный музей Мэгуро , Токио; Городской музей современного искусства Хиросимы ; Художественный музей префектуры Хёго , Кобе; Художественный музей префектуры Фукуока , Фукуока, 1995 г.
- Биеннале в Кванджу '95, Южная Корея, 1995 г.
- 16-й Международный фестиваль видеоарта «Ретроспектива Кацухиро Ямагути» , Локарно , Швейцария , 1995 год.
- Кацухиро Ямагути , Художественный музей Нерима , Токио, 1996 год.
- Японское искусство: возрождение 1964 года , Музей современного искусства, Токио , 1996 год.
- Вавилонская библиотека: персонажи/книги/медиа , Межкоммуникационный центр NTT , Токио, 1998 г.
- Центр искусств Согецу 1945–1970 , Городской художественный музей Тиба, Тиба, 1998 г.
- От тьмы 2000 к свету , Музей лесного искусства Низаяма , Тояма, 2000
- Ямагути Кацухиро: 1950-е годы - рисунки для витрины , Галерея Сигеру Ёкота, Токио, 2004 г.
- Пионер медиаискусства Ямагути Кацухиро: от «Экспериментальной мастерской» к театру , Музей современного искусства, Камакура и Музей современного искусства, Ибараки , 2006 г.
- Экспериментальная мастерская: Япония, 1951–58 , Annely Juda Fine Art , Лондон, 2009 г.
- Жизненно важные сигналы: ранний японский видеоарт , Electronic Arts Intermix , Нью-Йорк, 2010 г.
- Кофейня , Бетонсалон, Париж, 2011 г.
- Токио 1955–1970 , Музей современного искусства , Нью-Йорк, 2012.
- Джиккен Кобо — Экспериментальная мастерская , Музей современного искусства, Камакура ; Художественный музей Сэтагая, Токио ; Музей современного искусства, Тояма ; Городской художественный музей Иваки, Иваки; Муниципальный художественный музей Китакюсю , Китакюсю, 2013 г.
- Кацухиро Ямагути , Annely Juda Fine Art , Лондон, 2013 г.
- Ямагути Кацухиро , Галерея гражданского искусства Иокогамы, Иокогама, 2014 г.
- Таро Окамото и медиаискусство , Художественный музей Таро Окамото, Кавасаки , 2017
- Кацухиро Ямагути 1928–2018 , Мемориальный художественный музей Кавамуры DIC , Тиба, 2019
Публикации
[ редактировать ]- Футейкей Бидзюцу-рон (Теория неопределенного искусства) – Гакугей Сёрин, 1967
- Канкё Гейдзюцука Кисура (художник по окружающей среде Кислер) – Бидзюцу Шуппанша, 1978
- Сакухинсю: Ямагути Кацухиро 360 ° (Каталог работ: Ямагути Кацухиро 360 °) - Асахи Шуппанша, 1981
- Цуметаи Пафомансу: Посуто-Модан Коги (Крутое выступление: постмодернистская лекция), в соавторстве с Симидзу Туру - Асахи Шуппанша, 1983
- Робот Аван-Гярудо: 20-сейки Гейдзюцу до Кикай (Робот-авангард: Искусство и машины двадцатого века) – PARCO Шуппан-кеку, 1985
- Пафомансу Генрон (Обсуждение выступления) – Асахи Шуппанша, 1985
- Эйдзо Кукан Созо (Создание пространств изображений) – Бидзюцу Шуппанся, 1987
- Медиа Дзидай-но Тенджинмацури (Большой фестиваль эпохи медиа) - Бидзюцу Шуппанся, 1992 г.
- УБУ Юбую (УБУ Игра-Не-Игра) – Зеппан Сёбо, 1992 IMAGINARIUM – Зеппан Сёбо, 1992
Основные публичные коллекции и комиссии
[ редактировать ]- Художественный музей префектуры Айти, Нагоя
- Музей Артизон, Фонд Исибаши, Токио
- Городской художественный музей Тибы
- Художественный музей Фукуоки
- Музей современного искусства Хара, Токио
- Городской музей современного искусства Хиросимы, Хиросима
- Художественный музей префектуры Хёго, Кобе
- Городской художественный музей Иваки, Иваки
- Мемориальный художественный музей Кавамуры DIC, Тиба
- Городской музей Кавасаки, Кавасаки
- Музей М+, Гонконг
- Художественный музей Мияги, Сендай
- Музей современного искусства, Токио
- Музей современного искусства, Камакура и Хаяма
- Музей современного искусства, Нью-Йорк
- Музей современного искусства, Сайтама
- Музей современного искусства, Токио
- Национальный музей искусств, Осака
- Художественный музей О, Токио
- Художественный музей Сэтагая, Токио
- Мемориальный зал и выставочное пространство Сето Охаси, Сакаидэ, префектура Кагава
- Тейт, Лондон
- Токийский Метрополитен Арт Музей
- Музей искусства и дизайна префектуры Тояма
- Художественная галерея Ванкувера, Ванкувер
- Центр искусств Уокера, Миннеаполис
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мива, Харуми, изд. (1995). Венецианская биеннале: 40 лет участия Японии = Venechia bienʼnāre: Nihon sanka no 40-nen = la Biennale di Venezia . Токио: Кокусай Корю Кикин. ISBN 4-620-80314-6 . OCLC 35685037 .
- ^ Паулу, Биеннале Сан. «13-я Биеннале Сан-Паулу – Биеннале Сан-Паулу» . www.bienal.org.br (на португальском языке) . Проверено 31 января 2021 г.
- ^ Савараги, Ной (2005 Сэнсо то банпаку (изд. Шохан): Бидзюцу Шуппанша ISBN . 4-568-20174-8 . OCLC 58429452 .
- ^ Дом (2018). «Ранняя карьера Ямагути Кацухиро: демонстрационная серия в исторической перспективе » Журнал поп-культуры Азиатско-Тихоокеанского региона . 3 (1): 90–100. doi : 10.5325/jasiapacipopcult.3.1.0090 . ISSN 2380-7679 . S2CID 189393712 .
- ^ «Точка зрения коллекции: Кацухиро Ямагути 1928–2018» (PDF) . Мемориальный художественный музей Кавамуры DIC . 15 июня 2019 г. Проверено 31 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Канагава; Музей современного искусства префектуры Тояма; Музей искусств Сетагая (2013): экспериментальная мастерская Музей современного искусства префектуры OCLC 884273163 .
- ^ Каджия, Кенджи; Сумитомо, Фумихико; Хаяши, Мичиган; Чонг, Дорюн, ред. (2012). От послевоенного к постмодерну – Искусство Японии 1945–1989 – Первичные документы Распространяется издательством Duke University Press, Дарем, Северная Каролина, Нью-Йорк: Музей современного искусства. ISBN 978-0-8223-5368-3 . OCLC 798058346 .
- ^ Jump up to: а б с Кацухиро Ямагути; Музей современного искусства Канагавы; Пионер медиа-искусства, Ямагути Кацухиро: от «Экспериментальной мастерской» до Театрина Совет по связям с музеями. Токио . :
- ^ Ямагути, Кацухиро (1978). Художник-эколог Кислер (на японском языке, OCLC 673235869 ).
- ^ Мереэзер, Чарльз; Хиро, Рика Иезуми; Томми, Рэйко; Исследовательский институт Гетти (2007). Искусство, антиискусство, неискусство: эксперименты в общественной сфере послевоенной Японии, 1950–1970 гг . Лос-Анджелес: Исследовательский институт Гетти. ISBN 978-0-89236-866-2 . OCLC 69792075 .
- ^ Ёсимото, Мидори (3 декабря 2013 г.). «Происшествие во время обзорной автобусной поездки в Токио» . почта . Проверено 31 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Меркле, Эндрю и Нацуко Одате. «Кацухиро Ямагути: Интервью – ART iT: японско-английский портал современного искусства» . Проверено 31 января 2021 г.
- ^ Киёнори Кикутаке; Норинобу Хироши Хара (1977). Диалог 5 на японском языке) Ёсиаки Хигасино; Кацухиро Ямагути ; ( .
- ^ Jump up to: а б Ма, Саданобу (2014). История японского медиаискусства на японском языке: Artes Publishing). ( 978-4-86559-116-3 . OCLC 961184007 .
- ^ Паулу, Биеннале Сан. «13-я биеннале в Сан-Паулу» . www.bienal.org.br (на португальском языке) . Проверено 1 февраля 2021 г.
- ^ Риеко Яо Риеко (2017). «Переосмысление «экологического искусства»: Кацухиро Ямагути и Воображариум». по литературе и культуре Женского университета Конана (на японском языке) (54): 57–66 Издание . .OCLC 7413955385 7413955385.
- ^ «Кацухиро Ямагути: Imaginarium – ART iT: японско-английский портал современного искусства» . Проверено 1 февраля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Ямагути Кацухиро (1987). Создание пространства изображения на японском языке: Бидзюцу Шуппанша). ( 978-4-568-50081-3 . OCLC 822041788 .
- ^ «Медиа-революция - новые горизонты искусства электроники (специальный выпуск)» : Bijutsu Techo 491 53–127 , январь 1982 г.
- ^ Ямагучи, Кацухиро; Райхардт, Ясия (2013). Имаджинариум . Лондон: Аннели Джуда Fine Art. ISBN 978-1-904621-53-9 . OCLC 860808350 .
- ^ Jump up to: а б «Пустота, пейзажи и сады (1977–1986)» . archive.olats.org . Проверено 1 февраля 2021 г.
- ^ Чарльз, Кристоф (1996). Медиа-искусство в Японии: кино, видео, интермедиа, 1951–1995 . Цукуба, Япония: Университет Цукубы, докторская программа в области искусства и дизайна. стр. 52–54.
- ^ «Лекция «Кацухиро Ямагути 1951-2014» состоялась! » .Yokohama Civic Gallery Azamino (на японском языке) . Проверено 01 февраля 2021 г.
- ^ Мацумото, Тору. «Исследовательский проект: искусство и технологии в послевоенной Японии» . КАКЕН . Проверено 31 января 2021 г.
- ^ Ямагути, Кацухиро; Игути, Хисано (2017). Живой авангард: Сборник критических замечаний Кацухиро Ямагути на японском языке: Suiseisha). ( 978-4-8010-0284-5 . OCLC 1010467369 .
- ^ Ямагути, Кацухиро (1981). Ямагути Кацухиро360 [.]: Сборник работ (на японском языке Rikuyu-sha Publishing, Incorporated) . 978-4-89737-013-2 . OCLC 1050179944 .