Метаболизм (архитектура)
Метаболизм ( яп . メタボリズム , Хепберн : метаборизуму , также шинчинтайша ( 新陳代謝 ) ) — послевоенное японское биомиметическое архитектурное движение, которое соединило идеи об архитектурных мегаструктурах с идеями органического биологического роста. Впервые он был представлен на международном уровне во время встречи CIAM в 1959 году, и его идеи были предварительно проверены студентами студии Кензо Танге Массачусетского технологического института .
Во время подготовки к Токийской всемирной конференции дизайна 1960 года группа молодых архитекторов и дизайнеров, в том числе Киёнори Кикутаке , Кишо Курокава и Фумихико Маки, подготовили публикацию манифеста «Метаболизм». На них повлияло множество источников, включая марксистские теории и биологические процессы. Их манифест представлял собой серию из четырех эссе под названием: «Оушен-Сити», «Космический город», «К групповой форме» и «Материал и человек», а также включал проекты огромных городов, плавающих в океанах, и подключаемых капсульных башен, которые могли бы включать в себя органический рост. Хотя Всемирная конференция дизайна позволила «Метаболистам» выйти на международную арену, их идеи оставались в основном теоретическими.
Были построены несколько небольших отдельных зданий, в которых использовались принципы метаболизма, в том числе Центр прессы и вещания Яманаси Танге и Капсульная башня Накагин Курокавы . Наибольшая концентрация их работы наблюдалась на Всемирной выставке 1970 года в Осаке, где Танге отвечал за генеральное планирование всей территории, а Кикутаке и Курокава проектировали павильоны. После нефтяного кризиса 1973 года «Метаболисты» переключили свое внимание с Японии на Африку и Ближний Восток.
Истоки метаболизма
[ редактировать ]Международный конгресс современной архитектуры (CIAM) был основан в Швейцарии в 1928 году как ассоциация архитекторов, которые хотели продвигать модернизм на международном уровне. В начале 1930-х годов они продвигали идею (основанную на новых городских моделях в Соединенных Штатах) о том, что городское развитие должно руководствоваться четырьмя функциональными категориями CIAM: жилье, работа, транспорт и отдых. [1] К середине 1930-х годов Ле Корбюзье и другие архитекторы превратили CIAM в псевдополитическую партию с целью популяризации современной архитектуры для всех. Эта точка зрения получила некоторую поддержку в послевоенный период, когда Ле Корбюзье и его коллеги начали проектировать здания в Чандигархе . К началу 1950-х годов стало понятно, что ЦИАМ теряет свою авангардность, поэтому в 1954 году была сформирована группа молодых членов под названием « Команда 10 ». В этот круг входили голландские архитекторы Якоб Бакема и Альдо ван Эйк , итальянец Джанкарло Де Карло , грек Жорж Кандилис , британские архитекторы Питер и Элисон Смитсон и американец Шадрах Вудс . Архитекторы Team 10 представили такие концепции, как «человеческое объединение», «кластер» и «мобильность», а Бакема поощрял сочетание архитектуры и планирования в городском дизайне . Это был отказ от старого четырехфункционального механического подхода CIAM, что в конечном итоге привело к распаду и концу CIAM. [2]
Кензо Танге был приглашен на собрание ассоциации CIAM '59 в Оттерло, Нидерланды. На последнем заседании ЦИАМ он представил два теоретических проекта архитектора Киёнори Кикутаке : Город в форме башни и собственный дом Кикутаке, Небесный дом. Эта презентация представила молодое метаболистское движение первой международной аудитории. Как и концепции «человеческих ассоциаций» Team 10, Metabolism тоже исследовал новые концепции городского дизайна. [3]
Город в форме башни представлял собой башню высотой 300 метров, в которой размещалась инфраструктура всего города. Он включал в себя транспорт, услуги и завод по производству сборных домов. Башня представляла собой вертикальную «искусственную землю», к которой можно было прикрепить стальные сборные жилые капсулы. Кикутаке предположил, что эти капсулы будут самообновляться каждые пятьдесят лет, и город будет расти органично, как ветви дерева. [3]
Построенный на склоне холма, Sky House представляет собой платформу, поддерживаемую четырьмя бетонными панелями с гиперболической параболоидной крышей. Это единое пространство, разделенное складскими помещениями, по внешнему краю которого расположены кухня и ванная комната. [4] Последние два были спроектированы таким образом, чтобы их можно было перемещать для использования в доме — и действительно, их перемещали и/или корректировали примерно семь раз в течение пятидесяти лет. В какой-то момент к нижней части первого этажа была пристроена небольшая детская комната с небольшой входной дверью для детей между двумя комнатами. [5]
После встречи Танге уехал в Массачусетский технологический институт , чтобы начать четырехмесячный период в качестве приглашенного профессора. Возможно, что, основываясь на получении проектов Кикутаке в Оттерло, он решил определить проект пятого года как проект жилого комплекса на 25 000 жителей, который будет построен на воде Бостонского залива. [6] Танге почувствовал естественное желание создавать городские проекты на основе нового прототипа дизайна, который мог бы придать более человечный характер супермасштабным городам. Он рассмотрел идею структуры «большого» и «второстепенного» города и то, как она может расти циклично, как ствол и листья дерева. [7]
Один из семи проектов, созданных студентами, стал прекрасным примером его видения. Проект состоял из двух основных жилых построек, каждое из которых имело треугольное сечение. Боковое перемещение обеспечивалось автомагистралями и монорельсовой дорогой, а вертикальное перемещение с парковочных мест осуществлялось с помощью лифтов. Внутри были открытые пространства для общественных центров, а на каждом третьем уровне были дорожки, вдоль которых располагались ряды семейных домов. [7] Судя по всему, проект был основан на нереализованной конкурсной работе Танге для штаб-квартиры Всемирной организации здравоохранения в Женеве. [8] и оба проекта проложили путь для его более позднего проекта «План Токио – 1960». Танге представил проект Бостонского залива и Токийский план на Всемирной конференции дизайна в Токио. [9]
Токийская всемирная конференция дизайна, 1960 г.
[ редактировать ]Конференция берет свое начало с Исаму Конмоти и Сори Янаги, которые были представителями Японского комитета на Международной конференции дизайна 1956 года в Аспене, штат Колорадо . Они предложили, чтобы вместо четырехлетней конференции в Аспене была проведена передвижная конференция с Токио в качестве ее первой встречи в 1960 году. [10] За организацию конференции отвечали три японских институциональных члена, хотя после выхода Японской ассоциации промышленного дизайна из нее только Японский институт архитекторов остались и Японская ассоциация рекламного искусства. В 1958 году они сформировали подготовительный комитет во главе с Дзюнзо Сакакурой , Кунио Маэкавой и Кэндзо Танге. Поскольку Танге только что принял приглашение стать приглашенным профессором Массачусетского технологического института, он рекомендовал своему младшему коллеге Такаши Асаде заменить его в организации программ конференции. [11]
Юный Асада пригласил в помощь двух друзей: архитектурного критика и бывшего редактора журнала «Синкенчику» Нобору Кавазоэ и Кишо Курокаву , одного из учеников Танге. В свою очередь, эти двое мужчин искали для помощи более талантливых дизайнеров, в том числе: архитекторов Масато Отака и Киёнори Кикутаке, а также дизайнеров Кендзи Экуан и Киёси Авазу. [12] Курокава был выбран потому, что он недавно вернулся с международной студенческой конференции в Советском Союзе и был учеником марксистского теоретика архитектуры Узо Нисиямы . Экуану задали вопрос в связи с его недавним участием в семинаре Конрада Ваксмана. [13] (он приехал на лекцию на мотоцикле YA-1 , который он недавно сконструировал для Yamaha ) [14] а Отака был младшим сотрудником Кунио Маэкавы и только что завершил строительство жилого дома Харуми в Токийском заливе. Фумихико Маки , бывший студент бакалавриата Танге, также присоединился к группе, когда находился в Токио по стипендии Фонда Грэма . [15] [16]
Днем Асада собирал идеи с политиками, бизнесменами и журналистами, а ночью он встречался со своими молодыми друзьями, чтобы развивать идеи. Асада остановился в Рюгецу Рёкане в Асакусе , Токио, и использовал его как место встречи прогрессивных ученых, архитекторов и художников. Он часто приглашал для выступлений людей других профессий, и одним из них был физик-атомщик Мицуо Такетани . Такетани был ученым, который также интересовался марксистской теорией, и он принес ее вместе со своими научными теориями в группу. Трехэтапная методология научных исследований Такетани повлияла на собственную трехэтапную теорию Кикутаке: ка (общая система), ката (абстрактный образ) и катачи (решение в том виде, в котором оно построено), которые он использовал для обобщения своего собственного процесса проектирования от широкого видения до конкретная архитектурная форма. [17]
Группа также искала архитектурные решения феноменальной городской экспансии Японии, вызванной ее экономическим ростом, и того, как это можно совместить с нехваткой пригодной для использования земли. Они были вдохновлены примерами циклического роста и обновления, которые можно найти в традиционной японской архитектуре, такой как храм Исэ и отдельный дворец Кацура . [18] Они работали в кофейнях и Токийском международном доме, чтобы подготовить сборник своих работ, который можно было бы опубликовать в качестве манифеста конференции. [19]
Конференция проходила с 11 по 16 мая 1960 года, и на ней присутствовало 227 гостей, 84 из которых были иностранцами, в том числе архитекторы Луи Кан , Ральф Эрскин , Б. В. Доши , Жан Пруве , Пол Рудольф , Питер и Элисон Смитсон. Среди японских участников были Кунио Маэкава, Ёсинобу Ашихара и Кадзуо Синохара . [20]
После лекции 13 мая Луис Кан был приглашен в «Небесный дом» Кикутаке и провел долгую беседу с рядом японских архитекторов, включая «Метаболистов». Он отвечал на вопросы до полуночи, а Маки выступала в роли переводчика. Кан рассказал о своем универсальном подходе к дизайну и использовал свои собственные медицинские исследовательские лаборатории Ричардса в качестве примера того, как можно достичь новых дизайнерских решений с помощью нового мышления о пространстве и движении. Это вдохновило многих метаболистов. [ нечеткий ] [21]
Название «Метаболизм»
[ редактировать ]Обсуждая органическую природу теоретического проекта Кикутаке «Морской город», Кавазоэ использовал японское слово «синтинтайся» как символ необходимого обмена материалами и энергией между организмами и внешним миром (буквально метаболизм в биологическом смысле). Японское значение этого слова. чувствуется замена старого новым , и группа далее интерпретировала это как эквивалент непрерывного обновления и органического роста города. [15] Поскольку конференция должна была стать всемирной, Кавазоэ почувствовал, что им следует использовать более универсальное слово, и Кикутаке поискал определение синтинтайся в своем японско-английском словаре. В переводе, который он нашел, было слово «Метаболизм» . [22]
Манифест метаболизма
[ редактировать ]Манифест группы «Метаболизм: предложения нового урбанизма » был опубликован на Всемирной конференции дизайна. [23] Две тысячи экземпляров 90-страничной книги были напечатаны и проданы Курокавой и Авазу за 500 йен у входа на площадку. [18] Манифест открывался следующим заявлением:
Метаболизм — это название группы, в которой каждый участник предлагает дальнейшие проекты нашего будущего мира посредством своих конкретных проектов и иллюстраций. Мы рассматриваем человеческое общество как жизненно важный процесс — непрерывное развитие от атома к туманности. Причина, по которой мы используем такое биологическое слово «метаболизм», заключается в том, что мы считаем, что дизайн и технология должны быть обозначением человеческого общества. Мы не собираемся воспринимать обмен веществ как естественный процесс, но стараемся своими предложениями стимулировать активное метаболическое развитие нашего общества. [24]
В публикацию вошли проекты каждого участника, но треть документа была посвящена работе Кикутаке. [25] написавший очерки и иллюстрации на тему «Оушен-Сити». Курокава написал «Космический город», Кавазоэ — «Материал и человек», а Отака и Маки — «На пути к групповой форме». [24] Авазу разработал буклет, а жена Кавазоэ, Ясуко, отредактировала макет. [26]
Некоторые из проектов, включенных в манифест, впоследствии были показаны на выставке Музея современного искусства 1960 года под названием « Визионерская архитектура» и представили работы японских архитекторов гораздо более широкой международной аудитории. [27]
В отличие от более жесткой членской структуры «Команды 10», «Метаболисты» видели в своем движении органичную форму, в которой участники могли свободно приходить и уходить. Хотя группа была сплоченной, они считали себя личностями, и их архитектура отражала это. [28] Особенно это касалось Танге, который оставался наставником группы, а не «официальным» участником. [29]
Оушен-Сити
[ редактировать ]«Оушен-Сити» Кикутаке — первое эссе в брошюре. Он охватывал два его ранее опубликованных проекта «Город в форме башни» и «Морской город», а также включал новый проект «Океанский город», который представлял собой комбинацию первых двух. Первые два из этих проектов представили идею Метаболиста об «искусственной земле», а также о «главной» и «второстепенной» структуре. [30] Кавазоэ упомянул «искусственную землю» в статье в журнале Kindai Kenchiku в апреле 1960 года. В ответ на нехватку земли в крупных и расширяющихся городах он предложил создать «искусственную землю», которая будет состоять из бетонных плит, океанов или стен ( к которым можно вставлять капсулы). Он заявил, что создание этой «искусственной земли» позволит людям использовать другую землю более естественным образом. [31]
Для Морского города Кикутаке предложил город, который мог бы свободно плавать в океане и был бы свободен от связей с конкретной нацией и, следовательно, свободен от угрозы войны. На искусственном грунте города разместятся сельское хозяйство, промышленность и развлечения, а жилые башни будут спускаться в океан на глубину 200 метров. Сам город не был привязан к земле и мог свободно плавать через океан и органично расти, как организм. Когда он станет слишком старым для проживания, он затонет сам. [32]
Оушен-Сити представлял собой комбинацию города в форме башни и морского города. Он состоял из двух колец, соприкасающихся друг с другом, с корпусом на внутреннем кольце и выпускным на внешнем. На пересечении были обнаружены административные здания. Численность населения строго контролировалась бы на уровне 500 000 человек. Кикутаке предполагал, что город будет расширяться за счет размножения, как если бы он подвергался делению клеток. Это усилило идею Метаболистов о том, что расширение городов может быть биологическим процессом. [33]
Космический город
[ редактировать ]В своем эссе «Космический город» Курокава представил четыре проекта: План Нео-Токио, Город у стены, Сельскохозяйственный город и Дом в форме гриба. В отличие от линейного проекта Танге «Токийский городской залив», план Нео-Токио Курокавы предлагал децентрализовать Токио и организовать его по крестообразной схеме. Он расположил города в форме бамбука вдоль этих крестов, но, в отличие от Кикутаке, он сохранил городские башни ниже 31 метра, чтобы соответствовать строительным нормам Токио. [34] (эти ограничения по высоте не пересматривались до 1968 года). [35]
The Wall City рассмотрел проблему постоянно расширяющегося расстояния между домом и рабочим местом. Он предложил построить город в форме стены, который мог бы простираться бесконечно. Жилье будет по одну сторону стены, а рабочие места — по другую. Сама стена будет содержать транспорт и услуги. [36]
Переживание тайфуна в заливе Исэ в 1959 году вдохновило Курокаву на проектирование сельскохозяйственного города. Он представлял собой решетчатый город, опирающийся на 4-метровые сваи над землей. [37] Город площадью 500 квадратных метров располагался на бетонной плите, которая ставила промышленность и инфраструктуру над сельским хозяйством и была попыткой объединить сельские земли и город в одно целое. [36] Он предполагал, что его Грибные Дома прорастут сквозь плиту Сельскохозяйственного города. Эти дома были окутаны грибовидной шапкой, которая не была ни стеной, ни крышей, окружавшей чайную комнату и жилое помещение. [37]
К форме группы
[ редактировать ]В эссе Маки и Отаки о групповой форме меньше внимания уделяется мегаструктурам некоторых других метаболистов, а вместо этого основное внимание уделяется более гибкой форме городского планирования. [38] это могло бы лучше удовлетворить быстрые и непредсказуемые потребности города. [39]
Отака впервые задумался о взаимосвязи между инфраструктурой и архитектурой в своей дипломной работе в 1949 году и продолжал исследовать идеи «искусственного грунта» во время своей работы в офисе Маэкавы. Точно так же во время своих путешествий за границу Маки был впечатлен группировкой и формами местных зданий. [40] Проект, который они включили для иллюстрации своих идей, представлял собой схему реконструкции станции Синдзюку , которая включала магазины, офисы и развлечения на искусственной площадке над станцией. [38] Хотя формы Отаки были тяжелыми и скульптурными, а формы Маки — легкими и с большими пролетами, обе содержали однородные кластеры, которые ассоциировались с групповой формой. [39]
Материал и человек
[ редактировать ]Кавазо написал краткое эссе под названием «Я хочу быть морской ракушкой, я хочу быть формой, я хочу быть духом». Эссе отразило культурные страдания Японии после Второй мировой войны и предложило единство человека и природы. [41]
План Токио, 1960–2025 гг.
[ редактировать ]1 января 1961 года Кензо Танге представил свой новый план Токийского залива (1960) в 45-минутной телевизионной программе на канале NHK General TV . [42] Проект представлял собой радикальный план реорганизации и расширения столицы с целью обслуживания населения, превышающего 10 миллионов человек. [43] Проект представлял собой линейный город, в котором использовалась серия девятикилометровых модулей, протянувшихся на 80 км через Токийский залив от Икебукуро на северо-западе до Кисарадзу на юго-востоке. Периметр каждого модуля был разделен на три уровня извилистых дорог, поскольку Танге был непреклонен в том, что эффективная система связи станет ключом к современной жизни. [42] [43] Сами модули были организованы в зоны застройки и транспортные узлы и включали офисные, правительственные и торговые районы, а также новый железнодорожный вокзал Токио и шоссе, ведущие в другие части Токио. Жилые районы должны были быть размещены на параллельных улицах, идущих перпендикулярно главной линейной оси, и люди должны были строить свои собственные дома внутри гигантских конструкций А-образной формы. [44]
Проект был разработан Танге и другими членами его студии в Токийском университете, включая Курокаву и Арату Исодзаки . Первоначально планировалось опубликовать план на Всемирной конференции дизайна (отсюда и название «1960»), но это было отложено, поскольку над организацией конференции работали те же участники. [45] Танге получил интерес и поддержку со стороны ряда правительственных учреждений, но проект так и не был реализован. [42] В 1964 году Танге расширил идею линейного города, создав План мегаполиса Токайдо . Это было амбициозное предложение расширить линейный город Токио на весь регион Токайдо в Японии, чтобы перераспределить население. [46]
И Кикутаке, и Курокава воспользовались интересом к плану Танге 1960 года, разработав свои собственные планы для Токио. План Кикутаке включал в себя три элемента как на суше, так и на море, а также кольцевое шоссе, соединяющее все префектуры вокруг залива. Однако, в отличие от Tange, его простая презентационная графика отпугивает многих людей. План Курокавы состоял из мегаструктур спиралевидной формы, плавающих внутри ячеек, простирающихся через залив. Хотя более убедительная графика схемы была представлена в фильме, проект не был реализован. [42]
в Японии Во время бума недвижимости в 1980-х годах и Танге, и Курокава вернулись к своим прежним идеям: Танге со своим Токийским планом 1986 года, а Курокава со своим Новым Токийским планом 2025 года. В обоих проектах использовались земли, отвоеванные у моря с 1960-х годов, в сочетании с плавучими объектами. структуры. [42]
План Скопье
[ редактировать ]План реконструкции столицы Скопье , которая тогда была частью Югославской Республики Македония (ныне Северная Македония ) после сильного землетрясения, был выигран командой Танге. Проект имел большое значение из-за своего международного влияния, а также из-за того, что он представлял собой международную модель реконструкции города. Для Метаболистского движения это крупный прорыв в реализации своего подхода в международном масштабе. [47]
Избранные построенные проекты
[ редактировать ]Центр прессы и вещания Яманаси
[ редактировать ]В 1961 году Кензо Танге получил заказ от Yamanashi News Group на проектирование нового офиса в Кофу . Помимо двух новостных фирм и полиграфической компании, в здании должны были быть кафетерий и магазины на первом этаже, чтобы обеспечить связь с прилегающим городом. Он также должен был быть гибким в своей конструкции, чтобы обеспечить возможность дальнейшего расширения. [48]
Танге организовал помещения трех фирм по функциям, чтобы они могли пользоваться общими помещениями. Он расположил эти функции вертикально в соответствии с необходимостью, например, типография находится на первом этаже, чтобы облегчить доступ к улице для погрузки и транспортировки. Затем он взял все служебные функции, включая лифты, туалеты и трубы, и сгруппировал их в 16 железобетонных цилиндрических башен, каждая диаметром 5 метров. Он разместил их на сетке, в которую вставил помещения и офисы функциональных групп. Эти вставные элементы были задуманы как контейнеры, независимые от конструкции и способные гибко располагаться по мере необходимости. Эта задуманная гибкость отличала проект Танге от проектов других архитекторов с офисами открытого типа и сервисными центрами, таких как Медицинские исследовательские лаборатории Ричардса Кана. Танге намеренно закончил цилиндрические башни на разной высоте, чтобы дать понять, что есть место для вертикального расширения. [48]
Хотя здание было расширено в 1974 году, как первоначально предполагал Танге, [49] это не послужило катализатором расширения здания в мегаструктуру, охватывающую остальную часть города. Здание подверглось критике за то, что оно отказалось от использования здания человеком в пользу структуры и адаптируемости. [50]
Башня прессы и радиовещания Сидзуока
[ редактировать ]В 1966 году Танге спроектировал Башню прессы и радиовещания Сидзуока в районе Гиндза в Токио. На этот раз, используя только одно ядро, Танге организовал офисы в виде консольных коробов из стали и стекла. Консоль подчеркнута перемежанием трехэтажных блоков одноэтажным застекленным балконом. [51] Бетонные формы здания были отлиты с использованием алюминиевой опалубки , а алюминий остался в качестве облицовки. [52] Хотя башня была задумана как система «основного типа», которая была включена в другие предложения Танге по городу, она стоит особняком и лишена других связей. [51]
Капсульная башня Накагина
[ редактировать ]Символ метаболизма, башня-капсула Накагин Курокавы , была возведена в районе Гиндза в Токио в 1972 году и завершена всего за 30 дней. [53] Собранный в префектуре Сига на заводе, который обычно изготавливает транспортные контейнеры, он состоит из 140 капсул, соединенных в два ядра высотой 11 и 13 этажей. Капсулы содержали новейшие гаджеты того времени и были построены для размещения небольших офисов и комнаток для токийских служащих . [54]
Капсулы были построены из легких стальных сварных ферм, покрытых стальными листами, закрепленных на железобетонных сердечниках. Капсулы имели ширину 2,5 метра и длину четыре метра с окном диаметром 1,3 метра на одном конце. Первоначально в блоках были кровать, шкафы для хранения вещей, ванная комната, цветной телевизор, часы, холодильник и кондиционер, хотя были доступны дополнительные аксессуары, такие как стереосистема. Хотя капсулы разрабатывались с расчетом на массовое производство , спроса на них никогда не было. [54] Нобуо Абэ был старшим менеджером, руководил одним из проектных подразделений по строительству Капсульной башни Накагин.
С 1996 года башня была внесена в список архитектурного наследия DoCoMoMo . Однако в 2007 году жители проголосовали за снос башни и строительство новой 14-этажной башни. В 2010 году некоторые из оставшихся обитаемых капсул были переоборудованы для использования в качестве номеров в бюджетных отелях. [55] По состоянию на 2017 год многие капсулы были отремонтированы и использовались в качестве жилых и офисных помещений, в то время как краткосрочная аренда, такая как Airbnb, или другие условия проживания были запрещены администрацией здания. Башню снесли в апреле 2022 года. [56]
Терраса на склоне холма, Токио
[ редактировать ]После Всемирной конференции дизайна Маки начал дистанцироваться от движения метаболистов, хотя его исследования в групповой форме продолжали представлять интерес для метаболистов. [23] В 1964 году он опубликовал буклет под названием «Исследования в коллективной форме» , в котором исследовал три городские формы: композиционную форму, мегаструктуру и групповую форму. [57] Hillside Terrace — это серия проектов, заказанных семьей Асакура и реализованных в семь этапов с 1967 по 1992 год. Он включает в себя жилые, офисные и культурные здания, а также посольство Королевского Дании и расположен по обе стороны проспекта Кю-Ямате в Район Дайканьяма в Токио. [58]
Реализация проектов развивается поэтапно, при этом внешние формы становятся все более независимыми от внутренних функций и используемых новых материалов. Например, на первом этапе имеется приподнятая пешеходная площадка, обеспечивающая доступ к магазинам и ресторану, и ее планировалось расширить на последующих этапах, но от этой идеи вместе с первоначальным генеральным планом на более поздних этапах отказались. [59] На третьем этапе Маки отошел от модернистской максимы « форма следует за функцией» и начал проектировать экстерьер здания так, чтобы он лучше соответствовал непосредственной окружающей среде. [60] Проект послужил катализатором реконструкции всей территории вокруг станции Дайканьяма . [59]
Метаболизм в контексте
[ редактировать ]Метаболизм развился в послевоенный период в Японии, которая ставила под сомнение свою культурную самобытность. Первоначально группа выбрала название « Школа сгоревшего пепла», чтобы отразить разрушенное состояние японских городов, подвергшихся бомбардировкам, и возможность, которую они предоставили для радикального восстановления. Идеи ядерной физики и биологического роста были связаны с буддийскими концепциями регенерации. [61] Хотя «Метаболизм» отверг визуальные отсылки из прошлого, [62] они использовали концепции сборных конструкций и обновления традиционной японской архитектуры, особенно двадцатилетний цикл восстановления храма Исэ (на который Танге и Кавазоэ были приглашены в 1953 году). Священные скалы, на которых построен храм, считались метаболистами символом японского духа, который предшествовал имперским устремлениям и модернизирующим влияниям Запада. [63]
В своих «Исследованиях в коллективной форме» Маки ввел термин «мегаструктура» для обозначения структур, которые объединяют весь город или его часть в единую структуру. Он зародил эту идею из народных форм деревенской архитектуры, которые с помощью современных технологий были преобразованы в огромные структуры. Рейнер Бэнхэм позаимствовал «Мегаструктуру» для названия своей книги 1976 года, в которой содержалось множество построенных и незавершенных проектов. Он определил мегаструктуры как модульные единицы (с коротким сроком службы), прикрепленные к структурному каркасу (с более длительным сроком службы). [64] Позже Маки раскритиковал подход Мегаструктуры к дизайну, отстаивая вместо этого свою идею групповой формы, которая, по его мнению, лучше приспособилась бы к беспорядку города. [65]
Архитектор Робин Бойд с готовностью заменяет слово «Метаболизм» словом «Архиграмма» в своей книге « Новые направления в японской архитектуре» 1968 года . [66] Действительно, обе группы возникли в 1960-х годах и распались в 1970-х и использовали образы с мегаструктурами и ячейками, но их городские и архитектурные предложения были совершенно разными. Хотя метаболисты были утопичны в своих идеалах, они были озабочены улучшением социальной структуры общества с помощью своей биологически вдохновленной архитектуры, тогда как Арчиграм находились под влиянием механики, информации и электронных средств массовой информации, и их архитектура была более утопической и менее социальной. [65]
Осака Экспо, 1970 г.
[ редактировать ]Япония была выбрана местом проведения Всемирной выставки 1970 года 330 гектаров холмов Сенри в префектуре Осака . , а для ее проведения было выделено [67] Япония изначально хотела провести Всемирную выставку в 1940 году, но она была отменена из-за эскалации войны. Миллиону человек, купившим билеты на 1940 год, разрешили ими воспользоваться в 1970 году. [68]
Кензо Танге вошел в Тематический комитет выставки и вместе с Усо Нисиямой отвечал за генеральное планирование площадки. Темой выставки стала «Прогресс и гармония человечества». Танге пригласил двенадцать архитекторов, в том числе Арату Исодзаки , Отаку и Кикутаке, для проектирования отдельных элементов. [67] Он также попросил Экуана проконтролировать дизайн мебели и транспорта, а Кавазоэ — курировать выставку в воздухе, которая располагалась на огромной крыше с пространственным каркасом. [68]
Танге предполагал, что ЭКСПО следует в первую очередь задумать как большой фестиваль, на котором могут встретиться люди. В центре площадки он разместил Фестивальную площадь, на которой было соединено несколько тематических экспозиций, объединенных под одной огромной крышей. [69] В своем проекте «Токийский залив» Танге говорил о живом организме, имеющем два типа систем передачи информации: жидкостную и электронную. В этом проекте использовалась идея ствола и ветвей дерева, которые будут осуществлять передачу данных по отношению к городу. Кавазоэ сравнил крышу Festival Plaza с электронной системой передачи данных, а подключаемые к ней воздушные дисплеи — с гормональной системой. [70]
Кавазоэ, Маки и Курокава пригласили нескольких мировых архитекторов для разработки экспозиций для выставки в воздухе, которая должна была быть размещена на крыше. Среди архитекторов были Моше Сафди , Йона Фридман , Ханс Холляйн и Джанкарло Де Карло . [71] Хотя Танге был одержим теорией гибкости, которую обеспечивает пространство, созданное в рамках, он все же признавал, что на самом деле это не так уж практично для фактического крепления витрин. [70] Сама крыша была спроектирована Кодзи Камая и Мамору Кавагути, которые задумали ее как огромный космический каркас. без сварки Кавагути изобрел шаровой шарнир для безопасного распределения нагрузки и разработал метод сборки рамы на земле перед подъемом ее с помощью домкратов . [72]
Экспо-башня Кикутаке была расположена на самом высоком холме территории и служила ориентиром для посетителей. Он состоял из вертикального шара и шарнирного пространства, к которому был прикреплен ряд кают. Проект должен был стать образцом гибкой вертикальной жизни, основанной на стандартной строительной кабине объемом 360 м3, облицованной мембраной из литого алюминия и стекла, которую можно было гибко расположить в любом месте башни. Это было продемонстрировано на примере множества кают, которые представляли собой смотровые площадки и VIP-комнаты, а также одной каюты на уровне земли, которая стала информационной будкой. [73]
Курокава выиграл заказы на строительство двух корпоративных павильонов: Takara Beautillion и Toshiba IHI. [74] Первый из них состоял из капсул, прикрепленных к шеститочечным рамам, и был собран всего за шесть дней; последний представлял собой пространственный каркас, состоящий из модулей тетраэдров, основанный на его Городе-Спирали, который мог расти в 14 различных направлениях и напоминать органический рост. [75]
Выставка '70 была описана как апофеоз метаболистского движения. [68] Но еще до того, как период быстрого экономического роста Японии закончился мировым энергетическим кризисом , критики называли ЭКСПО антиутопией, оторванной от реальности. [76] Энергетический кризис продемонстрировал зависимость Японии как от импортной нефти, так и привел к переоценке дизайна и планирования, когда архитекторы отошли от утопических проектов в сторону небольших городских вмешательств. [77]
Спустя годы
[ редактировать ]После выставки 1970 года Танге и «Метаболисты» переключили свое внимание с Японии на Ближний Восток и Африку. Эти страны расширялись за счет доходов от нефти и были очарованы как японской культурой, так и опытом, который Метаболисты привнесли в городское планирование. [78] Танге и Курокава извлекли выгоду из большинства заказов, но Кикутаке и Маки тоже были задействованы. [79]
Проекты Танге включали стадион на 57 000 мест и спортивный центр в Эр-Рияде для короля Фейсала , а также спортивный город для Кувейта для запланированных Панарабских игр 1974 года. Однако оба проекта были приостановлены из-за начала Четвертой арабо-израильской войны в 1973 году. Точно так же план строительства нового центра города в Тегеране был отменен после революции 1979 года . Однако он завершил строительство посольства Кувейта в Токио в 1970 году и международного аэропорта Кувейта, а также президентского дворца в Дамаске , Сирия . [80] [81]
Работы Курокавы включали победу в конкурсе Национального театра Абу-Даби (1977 г.), проекты башен-капсул для отеля в Багдаде (1975 г.) и города в пустыне в Ливии (1979–1984 гг.). [82]
Идея Кикутаке о плавучих башнях была частично реализована в 1975 году, когда он спроектировал и построил Акваполис для выставки Okinawa Ocean Expo . Плавучий городской квартал размером 100 х 100 метров содержал помещения, включающие банкетный зал, офисы и жилые помещения для 40 сотрудников. Он был построен в Хиросиме , а затем отбуксирован на Окинаву . [83] Были реализованы и другие проекты незастроенных плавучих городов, в том числе плавучий город на Гавайях для исследования океана и подключаемый плавучий блок с А-образной рамой, содержащий жилье и офисы, которые можно было бы использовать в качестве мобильных домов в случае стихийного бедствия. [84]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Мамфорд (2000), стр. 5
- ^ Мамфорд (2000), с. 6–7
- ^ Jump up to: а б Лин (2010), с. 26
- ^ Ватанабэ (2001), с. 123
- ^ Колхас и Обрист (2011), с. 139
- ^ Стюарт (1987), стр. 177
- ^ Jump up to: а б Риани (1969), с. 24
- ^ Стюарт (1987), с. 178
- ^ Стюарт (1987), с. 181
- ^ Колхас и Обрист (2011), с. 180
- ^ Лин (2010), с. 19
- ^ Колхас и Обрист (2011), с. 181-182
- ^ Гольдхаген и Лего (2000), стр. 283-284.
- ^ Гольдхаген и Лего (2000), стр. 478.
- ^ Jump up to: а б Лин (2010), с. 22
- ^ Колхас и Обрист (2011), с. 300
- ^ Лин (2010), с. 20
- ^ Jump up to: а б Колхас и Обрист (2011), с. 185
- ^ Колхас и Обрист (2011), с. 187
- ^ Колхас и Обрист (2011), с. 190-193
- ^ Лин (2010), с. 18
- ^ Колхас и Обрист (2011), с. 235
- ^ Jump up to: а б Лин (2010), с. 23
- ^ Jump up to: а б Лин (2010), с. 24
- ^ Гольдхаген и Лего (2000), с. 285
- ^ Колхас и Обрист (2011), с. 206
- ^ Гольдхаген и Лего (2000), с. 279
- ^ Колхас и Обрист (2011), с. 239 и 301
- ^ Лин (2010), с. 2
- ^ Лин (2010), с. 25
- ^ Колхас и Обрист (2011), с. 186
- ^ Лин (2010), с. 27
- ^ Лин (2010), с. 238
- ^ Лин (2010), с. 28
- ^ Соренсен (2002), с. 253
- ^ Jump up to: а б Лин (2010), с. 30
- ^ Jump up to: а б Колхас и Обрист (2011), с. 341
- ^ Jump up to: а б Колхас и Обрист (2011), с. 352
- ^ Jump up to: а б Лин (2010), с. 34
- ^ Лин (2010), с. 32
- ^ Гольдхаген и Лего (2000), с. 286–287
- ^ Jump up to: а б с д и Колхас и Обрист (2011), с. 284-292
- ^ Jump up to: а б Култерман (1970), с. 112
- ^ Култерман (1970), с. 123
- ^ Лин (2010), с. 144-145
- ^ Колхас и Обрист (2011), с. 680
- ^ Чжунгие Линь (2010). Кензо Танге и метаболическое движение . Рутледж. п. 168.
- ^ Jump up to: а б Лин (2010), с. 179-180
- ^ Колхас и Обрист (2011), с. 363
- ^ Лин (2010), с. 186
- ^ Jump up to: а б Лин (2010), с. 188
- ^ Ватанабэ (2001), с. 135
- ^ Колхас и Обрист (2011), с. 388
- ^ Jump up to: а б Ватанабэ (2001), с. 148-149
- ^ Лин (2010), с. 233
- ^ «В Токио идет снос знаменитой капсульной башни Накагин» . Дезин . 12 апреля 2022 г. Проверено 26 октября 2022 г.
- ^ Лин (2010), с. 111
- ^ Лин (2010), с. 119
- ^ Jump up to: а б Ватанабэ (2001), с. 139
- ^ Ватанабэ (2001), с. 157
- ^ Гольдхаген и Лего (2000), с. 287
- ^ Гольдхаген и Лего (2000), с. 289
- ^ Гольдхаген и Лего (2000), с. 290-292
- ^ Лин (2010), с. 10
- ^ Jump up to: а б Лин (2010), с. 11
- ^ Бойд (1968), с. 16
- ^ Jump up to: а б Култерман (1970), с. 282
- ^ Jump up to: а б с Колхас и Обрист (2011), с. 506-507
- ^ Култерман (1970), с. 284
- ^ Jump up to: а б Танге и Кавазоэ (1970), стр. 31.
- ^ Колхас и Обрист (2011), с. 516
- ^ Колхас и Обрист (2011), с. 511
- ^ Kikutake Assocs (1970), с. 69
- ^ Колхас и Обрист (2011), с. 507
- ^ Колхас и Обрист (2011), с. 528-530
- ^ Сасаки (1970), с. 143
- ^ Лин (2010), с. 228
- ^ Колхас и Обрист (2011), с. 591
- ^ Колхас и Обрист (2011), с. 594-595
- ^ Колхас и Обрист (2011), с. 606-610
- ^ Танге, Кензо. «Новый дворец Шааб» . Визуальный архив Ага Хана, Библиотеки Университета Ага Хана, Массачусетского технологического института . Проверено 12 февраля 2022 г.
- ^ Колхас и Обрист (2011), с. 620-630
- ^ Колхас и Обрист (2011), с. 152-153
- ^ Колхас и Обрист (2011), с. 673-675
Ссылки
[ редактировать ]- Бойд, Робин (1968). Новые направления в японской архитектуре . Лондон, Великобритания: Студия Vista.
- Голдхаген, Сара В.; Лего, Режан, ред. (2000). Тревожные модернизмы . Кембридж, Массачусетс: MIT Press . ISBN 0-262-07208-4 .
- Kikutake Assocs, май – июнь 1970 г., «ЭКСПО-Башня», японский архитектор.
- Колхас, Рем; Обрист, Ханс У (2011), Project Japan Metabolism Talks… , Лондон: Taschen, ISBN 978-3-8365-2508-4 .
- Култерманн, Удо (1970). Кензо Танге . Лондон, Великобритания: Pall Mall Press. ISBN 0-269-02686-Х .
- Линь, Чжунцзе (2010). Кензо Танге и метаболическое движение . Рутледж.
- Пфлумио, Кирилл (2011) Я хижина в пустыне. Заметки о космосе и японской архитектуре. (на французском языке) Магистерская диссертация, Страсбург, Национальный институт прикладных наук.
- Сасаки, Такабуми, май – июнь 1970 г., «репортаж: проход через антиутопию ЭКСПО'70», The Japan Architect.
- Соренсен, Андре (2002). Создание городов Японии - Города и планирование от Эдо до XXI века . Нью-Йорк, США: Рутледж. ISBN 0-203-99392-6 .
- Стюарт, Дэвид Б. (2002). Создание современной японской архитектуры: от основателей до Синохары и Исодзаки . Нью-Йорк, США: Kodansha International . ISBN 4-7700-2933-0 .
- Танге и Кавазоэ, май – июнь 1970 г., «Некоторые мысли об ЭКСПО 70 - Диалог между Кензо Танге и Нобору Кавазоэ», The Japan Architect.
- Ватанабэ, Хироши (2001). Архитектура Токио . Штутгарт / Лондон: Издание Акселя Менгеса. ISBN 3-930698-93-5 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Нобору Кавазоэ и др. (1960). Метаболизм 1960: предложения нового урбанизма . Бидзюцу Шуппан Ша.
- Кишо Курокава (1977). Метаболизм в архитектуре . Студия Виста. ISBN 978-0-289-70733-3 .
- Кишо Курокава (1992). От метаболизма к симбиозу . Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-1-85490-119-4 .