Список распространенных заблуждений о Средневековье
![]() |
Средневековье — это традиционное деление западноевропейской истории , которое длилось примерно с V по XV века. После распада Западной Римской империи цивилизация в разных частях Западной Европы отступала с разной скоростью и в разное время. В конце концов, в 9 веке была основана Каролингская империя , воссоединившая большую часть Западной Европы, но сама эта организация распалась и распалась на ряд государств. Государственная раздробленность и конкуренция характеризовали большую часть истории средневековой Западной Европы. [1] и эта тенденция останется верной в течение длительного периода истории впоследствии.
Несмотря на то, что Средние века все более подробно документируются, а ряд историков все больше внимания уделяют написанию литературы, направленной на устранение некоторых основных заблуждений о средневековой истории, [2] [3] и поскольку другие историки придерживаются альтернативного подхода, освещая многие интеллектуальные, научные и технологические достижения, произошедшие в этот период, [4] эти идеи остаются заметными в общественной сфере и продолжают доминировать в концепциях Средневековья в целом. Яркое заблуждение связано с самим Темным веком , термином, который традиционно используется как синоним Средневековья, чтобы подчеркнуть либо его варварство, либо его интеллектуальное невежество, либо предполагаемое отсутствие источников, которыми, как считается, характеризуется этот период, хотя ни одна из этих характеристик не выдержала научной критики. [5] [6]
Критический анализ Средневековья, напротив, показал, что это был период важных перемен и, во многих областях, огромного прогресса. Хотя люди традиционно связывают Ренессанс с постсредневековым интеллектуальным возрождением, теперь считается, что Ренессанс начался в разное время в разных местах Европы, начиная с позднего средневековья . [7] Более того, на протяжении всего средневекового периода имел место ряд периодов интеллектуального возрождения, в том числе Каролингский ренессанс в 9 веке и, что более важно, ренессанс 12 века . Более того, несмотря на некоторые ранние дебаты, христиане быстро пришли к принятию и перениманию культурных знаний греков и римлян, а также решили, что философия и наука были служанками и прецедентами для актов высшего христианского образования.
Были достигнуты успехи во многих областях, и среди наиболее важных событий было возникновение в конце XII и XIII веков университетов на основе предшествующих соборных школ, которые были созданы во время Каролингского Возрождения, которое само по себе было связано с возникновением, поскольку Впервые в истории класс профессиональных ученых занялся изучением философии и обучения. [8]
История заблуждения о «Темных веках»
[ редактировать ]
Первым автором, описавшим понятие «Темные века», был Петрарка , писатель позднего средневековья. С точки зрения итальянского полуострова, Петрарка рассматривал римский период и классическую древность как выражение величия. [9] Он провел большую часть своего времени, путешествуя по Европе, заново открывая и переиздавая классические латинские и греческие тексты. Он хотел вернуть латинскому языку былую чистоту. Петрарка писал, что в истории было два периода: классический период греков и римлян , за которым последовало время тьмы, в котором он видел себя живущим. Примерно в 1343 году в заключении своего эпоса «Африка » он писал: «Моя судьба – жить среди разнообразных и сбивающих с толку бурь. Но для вас, возможно, если, как я надеюсь и желаю, вы будете жить долго после меня, последует лучшая жизнь». Этот сон забвения не будет длиться вечно. Когда тьма рассеется, наши потомки смогут снова прийти в прежнем чистом сиянии». [10]
Во время Реформаций 16 и 17 веков протестанты в целом разделяли взгляды гуманистов эпохи Возрождения, таких как Петрарка, но также добавляли антикатолическую точку зрения. Они считали классическую древность золотым временем не только из-за ее латинской литературы, но и потому, что она была свидетелем зарождения христианства. Они продвигали идею о том, что «Средний век» был временем тьмы также из-за коррупции внутри католической церкви , такой как: папы, правящие как короли, почитание реликвий святых , распущенное духовенство и узаконенное моральное лицемерие. [11]
В эпоху Просвещения 17-18 веков многие критические мыслители считали религию противоположностью разума. Поэтому для них Средневековье, или «Век Веры», было противоположностью Века Разума . [12] Барух Спиноза , Бернар Фонтенель , Кант , Юм , Томас Джефферсон , Томас Пейн , Дени Дидро , Вольтер , маркиз де Сад и Руссо открыто критиковали Средние века как период социального регресса, в котором доминировала религия, а Гиббон в «Истории упадка и падения Римской империи» выражал презрение к «мусору Темных веков». [13] Однако точно так же, как Петрарка, видя себя на пороге «новой эпохи», критиковал столетия, предшествовавшие его собственному времени, так же поступали и писатели эпохи Просвещения.
Концепция Темных веков использовалась и раньше, но к 18 веку она, как правило, ограничивалась более ранней частью этого периода. Самая ранняя запись слова «Темные века» с заглавной буквы в Оксфордском словаре английского языка — это ссылка в « Генри Томаса Бакла Истории цивилизации в Англии» в 1857 году. [14]

Историк науки Дэвид К. Линдберг раскритиковал публичное использование термина «темные века» для описания всего Средневековья как «времени невежества , варварства и суеверий », в котором «вина чаще всего возлагается на христианскую церковь , которая якобы поставил религиозный авторитет выше личного опыта и рациональной деятельности». [15] Историк науки Эдвард Грант пишет, что «если революционные рациональные мысли были выражены в эпоху разума , то они стали возможными благодаря давней средневековой традиции, которая установила использование разума как одно из наиболее важных видов человеческой деятельности». [16] Более того, Линдберг говорит, что, вопреки распространенному мнению, «учёный позднего средневековья редко сталкивался с принудительной властью церкви и считал себя свободным (особенно в естественных науках) следовать разуму и наблюдениям, куда бы они ни вели». [17]
Заблуждения
[ редактировать ]Средневековые люди верили в плоскую Землю.
[ редактировать ]Одной из наиболее распространенных ошибок, связанных со Средними веками, было то, что это был период, когда люди (или, по крайней мере, необразованные люди) верили, что Земля плоская, и что это убеждение в конечном итоге было опровергнуто путешествиями Христофора Колумба , которые опровергли это убеждение. Распространено мнение о шарообразности Земли. Однако этот портрет истории восходит лишь к началу XIX века, где его придумал Вашингтон Ирвинг в своей книге «История жизни и путешествий Христофора Колумба» (1828). Эта идея приобрела популярность в конце 19 и начале 20 веков, когда начались дебаты об эволюции. В своей книге «Изобретение плоской Земли: Колумб и современные историки » историк Джеффри Бертон Рассел утверждает, что «за исключительным немногим исключением ни один образованный человек в истории западной цивилизации, начиная с третьего века до нашей эры , не верил, что Земля плоская», а Рассел приписывает популяризацию мифа о плоской Земле трудам Джон Уильям Дрейпер , Эндрю Диксон Уайт и Вашингтон Ирвинг . [18] Чтобы проиллюстрировать это, отметим, что все средневековые упоминания о форме Земли, почти без исключения, имели сферическую форму. Например, Иоганнес де Сакробоско (1195–1256) писал в своей книге «De sphaera mundi» («Трактат о сфере»);
Таким образом показано, что Земля тоже круглая. Знаки и звезды не восходят и не заходят одинаково для всех людей повсюду, но восходят и заходят раньше для тех, кто на востоке, чем для тех, кто на западе; и этому нет никакой другой причины, кроме выпуклости Земли. Более того, небесные явления свидетельствуют о том, что у жителей Востока они восходят раньше, чем у жителей Запада. Ибо одно и то же лунное затмение, которое кажется нам в первый час ночи, является жителям Востока около третьего часа ночи, что доказывает, что у них была ночь и закат раньше нас, из-за чего возникла выпуклость луны. земля является причиной. (гл. 1.9) [19]
Среди многих других средневековых писателей, описывающих сферичность Земли, есть Фома Аквинский , который писал в своей «Сумме теологии» , что сферичность Земли можно «продемонстрировать». [20] и Джон Мандевиль , который в своих «Путешествиях сэра Джона Мандевиля » также демонстрирует в качестве упражнения сферичность Земли. Хотя некоторые пытаются утверждать, что примером средневекового плоскоземельщика был Исидор Севильский , живший в VI и VII веках, даже Исидор открыто учит о сферичности Земли. [21]
Сколько ангелов может поместиться на булавочной головке?
[ редактировать ]Часто утверждают, что средневековые философы -схоласты вели длительные дебаты и дискуссии о том, сколько ангелов может поместиться на головке булавки или иглы . Эта история используется, чтобы подчеркнуть неэффективность и бесплодность средневековых интеллектуальных занятий, когда они действительно имели место. Тем не менее, эти дебаты не состоялись. По словам историка Питера Харрисона , «то, что философы-схоласты занимались рассуждениями о том, сколько ангелов могло танцевать на булавочной головке, уже давно разоблачено как миф, изобретенный в семнадцатом веке». Харрисон идентифицирует книги Уильяма Чиллингворта «Религия протестантов» Уильяма Склейтера (1638 г.) и «Изложение с примечаниями к Первому посланию к Фессалоникийцам» (1619 г.) как первоисточники этого мифа. По мнению Харрисона, миф об «острие иглы», возможно, возник из каламбура, утверждающего, что в средние века спорили о «ненужных точках». [22]
Однако проблема детей каннибалов в Судный день [23] выступило несколько видных богословов. [ нужна ссылка ] Точно так же некоторые ученые средневековья сами сетовали на то, что огромное количество времени было потрачено на дебаты вокруг проблемы универсалий . [ нужна ссылка ]
Кошачьи убийства и последующая чума
[ редактировать ]В средние века кошек часто держали в качестве домашних животных, и многие из них ценились за их способность справляться с домашними грызунами. « Анкрен Виссе» , средневековый текст XIII века, советует женщинам-отшельницам, что «у вас не должно быть никакого зверя, мои дорогие сестры, кроме только кошки». [24] Тем не менее, идея о том, что ненависть к кошкам возникла среди христиан в средние века, за которой последовала резня кошек, устроенная католической церковью, которая затем способствовала распространению черной чумы из-за процветания популяций грызунов в отсутствие кошек. восходит к книге историка древней Греции Дональда Энгельса, вышедшей в 2001 году, под названием «Классические кошки: взлет и падение священной кошки» . Основанием для этого утверждения является папская булла, изданная Папой Григорием IX, под названием Vox in Rama , в которой не упоминается убийство кошек и не делается никаких заявлений о том, что кошки являются злом;
Проводятся следующие обряды этой моровой язвы: когда какой-либо послушник должен быть принят среди них и впервые входит в секту проклятых, ему является облик некой лягушки, которую некоторые привыкли называть жабой. Некоторые целуют это существо в зад, некоторые в рот; язык и слюну зверя они принимают в рот; иногда он кажется непомерно большим, а иногда равным гусю или утке, а иногда даже принимает размеры духовки. Наконец, когда послушник вышел вперед, его встретил человек чудесной бледности, с очень черными глазами, настолько истощенный и худой, что, поскольку его плоть истощилась, кажется, что осталась только кожа, натянутая на кость. . Послушник целует его и чувствует себя холодным, как лед, и после поцелуя память о католической вере совершенно исчезает из его сердца. После этого они садятся за трапезу, и когда они встали после еды, с некой статуи, которая обычна в сектах такого рода, черная кошка размером со среднюю собаку спускается назад, с поднятым хвостом. Сначала новичок, затем мастер, а затем каждый из ордена, достойный и совершенный, целует кошку в зад; несовершенные, не считающие себя достойными, получают благодать от мастера. Затем каждый возвращается на свое место и, произнося определенный ответ, склоняет голову в сторону кота. «Простите нас», — говорит мастер, и тот, кто рядом с ним, повторяет это, а третий отвечает и говорит: «Мы знаем хозяина»; четвертый говорит: «И мы должны повиноваться». [25]
Хотя в этом источнике, а не в каком-либо другом, говорится о массовом убийстве кошек, Энгельс утверждает, что на основании этого источника, а также некоторых художественных изображений, где коты показаны убиваемыми, он может правильно сделать «предположение», что кошки подвергались массовым убийствам в средневековый период. [26] На основании этого и других комментариев, которые Энгельс делает в книге, в том числе относительно его связи с нацизмом теологией Августина и , некоторые историки, рецензирующие книгу Энгельса, охарактеризовали его как «фанатика» и обвинили его в использовании своего воображения для заполнения исторических данных. заготовки. [27] Более того, другие отметили, что даже если бы была предпринята попытка убийства кошек, это не сыграло бы никакой роли в распространении черной чумы по нескольким причинам, в том числе по тому, что (1) уничтожение кошек чрезвычайно трудно контролировать (2) блохи, распространяющие чуму возможно, вообще не передавался от крыс, но вместо этого от человека к человеку (3) кошки сами способны заразиться болезнью, а затем передать ее людям. [28]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шайдель, Уолтер. Побег из Рима: крах империи и путь к процветанию. Издательство Принстонского университета, 2019.
- ^ Харрис, Стивен и Брайон Л. Григсби, ред. Заблуждения о Средневековье. Рутледж, 2010.
- ^ Блэк, Уинстон. Средневековье: факты и вымыслы. АВС-КЛИО, 2019.
- ^ Себ Фальк, Светлые века: удивительная история средневековой науки , Penguin, 2020.
- ^ Фуракр, Пол (ред.). Новая Кембриджская средневековая история: Том 1, около 500–700 гг. Cambridge University Press, 2005, 90. «С точки зрения доступных источников информации, это определенно не Темный век... За последнее столетие источники свидетельств резко расширились, а полномочия историка (в широком смысле) определяемый как ученик прошлого) соответственно расширился».
- ^ Райко, Ральф . «Европейское чудо» . Проверено 14 августа 2011 г. «Стереотип Средневековья как «Темных веков», поддерживаемый гуманистами эпохи Возрождения и философами Просвещения , конечно, уже давно оставлен учеными».
- ^ Монфасани, Джон. Гуманизм эпохи Возрождения: от средневековья до современности. Рутледж, 2016.
- ^ Грант, Эдвард. Основы современной науки в средние века: их религиозный, институциональный и интеллектуальный контекст. Издательство Кембриджского университета, 1996.
- ^ Моммзен, Теодор Э. «Концепция Петрарки о «темных веках».» Зеркало 17.2 (1942): 226–242.
- ^ Петрарка (1343 г.). Африка , IX, 451-7. Эта цитата взята из английского перевода статьи Моммзена.
- ^ Ф. Окли, Средневековый опыт: основы западной культурной самобытности (University of Toronto Press, 1988), стр. 1–4.
- ^ Бартлетт, Роберт (2001). «Введение: взгляд на средневековый мир», в Medieval Panorama . ISBN 0-89236-642-7 . «Презрение к средневековому прошлому было особенно явным среди критических и рационалистических мыслителей эпохи Просвещения. Для них Средневековье олицетворяло варварский, одержимый священниками мир, который они пытались преобразовать».
- ^ Гиббон, Эдвард (1788). История упадка и разрушения Римской империи , Том. 6, гл. XXXVII, пункт 619.
- ^ Оксфордский словарь английского языка (2-е изд.). Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. 1989.
термин, который иногда применяется к периоду Средневековья, чтобы обозначить интеллектуальную тьму, характерную для того времени; часто ограничивается ранним периодом Средневековья, между временем падения Рима и появлением народных письменных документов.
- ^ Дэвид К. Линдберг, «Средневековая церковь встречает классическую традицию: Святой Августин, Роджер Бэкон и метафора служанки», в книге Дэвида К. Линдберга и Рональда Л. Намберса, изд. Когда встречаются наука и христианство (Чикаго: Чикагский университет, 2003), стр.8.
- ^ Эдвард Грант. Бог и разум в средние века , Кембридж, 2001, с. 9.
- ^ цитируется в эссе Теда Питерса о науке и религии в «Линдси Джонс (главный редактор). Энциклопедия религии, второе издание. Томсон Гейл. 2005. стр.8182»
- ^ Джеффри Рассел. Изобретение плоской Земли . Прегер 1997.
- ^ Английский перевод De sphaera mundi здесь .
- ^ «СУММА ТЕОЛОГИЯ: Различие привычек (Prima Secundae Partis, Q. 54)» . www.newadvent.org
- ^ Стивенс, Уэсли М. «Фигура Земли в «De natura rerum» Исидора». Исида 71.2 (1980): 268–277.
- ^ Харрисон, Питер. «Ангелы на булавочных головках и остриях игл». Примечания и вопросы 63.1 (2016): 45–47.
- ^ Согласно католическому учению, материальные тела людей должны были быть собраны вместе в Судный день. Таким образом, возникает вопрос, что происходит с детьми каннибалов, тела которых состоят из материала, взятого у других людей.
- ^ Амт, Эмили и Кэтрин Аллен Смит, ред. Средневековая Англия, 500–1500: Читатель. Том. 6. Университет Торонто Пресс, 2018, 236.
- ^ Корс, Алан, Алан Чарльз Корс и Эдвард Питерс, ред. Колдовство в Европе, 400–1700: документальная история. Издательство Пенсильванского университета, 2001, 115–6.
- ^ Энгельс, Классические кошки , 159.
- ^ Томас Харрисон, «Классические кошки. Взлет и падение священного кота», Classics Ireland (2002): 88–91.
- ^ Такер, Эбигейл. Лев в гостиной: Как домашние кошки приручили нас и захватили мир. Саймон и Шустер, 2017, 50