Мононоке
Мононоке ( 物の怪 ) — это мстительные духи ( онрё ), мертвые духи ( сирё ), живые духи ( икирё ) или духи в японской классической литературе и народной религии, которые, как утверждается, совершают такие поступки, как одержимость людьми и заставляют их страдать, вызывать болезни или даже вызвать смерть. [ 1 ] [ 2 ] Это также слово иногда используется для обозначения ёкай или хенге («изменившиеся существа»). [ 3 ] [ 4 ]
Краткое содержание
[ редактировать ]
Мононоке часто можно увидеть в литературе периода Хэйан . [ 5 ] В качестве известного примера в 9-м томе « Гэндзи Моногатари » «Аой» — это икирё госпожи Рокудзё , которая владела Аой-но Уэ . [ 2 ] [ 6 ] Помимо этого, утверждения о мононоке также есть в таких публикациях, как Окагами и Масукагами . [ 5 ]
В те времена, когда медицинские знания еще не были полностью развиты, такие люди, как монахи и сюгэнся, совершали заклинания и молитвы против болезней, вызванных мононоке , и временно перемещали мононоке в другого человека, называемого « ёримаси » (обычно слуги, ученики, и т. д.), они проводили экзорцизм на мононоке, чтобы исцелить болезнь. Подробные утверждения об этой практике можно найти в таких работах, как «Книга подушек» и «Дневник госпожи Мурасаки» . [ 5 ] [ 6 ] Кроме того, согласно «Сёку Нихон Коки» , в нем рассказывается о том, как однажды монах прочитал сутру 60 людям в императорской резиденции. [ 7 ]
История
[ редактировать ]
Первое появление этого термина в японской литературе встречается в « Нихон Коки» и, согласно цитате этой книги из « Нихон Кирьяку» того же периода, в статье Уруу, 12-й месяц года Тенчо 7 (830 г.). ), есть утверждение: "Пятеро монахов были приглашены для чтения Алмазной сутры. С некоторым трудом Дзинги-кан выполнил ее. Это была работа а 物恠 ", а также есть высказывания о мононоке в статьях в 8-й месяц Цзиньшин того же года и 10-го года в 5-м месяце. [ 6 ] На старом языке тех времен слово «моно» использовалось для обозначения они , духов или Ара-митамы , среди прочего. [ 1 ] [ 8 ] или вещи, которые не ощущались явно реальными, [ 9 ] а в Кодексе Тайхо эпидемические заболевания обозначались как «токи но ке» ( 時気 ) , используя слово «ке» для обозначения «болезней», и поэтому видно, что «моно но ке» (а « ке» от «моно») использовался для обозначения заболеваний, вызванных этим «моно». [ 1 ] [ 8 ] В «Книге подушек» также есть названия таких болезней, как «муне но ке» («ке» груди), «аши но ке» («ке» ног) и «моно но ке» ( «ке» от «моно»). [ 1 ]
В качестве основы для того, как мононоке считалось, в Японии с начала периода Хэйан считалось, что различные социальные недуги и болезни возникают из-за проклятий («татари») мстительных духов (онрё). Начиная с того, что череда императоров, умирающих от болезней, и распространение эпидемий в годы Энряку считались проклятием принца Савары есть история , в «Нихонкоку Генпо Дзен'аку Рёики» о недовольстве принца Нагаи. , в которой говорится привели к гибели многих людей. В «Сёку Нихонги» есть утверждение о Фудзивара-но Хироцугу мстительном духе (онрё). Однако в то время такая мысль еще не имела большого влияния, и даже Император Сага предостерег: «В этом обществе некоторые приписывают любое мононоке проклятию духа. Это очень необоснованные утверждения». [ 10 ] тем самым решительно отрицая связь между мононоке и мстительными духами. [ 6 ]
Впоследствии в «Сёку Нихон Коки » автор Харусуми-но Ёситада , отражая знание онмёдо , решительно принял концепцию мононоке . [ 6 ] В годы правления Дзёва аристократическое общество получало сильное влияние онмёдо, и распространение онмёдо привило многим людям общее представление о мстительных духах. Как раз в то время, после смерти Сугавара-но Митидзанэ в Энги 3 (903 г.), последовавшие одна за другой смерти членов императорских и знатных семей, а также распространение эпидемических заболеваний опасались как действия проклятия. Митидзанэ, и таким образом вера в то, что мононоке были вызваны проклятиями мстительных духов, стала еще сильнее. [ 6 ]
Впоследствии, в эпоху секкэ Фудзивара , в отличие от того, как знатные семьи того времени хвастались славой, они обладали тонким характером, и поэтому из-за страха перед обидами и местью побежденных эпохи, а также из-за опасений по поводу В будущем страх перед мононоке усилился. [ 6 ] Замкнутый образ жизни имперского общества того времени также породил в умах дворян страх перед мононоке . [ 5 ] Таким образом, сами мононоке считались мстительными духами, и в конечном итоге, помимо эпидемических заболеваний, отдельные смерти, болезни и боль были вызваны мононоке , а сами болезни также стали называть мононоке . [ 6 ] Более того, из-за концепции страха перед «моно», считалось, что вещи, которые, как говорили, были источником болезней, сами икирё и сирё, назывались мононоке . [ 1 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Кобаяши 1986 , стр. 696.
- ^ Перейти обратно: а б Асакура 1963 , стр. 434.
- ^ Под редакцией Ясуо Китахара и др. (1976). словарь японского языка Том 12 (2-е изд.), Сёгакукан, стр. 1361. ISBN. 978-4-09-522012-3 .
- ^ Под редакцией Акиры Мацумуры (2006) . Дайджирин (3-е изд.), стр. 2531. ISBN. 978-4-385-13905-0 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Офудзи 1988 , стр. 5–6.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Хаттори 1975 , стр. 32–54.
- ^ Тада 1990 , стр. 300.
- ^ Перейти обратно: а б Икеда 1959 , стр. 205–210.
- ^ Тада 1990 , стр. 57.
- ^ Оэ Ацуши (2007). Древние японские боги и духи Книжный магазин Линьчуань, стр. 18. ISBN. 978-4-653-03967-9 .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Под редакцией Харухико Асакура и др. (1963). словарь мифов-легенд Издательство Токиодо ISBN . 978-4-490-10033-4 .
- Ясабуро Икеда (1978) [1959]. Японский призрак . Чуоко Бунько ISBN . 978-4-12-200127-5 .
- Токихико Офудзи и др. (1988 Тецуо Айга (ред.). Энциклопедия Японии Том 23. Шогакукан . 978-4-09-526023-5 .
- Сигемей Кобаяши (1986) под редакцией Гана Кеджи (ред.). Энциклопедия японских легенд .Кадокава Шотен ISBN . 978-4-04-031300-9 .
- Кацуми Тада (1990 Обитатели мира фантазий IV, японское издание) . Жители фантастического мира . Правда в фэнтези том IV. , 978-4-915146-44-2 .
- Тосиёси Хаттори (2006) [1975] Диагностика заболеваний у династических аристократов . Диагностика заболеваний династийных аристократов. . Выбор истории и культуры Ёсикава Кобункан . 978-4-642-06300-5 .