Йоса Бусон
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2011 г. ) |



Ёса Бусон или Ёса-но Бусон ( 与謝 蕪村 ) — японский поэт и художник периода Эдо . Он жил с 1716 по 17 января, [ 1 ] Наряду с Мацуо Басё и Кобаяси Иссой , Бусон считается одним из величайших поэтов периода Эдо. Он также известен тем, что завершил хайгу как стиль искусства. [ 2 ] работаю с прозой хайбун и экспериментирую со смешанным китайско-японским стилем поэзии. [ 3 ]
Биография
[ редактировать ]Молодость, обучение и путешествия
[ редактировать ]Бусон родился в деревне Кема в провинции Сетцу (современный Кема, округ Миякодзима , Осака ). Его настоящая фамилия была Танигучи. Бусон почти не рассказывал о своем детстве, но принято считать, что он был внебрачным сыном главы деревни и рабочего-мигранта из Йозы. [ 4 ] По данным семьи Танигучи из Ёсано , Киото , Бусон был сыном служанки по имени Гэн, которая приехала работать в Осаку и имела ребенка от своего хозяина. В Ёсано сохранилась могила Гена. Существует устная традиция, согласно которой о юном Бусоне заботились в храме Сэяку-дзи в Ёсано, а позже, когда Бусон вернулся в провинцию Танго , он подарил храму картину на ширме . [ 5 ]
Примерно в 20-летнем возрасте Бусон переехал в Эдо (современный Токио ). Он изучал поэзию под руководством мастера хайкай Хаяно Хаджина, который назвал дом, который он преподавал, Яхантей (Полуночный павильон). После смерти Хаджина Бусон переехал в провинцию Симоса (современная префектура Ибараки ). Следуя по стопам своего кумира Мацуо Басё, Бусон путешествовал по дикой местности северного Хонсю , которая послужила источником вдохновения для знаменитого путевого дневника Басё « Оку-но Хосомити» ( «Узкая дорога во внутренние районы »). Он опубликовал свои заметки о поездке в 1744 году, впервые опубликовав их под именем Бусон.
После путешествия по различным частям Японии, включая Танго (северная часть современной префектуры Киото ) и провинцию Сануки (современная префектура Кагава поселился в городе Киото ), Бусон в возрасте 42 лет . Примерно в это же время он начал писать под именем Ёса, которое взял от места рождения матери ( Ёса , провинция Танго ). [ 6 ]
Между 1754 и 1757 годами Бусон работал над коллекцией свитков с изображениями в стиле хайга «Бусон ёкай эмаки» . [ 7 ]
Бусон женился в возрасте 45 лет, у него родилась дочь Куно. В возрасте 51 года он оставил жену и детей в Киото и уехал в провинцию Сануки, чтобы работать над множеством работ. [ 8 ]
Позже работа и смерть
[ редактировать ]Вернувшись снова в Киото, он писал и преподавал поэзию в Сумии . В качестве образцов для своих учеников он выделил четырёх учеников Басё: Кикаку , Кёраи , Рансэцу и Содо. [ 9 ] В 1770 году он принял хайго. [ джп ] ( имя хайку , псевдоним хайку ) Яхантея II ( Яхантей II, «Полночная студия»), который был псевдонимом его учителя Хаджина.
Бусон умер в возрасте 68 лет и был похоронен в Конпуку-дзи храме в Киото.
Причиной смерти ранее была диагностирована тяжелая диарея, но недавние исследования показали, что это был инфаркт миокарда. [ 10 ]
Его работы хранятся во многих музеях мира, в том числе в Художественном музее Сиэтла , [ 11 ] Метрополитен -музей , [ 12 ] университета Музей искусств Мичиганского , [ 13 ] Гарвардские художественные музеи , [ 14 ] Художественный музей Вустера , [ 15 ] Художественный музей Кимбелла , [ 16 ] и Британский музей . [ 17 ]
Примеры стихов
[ редактировать ]- Холодная погода и цветение сливы задерживаются на каждом углу.
- Сумидзуми ни нокору Самуса я умэ но хана
- В укромных уголках и углах
- Холод остается:
- Цветы сливы
- (перевод Р. Х. Блита ) [ 18 ]
Лепестки пиона
[ редактировать ]Лепестки пиона
осень, два или три
друг на друга [ 4 ]
Другое
утренняя слава —
в каждом цветке свой цвет
из глубокого бассейна [ 19 ]
весенний дождь
едва достаточно, чтобы увлажнить
ракушки на пляже [ 19 ]
Прием
[ редактировать ]Бусон считал, что стихи должны быть естественными, без строгих правил и указаний. Его обучение в Яхантее способствовало беззаботному подходу, который подчеркивал индивидуальный стиль, а не копировал работу мастера. Из-за отсутствия интереса Бюсона к современным тенденциям своего времени в области поэзии, некоторые считали его произведения устаревшими.
С другой стороны, картины Бюсона в его время получили более широкое признание. Живопись была основным источником его дохода, поэтому он не мог себе позволить заниматься ею так, как поэзией. [ 3 ]
См. также
[ редактировать ]- Бусон ёкай эмаки , эмакимоно Бусона
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Бусон (японский художник и поэт)» . Британская онлайн-энциклопедия . Проверено 17 февраля 2013 г.
- ^ Отдел по общим вопросам прихода Миякодзима (1996) Бусон и Миякодзима (на японском языке: Исследовательский комитет по истории Миякодзимы, стр. 2).
- ^ Jump up to: а б Кенджи Ватанабэ; Суми Джонс, ред. (2013). Антология Эдо: литература мегаполиса Японии, 1750-1850 гг . Гонолулу: Гавайский университет Press. ISBN 978-0-8248-3776-1 . OCLC 859157616 .
- ^ Jump up to: а б Кенджи Ватанабэ; Суми Джонс, ред. (2013). Антология Эдо: литература мегаполиса Японии, 1750-1850 гг . Гонолулу: Гавайский университет Press. ISBN 978-0-8248-3776-1 . OCLC 859157616 .
- ^ «Ёсано Бусон/Поздно расцветающий литературный деятель: экскурс в танго». The Nikkei, утренний выпуск , 6 октября 2019 г., стр. 9–11.
- ^ Генри Трубнер, Цугио Миками, Идемицу Бидзюцукан. Сокровища азиатского искусства из коллекции Идемицу . Художественный музей Сиэтла, 1981. ISBN 978-0-932216-06-9 стр.174
- ^ Хёго Кенрицу Рекиси Хакубуцукан (2009 Зусэцу Ёкайга но кейфу (изд. Шохан): Каваде Шобо Шинша . 978-4-309-76125-1 . OCLC 319499848 .
- ^ Шин Чи, Фудзита (2012) Бессацу Тайё Йоса Бусон, Мастер двух путей Гахай (на японском языке: Хэйбонша, стр. 170) . 978-4-582-92202-8 .
- ^ С. Аддисс, Искусство Хайку (2012), с. 192
- ^ Сугиура, Морикуни (2008). Причины смерти деятелей культуры периода Эдо . (на японском языке: Shibunkaku Publishing ) 978-4-7842-1422-8 .
- ^ «Работы – Йоса Бусон – Художники – eMuseum» . art.seattleartmuseum.org . Проверено 7 января 2021 г.
- ^ «Путешествие по горам и полям» . www.metmuseum.org . Проверено 3 марта 2023 г.
- ^ «Обмен: Вороны, летящие сквозь дождь» . Exchange.umma.umich.edu . Проверено 7 января 2021 г.
- ^ Гарвард. «Из коллекции Гарвардского художественного музея. Пересечение горного ручья по мосту» . Harvardartmuseums.org . Проверено 7 января 2021 г.
- ^ «Путешественники верхом на горе весной | Художественный музей Вустера» . www.worcesterart.org . Проверено 7 января 2021 г.
- ^ «Пейзаж с одиноким путешественником | Художественный музей Кимбелла» . www.kimbellart.org . Проверено 7 января 2021 г.
- ^ «Висячий свиток; живопись | Британский музей» . Британский музей . Проверено 7 января 2021 г.
- ^ Блит, Р.Х. (переводчик). Хайку: Весна. Том 2 Хайку , Hokuseido Press, 1981, ISBN 978-0-89346-159-1 стр.572
- ^ Jump up to: а б Уэда, Макото, изд. (1998). Путь цветущего терния: жизнь и поэзия Йосы Бусона . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 0-8047-3042-3 . OCLC 38112454 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Мост мечты: коллекция японского искусства Мэри Григгс Берк , каталог из библиотек Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF), который содержит материалы о Йосе Бусоне (см. Указатель)