Jump to content

Хайку

Хайку Мацуо Басё, читающее « Тихо, тихо / желтые горные розы падают - / шум порогов »

Хайку ( хайку , слушай) ) — это тип краткой поэзии , зародившийся в Японии и возникший под влиянием традиционной китайской поэзии. Традиционное японское хайку состоит из трех фраз, состоящих из 17 фонетических единиц (называемых в японском языке похожими на слоги) по схеме 5, 7, 5; [1] которые включают киредзи , или «режущее слово»; [2] и киго , или сезонная ссылка. Однако хайку классических японских поэтов, таких как Мацуо Басё , также отклоняются от схемы 17- он и иногда не содержат киредзи . Подобные стихи, не соответствующие этим правилам, обычно классифицируются как сэнрю . [3]

Хайку зародился как начальная часть более крупного жанра японской поэзии, называемого ренга . Эти хайку, написанные как вступительная строфа, были известны как хокку , и со временем их стали писать как отдельные стихи. Свое нынешнее название хайку дал японский писатель Масаока Сики в конце 19 века. [4]

Хайку родом из Японии, сегодня пишут авторы со всего мира. Хайку на английском языке и хайку на других языках имеют разные стили и традиции, но при этом включают аспекты традиционной формы хайку. Хайку на неяпонском языке сильно различаются в зависимости от того, насколько близко они следуют традиционным элементам. Кроме того, движение меньшинства в современном японском хайку ( 現代俳句 , гендай-хайку ) , поддерживаемое Огиварой Сэйсенсуи и его учениками, отличается от традиции 17-го века, а также принимает природу в качестве своего предмета.

На японском языке хайку традиционно печатается в одну строку, тогда как на английском языке хайку часто отображается в виде трех строк, хотя существуют вариации. Есть несколько других форм японской поэзии , связанных с хайку, таких как танка , а также другие формы искусства, включающие хайку, такие как хайбун и хайга .

Традиционные элементы

[ редактировать ]

Киру и Киреджи

[ редактировать ]

В японском хайку киредзи , или режущее слово, обычно появляется в конце одной из трех фраз стиха. Киреджи выполняет роль , аналогичную роли цезуры в классической западной поэзии или вольты в сонетах . [5] [ нужен лучший источник ] Киреджи помогает отмечать ритмические подразделения. [6] В зависимости от того, какой киредзи выбран и его положения в стихе, он может ненадолго прервать поток мыслей, предлагая параллель между предыдущей и последующей фразами, или может обеспечить достойную концовку, завершая стих с усиленным ощущением завершения. [7]

Киреджи обеспечивает структурную поддержку стиха. [8] позволяя ему выступать как независимое стихотворение. [9] [10] Использование киредзи отличает хайку и хокку от второго и последующих стихов рэнку ; который может использовать семантическое и синтаксическое разъединение, вплоть до того, что иногда заканчивается фраза частицей, завершающей предложение ( 終助詞 , сюдзёси ) . Однако рэнку обычно используют киредзи . [11]

В английском языке, поскольку у киредзи нет прямого эквивалента, поэты иногда используют знаки препинания, такие как тире или многоточие, или подразумеваемый разрыв, чтобы создать сопоставление, призванное побудить читателя задуматься о взаимосвязи между двумя частями.

Киредзи в примерах Басё «старый пруд» и «ветер горы Фудзи» — оба «я» ( ) . Ни оставшийся пример Басё, ни пример Исса не содержат киредзи . Тем не менее, они оба уравновешивают фрагмент из первых пяти пунктов с фразой из оставшихся 12 ( из английского перевода Иссы может быть неочевидно, что первые пять пунктов означают «дождь Эдо»).

По сравнению с английским стихом, который обычно характеризуется слоговым размером , японский стих подсчитывает звуковые единицы, известные как он или мораэ . Традиционное хайку обычно представляет собой фиксированный стих , состоящий из 17 on в трёх фразах по пять, семь и пять on соответственно. Среди современных стихотворений традиционалистские хайку продолжают использовать схему 5-7-5, а хайку свободной формы - нет. [12] Однако один из приведенных ниже примеров показывает, что традиционные мастера хайку также не всегда ограничивались схемой 5-7-5. Хайку в свободной форме пропагандировали Огивара Сэйсенсуи и его ученики.

Хотя слово «он» иногда переводится как «слог», его истинное значение более нюансировано. Один on в японском языке считается за короткий слог, два — за удлиненную гласную или удвоенную согласную и один — за букву «n» в конце слога. Таким образом, слово «хайбун», хотя в английском языке считается как два слога, в японском считается как четыре ( ха-и-бу-н); а само слово « on », которое англоговорящие люди рассматривают как один слог, состоит из двух on : короткой гласной o и мораического носового n . Это иллюстрируется приведенным ниже хайку Исса, которое содержит 17 и только 15 слогов. И наоборот, некоторые звуки , такие как «кё» ( きょ ), могут выглядеть для носителей английского языка как два слога, но на самом деле в японском языке они представляют собой одиночный « он» (а также один слог).

В 1973 году Американское общество хайку отметило, что нормой для авторов хайку на английском языке является использование 17 слогов, но они также отметили тенденцию к более коротким хайку. [13] По данным общества, около 12 слогов в английском языке примерно соответствуют продолжительности 17 слогов японского языка . [13]

учреждение

[ редактировать ]

Хайку традиционно содержит киго , слово или фразу, которые символизируют или подразумевают время действия стихотворения и взяты из сайдзики , обширного, но обязательного списка таких слов.

Киго часто имеют форму метонимов. [ нужна ссылка ] и это может быть сложно заметить тем, кому не хватает японских культурных отсылок. [ нужна ссылка ] Примеры Басё, приведенные ниже, включают «кавадзу», «лягушку», подразумевающую весну, и «сигурэ», ливень поздней осенью или в начале зимы. Киго не всегда включается в неяпонские хайку или в современные авторы японских хайку свободной формы. [ нужна ссылка ]

Одно из самых известных японских хайку. [14] это Мацуо Басё «старый пруд» :

Звук старого пруда и воды, в которую прыгают лягушки
    Водяная змея, которая прилетает без страха
        фуру ике я кавадзу тобикому мидзу но ото

Переведено: [15]

старый пруд
лягушка прыгает
звук воды

Это разделяется на :

fu-ru-i-ke ya (5)
ка-ва-зу то-би-ко-му (7)
ми-дзу-но-о-то (5)

Еще одно хайку Басё:

Первая обезьянка тоже хочет маленькую обезьянку
    Хацушигуресару Мокомино разыскивается
        Хацу Сигурэ Сару Мо Комино О Хосиге Нари [16]

Переведено:

первый холодный душ
даже обезьяна, кажется, хочет
немного соломенного пальто

Другой пример: это хайку Басё показывает, что он не всегда был ограничен схемой 5-7-5 . Он содержит 18 включений в шаблоне 6-7-5 («ō» или おう рассматривается как два числа « on »).

Сувениры Эдо на веере и ветре Фудзи
    Сувениры Эдо на Фудзи-но-Кадзэ и Уги
        Фудзи но казэ я оги ни носэте Эдо мияге [17]

Переведено:

ветер Фудзи
Я принес свой вентилятор
подарок от Эдо

Это разделяется на :

Фу-дзи но ка-зе я (6)
оу-ги ни но-се-те (7)
э-до ми-я-ге (5)

Этот пример хайку был написан Кобаяши Исса : [18]

Птица, выпившая дождь Эдо
    Эдоно Аменангонда Хоттогису
        Эдо но амэ нан гоку нонда хототогису

Переведено:

дождя Эдо
сколько глотков ты выпил,
кукушка?

Это разделяется на так :

е-не делай мне-мне (5)
на-н-го-ку но-н-да (7)
хо-то-ги-су (5)

Происхождение и развитие

[ редактировать ]

От дая до хайку

[ редактировать ]

Хокку — это первая строфа ортодоксального совместного стихотворения, или ренга , и его более поздней производной, ренку (или хайкай-но ренга ). Ко времени Мацуо Басё (1644–1694) хокку начало проявляться как самостоятельное стихотворение, а также было включено в хайбун (сочетание прозы и хокку) и хайга (сочетание живописи с хокку). В конце 19 века Масаока Сики (1867–1902) переименовал отдельный хокку в хайку. [19] Последний термин теперь обычно применяется ретроспективно ко всем хокку, появляющимся независимо от ренку или ренга, независимо от того, когда они были написаны, а использование термина хокку для описания отдельного стихотворения считается устаревшим. [20]

В 17 веке появились два мастера, которые возвысили хайкай и придали ему новую популярность. Это были Мацуо Басё (1644–1694) и Уэдзима Оницура (1661–1738). Хокку — первый куплет совместного хайкай или рэнку , но его положение в качестве вступительного куплета сделало его самым важным, задав тон всей композиции. Хотя хокку иногда появлялись индивидуально, их всегда понимали в контексте ренку . [21] Школа Басё продвигала отдельные хокку , включая многие из них в свои антологии, тем самым породив то, что сейчас называется «хайку». Басё также использовал свой хокку в качестве точек крутящего момента. [ нужны разъяснения ] в своих коротких прозаических зарисовках и длинных путевых дневниках. Этот поджанр хайкай известен как хайбун . Его самое известное произведение «Оку-но Хосомити» , или «Узкие дороги во внутренние районы» , считается одним из классиков японской литературы. [22] и был широко переведен на английский язык.

Басё был обожествлен как имперским правительством, так и синтоистским религиозным центром через сто лет после его смерти, потому что он поднял жанр хайкай из игривой игры остроумия в возвышенную поэзию. Его по-прежнему почитают как святого поэзии в Японии, и это единственное имя из классической японской литературы, которое известно во всем мире. [23]

Могила Йосы Бусона

Следующим известным стилем хайкай стал стиль Ёса Бусона (1716–1784) и других, таких как Кито, названный стилем Тэнмэй в честь эпохи Тэнмэй (1781–1789), в которой он был создан.

Бусон признан одним из величайших мастеров хайги (вида искусства, в котором живопись сочетается с хайку или прозой хайкай). Его любовь к живописи можно увидеть в живописном стиле его хайку. [24]

Никакого нового популярного стиля после Бусона не последовало. Однако весьма индивидуалистический и в то же время гуманистический подход к написанию хайку продемонстрировал поэт Кобаяси Исса (1763–1827), чье несчастное детство, бедность, печальная жизнь и преданность Чистой Земли секте буддизма очевидны. в его поэзии. Исса сразу сделал этот жанр доступным для более широкой аудитории.

Масаока Сики (1867–1902) был реформатором и модернизатором. Плодовитый писатель, хотя большую часть своей жизни он был хронически болен, Сики не любил «стереотип» писателей хайкай XIX века, известных под уничижительным термином « цукинами », что означает «ежемесячный», после ежемесячных или двухмесячных собрания хайкай конца XVIII века (применительно к этому периоду хайкай стало означать «банальный» и «избитый»). Сики также иногда критиковал Басё. [25] Как и весь японский интеллектуальный мир того времени, Сики находился под сильным влиянием западной культуры. Он отдавал предпочтение живописному стилю Бусона и особенно европейской концепции пленэрной живописи , которую он адаптировал для создания стиля хайку как своего рода словесного наброска природы, подхода, называемого сясэй ( 写生 , зарисовка с натуры) . Свои взгляды он популяризировал стихами и очерками в газетах .

Хокку до времен Сики, даже когда они появлялись независимо, были написаны в контексте рэнку. [21] Сики формально отделил свой новый стиль стихов от контекста совместной поэзии. Будучи агностиком , [26] он также отделил его от влияния буддизма. Далее он отказался от термина «хокку» и предложил термин хайку как сокращение фразы « хайкай но ку », означающей стих хайкай , [27] хотя этот термин появился примерно на два столетия раньше Сики, когда он использовался для обозначения любого стиха хайкай. [ нужна ссылка ] С тех пор термин «хайку» обычно применяется как в японском, так и в английском языках ко всем независимым хайку, независимо от даты их создания. Ревизионизм Сики нанес серьезный удар по рэнку и сохранившимся школам хайкай. Термин «хокку» теперь используется главным образом в его первоначальном смысле, как вступительный стих рэнку, и редко для обозначения хайку, написанного до времен Сики. [ нужна ссылка ]

Воздействие Запада

[ редактировать ]

Самым ранним жителем Запада, написавшим хайку, был голландец Хендрик Доефф (1764–1837), который был голландским комиссаром на торговом посту Дэдзима в Нагасаки в первые годы XIX века. [28] Одно из его хайку следующее: [29]

молнии
мне не нужна твоя рука
соломенная подушка

Иназума нет
Мне жаль
Кусамакура

одолжи мне свои руки,
быстро, как молнии,
за подушку в моем путешествии.

Хотя в начале 20 века за пределами Японии предпринимались дальнейшие попытки имитировать «хокку», его принципы почти не понимались. [ нужна ссылка ] Ранние западные ученые, такие как Бэзил Холл Чемберлен (1850–1935) и Уильям Джордж Астон, в основном пренебрегали поэтической ценностью хокку. [ нужна ссылка ]

Р. Х. Блит был англичанином , жившим в Японии. Он написал серию работ по дзэн , хайку, сэнрю и другим формам японской и азиатской литературы. В 1949 году, с публикацией в Японии первого тома «Хайку» , четырёхтомного труда Блита, хайку были представлены послевоенному англоязычному миру. [ нужна ссылка ] В этой четырехтомной серии (1949–52) описываются хайку от досовременного периода до Сики включительно . Блита «История хайку» (1964) в двух томах считается классическим исследованием хайку. Сегодня Блит наиболее известен как крупный переводчик хайку для англоговорящих людей. [ нужна ссылка ] Его работы стимулировали написание хайку на английском языке.

Японско-итальянский переводчик и поэт Харукичи Симои познакомил Италию с хайку в 1920-х годах благодаря своей работе с журналом «Сакура», а также благодаря своим близким личным связям с итальянскими литераторами. Два заметных влияния оказали хайку его близкого друга Габриэле д'Аннунцио и, в меньшей степени, Эзры Паунда , с которым он познакомился в начале 1930-х годов. [30] Ранний пример его работы появляется в новелле 1919 года La guerra italiana vista da un giapponese , в которой есть хайку японской поэтессы-феминистки Ёсано Акико :

Американский ученый и переводчик японского происхождения Кеннет Ясуда опубликовал в 1957 году книгу «Японское хайку: его суть, история и возможности» на английском языке с избранными примерами. В книгу вошли как переводы с японского языка, так и его собственные стихи на английском языке, которые ранее появился в его книге « Перечный перец: классические японские стихи» вместе с «Оригинальным хайку» . В этих книгах Ясуда представил критическую теорию хайку, к которой он добавил комментарии к поэзии хайку поэтов и критиков начала 20-го века. В его переводах на английском языке применяется счет 5–7–5 слогов, при этом первая и третья строки рифмуются в конце. Ясуда считал, что хайку, переведенное на английский язык, должно использовать все поэтические ресурсы языка. [31] Теория Ясуды также включает концепцию «момента хайку», основанную на личном опыте, и обеспечивает мотив для написания хайку: « эстетический момент» вневременного чувства просветленной гармонии, когда природа поэта и окружающая среда едины. [32] Это представление о моменте хайку нашло отклик у англоязычных авторов хайку, хотя в японском хайку это понятие не получило широкого распространения. [примечание 1]

Хендерсон

[ редактировать ]

В 1958 году Введение в хайку: антология стихов и поэтов от Басё до Сики» « Гарольда Г. Хендерсона издательство Doubleday Anchor Books опубликовало книгу . Эта книга представляла собой переработку более ранней книги Хендерсона под названием «Бамбуковая метла» (Houghton Mifflin, 1934). После Второй мировой войны Хендерсон и Блит работали на американскую оккупацию в Японии и на императорский двор соответственно, и их общее понимание хайку помогло сформировать связь между ними.

Хендерсон перевел все хокку и хайку в рифмованный терцет (ABA), тогда как в японских оригиналах рифма никогда не использовалась. Однако, в отличие от Ясуды, он осознавал, что 17 слогов в английском языке обычно длиннее, чем 17 слогов в традиционном японском хайку. Поскольку обычные стили английской поэзии зависят от акцентного размера, а не от слогового письма, Хендерсон решил подчеркнуть порядок событий и образов в оригиналах. [34] Тем не менее, многие переводы Хендерсона были выполнены по схеме «пять-семь-пять».

Хайку на других языках

[ редактировать ]

Во Франции хайку представил Поль-Луи Кушу примерно в 1906 году.

В начале 20 века нобелевский лауреат Рабиндранат Тагор написал хайку на бенгали . Он также перевел кое-что с японского. В Гуджарати . Джинабхай Десаи «Снехарашми» популяризировал хайку [35] и оставался популярным автором хайку. [36] В феврале 2008 года в Бангалоре прошел Всемирный фестиваль хайку, собравший хайдзинов со всей Индии и Бангладеш, а также из Европы и США. [37] В Южной Азии некоторые другие поэты также время от времени пишут хайку, в первую очередь пакистанский поэт Омер Тарин, который также активно участвует в движении за глобальное ядерное разоружение, и некоторые из его «Хиросимских хайку» читались на различных мирных конференциях. в Японии и Великобритании. [38] Индийский писатель на языке малаялам Ашита написал несколько стихотворений хайку, которые были опубликованы в виде книги. [39] [40] Ее стихи способствовали популяризации хайку среди читателей малаяламской литературы . [41]

В 1992 году нобелевский лауреат Чеслав Милош опубликовал книгу «Хайку» , в которой перевел с английского на польский хайку японских мастеров, а также современных американских и канадских авторов хайку.

Бывший президент Европейского совета Херман Ван Ромпей — писатель хайку, известный как «Хайку Герман». [42] В апреле 2010 года он опубликовал книгу хайку. [43] [44] [45]

Англоязычное хайку

[ редактировать ]

Поля-Луи Кушу Статьи имажистов о хайку на французском языке были прочитаны одним из первых теоретиков- Ф.С. Флинтом , который передал идеи Кушу другим членам Клуба поэтов -протоимажинистов, таким как Эзра Паунд . Эми Лоуэлл совершила поездку в Лондон, чтобы встретиться с Паундом и узнать о хайку. Она вернулась в Соединенные Штаты, где работала, чтобы заинтересовать других этой «новой» формой. Хайку впоследствии оказало значительное влияние на имажинистов 1910-х годов, особенно « На станции метро » Паунда 1913 года. [46] но, несмотря на несколько попыток Ёне Ногути объяснить «дух хокку», понимания формы и ее истории было еще мало. [ нужна ссылка ]

Одним из первых пропагандистов англоязычного хокку был японский поэт Ёне Ногути . В «Предложении американским поэтам», опубликованном в журнале «Ридер» в феврале 1904 года, Ногучи дал краткое описание хокку и некоторых своих английских усилий, заканчивая призывом: «Молитесь, попробуйте японский хокку, мои американские поэты! " Примерно в то же время поэт Садакичи Хартманн публиковал оригинальный англоязычный хокку, а также другие японские формы на английском и французском языках.

Ученый Ричард Иадониси пишет в своей статье «Я никто», что писатель Ричард Райт считается «первым заслуживающим внимания писателем американского меньшинства», написавшим хайку. [47] Существует много научных споров о том, почему Райт заинтересовался формой хайку. Известно, что он начал изучать хайку во время борьбы с дизентерией . [48] Хотя Райт якобы был заядлым читателем Эзры Паунда, чья имажинистская поэзия была основана на форме хайку, Иадониси предполагает, что Райт не интересовался хайку в американском стиле. [47] Вместо этого Райт решил изучить методы британского писателя Реджинальда Хораса Блита . [49] Он также изучал классических поэтов хайку, таких как Кобаяси Исса и Мацуо Басё . [50] Райт начал писать серию хайку летом 1959 года и завершил ее в 1960 году. За это время он написал тысячи хайку. Райт назвал свою работу «Хайку: Этот другой мир» и представил ее Уильяму Таргу из World Publishing, который отклонил ее. [47] [48] [50] В 1998 году, через тридцать восемь лет после смерти Райта, «Этот другой мир» был наконец опубликован. [47]

Итальянское хайку

[ редактировать ]

Вероятно, одна из первых встреч итальянцев с японской поэзией произошла через литературный журнал L'Eco della Cultura (основан в 1914 году), в котором публиковались тексты японской поэзии под редакцией Винченцо Синискальки. [ нужна ссылка ] С 1920 по 1921 год Неаполитанский университет издавал журнал «Сакура» , посвященный изучению японской культуры, в сотрудничестве с японским учёным Харукичи Симои . Итальянский перевод хайку Акико Ёсано включен в новеллу Симои 1919 года La guerra italiana vista da un giapponese . Габриэле Д'Аннунцио также экспериментировал с хайку в начале двадцатого века. [51]

В 1921 году журнал La Ronda опубликовал негативную критику японской моды «хай-кай», распространявшейся во Франции и Испании, тогда как в последующие годы многие футуристы оценили стиль быстрого хайку. [52] В Италии национальная ассоциация хайку была основана в Риме в 1987 году Соно Учида, известным японским хайдзином и послом Японии в Ватикане. Вскоре после этого была создана национальная ассоциация под названием «Итальянские друзья хайку» (Associazione Italiana Amici dell'Haiku), а затем Итальянская ассоциация хайку. Поэт Марио Чини (1876–1959) опубликовал книгу хайку «Моменты» (Рим, 1960). Позже Эдоардо Сангвинети опубликовал некоторые из своих хайку. Знаменитый поэт Андреа Занзотто также опубликовал сборник хайку на английском языке, который он перевел на свой родной итальянский (Haiku for a Season / Haiku per una stagione, Чикаго: U. of Chicago Press, 2021).

Испаноязычное хайку

[ редактировать ]

В Испании с хайку экспериментировали несколько выдающихся поэтов, в том числе Хоан Альковер , Антонио Мачадо , Хуан Рамон Хименес и Луис Сернуда . [53] Федерико Гарсиа Лорка также экспериментировал с формой и учился лаконичности, будучи еще студентом в 1921 году. [54] Однако самым настойчивым был Исаак дель Вандо, чья «Японская сомбрилла» (1924) выдержала несколько изданий. [55] Эта форма также использовалась на каталонском языке писателями-авангардистами Хосепом Марией Жуной (1885–1955) и Жоаном Сальват-Папассеитом , особенно в его серии Vibracions (1921). [56]

Мексиканскому поэту Хосе Хуану Табладе приписывают популяризацию хайку в его стране, чему способствует публикация двух сборников, полностью составленных в этой форме: Undia (1919), [57] и «Цветочная банка» (1922). [58] Во вступлении к последнему Таблада отметил, что два молодых мексиканца, Рафаэль Лосано и Карлос Гутьеррес Крус, также начали их писать. Вскоре за ними последовали Карлос Пеллисер , Ксавье Вильяуррутиа и Хайме Торрес Боде в его сборнике «Биомбо» (1925). [59] Намного позже Октавио Пас включил множество хайку в «Пьедрас Суэльтас» (1955). [60]

В другом месте эквадорский поэт и дипломат Хорхе Каррера Андраде включил хайку в число 31 стихотворения, содержащихся в «Микрограммах» (Токио, 1940). [61] и аргентинец Хорхе Луис Борхес в сборнике La cifra (1981). [62] [ нужен лучший источник ]

Юго-Восточная Европа

[ редактировать ]

Первой публикацией в Югославии, посвященной хайку, была Милоша Црнянского « Поэзия старог Япония» («Поэзия древней Японии»), опубликованная в 1925 году . книга поэтическая тема соединения далеких вещей и понятий через привязанность. [63]

В социалистической Югославии развитие поэзии хайку началось в 1960-х годах, когда были написаны первые книги хайку, начиная с « Лептирова крила» («Крылья бабочки») Дубравко Иванчана в 1964 году. Среди других авторов - Владимир Зорчич (1941-1995), Милан Токин . s (1909–1962) неопубликованный сборник «Годишня доба» («Времена года»), Десанка Максимович , Александр Нойгебауэр (1930–1989) и Звонко Петрович (1925–2009). Владимир Девиде (1925–2010) опубликовал первую книгу по теории хайку в 1970 году под названием «Японская поэзия и ее культурный и исторический контекст» со многими переводами японской классики. Деян Разич (1935–1985) опубликовал две книги по хайку в 1979 году: «Развитие поэзии хайкай от ее начала до басё» и «Пик поэзии хайкай». Журнал Haiku выходил с 1977 по 1981 год. [63]

Марафон Хайку (1982 г.) и Югославские соревнования хайку (1985 г.) были организованы в 1980-х годах Славко Седларом. Первый сербский журнал хайку «Паун» начал издаваться в 1988 году под редакторством Милияна Деспотовича. Журнал «Культура истока» (1983–1992) дал дополнительный импульс изучению японской и других восточных культур. В 1991 году в Белграде был основан клуб хайку «Сики», названный в честь Масаока Сики. В 1999 году Анакиев вместе с Сержем Томе создали веб-сайт Ассоциации Хайку Юго-Восточной Европы. [64] Югославская ассоциация хайку была основана в 2000 году. В 1999 году была опубликована многоязычная книга «Узлы - антология поэзии хайку Юго-Восточной Европы», в которую вошли стихи писателей со всей Юго-Восточной Европы. Конференция Всемирной федерации хайку 2000 года проходила в Словении. [63]

[ редактировать ]

Хайбун представляет собой сочетание прозы и хайку, часто автобиографическое или написанное в форме путевого журнала . Хорошо известные примеры хайбунов включают «Оку-но Хосомичи» Басё и «Ора га Хару» Иссы.

Хайга — стиль японской живописи, основанный на эстетике хайкай и обычно включающий хайку. Сегодня художники хайга сочетают хайку с картинами, фотографиями и другими произведениями искусства.

Вырезание знаменитых хайку на натуральном камне для создания стихотворных памятников, известных как кухи ( 句碑 ), было популярной практикой на протяжении многих веков. В городе Мацуяма насчитывается более двухсот кухи .

Известные писатели

[ редактировать ]

Pre-Shiki period

[ редактировать ]

Шики и позже

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. См., однако, «Моменты хайку Сики для нас сегодня». [33]
  1. ^ Лануэ, Дэвид Г. Исса, Стихи на чашку чая: Избранные хайку Кобаяши Иссы, Азиатские гуманитарные науки
  2. ^ Хирага, Масако К. (1999). «Бурное море и Млечный Путь: «смешение» в тексте хайку», в книге «Вычисления для метафор, аналогий и агентов», под ред. Кристофер Л. Неханив . Берлин: Шпрингер. п. 27. ISBN  978-3540659594 .
  3. ^ Ширане, Харуо (март 2016 г.) [2015]. «Сатирическая поэзия: Кёши, Кёка и Сенрю». В Ширане, Харуо; Сузуки, Томи; Лурье, Дэвид (ред.). Кембриджская история японской литературы . Издательство Кембриджского университета . п. 509. дои : 10.1017/CHO9781139245869 . ISBN  9781107029033 . Многие английские хайку, написанные за пределами Японии и не требующие сезонного слова, на самом деле являются сэнрю.
  4. ^ Васкес Рокка, Адольфо (январь 2005 г.). «Паранепротиворечивая логика, возможные миры и повествовательные вымыслы» (PDF) . A Parte Rei (на испанском языке) (37): 8. Архивировано из оригинала (PDF) 12 мая 2022 года . Проверено 28 июня 2018 г.
  5. ^ Мэнли, Эллиотт. Приближаемся к хайку с запада . https://www.youtube.com/watch?v=RTJtTvGTu2A&t=110
  6. ^ Адисс, Стивен (2022). Искусство Хайку . Боулдер, Колорадо, США: Shambhala Publications, Inc., стр. 4–5. ISBN  978-1-64547-121-9 .
  7. ^ Ширане, Харуо (2004). Японская литература раннего Нового времени: антология, 1600–1900 гг . Издательство Колумбийского университета. п. 521. ИСБН  978-0-231-10991-8 .
  8. Краткие заметки о «Кирэ-дзи». Архивировано 27 августа 2009 г. в Wayback Machine , Ассоциации японского классического хайку. Проверено 16 октября 2008 г.
  9. ^ Стивен Д. Картер. Три поэта в Юяме. Соги и Юяма Сангин Хякуин, 1491 год , в Monumenta Nipponica , Vol. 33, № 3. (Осень, 1978), с.249
  10. ^ Кониси Дзинъити; Карен Брэзелл; Льюис Кук, Искусство ренга , в журнале японоведов , Vol. 2, № 1. (Осень, 1975), с.39
  11. ^ Сато, Хироаки. Сто лягушек: от ренги до хайку к английскому , Weatherhill, 1983, ISBN   0-8348-0176-0
  12. ^ Йонссон, Герберт (сентябрь 2019 г.). «Современное Хайку». Литературная энциклопедия . Литературный словарь Company Limited . Проверено 11 июля 2024 г.
  13. ^ Перейти обратно: а б «Официальные определения Haiku и связанных с ним терминов» . Американское общество хайку . Архивировано из оригинала 14 апреля 2021 года.
  14. ^ Хиггинсон, Уильям Дж. Справочник Хайку, Kodansha International, 1985, ISBN   4-7700-1430-9 , стр.9
  15. Перевод Уильяма Дж. Хиггинсона в книге «Мацуо Басё: Лягушка Хайку (Тридцать переводов и один комментарий)» , включая комментарий из книги Роберта Эйткена «Волна дзен: Хайку и дзен Басё» (переработанное издание, Shoemaker & Hoard, 2003)
  16. ^ Работы Басё, Зима на сайте Ига и Басё ict.ne.jp.
  17. ^ Работы Басё, Лето на сайте Ига и Басё ict.ne.jp.
  18. ^ «Архив Исса» . Haikuguy.com . Проверено 6 января 2012 г.
  19. ^ Хиггинсон, Уильям Дж. Справочник Хайку , Kodansha International, 1985, ISBN   4-7700-1430-9 , стр.20
  20. ^ ван ден Хеувел, 1986, стр.357
  21. ^ Перейти обратно: а б Хироаки Сато. «Сто лягушек» , Уэзерхилл, 1983 г. ISBN   0-8348-0176-0 стр.113
  22. ^ Юаса, Нобуюки. Узкая дорога на Глубокий Север и другие путевые зарисовки , Пингвин, 1966 г. ISBN   0-14-044185-9 стр.39
  23. ^ Раймер, Дж. Томас. Путеводитель по японской литературе для читателей , Kodansha International, 1988, ISBN   4-7700-1396-5 стр.69-70
  24. ^ Росс, Брюс. Момент Хайку: Антология современного североамериканского хайку, Tuttle Publishing, 1993, ISBN   0-8048-1820-7 стр.xv
  25. ^ Аддис, Стивен (2022). Искусство Хайку . Боулдер, Колорадо, США: Shambhala Publications, Inc., стр. 274–276. ISBN  978-1-64547-121-9 .
  26. ^ Хендерсон, Гарольд Г. Введение в хайку: антология стихов и поэтов от Басё до Сики, Doubleday Anchor Books, 1958, стр.163
  27. ^ Эрл Майнер, Японская связанная поэзия . Издательство Принстонского университета, 1980. ISBN   0-691-01368-3 пбк.
  28. Haiku в Нидерландах и Фландрии. Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine Максом Верхартом, на веб-сайте Немецкого общества хайку.
  29. ^ Оттерспеер, В. Лейден Восточные связи, 1850-1940 , Том 5 исследований по истории Лейденского университета. Брилл, 1989 г., ISBN   9789004090224 . стр360
  30. ^ Ливио Лой, Цветок со многими стеблями: традиции и инновации в поэзии Сандро Пенны [1]
  31. ^ Ясуда, Кеннет, Введение «Японское хайку» Чарльз Таттл Ко Ратленд, 1957 г. ISBN   0804810966
  32. ^ Оцуидзи (Сэйки Осуга) Оцудзи Хайрон-сю «Сборник эссе Оцуидзи по теории хайку» под ред. Тойо Ёсида, 5-е изд. Токио, Каэде Сёбо 1947
  33. ^ Хираи, изд. Масако. Теперь быть! Моменты хайку Сики для нас сегодня »(Ima, ikuru! Shiki no sekai) U-Time Publishing, 2003 ISBN   4860100409 [2]
  34. ^ Хендерсон, Гарольд Г. (1958). Введение в хайку: антология стихов и поэтов от Басё до Сики . Якорные книги. стр. VIII. ISBN  9780385052252 . OCLC   857309735 .
  35. ^ Статья о Сне Рашми на сайте Гуджаратского Сахитья Паришада (Литературный совет Гуджарати). В нем мы читаем: « Предложив и популяризировав знаменитую форму японской поэзии под названием Хайку на гуджарати , он занял место в истории».
  36. ^ Раманатан С. и Котари Р. (1998). Современная гуджаратская поэзия: Подборка. Сахитья Акедами. ISBN   81-260-0294-8 , ISBN   978-81-260-0294-8
  37. ^ «Специальный репортаж об Индии — Часть первая: Всемирный фестиваль хайку в Индии. 23–25 февраля 2008 г., Ашрам «Искусство жизни», Бангалор, Индия» . Мировой обзор Хайку . 6 : 1. Март 2008 г.
  38. См. статью Ясухико Сигэмото о Хиросиме Хайку и Омере Тарине в ежедневной газете Mainichi , Токио , Япония , 15 августа 1998 г., стр. 11.
  39. ^ Т. Пиллаи, Мина (22 ноября 2018 г.). «Маленькое – это красиво» . Индуистская газета . Индус . Проверено 24 июня 2020 г.
  40. ^ "അഷിതയുടെ ഹൈക്കുകവിതകള്‍"«Стихи Ашиты Хайку» . Газета Матрубхуми . Проверено 24 июня 2020 г.
  41. ^ «Умер автор Ашита, который популяризировал хайку в Керале» . Газета Малаяла Манорама . 27 марта 2019 года . Проверено 25 июня 2020 г.
  42. ^ Сценарист, Юка Мацумото / Сотрудники Ёмиури Симбун (15 сентября 2022 г.). « Хайку Герман» говорит об очаровании, привлекательности хайку» . japannews.yomiuri.co.jp . Проверено 11 июля 2024 г.
  43. ^ «Херман Ван Ромпей публикует стихи хайку» . Телеграф.co.uk. 16 апреля 2010 г. Архивировано из оригинала 11 января 2022 г.
  44. ^ «Европейское объединение «Хайку Герман» выпускает первый сборник стихов» . Рейтер . 15 апреля 2010 г.
  45. ^ Чартер, Дэвид (16 апреля 2010 г.). « Хайку Герман Ван Ромпей: поэт, президент и рыба из воды» . Таймс онлайн . Лондон.
  46. ^ Хайку на английском языке: Первые сто лет , ред. Джим Кэсиан, Филип Роуленд и Аллан Бернс, WW Norton & Co, Нью-Йорк, 2013 г.
  47. ^ Перейти обратно: а б с д Ядониси, Р. (1 сентября 2005 г.). « Я никто»: Хайку Ричарда Райта» . МЕЛУС: Многоэтническая литература США . 30 (3): 179–200. дои : 10.1093/melus/30.3.179 . ISSN   0163-755X .
  48. ^ Перейти обратно: а б ashawnta_jackson (23 апреля 2021 г.). «Хайку Ричарда Райта» . JSTOR Daily . Проверено 1 апреля 2023 г.
  49. ^ Огберн, Флойд (1998). «Неопубликованное хайку Ричарда Райта: мир в другом месте» . МЕЛУС . 23 (3): 57–81. дои : 10.2307/467678 . JSTOR   467678 – через JSTOR.
  50. ^ Перейти обратно: а б Хакутани, Ёсинобу (май 2007 г.). «Хайку, дзен и африканский «первобытный взгляд на жизнь» Ричарда Райта » . Современная филология . 104 (4): 510–528. дои : 10.1086/519191 . JSTOR   10.1086/519191 . S2CID   224832039 – через JSTOR, University of Chicago Press.
  51. ^ «Библиография Хайку - Ло Дзен - Центро Дзен Флоренция» . www.zenfirenze.it . Архивировано из оригинала 29 июля 2014 года . Проверено 27 апреля 2022 г.
  52. ^ Сомма, Анна Лиза (январь 2010 г.). «Японский сериал Джузеппе Унгаретти в итальянских критических дебатах» . Пороги. Ежеквартальный журнал поэзии и литературной критики .
  53. ^ Октавио Пас, Традиция Хайку , Кембридж, 1970 г.
  54. Лесли Стейнтон, Лорка — мечта жизни , Bloomsbury, 2013, глава 6.
  55. ^ Хайку на испанском языке.
  56. ^ Хорди Мас Лопес, Хайку Хосепа Марии Джуноя и Хоана Сальват-Папассеита Свободный университет Барселоны, 2002 г.
  57. ^ Вся коллекция онлайн.
  58. ^ Вся коллекция онлайн.
  59. ^ Соня Карсен, Избранные стихи Хайме Торреса Боде , Университет Индианы, 1964, стр.27
  60. ^ Текст на испанском языке онлайн ; и некоторые переводы Мюриэль Рукейсер в «Избранных стихах Октавиао Паса» , Университет Индианы, 1963 г.
  61. ^ Ежеквартальный разговор , март 2012 г. Архивировано 17 сентября 2021 г. в Wayback Machine.
  62. ^ Маленькие вселенные
  63. ^ Перейти обратно: а б с Пажин, Душан (2018). «Хайку на Балканах» (PDF) . Проект Растко: Библиотека сербской культуры . Архивировано (PDF) из оригинала 29 ноября 2021 года . Проверено 11 апреля 2023 г.
  64. ^ Сайт недоступен, но доступ к нему можно получить через Интернет-архив.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4440eb0026637544930bc906c41769f8__1720736820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/44/f8/4440eb0026637544930bc906c41769f8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Haiku - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)