Сугавара-но Мичидзанэ

Сугавара-но Митидзанэ ( 菅原 道真/菅原 道眞 , 1 августа 845 — 26 марта 903) — учёный, поэт и политик периода Хэйан в Японии. Он считается превосходным поэтом, особенно в поэзии вака и канси , и сегодня почитается в синтоизме как бог учения Тэнман-Тэндзин ( 天満天神 , часто сокращается до Тэндзин ) . В антологии стихотворений Хякунин Иссю он известен как Канке ( 菅家 ) , а в драме кабуки он известен как Кан Сёдзё ( 菅丞相 ) . [1]
Биография
[ редактировать ]Он родился в семье ученых, носивших наследственный титул Асон существовавший ( 朝臣 ), до системы Рицурё и ее ранжирования членов двора. Его дед, Сугавара-но Киётомо , служил при дворе, преподавал историю в национальной школе для будущих бюрократов и даже дослужился до третьего ранга. Его отец, Сугавара-но Кореёси , открыл частную школу в своем особняке и обучал учеников, которые готовились к вступительным экзаменам в национальную школу или имели амбиции стать судебными приставами, включая его собственного сына Митидзанэ.

Митидзанэ сдал вступительные экзамены и поступил в Дайгаку, как в то время называлась национальная академия. После окончания учебы он начал свою карьеру при дворе в качестве ученого, занимая относительно престижную должность старшего шестого ранга в 870 году. [2] Его ранг совпадал с его первоначальной ролью мелкого чиновника в судебной бюрократии Министерства гражданских дел . К 874 году Митидзанэ достиг пятого ранга (его отец - четвертого ранга) и некоторое время служил в военном министерстве, прежде чем был переведен на более желательную должность в Министерстве народных дел . [2] Его обучение и навыки владения классическим китайским языком и литературой предоставили ему много возможностей для составления указов и корреспонденции для придворных чиновников в дополнение к его черным обязанностям. Записи показывают, что в это время он составил три петиции в адрес Фудзивара-но Ёсифуса, а также императора. [2] Митидзанэ также принял участие в приеме делегаций из Королевства Пархэ , где навыки Митидзанэ в китайском языке снова оказались полезными в дипломатическом обмене и обмене стихами. В 877 году он был назначен министром церемониалов, что позволило ему больше, чем раньше, управлять образовательными и интеллектуальными вопросами.
Помимо своих офисов при дворе, он руководил школой, основанной его отцом, Канке Рока ( 菅家 廊下 , букв. «Семейный зал Сугавара») . В 877 году его также повысили до профессора литературы в академии. Позже он также был назначен доктором литературы ( 文章博士 , мондзё хакуши ) — высшей профессорской должностью в Дайгаку. Эта должность считалась высшей наградой, которую мог получить историк.
Ранняя карьера
[ редактировать ]В 886 году Сугавара был назначен губернатором провинции Сануки . Современные исследования показывают, что многим бюрократам при дворе, если им не хватало достаточной репутации, назначался хотя бы один срок в отдаленной провинции, и Митидзанэ не был исключением. За четыре года его пребывания в провинции неформальная поэзия Митидзанэ увеличилась, и до 26% его стихов, сохранившихся до наших дней, были написаны в это короткое время. [3] Согласно ограниченным данным, среди его обязанностей было посещение провинции, представление выдающихся личностей суду и наказание по мере необходимости. В 887 году Митидзанэ пришлось обратиться к Буддам и синтоистским ками с просьбой помочь облегчить тогдашнюю засуху. Записи того времени предполагают, что пребывание Митидзанэ на посту губернатора имело лишь средний успех. [3]

Конфликт с кланом Фудзивара
[ редактировать ]
в 888 году возник политический конфликт Во время пребывания на посту губернатора между императором Уда и Фудзивара-но Мотоцунэ , названный полемикой Ако или инцидентом Ако ( 阿衡事件 , akō jiken ) из-за неясной роли Мотоцунэ в суде после восхождения императора Уды. Митидзанэ, защищая придворных ученых, направил Мотоцунэ письмо с порицанием и добился благосклонности императора Уды. Когда срок его полномочий на посту губернатора завершился в 890 году, Митидзанэ вернулся ко двору в Киото . В борьбе императора Уды за восстановление власти императорской семьи вдали от Фудзивара ряд чиновников из семей, не принадлежащих к Фудзивара, были назначены на ключевые должности, в том числе имперские ответвления в семье Минамото и Сугавара-но Митидзанэ. В ходе быстрой серии продвижения по службе, начавшейся в 891 году, Митидзанэ поднялся до третьего старшего ранга в 897 году. Согласно одному документу, подписанному Митидзанэ в 894 году, он уже занимал следующие должности при дворе: [4]
- Посол династии Тан .
- Консультант
- Помощник следователя по записям выезжающих должностных лиц
- Младший четвертого ранга ниже
- Главный контролер левых сил
- Нештатный старший помощник министра церемоний
- Помощник хозяина дома наследного принца (впоследствии императора Дайго )
Он был назначен послом в Китае в 890-х годах, но вместо этого выступил в поддержку отмены имперских посольств в Китае в 894 году, теоретически учитывая упадок династии Тан . С другой стороны, некоторые историки указывают на борьбу за власть между Митидзанэ и его политическими соперниками, влиятельным Фудзивара-но Токихира и другими кланами Фудзивара , как на еще одну причину, по которой Сугавара Митидзанэ посоветовал императору упразднить японских посланников в Тан. Теория состоит в том, что если бы Митидзанэ был отправлен в Тан в качестве посла, он был бы отстранен от центра власти при дворе, и он посоветовал императору упразднить послов, чтобы избежать этого. [5] [6]
После отречения императора Уды положение Митидзанэ становилось все более уязвимым. В 901 году из-за политических маневров своего соперника Фудзивара-но Токихира, который обвинил его в том, что он отдает предпочтение принцу Токио, а не наследному принцу как главному преемнику императорского престола, Митидзанэ был понижен в должности со своего аристократического младшего второго ранга до второстепенного официального поста. в Дадзайфу , в Кюсю , провинции Тикузен куда он и вся его семья были изгнаны. [7] Он умер в изгнании в 903 году. [7]
Умиротворение и обожествление
[ редактировать ]

После смерти Митидзанэ распространились чума и засуха , и сыновья императора Дайго умерли один за другим. ) Императорского дворца В Большой зал аудиенций ( сисиндэн неоднократно ударяла молния, а город пережил несколько недель ливней и наводнений. Приписывая это гневному духу изгнанника Сугавары, императорский двор построил в Киото синтоистский храм под названием Китано Тэнман-гу и посвятил его ему. Они посмертно восстановили ему титул и должность и исключили из протокола любое упоминание о его изгнании. Но даже этого оказалось недостаточно, и 70 лет спустя Сугавару обожествили как Тенджин-сама , бога неба и бурь. В конце концов Тенджин превратился в добродушного ками ученого .
Сегодня ему посвящены многие синтоистские святыни в Японии.Он стал наиболее ярким примером интересной духовной трансформации: мстительный японский дух, онрё или горё , часто бывший аристократ, который был несправедливо убит и, следовательно, жаждет мести, становится милостивым божеством посредством ритуального умиротворения и посмертных почестей. [8]
Поэзия
[ редактировать ]Митидзанэ обладал исключительным поэтическим талантом как вака (поэзия на японском языке), так и канси (поэзия на китайском языке).
Как и его отец, Митидзанэ обладал поэтическим талантом и, как говорят, начал сочинять вака в возрасте пяти лет. [9] Его вака появлялся в различных Тёкусэн вакасю (имперских антологиях вака), составленных по указанию сменявших друг друга императоров и Дайдзё Тэнно (отрекшегося от престола императора) . Его вака появляются в « Кокин Вакасю» , « Госен Вакасю» , « Сюй Вакасю » и « Син Кокин Вакасю» , среди других. [10] Митидзанэ традиционно приписывают Синсэн Манъёсю , но его авторство оспаривается. [11]
Один из его вака был включен в Фудзивара-но Тейки » «Огура Хякунин Иссю :
японский [12] | китайский [13] | английский перевод [14] |
На этот раз | Коно Таби ва | В этом путешествии |
Изначально это стихотворение было 420-м из Кокин Вакасю . [12]

Еще одна его известная вака — стихотворение, написанное в 901 году, незадолго до того, как он покинул Киото и отправился в Дайдзайфу в результате понижения в должности. Он чувствовал глубокую печаль от того, что никогда больше не увидит свою драгоценную сливу в своей резиденции в Киото, поэтому он нежно говорил с ней:
японский | китайский | английский перевод |
дует восточный ветер | Коти Фукаба | Когда дует восточный ветер, |
Ниой окосэ йо можно интерпретировать как «распространять свой аромат», а не как «расцветать в полном цвету», хотя такое использование слова ниой как «запах» или «запах» является относительно современным и редким в классический период. Вышеуказанное взято из 1006-го стихотворения Шуй Вакасю ; хотя это первоначальная форма этого стихотворения, когда его вспоминают позже в Хобуцусю , последняя фраза была изменена на haru na Wasure so (значение остается неизменным), что стало его популярной вариацией. Романтическая легенда гласит, что сливовое дерево так любило своего хозяина, что в конце концов прилетело в Дадзайфу, и это дерево стало известно как тоби-умэ ( 飛梅 , «летающая слива» ) в Дадзайфу Тэнман-гу (святилище, посвященное его владелец). Более реалистичная легенда гласит, что Митидзанэ или его друг пересадили его саженец в Дадзайфу. [9]
Его также интересовала канши , поскольку в те времена погружение в китайскую культуру рассматривалось как доказательство утонченности и учености. Поскольку его мастерство в канси было хорошо известно при дворе, император Дайго предложил ему составить свои китайские стихи, и поэтому он опубликовал Канкэ Бунсо ( 菅家文草 , «Китайская поэзия Сугавара-но Митидзанэ») и посвятил ее императору в 900 году. После изгнания он продолжил работу над канси и собрал их в Канкэ Косю ( 菅家後集 , «более поздняя антология Сугавара-но Митидзанэ») . [15] Работа, содержащая 46 канши , была завершена незадолго до его смерти в 903 году. [16] Он отправил его Ки-но Хасео ( 紀長谷雄 ) прямо перед своей смертью. [16]
Почести
[ редактировать ]- Старший первого ранга (12 июня 993; посмертно)
Потомки
[ редактировать ]К 18 веку род клана Сугавара разделился на шесть семей. есть несколько (часто самопровозглашенных) ветвей Помимо этих благородных семей, в касте самураев , в том числе Маэда и Ягю .
- Сугавара-но Такасуэ (972–?) – аристократ, правнук Митидзанэ.
- Дочь Такасуэ (ок. 1008 - после 1059) - писательница, известная благодаря Сарашине Никки .
- Аристократические семьи (Такацудзи, Годзё, Хигасибодзё, Карахаси, Киюка и Кувабара)
- Такако Ириэ (1911–1995) – актриса, дочь виконта Ёсинаки Хигасибодзё.
- Клан Маэда
- Маэда Тосиие (1538–1599) – лорд даймё. Тосие самопровозгласил себя потомком Митидзанэ, и спустя десятилетия сёгунат Токугава официально признал его притязания в Канэй Сёка Кэйдзу Дэн (1643 г.), но его историчность весьма сомнительна. [17]
- Клан Ягю - самопровозглашенный потомок офицера по имени Сугавара-но Нагаёси. [18]
- Ягю Мунетоши (1529–1606) – основатель Ягю Синкагэ-рю (школы фехтования)
- Ягю Мунэнори (1571–1646) – главный инструктор фехтования сёгунов Токугава , автор «Наследственной книги по военному искусству».
- Ягю Мунетоши (1529–1606) – основатель Ягю Синкагэ-рю (школы фехтования)
См. также
[ редактировать ]
- Нихон Сандай Дзицуроку , последний из Шести национальных историй ; де -юре ведущим редактором был Фудзивара-но Токихира, но де-факто ведущими редакторами были Митидзанэ и Окура-но Ёсиюки ( 大蔵善行 ).
- Руиджу Кокуши , исторический текст, разбитый по категориям и в хронологическом порядке.
- Китано Тенман-гу
- Дазайфу Тенман-гу
- Юшима Тенман-гу
- Хаттори Тенджин-гу
- Во время своего путешествия в Фукуоку Митидзанэ страдал от болезни ноги и остановился в храме Хаттори Тендзингу в Осаке, где, как говорят, она была вылечена, чтобы он мог продолжить свое путешествие.
- Тенджин также почитают каждый июль на двух ямабоко — платформах Абура Тендзин Яма и Араре Тендзин Яма в Киото — во время знаменитого фестиваля Гион .
- Тайра-но Масакадо , еще одна влиятельная фигура из прошлого Японии, которая, как и Митидзанэ, в конечном итоге была обожествлена как дух-хранитель.
Сноски
[ редактировать ]Пояснительные примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Справочник по преподаванию Сугавары | Цифровая библиотека по культуре» 2 . Проверено июня 2022 г. .
- ^ Jump up to: а б с Борген, Роберт (1994). Сугавара-но Митидзанэ и ранний двор Хэйан . Издательство Гавайского университета. стр. 113–127. ISBN 978-0-8248-1590-5 .
- ^ Jump up to: а б Борген, Роберт (1994). Сугавара-но Митидзанэ и ранний двор Хэйан . Издательство Гавайского университета. стр. 158–181. ISBN 978-0-8248-1590-5 .
- ^ Борген, Роберт (1994). Сугавара-но Митидзанэ и ранний двор Хэйан . Издательство Гавайского университета. стр. 201–216. ISBN 978-0-8248-1590-5 .
- ^ Юми Сато. Об отмене системы посланников (PDF) (на японском языке). Университет Комадзава . п. 59. Архивировано из оригинала (PDF) 24 февраля 2023 года . Проверено 24 февраля 2023 г.
- ^ Группа исторических репортажей NHK (1994 г.) Тенджин, упорство Митидзанэ Сугавары: Тайна отмены послов в Китае . Кадокава Сётэн стр. 4–43. , 978-4045222115 .
- ^ Jump up to: а б Плучоу, Герберт (2003), «Идеология и историография: дело Сугавара-но Митидзанэ в Нихонгиряку, Фусо Рякки и Гукансё» (PDF) , в Fogel J.; Дж. Бакстер (ред.), «Историография и японское сознание ценностей и норм», доклад конференции , Киото: Международный исследовательский центр японоведов, стр. 136–137.
- ^ Павасарат, Кэтрин (ноябрь 2020 г.). Фестиваль Гион: исследование его тайн . самостоятельно опубликовано. п. 10. ISBN 978-0-9985886-6-7 .
- ^ Масайо Ямагучи. Поэт, ставший богом, стихи вака Митидзанэ Сугавары (PDF) (на японском языке). Хиросимский университет . п. 86. Архивировано из оригинала (PDF) 9 июля 2020 года . Проверено 24 февраля 2023 г.
- ^ Кин 1999: 239, примечание 15.
- ^ Jump up to: а б Сузуки и др. 2009: 36.
- ^ Макмиллан 2010: 160.
- ^ Макмиллан 2010: 26.
- ^ Кин 1999: 197.
- ^ Jump up to: а б Цифровая запись Daijisen "Канке Косю".
- ^ Кокуши Дайдзитэн , г-н Маэда.
- ^ Всемирная энциклопедия Хэйбонша , исправленное издание, 6-е издание (2014 г.), г-н Ягю
Библиография
[ редактировать ]- Роберт Борген (1994). Сугавара-но Митидзанэ и ранний двор Хэйан . Издательство Гавайского университета
- Кин, Дональд (1999). История японской литературы, Том. 1: Семена в сердце — японская литература с древнейших времен до конца шестнадцатого века . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета . ISBN 978-0-231-11441-7 .
- Макмиллан, Питер 2010 (1-е изд. 2008 г.). Сто поэтов, по одному стихотворению каждый . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета.
- Сузуки Хидео, Ямагути Синъити, Йода Ясуси 2009 (1-е изд. 1997 г.) : Огура Хякунин Иссю . Токио: Бунэйдо.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Моррис, Иван (1975). Благородство неудачи: трагические герои в истории Японии. Лондон: Секер и Варбург . ISBN 978-0-436-28809-8 .
- Сугавара-но Мичидзанэ
- 845 рождений
- 903 смерти
- Статьи, содержащие японские стихи
- Японские божества
- Японские поэты-мужчины
- Японские политики
- Японские учёные
- Чумы
- Жители Дадзайфу, Фукуока
- Жители Японии периода Хэйан
- Писатели из Фукуоки (города)
- Японские поэты 9 века
- Поэты Хякунин Иссю
- Японские каллиграфы IX века
- Японские послы при династии Тан
- Тенджин (США)
- Обожествленные японские мужчины
- Персонажи кабуки
- Клан Сугавара