Тессо
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2020 г. ) |



Тессо (鉄鼠) — японский ёкай, связанный с мстительным духом ( онрё ) монаха периода Хэйан Райго и мышью. Имя «тэссо» — это имя, данное Ториямой Сэкиэном в периода Эдо коллекции изображений ёкай «Гадзу Хякки Ягё» . [ 4 ] и этого ёкая также можно назвать именем Райго-нэдзуми (頼豪鼠), производным от Райго, из Энкёхон (延慶本, альтернативно читается Энкейхон ), ёмихон- версии Хэйке Моногатари , [ 5 ] или Мии-дэра-нэдзуми (Мии-дэра-нэдзуми), происходящее от Мии-дэра в Оцу , префектура Сига, на тему ёкай периода Эдо как в книжке с картинками кёка , Кёка Хяку Моногатари . [ 6 ] Они стали известны, начиная с периода Хэйсэй , с момента их принятия в детективном романе «Тессо но Ори» («Клетка Тессо») Нацухико Кёгоку . [ 7 ]
История
[ редактировать ]Хейке Моногатари
[ редактировать ]Согласно «Хэйкэ Моногатари» , в период Хэйан Райго, на основании обещания императора Сиракавы получить столько награды, сколько пожелает, если оно подействует, непрерывно молился о рождении наследного принца императора, и в 1074 г. лет Джохо) 16 декабря, наконец, это удалось. В качестве награды Райго запросил строительство здания платформы для посвящения (кайдан) для Мии-дэра, но силы оппозиции из Энряку-дзи на горе Хиэй воспрепятствовали этому и не позволили получить его.
В негодовании Райго затем начал молиться, чтобы утащить наследного принца, рожденного в результате его молитв, принца Ацуфуми, в лапы зла, и впал в пост. Через 100 дней Райго стал похож на злого огра и умер, и с тех пор у подушки принца Ацуфуми появлялся зловещий седовласый старый священник. Император Сиракава боялся проклятия Райго и искал молитв, но они не имели эффекта, и принц Ацуфуми умер едва в возрасте 4 лет. [ 8 ]
В ёмихон -версиях « Хэйке Моногатари», таких как «Энкёхон» (延慶本, альтернативно читается «Энкейхон» ) и «Нагатохон» (長門本), а также в другой книге «Гэмпэй Дзёсуики» , среди других источников, обида Райго превратилась в гигантскую крысу и пожирала всех священные книги в Энряку-дзи. Энряку-дзи боялся обиды Райго и построил храм в Хигасисакамото, чтобы прославить Райго как бога и подавить эту обиду. Название храма было передано как «Нэдзуми но Хокура» (鼠の秀倉, Крысиный храм). Говорят также, что после этого крупных крыс стали называть «Райго-нэдзуми». [ 5 ] [ 9 ] [ 10 ]
Тайхейки
[ редактировать ]Согласно военной хронике ( Гунки моногатари ) Тайхэйки , обидчики Райго превратились в 84 000 крыс с каменными телами и металлическими зубами и поднялись на гору Хиэй и пожирали не только священные тексты, но и статуи Будды. [ 11 ]
Райго Аджари Кайсоден
[ редактировать ]В конце периода Эдо автор ёмихона Такидзава Бакин написал «Райго Аджари Кайсоден» (頼豪阿闍梨恠鼠伝) на основе легенды Райго. Пока элегантный Симидзу Ёситака (水義高, также известный как Минамото-но Ёситака или 源義高), сирота Кисо-но Ёсинака, путешествовал по нескольким провинциям, Райго явился ей во сне и рассказал о том, как однажды Ёсинака предоставил форму запроса ) Райго в мини-храм ( хокора , чтобы стать Сэйи Тайсёгуном , поэтому он предложит его помощь Ёсинаке, и рассказал ей о том, как Нэкома Митидзанэ нацелился на ее жизнь из-за обиды на нее, и проинструктировал Ёсинаку о некоторых крысиных колдовствах.
В сюжете есть сцена, когда Мицузанэ пытался зарубить Ёсинаку, и появилась гигантская крыса, которая остановила это, сцена, когда Ёсинака позвала жуткого человека с лицом крысы, чтобы выманить врага своего отца Исиду Тамехису, и сцена, когда Ёсинака остановила пытки Митидзанэ своей свекрови, вызвав бесчисленное количество крыс, среди прочих сцен, была проиллюстрирована художником -э. укиё Кацусика Хокусай . [ 3 ]
Историческая справка
[ редактировать ]Исторически Райго умер в 1084 году, а принц Ацуфуми умер в 1077 году, а это означает, что смерть Райго наступила после смерти принца Ацуфуми, что не согласуется с историей, что заставляет многих специалистов утверждать, что эта легенда является явно вымышленной выдумкой. [ 12 ] [ 13 ]
Однако некоторые части, такие как просьба Мии-дэра к императору о строительстве здания платформы для посвящения, длительное отклонение этого запроса из-за противодействия Энряку-дзи, [ 12 ] и усилия Райго по постройке здания платформы для посвящения считаются историческим фактом. [ 13 ] Кроме того, согласно Дзимон Дэнки Хороку (寺門伝記補録), храмовым записям Мии-дэра, в результате того, что императорский двор не одобрил просьбу императора построить здание платформы для посвящения, Райго впал в уныние и сделал не покидать храм, что привело к большому грохоту в храме Шинра в Мии-дэра. [ 12 ] И Мии-дэра, и Энряку-дзи принадлежали к секте Тэндай, а после смерти основателя секты Сайчо секта раскололась на две фракции, которые участвовали в ожесточенных спорах, и Энряку-дзи уже неоднократно подвергался сожжению. в результате несколько раз падал, поэтому считается, что эта легенда о Тессо родилась на фоне противостояния между двумя фракциями секты Тэндай в то время. [ 13 ] [ 14 ]
Кроме того, истории, в которых не только металлические крысы (тэссо), но и крысы в целом причиняют вред людям, можно найти в регионе Тохоку , префектуре Нагано и других местах по всей Японии, но интерпретируется это так, потому что в В прошлом крысы причиняли много вреда, [ 15 ] а в храмах, где хранилось множество книг и священных текстов, были серьезные проблемы с крысами, наносящими ущерб, поэтому существует мнение, что существование крыс стало основой легенд о мстительных духах и ёкаях. [ 14 ]
Достопримечательности
[ редактировать ]«Нэдзуми-но Хокура», отмеченный в «Хэйке Моногатари», предназначен для успокоения мстительного духа Райго, существует в Хиёси Тайся в Сакамото, Оцу , префектура Сига . Однако Кэйзай Дзассися (神道秘密記), написанный в период Адзути-Момояма в Хиёси Тайся, отмечает, что «Нэдзуми-но Хокура» хранит Крысу Двенадцати Земных Ветвей . То, как о Нэдзуми-но Хокура говорят в связи с Райго, объясняется тем, что, как отмечалось ранее, крысы на самом деле были источником несчастий, приносящих вред людям, или потому, что Энряку-дзи находился в направлении кимона (ворот демона) от Киото. что привело к большой колдовской деятельности в прошлом, и Хиёси Тайша должен защитить от этого, что привело к тому, что легенды о нейтрализации мстительных духов укоренились. [ 7 ]
Похоже, что Нэдзуми-но Хокура уже прославился в период Камакура , а в « Исэцу Хисо Куден-но Маки», опубликованном в 1319 году (в эпоху Гэн'о ), есть слова «У подножия Вагатацусома (имеется в виду гора Хиэй). ) — крысиный бог, и, произнеся его имя еще раз, возможно, он принесет удачу». (Бог Незуми также появился у подножия Сабайи Гаратацумори, и имя было сохранено, и были изготовлены различные вишни.) И в ренга сборнике Цукубашу, составленном в период Нанбоку-тё, есть такие ренга, основанные на легенде Райго . как «это крыса у подножия горы» и «у нас гора, это один из богов, которым поклоняются», среди других. [ 12 ] Первоначально считалось, что этот хокура (святилище) приносит пользу, отгоняя крыс, но, начиная с периодов Сёва и Хэйсэй, когда меры по борьбе с крысами стали достаточными, он постепенно утратил свою роль отпугивания крыс. [ 7 ]
Джухати Мёдзин (十八明神), расположенный сбоку от каменных ступеней Мии-дэра, также называется «Нэдзуми но Мия» (Крысиный дворец), и говорят, что он усмиряет дух Тессо и других, и он построен лицом в сторону горы Хиэй. [ 16 ]
Другая идея состоит в том, что Тессо был убит большим котом, который появился из-за буддийской власти первосвященника на горе Хиэй, а по направлению к «Нэдзуми-но Мия» в Мии-дэра находится «Нэко-но Мия» (Кошка Дворец), обожествляющий большую кошку в Сакамото в Сакамотого, район Сига , провинция Оми , известный как город перед воротами Энряку-дзи, где находится построенный, бросающий взор в сторону Мии-дэра. [ 15 ]
В легенде провинции Симоцукэ (ныне префектура Тотиги ) рассказывается, что 84 000 крыс ходили по нескольким провинциям, разоряя поля, но когда крысы попытались напасть на Симоцукэ, появился Сёгун Дзидзо (勝軍地蔵, генерал дзидзо ) и остановил это, и запечатал их в кургане. [ 17 ] Согласно «Ояма-но Дэнсэцу» («Легенды Оямы») Общества культурных исследований города Ояма (小山市郷土文化研究会), это животное — Атагозука (愛宕塚) в Дото, Ояма , и другое его название — « Райсозука» (来鼠塚, Приходи Крысиный курган), и говорят, что внутри него есть пещера, внутри которой были запечатаны крысы. Также говорят, что, взяв камень с вершины этого холма и оставив его в поле, можно избежать вреда от крыс. [ 18 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Такада Наоичи Танака и изд . (1992 , Мамору редакцией Ацунобу Инада , Под ) . 978-4-336-03386-4 .
- ^ Под редакцией Тошихико Ацуши Хяккей , стр. 85. , изд. (2001) Ёситоси Ёкай 978-4-336-04202-6 .
- ^ Jump up to: а б Кёгоку 2004 , стр. 98.
- ^ Кацуми Тада ). Коданша Бунько. Коданша. Расшифровка Хякки. . 81–84 ( 2006 . стр 978-4-06-275484-2 .
- ^ Jump up to: а б Под редакцией Танигучи, 2001 г. , стр. 61–65.
- ^ Нацухико Кёгоку ) с картинками Ёкай Книга Хяку Моногатари , стр. 272–274. и Кацуми Тада ( 2008 978-4-3360-5055-7 .
- ^ Jump up to: а б с «Железная Крыса (Город Оцу)» . Киото . Симбунша г. Проверено 9 июня 2010 .
- ^ Сказка о Хэйке Том 1. Мияи Шотен. . Классический Бунко Мияи . 978-4-8382-7008-8 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Йошико Асахара и др., изд. (2004) Нагато Хон Хейке Моногатари, 2. Издательство Bensei , стр. 5–6. том 978-4-585-03114-7 .
- ^ Полный перевод Genpei Rise and Fall . Чтение исторической литературы на современном языке. Перевод Akira Nakamura Publishing, 2005. стр. 190–191. 978-4-585-07054-2 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Полный перевод Тайхэйки . Чтение исторической литературы на современных языках. Под руководством Сакудзу Уэхара и перевод Omura Suzuki Publishing, стр. 210–212. Кобандацу , 978-4-585-07074-0 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д Цянь 1986 , стр. 941–942.
- ^ Jump up to: а б с Мураками 2008 , стр. 206.
- ^ Jump up to: а б Под руководством Шимуры 2008 г. , стр. 47.
- ^ Jump up to: а б Сасама 1994 , стр. 142–143.
- ^ «Нэдзуми но Мия и Райго Ачарья» . Миидэра , 2002 г. Проверено 17 ноября 2008 г.
- ^ Под редакцией Тосио Одзимы (1978). Легенда о Симоцуке , издательство Daiichi Hoki , стр. 74. НКИД БН16162299 .
- ^ Хиромичи Уи и др. (1992). Издательство Daiichi Hoki, стр. 39–40 . 978-447406168-2 .
Ссылки
[ редактировать ]- ) Энциклопедия японских легенд . ISBN Кацуми Инуи ( 1986 978-4-04-031300-9 .
- Нацухико Кёгоку 2004) Кацуми Тада и Кадзухиро Кубота (ред. ( . ) 978-4-336-04636-9 .
- Ёсихико Сасама (1994) Иллюстрированная энциклопедия неопознанных организмов в Японии . Сёбо . Касива 978-4-7601-1299-9 .
- Кендзи Мураками (2008). Японский ёкай-прогулка Кадокава Сётэн . . 978-4-04-391001-4 .
- Иллюстрированная карта и краткий обзор японских легенд о монстрах . Симура , Под руководством Арихиро 2008. ISBN. 978-4-413-00965-2 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - Под редакцией Коичи Танигучи, изд. (2001 г.) История Хэйке в издании Энкей» , том 3. Дзико Сёин . « 978-4-7629-3503-9 .
См. также
[ редактировать ]- Список легендарных существ из Японии
- Крыса-оборотень
- Скавены ( Вархаммер )
- Сплинтер ( Черепашки-ниндзя )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Тессо и Yokai.com