Средневековая коммуна
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( июнь 2013 г. ) |
Средневековые коммуны в европейском Средневековье присягали на верность взаимной защите (как физической защите, так и традиционным свободам) среди граждан города или города. Они принимали множество форм и сильно различались по организации и составу.
Впервые коммуны упоминаются в конце 11 - начале 12 веков, после чего они стали широко распространенным явлением. Они получили большее развитие в центральной и северной Италии , где стали городами-государствами, основанными на частичной демократии . [1] [2] В то же время в Германии они стали вольными городами , независимыми от местной знати.
Этимология
[ редактировать ]Английское и французское слово «коммуна» ( итал . comune ) встречается в латинских записях в различных формах. Они происходят от средневекового латинского communia , формы множественного числа слова commune (то, что является общим, сообщество, государство), существительного от communis (общий). В конечном счете, протоиндоевропейский корень — *mey- (изменять, обменивать).
Когда автономия была завоевана путем насильственного восстания и свержения, коммуну часто называли conspiratio (заговор) ( итал . cospirazione ).
Происхождение
[ редактировать ]В течение X века в некоторых частях Европы Западной крестьяне начали тяготеть к обнесенным стеной населенным пунктам, поскольку достижения в сельском хозяйстве ( трехпольная система ) привели к повышению производительности и острой конкуренции. В центральной и северной Италии , а также в Провансе и Септимании большинство старых римских городов сохранились — даже если на их улицах росла трава — в основном как административные центры епархии или местного представителя далекой королевской или императорской власти. В Нидерландах некоторые новые города были основаны на основе дальней торговли. [3] [4] где основным продуктом было производство шерстяных тканей. Местами для создания этих городов ab ovo чаще всего были укрепленные города графов, епископов или территориальных аббатов. Такие города были основаны и в Рейнской области . Другие города были просто торговыми деревнями, местными центрами обмена.
Такие горожане нуждались в физической защите от беззаконных дворян и бандитов, что было частью мотивации собираться за общинными стенами, но также стремились утвердить свои свободы , свободу вести и регулировать свои собственные дела и безопасность от произвольного налогообложения и преследований со стороны епископа, аббата. или считать, в чьей юрисдикции находятся эти малоизвестные и неблагородные социальные аутсайдеры. Это был долгий процесс борьбы за получение хартий , гарантирующих такие основы, как право удерживать рынок. Такие хартии часто покупались по непомерным ценам или предоставлялись не местной властью, а королем или императором , который надеялся привлечь города в качестве союзников, чтобы централизовать власть. [5]
Обнесенный стеной город обеспечивал защиту от прямого нападения ценой корпоративного вмешательства на самом мелком уровне, но как только горожанин покидал городские стены, он (поскольку женщины почти не путешествовали) оказывался во власти зачастую жестокой и беззаконной знати в сельской местности. Поскольку в большей части средневековой Европы не было центральной власти для обеспечения защиты, каждый город должен был обеспечивать собственную защиту граждан – как внутри городских стен, так и снаружи. Таким образом, города образовывали коммуны, которые служили правовой основой для превращения городов в самоуправляющиеся корпорации. В большинстве случаев развитие коммун было связано с развитием городов. Однако существовали сельские коммуны, особенно во Франции и Англии, которые создавались для защиты общих интересов сельских жителей. По сути, коммуны присягали на верность взаимной защите. Когда формировалась коммуна, все ее участники собирались и приносили клятву на публичной церемонии, обещая защищать друг друга в трудные времена и поддерживать мир в городе.
Коммунальное движение началось в 10 веке, с несколькими более ранними движениями, такими как Форли (возможно, 889 г.), и набрало силу в 11 веке в северной Италии , где в то время проживало самое урбанизированное население Европы. Затем в начале 12 века он распространился во Францию , Германию , Испанию и другие страны. Английское государство уже было очень централизованным, поэтому общинное движение проявлялось главным образом в приходах, ремесленных и купеческих гильдиях и монастырях. Государственный чиновничество расширилось в Англии и Франции, начиная с XII века, в то время как Священной Римской империей управляли общинные коалиции городов, рыцарей, фермерских республик, князей-епископов и крупных владений имперских лордов. В Восточной Европе раскол Киевской Руси позволил сформировать вечевые коммуны, подобные Новгородской республике. [6] (1136-1478) и Псковская республика [7] (1348-1510).
К 1300 году каждая четвертая городская община во Франции находилась под управлением мэров и эшевенов (Северная Франция) или консулов и юристов (Южная Франция), и это число быстро росло в следующие два столетия из-за финансовых потребностей строительства городских стен. . Многим было предоставлено право на собрания, а исполнительная власть часто концентрировалась в руках одного выборного должностного лица, мэра или первого консула, с совещательным органом советов . Выборы часто ограничивались богатой местной купеческой элитой. [8]
В средневековой Испании городские сообщества имели самоуправление через concejo abierto или открытый совет собственников. Более крупные города делегировали власть регидорам (членам городского совета) и алькальдам (офицерам закона), которые управляли городом и окружающими землями как одним коммунидадом . После средневековья выбор чиновников был изменен с выборов на жеребьевку, чтобы разрешить фракционный конфликт. [9] : 24–26 В Кантабрии морские города во главе с Бургосом образовали Hermandad de las Marismas (Болотное братство), организацию, подобную Ганзейскому союзу . В 1470-х годах было сформировано Санта-Хермандад , или Святое Братство, в котором все муниципалитеты направляли своих представителей к генералу хунты , который должен был координировать правоохранительные органы для защиты торговли. [9] : 14, 19
Социальный заказ
[ редактировать ]Согласно Адальберону , общество состояло из трех сословий : тех, кто сражается (дворяне), тех, кто молится (духовенство), и тех, кто работает (крестьяне). Теоретически это был баланс между духовными и светскими коллегами, при этом третий порядок обеспечивал работу двух других. Городские коммуны были переломом в этом порядке. И Церковь, и король неоднозначно отреагировали на коммуны. С одной стороны, они согласились, что безопасность и защита от беззаконной знати отвечают общим интересам. Намерением коммуны было сохранить мир посредством угрозы мести, и Церковь сочувствовала конечному результату мира.
Однако у Церкви были свои собственные способы обеспечения мира, такие как Мир и Божье перемирие» , например, движение « . Некоторые коммуны нарушали порядок средневекового общества, поскольку методы, которые использовала коммуна ( око за око , насилие порождает насилие), обычно были неприемлемы ни для церкви, ни для короля. Некоторые считали, что коммуны угрожают средневековому общественному порядку. Воевать по обычаю разрешалось только знатным лордам, а купеческие горожане якобы были рабочими, а не воинами. Таким образом, дворянство и духовенство иногда принимали коммуны, а иногда - нет. Один из самых известных случаев подавления коммуны и последовавшего за ним дерзкого городского восстания произошел во французском городе Лаон в 1112 году. [10]
Сельские коммуны
[ редактировать ]Развитие средневековых сельских общин возникло больше из-за необходимости сотрудничества в управлении общим достоянием, чем из-за оборонительных потребностей. Во времена слабого центрального правительства коммуны обычно образовывались для обеспечения безопасности на дорогах, проходящих через их территорию, и обеспечения возможности торговли ( Ландфриден ). Одним из наиболее успешных из этих средневековых поселений было поселение в альпийских долинах к северу от перевала Готард . Позже это привело к образованию Старой Швейцарской Конфедерации . У швейцарцев были многочисленные письменные союзные акты: для каждого нового кантона, вступавшего в конфедерацию, писался новый договор.
Помимо швейцарского Eidgenossenschaft существовали подобные сельские альпийские коммуны , в графстве Тироль , но они были разрушены Домом Габсбургов . Другие подобные сельские коммуны развивались в Граубюндене , во французских Альпах ( Республика Эскартонов или Бриансонне), в Пиренеях , в северной Франции ( Румар ), в северной Германии ( Фрисия и Дитмаршен ), а также в Швеции и Норвегии. Колонизация Вальзера также связана с этим.
Пиренейские деревни, такие как Викдессос , как и многие другие горные общины, пользовались гораздо большими свободами, чем те, которыми пользовались на севере Франции. Графы Фуа предоставили этим деревням грамоты, признающие их право на управление, а также гражданское и уголовное правосудие, осуществляемое их собственными консулами, а также освобождение от сборов за использование лесов, вод, шахт, пастбищ, гор, лугов и пошлин за торговлю с другими деревни. Они даже успешно выиграли дело против уплаты налогов королю Франции Филиппу IV . [11] Валле д'Аспе была еще одной средневековой пиренейской республикой, базирующейся в Аккусе и находившейся под сюзеренитетом виконтов Беарнских. [12] Права республики были подтверждены королем Людовиком XIII, когда он присоединил Беарн к Франции. [13] Эти общины процветали в естественной изоляции и отсутствии сеньорской заинтересованности во вмешательстве, особенно в Западных Пиренеях, таких как Валле д'Аспе (управляемая их собственными юратами ), Валле д'Оссау , а также независимые законодательные собрания в долине Котре , или Валле д'Азун. Эти общины, называемые безиау , подписали договоры с другими деревнями, которые обычно регулировали доступ к пастбищам. [14]
Некоторые южноевропейские средневековые коммуны находились под влиянием итальянского прецедента, но многие северные (и даже швейцарские коммуны к северу от Готардского перевала) вполне могли развиваться одновременно и независимо от итальянских. Лишь немногие из этих средневековых сельских общин когда-либо достигали имперской непосредственности , где они подчинялись только королю или императору; большинство из них все еще оставалось подданными какого-то более или менее отдаленного сюзерена . [15]
Эволюция в Италии и упадок в Европе
[ редактировать ]В XI веке на севере Италии возникла новая политическая и социальная структура. В большинстве мест, где возникли коммуны (например, во Франции , Великобритании и Фландрии ), они были поглощены монархическими государствами. Но в северной и центральной Италии некоторые средневековые коммуны превратились в независимые и могущественные города-государства .
Отрыв этих коммун от своих феодальных правителей произошел в конце 12-го и 13-го веков, во время спора об инвестициях между Папой и императором Священной Римской империи . Милан возглавил лангобардские города против императоров Священной Римской империи и разбил их, получив независимость ( битвы при Леньяно , 1176 г., и Парме , 1248 г.). Тем временем республики Венеция , Пиза и Генуя смогли завоевать свои военно-морские империи на Средиземном море (в 1204 году Венеция завоевала три восьмых Византийской империи в Четвертом крестовом походе ). Такие города, как Флоренция, Парма , Феррара , Верона , Падуя , Лукка , Сиена , Мантуя и другие, смогли за счет соседей создать стабильные государства, некоторые из которых просуществовали до наших дней. На юге Италии , которая тогда образовала Сицилийское королевство , автономные коммуны были реже, одним из примеров является Республика Сассари на Сардинии. [16]
В Священной Римской империи императорам . всегда приходилось сталкиваться с борьбой с другими могущественными игроками: земельными князьями, с одной стороны, а также городами и коммунами, с другой стороны Таким образом, императоры неизменно вели политические (не всегда военные) битвы, чтобы укрепить свои позиции и позиции имперской монархии. В Золотой булле 1356 года император Карл IV объявил вне закона любые колдовства, конфедерации и заговоры , имея в виду, в частности, союзы городов , а также возникшие сельские общинные союзы. Большинство союзов городов впоследствии были распущены, иногда насильственно, а при повторном создании их политическое влияние значительно сократилось. Тем не менее, некоторые из этих коммун (как Франкфурт , Нюрнберг , Гамбург ) смогли выжить в Германии на протяжении веков и стали почти независимыми городами-государствами-вассалами императоров Священной Римской империи (см. Вольный имперский город ).
Коммунализм
[ редактировать ]Анархист Петр Кропоткин утверждал, что элементы взаимопомощи и взаимной защиты, выраженные в средневековой коммуне и ее системе гильдий, были теми же чувствами коллективной самозащиты, которые проявляются в современном коммунизме и социализме. [17]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бенвенути, Г. (1989). Морские республики. Амальфи, Пиза, Генуя, Венеция [ Морские республики. Амальфи, Пиза, Генуя, Венеция ] (на итальянском языке). Рим: Издатели Newton & Compton.
- ^ Лодолини, Армандо (1967). Морские республики [ Морские республики ] (на итальянском языке). Рим: Библиотека истории Родины.
- ^ Пиренн, Анри (1927). Средневековые города: их происхождение и возрождение торговли .
- ^ Пиренн, Анри (1937). Магомет и Карл Великий .
- ^ Кантор, Норман Ф. (3 июня 1994 г.). Цивилизация Средневековья . ХарперКоллинз . п. 231. ИСБН 9780060925536 – через Google Книги .
- ^ Лукин, Павел В. (2017). «Новгород: торговля, политика и менталитет во времена независимости». В Блокманс, Вим ; Кром, Михаил [на русском языке] ; Вубс-Мрозевич, Юстина (ред.). Справочник Routledge по морской торговле вокруг Европы 1300-1600: коммерческие сети и городская автономия . Справочники по истории Рутледжа. Лондон: Тейлор и Фрэнсис . п. 305. ИСБН 9781315278568 . Проверено 17 апреля 2018 г. - через Google Книги .
[...] Западноевропейские современники, будучи достаточно знакомы с особенностями новгородского политического строя, признавали его как городскую общину, общину и описывали его в тех же терминах, какие они применяли к своему (бургундскому или северогерманскому) городские сообщества.
- ^ Войвин, Алексей; Кром, Михаил [на русском языке] (2017). «Город Псков в четырнадцатом и пятнадцатом веках: балтийская торговля и институциональный рост». В Блокманс, Вим ; Кром, Михаил [на русском языке] ; Вубс-Мрозевич, Юстина (ред.). Справочник Routledge по морской торговле вокруг Европы 1300-1600: коммерческие сети и городская автономия . Справочники по истории Рутледжа. Лондон: Тейлор и Фрэнсис . п. 319. ИСБН 9781315278568 . Проверено 17 апреля 2018 г. - через Google Книги .
Купцы Пскова и Новгорода, а также их партнеры из ливонских городов образовывали местные общины побратимов, которые несли ответственность за дела своих собратьев. [...] У Пскова были и другие предпосылки для превращения в коммуну (вакуум центральной власти, приходская организация и т. д.), но вполне вероятно, что торговые отношения также благоприятствовали его общинной структуре.
- ^ Смолл, Грэм (2009). Позднесредневековая Франция . Международное высшее образование Макмиллана. стр. 185–192. ISBN 978-1137102157 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Камен, Генри (2005). Испания, 1469–1714: Общество конфликтов (иллюстрированное издание). Пирсон/Лонгман . ISBN 0582784646 .
- ^ Барлоу, Фрэнк (1988). Феодальное королевство Англия 1042–1216 (4-е изд.). п. 261.
- ^ Джон Виктор Дрендел, Кэтрин Рейерсон (1998). Городские и сельские сообщества в средневековой Франции, Провансе и Лангедоке, 1000-1500 гг . БРИЛЛ. стр. 188–190. ISBN 9789004108509 .
- ^ Финдли Мюрхед, Марсель Монмарше (1926). Южная Франция . Макмиллан энд Компани Лимитед. п. 398.
- ^ Граф Генри Рассел (2023). По и Пиренеи . Книги по запросу. п. 68. ИСБН 9783382163860 .
- ^ Дж. Б. Бери; Дж. Р. Таннер; CW Превите-Ортон; З. Н. Брук (1926). Кембриджская средневековая история - Том. 5 ; Борьба империи и папства . Издательство Кембриджского университета. стр. 654–655. ISBN 9780521045377 .
- ^ Им Хоф, Ульрих [на немецком языке] (2007). История Швейцарии Издательство Кольхаммер . п. 153. ИСБН 978-3-17-019912-5 – через Google Книги .
- ^ Сардинский исторический словарь . п. 1615. [ нужна полная цитата ]
- ^ Кропоткин, Петр (1902). Взаимопомощь: фактор эволюции . Лондон: Уильям Хайнеманн.
Источники
[ редактировать ]- Джонс, Филип. 1997. Итальянский город-государство: от коммуны к Синьории . (Оксфорд: Издательство Оксфордского университета )
- Лансинг, Кэрол, 1992. Флорентийские магнаты: происхождение и фракция в средневековой коммуне . (Принстон: Издательство Принстонского университета )
- Селла, Пьетро, «Устав коммуны Бюгелле (Биелла)» 1904 г. Статуты пьемонтской коммуны XIV века (латинский и английский переводы) в ярких деталях выражают природу коммуны, произведения средневекового общества и средневекового общества. личность.
- Табакко, Джованни, 1989. Борьба за власть в средневековой Италии: структуры политического правления, 400–1400 гг. , переводчик, Розалинд Браун Дженсен (Нью-Йорк: издательство Кембриджского университета )
- Уэйли, Дональд, 1969 и др. Итальянские города-республики (3-е изд. Нью-Йорк: Longman, 1988).
- Университет Гвельфа, «Городское прошлое: IV. Средневековый город» Библиография.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Британская энциклопедия 1911 года: «Средневековая коммуна»
- (на итальянском языке) Средневековые маршруты: ресурсы для изучения Средневековья.