Я (стихи)
Канши ( 漢詩 ) — японский термин, обозначающий китайскую поэзию в целом, а также японскую поэзию, написанную на китайском языке японскими поэтами. Буквально это означает « ханьская поэзия ». Канши была самой популярной формой поэзии в ранний период Хэйан в Японии среди японских аристократов и распространялась до современного периода.
История
[ редактировать ]Самым ранним сборником канси был « Кайфусо» , составленный в 751 году. « Кайфусо» также был одним из самых ранних произведений японской литературы, и, по словам Джудит Рабинович и Тимоти Брэдстока, это был сборник случайных стихов, охватывающий период с 672 по 751 год. [ 1 ] Составителем Кайфусо могли быть Оми-но Мифунэ, Исоноками-но Якацугу или принц Сиракабэ и Фудзивара-но Сацуо. три императорских сборника канси В 9 веке были составлены : Рюунсю 814 года, Бунка Сюрейсю 818 года и Кэйкокусю 827 года. Действительно, канси занимало более высокое место, чем местная форма вака , пока сборник Кокин Вакасю не был опубликован в 9 веке. 905. Еще до раннего периода Хэйан слово ши (詩), означающее «поэзия», автоматически понималось как относящееся к канши , тогда как иероглиф 歌 ( ка / ута ) вака 和歌 относился к собственно японской поэзии.
Ши Цзин , великие китайские поэты Шести династий и династии Тан , такие как Бай Цзюйи и другие, оказали влияние на японских поэтов канши того времени, и когда японцы встречали иностранных дипломатов того времени, они общались на китайском языке. Некоторые поехали в Китай для учебы или дипломатических отношений и учились у китайских поэтов, таких как Ли Бай и Ду Фу . Среди важных поэтов- канси периода Хэйан были Кукай , который научился бегло говорить по-китайски во время учебы в Китае, Сугавара-но Митидзанэ , который не учился в Китае, но хорошо понимал китайский язык, и Симада-но Тадаоми, среди многих других. . Император Сага был известным поэтом канши , который даже заказал составление трех антологий канши , первых трех императорских антологий. Также заслуживают внимания частные коллекции китайской поэзии. Одна из таких коллекций сочетает в себе и канси , и вака : ср. Вакан рэйсю .
Композиция Канши не ограничивается средневековой Японией. В период Эдо и в ранний период Мэйдзи многие бундзины ( 文人 ), или «литераторы», обучавшиеся философии неоконфуцианства, сочиняли канси . Несмотря на увлечение японцев европейской литературой в начале 20-го века, многие из «новых литературных гигантов» того времени (например, Нацумэ Сосэки [ 2 ] ) сочинил канши . Генерал Маресуке Ноги был известным поэтом стихов канши . Во время Второй мировой войны японская милитаристская пропаганда поощряла изучение и составление канши , поскольку считалось, что оно повышает «боевой дух». После 1945 года изучение канши неуклонно сокращалось, поскольку школьная система была изменена американской оккупационной политикой. В настоящее время канши обычно изучают в старших классах канбун в средних школах, хотя и лишь вскользь. Любители Сигина поддерживают традицию пения, но их очень мало.
Формы
[ редактировать ]Канши имел несколько форм, но наиболее заметными были 5 или 7 слогов в 4 или 8 строках. Японские поэты канши владели строгими правилами рифмы люси 律詩 и дзюэджу 絕句, двух форм регламентированного стиха, которые приобрели наибольшую популярность во времена династии Тан в Китае.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джудит Н. Рабинович и Тимоти Роланд Брэдсток (2005) Танец бабочек: китайская поэзия из японской придворной традиции . Итака, Нью-Йорк: Программа Восточной Азии, Корнельский университет. ISBN 978-1-885445-25-4
- ^ Ю, Анжела. Хаос и порядок в творчестве Нацумэ Сосэки. Гавайский университет Press, 1998. ISBN 9780824819811 стр. 182 и далее.