Онрё
Часть серии о |
Японская мифология и фольклор |
---|
![]() |
Мифические тексты |
Божества |
Легендарные существа и городские легенды |
Мифические и священные места |
Священные объекты |
Синто и буддизм |




В японских традиционных верованиях и литературе онрё ( 怨霊 , букв. « мстительный дух » , иногда переводится как «гневные духи», «духи ненависти», «обиженные духи», «безжалостные духи», «завистливые духи», «темные духи») «падшие духи» или «унылые духи») [ 1 ] — это тип призрака ( юрей ), который, как полагают, способен причинять вред миру живых, ранить или убивать врагов или даже вызывать стихийные бедствия, чтобы отомстить, чтобы «исправить» обиды, полученные при жизни, а затем забрать их души из своих умирающих тел. Онрё часто изображают как обиженных женщин, которые травмированы, завидуют, разочарованы, ожесточены или просто разъярены тем, что произошло в жизни, и мстят смертью. Эти виды призраков кажутся чрезвычайно мстительными, безжалостными, бессердечными, жестокими, невменяемыми, эгоистичными, эгоистичными, кровожадными и бессердечными. [ 2 ]
Императора Сутоку , Тайра-но Масакадо и Сугавара-но Митидзанэ называют Тремя Великими Онрё Японии ( 日本三大怨霊 , Нихон Сандай Онрё ), поскольку они считаются самыми могущественными и почитаемыми онрё в японской истории. После того, как они умерли от обиды и гнева, произошла череда смертей политических противников, стихийных бедствий и войн, а правители почитали их как ками и обожествляли в синтоистских святилищах , чтобы успокоить свое негодование и гнев, перешедшие в онрё . [ 3 ] [ 4 ]
Онрё используются в качестве предметов в различных традиционных японских исполнительских искусствах, таких как Но , Кабуки и Ракуго ; например, хання — это маска Но, изображающая онрё женского пола . [ 5 ]
Почтение японского народа к онрё сохранилось до наших дней. Главный курган Тайра-но Масакадо ( 将門塚 , Масакадо-дзука или Сёмон-дзука ) , расположенный между небоскребами возле станции Токио , несколько раз должен был перемещаться в рамках проектов реконструкции города, но каждый переезд приводил к гибели конструкции рабочий и серия несчастных случаев. Хотя здания, окружающие курган Тайра-но Масакадо, неоднократно перестраивались, курган между высотными зданиями остался нетронутым. Даже сегодня курган тщательно поддерживается. [ 6 ]
Термин горё ( 御霊 ) часто используется как синоним онрё , но термин горё чаще используется для обозначения онрё , которые стали объектом народного почитания после того, как благородный человек умер политически несправедливой смертью. Горё Синко ( 御霊信仰 ) относится к вере в то, что онрё людей, умерших несчастной смертью, вызывает призраки и бедствия, а также к вере в то, что их почитают как ками, чтобы успокоить их. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]
Источник
[ редактировать ]Хотя происхождение онрё неясно, вера в их существование восходит к 8 веку и была основана на идее о том, что могущественные и разъяренные души мертвых могут влиять, причинять вред и убивать живых. Самый ранний культ онрё возник вокруг принца Нагаи , который умер в 729 году; [ 1 ] и первое упоминание о одержимости духом онрё , влияющем на здоровье, можно найти в хронике Сёку Нихонги (797), в которой говорится, что « Фудзивара Хироцугу ( 藤原広嗣 ) душа причинила Генбо смерть» (Хироцугу погиб в результате неудавшегося восстания, назвал « Восстание Фудзивара-но Хироцугу », после того как ему не удалось устранить своего соперника, священника Генбо, из власть). [ 10 ] [ 11 ]
Месть
[ редактировать ]Согласно верованию Икирё , душа или дух человека существует естественным образом, когда она стабильна или находится в равновесии. Когда нарастает слишком много ненависти или обиды, оно может отделиться от тела, в результате чего дух станет онрё . Это якобы может произойти и у лиц, умерших преждевременной смертью. [ 12 ]
Традиционно в Японии считалось, что онрё , движимые местью, способны не только вызвать смерть своего врага, как в случае с мстительным духом Хироцугу, ответственным за убийство священника Генбо . [ 13 ] но вызывая стихийные бедствия, такие как землетрясения , пожары , ураганы , засухи , голод и эпидемии , [ 1 ] как в случае с принца Савары духом , озлобленным против его брата, императора Канму . [ 14 ] В просторечии такая месть, совершаемая сверхъестественными существами или силами, называется татари ( 祟り ) . [ 1 ]
Император Канму обвинил своего брата Савару, возможно, ложно, в заговоре с целью свергнуть его с трона. Затем Савара был сослан и умер голоданием. По мнению ряда ученых, причиной того, что император перенес столицу в Нагаока-кё, а оттуда в Киото, была попытка избежать гнева духа своего брата. [ 14 ] Это не удалось полностью, и император попытался снять проклятие, умилостивив призрак своего брата, совершив буддийские обряды в знак уважения и предоставив принцу Саваре посмертный титул императора. [ 14 ]
Хорошо известным примером умиротворения духа онрё является случай Сугавара-но Митидзанэ , который был политически опозорен и умер в изгнании. Считалось, что это привело к быстрой смерти его клеветников, а также к катастрофам (особенно к повреждению молнией), и суд попытался успокоить гневный дух, восстановив прежнее звание и положение Митидзанэ. [ 1 ] Митидзанэ стал обожествлен в культе Тэндзин , вокруг него были воздвигнуты святилища Тэнман-гу .
Примеры
[ редактировать ]Возможно, самый известный онрё — Оива из « Ёцуя Кайдан» . В этой истории муж остается невредимым; однако он является целью мести онрё . Месть Оивы ему – это не физическое возмездие, а скорее психологическое мучение.
Другие примеры включают в себя:
- Как жена мужчины стала мстительным призраком и как ее злобность была отклонена мастером прорицания
- В этой сказке из средневекового сборника «Конджаку Моногатаришу» брошенная жена найдена мертвой с целой шевелюрой и костями. Муж, опасаясь возмездия со стороны ее духа, просит прорицателя помощи у . Муж должен терпеть, хватая ее за волосы и верхом на ее трупе. Она жалуется на тяжелую ношу и уходит из дома, чтобы «пойти искать» (предположительно мужа), но через день сдается и возвращается, после чего прорицательница может завершить экзорцизм заклинанием. [ 15 ] [ 16 ]
- О нарушенном обещании
- В этой истории из района Идзумо , записанной Лафкадио Хирном , самурай клянется своей умирающей жене никогда больше не жениться. Вскоре он нарушает это обещание, и призрак умершей жены убивает новую молодую невесту мужа, оторвав ей голову. Сторож преследует привидение и, разрезая меч, читает буддийскую молитву, уничтожая призрак умершей жены. [ 17 ]
В СМИ
[ редактировать ]Онрё — один из основных элементов жанра J-Horror , наиболее известными из которых являются Садако Ямамура и Каяко Саэки из франшиз «Кольцо » и «Дзю-Он» соответственно. Персонажи этих произведений - почти исключительно женщины, которые были обижены при жизни и вернулись в качестве онрё, чтобы сеять хаос среди живых и отомстить. [ 18 ]
В «Кольце» Садако Ямамура — главный антагонист. Ее происхождение происходит из Кольцо серии романов Кодзи Судзуки « » , где она преследует и убивает людей через записи по телевизору. Перед смертью ее изнасиловал врач, больной оспой, который запечатал ее в колодце, где она умерла. Перед смертью Садако обещает отомстить миру и становится онрё .
Вышеупомянутый Ёцуя Кайдан был экранизирован во многих фильмах и многократно пересказан на протяжении всей японской истории. История вращается вокруг Тамии Иемона и его жены Оивы. Их отношения не самые счастливые, и по каким-то обстоятельствам Иемон дает Оиве порошок, который навсегда уродует ее лицо. Осознав это, Оива покончила с собой и жизнью своего ребенка. После своей смерти она возвращается, чтобы преследовать Иемона и его новую жену, став онрё . [ 19 ]
Банчо Сараясики — еще одна японская история о привидениях, которую пересказывали по-разному. В этой истории Окику, красивая горничная, становится объектом вожделения самурая, в доме которого она работает, Аоямы Тессана. Она постоянно отказывается от его ухаживаний, и в порыве ярости Тессан прячет одну из 10 дорогих тарелок, подсчет которых отвечает Окику. Когда Окику не может найти 10-ю пластину, она одержимо пересчитывает их, каждый раз паникуя все сильнее. Тессан говорит ей, что простит ей потерю тарелки, если она станет его любовницей, но даже тогда она ему отказывает. В ответ на ее отказ Тессан бросает ее в колодец на территории, где она умирает. После этого каждую ночь Окику поднимается из колодца, тихо считая до 9, а затем издает ужасающий вопль, когда достигает 10. Она стала онрё . [ 20 ]
Хисако ( 久子 , «Вечное дитя» или «Вечное дитя») из третьей части файтинга Killer Instinct — онрё , погибшая, защищая свою деревню. Она до сих пор преследует свою старую деревню и отомстит любому, кто осквернит ее руины своей нагинатой . У нее бледно-белая кожа и длинные черные волосы, как у большинства онрё . [ 21 ]
В 2018 году асимметричная игра ужасов Dead by Daylight выпустила DLC с главой Shattered Bloodline , а вместе с ней и Рин Ямаока, The Spirit. Дух — онрё , которая возвращается из мёртвых после того, как её жестоко убил её отец. [ 22 ] В марте 2022 года Садако Ямамура была добавлена в качестве игрового персонажа. [ 23 ]
Термин онрё также присутствует в игре Phasmophobia . Это один из 24 типов призраков, которые может идентифицировать игрок, и он известен тем, что обращается с зажженными свечами как с распятием.
Ёси Кимура, главный антагонист « Леса Смерти» , является Онрё. Она умерла, когда гуляла по лесу со своим одноклассником, от того, что ее до смерти избил неизвестный.
Мизу, главный герой Netflix сериала 2023 года «Голубоглазый самурай» , имеет много общего с Онрё и часто сравнивается с ним.
Внешний вид
[ редактировать ]Традиционно, [ нужна ссылка ] Онрё и другие юрэй (призраки) не имели особой внешности. Однако с ростом популярности кабуки в период Эдо особый костюм был разработан .
Имея в высшей степени визуальный характер, и когда один актер часто исполняет различные роли в пьесе, кабуки разработал систему визуальной стенографии, которая позволяла зрителю мгновенно понять, какой персонаж находится на сцене, а также подчеркивать эмоции и выражения лица актера. актер.
Костюм призрака состоял из трёх основных элементов:
- Белое погребальное кимоно ( белый костюм , сиро-сёдзоку ) или сини-сёдзоку ( одетое в смерть ) . Эту одежду также носили во время сэппуку .
- Растрепанные, длинные черные волосы, которые часто скрывают лицо, пока они не решат его открыть.
- Макияж лица, состоящий из белой основы ( осирои ) в сочетании с драматической раскраской лица ( кумадори ) синими тенями ( 藍隈 , айгума ) « индиго бахромой » , очень похоже на то, как злодеи изображаются в гриме кабуки. [ 24 ] [ 25 ] [ а ]
См. также
[ редактировать ]- Икирё
- Эйдолон
- Фатальный кадр (видеоигра)
- Список сверхъестественных существ в китайском фольклоре
- Призраки во вьетнамской культуре
- Японские городские легенды
- Каяко Саэки
- Список призраков
- Муой: Легенда о портрете (фильм)
- С-Я
- Хисако
- Садако Ямамура
- Тайра-но Масакадо
- Мстительный призрак
- в Неко
Примечания
[ редактировать ]- ^ Помимо синих, коричневые тени ( 大赭КУМА , тайшагума ) « бахрома красной охры » или чёрный кумадори ( Japan Hakugaku Club 2005 , стр. 57). также используются
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Граппард, Аллан Г. (1988), «Религиозные практики», в Холле, Джон Уитни (редактор), Кембриджская история Японии , том. 2, Издательство Кембриджского университета, стр. 559–, ISBN. 978-0521223539
- ^ Лавлейс, Ада (2008). «Призрачные и чудовищные проявления женщин: от Эдо до современности» . Ирландский журнал исследований готики и ужасов (5): 30.
- ^ Почему император Сутоку стал одним из трёх главных мстительных духов Японии? Что такое трагическая жизнь? (на японском языке). Асахи Симбун . 14 сентября 2019 года. Архивировано из оригинала 4 марта 2021 года . Проверено 24 февраля 2023 г.
- ^ Самый страшный! Какова печальная история позади [трех главных мстительных духов Японии]? Представляем похожие места (на японском языке). Ворота. 22 января 2021 года. Архивировано из оригинала 3 ноября 2022 года . Проверено 24 февраля 2023 г.
- ^ Акира Курабаяши (2013). Узнайте, как сделать маски Хання с полноразмерными бумажными выкройками и подробными фотографиями процесса . Japan Publications, Inc., стр. 6, 7, 39. ISBN. 978-4817050823 .
- ^ Ужасная причина, по которой элитная земля «Тайра-но-Масакадо-но-Кубизука» с ценой в 4 миллиарда иен избежала реконструкции (на японском языке). Президент Онлайн. 14 августа 2022 года. Архивировано из оригинала 28 сентября 2021 года . Проверено 24 февраля 2023 г.
- ^ Дух веры (на японском языке). Котобанк. Архивировано из оригинала 6 февраля 2023 года . Проверено 24 февраля 2023 г.
- ^ Дух (на японском языке). Котобанк. Архивировано из оригинала 6 февраля 2023 года . Проверено 24 февраля 2023 г.
- ^ мстительный дух (на японском языке). Котобанк. Архивировано из оригинала 6 февраля 2023 года . Проверено 24 февраля 2023 г.
- ^ Suzuki 2011 , 135 (примечание 2 к главе 2)
- ^ Маккалоу 1973 , с. 97
- ^ Ямада, Юдзи. Что такое [ан] Онрё Япония: Тюокорон-Синша.
- ^ Маккалоу, Уильям Х. (1973), Ота, Сабуро; Рикутаро (ред.), «Одержимость духом в период Хэйан» , Исследования японской культуры , 1 : 97 (также напечатано в Nihon Bunka Kenkyū Kokusai Kaigi gijiroku ( Труды Международной конференции по японским культурным исследованиям) ( Том 1, 1973 , стр. 350-(стр.356)
- ^ Jump up to: а б с Сузуки, Юи (2011). Мастер медицины Будда: культовое поклонение Якуши в Японии Хэйан . БРИЛЛ. стр. 29–31. ISBN 978-9004196018 .
- ^ Много лет назад; тридцать семь сказок из сборника Кондзяку моногатари (фрагмент) . Перевод Джонса, Юго-Западный Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета . 1959. с. 72. ИСБН 9780674181366 .
- ^ Один из текстов, цитируемых Джонсом: Хага, Яичи, изд. Том 24/№ 20: Жена становится духом, способным устранить причиненный ей вред в Апокалипсисе Онмёдзи. , Косё конджаку моногатари сю Сборник историй прошлого и настоящего. , том. 3, с. 106
- ^ Хирн, Лафкадио (1901), «О нарушенном обещании» , Японский сборник , Little, Brown, стр. 15–26.
- ^ О'Салливан, Дэн (27 октября 2020 г.). «Японские духи Онрё обитают в чистилище мести и космической ярости» . Атлас Обскура . Проверено 4 мая 2021 г.
- ^ Цуруя Нанбоку IV (2013) [1825]. «Эпическая сказка о привидениях Ёцуи» . В Суми Джонс; Кендзи Ватанабэ (ред.). Антология Эдо: литература японского мегаполиса, 1750–1850 гг . Гавайский университет Press . стр. 100-1 168–182. ISBN 978-0-8248-3776-1 . OCLC 859157616 .
- ^ «Кайдан Банчо Сараясики. Особняк Диш в Банчо» . Гримуар Ужаса . 11 января 2021 г. Проверено 11 апреля 2022 г.
- ^ «Хисако» . 12 декабря 2016 г.
- ^ «Расколотая родословная — мертв при дневном свете» . Deadbydaylight.com . Проверено 4 мая 2021 г.
- ^ Анонсирован кроссовер Dead by Daylight x Ringu . 15 февраля 2022 г.
- ^ Клуб Nippon Hakugaku (2005). Книга, которая поможет вам стать экспертом в области классического исполнительского искусства: от Ракуго и Кабуки до Института PHP Но и . Кёгэн 978-4569665498 .
- ^ Паркер, Хелен С.Е. (2006). Прогрессивные традиции: иллюстрированное исследование повторения сюжета в традиционном японском театре . БРИЛЛ. п. 87. ИСБН 978-9004145344 .
Библиография
[ редактировать ]- Ивасака, Мичико и Тёлкен, Барре . Призраки и японцы: культурный опыт в японских легендах о смерти , издательство Университета штата Юта , 1994. ISBN 0-87421-179-4
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сила вурдалака - Онрё в японском журнале Movies Джона Уилкса
- Галерея Юрэй-га в храме Дзеншоан