Все
Комаину ( 狛犬 ) , часто называемые на английском языке собаками-львами , представляют собой пары статуй львоподобных существ, которые традиционно охраняют вход или ворота храма или размещаются перед или внутри хондэна (внутреннего святилища) японских синтоистских святилищ. .
Символическое значение
[ редактировать ]
Пара-близнецы комаину (можно интерпретировать как «корейская собака»). [1] ) или два сиши («лев»)/ караджиши («китайский лев») — типичные каменные существа, связанные с привратником на территории синтоистских святилищ. [2] [3] Пары собака и лев считаются взаимозаменяемыми. [1]
, предназначенные для отпугивания злых духов, Современные статуи комаину обычно почти идентичны, но у одной рот открыт, у другой закрыт (однако существуют исключения, когда у обоих комаину рот либо открыт, либо закрыт). [4] ). Эти две формы называются а-гё ( 阿形 , букв . «форма » ) и ун-гё ( 吽形 , букв. « форма «ун » ) или вместе называются а-ун . [5] Иконография [1] и символика были импортированы, а не присущи синтоизму. [3] Тот же символизм а-ун аналогичен символу, связанному с Нио , двумя буддийскими божествами-хранителями. [6] [7] [а]
История
[ редактировать ]
Происхождение
[ редактировать ]В Азии считалось, что лев обладает силой отражать зло, и по этой причине его обычно использовали для охраны ворот и дверей. Комаину Китая во сильно напоминают китайских львов-хранителей и фактически происходят из времена династии Тан . [9] Считается, что на китайских львов-хранителей повлияли шкуры и изображения азиатских львов, привезенные в результате торговли с Ближнего Востока или из Индии , стран, где лев существовал и был символом силы. [10] Однако во время перевозки по Шелковому пути символ изменился. [ нужна ссылка ] , приобретая характерный вид. Первая статуя льва в Индии появляется примерно в III веке до нашей эры на вершине колонны, воздвигнутой царем Ашокой . [10] Позже эта традиция пришла в Китай, где превратилась в льва-хранителя, который позже был экспортирован в Корею, Японию и Окинаву. В период Нара (710–794 гг.), как и в остальной Азии, пара всегда состояла из двух львов. [11] До 14 века они использовались только внутри помещений и делались в основном из дерева. Например, в период Хэйан (794–1185 гг.) деревянные или металлические пары использовались в качестве гирь и дверных упоров, а в Императорском дворце они использовались для поддержки ширм или складных ширм .
Период Хэйан
[ редактировать ]Обычай размещать деревянные, а позднее и каменные изображения кара-ину и львов установился не позднее середины периода Хэйан (X в.), хотя точная датировка остается неопределенной. [12]
Возможно, уже в начале периода Хэйан (девятый век) традиция изменилась, и две статуи стали различаться и называться по-разному. У одного из них был открыт рот, и его называли шиши ( 獅子 , букв. « лев » ), потому что он, как и раньше, напоминал это животное. У другого был закрыт рот, он был похож на собаку, его называли комаину , или « собака Когурё », и иногда на его голове был один рог. [13] Постепенно животные снова стали идентичными, за исключением рта, и в конечном итоге их стали называть как комаину . [13]
Со временем они также стали апотропными объектами, защищающими буддийские храмы . [6] [12] королевские дворцы, [12] дворянские резиденции или даже частные дома. [14] Пара этих собак нарисована на передних стенах хондена ( внутреннего святилища) святилища Камо-вакеикадзути , но такие нарисованные экземпляры — редкий, возможно, уникальный. [15]
По одним данным, комаину стали использовать на открытом воздухе только с 14 века. [11] В Японии его тоже устанавливали у входа в святилища и храмы рядом с собакой-львом. [16] В качестве защиты от дождливой погоды в Японии комаину начали вырезать из камня.
Или точка
[ редактировать ]Начиная с периода Эдо, стали комаину размещать на сандо (тр. «пути подхода»). [2] к храму) и теперь относятся к категории сандо комаину ( 参道狛犬 , букв. « входная дорога Комаину » ) . Гораздо более древний тип называется джиннай комаину ( 陣内狛犬 , букв. « комаину в помещении [святилища] » ) . [17] Иногда их можно встретить также в буддийских храмах , дворянских резиденциях или даже в частных домах.
Начиная с периода Эдо (1603–1868) вместо львов или собак использовались другие животные, в том числе дикие кабаны , тигры, драконы и лисы .
Параллели
[ редактировать ]Лисы в святилищах Инари
[ редактировать ]
Вариантом темы комаину является лиса , действующая как хранительница святынь, посвященных божеству Инари . [6] В Японии около 30 тысяч святынь Инари , и вход в каждую охраняет пара статуй лисиц. [18] Часто один, а иногда и оба, имеют во рту свиток сутры , ключ или драгоценный камень (сутры — это буддийские тексты, что свидетельствует о буддийском происхождении культа Инари). [18] [19] ). Статуи символизируют не пресловутую злобу животных, а магические силы, которыми они, как полагают, обладают. Иногда стражей красят, и в этом случае они всегда белые. [18] Белые лисы — посланники ками , которого иногда считают и изображают лисой. [18] Хотя видимые гениталии встречаются редко, считается, что левая лисица — самец, а правая — самка. [20]
Часто лисы носят красные нагрудники по обету, похожие на те, что носят статуи других фигур: например, фигура буддийского бодхисаттвы Дзидзо . Однако в данном случае нагрудники кажутся чисто обрядом, происхождение которого неясно.
Окинавский кальян
[ редактировать ]Шиса и ( シーサー ) , каменные животные, которые на Окинаве охраняют ворота или крыши домов, являются близкими родственниками сиси комаину , предметов , чье происхождение, функцию и символическое значение они разделяют. [21] Само их название представляет собой многовековой региональный вариант сиши-сан ( шиши-сан , букв. « Мистер Лев » ) . [5]
Галерея
[ редактировать ]- А-ун пара комаину ; «а» справа, «ун» слева
- Комаину с рогом на голове
- Окинавская шиса
- Лиса перед храмом Инари с ключом во рту.
- Пара лис-хранителей с котенком в Нумазу Аратама Инари Джиндзя
- Детальный вид правого лиса-хранителя святилища Аратама Инари Джиндзя в Нумазу с видимыми мужскими гениталиями.
- Детальный вид левого лиса-хранителя святилища Аратама Инари Джиндзя в Нумазу с комплектом
- Комаину у ворот Сайкодзи в Тоёхаси
- Детальный вид Комаину слева за воротами Сайкодзи в Тойохаси с детёнышем
- Дикий кабан-хранитель
- Коматра хранитель 狛虎-
См. также
[ редактировать ]Пояснительные примечания
[ редактировать ]- ^ Это очень распространенная характеристика пар религиозных статуй как в храмах, так и в святилищах. Узор имеет буддийское происхождение (см. статью о Нио , стражах буддийских храмов в человеческом облике) и имеет символическое значение: открытый рот произносит первую букву санскритского алфавита , которая произносится как «а», а Закрытый — это произнесение последней буквы, которая произносится как «ум», обозначающей начало и конец всего сущего. [8] Вместе они образуют звук Аум , слог священный в нескольких религиях, таких как индуизм , буддизм и джайнизм .
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Шамун, Дебора (2013). «Записки китайской иконографии: служители Ти-цанга» . Чудеса и сказки . 27 (2 Сказка в Японии). н7. дои : 10.13110/marvelstales.27.2.0276 . JSTOR 10.13110/marvelstales.27.2.0276 . S2CID 161932208 .
- ^ Перейти обратно: а б Метевелис, Питер (1994). «Синтоистские святыни или синтоистские храмы?» (PDF) . Азиатские фольклорные исследования . 53 (2): 340. дои : 10.2307/1178650 . JSTOR 1178650 .
- ^ Перейти обратно: а б «Синтоистские символы» . Современные религии в Японии . 7 (1). Университет Нанзан. п. 16 и n22. Март 1966 г. JSTOR 30232983 .
- ^ Энциклопедия Шогакукан, Комаину
- ^ Перейти обратно: а б Иванами Кодзиен ( Kōjien ) Японский словарь, 6-е издание (2008 г.), DVD-версия
- ^ Перейти обратно: а б с Кали, Джозеф; Дугилл, Джон (2012). Синтоистские святыни: Путеводитель по священным местам древней религии Японии . Издательство Гавайского университета. п. 37. ИСБН 9780824837754 .
- ^ Соймье, Мишель (1966). «Заметки о китайской иконографии: служители Ти-цанга» . Азиатское искусство (на французском языке). 14 . с.52, н(2). дои : 10.3406/arasi.1966.958 . JSTOR 43485272 .
- ↑ ЯАНУС, ООН , по состоянию на 10 июля 2010 г.
- ^ Энциклопедия синтоизма, Комаину
- ^ Перейти обратно: а б Шиса Путешествие, Культура льва во всем мире; корни шисы. Архивировано 9 октября 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б Словарь Киотского национального музея
- ^ Перейти обратно: а б с Кобаяси, Фумихико (весна 2021 г.). «Символические изображения апотропной власти в Японии эпохи Эдо (1603–1868)» (PDF) . Западный фольклор . 80 (2): 186–187. JSTOR 27152305 .
- ^ Перейти обратно: а б ЯАНУС, Комаину , по состоянию на 16 июля 2010 г.
- ^ Беннетт, Джеймс ; Ньюленд, Эми Рейгл (2009). Золотое путешествие: японское искусство из австралийских коллекций, Художественная галерея Южной Австралии . Художественная галерея Южной Австралии. п. 40. ИСБН 9780730830399 .
- ^ Кали и Дугилл (2012) , с. 116 .
- ^ Энциклопедия Shogakukan, Шиши
- ^ Котера, страницы 1 и 2.
- ^ Перейти обратно: а б с д Шайд, Инари Лисий Страж
- ↑ О слиянии синтоизма и буддизма см. статью Синбуцу сюго.
- ^ Смайерс (1999:229)
- ↑ Путешествие Шисы, Китайские собаки-львы-охранники. Архивировано 8 октября 2009 г., в Wayback Machine.
Общие и цитируемые ссылки
[ редактировать ]- «ЯАНУС» . онлайн-словарь японской архитектурной и историко-художественной терминологии.
- «Львы-собаки» . Словарь Киотского национального музея. Архивировано из оригинала 3 декабря 2009 года . Проверено 16 июля 2010 г.
- Михаши, Кен. «Комаину» . Shogakukan Интернет-энциклопедия (на японском языке). Яху. Архивировано из оригинала 18 февраля 2013 года . Проверено 16 июля 2010 г.
- Канетику, Нобуюки. «Шиши» (по-японски). Интернет-энциклопедия Сёгакукан . Архивировано из оригинала 18 февраля 2013 года . Проверено 16 июля 2010 г.
- Котера, Ёсиаки. «Комаину» (PDF) (на японском языке). Японские религии. Архивировано из оригинала (PDF) 19 июля 2011 года . Проверено 31 июля 2010 г.
- К сожалению, Каору. "Комаину " Энциклопедия синтоизма Университет Кокугакуин . Получено 27 декабря.
- Шайд, Бернхард . «Инари Фуксвехтер» (на немецком языке). Венский университет . Проверено 30 июля 2010 г.
- «Путешествие Шисы» . Правительство префектуры Окинава . Проверено 18 июля 2010 г.
- Смайерс, Карен Энн (1999). Лисица и драгоценность: общие и частные значения в современном японском поклонении Инари . Гонолулу: Издательство Гавайского университета. ISBN 0-8248-2102-5 . OCLC 231775156 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Комаину, на Викискладе?
СМИ, связанные со статуями лисы Инари , на Викискладе?