Экспрессионистская архитектура
Экспрессионистская архитектура была архитектурным движением в Европе в первые десятилетия 20-го века параллельно с экспрессионистским изобразительным и исполнительским искусством, которое особенно развивалось и доминировало в Германии . Кирпичный экспрессионизм — особый вариант этого движения в западной и северной Германии, а также в Нидерландах (где он известен как Амстердамская школа ).
В 1920-е годы
[ редактировать ]Термин «экспрессионистская архитектура» первоначально описывал деятельность немецкого, голландского, австрийского, чешского и датского авангарда с 1910 по 1930 год. Последующие переопределения расширили этот термин до 1905 года, а также расширили его, чтобы охватить остальную Европу. Сегодня это значение расширилось еще больше и теперь относится к архитектуре любой даты или места, которая демонстрирует некоторые качества оригинального движения, такие как; искажение, фрагментация или передача сильных или чрезмерных эмоций. [1]
Этот стиль характеризовался ранним модернистским принятием новых материалов, формальными инновациями и очень необычным объединением, иногда вдохновленным естественными биоморфными формами, иногда новыми техническими возможностями, предлагаемыми массовым производством кирпича, стали и особенно стекла. Многие архитекторы-экспрессионисты участвовали в Первой мировой войне, и их опыт в сочетании с политическими потрясениями и социальными потрясениями, последовавшими за немецкой революцией 1919 года, привел к утопическому мировоззрению и романтической социалистической программе. [2] Экономические условия сильно ограничивали количество построенных комиссий в период с 1914 по середину 1920-х годов. [3] в результате многие из наиболее важных экспрессионистских работ остались в виде проектов на бумаге, такие как Бруно Таута » «Альпийская архитектура и Германа Финстерлина «Формшпили» . Эфемерные выставочные здания в этот период были многочисленными и весьма значимыми. Сценография для театра и кино дала еще один выход экспрессионистскому воображению. [4] и предоставил дополнительный доход дизайнерам, пытающимся бросить вызов условностям в суровых экономических условиях.
Важные события в экспрессионистской архитектуре включают; выставка Веркбунда (1914) в Кёльне , завершение и театральное проведение Großes Schauspielhaus в Берлине в 1919 году, « Стеклянные цепочки » и деятельность Амстердамской школы . Главной постоянной сохранившейся достопримечательностью экспрессионизма является Мендельсона Эриха башня Эйнштейна в Потсдаме . К 1925 году большинство ведущих архитекторов, таких как Бруно Таут, Эрих Мендельсон, Вальтер Гропиус , Мис ван дер Роэ и Ханс Пельциг , наряду с другими экспрессионистами в изобразительном искусстве, обратились к движению Neue Sachlichkeit ( Новая объективность ), более практический и прозаичный подход, отвергающий эмоциональную взволнованность экспрессионизма. Некоторые, особенно Ганс Шарун , продолжали работать в стиле экспрессионизма. [5]
В 1933 году, после нацистами захвата власти в Германии , экспрессионистское искусство было объявлено вне закона как дегенеративное . [5] До 1970-х годов ученые (в первую очередь Николаус Певснер ) обычно преуменьшали влияние экспрессионистов на более поздний международный стиль , но в последние годы это было переоценено.
Характеристики
[ редактировать ]Экспрессионистская архитектура была индивидуалистической и во многом избегала эстетических догм. [6] но все же полезно разработать некоторые критерии, определяющие его. Несмотря на большое разнообразие и дифференциацию, многие моменты можно найти повторяющимися в произведениях экспрессионистской архитектуры и в той или иной степени очевидны в каждой из их работ:
- Искажение формы для эмоционального воздействия. [7]
- Подчинение реализма символическому или стилистическому выражению внутреннего переживания.
- Основополагающие усилия по достижению нового, оригинального и дальновидного
- Обилие работ на бумаге и моделей с открытием и представлением концепций, более важных, чем прагматичные готовые продукты.
- Зачастую гибридные решения, несводимые к единой концепции. [8]
- Темы природных романтических явлений, таких как пещеры, горы, молнии, кристаллы и скальные образования. [9] По существу, он более минеральный и элементарный, чем витиеватый и органичный, который характеризовал его близкий современный модерн .
- Использует творческий потенциал ремесленного мастерства .
- Тенденция больше к готике, чем к классической архитектуре . Экспрессионистская архитектура также больше склоняется к романскому стилю и рококо , чем к классическому.
- Хотя экспрессионизм является движением в Европе, он столь же восточен , как и западный . Он опирается как на мавританское , исламское , египетское и индийское искусство и архитектуру, так и на римское или греческое . [10]
- Представление об архитектуре как произведении искусства. [8]
Контекст
[ редактировать ]Политические, экономические и художественные сдвиги создали контекст для ранних проявлений экспрессионистской архитектуры; особенно в Германии, где утопические качества экспрессионизма нашли сильный резонанс в левом художественном сообществе, стремящемся дать ответы обществу, находившемуся в смятении во время и после событий Первой мировой войны. [12] Поражение в войне, последующее отстранение кайзера Вильгельма II , лишения и подъем социал-демократии, а также оптимизм Веймарской республики создали нежелание архитекторов реализовывать проекты, начатые до войны, и дали толчок к поиску новых решений. Влиятельная часть художественного сообщества, в том числе архитекторы, стремилась к революции, подобной той, которая произошла в России. Дорогостоящая и грандиозная реконструкция Großes Schauspielhaus больше напоминала имперское прошлое, чем планирование бюджета военного времени и послевоенную депрессию. [13]
Художественными движениями, которые предшествовали экспрессионистской архитектуре и продолжались с некоторым перекрытием, были движение искусств и ремесел и модерн или в Германии модерн . Единство дизайнеров с ремесленниками было главной заботой движения искусств и ремесел, которое распространилось на экспрессионистскую архитектуру. Частая тема натурализма в стиле модерн, которая также была распространена в романтизме , также продолжалась, но сменилась более земляной, чем цветочной. Натуралист Эрнст Геккель был известен Финстерлину. [14] и поделился своим источником вдохновения в природных формах.
Футуристическое . и конструктивистское архитектурные движения, а также антиискусственное движение Дада возникали одновременно с экспрессионизмом и часто содержали схожие черты Журнал Бруно Таута «Фрюлихт» включал конструктивистские проекты, в том числе памятник Владимиру Татлину Третьему Интернационалу . [15] Однако футуризм и конструктивизм подчеркивали механизацию. [16] и урбанизм [17] тенденции, которым не суждено было прижиться в Германии до движения Neue Sachlichkeit . Эрих Мендельсон — исключение, чье творчество граничило с футуризмом и конструктивизмом. Качество динамической энергии и изобилия присутствует как в эскизах Мендельсона, так и в эскизах футуриста Антонио Сант'Элиа . [18] Мерцбау художника-дадаиста Курта Швиттерса с его угловатой абстрактной формой обладал многими экспрессионистскими характеристиками.
Влияние индивидуалистов, таких как Фрэнк Ллойд Райт и Антони Гауди, также обеспечило контекст для экспрессионистской архитектуры. Портфолио Райта входили в лекции Эриха Мендельсона и были хорошо известны представителям его круга. [19] Гауди также находился под влиянием и влиял на то, что происходило в Берлине. В Барселоне не было резкого разрыва между архитектурой модерна и архитектурой начала 20-го века, где модерн был против стиля после 1900 года, и его работы содержат больше модерна, чем, скажем, у Бруно Таута. Группа Der Ring знала о Гауди, так как он публиковался в Германии, и Финстерлин вел переписку. [20] Чарльза Ренни Макинтоша следует также упомянуть в более широком контексте экспрессионистской архитектуры. Трудно классифицировать их как строго искусство и ремесла или модерн, такие здания, как Hill House и его стулья Ingram, имеют экспрессионистский оттенок. Его работы были известны на континенте, так как были выставлены на выставке Венского Сецессиона в 1900 году.
Основные идеи
[ редактировать ]Многие писатели внесли свой вклад в идеологию экспрессионистской архитектуры. Источниками философии, важными для архитекторов-экспрессионистов, были работы Фридриха Ницше , Сёрена Кьеркегора , [21] и Анри Бергсон . [22] Эскизы Бруно Таута часто сопровождались цитатами из Ницше. [23] особенно «Так говорил Заратустра» , главный герой которого олицетворял свободы, дорогие экспрессионистам; свобода отрицания буржуазного мира, свобода от истории и сила духа в индивидуалистической изоляции. [23] Горное убежище Заратустры послужило источником вдохновения для создания альпийской архитектуры Таута . [24] Генри ван де Вельде нарисовал иллюстрацию на титульном листе книги Ницше «Ecce Homo» . [25] Автор Франц Кафка в своей «Метаморфозе» своим изменением формы соответствовал материальной нестабильности экспрессионистской архитектуры. [26] Натуралисты, такие как Чарльз Дарвин и Эрнст Геккель, внесли свой вклад в идеологию биоморфной формы таких архитекторов, как Герман Финстерлин. Поэт Пауль Ширбарт работал напрямую с Бруно Таутом и его кругом и вносил идеи, основанные на его поэзии стеклянной архитектуры.
Возникшая психология Зигмунда Фрейда и Карла Юнга была важна для экспрессионизма. Исследование психологических эффектов формы и пространства. [27] предпринимали архитекторы в своих зданиях, проектах и фильмах. Бруно Таут отметил психологические возможности сценографического дизайна: «Психологически объекты служат отражением эмоций и жестов актеров». [27] Исследование снов и бессознательного предоставило материал для формальных исследований Германа Финстерлина.
На протяжении XVIII и XIX веков философия эстетики развивалась , особенно благодаря работам Канта и Шопенгауэра и представлениям о возвышенном . Предполагалось, что переживание возвышенного включает в себя самозабвение, при котором личный страх заменяется чувством благополучия и безопасности при столкновении с объектом, демонстрирующим превосходящую мощь. В конце девятнадцатого века возникла немецкая Kunstwissenschaft, или «наука об искусстве», которая представляла собой движение, направленное на распознавание законов эстетического восприятия и достижение научного подхода к эстетическому опыту. В начале двадцатого века немецкий неокантианский философ и теоретик эстетики Макс Дессуар основал Zeitschift für Ästhetik und allgemeine Kunstwissenschaft , который он редактировал в течение многих лет, и опубликовал работу Ästhetik und allgemeine Kunstwissenschaft , в которой сформулировал пять основных эстетических форм. : прекрасное, возвышенное, трагическое, безобразное и комическое. Иэн Бойд Уайт пишет, что, хотя «провидцы-экспрессионисты не держали копии Канта под своими чертежными досками. из романтизм . [28]
Художественные теории Василия Кандинского , такие как «О духовном в искусстве » и «Точка и линия на плоскости», были центральными элементами экспрессионистского мышления. [29]
Материалы
[ редактировать ]Архитекторов-экспрессионистов постоянно беспокоило использование материалов и способы их поэтического выражения. Часто целью было унифицировать материалы здания, чтобы сделать его монолитным . Сотрудничество Бруно Таута и поэта-утописта Пауля Шербарта попыталось решить проблемы немецкого общества с помощью доктрины стеклянной архитектуры. Подобный утопизм можно рассматривать в контексте революционной Германии, где борьба между национализмом и социализмом еще не разрешилась сама собой. Таут и Ширбарт представляли себе общество, которое освободилось, порвав с прошлыми формами и традициями, движимое архитектурой, которая заливала каждое здание разноцветным светом и представляла более многообещающее будущее. [30] Они опубликовали тексты на эту тему и построили Стеклянный павильон на выставке Веркбунда 1914 года . Вокруг основания купола были начертаны афористические высказывания о материале, написанные Шербартом: «Цветное стекло уничтожает ненависть», «Без стеклянного дворца жизнь — бремя», «Стекло приносит нам новую эру, строительство из кирпича только приносит нам пользу». вред." [15]
Другим примером экспрессионистского использования монолитных материалов был Эрих Мендельсон в Башне Эйнштейна . Нельзя пропустить каламбур в честь тезки башни, Эйнштейна , и попытку сделать здание из одного камня, то есть Эйна Штайна . [31] Хотя здание не было отлито за одну заливку бетона (из-за технических трудностей частично использовались кирпич и штукатурка), эффект здания является выражением текучести бетона до его заливки. «Архитектура стали и бетона» — так называлась выставка эскизов Мендельсона 1919 года в Пауля Кассирера галерее в Берлине.
Кирпич использовался аналогичным образом, чтобы выразить природную природу материала. Йозеф Франке создал несколько характерных экспрессионистских церквей в Рурской области в 1920-х годах. Бруно Таут использовал кирпич как способ показать массу и повторение в своем берлинском жилом комплексе «Легиен-Штадт». Точно так же, как и их предшественники из движения «Искусство и ремесло», архитекторы-экспрессионисты, популизм, натурализм и, по словам Пента, «моральные, а иногда даже иррациональные аргументы были приведены в пользу строительства из кирпича». [32] Благодаря своему цвету и пуантилистскому визуальному приращению кирпич стал для экспрессионизма тем же, чем позже стала штукатурка для международного стиля .
Театры, фильмы, картины и журналы
[ редактировать ]Европа стала свидетелем бума театральной В начале двадцатого века постановки; с 1896 по 1926 год 302 постоянных театра на континенте превратились в 2499. [13] В кино наблюдался сопоставимый рост его использования и популярности, что привело к увеличению количества кинотеатров. Он также смог воплотить в реальность инновационные архитектурные идеи. [27]
Многие архитекторы проектировали театры для представлений на сцене и декорации для фильмов-экспрессионистов . Это были определяющие моменты для движения, и благодаря интересу к театрам и кино исполнительское искусство занимало значительное место в экспрессионистской архитектуре. Подобно кино и театру, экспрессионистская архитектура создавала необычную и экзотическую среду, окружающую посетителя.
Построенные примеры экспрессионистских театров включают строительство Генри ван де Вельде модельного театра для выставки Веркбунда 1914 года и Гансом Пельцигом грандиозную реконструкцию Большого Шаушпильхауса . Огромная вместимость Großes Schauspielhaus позволила снизить цены на билеты и создать «народный театр». [13] Архитекторы-экспрессионисты не только строили сцены, Бруно Таут написал предназначенную для театра пьесу «Вельтбаумайстер» . [4]
Архитекторы-экспрессионисты одновременно участвовали в создании фильма и вдохновлялись им. Ганс Пельциг стремился снимать фильмы по мотивам легенд и сказок . [33] Пельциг разработал сценографические декорации для фильма Пауля Вегенера 1920 года «Голем» . Пространство в «Дер Големе» представляло собой трехмерную деревню, реалистичную визуализацию еврейского гетто Праги. Это контрастирует с обстановкой «Кабинета доктора Калигари» , нарисованного на холсте. [34] Возможно, последнему удалось добиться большей стилистической свободы, но Пельцигу в «Дер Големе» удалось создать целую деревню, «говорившую с еврейским акцентом». [33]
Герман Финстерлин обратился к Фрицу Лангу с идеей фильма. [4] Фильм Фрица Ланга «Метрополис» демонстрирует визуально прогрессивное «футуристическое» общество, занимающееся актуальными проблемами Германии 1920-х годов в отношении труда и общества. Бруно Таут спроектировал недостроенный театр для лежачих кинозрителей. [35] Бруно Таут также предложил фильм в качестве антологии «Стеклянной цепи» под названием Die Galoschen des Glücks («Калоши удачи») с названием, заимствованным у Ганса Христиана Андерсена . В фильме, как отметил Таут, «самый тонкий экспрессионизм приведет в гармонию окружение, реквизит и действие». [36] В нем были представлены архитектурные фантазии, подходящие каждому участнику Сети. [4] В конечном итоге так и не созданный, он раскрывает стремление, которое вызвало новое средство массовой информации - фильм.
- Альманах «ГОЛУБОЙ РЕЙТЕР» 1912 года, обложка Василия Кандинского . Две группы художников-экспрессионистов: « Синий всадник » в Мюнхене с 1912 года и « Брюке » в Дрездене с 1905 года.
- ВЕНДИНГЕН 1924-11/12, «Кристаллы», 40 ил., вдохновение для архитекторов-экспрессионистов.
- ВЕНДИНГЕН 1923-8/9, «Ракушки», 65 ил., вдохновение для архитекторов-экспрессионистов.
Абстракция
[ редактировать ]Тенденция к абстракции в искусстве соответствовала абстракции в архитектуре. Публикация «О духовном в искусстве» в 1912 году Василием Кандинским , его первая защита абстракции, когда он еще участвовал в фазе «Синего всадника» , знаменует собой начало абстракции в экспрессионизме и абстракции в экспрессионистской архитектуре. [29] Концепция Башни Эйнштейна Эриха Мендельсона не сильно отставала от Кандинского в продвижении абстракции в архитектуре. После публикации книги Кандинского «Точка и линия на плоскости» в 1926 году возникла строгая и более геометрическая форма абстракции, а работы Кандинского приобрели более четкие и четкие линии. Тенденции в архитектуре не отличаются друг от друга: Баухаус привлекал внимание, а экспрессионистская архитектура уступала место геометрическим абстракциям современной архитектуры.
Кирпичный Экспрессионизм
[ редактировать ]Термин «кирпичный экспрессионизм» ( нем . Backsteinexpressionismus ) описывает конкретный вариант экспрессионизма, в котором кирпич , плитка или клинкерный кирпич используются в качестве основного видимого строительного материала. Здания в этом стиле возводились преимущественно в 1920-е годы. Региональными центрами стиля были крупные города Северной Германии и Рурской области , но Амстердамская школа принадлежит к той же категории.
(Судоходный дом) в Амстердаме, построенный в 1912 году Кооперативно-коммерческий Scheepvaarthuis , считается отправной точкой и прототипом работы Амстердамской школы: кирпичная конструкция со сложной кладкой, традиционными массами и интеграцией сложной схемы строительных элементов (декоративная кладка, художественное стекло, кованые изделия). изделия из железа и внешняя фигуративная скульптура), которая воплощает и выражает индивидуальность здания. Школа процветала примерно до 1925 года.
Большая международная известность немецкого экспрессионизма связана не с немецкими архитекторами-экспрессионистами из Кирпича, а с немецкими художниками-экспрессионистами двух групп Die Brücke в Дрездене с 1905 года ( Кирхнер , Шмидт-Ротлуф , Хекель , Нольде ) и Der Blaue Reiter в Мюнхене. с 1912 ( Кандинский , Марк , Маке , Мюнтер , Явленский ).
Экспрессионизм с 1950-х годов.
[ редактировать ]Влиятельный архитектурный критик и историк Зигфрид Гидион в своей книге «Пространство, время и архитектура» (1941) назвал экспрессионистскую архитектуру второстепенным явлением в развитии функционализма . В середине двадцатого века, в 50-х и 60-х годах, многие архитекторы начали проектировать в манере, напоминающей архитектуру экспрессионизма. В этот послевоенный период вариант экспрессионизма, брутализм , имел честный подход к материалам, который в своем неприукрашенном использовании бетона был похож на использование кирпича в Амстердамской школе. Замыслы Ле Корбюзье стали для экспрессионистов на его бруталистской фазе, но в большей степени в его «Нотр-Дам-дю-О» .
В Мексике в 1953 году немецкий эмигрант Матиас Гериц опубликовал манифест «Arquitectura Emocional» (Эмоциональная архитектура), в котором заявил, что «основная функция архитектуры — эмоции». [37] Современный мексиканский архитектор Луис Барраган принял термин, который повлиял на его творчество. Двое из них сотрудничали в проекте Torres de Satélite (1957–58), руководствуясь принципами Arquitectura Emocional Герица.
Еще одним современным архитектором середины века, пробудившим экспрессионизм, был Ээро Сааринен . Подобную эстетику можно найти в более поздних зданиях, таких как терминал TWA Сааринена 1962 года в международном аэропорту имени Джона Кеннеди . Германа Финстерлина, Его терминал TWA в международном аэропорту имени Джона Кеннеди имеет органичную форму, максимально близкую к Форшпильсу как и любой другой, за исключением Йорна Утцона Сиднейского оперного театра . Лишь в 1970-е годы экспрессионизм в архитектуре получил переоценку в более позитивном свете.
Совсем недавно [ когда? ] тем не менее, эстетика и тактильность экспрессионистской архитектуры нашли отклик в работах Энрика Мираллеса , в первую очередь в его здании шотландского парламента , архитекторов- деконструктивистов , таких как Заха Хадид и Даниэль Либескинд , а также канадского архитектора- аборигена Дугласа Кардинала . [38] [39]
- Берлинская филармония , 1956–63 ( Ханс Шарун )
- Интерьер Берлинской филармонии
- Сиднейский оперный театр , 1957–73 ( Йёрн Утзон )
- Концертный зал Уолта Диснея в Лос-Анджелесе , 2003 (Фрэнк Гери)
- Концертный зал Уолта Диснея , внутри
Хронология
[ редактировать ]1900
[ редактировать ]- Реакция на модерн была вызвана частично моральным стремлением к более строгому и неприукрашенному стилю, а частично рационалистическими идеями, требующими практического обоснования формальных эффектов. Однако модерн открыл язык абстракции и указал на уроки, которые следует извлечь из природы. [40]
- 25 августа 1900 года, смерть Фридриха Ницше .
- Формирование дрезденского Die Brücke . экспрессионистского движения
- Начинается строительство Дома Мила , предшественника движения.
- Поэт Пауль Ширбарт независимо предлагает научно-фантастический образ утопического будущего.
- (1909–1912) Адольф Лоос произносит сборник речей по всей Германии, который в конечном итоге стал его сатирическим эссе / манифестом «Орнамент и преступление», в котором прикладной орнамент отвергается в пользу абстракции.
- Новая Мюнхенская ассоциация художников Neue Künstlervereinigung München основана Василием Кандинским и другими в Мюнхене .
1910
[ редактировать ]- Издание в Берлине журналов «Штурм» Герварта Вальдена и «Дейкцион» Франца Пфемферта как контркультурных рупоров против Deutscher Werkbund .
- Ганс Пельциг открывает практику в Бреслау (ныне Вроцлав , Польша ). Проектирует водонапорную башню для Познани (ныне Познань , Польша), описанную Кеннетом Фрэмптоном как некий образ Die Stadtkrone , и офисное здание, которое привело к архитектурному формату Эриха Мендельсона в 1921 году. более позднего берлинского «Mosse-Haus» [40]
- Василий Кандинский уходит с поста председателя Neue Künstlervereinigung München .
- Вальтер Гропиус и Адольф Мейер строят фабрику Фагус в Альфельде- ан-дер-Лайне.
- Der Blaue Reiter формируется и проводит первые выставки в Мюнхене и Берлине.
- Ханс Пельциг проектирует химический завод в Любани (ныне: Любонь , Польша) с ярко выраженной кирпичной массой.
- Василий Кандинский публикует книгу «О духовном в искусстве» .
- Работа Амстердамской школы начинается с кооперативно-коммерческого Scheepvaarthuis (Судоходного дома), спроектированного Йоханом ван дер Мей .
- Мишель де Клерк начинает работу над первым из трех многоквартирных домов в Спаарндаммерплантсойне , в Амстердаме последний из которых был построен в 1921 году.
- Рудольф Штайнер приступает к работе над первым Гетеанумом . Работы завершены в 1919 году.
- Педер Вильгельм Йенсен-Клинт выигрывает конкурс на проектирование церкви Грундтвига в Копенгагене, Дания.
- Пол Шербарт издает Glasarchitecktur.
- Выставка Cologne Werkbund демонстрирует идеологический раскол между:
- Нормативная форма (типизация) – Беренс, Мутезиус и,
- Индивидуалисты – Таут, ван де Вельде, Гропиус.
- Смерть Пауля Ширбарта.
- Франц Кафка публикует «Метаморфозы» .
- Мишель де Клерк начинает строительство Het Schip, третьего и наиболее совершенного многоквартирного дома в Спаарндаммерплантсоене, для девелоперской компании Eigen Haard в Аместердаме [1] . Работы были завершены в 1921 году.
- Бруно Таут публикует книги об альпийской архитектуре .
- Адольф Бене расширяет социокультурный смысл сочинений Ширбарта о стекле.
- Перемирие – республиканская революция в Германии. Социал-демократы образуют Советы рабочих и солдат. Всеобщие забастовки.
- Свободное выражение мнений Амстердамской школы , освещенное в журнале «Вендинген» («Изменения»).
- Ноябрь — Arbeitsrat für Kunst (Рабочий совет искусств), основанный Бруно Таутом и Адольфом Бене . Они сознательно моделируют себя по образцу Советов и прикрепляют левую программу к своей утопической и экспрессионистской деятельности. Они требуют; 1. Духовная революция, сопровождающая политическую. 2. Архитекторы создают «корпорации», связанные «взаимопомощью».
- Ноябрь – Ноябрьская группа сформировалась только для того, чтобы слиться с Arbeitsrat für Kunst в следующем месяце . Он провозглашает; 1. Создание коллективных художественных произведений. 2. Массовое жилье. 3. Разрушение художественно бесполезных памятников (это была обычная реакция авангарда на элитарный милитаризм, который воспринимался как причина Первой мировой войны).
- Декабрь – Arbeitsrat für Kunst объявляет свои основные цели в Bruno Tauts архитектурной программе . Он призывает к созданию нового «тотального произведения искусства», которое должно быть создано при активном участии людей.
- Бруно Таут издает «Городскую корону» .
- весенний манифест Arbeitsrat für Kunst Опубликован . Искусство для масс. Альянс искусств под крылом архитектуры. 50 художников, архитекторов и меценатов присоединяются во главе с Бруно Таутом , Вальтером Гропиусом и Адольфом Бене .
- Апрель – сценическая выставка Эриха Мендельсона , Ханнеса Мейера , Бернарда Хетгера , Макса Таута и Отто Бартнинга «Выставка неизвестных архитекторов». Уолтер Гропиус пишет введение, которое теперь считается первым черновиком программы Баухауза , опубликованным позже в этом месяце. Призванный создать «Собор будущего», чтобы объединить творческую энергию общества, как в средние века.
- Баухауз основал и начал фазу экспрессионизма, которая продлилась до 1923 года.
- Адольф Бене публикует «Да!» Голоса Трудового совета по искусству в Берлине ( Да! Голоса Художественного совета в Берлине ).
- Спартаковское восстание положило конец открытой деятельности Arbeitsrat für Kunst . Группа начинает первое утопическое письмо « Стеклянной цепи» Бруно Таута. К ним присоединяются ранее периферийные архитекторы; Ганс Лукхардт , Василий Лукхардт и Ганс Шарун . Письма требуют; 1. Возвращение к средневековой интеграции строительной команды. 2. Неправильная форма. 3. Фасетная форма. 4. Стеклянные памятники.
- Открытие Grosses Schauspielhaus Ганса Пельцига в Берлине. Подвесные подвесные формы создают «светящееся растворение формы и пространства».
- Бруно Таут запускает журнал Frühlicht («Ранний свет»).
- Бруно Таут и Ганс Шарун подчеркивают творческую важность фрейдистского бессознательного .
- Ханс Пельциг становится председателем Немецкого Веркбунда .
- Начинаются проектные работы над Piet Kramers De Dageraad . Строительство завершено в 1923 году. Мендельсон считает ее более структурной, чем работа Хендрикуса Вейдевельда .
1920
[ редактировать ]- фильма «Кабинет доктора Калигари» . состоялась премьера Марморхаусе 26 февраля в берлинском
- Ганс Пельциг заявляет о своей принадлежности к Glass Chain. Он разрабатывает декорации для «Голема» .
- Солидарность «Стеклянной цепи» нарушена. Заключительное письмо, написанное Германом Финстерлином . Ганс Лукхардт признает несовместимость свободной бессознательной формы и рационалистической сборности и переходит к рационализму .
- Таут придерживается своих ширбартовских взглядов. Он публикует «Die Auflösung der Städt» («Распад города») в соответствии с кропоткинскими анархо-социалистическими тенденциями. Как и Советы , он рекомендует развал городов и возвращение на землю. Он моделирует аграрные общины и храмы в Альпах. Будет 3 отдельных жилых комплекса. 1. Просветленный. 2. Художники. 3. Дети. Этот авторитаризм отмечен у Фрэмптона как социалистический по своей сути, но парадоксальным образом содержащий в себе семена позднего фашизма.
- Таут назначен городским архитектором Магдебурга , но ему не удается построить муниципальный выставочный зал, поскольку суровые экономические реалии Веймарской республики становятся очевидными, а перспективы строительства «стеклянного рая» тают.
- Вальтер Гропиус проектирует памятник мартовским мертвецам [2] [ постоянная мертвая ссылка ] в Веймаре . Он был завершен в 1922 году и вдохновляет рабочих в фильме «Метрополис» Фрица Ланга 1927 года .
- Ранний свет теряет свой импульс.
- Эрих Мендельсон посещает работы голландской вендингенской группы и совершает поездку по Нидерландам. Он знакомится с рационалистами Ж. Дж. П. Удом и В. М. Дудоком . Он признает конфликт дальновидного и объективного подходов к дизайну.
- Эриха Мендельсона » Открывается « Моссехаус . Завершено строительство Башни Эйнштейна . Он сочетает в себе скульптурные формы выставочного театра Ван де Велдес Веркбунд с профилем Гласхауса Таута и формальную близость к народной голландской архитектуре Эйбинка , Снеллебранда и Хендрикуса Вейдевельда . Сам Эйнштейн посещает это место и объявляет его «органическим».
- Мендельсон проектирует шляпную фабрику в Луккенвальде . Он демонстрирует влияние голландского экспрессиониста Де Клерка , противопоставляющего драматические высокие индустриальные формы горизонтальным административным элементам. Этот подход находит отражение в его Ленинградской текстильной фабрике 1925 года и предвосхищает появление полос в его универмагах в Бреслау , Штутгарте , Хемнице и Берлине с 1927 по 1931 год.
- Хьюго Херинг и Людвиг Мис ван дер Роэ подают заявку на конкурс офисного здания на Фридрихштрассе. Он демонстрирует органичный подход к структуре и полностью сделан из стекла.
- Людвиг Мис ван дер Роэ публикует проект стеклянного небоскреба в последнем номере журнала Frühlicht .
- Замок Тоомпеа перестроен для Рийгикогу в Таллинне , Эстония , как единственное в мире парламентское здание в стиле экспрессионизма.
- фильм «Носферату . » Ф.В. Мурнау Выходит
- Фаза экспрессионизма Баухауза заканчивается. Стандартные аргументы в пользу этого таковы: 1. Экспрессионизм было трудно построить. 2. Безудержная инфляция в Германии изменила общественный климат на более трезвый. Дженкс постулирует, что стандартные аргументы слишком упрощены, и вместо этого утверждает, что 1. Экспрессионизм стал ассоциироваться с крайним утопизмом, который, в свою очередь, был дискредитирован насилием и кровопролитием. Или 2. Архитекторы убедились, что новый (рационалистический) стиль столь же выразителен и более адекватно отражает дух времени . Никаких серьезных разногласий или публичных заявлений, которые могли бы ускорить это изменение направления, не существует. Единственной внешне заметной реакцией была вынужденная отставка руководителя основного курса Баухауза Йоханнеса Иттена , которого заменил тогдашний конструктивист Ласло Мохой-Надь .
- Чилихаус в Гамбурге Фрица Хёгера .
- Вальтер Гропиус отказывается от экспрессионизма и переходит к рационализму.
- Бруно и Макс Таут начинают работу над финансируемыми государством проектами недорогого жилья.
- Выставка Берлинского сецессиона . Мис ван дер Роэ, Ханс и Василий Лакхардт демонстрируют более функциональный и объективный подход.
- Рудольф Штайнер проектирует второй Гетеанум после того, как первый был уничтожен пожаром в 1922 году. Работы начинаются в 1924 году и завершаются в 1928 году.
- Мишель де Клерк умирает.
- Германия принимает план Дауэса . Архитекторы более склонны строить дешевое жилье, чем воплощать утопические идеи о стекле.
- Хьюго Херинг проектирует фермерский комплекс. Здесь использованы выразительные скатные крыши, контрастирующие с громоздкими тектоническими элементами и закругленными углами.
- Хьюго Херинг проектирует жилой проект Prinz Albrecht Garten . Демонстрируя явный экспрессионизм, он озабочен более глубокими исследованиями внутреннего источника формы.
- Основание группы Ценерринг .
- 3 июня, Смерть Франца Кафки.
- Герман Финстерлин инициирует серию переписки с Антонио Гауди . [42]
- Ганс Пельциг отказывается от экспрессионизма и возвращается к криптоклассицизму.
- Ценерринга Группа становится Der Ring . Хьюго Херинг назначен секретарем.
- Макс Брод Франца Кафки. публикует «Процесс»
- Ойген Шмоль завершает строительство башни Борзиг в районе Берлин-Тегель
- Основание архитектурного коллектива Der Ring в значительной степени отворачивается от экспрессионизма и переходит к более функционалистской программе.
- Василий Кандинский публикует книгу «Точка и линия на плоскости» .
- Франца Кафки. Макс Брод публикует «Замок»
- Anzeiger-Hochhaus , Ганновер, автор Фриц Хёгер
- Церковь Грундтвига , Биспебьерг, автор Педер Вильгельм Йенсен-Клинт
- Выпуск Фрица Ланга » « Метрополиса .
- Weissenhof Estate построен в Штутгарте . Архитекторы-экспрессионисты Таут, Пельциг, Шарун строят в международном стиле .
- Международный конгресс современной архитектуры (CIAM) проходит в Швейцарии. Хьюго Херингу не удалось сдвинуть консенсус с призыва Ле Корбюзье к рационализму в пользу органического подхода. Наконец, видение Ширбарта затмевается, поскольку ненормативный подход, ориентированный на «место», отбрасывается в сторону.
- Großmarkthalle Мартин во Франкфурте (автор Эльзессер ) завершен.
- Часовня кладбища Глинике/Нордбан (Германия) завершена. Архитектор: Пол Позер
1930
[ редактировать ]- Завершение строительства Европахауса (Лейпциг)
- Завершение строительства «Дома Атлантиды» на Бетчерштрассе (Бремен).
- После нацистами захвата власти экспрессионистское искусство было объявлено вне закона как дегенеративное искусство .
- Дизайн Хатльгримскиркья в Рейкьявике, Исландия, автор Гудйон Самуэльссон .
1940
[ редактировать ]- Концертный зал Берлинской филармонии разрушен в 1944 году во время Второй мировой войны.
1950
[ редактировать ]- Ле Корбюзье строит Нотр-Дам-дю-От, сигнализируя о своем постмодернистском возвращении к архитектурному экспрессионизму форм. Он также строит Unité d'Habitation , в котором подчеркивается архитектурная выразительность материалов. Бруталистское бетона использование ( железобетона ) напоминает экспрессионистское использование стекла, кирпича и стали .
1960
[ редактировать ]- Экспрессионизм возрождается без политического контекста как фантастическая архитектура .
- Реконструкция Берлинской филармонии в 1963 году Ганса Шаруна.
- Церковь Шоссе работы Джованни Микелуччи открыта в Италии.
Архитекторы-экспрессионисты 1920-х годов.
[ редактировать ]Наследие
[ редактировать ]Наследие экспрессионистской архитектуры распространилось на более поздние движения двадцатого века. Ранний экспрессионизм находится под сильным влиянием ар-нуво и может считаться частью его наследия, тогда как после 1910 года, включая Амстердамскую школу, он считается смежным с ар-деко . Художественное движение «Новая объективность» (Neue Sachlichkeit) возникло в прямой оппозиции экспрессионизму. Экспрессионистская архитектура сегодня находится под очевидным влиянием деконструктивизма , работ Сантьяго Калатравы и органического движения Блобитектуры .
Другое движение, которое выросло из экспрессионизма и стало самостоятельной школой, — это метафорическая архитектура , которая включает в себя элементы биоморфизма и зооморфной архитектуры . На этот стиль очень сильно влияют форма и геометрия природного мира, и он характеризуется использованием аналогий и метафор в качестве основного источника вдохновения и направления дизайна. [43] Возможно, самым выдающимся голосом метафорической архитектурной школы в настоящее время является доктор Бэзил Аль Баяти, чьи проекты были вдохновлены деревьями и растениями, улитками, китами, насекомыми, дервишами и даже мифами и литературой. [44] Он также является основателем Международной школы метафорической архитектуры в Малаге , Испания . [45]
Многие основатели и важные игроки экспрессионистской архитектуры также сыграли важную роль в современной архитектуре. Примерами являются Бруно Таут, Ханс Шарун, Вальтер Гропиус и Мис ван дер Роэ. К 1927 году Гропиус, Таут, Шарун и Мис строили в международном стиле и участвовали в строительстве поместья Вайсенхоф . Гропиус и Мис более известны своими модернистскими работами, но « Памятник мартовским мертвецам » Гропиуса и проекты офисных зданий Миса на Фридрихштрассе являются основными произведениями экспрессионистской архитектуры. Ле Корбюзье начал свою карьеру в области современной архитектуры, но позже в жизни обратился к более экспрессионистской манере.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Сталлибрасс и Буллок, стр.301–392 - запись Джона Уиллетта.
- ^ Дженкс, стр.59
- ^ Шарп, стр.68
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Пент, стр.163
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пент, стр.203
- ^ Шарп стр.166
- ↑ Taut, Die Stadtkrone 1919, стр. 87, цитата : «Архитектура — это искусство и должна быть высшим из искусств. Она состоит исключительно из сильных эмоций и обращается исключительно к эмоциям».
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пент, стр.20
- ^ Пент, стр.19, упоминание Таутом об «архитектуре земной коры» и о том, что Пельциг считал «важным для скульптурной реконструкции земной поверхности».
- ^ Шарп стр.119
- ^ «Зал Столетия — visitWroclaw.eu» . Проверено 17 апреля 2017 г.
- ^ Шарп, стр.9
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Пент, стр.16
- ^ Пент, стр.97
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шарп, стр.95
- ^ Шарп, стр.110
- ^ Пент, стр.169
- ^ Пент, стр.119
- ^ Пент, стр.117
- ^ Пент, стр.59
- ^ Шарп, стр.3
- ^ Пент, стр.34
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пент, стр.41
- ^ Пент, стр.42
- ^ Шарп, стр.5
- ^ Шарп, стр.6
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Пент, стр.167
- ^ Бенсон, стр. 118.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шарп, стр.18
- ^ Бенсон стр.100
- ^ Пент, стр.121
- ^ Пент, стр.127
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пент, стр.164
- ^ Пент, стр.166
- ^ Пент, стр.168
- ^ Туго, Стеклянная цепь , стр.49
- ^ Матиас Гериц, «Манифест эмоциональной архитектуры», в Лили Касснер, Матиас Гериц, UNAM, 2007, стр. 272–273
- ^ «Канадская энциклопедия» . Архивировано из оригинала 18 мая 2004 года . Проверено 17 апреля 2017 г.
- ^ «Канадский совет по искусству» . Архивировано из оригинала 3 декабря 2010 года . Проверено 17 апреля 2017 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фрэмптон
- ^ «Маастуннель – обязательно к посещению» .
- ^ Хендель, архиИНФОРМ – Саша. «Герман Финстерлин» . Проверено 17 апреля 2017 г.
- ^ Фес-Баррингтен, Бари (2012). Архитектура: создание метафор . Ньюкасл-апон-Тайн: Издательство Cambridge Scholars Publishing. ISBN 978-1-4438-3517-6 .
- ^ Бингхэм, Нил (2012). «1974–2000 Ловкий архитектурный рисунок». 100 лет архитектурного рисунка: 1900–2000 гг . Лондон: Лоуренс Кинг. п. 288. ИСБН 978-1780672724 .
- ^ «Арабский архитектор инвестирует более миллиона евро в культурный центр (Арабский архитектор инвестирует более миллиона евро в культурный центр)» .
Библиография
[ редактировать ]- Брайтшмид, Маркус (2017). «Альпийская архитектура – Бруно Таут», в: Disegno – Quarterly Journal for Design, № 14, Лондон (весна 2017 г.), стр. 62–70.
- Раухут, Кристоф и Леманн, Нильс (2015). Фрагменты Метрополиса Берлина , Hirmer Publishers 2015, ISBN 978-3777422909
- Стисси, Владимир (2007). Амстердам, Мекка государственного жилья, 1909–1942 гг. (Амстердам, Мекка социального жилья, 1909–1942 гг.) , голландский язык, более 500 чел., NAi Роттердам.
- Фрэмптон, Кеннет (2004). Современная архитектура – критическая история , Третье издание, Мир искусства, ISBN 0-500-20257-5
- Бенсон, Тимоти. О. (); и др. (17 сентября 2001 г.). Экспрессионистские утопии: рай, мегаполис, архитектурная фантазия (Веймар и сейчас: немецкая культурная критика) . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-23003-5 .
- Буллок, Алан; Сталлибрасс, Оливер; Тромбли, Стивен, ред. (1988). Словарь современной мысли Фонтаны (мягкая обложка). Пресса Фонтана. п. 918 страниц . ISBN 0-00-686129-6 .
- Дженкс, Чарльз (1986). Современные движения в архитектуре , Второе издание, Пингвин, ISBN 0-14-009963-8
- Уайт, Иэн Бойд, изд. (1985). Буквы хрустальной цепочки: архитектурные фантазии Бруно Таута и его круга , MIT Press, ISBN 0-262-23121-2
- Блеттер, Розмари Хааг (лето 1983 г.). «Экспрессионизм и новая объективность», в: Art Journal , 43:2 (лето 1983 г.), стр. 108–120.
- Блеттер, Розмари Хааг (март 1981 г.). «Интерпретация стеклянной мечты: экспрессионистская архитектура и история кристаллической метафоры», в: JSAH (Журнал Общества историков архитектуры), том 40, № 1 (март 1981 г.): 20–43.
- Пент, Вольфганг (1973). Экспрессионистская архитектура , Темза и Гудзон, ISBN 0-500-34058-7
- Банхэм, Рейнер (1972). Теория и дизайн в эпоху первых машин , Третье издание, Praeger Publishers Inc., ISBN 0-85139-632-1
- Шарп, Деннис (1966). Современная архитектура и экспрессионизм , Джордж Бразиллер, Нью-Йорк, ОСЛК 180572
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фостинум: немецкая экспрессионистская архитектура
- Вендинген. Архивировано 29 ноября 2017 г. в Wayback Machine , цифровые журналы IADDB (дата редактирования, а не дата в журнале).