Сценография
Сценография (включая сценический дизайн , световой дизайн , звуковой дизайн , дизайн костюмов ) — это практика создания сценической среды или атмосферы. [1] В современном английском языке сценографию можно определить как сочетание технологических и материальных сценических искусств, предназначенных для представления, разыгрывания и создания ощущения места в представлении. Включая в себя методы сценического дизайна и сценографии, сценография представляет собой целостный подход к изучению и практике всех аспектов дизайна в спектакле.
Этимология и культурные интерпретации
[ редактировать ]Термин сценография имеет греческое происхождение ( skēnē , что означает «построение сцены или сцены»; графо , что означает «описывать»), первоначально подробно описанный в «Поэтике» Аристотеля как «скенография». Тем не менее, в континентальной Европе этот термин тесно связан с профессиональной практикой сценографии и является синонимом англоязычного термина « театральный дизайн ». Совсем недавно этот термин стал использоваться в музеографии в отношении управления музейными экспонатами. [2]
История
[ редактировать ]Антонио Кайми, который в 1862 году не впервые использовал этот термин, описывает категорию художников, практикующих питтуру живописную и театральную архитектуру , вдохновленную художником Фердинандо Галли-Бибиена , который также был известен как художник квадратуры . или архитектурная живопись (обычно стиле тромпель изображения архитектуры в на потолках или стенах). Кайми также называет это Arte scenografica и отмечает, что для создания подвижных декораций или создания иллюзий окружающей среды требовалась гениальная инженерия. Семья Галли да Бибиена представляла собой родословную сценографического мастерства, возникшую в Болонье конца семнадцатого века, но распространившуюся по всей северной Италии до Австрии и Германии. Еще одной большой семьей, известной театральной сценографией, были представители фамилии Квальо .
Кайми далее упоминает практиков сценографии во второй половине 18-го века и начале 19-го века в Ломбардии, в том числе: Бернардино Галлиари , Гаспаре Галлиари , Паскуале Канна , Пьетро Гонзага , Паоло Ландриани , Джованни Перего , Алессандро Санкирико , Боменико Меноцци , Карло . Фонтана , Бальдассаре Каваллотти , Карло Феррари , Филиппо Перони , Карло Феррарио , Энрико Ровечки , Анджело Моха , Луиджи Вимеркати и братья Мофта из Модены и другие. [3] Обзор истории сценической живописи, архитектуры и дизайна под итальянским влиянием до девятнадцатого века был предоставлен Ландриани. [4]
Использование
[ редактировать ]Хотя это и соответствует профессиональной практике сценографа , важно, чтобы [ нужна ссылка ] отличать отдельные элементы, составляющие «дизайн» спектакля (например, свет , окружение , костюм и т. д.), от термина «сценография», который представляет собой художественную перспективу, касающуюся визуальной, экспериментальной и пространственной композиции спектакля. . Под влиянием работ пионеров модернизма Адольфа Аппиа и Эдварда Гордона Крейга сценография предполагает, что методы проектирования в исполнении считаются равноправным партнером, наряду с другими элементами, такими как литературные тексты и техника исполнения , в построении и восприятии смысла. Таким образом, практика сценографии представляет собой целостный подход к композиции спектакля и может применяться к планированию или организации мероприятий внутри и за пределами традиционной театральной среды. Или, как утверждает Памела Ховард в своей книге « Что такое сценография?» :
- «Сценография — это плавный синтез пространства, текста, исследования, искусства, актеров, режиссеров и зрителей, способствующий созданию оригинального творения». [5]
Джослин МакКинни и Филип Баттерворт развивают эту тему и предполагают, что:
- «Сценография занимается не просто созданием и представлением изображений публике; она занимается приемом и вовлечением публики. Это как чувственный, так и интеллектуальный опыт, эмоциональный и рациональный». [6]
Сценографическая теория
[ редактировать ]Хотя единой теории сценографии не существует, Рэйчел Ханн выступает за различие между «сценографией» и «сценографией». [7] Ханн представляет эту структуру, отображая использование ключевых терминов:
- «В рамках этой дифференциации я рассматриваю сценографическую черту как ориентирующую , а сценографию как ремесло . Мое намерение состоит в том, чтобы отобразить, как эти очевидно связанные концепции применяются к художественным и социальным сценариям за пределами институциональных концепций театра. Я пытаюсь отговорить читателя от понимания Представления о сценографии как об единичном и монолитном подходе к сценографии подчеркиваются присущей ей множественностью и множественностью, которые поддерживают сценографическую встречу. Следовательно, сценографические черты возникают в результате сочетания ориентирующих стимулов, которые выходят за рамки строгих онтологий эмпиризма и усложняют четкое разделение театральных ремесел. " [8]
Сценография представляет собой совокупность черт, ориентированных на место, которые часто явно проявляются в театре, но также присутствуют и в других сценографических культурах, таких как садоводство и визуальный мерчендайзинг . Эти черты привлекают внимание к «мировым порядкам». [9] используя методы, которые моделируют или раздражают то, как различные мировые ориентации (будь то материальность и текстура, близость и близость, а также идеологии нации и идентичности) сочетаются друг с другом как часть более широкой географии. Ханн укрепляет эту позицию, утверждая, что «говорить о постановке - значит говорить о том, как сценография воспроизводит «другое» место». [10] Сценография - это «интервенционные акты ориентации, которые усложняют, раскрывают или оценивают процессы мироустройства». [11]
Этот подход позиционирует сценографию как «создание пространственной ориентации». [12] и стратегия создания театра, наряду с драматургией и хореографией. Использование ориентации места в качестве локуса сценографии направлено на понимание, включающее как физические, так и метафизические отношения, влияющие на то, как люди проектируют и воспринимают сборку места. В этом может заключаться роль систем направленного звука в развитии чувства изоляции; использование сильно сфокусированного фонаря для изменения пространственной ориентации места; запах старого потертого стола; наряду с тем, как костюмы формируют отношения между телами и сценической средой. На практике Ханн утверждает, что именно взаимосвязи между этими различными методами сценографии (костюмом, декорациями, светом, звуком) порождают акт сценографии, где «сценография не является ни исключительно визуальной, ни пространственной». [13]
Наконец, Ханн предполагает, что сценография формирует всю постановочную атмосферу, утверждая, что «не бывает сцен без сценографии». [14] Это основано на аргументе, что «все сцены также являются сценами». [15] это бросает вызов «детерминистическому предположению о том, что этапы предшествуют сценографии». [16] В этой модели этапы проявляются через пространственно-ориентированные черты сценографии (а не наоборот). Следствием этого является то, что весь театр сценографичен – даже если у него нет определенных объектов или «обстановки» – поскольку весь театр разыгрывается на сцене. Ханн резюмирует эту позицию, используя гибридную «сцену-сцену» при обсуждении противоречий между историями этих практик, особенно со ссылкой на первоначальную греческую скену как физическую палатку или хижину, которая в конечном итоге сформировала современные концептуализации « сцены ».
См. также
[ редактировать ]- Живописный дизайн
- Конструкция набора
- Театральные декорации
- Костюм
- Видео дизайн
- Световой дизайн
- Звуковой дизайн
- Драматургия
- Хореография
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уокер, Джон (1992) «Сценография» . Глоссарий искусства, архитектуры и дизайна с 1945 года , 3-е. ред.
- ^ Ателье Брюкнера (2010). Сценография / Сценография - Как заставить пространство говорить / Повествовательные пространства . Штутгарт: ажиотаж. п. 209.
- ^ Кайми, Антонио (1862). О дизайнерском искусстве и художниках в провинциях Ломбардии в 1777-1862 гг . Милан, Италия: У Луиджи ди Джакомо Пирола. стр. 112–118.
- ^ Ландриани, Паоло (1830). Доктор Джулио Феррарио (ред.). История и описание основных древних и современных театров . Типография доктора Джулио Феррарио, Contrada del Bocchetto N. 2465.
- ^ Ховард, Памела (2002). Что такое сценография? . Лондон: Рутледж. п. 130.
- ^ МакКинни, Джослин (2009). Кембриджское введение в сценографию . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 4.
- ^ Ханн, Рэйчел (2019). За пределами сценографии . Оксон. и Нью-Йорк: Рутледж. п. 17.
- ^ там же . п. 4.
- ^ там же . п. 2.
- ^ там же . п. 32.
- ^ там же . п. 79.
- ^ там же . п. 17.
- ^ там же . п. 15.
- ^ там же . п. 78.
- ^ там же . п. 3.
- ^ там же . п. 63.
Избранная библиография
[ редактировать ]- Аронсон, А. (2005) Взгляд в бездну: очерки сценографии , Анн-Арбор: University of Michigan Press
- Аронсон, А. (2018) История и теория экологической сценографии , (пересмотренное 2-е издание) Лондон: Bloomsbury Methuen
- Аронсон, А. (2018) The Routledge Companion to Scenography , Лондон: Routledge
- Боуг, К. (2013) Театр, спектакль и технологии: развитие и трансформация сценографии , (пересмотренное 2-е издание) Бейзингсток: Пэлгрейв Макмиллан
- Бичем, Р.К. (1994) Адольф Аппиа: художник и провидец современного театра , Чтение: Harwood Academic Publishers
- Брокетт О.Г., Митчелл М. и Хардбергер Л. (2010) Создание сцены: история сценического дизайна и технологий в Европе и США , Остин (Техас): University of Texas Press
- Крейг, Э.Г. (1911) На пути к новому театру , Лондон: Хайнеманн. [Перепечатано в 1962 году, Лондон: Mercury Books]
- Ханн, Р. (2019) За пределами сценографии , Оксон. и Нью-Йорк: Рутледж
- Ханна Д. и Харслоф О. ред. (2008) Performance Design , Ниялсгаде, Дания: Museum Tusculanum Press
- Ховард, П. (2002) Что такое сценография? , Лондон: Routledge [второе издание, 2009 г.]
- Маколи, Г. (1999) Пространство в представлении: обретение смысла в театре , Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета.
- МакКинни Дж. и Баттерворт П. (2009) Кембриджское введение в сценографию , Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- МакКинни Дж. и Палмер С. (2017) Расширенная сценография: введение в современный дизайн перформансов , Лондон: Bloomsbury Methuen
- Свобода Дж. и Буриан Дж. Изд. (1993) Секрет театрального пространства , Нью-Йорк: Книги театра аплодисментов
Журналы
[ редактировать ]- Сцена , издается Интеллектом с 2012 года.
- «Театральный и перформанс-дизайн», издается Routledge с 2015 года.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Пражская квадриеннале перформанса и пространства — крупнейшее сценографическое мероприятие в мире, представляющее современные работы в различных дисциплинах и жанрах перформанса — дизайн костюмов, сцены, света, звука и театральной архитектуры для танцев, оперы, драмы, конкретных объектов. , мультимедийные перформансы, перформансы и т. д., Прага, Чехия
- World Stage Design - международная дизайнерская выставка, проводимая раз в четыре года, демонстрирующая и отмечающая работы отдельных дизайнеров.
- Магистерская программа Городская сценография в Барселоне.
- Международный онлайн-журнал «Сценография». ISSN 1743-6117
- Палатинский каталог : Дизайн / Сценография
- Сценография - Сайт театрального дизайна Театральный дизайн / Сценография
- Ярослав Малина Биография
- Степень магистра сценографии в Университете Канзаса.
- Предоставление степени магистра и доктора философии в Университете Лидса, Великобритания
