Jump to content

Средневековый театр

Гравюра девятнадцатого века, изображающая спектакль из мистерий цикла Честера .

Средневековый театр охватывает театральное искусство периода между падением Западной Римской империи в V веке и началом Возрождения примерно в XV веке. Категория «средневековый театр» обширна и охватывает драматические представления в Европе за тысячелетний период. Необходимо учитывать широкий спектр жанров, включая мистерии , моральные пьесы , фарсы и маски . Темы почти всегда были религиозными. Наиболее известными примерами являются английские циклические драмы, « Йоркские мистерии» , « Честерские мистерии» , « Тайны Уэйкфилда» и «Н-таунские пьесы» , а также моральная пьеса , известная как «Обыватель» . Одна из первых сохранившихся светских пьес на английском языке — «Интерлюдия студента и девушки» (ок. 1300).

Из-за отсутствия сохранившихся записей и текстов, низкой грамотности населения и противодействия духовенства сохранившихся источников раннего и высокого средневековья мало. Однако к позднему периоду выступления стали становиться более секуляризованными; сохраняется большее количество записей.

Сложность поиска подходящих терминов

[ редактировать ]

Поскольку современные представления о театре радикально отличаются от исполнительской культуры досовременного мира, трудно найти подходящие термины. Во-первых, «средневековый» обозначает период времени (500–1500 гг.), слишком большой и сложный, чтобы его можно было понять в кратких описаниях. И внутри него существовал «огромный и разнообразный спектр видов представлений: ludus , jeu, ordo,presentatio, officium, pagin, miraculum, mystère,processus, interlude, мораль, мумирование , маскировка и, конечно же, игра. " [1] Они имели мало общего с сценическими представлениями XXI века.

Переход из Рима, 500–900 гг. н.э.

[ редактировать ]

Когда Западная Римская империя пришла в сильный упадок в IV и V веках нашей эры, центр римской власти переместился в Константинополь и Восточную Римскую империю , позже названную Византийской империей . Хотя сохранившиеся свидетельства о византийском театре невелики, существующие записи показывают, что мимы , пантомимы , сцены или декламации из трагедий и комедий , танцы и другие развлечения были очень популярны. В Константинополе было два театра, которые использовались еще в V веке нашей эры. Однако истинная важность византийцев в театральной истории заключается в сохранении ими многих классических греческих текстов и составлении огромной энциклопедии под названием « Суда» , на основе которой происходит большое количество современной информации о греческом театре. [2] В VI веке император Юстиниан навсегда закрыл театры. [ нужна ссылка ]

Многие считали театры дьявольской угрозой христианству , особенно потому, что их продолжали посещать новообращенные. Отцы церкви, такие как Татиан , Тертуллиан и Августин, характеризовали сцену как орудие развращения, а актерское мастерство считалось греховным , поскольку его имитация жизни считалась насмешкой над божьим творением. [3] Римским актерам запрещалось контактировать с женщинами-христианками, владеть рабами и носить золото. Они были официально отлучены от церкви , лишены таинств , включая бракосочетание и погребение , и оклеветаны по всей Европе. В течение многих столетий после этого священнослужителей предостерегали, чтобы они не позволяли странствующим актерам выступать в их юрисдикции. [3]

Хросвита (ок. 935–973), аристократическая канонисса и историк из северной Германии написала шесть пьес по образцу комедий Теренция , в 10 веке , но с использованием религиозных сюжетов. Эти шесть пьес — первые известные пьесы, написанные женщиной-драматургом, и первые заметные западные драматические произведения постклассической эпохи. [4] Чтобы упредить критику со стороны церкви, Хросвита заявила, что стремится подражать «похвальным» поступкам женщин в пьесах Теренция и отказаться от «бесстыдных». [5] Впервые они были опубликованы в 1501 году и имели значительное влияние в шестнадцатом веке. Другой монахиней, написавшей пьесы, была настоятельница Хильдегард Бингенская (ум. 1179), написавшая в 1155 году драму под названием Ordo Virtutum .

Раннесредневековый театр

[ редактировать ]
Хросвита из Гандерсхайма, первый драматург постклассической эпохи.

Столкнувшись с проблемой объяснения новой религии по большей части неграмотному населению, церкви в раннем средневековье начали ставить театрализованные версии конкретных библейских событий в определенные дни года. Инсценировки были включены, чтобы оживить ежегодные торжества. [6] Символические предметы и действия ( облачения , алтари , кадильницы , пантомимы в исполнении священников) напоминали о событиях, воспеваемых христианским ритуалом. Пасхальный образ « Кого ты ищешь» (Quem-Quaeritis) , датируемый ок. 925 г., является примером исполнения событий вокруг пустой могилы Христа. [6] Текст был исполнен ответно двумя группами и не считался «актерским» в смысле подражания. Где-то между 965 и 975 годами Этельволд Винчестерский сочинил Regularis Concordia (Монашеское соглашение) , которое содержит пьесу с указаниями по исполнению. [4]

Анонимная языческая пьеса «Керол» , написанная около 420 года, была адаптирована в XII веке Виталисом Блуаским . Другие светские латинские пьесы, такие как «Бабио» , также были написаны в XII веке, в основном во Франции, но также и в Англии. Также известно, что мимы , менестрели , барды , сказочники и жонглёры путешествовали в поисках новой публики и финансовой поддержки. О репертуаре этих исполнителей известно немного. Одна из самых известных светских пьес — мюзикл «Игра Робина и Марион» , написанный Адамом де ла Галлем в 13 веке и полностью изложенный в оригинальной рукописи со строками, нотными обозначениями и иллюминациями на полях. изображая актеров в движении. Адам также написал другие пьесы.

Театр высокого и позднего средневековья

[ редактировать ]
XV века Рисунок сцены из народной моральной пьесы «Замок настойчивости» (из макроманускрипта ).

Представление религиозных пьес за пределами церкви началось где-то в XII веке посредством традиционно принятого процесса объединения более коротких драм в более длинные пьесы, которые затем переводились на народный язык и исполнялись мирянами и, таким образом, были доступны более широкому сегменту общества, включая рабочий класс. Использование народного языка позволило драме быть понятой и доступной более широкой аудитории. «Тайна Адама» (1150 г.) подтверждает эту теорию, поскольку ее подробная постановка предполагает, что она была поставлена ​​на открытом воздухе. Сохранился ряд других пьес того периода, в том числе «Воскрешение Сенты» ( нормандский ), «Игра королей-волхвов» ( испанский ) и «Спонс» ( французский ).

Праздник шутов Особое значение в развитии комедии имел . Фестиваль перевернул статус низшего духовенства и позволил ему высмеивать свое начальство и распорядок церковной жизни. Иногда по этому случаю ставились пьесы, и определенное количество бурлеска и комедии . в результате их влияния в литургическую драму могло войти [7]

Экономические и политические изменения в Средневековье привели к образованию гильдий и росту городов, что привело к значительным изменениям в театре, начавшимся в это время и продолжавшимся в позднем средневековье . Торговые гильдии начали ставить пьесы, обычно основанные на религии и часто посвященные библейским историям, связанным с их профессией. Например, гильдия пекарей проводила реконструкцию Тайной вечери . [8] На Британских островах в средние века пьесы ставились примерно в 127 различных городах. Эти народные « мистерии » были написаны циклами из большого количества пьес: «Йорк» (48 пьес), «Честер» (24), «Уэйкфилд» (32) и «Неизвестный» (42). В этот период сохранилось большее количество пьес во Франции и Германии , а некоторые религиозные драмы ставились почти в каждой европейской стране в позднем средневековье . Многие из этих пьес содержали комедию , чертей , злодеев и клоунов . [9]

Большинство актеров в этих пьесах были из местного населения. Например, в Валансьене в 1547 году более 100 ролей было отведено 72 актерам. [10] Спектакли ставились на сценах- повозках , которые представляли собой платформы, установленные на колесах, используемые для перемещения декораций. Они допускали резкие изменения локации. Часто самодеятельные артисты в Англии предоставляли свои собственные костюмы, но в других странах выступали женщины.

Валансьенские страсти

Моральные пьесы возникли как отдельная драматическая форма около 1400 года и процветали до 1550 года. Одним из ярких примеров является «Замок настойчивости» , в котором изображен прогресс человечества от рождения до смерти. Хотя «Обыватель» , возможно, самый известный представитель этого жанра, он во многом нетипичен. Каждый человек получает вызов Смерти , пытается спастись и, наконец, смиряется с необходимостью. По пути его покидают Сородичи , Добро и Братство — только Добрые Дела уходят с ним в могилу.

Самая ранняя светская драма - «Игра Зеленого леса» Адама де ла Галля в 1276 году. Она содержит сатирические сцены и народные материалы, такие как феи и другие сверхъестественные явления. фарсов Популярность также резко возросла после 13 века. Большинство этих пьес родом из Франции и Германии и схожи по тону и форме, подчеркивая секс и телесные выделения. [11] Самый известный драматург-фарс — Ганс Сакс (1494–1576), написавший 198 драматических произведений. В Англии « Вторая игра пастухов из цикла Уэйкфилда» является самым известным ранним фарсом. Однако фарс появился в Англии самостоятельно только в 16 веке, когда появились работы Джона Хейвуда (1497–1580).

Важным предшественником развития елизаветинской драмы были Риторические палаты в Нидерландах. Оба Генриха VII содержали небольшие труппы профессиональных актеров. Их пьесы ставились в большом зале дворянской резиденции, часто с приподнятой платформой в одном конце для зрителей и «ширмой» в другом для актеров. Также важными были ряженые пьесы , исполнявшиеся во время рождественских праздников, и придворные маски . Эти маски были особенно популярны во время правления Генриха VIII , который построил дом для пиршеств и открыл в 1545 году канцелярию для пиршеств . [12]

Изменения в период раннего Нового времени

[ редактировать ]

Изменение политических и экономических факторов сильно повлияло на театр конца Средневековья и начала Нового времени . Во-первых, протестантская Реформация нацелилась на театр, особенно в Англии, в попытке искоренить верность Риму. В Уэйкфилде , например, текст местного мистериального цикла демонстрирует признаки протестантского редактирования, а ссылки на Папу Римского вычеркнуты. На театр нападали не только протестанты: Тридентский собор запретил религиозные пьесы, пытаясь обуздать внебиблейский материал. [ нужна ссылка ]

Возрождение интереса к древнеримской и греческой культуре изменило вкусы образованных слоев населения в исполнительском искусстве. Были поставлены греческие и римские пьесы и написаны новые пьесы, находившиеся под сильным влиянием классического стиля. Это привело к созданию комедии дель арте и оказало влияние на театр эпохи Возрождения .

Смена патронажа также привела к радикальным изменениям в театре. В Англии монарх и дворянство начали поддерживать профессиональные театральные труппы (в том числе Шекспира «Слуги лорда-камергера» и «Слуги короля» ), которые удовлетворяли вкусы своих покровителей из высшего сословия.

Наконец, строительство постоянных театров, таких как The Theater , стало важным поворотным моментом. Постоянные театры позволяли создавать более сложные постановки и повествования.

Современные постановки средневекового театра

[ редактировать ]

Ряженые играют

[ редактировать ]

Спектакли ряженых до сих пор регулярно ставятся на всей территории Соединенного Королевства , а также в США, например, на ежегодном Параде ряженых в Филадельфии . [13] Какое отношение они могут иметь к своим средневековым предшественникам, неизвестно. Сохранившиеся тексты этой устной традиции были записаны в XVIII веке, когда промышленная революция начала разрушать сельские общины, в которых ставились пьесы.

Мистические пьесы

[ редактировать ]

Мистические пьесы до сих пор регулярно ставятся по всей территории Соединенного Королевства . Местные циклы были возрождены в Йорке и Честере в 1951 году в рамках Фестиваля Британии и до сих пор исполняются местными гильдиями. [14] Цикл «Н-Таун» был возрожден в 1978 году в виде мистерий Линкольна . [15] а в 1994 году были открыты « Тайны Личфилда» (ныне крупнейшее общественное театральное мероприятие в Соединенном Королевстве). [16]

В 1977 году Национальный театр поручил Тони Харрисону создать «Тайны» , переработку цикла Уэйкфилда и других. [17] Он был возрожден в 1985 году (после чего постановка была снята для телевидения Channel 4 ), а затем снова в рамках празднования тысячелетия театра в 2000 году. [18] Эти постановки принесли Биллу Брайдену титул «Лучший режиссер» как на церемонии вручения наград Evening Standard Theater Awards, так и на премии Оливье в 1985 году, когда три пьесы впервые вместе появились в представлении в Театре «Лицей» . Адаптация пьесы Харрисона была поставлена ​​в Шекспировском театре «Глобус» в 2011 году под названием «Тайны мира» . [19]

В 2001 году ансамбль Isango поставил африканскую версию «Честерского цикла» в театре Гаррика в Лондоне под названием «The Mysteries – Yiimimangaliso» , выступая на сочетании коса , зулу , английского, латыни и африкаанс . Они возродили адаптированную версию постановки в «Шекспировском глобусе» в 2015 году под названием «Тайны» . [20] были поставлены две мистерии (одна о Сотворении мира, другая о Страстях) В 2004 году в Кентерберийском соборе с актером Эдвардом Вудвордом в роли Бога. В большой актерский состав также входили Дэниел Макферсон , Томас Джеймс Лонгли и Джозеф Макманнерс . [21]

Мораль играет

[ редактировать ]

Первая современная постановка « Обывателя» появилась только в июле 1901 года, когда Елизаветинское сценическое общество Уильяма Поэла дало три спектакля на открытом воздухе в Чартерхаусе в Лондоне. [22] Затем Поэль в партнерстве с британским актером Беном Гретом поставил пьесу по всей Великобритании, которая транслировалась на сцене американского Бродвея с 1902 по 1918 год. [23] и одновременные туры по Северной Америке. Эти постановки отличались от прошлых постановок тем, что на главную роль играли женщины, а не мужчины. Экранизации версии пьесы 1901 года появились в 1913 и 1914 годах, а фильм 1913 года был снят в Kinemacolor , первом двухцветном процессе. [24] [25]

Другая известная версия пьесы — «Едерманн» драматурга австрийского Гуго фон Гофмансталя , которая с 1920 года исполняется ежегодно на Зальцбургском фестивале . [26] В 1961 году по пьесе был снят одноименный фильм. В 2002 году была снята киноверсия « Обывателя» для прямой трансляции под руководством Джона Фаррелла, которая обновила сеттинг до начала 21 века. [27] Адаптация Кэрол Энн Даффи , британской поэтессы-лауреата , была показана в Национальном театре (Великобритания) в 2015 году с Чиветелом Эджиофором в главной роли. [28]

Чудо-пьесы

[ редактировать ]

В период Рождества часто проводятся представления Рождества Христова, и многие школы и группы воскресных школ регулярно разыгрывают с детьми сцены из Библии. Реконструкция Страстей Иисуса Христа проводится во всем мире во время Великого поста .

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Фицджеральд, Кристина Мари; Себастьян, Джон Т. (2013). Антология средневековой драмы Бродвью . Питерборо, Онтарио: Broadview Press. стр. xi. ISBN  978-1-55481-056-7 . OCLC   826023551 .
  2. ^ Брокетт и Хильди (2003, 70)
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уайз и Уокер (2003, 184)
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Брокетт и Хильди (2003, 77)
  5. ^ Уайз и Уокер (2003, 190)
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Брокетт и Хильди (2003, 76)
  7. ^ Брокетт и Хильди (2003, 80).
  8. ^ История английской литературы для студентов, Роберт Хантингтон Флетчер, 1916: стр. 85–88.
  9. ^ Брокетт и Хильди (2003, 86)
  10. ^ Брокетт и Хильди (2003, 95)
  11. ^ Брокетт и Хильди (2003, 96)
  12. ^ Брокетт и Хильди (2003, 101–103)
  13. ^ Ханнант (2011).
  14. ^ Роджерсон, Маргарет. Пьесы и гильдии. Архивировано 1 ноября 2015 г. в Wayback Machine , York Mystery Plays.
  15. ^ Нормингтон, Кэти (октябрь 2007 г.). Современные загадки: современные постановки средневековых английских циклических драм . Мелтон, Саффолк, Англия: Бойделл и Брюэр. ISBN  978-1-84384-128-9 .
  16. ^ Тайны Личфилда: Домашняя страница , получено 28 января 2011 г.
  17. ^ Додсворт, Мартин (9 января 1986 г.). «Поэт в стране словно». Хранитель . Лондон.
  18. ^ Харрисон, Тони (1985). Тайны . Лондон: Фабер. ISBN  0-571-13790-3 .
  19. ^ Глобус Шекспира. Загадки глобуса . 2011 год
  20. ^ Глобус Шекспира. Тайны ансамбля Исанго 2015
  21. ^ Новости Би-би-си. Возрождение средневековых мистерий . Четверг, 5 августа 2004 г.,
  22. ^ Кюлер, Стивен Г., (2008), Сокрытие Бога: возрождение «обывателя», 1901–1903 , Университет Тафтса (докторская диссертация), 104 стр.
  23. ^ Обыватель (бродвейская пьеса) в базе данных Интернет-Бродвея
  24. ^ Средневековый театр на IMDb.  Отредактируйте это в Викиданных - Киноверсия 1913 года.
  25. ^ Средневековый театр на IMDb.  Отредактируйте это в Викиданных - Киноверсия 1914 года.
  26. ^ Банхэм (1998), с. 491
  27. ^ «Обыватель (2002)» . IMDB . 17 июля 2002 г.
  28. ^ «BBC Radio 4 – Субботний обзор, Обыватель, Вдали от обезумевшей толпы, Империя, Энн Энрайт, Кристофер Уильямс» . Би-би-си .

Источники

[ редактировать ]
  • Бэнхэм, Мартин, изд. 1998. Кембриджский путеводитель по театру. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN   0-521-43437-8 .
  • Бейт, Кейт, изд. 1976. Три латинские комедии. Торонто: Центр средневековых исследований.
  • Брокетт, Оскар Г. и Франклин Дж. Хильди. 2003. История театра. Издание девятое, международное издание. Бостон: Аллин и Бэкон. ISBN   0-205-41050-2 .
  • Коэн, Роберт. 2000. Театр: Краткое издание. Мэйфилд: МакГроу-Хилл. ISBN   978-0077333515 .
  • Ханнант, Сара. 2011. Ряженые, майские шесты и доярки: путешествие по году английских ритуалов. Лондон: Меррелл. ISBN   978-1-8589-4559-0 .
  • Клаус, Карл Х., Мириам Гилберт и Брафорд С. Филд-младший 1991. «Этапы драмы». Нью-Йорк: Церковь Святого Мартина.
  • Найт, Алан Э. 1983. «Аспекты жанра во французской драме позднего средневековья». Издательство Манчестерского университета.
  • Макалистер, Линда. 1996. «Дочери Гипатии: 1500 лет женщин-философов». Компания «Гипатия»
  • Нельсон, Алан Х. 1972. «Некоторые конфигурации постановки в средневековой английской драме». Средневековая английская драма: критические и контекстуальные эссе Чикаго: University of Chicago Press. 116–147.
  • Стян, Дж. Л. 1996. Английская сцена: история драмы и спектакля. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN   0-521-55636-8 .
  • Саймс, Кэрол. 2007. Общая сцена: театр и общественная жизнь в средневековом Аррасе. Итака: Издательство Корнельского университета. ISBN   978-0801445811 .
  • Уолш, Мартин. 2002. «Драма». Средневековый фольклор: Путеводитель по мифам, легендам, сказкам, верованиям и обычаям. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN   978-1576071212 .
  • Уайз, Дженнифер и Крейг С. Уокер, ред. 2003. Антология драмы Broadview: пьесы западного театра, том 1. Торонто: Braodview Press.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: da9993f73db1e4376adbdf5a25e8068d__1721594820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/da/8d/da9993f73db1e4376adbdf5a25e8068d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Medieval theatre - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)