Хидеко Фукусима
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Хидеко Фукусима (福島秀子, Фукусима Хидеко ; 1927 — 2 июля 1997), урожденная Айко Фукусима , была японским художником -авангардистом , родившимся в районе Ногизака в Токио . Она была известна как один из основателей токийского послевоенного коллектива художников-авангардистов Джиккен Кобо , а также была принята в круги Art Informel критиком Мишелем Тапье во время его поездки в Японию в 1957 году. [ 1 ] [ 2 ] В составе Jikken Kobō она участвовала в художественных выставках, создавала визуальные эффекты для слайд-шоу и костюмов, а также декорации для танцев, театральных представлений и сольных концертов. [ 3 ] Она внесла свой вклад в послевоенный рывок, который бросил вызов как границам между средствами массовой информации, так и природе художественного сотрудничества, кульминацией которого стали интермедийные эксперименты Expo '70 .
Фукусима была признана художником -авангардистом в 1950-х и начале 1960-х годов, несмотря на то, что он никогда не получал формального образования. При поддержке таких деятелей, как Нобуя Абэ и Сюзо Такигучи , она экспериментировала с абстрактными , кубистскими , конструктивистскими и сюрреалистическими формами, намечая траекторию от экспериментов с фигуративными и лицевыми формами до создания основанных на процессах картин с использованием техники «штамповки» (捺す). [ 4 ] [ 5 ] Именно ее работы с прессованными кругами и линиями привлекли внимание Мишеля Тапье и были представлены на различных европейских выставках в конце 1950-х - начале 1960-х годов. [ 5 ] Сейчас ее работы хранятся в коллекциях Музея Тейт, Музея современного искусства Токио, Музея современного искусства Токио и других.
Биография
[ редактировать ]Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]Фукусима выросла в творческой семье, ее воспитывала мать, обучавшаяся японским танцам и чайной церемонии . [ 6 ] Она окончила Бунка Гакуин в 1943 году и, как и многие другие художники ее поколения, никогда не проходила формального западного обучения технике рисования и копирования, которое обычно преподается в художественных школах. [ 7 ] [ 8 ] Вместо этого, после встречи Кацухиро Ямагути и Сёзо Китадаи в июле 1948 года на Летнем семинаре по современному искусству, организованном Клубом художников-авангардистов, эти трое присоединились к четырем другим художникам, включая Миёко Янагида, сформировать группу Ситиёкай в августе [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] Она дебютировала как художница на выставке Ситиёкай 1948 года, затем участвовала в нескольких дискуссионных группах по искусству, включая Группу исследования авангардного искусства, Йору-но Кай и Century (Seiki no kai). В этой среде было немного других художниц. Она участвовала в третьей ежегодной выставке Ассоциации женской живописи ( Joryu Gaka Kyōkai ) в 1949 году вместе с такими художниками, как Юки Кацура и Айко Кататани. [ 12 ] [ 13 ]
Благодаря участию в Летнем семинаре по современному искусству она познакомилась с художником-сюрреалистом Нобуя Абэ и стала участвовать в «Студии 50», художественной исследовательской группе, которая собиралась в его студии. Группа самостоятельно опубликовала мимеографированный буклет, пригласила критиков выступить и вместе прочитала такие тексты, как « Дьёрдя Кепеса » Язык видения . Помимо Фукусимы и Абэ, в число участников входили фотограф Киёдзи Оцудзи , художник Хидеко Урусибара и скульптор Айко Мияваки . [ 14 ] [ 15 ]
В это время в студии Абэ была сделана серия фотографий, снятых Абэ и Оцудзи, с участием Фукусимы и других участников группы. В то время как Фукусима одета и обычно более или менее обращена к камере на изображениях под названием «Портрет художника», на одном изображена еще одна участница группы обнаженная с закрытым лицом, а в целом в серии человеческие фигуры изображены таким образом, что кажется прообраз более позднего объектно-ориентированного сюрреалистического фотографического стиля Оцудзи. [ 14 ] Подборка этих фотографий была опубликована в октябрьском номере журнала «Камера» за 1950 год для специального материала «Новая фотографическая постановка современных художников», оставив открытым вопрос о том, кто является художником, и стирая границы между художником и художником. предмет. [ 16 ] Историк искусства Мидори Ёсимото утверждает, что эти фотографии отражают шаткое положение Фукусимы и других женщин-художников в Японии того времени, «сталкиваясь с сохраняющейся реальностью, когда женщина служит объектом для художников-мужчин», даже когда они сами изображены как художники. [ 2 ]
Участие в сообществе
[ редактировать ]Именно через Абэ Фукусима познакомилась с всемирно активным критиком-сюрреалистом и писателем Сюдзо Такигучи , и благодаря его поддержке она получила дальнейшую известность на протяжении 1950-х годов. В 1951 году Фукусима стал одним из основателей токийского авангардного коллектива 1950-х годов Jikken Kōbō , экспериментальной междисциплинарной и технологически ориентированной группы, наставником которой был Такигучи. [ 15 ] Фукусима была одной из трех визуальных художников в Дзиккен Кобо наряду с Кацухиро Ямагути и Сёдзо Китадаем , а ее брат, музыкант и композитор Кадзуо Фукусима, также был участником, но она была единственной участницей женского пола в коллективе. [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] Деятельность группы была вдохновлена европейскими дадаистами , сюрреалистами и Баухаусом — движениями, в которые Такигучи был наиболее глубоко вовлечен, но которые реагировали на конкретные обстоятельства Токио 1950-х годов, восстанавливающегося после военного поражения и разрушений. [ 20 ] Кроме того, они отличились своей приверженностью такой форме сотрудничества, при которой различия между индивидуальными вкладами были бы замаскированы, чтобы создать коллективное заявление при каждом выступлении, выставке или презентации. В заявлении об их первой публичной презентации в 1951 году говорилось об их намерении «объединить различные формы искусства, достигнув органического сочетания, которое не могло быть реализовано в рамках комбинаций галерейной выставки, и создать новый стиль искусства с социальной значимостью, тесно связанный с к повседневной жизни». [ 21 ]
Роль Фукусимы в группе была типичной для этого духа сотрудничества. Хотя она выставляла свои картины в рамках выставки Джиккен Кобо в 1952 году в галерее Такемия и выставки 1956 года в Фугецу-до в Токио, большая часть ее работы в коллективе включала в себя эксперименты с другими формами визуального выражения, включая создание декораций и декораций. костюмы для постановочных произведений коллектива. [ 12 ] Фактически, из первой публичной презентации Джиккеном Кобо танцевального представления «Радость жизни» , представленного в общественном зале Хибия в 1951 году в сопровождении первой выставки Пикассо в Токио; Фукусима создавала смелые геометрические дизайны костюмов, которые танцоры могли носить, перемещаясь между мобильными декорациями Сёдзо Китадая. [ 22 ] [ 23 ]
Другие примеры ее экспериментов с неживописными материалами включали ее сотрудничество с братом Кадзуо, создание визуальных эффектов для автослайд-проекции 1953 года « Пена создана » (Minawa wa tsukurareru), а также ее дизайны костюмов и декораций для выступлений группы в 1955 году с Арнольдом 1912 года . «Лунный Пьеро» Шенберга в Международном конференц-зале Санкей, Токио. [ 24 ] [ 25 ]
Роль в Art Informel
[ редактировать ]Незадолго до Jikken Kobō неофициального распада в 1957 году Мишель Тапье впервые посетил Японию. Во время этого пятинедельного тура он посетил Токио и Осаку , встретившись с Софу Тесигахарой , Художественной ассоциацией Гутай , Джиккеном Кобо и рядом других деятелей японской художественной сцены. Именно в этом контексте он встретил картины Фукусимы в галерее, затем воспользовался возможностью посетить ее студию и в конце концов встретил ее снова, когда встретился со всей группой Джиккен Кобо. [ 26 ] В своих размышлениях о поездке, опубликованных в статье в декабрьском номере художественного журнала Bijutsu techō за декабрь 1957 года, Тапиэ выделил Фукусиму как одного из самых многообещающих художников, которых он встретил, написав:
- На мой взгляд, она артист высокого уровня. Мне довелось зайти в галерею в центре Токио, и там я наткнулся на работу, которая очаровала меня во всех отношениях... Многие работы, которые я видел [в студии Фукусимы], благодаря их характеру и направлению их глубокого исследования, только подтвердил мой первоначальный ответ. Она редкий художник, которого до сих пор трудно классифицировать, но который, безусловно, входит в число тех, за кем стоит наблюдать и думать, чтобы правильно понять, что происходит в современном искусстве и что оно предлагает в будущем. [ 26 ]
Внимание Тапье вывело Фукусиму на международный уровень, и в конце 1950-х - начале 1960-х годов она участвовала в ряде выставок в Европе . Однако по ее возвращению в Японию после года и четырех месяцев в Европе в начале 1960-х годов интерес к ее работе заметно упал. Накадзима отмечает, что отчасти это могло быть связано с ее замужеством, но это также происходило по той же схеме, что и другие новые японские художницы начала послевоенного периода. [ 7 ] Хотя она продолжала выставлять работы на протяжении 1980-х и 1990-х годов, включая свою более позднюю «Голубую серию», она так и не вернулась в центр внимания японского мира искусства.
Переоценка
[ редактировать ]Несмотря на известность Фукусимы в 1950-х и 1960-х годах, когда критики и кураторы, в том числе Сюзо Такигучи , Мишель Тапие и Ацуши Миякава, обсуждали и продвигали ее работы, к 1980-м годам она редко появлялась в японской художественной прессе, несмотря на продолжающиеся выставки в галереях. Однако выставка куратора и искусствоведа Рэйко Кокацу в 2005 году, посвященная японским послевоенным женщинам-художницам, привлекла новое внимание к структурным проблемам, с которыми женщины-художницы столкнулись при признании своих работ, и побудила к переоценке работ ряда женщин-художниц, включая Хидеко Фукусима. [ 27 ] В 2009 году работы Фукусимы были переданы в дар Музею современного искусства в Токио и Музею современного искусства в Токио , что дало дополнительный импульс переосмыслению ее роли в японском послевоенном авангарде. [ 28 ] Более поздние выставки, посвященные Дзиккен Кобо и Художественной ассоциации Гутай, возобновили исследования роли японских художников в транснациональной истории послевоенного технологического искусства и Art Informel , еще раз подтвердив важность практики Фукусимы.
В 2012 году Музей современного искусства в Токио представил выставку коллекции, посвященную Хидеко Фукусиме, что дало зрителям первую за два десятилетия возможность увидеть более полную часть ее работ. [ 29 ] В книге историка искусства Изуми Накадзимы 2019 года (на японском языке) о послевоенных женщинах-художницах целая глава была посвящена анализу ее творчества, что является наиболее полным анализом ее работ на сегодняшний день, хотя недавние музейные выставки и статьи в журналах, посвященные японским женщинам-художницам, указывают на возможность дальнейшего анализа. ее работы продвигается вперед. [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ]
Стиль и развитие живописи
[ редактировать ]Лица и фигуры
[ редактировать ]Историк искусства Изуми Накадзима называет трех художников, оказавших влияние на Фукусиму в ее ранней живописной практике, а именно Масанори Мурай, Нобуя Абэ и Пол Клее . Накадзима утверждает, что Фукусима привлекла влияние кубизма, конструктивизма и сюрреализма через свои примеры, сохраняя при этом некоторую дистанцию от дискурса этих движений, отвергая такие термины, как автоматизм , а скорее защищая отказ от воли, зависящей от эмоций . [ 4 ]
Среди наиболее распространенных тем живописи в послевоенный период в Японии были лицо и человеческое тело. Как утверждал историк искусства Берт Винтер-Тамаки, это было тесно связано с попытками художников отвергнуть риторику военного времени, которая делала упор на дух выше телесной жизни, побуждая молодых солдат отдать свою жизнь ради продолжения японского духа как национального государства. , наиболее ярко реализовано в картинах Леонарда Цугухару Фуджиты , изображающих тела, разбросанные по полям сражений, сливающиеся друг с другом и с землей в монотонные массы (например, остров Атту, Гокусай). , 1943). Вопреки этому прецеденту, художники, действовавшие в начале послевоенного периода, такие как Ичиро Фукудзава и Нобуя Абэ, сосредоточили внимание на материальности тела, на отдельных телах, сломанных войной, и на формах, похожих на лица, в попытке восстановить своего рода гуманизм, который отрицался. военной пропагандой и критиковать материальные условия послевоенного времени. [ 33 ]
В частности, рассматривая прецеденты изображений матери и ребенка и человеческих фигур в работах Абэ и Мурай, Накадзима утверждает, что изображения лиц Фукусимы сохраняют двусмысленность, которая придает им анонимность и даже придает некоторым ботанический характер, который неприятно противостоит человеческому. -центрические и индивидуалистические импульсы в гуманистической риторике. [ 34 ] Накадзима противопоставляет игривую спонтанность многослойных, но смещенных цветных форм и толстых линий Мурая в фильме « Мать и дитя » [Хаха то ко] » Фукусимы (1950), которые, кажется, передают городскую суету и энергию, с « Матерью и ребенком [Боши] (1948). . В работах Фукусимы присутствуют такие же толстые линии, разделяющие холст, но они также служат границами для цветных областей и делят холст на участки примерно одинакового размера, отдаленно напоминающие лицо, грудь и японский иероглиф «мать» (母). Вопреки ясным позитивным намерениям Мурая, Накадзима рассматривает многослойное прочтение картины Фукусимы как сопротивление легкому гуманистическому выражению. [ 35 ] Тем не менее, в других ранних фигуративных картинах Фукусимы, таких как «Мономаньяк II» (1950), она, кажется, опирается на игривость Мурая, хотя эта тенденция отступает по мере дальнейшего развития ее живописной практики. [ 36 ] В отличие от кубистических фигур Абэ, таких как Сакухин («Мономане кодзо» но сюсаку) 1950 года, изображение военного полицейского, регулирующего движение в «МП» (1950) в Фукусиме, читается как нечто среднее между человеческой формой, рыбьим ртом и листом. покрытая древовидной формой, неоднозначно сочетающая, казалось бы, человеческие и нечеловеческие элементы. [ 37 ] По мере развития практики Фукусимы в середине-конце 1960-х годов и по мере того, как она начинает включать процесс штамповки в свои работы, те картины, которые, кажется, все еще сохраняют некоторое сходство с формами, похожими на лица, становятся гораздо более деконструированными, темными, менее подвижными и менее игривые, такие как «Без названия» (1955), «Посетитель » (1956) и «Подношение» (1957). В частности, им, как правило, не хватает четких определяющих черт лица, которые сделали бы эмоции разборчивыми, вместо этого оставляя зрителю некоторую двусмысленность относительно эмоционального состояния этих квазилиц и противодействуя гуманистическому выражению чувств. [ 38 ]
Штамповка
[ редактировать ]Фукусима также известна тем, что использовала процесс штамповки в своих картинах с конца 1950-х по 1960-е годы. В Фукусиме использовались различные материалы, пропитанные чернилами суми , для печати по бумаге, пропитанной акварельными красками и гуашкой, а также для создания затемненных отпечатков в слоях масляной краски и подобных материалов на холсте. Чаще всего штампованные формы представляли собой линии или круги, как можно увидеть в работах (1958) и «Белом шуме» (1959). [ 39 ] Мидори Ёсимото утверждает, что круглые формы, которые стали отличительной чертой практики штамповки Фукусимы, возможно, «вдохновлены опытом Фукусимы по созданию слайд-проекционного шоу под названием Minawa wa tsukurareru («Форма создана; 1953») в сотрудничестве с ее братом, композитором Кадзуо Фукусима», поскольку часть Джиккен Кобо , описывая эти другие работы Art Informel как «исследующие постоянно меняющиеся отношения между полем и формой». [ 2 ] Эта большая двусмысленность в композиционных стратегиях в более поздних работах Фукусимы обычно связана с переходом от композиционной живописи к процессу штамповки. Критик Ацуши Миякава процитировал слова Фукусимы в статье о ее практике в августовском номере художественного журнала Bijutsu techō за 1963 год : «У меня были серьезные сомнения относительно самого процесса рисования». [ 40 ]
Историк искусства и куратор Юрий Мицуда связывает это утверждение с интересом к «автоматическим техникам с сюрреалистическим уклоном», которые «подчеркивают процесс, а не завершение». [ 18 ] Накадзима делает еще один шаг вперед и утверждает, что Фукусима отвергает как бездумный автоматизм сюрреализма, вместо этого полагаясь на глубоко внутренние, телесные ритмы, направляющие движения, которые одновременно материально обоснованы и лишены эмоциональности, которую представили такие художники, как Нобуя Абэ. в свои абстрактные работы к середине 1950-х годов. [ 4 ] Точно так же, несмотря на то, что Фукусима была выбрана Мишелем Тапие в рамках его пропаганды Art Informel , Накадзима утверждает, что проблемы Фукусимы на самом деле трудно сочетались с общими предположениями об индивидуальном самовыражении, смелых живописных действиях и эмоциональных знаках, которые преобладал в кругах живописи действия, включая Art Informel и движение американских абстрактных экспрессионистов . Вместо этого процесс штамповки или вдавливания форм в окрашенные поверхности ее работ серьезно ограничивал «живописность» ее выражений. [ 41 ] Накадзима утверждает, что отказ Фукусимы от этой эгоцентричной модели живописи, в которой доминируют мужчины, имел гендерное измерение, отражая сомнения и критику как мира искусства, что было бы более очевидным для Фукусимы, учитывая ее неоднозначный статус как «женщины-художницы», так и серьезный всемирно признанный художник-авангардист. [ 42 ]
Синяя серия
[ редактировать ]«Голубая серия Фукусимы» началась в 1970-х годах после того, как сильный интерес к ее работам утих, но она продолжила определенные темы из ее более ранних картин, а именно стремление найти альтернативы действию живописи. Вместо «рисования» она видела, что эти работы, в которых синий пигмент растекался по поверхности работы в различных формах, коренятся в акте «толкания» (омоним слова «штамповка» на японском языке). Хотя ее ранние работы в синем цвете, как правило, имели более двусмысленные, нечеткие или кровоточащие формы, к 1986 году она ввела в композиции простые, но резкие контрастные линии. Это наиболее поразительно в Gogatsu no shindō III [May Vibrations III] (1986), где есть тонкие горизонтальные контрастные линии синего и белого цветов, пересекающие центр горизонтально выровненного холста, окруженные глубокими синими и пурпурными оттенками, перетекающими к верхнему и нижнему краям. картинной плоскости. [ 43 ] [ 44 ]
Избранные выставки
[ редактировать ]Персональные выставки
[ редактировать ]1952 Персональная выставка, Галерея Такемия, Токио. [ 45 ]
1954 Персональная выставка Хидеко Фукусима , Галерея Такемия, Токио. [ 46 ]
1959 Персональная выставка Хидеко Фукусима , Галерея Мурамацу, Токио. [ 46 ]
1963 Выставка Хидеко Фукусима , Галерея Минами, Токио. [ 45 ]
1974 Персональная выставка Хидеко Фукусима , Американский клуб, Токио. [ 45 ]
1975 Выставка Хидеко Фукусима , Галерея Нантенши, Токио. [ 45 ]
1976 Выставка Хидеко Фукусима , Галерея Ао, Токио. [ 45 ]
1979 Выставка Хидеко Фукусима , Галерея Нантенши, Токио. [ 47 ]
1982 Выставка Хидеко Фукусима , Галерея Нантенши, Токио. [ 45 ]
1986 Выставка Хидеко Фукусима , Галерея Нантенши, Токио. [ 48 ]
1987 Выставка Хидеко Фукусима , Галерея Бунка Гакуин, Токио. [ 45 ]
1988 Хидеко Фукусима Выставка , Галерея Бунка Гакуин, Токио. [ 45 ]
1992 12-я выставка «Посвящение Сюдзо Такигучи: Хидеко Фукусима» «12-я выставка «Посвящение Сюдзо Такигучи - Хидеко Фукусима 1948-1988», Галерея Сатани, Токио [ 49 ]
Специальный выпуск коллекции MOT 2012 : Хидеко Фукусима / Хроника 1964-OFF МУЗЕЙ, Музей современного искусства, Токио [ 29 ]
2017 Фукусима Хидеко , Издательство Токио, Токио [ 45 ]
2018 Фукусима Хидеко , Галерея Така Исии, Нью-Йорк [ 50 ]
Групповые выставки
[ редактировать ]1948 Выставка Ситиёкай , Галерея Хокусё , Нихонбаши, Токио. [ 10 ]
1952 Презентация 3-го экспериментального семинара «Выставка пластических искусств», Галерея Такемия, Токио. [ 51 ]
1955 Выставка экспериментальной мастерской: живопись, скульптура, фотография , Галерея Мурамацу, Токио. [ 52 ]
1955 Международная выставка акварели, 18-я биеннале , Бруклинский музей , Нью-Йорк. [ 53 ]
1955 Выставка современных перспективных художников 1955 [Konnichi no shinjin 1955-nen-ten] , Музей современного искусства префектуры Канагава. [ 53 ]
Летняя выставка 1956 года : «Наслаждаясь новой перспективой и пространством», участники экспериментальной мастерской, Фугецу-до, Токио. [ 54 ]
1957 «15 художников-авангардистов» , Музей современного искусства, Токио. [ 55 ]
1959 XI премия Лиссоне , Италия [ 56 ]
1961 Парижская биеннале , Париж, Франция. [ 46 ]
2005 Японские женщины-художницы в авангардных движениях, 1950-1975 , Музей изящных искусств префектуры Тотиги, Уцуномия, Япония. [ 27 ]
2013 Джиккен Кобо – Экспериментальная мастерская , Музей современного искусства, Камакура и Хаяма; Городской художественный музей Иваки, Фукусима; Музей современного искусства, Тояма; Муниципальный художественный музей Китакюсю, Китакюсю; Художественный музей Сэтагая, Токио [ 57 ]
2013 Токио 1955-1970: Новый авангард , Музей современного искусства , Нью-Йорк. [ 58 ]
Коллекции
[ редактировать ]- Музей Артизон , Фонд Исибаши
- Городской художественный музей Тибы
- Художественный музей Итабаси
- Городской художественный музей Мацумото
- Музей современного искусства, Токио [ 59 ]
- Музей современного искусства, Камакура и Хаяма
- Национальный музей современного искусства, Токио
- Национальный музей искусств, Осака
- Художественный музей Охары; Художественный музей Мияги
- Художественный музей Таро Окамото, Кавасаки
- Муниципальный музей Такамацу
- Музей Тейт, Лондон [ 60 ]
- Музей изящных искусств префектуры Тотиги
- Музей искусства и дизайна префектуры Тояма
- Коллекция Исии, Университет Цукубы
- Коллекция Джеймса Кейта Брауна и Эрика Дифенбаха, США
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Ториавасэ: специальная инсталляция современного японского искусства и керамики» (PDF) . ackland.org .
- ^ Jump up to: а б с Ёсимото, Мидори (2005). Into Performance: японские художницы в Нью-Йорке . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издательство Университета Рутгерса. стр. 18–19. ISBN 0-8135-4105-0 . OCLC 133159483 .
- ^ Музей современного искусства префектуры Канагава, Музей современного искусства префектуры Тояма, Музей искусств Сетагая (2013). Джиккен Кобо: Экспериментальная мастерская , Токио: Ёмиури Симбун, Совет по связям с художественными музеями. стр. 69–146 OCLC 884273163 .
- ^ Jump up to: а б с Накадзима, Идзуми; Новый год (2019). Анти-действие: Нихон сэнго кайга то дзёсэй гака = Антидействие: послевоенное японское искусство и женщины- художницы Токио: Брюке. п. 299. ИСБН 978-4-434-26469-6 . OCLC 1117713089 .
- ^ Jump up to: а б рисунка к печати, критическая практика гуманизма и физического выражения» Накадзима, Идзуми ( август . 2021 г.). «Хидэко Фукусима : от
- ^ Накадзима, Идзуми; Новый год (2019). Анти-действие: Нихон сэнго кайга то дзёсэй гака = Антидействие: послевоенное японское искусство и женщины- художницы Токио: Брюке. п. 277. ИСБН 978-4-434-26469-6 . OCLC 1117713089 .
- ^ Jump up to: а б Накадзима, Идзуми; Новый год (2019). Анти-действие: Нихон сэнго кайга то дзёсэй гака = Антидействие: послевоенное японское искусство и женщины- художницы Токио: Брюке. п. 278. ИСБН 978-4-434-26469-6 . OCLC 1117713089 .
- ^ «Хидэко Фукусима» . Галерея Така Исии / Галерея Така Исии (на японском языке) . Проверено 8 августа 2021 г ..
- ^ " "Точка зрения коллекции: Кацухиро Ямагути 1928-2018" " (PDF) . Мемориальный художественный музей Кавамуры DIC . 15 июня 2019 г. Проверено 8 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Музей современного искусства префектуры Канагава; Городской музей современного искусства префектуры Тояма; Городской художественный музей Сетагая (2013 ) . стр. 51. OCLC 884273163 .
- ^ Кокацу, Рэйко Кокацу (2005). «Послевоенное авангардное художественное движение и женщины-художницы 1950-60-х годов» . Женщины в авангарде, 1950-1975 . Уцуномия: Художественный музей префектуры Тотиги. OCLC 986221227 .
- ^ Jump up to: а б рисунка к печати, критическая практика гуманизма и физического выражения» Накадзима, Изуми ( август . 2021 г.). «Хидэко Фукусима : от
- ^ Дзюнко Китамура, Акико Ямазаки (2005). В Рэйко Кокацу (ред.). [Японские женщины-художницы в авангардных движениях, 1950-1975] . Уцуномия: Художественный музей префектуры Тотиги.
- ^ Jump up to: а б Обината, Кинъити (2016). «Создание песни без слов - Киёдзи Оцудзи, 1956». В Обинате Кинъити, Мурай Такефуми (редактор). Коллекция музея и библиотеки Университета искусств Кийодзи Оцудзи Мусасино = Оцудзи Киёдзи: Фотографии в Коллекция музея и библиотеки Университета искусств Мусасино , Токио: Музей и библиотека Университета искусств Мусасино стр. 39.
- ^ Jump up to: а б Накадзима, Идзуми; Новый год (2019). Анти-действие: Нихон сэнго кайга то дзёсэй гака = Антидействие: послевоенное японское искусство и женщины- художницы Токио: Брюке. п. 287. ИСБН 978-4-434-26469-6 . OCLC 1117713089 .
- ^ Музей современного искусства префектуры Канагава, Музей современного искусства префектуры Тояма, Музей искусств Сетагая (2013). Джиккен Кобо: Экспериментальная мастерская , Токио: Ёмиури Симбун, Совет по связям с художественными музеями. стр. 60–61 OCLC 884273163 .
- ^ Музей современного искусства префектуры Канагава, Музей современного искусства префектуры Тояма, Музей искусств Сетагая (2013). Джиккен Кобо: Экспериментальная мастерская , Токио: Ёмиури Симбун, Совет по связям с художественными музеями. стр. 69. OCLC 884273163 .
- ^ Jump up to: а б Мицуда, Юрий (2012). «Травма и избавление: портреты художников-авангардистов Японии, 1955–1970». В Чонге, Дорюн (ред.). Токио, 1955–1970: Новый авангард . Нью-Йорк: Музей современного искусства. п. 164. ИСБН 978-0-87070-834-3 . OCLC 794365569 .
- ^ Чонг, Дорюн (2012). Чонг, Дорюн (ред.). Токио, 1955–1970: новый авангард . Нью-Йорк: Музей современного искусства. п. 50. ISBN 978-0-87070-834-3 . OCLC 794365569 .
- ^ Тэдзука, Мивако (2013). «Дзиккен Кобо и Такигучи Сюдзо: Коллективизм Нового курса в Японии 1950-х годов» . Должности: Азиатский критик . 21 (2): 364–372. дои : 10.1215/10679847-2018283 . ISSN 1527-8271 . S2CID 145630403 .
- ^ Сатани Гаро, изд. (1991) Джиккен Кобо to Такигучи Сюдзо / Экспериментальная мастерская: 11-я выставка, посвящённая Сюдзо Такигучи , Токио: Галерея Сатани, стр. 102.
- ^ Тэдзука, Мивако (2005). «Дзиккен Кобо (Экспериментальная мастерская): авангардные эксперименты в японском искусстве 1950-х годов». Докторская диссертация, Колумбийский университет, стр. 36-37.
- ^ Музей современного искусства префектуры Канагава; Музей современного искусства префектуры Тояма; Художественный музей Сетагая (2013 . ) . ОКЛК 884273163
- ^ Чонг, Дорюн (2012). Чонг, Дорюн (ред.). Токио 1955-1970: Новый авангард . Нью-Йорк: Музей современного искусства. стр. 55–57. ISBN 978-0-87070-834-3 . OCLC 794365569 .
- ^ Музей современного искусства префектуры Канагава, Музей современного искусства префектуры Тояма, Музей искусств Сетагая (2013). Джиккен Кобо: Экспериментальная мастерская , Токио: Ёмиури Симбун, Совет по связям с художественными музеями. С. 90, 129. OCLC 884273163 .
- ^ Jump up to: а б Тапи, Мишель (2012). «Мысленный подсчет моей первой поездки в Японию (1957)» От послевоенного к постмодерну: Искусство Японии 1945-1989: Первичные документы . Перевод Аллена, Сара. ред. Кендзи Каджия, Фумихико Сумитомо, Мичио Хаяси, Дорюн Чонг. Нью-Йорк: Музей современного искусства. п. 100. ИСБН 978-0-8223-5368-3 . OCLC 798058346 .
- ^ Jump up to: а б Кокацу, Рэйко; Художественный музей префектуры Тотиги (2005). авангарда, 1950–1975 . Художественный музей префектуры Тотиги, стр. Женщины 48–49 .
- ^ Накадзима, Идзуми; Новый год (2019). Анти-действие: Нихон сэнго кайга то дзёсэй гака = Антидействие: послевоенное японское искусство и женщины- художницы Токио: Брюке. п. 303. ИСБН 978-4-434-26469-6 . OCLC 1117713089 .
- ^ Jump up to: а б «Ай-О: снова за радугой | Выставка» . . МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА ТОКИО (на японском языке) Проверено 8 августа 2021 г. .
- ^ Накадзима, Идзуми; 中嶋泉 (2019). Анти-акушон: Нихон сэнго кайга то дзёсэй гака = Антидействие: послевоенное японское искусство и женщины-художницы . Токио: Брюке. стр. 277–351. ISBN 978-4-434-26469-6 . OCLC 1117713089 .
- ^ «Другая энергия: сила продолжать бросать вызов - 16 женщин-художниц со всего мира | Художественный музей Мори» . www.mori.art.museum . Проверено 8 августа 2021 г.
- ^ 2021 г.) «История женского искусства август . » Различные авторы (
- ^ Винтер-Тамаки, Берт (2012). Максимальное воплощение: йога, западная живопись Японии, 1912–1955 гг . Гонолулу: Гавайский университет Press. стр. 142–150. ISBN 978-0-8248-6113-1 . OCLC 858358153 .
- ^ рисунка к печати, критическая практика гуманизма и физического выражения» Накадзима, Идзуми ( август . 2021 г.). «Хидэко Фукусима : от
- ^ Накадзима, Идзуми; 中嶋泉 (2019). Анчи-акушон: Нихон сэнго кайга то дзёсэй гака = Антидействие: послевоенное японское искусство и женщины-художницы . Токио: Брюке. стр. 283, 306. ISBN. 978-4-434-26469-6 . OCLC 1117713089 .
- ^ Накадзима, Идзуми; 中嶋泉 (2019). Анчи-акушон: Нихон сэнго кайга то дзёсэй гака = Антидействие: послевоенное японское искусство и женщины-художницы . Токио: Брюке. стр. 284–85. ISBN 978-4-434-26469-6 . OCLC 1117713089 .
- ^ Накадзима, Идзуми; 中嶋泉 (2019). Анчи-акушон: Нихон сэнго кайга то дзёсэй гака = Антидействие: послевоенное японское искусство и женщины-художницы . Токио: Брюке. стр. 290–91. ISBN 978-4-434-26469-6 . OCLC 1117713089 .
- ^ Накадзима, Идзуми; 中嶋泉 (2019). Анти-акушон: Нихон сэнго кайга то дзёсэй гака = Антидействие: послевоенное японское искусство и женщины-художницы . Токио: Брюке. стр. 301–07. ISBN 978-4-434-26469-6 . OCLC 1117713089 .
- ^ Накадзима, Идзуми; 中嶋泉 (2019). Анти-акушон: Нихон сэнго кайга то дзёсэй гака = Антидействие: послевоенное японское искусство и женщины-художницы . Токио: Брюке. стр. 296–99. ISBN 978-4-434-26469-6 . OCLC 1117713089 .
- ^ Дзюн Миягава (август 1963 г.). «Акустическое пространство». Бидзюцу Течо . 224 : 23.
- ^ Накадзима, Идзуми; Новый год (2019). Анти-действие: Нихон сэнго кайга то дзёсэй гака = Антидействие: послевоенное японское искусство и женщины- художницы Токио: Брюке. п. 345. ИСБН 978-4-434-26469-6 . OCLC 1117713089 .
- ^ рисунка к печати, критическая практика гуманизма и физического выражения» Накадзима, Идзуми ( август . 2021 г.). «Хидэко Фукусима : от
- ^ Рёхей Эндо (4 февраля 2019 г.). «Введение в коллекцию: Хидеко Фукусима: 《May Vibration III》» (PDF) . Музей искусства и дизайна префектуры Тояма: Письмо TAD: Доки Доки 06. Проверено 8 августа 2021 г.
- ^ «Галерея Сигеру Ёкота | Текущий отчет: Хидеко Фукусима» www.artbook-tph.com Проверено 9 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Художники | Издательство Токио» . www.artbook-tph.com . Проверено 8 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с «Художественный музей префектуры Тотиги» . Художественный музей префектуры Тотиги (на японском языке) . Проверено 8 августа 2021 г. .
- ^ «Галерея Минами Тенко |До 1999 г. |Выставка Хидеко Фукусима» . Галерея Минами Тенко (на японском языке) . Проверено 8 августа 2021 г.
- ^ «Галерея Нантенси | До 1999 года | Выставка Хидеко Фукусима «Майские вибрации»» . Галерея Нантенси (на японском языке) . Проверено 8 августа 2021 г.
- ^ «Хидэко Фукусима «Сасагэмоно» - Коллекция Исии» (на японском языке) , Проверено 8 августа 2021 г. .
- ^ «Хидэко Фукусима» . Галерея Така Исии / Галерея Така Исии (на японском языке) . Проверено 8 августа 2021 г ..
- ^ Музей современного искусства префектуры Канагава, Музей современного искусства префектуры Тояма, Музей искусств Сетагая (2013 ) . 78–79 ОКЛК 884273163 .
- ^ Музей современного искусства префектуры Канагава, Музей современного искусства префектуры Тояма, Музей искусств Сетагая (2013). Джиккен Кобо: Экспериментальная мастерская , Токио: Ёмиури Симбун, Совет по связям с художественными музеями. стр. 125. OCLC 884273163 .
- ^ Jump up to: а б Накадзима, Идзуми; 中嶋泉 (2019). Анти-акушон: Нихон сэнго кайга то дзёсэй гака = Антидействие: послевоенное японское искусство и женщины-художницы . Токио: Брюке. стр. 300–01. ISBN 978-4-434-26469-6 . OCLC 1117713089 .
- ^ Музей современного искусства префектуры Канагава, Музей современного искусства префектуры Тояма, Музей искусств Сетагая (2013). Джиккен Кобо: Экспериментальная мастерская , Токио: Ёмиури Симбун, Совет по связям с художественными музеями. стр. 138. OCLC 884273163 .
- ^ Агентство по делам культуры (март 2021 г.). «Выставки современного искусства в японских художественных музеях - Список проводимых записей и каталоги выставок» (PDF) . Дата обращения 8 августа 2021 г.
- ^ Музей современного искусства префектуры Канагава; Городской музей современного искусства префектуры Тояма; Городской художественный музей Сетагая (2013 ) . стр. 287. OCLC 884273163 .
- ^ Музей современного искусства префектуры Канагава, Музей современного искусства префектуры Тояма, Музей искусств Сетагая (2013 ) . 180–87 ОКЛК 884273163 .
- ^ «Хидэко Фукусима | МоМА» . Музей современного искусства . Проверено 8 августа 2021 г.
- ^ «[Сборник материалов, связанных с Хидеко Фукусимой] | Коллекция Токийского . » музея
- ^ «Хидэко Фукусима 1927–1997» . Тейт .
Дополнительные источники
[ редактировать ]- Кацухиро Ямагути, « Мир Фукусимы Хидеко: разрыв в образах », Art Platform Japan BUNKA-CHO , пер. Коно Харуко (30 июля 2021 г.).