Средневековый театр

Средневековый театр охватывает театральное искусство периода между падением Западной Римской империи в V веке и началом Возрождения примерно в XV веке. Категория «средневековый театр» обширна и охватывает драматические представления в Европе за тысячелетний период. Необходимо учитывать широкий спектр жанров, включая мистерии , моральные пьесы , фарсы и маски . Темы почти всегда были религиозными. Наиболее известными примерами являются английские циклические драмы, « Йоркские мистерии» , « Честерские мистерии» , « Тайны Уэйкфилда» и «Н-таунские пьесы» , а также моральная пьеса , известная как «Обыватель» . Одна из первых сохранившихся светских пьес на английском языке — «Интерлюдия студента и девушки» (ок. 1300).
Из-за отсутствия сохранившихся записей и текстов, низкой грамотности населения и противодействия духовенства сохранившихся источников раннего и высокого средневековья мало. Однако к позднему периоду выступления стали становиться более секуляризованными; сохраняется большее количество записей.
Сложность поиска подходящих терминов
[ редактировать ]Поскольку современные представления о театре радикально отличаются от исполнительской культуры досовременного мира, трудно найти подходящие термины. Во-первых, «средневековый» обозначает период времени (500–1500 гг.), слишком большой и сложный, чтобы его можно было понять в кратких описаниях. И внутри него существовал «огромный и разнообразный спектр видов представлений: ludus , jeu, ordo,presentatio, officium, pagin, miraculum, mystère,processus, interlude, мораль, мумирование , маскировка и, конечно же, игра. " [1] Они имели мало общего с сценическими представлениями XXI века.
Переход из Рима, 500–900 гг. н.э.
[ редактировать ]Когда Западная Римская империя пришла в сильный упадок в IV и V веках нашей эры, центр римской власти переместился в Константинополь и Восточную Римскую империю , позже названную Византийской империей . Хотя сохранившиеся свидетельства о византийском театре невелики, существующие записи показывают, что мимы , пантомимы , сцены или декламации из трагедий и комедий , танцы и другие развлечения были очень популярны. В Константинополе было два театра, которые использовались еще в V веке нашей эры. Однако истинная важность византийцев в театральной истории заключается в сохранении ими многих классических греческих текстов и составлении огромной энциклопедии под названием « Суда» , на основе которой происходит большое количество современной информации о греческом театре. [2] В VI веке император Юстиниан навсегда закрыл театры. [ нужна ссылка ]
Многие считали театры дьявольской угрозой христианству , особенно потому, что их продолжали посещать новообращенные. Отцы церкви, такие как Татиан , Тертуллиан и Августин, характеризовали сцену как орудие развращения, а актерское мастерство считалось греховным , поскольку его имитация жизни считалась насмешкой над божьим творением. [3] Римским актерам запрещалось контактировать с женщинами-христианками, владеть рабами и носить золото. Они были официально отлучены от церкви , лишены таинств , включая бракосочетание и погребение , и оклеветаны по всей Европе. В течение многих столетий после этого священнослужителей предостерегали, чтобы они не позволяли странствующим актерам выступать в их юрисдикции. [3]
Хросвита (ок. 935–973), аристократическая канонисса и историк из северной Германии написала шесть пьес по образцу комедий Теренция , в 10 веке , но с использованием религиозных сюжетов. Эти шесть пьес — первые известные пьесы, написанные женщиной-драматургом, и первые заметные западные драматические произведения постклассической эпохи. [4] Чтобы упредить критику со стороны церкви, Хросвита заявила, что стремится подражать «похвальным» поступкам женщин в пьесах Теренция и отказаться от «бесстыдных». [5] Впервые они были опубликованы в 1501 году и имели значительное влияние в шестнадцатом веке. Другой монахиней, написавшей пьесы, была настоятельница Хильдегард Бингенская (ум. 1179), написавшая в 1155 году драму под названием Ordo Virtutum .
Раннесредневековый театр
[ редактировать ]
Столкнувшись с проблемой объяснения новой религии по большей части неграмотному населению, церкви в раннем средневековье начали ставить театрализованные версии конкретных библейских событий в определенные дни года. Инсценировки были включены, чтобы оживить ежегодные торжества. [6] Символические предметы и действия ( облачения , алтари , кадильницы , пантомимы в исполнении священников) напоминали о событиях, воспеваемых христианским ритуалом. Пасхальный образ « Кого ты ищешь» (Quem-Quaeritis) , датируемый ок. 925 г., является примером исполнения событий вокруг пустой могилы Христа. [6] Текст был исполнен ответно двумя группами и не считался «актерским» в смысле подражания. Где-то между 965 и 975 годами Этельволд Винчестерский сочинил Regularis Concordia (Монашеское соглашение) , которое содержит пьесу с указаниями по исполнению. [4]
Анонимная языческая пьеса «Керол» , написанная около 420 года, была адаптирована в XII веке Виталисом Блуаским . Другие светские латинские пьесы, такие как «Бабио» , также были написаны в XII веке, в основном во Франции, но также и в Англии. Также известно, что мимы , менестрели , барды , сказочники и жонглёры путешествовали в поисках новой публики и финансовой поддержки. О репертуаре этих исполнителей известно немного. Одна из самых известных светских пьес — мюзикл «Игра Робина и Марион» , написанный Адамом де ла Галлем в 13 веке и полностью изложенный в оригинальной рукописи со строками, нотными обозначениями и иллюминациями на полях. изображая актеров в движении. Адам также написал другие пьесы.
Театр высокого и позднего средневековья
[ редактировать ]
Представление религиозных пьес за пределами церкви началось где-то в XII веке посредством традиционно принятого процесса объединения более коротких драм в более длинные пьесы, которые затем переводились на народный язык и исполнялись мирянами и, таким образом, были доступны более широкому сегменту общества, включая рабочий класс. Использование народного языка позволило драме быть понятой и доступной более широкой аудитории. «Тайна Адама» (1150 г.) подтверждает эту теорию, поскольку ее подробная постановка предполагает, что она была поставлена на открытом воздухе. Сохранился ряд других пьес того периода, в том числе «Воскрешение Сенты» ( нормандский ), «Игра королей-волхвов» ( испанский ) и «Спонс» ( французский ).
Праздник шутов Особое значение в развитии комедии имел . Фестиваль перевернул статус низшего духовенства и позволил ему высмеивать свое начальство и распорядок церковной жизни. Иногда по этому случаю ставились пьесы, и определенное количество бурлеска и комедии . в результате их влияния в литургическую драму могло войти [7]
Экономические и политические изменения в Средневековье привели к образованию гильдий и росту городов, что привело к значительным изменениям в театре, начавшимся в это время и продолжавшимся в позднем средневековье . Торговые гильдии начали ставить пьесы, обычно основанные на религии и часто посвященные библейским историям, связанным с их профессией. Например, гильдия пекарей проводила реконструкцию Тайной вечери . [8] На Британских островах в средние века пьесы ставились примерно в 127 различных городах. Эти народные « мистерии » были написаны циклами из большого количества пьес: «Йорк» (48 пьес), «Честер» (24), «Уэйкфилд» (32) и «Неизвестный» (42). В этот период сохранилось большее количество пьес во Франции и Германии , а некоторые религиозные драмы ставились почти в каждой европейской стране в позднем средневековье . Многие из этих пьес содержали комедию , чертей , злодеев и клоунов . [9]
Большинство актеров в этих пьесах были из местного населения. Например, в Валансьене в 1547 году более 100 ролей было отведено 72 актерам. [10] Спектакли ставились на сценах- повозках , которые представляли собой платформы, установленные на колесах, используемые для перемещения декораций. Они допускали резкие изменения локации. Часто самодеятельные артисты в Англии предоставляли свои собственные костюмы, но в других странах выступали женщины.

Моральные пьесы возникли как отдельная драматическая форма около 1400 года и процветали до 1550 года. Одним из ярких примеров является «Замок настойчивости» , в котором изображен прогресс человечества от рождения до смерти. Хотя «Обыватель» , возможно, самый известный представитель этого жанра, он во многом нетипичен. Каждый человек получает вызов Смерти , пытается спастись и, наконец, смиряется с необходимостью. По пути его покидают Сородичи , Добро и Братство — только Добрые Дела уходят с ним в могилу.
Самая ранняя светская драма - «Игра Зеленого леса» Адама де ла Галля в 1276 году. Она содержит сатирические сцены и народные материалы, такие как феи и другие сверхъестественные явления. фарсов Популярность также резко возросла после 13 века. Большинство этих пьес родом из Франции и Германии и схожи по тону и форме, подчеркивая секс и телесные выделения. [11] Самый известный драматург-фарс — Ганс Сакс (1494–1576), написавший 198 драматических произведений. В Англии « Вторая игра пастухов из цикла Уэйкфилда» является самым известным ранним фарсом. Однако фарс появился в Англии самостоятельно только в 16 веке, когда появились работы Джона Хейвуда (1497–1580).
Важным предшественником развития елизаветинской драмы были Риторические палаты в Нидерландах. Оба Генриха VII содержали небольшие труппы профессиональных актеров. Их пьесы ставились в большом зале дворянской резиденции, часто с приподнятой платформой в одном конце для зрителей и «ширмой» в другом для актеров. Также важными были ряженые пьесы , исполнявшиеся во время рождественских праздников, и придворные маски . Эти маски были особенно популярны во время правления Генриха VIII , который построил дом для пиршеств и открыл в 1545 году канцелярию для пиршеств . [12]
Изменения в период раннего Нового времени
[ редактировать ]Изменение политических и экономических факторов сильно повлияло на театр конца Средневековья и начала Нового времени . Во-первых, протестантская Реформация нацелилась на театр, особенно в Англии, в попытке искоренить верность Риму. В Уэйкфилде , например, текст местного мистериального цикла демонстрирует признаки протестантского редактирования, а ссылки на Папу Римского вычеркнуты. На театр нападали не только протестанты: Тридентский собор запретил религиозные пьесы, пытаясь обуздать внебиблейский материал. [ нужна ссылка ]
Возрождение интереса к древнеримской и греческой культуре изменило вкусы образованных слоев населения в исполнительском искусстве. Были поставлены греческие и римские пьесы и написаны новые пьесы, находившиеся под сильным влиянием классического стиля. Это привело к созданию комедии дель арте и оказало влияние на театр эпохи Возрождения .
Смена патронажа также привела к радикальным изменениям в театре. В Англии монарх и дворянство начали поддерживать профессиональные театральные труппы (в том числе Шекспира «Слуги лорда-камергера» и «Слуги короля» ), которые удовлетворяли вкусы своих покровителей из высшего сословия.
Наконец, строительство постоянных театров, таких как The Theater , стало важным поворотным моментом. Постоянные театры позволяли создавать более сложные постановки и повествования.
Современные постановки средневекового театра
[ редактировать ]Ряженые играют
[ редактировать ]Спектакли ряженых до сих пор регулярно ставятся на всей территории Соединенного Королевства , а также в США, например, на ежегодном Параде ряженых в Филадельфии . [13] Какое отношение они могут иметь к своим средневековым предшественникам, неизвестно. Сохранившиеся тексты этой устной традиции были записаны в XVIII веке, когда промышленная революция начала разрушать сельские общины, в которых ставились пьесы.
Мистические пьесы
[ редактировать ]Мистические пьесы до сих пор регулярно ставятся по всей территории Соединенного Королевства . Местные циклы были возрождены в Йорке и Честере в 1951 году в рамках Фестиваля Британии и до сих пор исполняются местными гильдиями. [14] Цикл «Н-Таун» был возрожден в 1978 году в виде мистерий Линкольна . [15] а в 1994 году были открыты « Тайны Личфилда» (ныне крупнейшее общественное театральное мероприятие в Соединенном Королевстве). [16]
В 1977 году Национальный театр поручил Тони Харрисону создать «Тайны» , переработку цикла Уэйкфилда и других. [17] Он был возрожден в 1985 году (после чего постановка была снята для телевидения Channel 4 ), а затем снова в рамках празднования тысячелетия театра в 2000 году. [18] Эти постановки принесли Биллу Брайдену титул «Лучший режиссер» как на церемонии вручения наград Evening Standard Theater Awards, так и на премии Оливье в 1985 году, когда три пьесы впервые вместе появились в представлении в Театре «Лицей» . Адаптация пьесы Харрисона была поставлена в Шекспировском театре «Глобус» в 2011 году под названием «Тайны мира» . [19]
В 2001 году ансамбль Isango поставил африканскую версию «Честерского цикла» в театре Гаррика в Лондоне под названием «The Mysteries – Yiimimangaliso» , выступая на сочетании коса , зулу , английского, латыни и африкаанс . Они возродили адаптированную версию постановки в «Шекспировском глобусе» в 2015 году под названием «Тайны» . [20] были поставлены две мистерии (одна о Сотворении мира, другая о Страстях) В 2004 году в Кентерберийском соборе с актером Эдвардом Вудвордом в роли Бога. В большой актерский состав также входили Дэниел Макферсон , Томас Джеймс Лонгли и Джозеф Макманнерс . [21]
Мораль играет
[ редактировать ]Первая современная постановка « Обывателя» появилась только в июле 1901 года, когда Елизаветинское сценическое общество Уильяма Поэла дало три спектакля на открытом воздухе в Чартерхаусе в Лондоне. [22] Затем Поэль в партнерстве с британским актером Беном Гретом поставил пьесу по всей Великобритании, которая транслировалась на сцене американского Бродвея с 1902 по 1918 год. [23] и одновременные туры по Северной Америке. Эти постановки отличались от прошлых постановок тем, что на главную роль играли женщины, а не мужчины. Экранизации версии пьесы 1901 года появились в 1913 и 1914 годах, а фильм 1913 года был снят в Kinemacolor , первом двухцветном процессе. [24] [25]
Другая известная версия пьесы — «Едерманн» драматурга австрийского Гуго фон Гофмансталя , которая с 1920 года исполняется ежегодно на Зальцбургском фестивале . [26] В 1961 году по пьесе был снят одноименный фильм. В 2002 году была снята киноверсия « Обывателя» для прямой трансляции под руководством Джона Фаррелла, которая обновила сеттинг до начала 21 века. [27] Адаптация Кэрол Энн Даффи , британской поэтессы-лауреата , была показана в Национальном театре (Великобритания) в 2015 году с Чиветелом Эджиофором в главной роли. [28]
Чудо-пьесы
[ редактировать ]В период Рождества часто проводятся представления Рождества Христова, и многие школы и группы воскресных школ регулярно разыгрывают с детьми сцены из Библии. Реконструкция Страстей Иисуса Христа проводится во всем мире во время Великого поста .
См. также
[ редактировать ]- Мистические пьесы Уэйкфилда
- Игра «Вторые пастухи»
- История театра
- Средневековая французская литература
- Карнавал
- Вице
Примечания
[ редактировать ]- ^ Фицджеральд, Кристина Мари; Себастьян, Джон Т. (2013). Антология средневековой драмы Бродвью . Питерборо, Онтарио: Broadview Press. стр. xi. ISBN 978-1-55481-056-7 . OCLC 826023551 .
- ^ Брокетт и Хильди (2003, 70)
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уайз и Уокер (2003, 184)
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Брокетт и Хильди (2003, 77)
- ^ Уайз и Уокер (2003, 190)
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Брокетт и Хильди (2003, 76)
- ^ Брокетт и Хильди (2003, 80).
- ^ История английской литературы для студентов, Роберт Хантингтон Флетчер, 1916: стр. 85–88.
- ^ Брокетт и Хильди (2003, 86)
- ^ Брокетт и Хильди (2003, 95)
- ^ Брокетт и Хильди (2003, 96)
- ^ Брокетт и Хильди (2003, 101–103)
- ^ Ханнант (2011).
- ^ Роджерсон, Маргарет. Пьесы и гильдии. Архивировано 1 ноября 2015 г. в Wayback Machine , York Mystery Plays.
- ^ Нормингтон, Кэти (октябрь 2007 г.). Современные загадки: современные постановки средневековых английских циклических драм . Мелтон, Саффолк, Англия: Бойделл и Брюэр. ISBN 978-1-84384-128-9 .
- ^ Тайны Личфилда: Домашняя страница , получено 28 января 2011 г.
- ^ Додсворт, Мартин (9 января 1986 г.). «Поэт в стране словно». Хранитель . Лондон.
- ^ Харрисон, Тони (1985). Тайны . Лондон: Фабер. ISBN 0-571-13790-3 .
- ^ Глобус Шекспира. Загадки глобуса . 2011 год
- ^ Глобус Шекспира. Тайны ансамбля Исанго 2015
- ^ Новости Би-би-си. Возрождение средневековых мистерий . Четверг, 5 августа 2004 г.,
- ^ Кюлер, Стивен Г., (2008), Сокрытие Бога: возрождение «обывателя», 1901–1903 , Университет Тафтса (докторская диссертация), 104 стр.
- ^ Обыватель (бродвейская пьеса) в базе данных Интернет-Бродвея
- ^ Средневековый театр на IMDb. - Киноверсия 1913 года.
- ^ Средневековый театр на IMDb. - Киноверсия 1914 года.
- ^ Банхэм (1998), с. 491
- ^ «Обыватель (2002)» . IMDB . 17 июля 2002 г.
- ^ «BBC Radio 4 – Субботний обзор, Обыватель, Вдали от обезумевшей толпы, Империя, Энн Энрайт, Кристофер Уильямс» . Би-би-си .
Источники
[ редактировать ]
- Бэнхэм, Мартин, изд. 1998. Кембриджский путеводитель по театру. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-43437-8 .
- Бейт, Кейт, изд. 1976. Три латинские комедии. Торонто: Центр средневековых исследований.
- Брокетт, Оскар Г. и Франклин Дж. Хильди. 2003. История театра. Издание девятое, международное издание. Бостон: Аллин и Бэкон. ISBN 0-205-41050-2 .
- Коэн, Роберт. 2000. Театр: Краткое издание. Мэйфилд: МакГроу-Хилл. ISBN 978-0077333515 .
- Ханнант, Сара. 2011. Ряженые, майские шесты и доярки: путешествие по году английских ритуалов. Лондон: Меррелл. ISBN 978-1-8589-4559-0 .
- Клаус, Карл Х., Мириам Гилберт и Брафорд С. Филд-младший 1991. «Этапы драмы». Нью-Йорк: Церковь Святого Мартина.
- Найт, Алан Э. 1983. «Аспекты жанра во французской драме позднего средневековья». Издательство Манчестерского университета.
- Макалистер, Линда. 1996. «Дочери Гипатии: 1500 лет женщин-философов». Компания «Гипатия»
- Нельсон, Алан Х. 1972. «Некоторые конфигурации постановки в средневековой английской драме». Средневековая английская драма: критические и контекстуальные эссе Чикаго: University of Chicago Press. 116–147.
- Стян, Дж. Л. 1996. Английская сцена: история драмы и спектакля. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-55636-8 .
- Саймс, Кэрол. 2007. Общая сцена: театр и общественная жизнь в средневековом Аррасе. Итака: Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0801445811 .
- Уолш, Мартин. 2002. «Драма». Средневековый фольклор: Путеводитель по мифам, легендам, сказкам, верованиям и обычаям. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-1576071212 .
- Уайз, Дженнифер и Крейг С. Уокер, ред. 2003. Антология драмы Broadview: пьесы западного театра, том 1. Торонто: Braodview Press.