Jump to content

Это не сидит

Хайкай ( японский 俳諧 комический, неортодоксальный ) может относиться как на японском, так и на английском языке к хайкай-но ренга ( ренку ), популярному жанру японских связанных стихов, который развился в шестнадцатом веке на основе более раннего аристократического ренга . Оно означало «вульгарный» или «земляной» и часто производило свой эффект от сатиры и каламбуров, хотя «под влиянием [Мацуо] Басё (1644–1694) тон хайкай-но ренга стал более серьезным». [1] «Хайкай» может также относиться к другим поэтическим формам, охватывающим эстетику хайкай , включая хайку и сэнрю (разновидности одностихового хайкай), хайга (искусство хайкай, часто сопровождаемое хайку) и хайбун (хайку, смешанное с прозой, например в дневниках и путевых заметках поэтов хайку). Однако хайкай не включает в себя ортодоксальные ренга и вака . [2] [3]

Предварительные школы Басё

[ редактировать ]

Школа Теймона

[ редактировать ]

Школа Теймон, сосредоточенная вокруг Мацунага Тейтоку , многое сделала для систематизации правил хайкай, а также для поощрения написания отдельного хокку . [4]

Школа Данрин

[ редактировать ]

Школа Данрин выступила против игры слов и манер школы Теймон и расширила как предмет хайкай, так и его словарный запас, чтобы охватить низшую жизнь и включить вульгаризмы: [5] использование того, что Басё назвал «более домашними изображениями, такими как ворона, собирающая грязевых улиток на рисовых полях». [6]

Мацуо Басё — один из самых известных поэтов периода Эдо и величайший деятель японского хайкай во второй половине семнадцатого века. Делом своей жизни он сделал превращение хайкая в литературный жанр. Для Басё хайкай подразумевал сочетание комической игривости и духовной глубины, аскетической практики и участия в жизни человеческого общества. [7] Он сочинял шедевры хайкай в различных жанрах, включая рэнку, хайбун и хайга. [8] В отличие от традиционной японской поэзии того времени, хайкай Басё рассматривал обычную, повседневную жизнь простолюдинов, изображая таких фигур популярной культуры, как нищий, путешественник и фермер. В кристаллизации недавно ставшего популярным хайкай он сыграл значительную роль в рождении современного хайку , которое отражало общую культуру. [ нужна ссылка ]

Возрождение Басё

[ редактировать ]

В середине 1700-х годов возникла новая группа поэтов, которые «осудили коммерциализацию современных хайкай и выступали за возвращение к идеалам Мацуо Басё». [ нужна ссылка ] Реформаторское движение XVIII века, продолжавшееся примерно с 1730-х по 1790-е годы, получило название «Возрождение Басё». Среди выдающихся поэтов этого движения были Ёса Бусон (1716–1783), Миура Чора (1729–1780), Такай Кито (1741–1789) и Вада Ранзан (ум. 1773). «[Другими] крупными поэтами «Назад в Басё» были Тан Тайги 炭太祇 (1709–1771), Като Кётай 加藤暁台 (1732–1792), Тёму 蝶夢 (1732–1795), Кая Сирао 加舎白雄 ( 1738–1791) и Хори Бакусуи (1718–1783). Движение имело последователей по всей стране, отчасти из-за странствующих привычек многих его членов». [9] Члены движения возрождения конкурировали с поэтами тентори, которые пренебрегали поэтическим ремеслом в пользу ослепления читателей остроумием, «отдавая предпочтение дзоку ( яп . ), обыденному или банальному, а не га ( яп . ), элегантный и изысканный». [10]

Ёса Бусон и Масаока Сики

[ редактировать ]

В конце периода Мэйдзи поэт и литературный критик Масаока Сики (1867–1902) впервые использовал термин хайку для обозначения современных отдельных стихов хайкай, которые популяризировал Басё. До этого хайку называлось хокку — термин, обозначающий первый куплет в последовательности ренга . Сики также заново открыл для себя Ёса Бусона , выдающегося поэта и художника из «Назад в Басё», который умер в 1784 году. Сики считал Бусона художником в словах и визуальным поэтом, а сочинения Сики в 19 веке легли в основу оценки творчества Бусона в большую часть 20 века. [ нужна ссылка ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ хайку Американское общество . «Хайкай 1973/1976». Архивировано 27 мая 2015 г. на сайте Wayback Machine «Официальные определения Haiku и связанных с ним терминов». 1973/1976.
  2. ^ Американское общество хайку. «Хайкай». Архивировано 27 мая 2015 г. на сайте Wayback Machine «Официальные определения Haiku и связанных с ним терминов». 2004.
  3. ^ Хиггинсон, Уильям Дж . Сезоны Хайку , Kodansha International, 1996, ISBN   4-7700-1629-8 , стр.9, 19
  4. ^ Р. Х. Блит, История Хайку, том I (1963), с. 67
  5. ^ Р. Х. Блит, История Хайку, том I (1963), с. 78
  6. ^ Нобуюки Юаса пер., Узкая дорога на глубокий север (1983), с. 24
  7. ^ Барнхилл, Дэвид Лэндис. Хайку Басё: Избранные стихи Мацуо Басё , Государственный университет. Нью-Йорк Пресс, 2004 г., ISBN   0-7914-6165-3 , стр.279
  8. ^ Керкхэм, Элеонора (2006). Поэтические пространства Мацуо Басё: исследование пересечений Хайкай . Пэлгрейв Макмиллан. п. 268. ИСБН  1-4039-7258-3 .
  9. ^ Кроули, Шерил. «Сотрудничество в движении «Назад к Басё»: последовательность Сусуки Мицу школы Яхантей Бусона», Япония раннего Нового времени, осень 2003 г., стр. 5.
  10. ^ Кроули, Шерил А. (2007). Библиотека японоведов, том 27: Поэт хайкай Ёса Бусон и возрождение басё . Академическое издательство «Брилл». п. 310. ИСБН  978-90-04-15709-5 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7a2c65e27b153225f11072de5fa5ce22__1714412400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7a/22/7a2c65e27b153225f11072de5fa5ce22.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Haikai - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)