Это не сидит
Хайкай ( японский 俳諧 комический, неортодоксальный ) может относиться как на японском, так и на английском языке к хайкай-но ренга ( ренку ), популярному жанру японских связанных стихов, который развился в шестнадцатом веке на основе более раннего аристократического ренга . Оно означало «вульгарный» или «земляной» и часто производило свой эффект от сатиры и каламбуров, хотя «под влиянием [Мацуо] Басё (1644–1694) тон хайкай-но ренга стал более серьезным». [1] «Хайкай» может также относиться к другим поэтическим формам, охватывающим эстетику хайкай , включая хайку и сэнрю (разновидности одностихового хайкай), хайга (искусство хайкай, часто сопровождаемое хайку) и хайбун (хайку, смешанное с прозой, например в дневниках и путевых заметках поэтов хайку). Однако хайкай не включает в себя ортодоксальные ренга и вака . [2] [3]
Предварительные школы Басё
[ редактировать ]Школа Теймона
[ редактировать ]Школа Теймон, сосредоточенная вокруг Мацунага Тейтоку , многое сделала для систематизации правил хайкай, а также для поощрения написания отдельного хокку . [4]
Школа Данрин
[ редактировать ]Школа Данрин выступила против игры слов и манер школы Теймон и расширила как предмет хайкай, так и его словарный запас, чтобы охватить низшую жизнь и включить вульгаризмы: [5] использование того, что Басё назвал «более домашними изображениями, такими как ворона, собирающая грязевых улиток на рисовых полях». [6]
Басё
[ редактировать ]Мацуо Басё — один из самых известных поэтов периода Эдо и величайший деятель японского хайкай во второй половине семнадцатого века. Делом своей жизни он сделал превращение хайкая в литературный жанр. Для Басё хайкай подразумевал сочетание комической игривости и духовной глубины, аскетической практики и участия в жизни человеческого общества. [7] Он сочинял шедевры хайкай в различных жанрах, включая рэнку, хайбун и хайга. [8] В отличие от традиционной японской поэзии того времени, хайкай Басё рассматривал обычную, повседневную жизнь простолюдинов, изображая таких фигур популярной культуры, как нищий, путешественник и фермер. В кристаллизации недавно ставшего популярным хайкай он сыграл значительную роль в рождении современного хайку , которое отражало общую культуру. [ нужна ссылка ]
Возрождение Басё
[ редактировать ]В середине 1700-х годов возникла новая группа поэтов, которые «осудили коммерциализацию современных хайкай и выступали за возвращение к идеалам Мацуо Басё». [ нужна ссылка ] Реформаторское движение XVIII века, продолжавшееся примерно с 1730-х по 1790-е годы, получило название «Возрождение Басё». Среди выдающихся поэтов этого движения были Ёса Бусон (1716–1783), Миура Чора (1729–1780), Такай Кито (1741–1789) и Вада Ранзан (ум. 1773). «[Другими] крупными поэтами «Назад в Басё» были Тан Тайги 炭太祇 (1709–1771), Като Кётай 加藤暁台 (1732–1792), Тёму 蝶夢 (1732–1795), Кая Сирао 加舎白雄 ( 1738–1791) и Хори Бакусуи (1718–1783). Движение имело последователей по всей стране, отчасти из-за странствующих привычек многих его членов». [9] Члены движения возрождения конкурировали с поэтами тентори, которые пренебрегали поэтическим ремеслом в пользу ослепления читателей остроумием, «отдавая предпочтение дзоку ( яп . 俗 ), обыденному или банальному, а не га ( яп . 雅 ), элегантный и изысканный». [10]
Ёса Бусон и Масаока Сики
[ редактировать ]В конце периода Мэйдзи поэт и литературный критик Масаока Сики (1867–1902) впервые использовал термин хайку для обозначения современных отдельных стихов хайкай, которые популяризировал Басё. До этого хайку называлось хокку — термин, обозначающий первый куплет в последовательности ренга . Сики также заново открыл для себя Ёса Бусона , выдающегося поэта и художника из «Назад в Басё», который умер в 1784 году. Сики считал Бусона художником в словах и визуальным поэтом, а сочинения Сики в 19 веке легли в основу оценки творчества Бусона в большую часть 20 века. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ хайку Американское общество . «Хайкай 1973/1976». Архивировано 27 мая 2015 г. на сайте Wayback Machine «Официальные определения Haiku и связанных с ним терминов». 1973/1976.
- ^ Американское общество хайку. «Хайкай». Архивировано 27 мая 2015 г. на сайте Wayback Machine «Официальные определения Haiku и связанных с ним терминов». 2004.
- ^ Хиггинсон, Уильям Дж . Сезоны Хайку , Kodansha International, 1996, ISBN 4-7700-1629-8 , стр.9, 19
- ^ Р. Х. Блит, История Хайку, том I (1963), с. 67
- ^ Р. Х. Блит, История Хайку, том I (1963), с. 78
- ^ Нобуюки Юаса пер., Узкая дорога на глубокий север (1983), с. 24
- ^ Барнхилл, Дэвид Лэндис. Хайку Басё: Избранные стихи Мацуо Басё , Государственный университет. Нью-Йорк Пресс, 2004 г., ISBN 0-7914-6165-3 , стр.279
- ^ Керкхэм, Элеонора (2006). Поэтические пространства Мацуо Басё: исследование пересечений Хайкай . Пэлгрейв Макмиллан. п. 268. ИСБН 1-4039-7258-3 .
- ^ Кроули, Шерил. «Сотрудничество в движении «Назад к Басё»: последовательность Сусуки Мицу школы Яхантей Бусона», Япония раннего Нового времени, осень 2003 г., стр. 5.
- ^ Кроули, Шерил А. (2007). Библиотека японоведов, том 27: Поэт хайкай Ёса Бусон и возрождение басё . Академическое издательство «Брилл». п. 310. ИСБН 978-90-04-15709-5 .