Тансу
Тансу ( 箪笥 ) — традиционные японские передвижные шкафы для хранения вещей . Тансу обычно используются для хранения одежды, особенно кимоно .
тансу Впервые были зафиксированы в эпоху Гэнроку (1688–1704 гг.) периода Эдо (1603–1867 гг.). Два иероглифа, тан ( 箪 ) и су ( 笥 ) , по-видимому, изначально представляли объекты с отдельными функциями: хранение еды и переноска дров. Поскольку радикал бамбука ( 竹 ) встречается в каждом из этих символов, можно предположить, что бамбук, а не дерево, был исходным материалом, используемым в тансу . [ 1 ]
Поскольку тансу постепенно стало частью японской культуры и повседневной жизни, тансуя ( мастера тансу ) использовали как твердую, так и мягкую древесину, часто в сочетании для изготовления одного сундука. Древесные породы, обычно используемые в тансу, включали кеяки ( Zelkova serrata (вяз)) , кури ( японский каштан ) , эзо-мацу (сосна) , суги ( криптомерия (кедр)) , кири ( Paulownia tomentosa ) и хиноки ( Chamaecyparis obtusa (кипарис)) .
Тансу являются предметами коллекционирования, и многие коллекционеры стремятся найти подлинные старинные тансу . , всего несколько, Мастерских, которые производят тансу под классический антиквариат из-за высокой стоимости материалов и очень низких цен на подержанные тансу . Сундуки большего размера иногда уменьшаются в размерах, особенно сундуки-футоны, ступенчатые сундуки и другие сундуки с глубокими ящиками. Некоторые репродукции тансу были изготовлены в Корее с использованием шпона вяза. [ нужна ссылка ]
Исторический контекст
[ редактировать ]Тансу редко использовались в качестве стационарной мебели. В соответствии с традиционным японским дизайном интерьера , который включал в себя ряд подвижных перегородок , позволяющих создавать в доме большие и меньшие комнаты, тансу должно было быть легко переносимым и не видимым в доме, за исключением определенного времени. [ который? ] для конкретных ситуаций. [ который? ]
Тансу обычно хранили в кура (складах), примыкающих к домам или предприятиям, в нандо (складских помещениях), в осиире (нишах в домашних шкафах) и на тёба (приподнятой платформе магазина). Тансу также содержался на некоторых сэнгокубуне (прибрежных кораблях). Мобильность достигалась за счет использования прикрепленных колес, железных ручек для переноски или выступающих верхних направляющих конструкции для подъема.
Поскольку период Эдо был феодальным по своей социально-экономической структуре, правила владения имуществом доминировали над всеми классами, от крестьян до самураев . Путешествия регулировались, а демонстративное потребление не поощрялось законами о роскоши . Тансу того времени в первую очередь отражают класс и род занятий владельца, а не какую-либо региональную оригинальность. С приходом Реставрации императорской власти Мэйдзи в 1868 году и постепенным распадом жесткой классовой структуры тансу . начали процветать отличительные региональные особенности в строительстве и дизайне [ 2 ]
Типы
[ редактировать ]Период Эдо – определяется классом
[ редактировать ]В период Эдо (1603–1867 гг.) тип тансу, которым владел и пользовался человек, во многом определялся социальным классом.
- Чоба-дансу
- Эти сундуки использовались тёнинами (торговцами) на чоба (приподнятой платформе магазина) для хранения дайфукучо (бухгалтерских книг) и сопутствующих деловых материалов. [ 3 ] Эти сундуки были разных размеров, но обычно состояли только из одной секции с множеством отделений и множеством внутренних конфигураций. Если они видны покупателю, лицевая древесина и фурнитура могут быть высокого качества, чтобы произвести благоприятное впечатление.
- Кайдан-дансу ( лестничный комод )
- Эти комоды-ступеньки, часто модульной конструкции, имели выдвижные ящики и раздвижные двери. [ 4 ] [ 5 ] Хотя в первую очередь они задумывались как стационарные дополнения к архитектуре здания, они были спроектированы так, чтобы при необходимости их можно было перемещать. В Тохоку к северу от Токио регионе кайдан-дансу иногда размещали в фермерских домах для доступа на чердак и сезонного выращивания тутового шелкопряда под соломенной крышей. Такое использование «структурного мертвого пространства» для хранения вещей, оставляющее пространство более открытым, аналогично шейкерам в Америке XIX века . [ 6 ]
- Катана-дансу ( грудь с мечом )
- Серия ящиков с несколькими длинными ящиками для хранения клинков мечей. Их использовали в основном полировщики лезвий. Чаще всего выбирали древесину павловнии войлочной ( кири ) , чтобы защитить лезвия от окисления во влажные летние месяцы. Легкий вес дерева также облегчал перемещение между покупателями- самураями . [ 7 ]
- Кусури-дансу
- Аптекарские сундуки со множеством маленьких ящиков для хранения лекарственных трав. Поскольку сундуки/коробки часто приходилось нести странствующим торговцам, их часто изготавливали из легкого кири (павловнии). [ 3 ] или древесину суги (кедра) и редко использовали железную фурнитуру. [ 8 ]
- Нагамоти курума-дансу
- Эти сундуки на колесах являются старейшим задокументированным примером японской мобильной столярной техники. В дневниках торговой делегации в Эдо (современный Токио ) из поселения Голландской Ост-Индской компании на острове Дэдзима в Нагасаки в марте 1657 года упоминаются «большие сундуки на четырех колесах», которые настолько блокировали дороги, что люди не могли убежать. То, что Захариаса Вагенера случайно стали свидетелями и его миссии, стало известно как Великий пожар Мейреки , в котором погибло 107 000 человек. [ 9 ] [ 10 ]
- Рёбираки касане-дансу
- «сундук на груди» Эти тансу использовались для хранения женской одежды. Этот дизайн был признан приемлемым для женщин торгового класса в рамках реформы Кансэй, провозглашенной Мацудайрой регентом сёгуна Саданобу в 1789 году. Поскольку этот стиль двойной двери и двухсекционного тансу для одежды уже был популярен в Эдо, ограничение только нелакированная отделка, возможно, не считалась чрезмерной. [ 11 ]
Период Мэйдзи – региональная диверсификация
[ редактировать ]В период Мэйдзи (1868–1911) дизайн тансу получил дальнейшее развитие, наблюдая большую региональную диверсификацию после отмены феодальной классовой системы в Японии .
- Хиконэ Мидзуя-дансу
- Хотя мизуя (кухонные сундуки) как одной секции, так и конфигурации «сундук на сундуке», создавались так, чтобы вписываться в ниши домашней кухни или примыкать к ним, по крайней мере, с середины периода Эдо, мизуя производилась в городе Хиконэ на озере Бива в Сига. Префектура объединила потребности дома в хранении и традиционную архитектуру, основанную на архаичной сяку единице измерения . Используя врезные и шиповые соединения с Chamaecyparis obtusa (кипарис) ( хиноки ) для основного каркаса, мастера ловко облегчили визуальную массу корпуса, используя полупрозрачную лакированную отделку ( киджиро нури ) для деревянных поверхностей дверцы и ящика. В качестве оборудования предпочтение было отдано меди, а не железу. [ 12 ]
- Курума Чоба-дансу
- Сундуки на колесах, часто изготовленные из лучших пород дерева, стали символом статуса купцов по всей Японии в период Мэйдзи ; хотя они возникли в период Эдо, сундуки на колесиках приобрели более широкую популярность только начиная с 1860-х годов, поскольку страх перед официальным порицанием в соответствии с законами о роскоши, вероятно, ослабил предыдущий спрос. Хотя сейчас в Японии в частных коллекциях гордых купеческих семей курума чоба-дансу выставлены в лучшей комнате дома, изначально они выставлялись не так. Когда их использовали для повседневной деловой деятельности для ведения бухгалтерских книг и впечатления от покупателей, их хранили на чоба (приподнятой платформе магазина) рядом с владельцем, нередко приковывая цепью к прочному столбу. [ 13 ]
- Киото ишо-дансу
- Тансу в киотском стиле были известны сложной техникой непрозрачного лакирования, называемой тама нури . Тансу с лакированными цветами, благоприятными символами и мотивами, хорошо выполненными мастерами из Вадзимы на полуострове Ното, были популярным символом статуса. [ 14 ]
- Садо сима-дансу
- Эти сундуки считались одними из лучших образцов мастерства тансу. Используя фуна-дансу (морские сундуки) в качестве базы опыта, тансуя из города Оги на острове Садо применили свои навыки для создания как торговых сундуков, так и сундуков с одеждой позднего периода Эдо. Помимо использования толстой железной фурнитуры с четырьмя ромбами, вырезанными на задних пластинах ручек ящика, оги-дансу часто свидетельствует о столярных изделиях из корабельных шкафов, что нетипично для других тансу , изготовленных не на побережье Японского моря . [ 15 ] поздно стали производственным центром, Хотя производители тансу в городе Яхата на острове Садо они изготавливали деревянные сундуки из павловнии в первую очередь для приданого одежды купеческих семей, используя уникальную фурнитуру начала 20 века. [ 16 ]
- Сакаи Чоба-дансу
- на протяжении веков не имеет выхода к морю, Несмотря на то, что Сакаи его по-прежнему считают «портовым городом» города Осака . В период Мэйдзи дизайн торговых сундуков, связанный с Сакаи, успешно распространился по всей Японии. высочайшего качества Сакаи чоба-дансу изготовлены из «необработанной» древесины кипариса для ящиков и древесины лицевой панели двери с криптомерией ( суги ) для корпуса. Отделения сакаи чоба-дансу известны своей визуально приятной пропорциональностью. [ 17 ]
- Сендай ишо-дансу
- Тансу использовали преимущественно для хранения несезонной одежды. Лучшие экземпляры имели открытую текстуру Zelkova serrata ( кеяки ) на лицевой стороне и криптомерию на корпусе. Они характеризуются длинным верхним ящиком со сложным замком ураджё (двойного действия) или длинной вертикальной запирающей планкой. Сундуки из Сэндая пользовались уважением за прекрасно выполненную железную фурнитуру, заказанную бывшими мастерами по изготовлению мечей. [ 18 ]
- Ёнезава ишо-дансу
- В замковом городе Ёнэдзава в регионе Тохоку сундук на сундуке» был разработан стиль тансу « для хранения одежды, на который сильно повлияли изысканные методы лаковой отделки района Микуне на побережье Японского моря. Отличительными особенностями являются характерный выгравированный мотив замковой пластины с изображением пятилепесткового цветка вишни и арабески плюща, а также размещение кобиракидо ( отсека с распашной дверью) в верхнем сундуке, а не в нижнем сундуке. [ 19 ]
Другие типы
[ редактировать ]Фуна дансу
[ редактировать ]Фуна-дансу ( букв. « корабельные сундуки » ) использовались капитаном или владельцем небольших прибрежных торговых судов, имеющих лицензию феодального сёгуната на перевозку риса. Эти суда должны были путешествовать из богатой, но отдаленной сельской местности в многонаселенные города по маршруту Китамаэ между Осакой и Хоккайдо через Внутреннее море и вверх по побережью Японского моря. С принудительным закрытием страны в 1633 году и запретом на строительство кораблей с килем, более чем двумя мачтами и грузоподъемностью, превышающей 89 760 литров (19 740 имп галлонов; 23 710 галлонов США) (2550 бушелей риса) в 1636 году, сёгун . непреднамеренно нарушил транспортировку риса, выращенного на японских землях, что привело к его нехватке и даже беспорядкам в некоторых городских районах
Проблема была в значительной степени решена благодаря реформам прибрежной навигационной инфраструктуры и правил, предложенным Кавамурой Зуикеном в 1670 году. Среди его реализованных рекомендаций было определение надежных морских перевозчиков государственного риса как гойочони (торговцев, представляющих интересы сёгуната). Кроме того, он убедил власти разрешить должным образом назначенным судам торговать за свой счет в прибрежных городах на пути следования. Хотя это, безусловно, было стимулом для судоходных торговцев, существовало физическое ограничение, которое мешало предсказуемому успеху. Корабли, хотя и впечатляющие по конструкции, обычно имели длину менее 90 футов (27 м) и имели скудную команду из одиннадцати человек или меньше. Прибытие этих моряков не всегда впечатляло прибрежных горожан.
Есть свидетельства того, что начиная с эпохи Кёхо начали использоваться особые конструкции сложных краснодеревщиков в Эдо (1716–1735) на маршруте Китамаэ . В период Мэйдзи , когда сэнгокубуне (корабль стоимостью 1000 коку ) прибывал в прибрежный город для торговли, команда торжественно разгружала личный тансу капитана/владельца, чтобы затем стратегически расположить его в месте, где будут проводиться переговоры, таким образом придавая ауре посетителя расчетливый вид богатства и респектабельности.
Фуна-дансу развилась в три категории дизайна:
- Какэсудзури : сундук с печатями и деньгами с одной распашной дверцей, часто покрытой сложной железной обшивкой, с множеством внутренних ящиков или закрытых дверцами отделений.
- Хангай : сундук для одежды с одной откидной дверцей. Часто представляет собой набор из двух одинаковых сундуков, спроектированных так, чтобы один можно было поставить поверх другого, а затем соединить вместе.
- Чо-бако : сундук для хранения и записи сопутствующих материалов. Часто отображается во многих различных конфигурациях, некоторые из которых включают следующие функции:
- Кендон-бута : откидная дверца, врезанная в корпус, используется для скрытия ящика для денег.
- Кобираки-до : Маленькая вращающаяся дверь в правом нижнем углу.
- Рёбираки-до : двойные двери с полукруглыми петлями в нижней половине ящика.
- Дэзура хикидаси : один или два ящика, выставленных наружу.
- Хики-до : съемные двойные раздвижные двери, занимающие всю ширину коробки и расположенные в верхней или средней трети коробки.
- Дзури-до : Съемная одинарная раздвижная дверь в нижней половине ящика, в левом нижнем углу. Обычно появляется вместе с кобираки-до .
Фуна-дансу , которые предназначались для использования на корабле, всегда изготавливались из зельковой пильчаты ( кеяки ) для всех внешних воздействий, с древесиной павловнии для внутренних отсеков и облицовки ящиков или ящиков. [ 20 ]
Типы оборудования
[ редактировать ]на взгляд современников декоративна, Несмотря на то, что фурнитура тансу она оставалась в значительной степени функциональной на протяжении всего периода Мэйдзи . Поскольку соединение корпусов было простым и, следовательно, гибким, что обеспечивало структурную целостность при перемещении с места на место, размещение оборудования в уязвимых точках соответствовало требованиям надежности. До появления в Англии в 1880-х годах прессования железных пластин все железо для скобяных изделий было кованым. С появлением западных технологий фурнитуру тансу теперь можно было легко сделать более декоративной, используя как творческие, так и функциональные украшения. [ 21 ]
- Хериканагу : Краевая фурнитура, облицовывающая края и углы тансу .
- Обиканагу : «фурнитура для створки», охватывающая лицевую сторону тансу , например верх или лицевую сторону двери шкафа.
- Сумиканагу : фурнитура для ящиков или углов ящиков, появляющаяся в углах лицевых сторон ящиков. Обычно они соответствуют соответствующему периферийному оборудованию.
- Мотиокури : ручка для переноски, обычно петля, появляющаяся сбоку вверху.
- Сао-тоси : другой тип петли для переноски, обычно скользящей, которая была разработана для удержания шеста, когда он используется с его ответной частью на другой стороне.
- Дочь : Зафиксируйте косяк пластины.
- Сашикомио : замок для раздвижной двери.
- Bo : Вертикальная запорная планка
- Хиките : выдвижной ящик
- Zagane : «накладка» или фланец, окружающий точку контакта ручки выдвижного ящика.
- Тоси-загане : Задняя пластина для ручки ящика.
- Чобан : Шарнир
- Касугай : скобы для крепления фурнитуры к дереву.
- Омотехо : замок одинарного действия, в котором для активации используется разрезная пружина. Только для разблокировки.
- Урайо : замочный механизм двойного действия иностранного производства, датируемый 1860-ми годами.
Отделка
[ редактировать ]Отделка Tansu делится на две категории: сухая и лакированная. или кипариса) втирали в порошок глины или мела, Для сухой отделки поверхность мягкой древесины ( павловнии , криптомерии а затем полировали корневой метелкой Eulalia . Лак ( Rhus verniciflua ) можно наносить только для герметизации простой древесины для усиления естественной видимой текстуры или для создания идеальной непрозрачной поверхности. [ 22 ]
См. также
[ редактировать ]- Мизуя (зона приготовления в японском чайном домике)
- Мидзуя тансу (традиционная японская кладовая)
- Мия Сёдзи
- Хузиер шкаф
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Heineken (1981) , с. 9.
- ^ Heineken (1981) , стр. 30–32.
- ^ Перейти обратно: а б Хайнекен (1981) , с. 55.
- ^ Heineken (1981) , стр. 55, 113, 126.
- ^ «Бруклинский музей» . www.brooklynmuseum.org . Проверено 1 августа 2019 г.
- ^ Мидер, Роберт Ф.В. (1972). Иллюстрированный путеводитель по мебели Shaker . Страница: 87. Издательство: Courier Dover Publications, Нью-Йорк.
- ^ Heineken (1981) , с. 43.
- ^ Джексон, Дэвид; Оуэн, датчанин (2002). Японская мебель: искусство и ремесло тансу . Гиббс Смит. п. 85. ИСБН 1586851136 .
- ^ Heineken 1981 , стр. 21–23, 42–43, 48.
- ^ Вермюлен, Тон и ван дер Вельде, Пол (1986). Дешима-дагрегистеры . Издатель: Лейденский центр истории европейской экспансии, Лейден.
- ^ Heineken (1981) , стр. 30–31, 56.
- ^ Heineken (1981) , стр. 145, 157.
- ^ Heineken (1981) , стр. 117, 124–125, 129, 132, 136, 137, 139, 140–143.
- ^ Heineken (1981) , стр. 119, 158–159.
- ^ Heineken (1981) , стр. 110–111, 118, 134.
- ^ Heineken (1981) , стр. 111, 135.
- ^ Heineken (1981) , стр. l147, 159, 160.
- ^ Heineken (1981) , стр. 100–103, 113, 121–123.
- ^ Heineken (1981) , стр. 106–108, 116, 134.
- ^ Heineken (1981) , стр. 57–99.
- ^ Heineken (1981) , стр. 187–218.
- ^ Heineken (1981) , стр. 219–230.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хайнекен, Тай; Хайнекен, Киёко (1981). Тансу: Традиционная японская мебель . Нью-Йорк: Уэтерхилл. ISBN 9780834801622 .
- Японская мебель: искусство и ремесло тансу Дэвида Джексона и Дэйна Оуэна, издательство Gibbs-Smith, 2002 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Мебель Тансу — статьи автора книги Тансу: Традиционная японская мебель, посвященные Тансу.
- Катейгахо — статья, подробно описывающая многие особенности тансу.
- Stanford JGuide — раздел «Ремесла и антиквариат» — множество ссылок на источники информации по тансу и смежным темам.