Ичиро Фукудзава
Ичиро Фукузава (18 января 1898 – 16 октября 1992) был японским художником-модернистом, которому приписывают утверждение сюрреализма в художественных сообществах Японии в начале 1930-х годов. [ 1 ] [ 2 ]
В то время как художники-сюрреалисты известны своим особым вниманием к человеческому подсознанию и снам, картины Фукудзавы в западном стиле ( йога ) отходят от таких условностей, вместо этого предоставляя резкие сатирические комментарии к человеческому поведению и системным социальным проблемам в Японии, включая японскую оккупацию Маньчжурии. и неблагоприятное воздействие нефтяного кризиса 1973 года на японскую экономику. [ 3 ] [ 4 ] Поскольку он был связан с прогрессивными идеями сюрреализма, искусство Фукудзавы стало спорным вопросом для японского государства, что привело к его последующему тюремному заключению и вынудило его заниматься проимперской деятельностью во время Второй мировой войны .
Карьера Фукудзавы не ограничивалась японскими островами: он много путешествовал по материковой Азии, Европе, Соединенным Штатам и Австралии, где его знакомство с ключевыми социально-политическими событиями и художественными стилями повлияло на его более поздние периоды творчества.
Несмотря на нарушение Закона о сохранении мира во время Второй мировой войны, Фукудзава известен как один из немногих людей в истории Японии, которые были заключены в тюрьму за нарушение национальных законов и считаются человеком культурных заслуг и кавалером Ордена . культуры при его жизни.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Фукузава родился в Томиока-мати, уезд Китаканра, префектура Гунма , Япония , в богатой семье, владевшей несколькими предприятиями в шелковой и банковской отраслях. [ 5 ] В 1918 году он поступил в Токийский императорский университет , чтобы изучать литературу, но ушел, не получив ученой степени, чтобы изучать скульптуру в студии Фумио Асакуры . [ 6 ]
Начало карьеры (1924–1931)
[ редактировать ]Богатство семьи Фукудзавы позволило ему изучать европейское искусство во Франции в период с 1924 по 1931 год. [ 7 ] Париж был связующим звеном, из которого Фукудзава черпал вдохновение в европейском сюрреализме, главным образом через Макса Эрнста « коллажей серию La Femme 100 Tetes » (1929) и картины Джорджо де Кирико . [ 8 ] [ 9 ] Увлечение Фукудзавы этим весьма влиятельным европейским движением современного искусства заставило его сменить предпочитаемый им жанр со скульптуры на живопись; Вырезки Эрнста из печатного материала и их сборка в совершенно новые произведения искусства вдохновили Фукудзаву применить ту же технику к живописи. Сильное влечение Фукузавы к сюрреализму напрямую связано с его предполагаемой связью между этим движением и традиционными японскими литературными жанрами хайку и коан . [ 10 ] Поскольку хайку стремится передать в краткой форме описания более крупных изображений, Фукудзава также намеревался выразить и расширить за пределы ограниченного нарисованного холста величину сюрреалистической мысли.
Возвращение в Японию (1931–1939).
[ редактировать ]Самые ранние сюрреалистические работы Фукудзавы были представлены на Первой Dokuritsu Bijutsu Kyokai (Независимая ассоциация художников) в 1931 году, выставке, которая в первую очередь освещала молодых японских художников, вдохновленных фовистами . [ 10 ] Фукудзава выставил 37 картин в категории «Специальное представление», которые получили положительные отзывы как публики, так и критиков. После этого успеха Фукудзава стал постоянным участником будущих выпусков Докуристу Бидзюцу.
На протяжении десятилетия искусство Фукузавы трансформировалось в юмористический и сатирический стиль, составляющий основу его работ. «Профессора. Думая о других вещах на собраниях» (1931) — архетипический пример его сюрреалистического остроумия. Группа безликих профессоров сидит за столом и ведет академический дискурс. Позади каждого мужчины находится портрет, отображающий его сокровенные мысли, не связанные с обсуждением (например, на переднем плане портрета одного джентльмена заметно обнаженная женская грудь). [ 11 ] [ 12 ]
Параллельно с живописью Фукудзава также написал множество книг и эссе в области сюрреализма , которые являются частью «Киндай бидзюцу ситё кодза» (1937), оригинальной шеститомной серии книг, написанной ведущими художниками Японии, о последних событиях японского модернизма. [ 13 ] Его сочинения об интеллектуальных и художественных теориях сюрреализма были распространены среди социально сознательных, прогрессивных взглядов художников-авангардистов.
В 1939 году Фукузава покинул Докурицу Бидзюцу Кёкай и основал Бидзюцу Бунка Кёкай (Общество художественной культуры), организацию альтернативного искусства, посвященную исключительно сюрреализму. [ 14 ]
Северо-Восточный Китай (оккупированная японцами «Маньчжурия») и оппозиция правительству (1932–1945)
[ редактировать ]Поскольку Япония становилась все более милитаризованной, правительство подвергало цензуре искусство, которое считалось противоречащим империалистической политике государства. Пытаясь избежать наказания, Фукудзава изменил сюрреалистические характеристики своих работ менее явным образом, что создавало иллюзию более благоприятного взгляда на японское государство.
В 1932 году Япония создала марионеточное государство Маньчжоу-Го на северо-востоке Китая , которое тогда колониально называлось Маньчжурия . После этого японские художники регулярно приезжали в этот район, чтобы создавать спонсируемые государством изображения для продвижения имперских амбиций страны. [ 15 ] На самом деле скрытые мотивы этих творческих путешествий часто были двоякими: (1) продемонстрировать дистанцию от авангардных/политически левых движений и (2) повысить свой художественный статус. [ 16 ] Фукудзава сохранил свои антиимперские политические убеждения и поддерживал сюрреализм посредством картин, содержание которых было либо тематически неоднозначным, либо нейтральным по тону. Он нашел вдохновение в необъятных ландшафтах этой местности и включил тонкую критику, касающуюся контроля Японии над Маньчжоу-Го, в романтизированные сцены, визуально приемлемые правительством для потребления в сфере общественного искусства.
«Быки» (1936) — одна из крупномасштабных картин маслом, которую Фукудзава использовал для решения противоречий между японской идеализацией «Маньчжурии» и социальными реалиями бедных китайских и корейских крестьян, живших под колониальным правлением . Два быка пасутся в поле, а на заднем плане сгруппированы две группы людей. Кажущаяся безобидность этой сцены бросает вызов наличию дыр на быках, подчеркивающих хрупкость их кожи. Ученые предполагают, что искусственность волов была призвана пробудить слабость японской пропагандистской идеализации «Маньчжурии» как колонии, в которой все расы жили гармонично. Социальное неравенство выражается в контрасте между двумя группами людей. Первая группа серых, истощенных фигур участвует в мучительном, изнурительном труде, в то время как вторая группа обнаженных людей с розовой кожей отдыхает на берегу реки. Социальная критика Фукудзавы подчеркивает неравенство между китайскими рабочими и русскими. буржуазия . Картина не была воспринята как социальная критика , потому что доминирование пейзажа, казалось, соответствовало японской пропаганде, которая рекламировала этот регион как экзотическое, утопическое райское поселение.
К концу 1930-х и началу 1940-х годов замаскированную преданность Фукудзавы государству становилось все труднее поддерживать, поскольку правительство ограничило художественную деятельность и подвергло цензуре термин « авангард ». [ 17 ] Правительство нацелилось на сюрреализм из-за его пропаганды самоанализа и эмоций, противоречащих империалистическим посланиям, которые подчеркивали национальную коллективность, антизападные и паназиатские убеждения и отказ от искусства ради искусства . [ 18 ]
5 апреля 1941 года Фукузава и искусствовед Сюдзо Такигучи были арестованы и заключены в тюрьму Особой высшей полицией , поскольку правительство рассматривало сюрреализм как коммунистическую пропаганду . [ 19 ] Инцидент произошел после того, как власти сочли, что искусство Фукудзавы нарушает Закон о сохранении мира (1925 г.), национальную политику, направленную на подавление политических демонстраций или творческого самовыражения, пропагандирующего антиимперские и прозападные убеждения. [ 20 ]
После освобождения и на протяжении оставшейся части военного конфликта Фукудзава отказался от сюрреалистического стиля и переключил свое внимание на цветочные натюрморты и с морскими пейзажами военные картины . Из них его картина 1945 года «Корабельный специальный отряд покидает базу» была одной из немногих, в которой конкретно упоминалось военное вмешательство Японии. [ 21 ] Одинокий японский солдат изображен на патрульном катере посреди жестокого шторма. Как и в случае с «Быками» , эта статья демонстрирует двойственное отношение Фукудзавы к вопросу об отношении к повестке дня государства. В тексте работы Национального музея современного искусства в Токио говорится, что изображение было скопировано из кадра из фильма, а историки искусства интерпретируют двусмысленность Фукудзавы как ироничное графическое заявление о тщетности войны. [ 22 ]
Возвращение к сюрреализму (1945–1950)
[ редактировать ]Фукудзава возобновил свой стилистический подход, применявшийся до 1945 года, но его картины превратились в тематически мрачное сочетание атрибутов сюрреализма и экспрессионизма . Повествовательная поэма Данте Алигьери XIV века «Божественная комедия» способствовала этому изменению, поскольку Фукудзава включил в себя жестоко изуродованные тела, застигнутые врасплох хаоса, кровопролития и страданий. [ 8 ] Более того, концепция ада стала постоянной темой на протяжении всей его карьеры.
«Группа фигур, побежденных в бою » (1948) считается первой крупной индивидуальной картиной Фукудзавы после 1945 года. Куча мускулистых обнаженных фигур нагромождена друг на друга в бесплодном пустынном ландшафте. Переплетение конечностей тел скрывает их лица, а торжественное и меланхоличное настроение композиции передает признание Фукудзавой разрушительного воздействия войны на человеческую жизнь.
Глобальные исследования (1950–1970)
[ редактировать ]В поисках нового художественного вдохновения Фукузава много путешествовал по Европе, Соединенным Штатам, Мексике, Латинской Америке, Австралии и материковой Азии. [ 5 ]
Возвращение Фукузавы в Европу в 1952 году совпало с крупной выставкой Пабло Пикассо . стиль Пикассо Фирменный кубистический в сочетании с исследованиями Фукудзавы скульптур коренных народов Африки и Латинской Америки в Музее человека побудили его включить в свои картины более абстрактные фигуры, наиболее узнаваемые в его серии «Латинская Америка». [ 23 ]
Визиты в Мексику и Бразилию для изучения искусства коренных народов на месте завершились использованием Фукудзавой более визуально динамичных цветовых схем в середине 1950-х и начале 1960-х годов. «Человек с арбузом» (1955) использует гораздо более яркую палитру, чем любая из его предыдущих работ, что видно по ярким розовым, пурпурным и синим оттенкам, окружающим центральную фигуру. Разноцветные формы, составляющие тело объекта, напоминают кубистскую дематериализацию трехмерных форм Пикассо.
Полуфигурный сюжет « Леды» (1962), отсылка к реинкарнации греческого божества Зевса в лебедя, означал постепенный отход Фукудзавы от экспрессионизма. Его применение репрезентативных форм совпало с его заявлением активно заниматься «тематической живописью» (изображения фигуративных предметов с сопровождающим повествованием). [ 24 ]
Визит Фукузавы в США в 1965 году, в разгар Движения за гражданские права, оставил неизгладимый след в тематическом содержании его более поздних картин. Революционная активность чернокожих американцев в борьбе за равные права нашла глубокий отклик у Фукудзавы, движимого социальной справедливостью. (1965) , сделанная им на основе одной из многих фотографий преимущественно черных кварталов Гарлема , сделанных им во время его временной резиденции в Нью-Йорке, Картина «Женщина с плакатом» изображает молодую женщину с плакатом под названием «СПРАВЕДЛИВОСТЬ», стоящую перед толпой зрителей. на городской улице. [ 25 ] [ 26 ]
Более поздняя карьера (1970–1992)
[ редактировать ]Картины Фукудзавы претерпели еще одну метаморфозу, когда он начал высмеивать современное общество, хотя и с более диковинными образами и комичным подтекстом. Концепция ада Данте оставалась постоянной темой; Фукузава использовал текст буддийского монаха Генсина ») , написанный в X веке, «Одзёёсю » ( «Основы возрождения в Чистой Земле чтобы сокрушаться по поводу своего взгляда на современное японское общество как на физическое проявление ада. [ 8 ]
«Ад туалетной бумаги» (1974) представляет собой разрушенную городскую обстановку, где сотни преимущественно обнаженных людей оранжевого цвета бегают, падают и царапают друг друга в неистовой попытке схватить рулоны туалетной бумаги. [ 3 ] Абсурдная , история стала ответом Фукудзавы на нефтяной кризис 1973 года когда страны Ближнего Востока жестко ограничили импорт нефти, что привело к серьезному экономическому спаду в Японии. [ 27 ] Фукудзава приравнивает этот дефицит нефти к туалетной бумаге как юмористическую и анархически критичную позицию японского потребительства.
1980-е и начало 1990-х годов вызвали усиление беспокойства Фукудзавы, поскольку он размышлял о будущем человеческой морали в быстро приближающемся 21 веке. Пессимизм и фиксация на потенциальном крахе общества пронизывают его последнюю серию картин.
Будет ли напряжение зла расти в 21 веке? (1986) — это захватывающая апокалиптическая сцена, где толпа обнаженных красновато-кожих людей сражается друг с другом в рукопашной схватке. Фон представляет собой дихотомию разных мест: горизонт индустриального города слева и пустынный пейзаж с мертвыми и гниющими деревьями справа. [ 3 ]
Фукудзава задумал эту картину как обвинение экономическому кризису в Японии середины 1980-х годов, напряженности времен холодной войны и современному социальному и политическому неравенству. Историки искусства интерпретировали это изображение как продолжение агонизирующих обнаженных сюжетов, созданных Фукудзавой после «Группы фигур, побежденных в битве» .
Смерть и наследие
[ редактировать ]Фукузава умер 16 октября 1992 года в возрасте 94 лет. [ 28 ]
Искусство Фукудзавы повлияло и вдохновило других японских художников, в том числе: Кикудзи Ямасита , Эбоси Юаса , Симидзу Тоши и Судзуки Ясинори . [ 29 ] [ 12 ] [ 30 ] [ 31 ]
Художественные влияния
[ редактировать ]Фукудзава получил стилистическое и тематическое влияние, прежде всего, от западных художников и движений, которые варьировались от классической античности до модернизма 20-го века . Среди художников, оказавших глубокое влияние на картины Фукудзавы, — Иероним Босх , Питер Пауль Рубенс , Сальвадор Дали , Макс Эрнст , Джорджо де Кирико , Авраам Раттнер , Джексон Поллок и Рико Лебрен . [ 32 ] [ 33 ]
Потерянные произведения искусства
[ редактировать ]Мемориальный музей Фукудзавы Ичиро инициировал и поддерживает долгосрочный исследовательский проект, посвященный множеству произведений искусства Фукузавы, созданных между 1945 и 1946 годами, которые пропали без вести в Соединенных Штатах в 1947 году. Исчезновение рассматриваемых картин было куплено Джеймсом В. Коулманом и представлено на выставке. на выставке «Пятнадцать художников в послевоенной Японии» в галерее Tribune Subway с 1 мая по 5 июня 1947 года. Эти картины никогда не появлялись в частном порядке. или публично с тех пор. [ 34 ]
Выставки
[ редактировать ]Избранные групповые выставки [ 19 ] [ 35 ] [ 36 ]
- 1922: Четвертый Тейтен - выставка Императорской Академии Художеств, Япония.
- 1931: 1-я выставка Независимой художественной ассоциации, Япония.
- 1935: Выставка зарисовок из Маньчжурии и Монголии — район Гиндза , Токио , Япония.
- 1935: Выставка сувенирных эскизов Маньчжурии и Монголии - район Гиндза, Токио, Япония.
- 1936: Выставка масляной живописи Маньчжурии и Монголии - Треугольный зал, Осака , Япония.
- 1947: Пятнадцать художников в послевоенной Японии - Галерея Tribune Subway, Нью-Йорк, США.
- 1952: Японский павильон — XXVI Венецианская биеннале , Италия
- 1953: Абстракция и фантазия – Национальный музей современного искусства , Токио, Япония.
- 1957: 4-я Японская международная художественная выставка - Япония.
- 1958: Японский павильон - XXIX Венецианская биеннале, Италия.
- 1960: Развитие японской сюрреалистической живописи - Национальный музей современного искусства, Токио, Япония.
- 1964: Японские художники: контраст до и после пребывания в Европе или Америке - Национальный музей современного искусства, Токио, Япония.
- 1968: От дадаизма к сюрреализму в Японии - Национальный музей современного искусства, Токио, Япония.
- 1971: Около 1930-х годов в современном японском искусстве - Национальный музей современного искусства, Токио, Япония.
- 1975: Сюрреализм - Национальный музей современного искусства, Токио, Япония.
- 1985: Реконструкции: авангардное искусство в Японии 1945–1965 — Музей современного искусства , Оксфорд, Великобритания.
- 1985: Токио – Монпарнас и сюрреализм – Художественный музей Итабаси, Токио, Япония.
- 2003: Мечты о горизонте: фантастические картины в Японии 1935–1945 – Национальный музей современного искусства, Токио, Япония.
- 2004: Послевоенное искусство Фукудзавы и других художников - Художественный музей Томиока, Томиока , Япония.
- 2010: Ичиро Фукудзава и его ученики - Художественный музей Итабаси, Токио, Япония.
- 2015: Полифония цветов - Арт Маэбаши, Гунма , Япония
Ретроспективы
- 1976: Ретроспектива Ичиро Фукудзавы - Музей современного искусства, Гумма, Япония.
- 1988: Ретроспектива Ичиро Фукудзавы - Музей современного искусства, Гумма, Япония.
- 1988: Фукудзава, Ичиро - Художественный музей Сэтагая , Токио, Япония
- 1992: Ретроспектива Ичиро Фукудзавы - Музей современного искусства, Гумма, Япония.
- 1998: Ретроспектива Ичиро Фукузавы - Городской музей Томиока / Мемориальная галерея Фукузавы Ичиро, Томиока, Япония
- 2008: Ретроспектива Ичиро Фукузавы - Музей Университета искусств Тама , Токио, Япония
- 2009: Ичиро Фукузава - Музей современного искусства, Гумма, Япония.
- 2018: Ретроспектива Ичиро Фукузавы - Городской музей Томиока / Мемориальная галерея Фукудзавы Ичиро
- 2018: Ретроспектива Ичиро Фукузавы - Музей Университета искусств Тама, Токио, Япония
- 2019: Смейся над этим безнадежным миром: Фукудзава Ичиро - Национальный музей современного искусства, Токио, Япония
Награды и почести
[ редактировать ]Примечательным аспектом Фукудзавы является то, что он является одним из немногих людей в истории Японии, которые были арестованы и впоследствии получили национальное признание при жизни. [ 14 ]
- 1957: Главный приз - Четвертая международная художественная выставка в Японии.
- 1978: Человек культурных заслуг
- 1991: Орден Культуры.
Публикации
[ редактировать ]- Сюрреализм (1937)
- Эрнст (1939) [ 37 ]
- От Амазонки до Мексики (1954)
Известные работы
[ редактировать ]Год [ 38 ] | Заголовок |
---|---|
1930 | Пуассон д'Авриль (Первоапрельская шутка) |
1931 | агитатор |
1931 | Профессора - Думая о других вещах на собраниях |
1936 | Быки |
1945 | Корабельное спецподразделение покидает базу |
1946 | Юкава (из иллюзии «Божественной комедии» Данте) |
1948 | Группа фигур, побежденных в бою |
1955 | Мужчина с арбузом |
1958 | Адские врата |
1962 | Вести |
1965 | Женщина с плакатом |
1965 | Свобода или смерть |
1970 | Нимфа и фавн |
1972 | Голод |
1974 | Ад туалетной бумаги |
1980 | Потерянный рай |
1986 | Будет ли напряжение зла расти в 21 веке? |
1991 | Арт-мероприятия Ноя |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Асану, Тору «Фукузава, Ичиро Grove Art Online, 2003». https://www-oxfordartonline-com.avoserv2.library.fordham.edu/groveart/view/10.1093/gao/9781884446054.001.0001/oao-9781884446054-e-7000030159?rskey=u3nFTc&result=1 .
- ^ Дюрозой, Жерар. «Заметки о главных сюрреалистах». Эссе. В истории сюрреалистического движения, 1-е изд., 670–70. Издательство Чикагского университета, 2004.
- ^ Перейти обратно: а б с Глисон, Алан. «Сюрреалист-моралист: Ичиро Фукузава в MOMAT» . artscape.jp .
- ^ Уловец, Кристина. Представитель «Больше реальности, чем реальность: как функционирует человеческое тело в японском сюрреалистическом искусстве», 2015. Научная статья для курса «Японский модернизм в средствах массовой информации». https://ds-omeka.haverford.edu/japanesemodernism/files/original/2ccb3881aec14850c834de2b77af8f5c.pdf
- ^ Перейти обратно: а б Отани, Сёго. «Мизантропический гуманист – о современном значении Фукудзавы Ичиро». Эссе. В «Смейтесь над этим безнадежным миром: Фукудзава Ичиро», 174. Национальный музей современного искусства, Токио, 2019.
- ^ «Галерея tokinowasuremono Ичиро ФУКУЗАВА» www.tokinowasuremono.com Проверено 4 августа 2023 г.
- ^ «Происхождение и влияние сюрреализма в японском искусстве» . Без рамки . 03.01.2013 . Проверено 4 августа 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Амато, Лоренцо (14 февраля 2021 г.). «Между Данте Алигьери и Одзёёсю из Генсина: общество как ад в творчестве Фукудзавы Ичиро, художника-гуманиста и мизантропа» . Insula europea (на итальянском языке) . Проверено 4 августа 2023 г.
- ^ «МУЗЕЙ ПОЛА» . МУЗЕЙ ПОЛА (на японском языке) . Проверено 4 августа 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Когда последователи превосходят мастера» . Джапан Таймс . 10 декабря 2010 г. Проверено 4 августа 2023 г.
- ^ «Профессора — думают на собраниях о другом (1931)» . Мемориальный музей Фукудзавы Ичиро .
- ^ Перейти обратно: а б «Эволюция японского искусства: от модерна к современному искусству» . Тайм-аут Токио . 11 сентября 2019 г. Проверено 4 августа 2023 г.
- ^ «Второй отдел: Ранний модернизм в Японии» . Метрополитен-музей . Проверено 4 августа 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Отани, Сёго. «Мизантропический гуманист – о современном значении Фукудзавы Ичиро». Эссе. В «Смейтесь над этим безнадежным миром: Фукудзава Ичиро», 175. Национальный музей современного искусства, Токио, 2019.
- ^ «Завещание Маньчжоу-Го» . Гарвардская газета . 23 сентября 2015 г. Проверено 4 августа 2023 г.
- ^ Калвер, Анника А. «Глава 3: Сюрреализм на службе государства: Фукудзава Ичиро и партнеры, 1935–36». Эссе. В книге «Прославляйте империю: японская авангардная пропаганда в Маньчжурии», 51. University of British Columbia Press, 2013.
- ^ Солт, Джон (1990). «Жесткие цензоры Японии и искусство искоренения искусства» . Агни (31/32): 42–49. ISSN 1046-218X . JSTOR 23009364 .
- ^ Сэндлер, Марк Х. «Живой художник: ответ Мацумото Сюнсуке государству». Арт-журнал, Коллекция «Искусство, дизайн и архитектура», 55, вып. 3 (1996): 75–76.
- ^ Перейти обратно: а б Нибуя, Такаси. «Нихон но сюрреализм Кайга», № 940 (1986): 32–45.
- ^ «О Японии: ресурс для учителей | Закон о сохранении мира 1925 года | Японское общество» . aboutjapan.japansociety.org . Проверено 4 августа 2023 г.
- ^ «Японский модернизм в средствах массовой информации | Сюрреализм военного времени · Сопоставление и шокирующая ценность: эволюция японского сюрреалистического искусства» . ds-omeka.haverford.edu . Проверено 4 августа 2023 г.
- ^ «Сюрреалист-моралист: Ичиро Фукузава в MOMAT» . артпейзаж Японии . Проверено 4 августа 2023 г.
- ^ «Мужчина с арбузом (1955)» . Мемориальный музей Фукудзавы Ичиро .
- ^ «Леда (1962)» . Мемориальный музей Фукудзавы Ичиро .
- ^ Ре, Фурутатэ. «Роспись стены, роспись на стене — Фукудзава Ичиро и Мексика». Эссе. В смехе над этим безнадежным миром: Фукудзава Ичиро, 188–89. Национальный музей современного искусства, Токио, 2019.
- ^ «Женщина с плакатом (1965)» . Мемориальный музей Фукудзавы Ичиро .
- ^ «Нефтяной кризис 1973 года». Япония: места, изображения, времена и трансформации. Университет Питтсбурга. По состоянию на 25 марта 2021 г. https://www.japanpitt.pitt.edu/glossary/oil-crisis-1973 .
- ^ «ФУКУЗАВА Ичиро» . Проверено 4 августа 2023 г.
- ^ Хоагланд, Линда. «Протестное искусство в Японии 1950-х годов: забытые художники-репортажники». Визуализация культур, 2012, 1. https://visualizingculturals.mit.edu/protest_art_50s_japan/anp1_essay04.pdf .
- ^ «Спектральные вторжения – прошлая выставка» . АКИО ЖЕНАТ Получено 0 августа 2023 г.
- ^ Уэстолл, Марк (11 марта 2016 г.). «Сара Лукас + Ямашита Кикудзи покажут выставку в Лондоне» . Журнал ФАД . Проверено 4 августа 2023 г.
- ^ Бекх, Эрика (1959). «Современное искусство Японии» . Колледжский художественный журнал . 19 (1): 10–22. дои : 10.2307/774077 . ISSN 1543-6322 . JSTOR 774077 .
- ^ «Смейтесь над этим безнадежным миром: Фукудзава Ичиро», 2019. Национальный музей современного искусства, Токио. https://www.momat.go.jp/archives/english/am/exhibition/fukuzawa/index.htm .
- ^ «Исследовательский проект – работы ФУКУЗАВЫ в США» . Мемориальный музей Фукудзавы Ичиро .
- ^ «Смейтесь над этим безнадежным миром: Фукудзава Ичиро» . Тайм-аут Токио . 26 марта 2019 г. Проверено 4 августа 2023 г.
- ^ «Венецианская биеннале: Международная художественная выставка (26–49)». Японский фонд. По состоянию на 12 марта 2021 г. https://www.jpf.go.jp/e/project/cultural/exhibit/international/venezia-biennale/art/list.html .
- ^ «Фукузава, Ичиро». Антиквариат Рольманн: редкие книги по архитектуре, искусству и дизайну. По состоянию на 20 марта 2021 г.
- ^ «Работает». Мемориальный музей Фукудзавы Ичиро. По состоянию на 10 июля 2021 г. https://fukuzmm.wordpress.com/works/ .