Джиккен Кобо
Джиккен Кобо (実験工房, официальное английское название: «Экспериментальная мастерская») был одним из первых коллективов художников -авангардистов, действовавших в послевоенной Японии. Он был основан в Токио в 1951 году группой художников, работающих в различных СМИ. До расформирования в 1957 году в группе участвовало в общей сложности четырнадцать участников. Участникам, как правило, было около двадцати лет, и они были выходцами из разных слоев общества: в группу входили не только художники и музыканты, но также гравер, светодизайнер, инженер и другие. [ 1 ] Искусствовед Сюзо Такигучи был главным наставником и промоутером группы. [ 2 ]
Джиккен Кобо организовал собственные выставки работ членов группы, которые находились под влиянием западного авангардного искусства и демонстрировали сильный интерес к новым технологиям. Тем не менее, они наиболее известны своими совместными «презентациями» ( happyōkai 発表会): театральными или музыкальными представлениями, в которых каждый участник вносил свои индивидуальные работы для создания мультимедийной продукции. [ 3 ]
Источник
[ редактировать ]Jikken Kobō был сформирован группой молодых художников и творцов. В состав первоначальной группы входили художники-художники Хидеко Фукусима , Кацухиро Ямагути и Сёдзо Китадай ; композиторы музыки Туру Такемицу , Хироёси Судзуки , Кейджиро Сато и Кадзуо Фукусима ; , осветитель дизайнер Наодзи Имаи и инженер Хидео Ямадзаки. [ 4 ] Фукусима, Ямагути и Китадай посещали летние лекции по современному искусству в 1948 году и были учениками искусствоведа Сюзо Такигучи . [ 5 ] До официального создания группы многие участники подружились друг с другом и встречались, чтобы послушать музыку и обсудить искусство. Китадай объяснил, что «из этого спонтанно выросло желание: нам нужна возможность поработать в сотрудничестве!» [ 6 ] Группа приняла название «Дзиккен Кобо» («Экспериментальная мастерская») по рекомендации Такигучи. [ 7 ]
Манифест
[ редактировать ]Джиккен Кобо не опубликовал официального манифеста , но перед своим первым совместным проектом в 1951 году — балетной постановкой под названием «Радость жизни» , вдохновленной Пикассо — они все же подписали предварительное групповое соглашение. Они писали, что их целью было «объединить различные формы искусства, достигнув органической комбинации, которую нельзя было реализовать в рамках галерейной выставки, и создать новый стиль искусства с социальной значимостью, тесно связанный с повседневной жизнью». В соглашении пояснялось, что группа будет создавать живопись , предметы, балет , музыку , отдельные произведения и комбинированные произведения. Вместо того, чтобы представлять работы по отдельности, их выставки должны представлять собой пространства, где «работы органически взаимосвязаны. Они не представлены как единое целое». [ 7 ]
Метод
[ редактировать ]Сотрудничество
[ редактировать ]Джиккен Кобо работал над своими творческими усилиями в совместной манере, которую можно охарактеризовать как сравнительно свободный и разрозненный коллектив, где у отдельных участников было мало очевидных сходств, кроме желания экспериментировать. [ 8 ] Китадай, в частности, утверждал, что даже если их групповые эксперименты потерпят неудачу, они не будут разочарованы, поскольку им все равно «преуспеет в сотрудничестве». [ 9 ] Член группы Ямагути охарактеризовал сотрудничество Джиккена Кобо как динамическое напряжение между индивидуальными работами и групповыми проектами: «Энергия [Джиккен Кобо] всегда излучалась как в центростремительном , так и в центробежном направлениях. Под центростремительным я подразумеваю движение внутрь от направленной вовне командной работы. группы, возвращение к индивидуальной работе, я имею в виду логически необходимую попытку объединить работу в различных областях искусства, музыки и литературы. идеи». [ 10 ]
Новые медиа и технологии
[ редактировать ]Работы Джиккена Кобо черпали вдохновение из широкого спектра западных авангардных практик, включая кубизм , конструктивизм , сюрреализм и Баухаус . [ 1 ] Их наставник Такигучи был ключевой фигурой в довоенном японском сюрреализме и предлагал прямую связь с этими довоенными авангардами. [ 11 ] Вдохновленный мастером Баухауза Ласло Мохой-Надь , Джиккен Кобо был заинтересован во включении новых медиа и технологий в свои эксперименты. [ 12 ] По этой причине Джиккен Кобо также сравнивали с Независимой группой в послевоенной Англии — обе группы ссылались на научную фантастику и технологии, актуальные для быстрой модернизации послевоенной эпохи. [ 13 ] Джиккен Кобо также имеет сходство с «Экспериментами в искусстве и технологиях» (EAT) , американской организацией, которая оказывала техническую помощь художникам-авангардистам, работающим с новыми технологиями. И Джиккен Кобо, и EAT были совместными и междисциплинарными. [ 14 ]
В этом духе художники из Джиккен Кобо совместно работали над серией фотографий коллажей в смешанной технике для издания Asahi Picture News в 1953 году . [ 15 ] Художники Джиккен Кобо сотрудничали с режиссером Тосио Мацумото в его первом фильме «Гинрин» («Серебряные колеса») в 1955 году . Китадай и Ямагучи помогали с режиссурой, а Сузуки и Такемицу продюсировали музыку. Этот фильм часто считают первым цветным фильмом со спецэффектами в Японии. [ 16 ]
Японское традиционное искусство
[ редактировать ]Члены группы Джиккен Кобо также работали с элементами традиционной японской культуры, включая дзэн и но театр . Этот интерес подогрела переписка Акиямы с американским композитором Джоном Кейджем , который сам вдохновлялся дзэн и японской музыкой. [ 17 ] По этой причине групповые работы Джиккена Кобо характеризуются сочетанием экспериментов и традиций. Пьеса но , созданная группой в сотрудничестве с Такечи Тецудзи , Пьеро Лунэром, является важным примером сочетания их авангардных интересов с японской традицией. Он был исполнен на представлении «Вечера оригинальных пьес» Кругового театра в 1955 году. [ 1 ]
Влияние
[ редактировать ]Джиккена Кобо Презентация «5-й экспериментальный семинар» (1953) считается важным проектом раннего послевоенного искусства благодаря экспериментам с новыми технологиями. Работы на презентации были представлены либо с использованием автоматического диапроектора, либо с помощью магнитофона — обе технологии были недавно разработаны компанией Tokyo Tsūshin Kōgyō (предшественником Sony ). На презентации было представлено несколько работ с «автослайдами», проецируемых на экраны в театре в сопровождении заранее записанных аудиодорожек. Эти работы в конечном итоге были направлены на создание уникального опыта для аудитории. [ 18 ] 5-я презентация также считается ранним «промежуточным» начинанием, которое подготовило почву для последующих экспериментов с технологиями и новыми медиа в Японии. [ 19 ]
Группа распалась в конце 1957 года, но многие из ее участников продолжали работать независимо и помогли повлиять на траекторию японского авангардного искусства в 1960-х годах и позже. [ 20 ] Член группы Дзёдзи Юаса отметил, что Джиккен Кобо стал катализатором новых экспериментов и сотрудничества, напомнив, что это был «тигель, магнитное поле молодости, свежего духа и индивидуальности» и что «это был ценный источник поддержки и стимулирования взаимодействия». ." [ 21 ] В 2013 году Дейл Эйзингер из Complex поставил «Радость жизни» (1951) на 21-е место среди лучших произведений перформанса в истории. [ 22 ]
Джиккен Кобо часто выступал в паре с коллективом Гутай как два примера авангардных художественных групп, создававших межжанровые или междисциплинарные проекты, выставки и перформансы в начале послевоенной Японии. [ 23 ] Однако, в отличие от Гутая, которому посвящено несколько крупных англоязычных книг и выставок, исторически Джиккен Кобо не был так хорошо известен за пределами Японии. [ 1 ] [ 24 ]
Значительные работы
[ редактировать ]Члены Jikken Kobō работали как совместно, так и независимо. Их совместные проекты часто представляли собой спектакли или концерты. Их более традиционные галерейные выставки по-прежнему содержат музыкальные компоненты и также могут считаться совместными проектами. Разделение между выставкой и коллективным творчеством не было четким. Перечисленные ниже работы — это спектакли, концерты, выставки и другие проекты, над которыми сотрудничало большинство участников группы. [ 25 ]
- 1951 - Фестиваль Пикассо: балет «Радость жизни» (Презентация первой экспериментальной мастерской), зал Хибия Кокайдо, Токио
- 1952 - Презентация 2-го экспериментального семинара «Концерт современной музыки», аудитория Джоши Гакуина, Токио.
- 1952 - Презентация 3-го экспериментального семинара «Выставка пластических искусств», галерея Такемия, Токио.
- 1952 — «Работа А» и «Работа Б» (фанерные рельефы).
- 1952 - Презентация 4-го экспериментального семинара в память о визите Такахиро Соноды в Европу «Концерт современных произведений», аудитория Джоши Гакуин, Токио.
- 1953 - Серия заголовков Asahi Picture News (фотографии строительства в смешанной технике)
- 1953 – Презентация 5-го экспериментального семинара , зал Дайити Сэймэй, Токио.
- 1954 — Экспериментальная мастерская «Концерт Арнольда Шёнберга», Ямаха-холл, Токио.
- 1955 - Экспериментальный театр балета, Театр Хайюдза, Токио.
- 1955 - Вечер оригинальных пьес Кругового театра, Международный конференц-зал Санкей, Токио.
- 1955 - Взгляд на дно ущелий из страны богов, мюзик-холл Нитигеки, Токио
- 1956 - Musique Concrète/Electronic Music Audition, Yamaha Hall, Токио
- 1956 - Летняя выставка для наслаждения новым видением и пространством членов экспериментальной мастерской, Фугецу-до, Токио.
- 1957 - Летняя выставка членов экспериментальной мастерской, Фугецу-до, Токио.
Участники
[ редактировать ]Источник: [ 26 ]
Члены-основатели отмечены звездочкой.
- Сёдзо Китадай (художник, фотограф)*
- Хидеко Фукусима (художник)*
- Кацухиро Ямагучи (художник)*
- Тецуро Комай (гравер) - присоединился после основания
- Кадзуо Фукусима (композитор)*
- Кейджиро Сато (композитор)*
- Хироёси Судзуки (композитор)*
- Туру Такемицу (композитор)*
- Джоджи Юаса (композитор) - присоединился после основания
- Кунихару Акияма (поэт и критик)*
- Киёдзи Оцудзи (фотограф) - присоединился после основания
- Наодзи Имаи (художник по свету)*
- Такахиро Сонода (пианист) - участвовал недолго
- Хидео Ямадзаки (инженер)*
Общие ссылки
[ редактировать ]- Музей современного искусства префектуры Канагава и др., ред. Джиккен Кобо тен – сэнго гейдзюцу о кирихираку / Джиккен Кобо: Экспериментальная мастерская . Токио: Ёмиури Синбун-ша, 2013. Каталог выставки.
- Мермод, Мелани и Обината Киничи, ред. Исследование АПН . Берн: Кунстхалле Берн, 2012. Каталог выставки.
- Сатани Гаро, изд. Джиккен кобо Такигучи Сюдзо / Экспериментальная мастерская: 11-я выставка «Посвящение Сюдзо Такигучи » Токио: Галерея Сатани, 1991. Каталог выставки.
- Тэдзука, Мивако. «Эксперименты и традиции: авангардная пьеса «Лунный Пьеро» Джиккена Кобо и Такечи Тецудзи». Art Journal 70:3 (осень 2011 г.): 65-85.
- Просыпайся, Мивако. «Дзиккен Кобо и Такигучи Сюдзо: Коллективизм Нового курса в Японии 1950-х годов». Критические позиции Восточной Азии 21:2 (весна 2013 г.): 351–381.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Тэдзука, Мивако (2011). «Эксперименты и традиции: авангардная пьеса «Лунный Пьеро» Джиккена Кобо и Такечи Тецудзи». Художественный журнал . 70:3 (осень 2011 г.): 65–66.
- ^ Тэдзука, Мивако (2013). «Дзиккен Кобо и Такигучи Сюдзо: Коллективизм Нового курса в Японии 1950-х годов». Позиции восточноазиатской искусствоведческой критики . 21:2 (весна 2013 г.): 353–354.
- ^ Чонг, Дорюн (2012). Чонг, Дорюн (ред.). Токио 1955-1970: Новый авангард . Нью-Йорк: Музей современного искусства. п. 56.
- ^ Тэдзука, Мивако (2013). «Дзиккен Кобо и Такигучи Сюдзо: коллективизм Нового курса в Японии 1950-х годов» Восточная Азия занимает критическое положение . 21:2 (весна 2013 г.): 375.
- ^ ». В Музее современного искусства префектуры Канагава (редактор). чусин тосите Сато, Рэйко (2013) «Дзикен Кобо но катачи – Китадай Сёдзо о . Токио: Ёмиури Синбун-ша, стр. 238.
- ^ Китадай, Сёзо (2012) [1953]. «Экспериментальная мастерская: наши утверждения (1953)». В Чонге, Дорюн (ред.). От послевоенного к постмодерну: Искусство Японии 1945-1989: Первичные документы . Нью-Йорк: Музей современного искусства. п. 87.
- ^ Jump up to: а б Сатани Гаро, изд. (1991). Джиккен кобо Такигучи Сюдзо / Экспериментальная мастерская: 11-я выставка, посвящённая Сюдзо Такигучи , Токио: Галерея Сатани, стр. 102.
- ^ Чонг, Дорюн (2012). Чонг, Дорюн (ред.). Токио 1955-1970: Новый авангард . Нью-Йорк: Музей современного искусства. п. 50.
- ^ Китадай, Сёзо (2012) [1953]. «Экспериментальная мастерская: наши утверждения (1953)». В Чонге, Дорюн (ред.). От послевоенного к постмодерну: Искусство Японии 1945-1989: Первичные документы . Нью-Йорк: Музей современного искусства. п. 89.
- ^ Дорюн, Чонг (2012). Чонг, Дорюн (ред.). Токио 1955-1970: Новый авангард . Нью-Йорк: Музей современного искусства. п. 53.
- ^ Сас, Мирьям (1999). Линии разлома: культурная память и японский сюрреализм . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. стр. 158–159.
- ^ Тэдзука, Мивако (2013). «Дзиккен Кобо и Такигучи Сюдзо: Коллективизм Нового курса в Японии 1950-х годов». Позиции восточноазиатской искусствоведческой критики . 21:2 (весна 2013 г.): 360–361.
- ^ Тэдзука, Мивако (2013). «Дзиккен Кобо и Такигучи Сюдзо: Коллективизм Нового курса в Японии 1950-х годов». Позиции восточноазиатской искусствоведческой критики . 21:2 (весна 2013 г.): 366–367.
- ^ Тэдзука, Мивако (2013). «Дзиккен Кобо и Такигучи Сюдзо: Коллективизм Нового курса в Японии 1950-х годов». Позиции восточноазиатской искусствоведческой критики . 21:2 (весна 2013 г.): 374.
- ^ Мермод, Мелани; Обината, Кинъити, ред. (2012). Исследование АПН . Берн: Кунстхалле Берн.
- ^ Сатани Гаро, изд. (1991) Джиккен кобо Такигучи Сюдзо / Экспериментальная мастерская: 11-я выставка, посвящённая Сюдзо Такигучи , Токио: Галерея Сатани, стр. 124.
- ^ Тэдзука, Мивако (2011). «Эксперимент и традиция: авангардная пьеса «Лунный Пьеро» Джиккена Кобо и Такечи Тецудзи». Художественный журнал . 70:3 (весна 2011 г.): 69.
- ^ Сас, Мирьям (2012). «Интермедиа: 1955-1970». В Чонге, Дорюн (ред.). Токио 1955-1970: Новый авангард . Нью-Йорк: Музей современного искусства. п. 143.
- ^ Сас, Мирьям (2012). «Интермедиа: 1955-1970». В Чонге, Дорюн (ред.). Токио 1955-1970: Новый авангард . Нью-Йорк: Музей современного искусства. п. 147.
- ^ , Акихико (2013) Хирано на японском языке: Ёмиури). Синбун-ша, стр. 249.
- ^ Сатани Гаро, изд. (1991). Джиккен кобо Такигучи Сюдзо / Экспериментальная мастерская: 11-я выставка, посвящённая Сюдзо Такигучи , Токио: Галерея Сатани, стр. 93.
- ^ Эйзингер, Дейл (9 апреля 2013 г.). «25 лучших произведений исполнительского искусства всех времен» . Сложный . Проверено 28 февраля 2021 г.
- ^ Чонг, Дорюн (2012). Чонг, Дорюн (ред.). Токио 1955-1970: Новый авангард . Нью-Йорк: Музей современного искусства. п. 46.
- ^ Например, см. публикации Минг Тиампо, Гутаи: Децентрирующий модернизм (Чикаго: The University of Chicago Press, 2011) и ред. Минг Тиампо и Александры Манро, Гутай: Великолепная игровая площадка (Нью-Йорк: Музей Соломона Р. Гуггенхайма, 2013). .
- ^ Список составлен на основе хронологии в Сатани Гаро, изд., Экспериментальная мастерская, 96-130.
- ^ Список участников, составленный в Тэдзуке, «Дзиккен Кобо и Такигучи Сюдзо: Коллективизм Нового курса в Японии 1950-х годов», 352.