Темные века (историография)
Тёмные века — термин, обозначающий раннее средневековье ( ок. 5–10 вв.), а иногда и всё средневековье ( ок. 5–15 вв.), в Западной Европе после падения Западной Римской империи , что характеризует его. отмечен экономическим, интеллектуальным и культурным упадком.
Концепция «Темного века» как историографическая периодизация возникла в 1330-х годах у итальянского ученого Петрарки , который считал постримские века «темными» по сравнению с «светлыми» классической античностью . [1] [2] В этом термине используются традиционные образы света и тьмы, эпохи чтобы противопоставить предполагаемую тьму (невежество и заблуждение) более ранним и поздним периодам света (знание и понимание). [1] Сама фраза «Темные века» происходит от латинского saeculum obscurum , первоначально примененного Цезарем Баронием в 1602 году, когда он говорил о бурном периоде в 10 и 11 веках. [3] [4] Таким образом, эта концепция стала характеризовать все Средневековье как время интеллектуальной тьмы в Европе между падением Рима и эпохой Возрождения и стала особенно популярной в эпоху Просвещения 18-го века . [1] Другие, однако, использовали этот термин для обозначения относительной нехватки записей, по крайней мере, о ранней части Средневековья.
По мере того, как достижения той эпохи стали лучше пониматься в 19 и 20 веках, ученые начали ограничивать «Темные века» название ранним средневековьем ( около 5–10 веков ); [1] [5] [6] сегодняшние ученые придерживаются этой позиции. [7] Большинство современных ученых вообще избегают этого термина из-за его негативного значения, считая его вводящим в заблуждение и неточным. [8] [9] [10] [11] [12] Несмотря на это, уничижительное значение Петрарки по-прежнему используется: [13] [14] [15] особенно в массовой культуре, которая часто упрощенно рассматривает Средневековье как время насилия и отсталости. [16] [17]
История
[ редактировать ]Петрарка
[ редактировать ]Идея Темного века возникла у тосканского ученого Петрарки в 1330-х годах. [15] [18] Описывая прошлое, он сказал: «Среди заблуждений сияли гениальные люди; не менее зоркими были их глаза, хотя их окружала тьма и густой мрак». [19] Христианские писатели, в том числе и сам Петрарка, [18] давно использовали традиционные метафоры « свет против тьмы » для описания « добро против зла ». Петрарка был первым, кто придал метафоре светское значение, изменив ее применение. Теперь он видел классическую древность , которую так долго считали «темным» веком из-за отсутствия христианства, в «свете» ее культурных достижений, в то время как время Петрарки, предположительно лишенное таких культурных достижений, рассматривалось как век тьмы. [18]
С точки зрения итальянского полуострова, Петрарка рассматривал римский период и классическую древность как выражение величия. [18] Он провел большую часть своего времени, путешествуя по Европе, заново открывая и переиздавая классические латинские и греческие тексты. Он хотел вернуть латинскому языку былую чистоту. Гуманисты эпохи Возрождения рассматривали предыдущие 900 лет как время застоя, когда история разворачивалась не по религиозной схеме « » святого Августина , Шести веков мира а в культурном (или светском) плане через прогрессивное развитие классических идеалов , литературы и культуры. искусство .
Петрарка писал, что в истории было два периода: классический период греков и римлян , за которым последовало время тьмы, в котором он видел себя живущим. Примерно в 1343 году в заключении своего эпоса «Африка » он писал: «Моя судьба – жить среди разнообразных и сбивающих с толку бурь. Но для вас, возможно, если, как я надеюсь и желаю, вы будете жить долго после меня, последует лучшая жизнь». Этот сон забвения не будет длиться вечно. Когда тьма рассеется, наши потомки смогут снова прийти в прежнем чистом сиянии». [20] В 15 веке историки Леонардо Бруни и Флавио Биондо разработали трехуровневую схему истории. Они использовали две эпохи Петрарки, а также современную, «лучшую эпоху», в которую, по их мнению, вступил мир. термин «Средние века» – латинское media tempestas (1469 г.) или medium aevum (1604 г.). Позже для описания периода предполагаемого упадка стал использоваться [21]
Реформация
[ редактировать ]Во время Реформаций 16 и 17 веков протестанты в целом разделяли взгляды гуманистов эпохи Возрождения, таких как Петрарка, но также добавляли антикатолическую точку зрения. Они считали классическую древность золотым временем не только из-за ее латинской литературы, но и потому, что она была свидетелем зарождения христианства. Они продвигали идею о том, что «Средний век» был временем тьмы также из-за коррупции внутри католической церкви , такой как папы, правящие как короли, почитание реликвий святых , распущенное духовенство и узаконенное моральное лицемерие. [22]
Барон
[ редактировать ]В ответ на протестантов Высокое католики разработали противоположный образ, изображающий Средневековье, в частности, как период социальной и религиозной гармонии, а не «темный» вообще. [23] Самым важным католическим ответом на « Магдебургские центурии» были « Анналы Экклезиастики» кардинала Цезаря Барония . Бароний был опытным историком, написавшим работу, которую Британская энциклопедия в 1911 году охарактеризовала как «намного превосходящую все предыдущие». [24] и что Эктон считал «величайшей историей Церкви, когда-либо написанной». [25] « Анналы» охватывали первые двенадцать веков христианства до 1198 года и были опубликованы в двенадцати томах между 1588 и 1607 годами. Именно в томе X Бароний ввел термин «темный век» для периода между концом Каролингской империи в 888 году. [26] и первые проявления григорианской реформы при Папе Клименте II в 1046 году:
Века | Объемы | # из объемы |
---|---|---|
7-е место | 80–88 | 8 |
8-е место | 89–96 | 7 |
9-е | 97–130 | 33 |
10-е место | 131–138 | 7 |
11-е | 139–151 | 12 |
12-е | 152–191 | 39 |
13-е место | 192–217 | 25 |
новый век ( saeculum « Начавшийся ) по своей суровости и бесплодию добра вполне мог быть назван железным, по своей низости и изобилию свинцовым злом, а притом по недостатку в ней писателей ( inopia scriptorum ) темных ( obscurum )». [28]
Примечательно, что Бароний назвал эту эпоху «темной» из-за нехватки письменных источников. «Недостаток писателей», о котором он говорил, можно проиллюстрировать, сравнив количество томов Миня « Патрологии Латина» , содержащих произведения латинских писателей X века (сердца эпохи, которую он называл «темной»), с количеством томов, содержащих творчество писателей предшествующих и последующих столетий. Меньшая часть этих писателей были историками.
Произошло резкое снижение количества томов с 34 в 9 веке до всего 8 в 10 веке. 11-й век, с 13, свидетельствует об определенном восстановлении, а 12-й век, с 40, превосходит 9-й, чего не может сделать 13-й век, с 26. действительно был «темный век» в понимании Баронием «недостатка писателей». Между Каролингским Возрождением в 9 веке и началом, где-то в 11 веке, того, что было названо Возрождением 12 века , Более того, в VII и VIII веках был более ранний период «недостатка писателей». Таким образом, в Западной Европе можно выделить два «темных века», разделенных блестящим, но кратким Каролингским Ренессансом.
«Темный век» Барония, кажется, поразил историков, поскольку именно в 17 веке этот термин начал распространяться на различные европейские языки, а его первоначальный латинский термин saeculum obscurum был зарезервирован для периода, к которому он его применил. Некоторые, вслед за Барониусом, использовали слово «темный век» нейтрально, имея в виду недостаток письменных источников, но другие использовали его уничижительно и впали в ту необъективность, которая дискредитировала этот термин для многих современных историков.
Первым британским историком, использовавшим этот термин, скорее всего, был Гилберт Бернет в форме «темные эпохи», которая несколько раз появляется в его работах в конце 17 века. Самое раннее упоминание, по-видимому, содержится в «Посвящении» к тому I « Истории Реформации англиканской церкви» 1679 года, где он пишет: «Целью реформации было восстановление христианства в том виде, в каком оно было вначале, и очистить его от той порчи, которой он был захвачен в более поздние и темные века». [30] Он снова использует его во втором томе 1682 года, где отвергает историю о «битве Святого Георгия с драконом» как «легенду, созданную в темные века для поддержки рыцарского юмора». [31] Бёрнет был епископом, ведущим хронику того, как Англия стала протестантской, и его использование этого термина неизменно уничижительно.
Просвещение
[ редактировать ]В эпоху Просвещения 17-18 веков многие критические мыслители считали религию противоположностью разума. Поэтому для них Средневековье, или «Век Веры», было противоположностью Века Разума . [32] Барух Спиноза , Бернар Фонтенель , Иммануил Кант , Дэвид Хьюм , Томас Джефферсон , Томас Пейн , Дени Дидро , Вольтер , маркиз де Сад и Жан-Жак Руссо открыто критиковали Средние века как период социального регресса, в котором доминировала религия, в то время как Гиббон в «Истории упадка и разрушения Римской империи» выражал презрение к «мусору темного мира». Века». [33] Однако точно так же, как Петрарка, видя себя на пороге «новой эпохи», критиковал столетия, предшествовавшие его собственному времени, так же поступали и писатели эпохи Просвещения.
Следовательно, эволюция произошла по крайней мере в трех направлениях. Первоначальная метафора Петрарки о свете и тьме со временем расширилась, по крайней мере неявно. Даже если более поздние гуманисты больше не считали себя живущими в темную эпоху, их времена все еще были недостаточно светлыми для писателей XVIII века, которые видели себя живущими в настоящую эпоху Просвещения, в то время как период, подлежащий осуждению, растягивался и включал в себя то, что мы сейчас называют ранним Новым временем. Кроме того, метафора тьмы Петрарки, которую он использовал главным образом для сожаления о том, что он считал отсутствием светских достижений, была заточена и приобрела более явно антирелигиозный и антиклерикальный смысл.
Романтизм
[ редактировать ]В конце 18-го и начале 19-го веков романтики изменили негативную оценку критиков эпохи Просвещения с модой на средневековье . [34] Слово « готика » было термином позорным, похожим на « вандал », пока несколько самоуверенных английских «готов» середины XVIII века, таких как Хорас Уолпол, не инициировали готическое возрождение в искусстве. Это стимулировало интерес к Средневековью, которое для следующего поколения начало приобретать идиллический образ «Эпохи веры». Это, реагируя на мир, в котором доминировал рационализм Просвещения выражало романтический взгляд на Золотой век рыцарства , . Средние века рассматривались с ностальгией как период социальной и экологической гармонии и духовного вдохновения, в отличие от эксцессов Французской революции и, прежде всего, экологических и социальных потрясений и утилитаризма развивающейся промышленной революции . [35] Взгляды романтиков до сих пор представлены на современных ярмарках и фестивалях, отмечающих этот период « веселыми » костюмами и мероприятиями.
Точно так же, как Петрарка исказил значение света и тьмы, романтики исказили суждения Просвещения. [ нужна ссылка ] Однако периодом, который они идеализировали, в основном было Средневековье , простирающееся до раннего Нового времени. В одном отношении это сводило на нет религиозный аспект суждения Петрарки, поскольку в последующие века власть и престиж Церкви были на пике. Для многих масштабы Темных веков отделялись от этого периода, обозначая главным образом столетия, последовавшие сразу за падением Рима.
Современное научное использование
[ редактировать ]Этот термин широко использовался историками XIX века. В 1860 году в книге «Цивилизация Возрождения в Италии » Якоб Буркхардт очертил контраст между средневековыми «темными веками» и более просвещенным Возрождением , возродившим культурные и интеллектуальные достижения античности. [36] Самая ранняя запись о «Темных веках» в Оксфордском словаре английского языка (OED) с заглавной буквы — это ссылка в Бакла Генри Томаса «Истории цивилизации в Англии» в 1857 году, где он писал: «В те времена, которые по праву называются Темными веками, духовенство было верховным». OED в 1894 году определил «темные века» без заглавной буквы как «термин, который иногда применяется к периоду Средневековья, чтобы обозначить интеллектуальную тьму, характерную для того времени». [37] Поскольку позднее средневековье во многом совпадает с эпохой Возрождения, термин «Темные века» стал ограничиваться отдельными временами и местами в средневековой Европе . Таким образом, V и VI века в Британии , в разгар саксонских вторжений, были названы «самыми мрачными из темных веков». [38]
Термин «Темные века» все чаще подвергался сомнению с середины двадцатого века, поскольку археологические, исторические и литературные исследования привели к лучшему пониманию этого периода. [39] В 1977 году историк Денис Хэй иронизировал о «живых веках, которые мы называем темными». [40] Более убедительно книга по истории немецкой литературы, опубликованная в 2007 году, описывает «темные века» как «популярную, хотя и неосведомленную манеру речи». [41]
Большинство современных историков не используют термин «темные века» и предпочитают такие термины, как « раннее средневековье» . Однако сегодня некоторые историки используют термин «Темные века» для описания экономических, политических и культурных проблем той эпохи. [42] [43] По мнению других, термин «Темные века» призван быть нейтральным, выражая идею о том, что события того периода кажутся нам «темными» из-за скудности исторических данных . [10] Например, Роберт Салларес, комментируя отсутствие источников, позволяющих установить, достигла ли пандемия чумы 541–750 годов Северной Европы, полагает, что «эпитет « Темные века», безусловно, все еще является подходящим описанием этого периода». [44]
Однако, начиная с конца 20-го века, другие историки стали критически относиться даже к этому непредвзятому использованию этого термина по двум основным причинам. [10] Во-первых, сомнительно, возможно ли когда-либо использовать этот термин нейтрально: ученые могут иметь в виду это, но обычные читатели могут не понимать его так. Во-вторых, наука 20-го века улучшила понимание истории и культуры того периода. [45] до такой степени, что современному зрителю оно уже не кажется «мрачным». [10] Чтобы избежать оценочного суждения, подразумеваемого этим выражением, многие историки теперь вообще избегают его. [46] [47] Он иногда использовался вплоть до 1990-х годов историками раннесредневековой Британии, например, в названии книги 1991 года Энн Уильямс , Альфреда Смита Д. П. Кирби и «Биографический словарь Британии темных веков, Англии, Шотландии и Уэльса», c. 500–1050 , [48] и в комментарии Ричарда Абельса в 1998 году о том, что величие Альфреда Великого «было величием короля Темных веков». [49] В 2020 году Джон Блэр , Стивен Риппон и Кристофер Смарт заметили, что: «Дни, когда археологи и историки называли пятый-десятый века «темными веками», давно прошли, и материальная культура, созданная в этот период, демонстрирует высокий уровень развития. степень сложности». [50]
Современное ненаучное использование
[ редактировать ]В лекции Говарда Уильямса из Честерского университета в 2021 году было рассмотрено, как «стереотипы и популярные представления о раннем средневековье, которое в народе до сих пор считается европейским «темным веком», отравляют популярную культуру»; [51] а обнаружение «Темных веков» «распространено за пределами академической литературы, в том числе в газетных статьях и дебатах в средствах массовой информации». [52] Что касается того, почему оно используется, по мнению Уильямса, современные националисты, колонизаторы и империалисты возродили легенды и расовые недоразумения вокруг современных концепций идентичности, веры и мифов о происхождении, то есть присвоения исторических мифов для современных политических целей. [52]
В книге Эндрю Б. Р. Эллиотта о средневековье в популярной культуре (2017) он обнаружил, что «безусловно» наиболее распространенным использованием слова «Темные века» является «обозначение общего чувства отсталости или отсутствия технологической сложности», в частности отмечая как это укоренилось в повседневном и политическом дискурсе. [53] По словам Эллиотта, причинами использования часто являются «банальные средневековья», которые «характеризуются главным образом бессознательным, невольным и практически не имеющим намерения ссылаться на Средневековье»; например, можно сказать, что страховая отрасль, все еще полагающаяся на бумагу, а не на компьютеры, находится в «темных веках». [54] Эти банальные употребления представляют собой не более чем штампы , которые по своей сути содержат критику отсутствия прогресса. [53] Эллиотт связывает «Темные века» с « Мифом о прогрессе », который также наблюдал Джозеф Тейнтер , который говорит: «Существует подлинное предубеждение против так называемых «Темных веков»» из-за современного убеждения, что общество обычно движется от меньшего к большему. сложность, а когда сложность снижается во время коллапса, это воспринимается как нечто необычное и, следовательно, нежелательное; он возражает, что сложность встречается редко в истории человечества, это дорогостоящий способ организации, который необходимо постоянно поддерживать, а периоды меньшей сложности являются обычным явлением и их следует ожидать как часть общего прогресса к большей сложности. [16]
В книге Питера С. Уэллса 2008 года « От варваров до ангелов: пересмотренные темные века » он пишет: «Я пытался показать, что века (V–IX), известные широко поскольку Темные века были временем динамичного развития, культурного творчества и связей на больших расстояниях». [55] Он пишет, что наше «популярное понимание» этих столетий «во многом зависит от картины варварских захватчиков, которую Эдвард Гиббон представил более двухсот лет назад», и что эта точка зрения была принята «многими, кто читал и восхищался работами Гиббона. " [56]
Дэвид К. Линдберг , историк науки и религии , говорит, что «темные века» «согласно широко распространенному распространенному мнению» изображаются как «время невежества , варварства и суеверий », за что, по его утверждению, «чаще всего возлагают вину у ног христианской церкви». [57] Средневековый историк Мэтью Габриэле называет эту точку зрения мифом популярной культуры. [58] Эндрю Б.Р. Эллиотт отмечает, в какой степени «Средние века/Темные века стали синонимами религиозных преследований, охоты на ведьм и научного невежества». [59]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Теодор Эрнст Моммзен (1959). «Концепция Петрарки о «темных веках» » . Исследования Средневековья и Возрождения . Издательство Корнелльского университета . стр. 106–129. . Перепечатано с: Моммзен, Теодор Эрнст (1942). «Концепция Петрарки о «темных веках» ». Зеркало . 17 (2). Кембридж, Массачусетс: Средневековая академия Америки : 227–228. дои : 10.2307/2856364 . JSTOR 2856364 . S2CID 161360211 .
- ^ Томпсон, Бард (1996). Гуманисты и реформаторы: история Возрождения и Реформации . Гранд-Рапидс, Мичиган: Эрдманс. п. 13 . ISBN 978-0-8028-6348-5 .
Петрарка был первым, кто говорил о Средневековье как о темном веке, который отделил его от богатства и удовольствий классической античности и разорвал связь между его собственным веком и цивилизацией греков и римлян.
- ^ Дуайер, Джон К. (1998). История церкви: двадцать веков католического христианства . Нью-Йорк: Паулист Пресс. п. 155 . ISBN 9780809126866 .
- ^ Бароний , Цезарь. Церковные летописи , Том. X. Рим, 1602, с. 647
- ^ Кер, WP (1904). Темные века . Нью-Йорк: Сыновья К. Скрибнера. п. 1 .
Темные века и Средние века – или Средневековье – когда-то были одним и тем же; два имени одного и того же периода. Но их стали различать, и Темные века теперь представляют собой не более чем первую часть Средневековья, тогда как термин «средневековье» часто ограничивается более поздними веками, примерно с 1100 по 1500 год, эпохой рыцарства, временем между Первый крестовый поход и эпоха Возрождения. Это не была старая точка зрения , и она не соответствует истинному значению названия.
- ^ Рахман, Сайед Зиаур (2003). «Были ли «Темные века» действительно темными?». Серая Материя. Внеклассный журнал Медицинского колледжа Джавахарлала Неру . 7 (10). Алигархский мусульманский университет .
- ^ Холсолл, Гай (2005). Фуракр, Поль (ред.). Новая средневековая история Кембриджа: ок. 500–700 гг . Том. 1. Издательство Кембриджского университета. п. 90 .
С точки зрения доступных источников информации, это, безусловно, не Темный век... За последнее столетие источники свидетельств резко увеличились, а полномочия историка (в широком смысле определяемого как исследователь прошлого) соответственно расширился.
- ^ Джозеф Гис (1994). Собор, кузница и водяное колесо: технологии и изобретения в средние века . Издательство ХарперКоллинз. п. 2. ISBN 9780060165901 .
В течение последних десятилетий само выражение «Темные века» приобрело дурную славу среди историков.
- ^ Снайдер, Кристофер А. (1998). Эпоха тиранов: Британия и бритты 400–600 гг. н.э. Университетский парк: Издательство Пенсильванского государственного университета. стр. xiii–xiv. ISBN 0-271-01780-5 . . Объясняя свой подход к написанию работы, Снайдер ссылается на «так называемые Темные века» и отмечает: «Историкам и археологам никогда не нравился ярлык «Темные века». «варварство» по сравнению с другими эпохами».
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Верден, Кэтлин (2004). «Медиевализм» . В Иордании, Честер Уильям (ред.). Словарь средних веков . Том. Приложение 1. Чарльз Скрибнер. стр. 389–397. ISBN 9780684806426 . ; Тот же том, Фридман, Пол , «Исследования Средневековья» , стр. 383–389.
- ^ Райко, Ральф (30 ноября 2006 г.). «Европейское чудо» . Архивировано из оригинала 3 сентября 2011 года . Проверено 14 августа 2011 г. «Стереотип Средневековья как «Темных веков», поддерживаемый гуманистами эпохи Возрождения и философами Просвещения , конечно, уже давно оставлен учеными».
- ^ Журнал, Смитсоновский институт; Суини, Наойзе Мак. «Миф о «темных веках» игнорирует то, как классические традиции процветали во всем мире» . Смитсоновский журнал . Проверено 5 сентября 2023 г.
- ^ Оксфордский словарь английского языка . Том. 4 (2-е изд.). Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. 1989. с. 251 .
- ^ «Определение DARK AGE» . www.merriam-webster.com . Архивировано из оригинала 12 ноября 2020 г. Проверено 29 ноября 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Франклин, Джеймс (1982). «Миф Возрождения» . Квадрант . 26 (11): 51–60. Архивировано из оригинала 29 ноября 2020 г. Проверено 10 декабря 2008 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Тейнтер, Джозеф А. (1999). «Общества после коллапса» . В Баркере, Грэм (ред.). Сопутствующая энциклопедия археологии . Абингдон, Англия: Рутледж. п. 988. ИСБН 0-415-06448-1 .
- ^ * Нельсон, Джанет (весна 2007 г.). «Темные века». Журнал исторической мастерской . 63 : 196–98. дои : 10.1093/hwj/dbm006 . ISSN 1477-4569 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Моммзен, Теодор Э. (1942). «Концепция Петрарки о «темных веках» ». Зеркало . 17 (2). Кембридж, Массачусетс: Средневековая академия Америки : 226–242. дои : 10.2307/2856364 . JSTOR 2856364 . S2CID 161360211 .
- ^ Петрарка (1367). Apologia cuiusdam anonymi Galli Calumnias ( Защита от клеветы анонимного француза ), у Петрарки, Opera Omnia , Базель, 1554, с. 1195. Эта цитата взята из английского перевода статьи Моммзена, где источник указан в сноске. См. также Марш, Д., изд. (2003), Инвективы , издательство Гарвардского университета, стр. 457.
- ^ Петрарка (1343 г.). Африка , IX, 451-7 (изд. Феста, стр. 278):
... Провести свою жизнь с Мичи
Навязанный штормом, который потревожил различные вещи.
Но, быть может, для тебя, если – чего надеется и желает разум –
Ты будешь жить долго после меня, впереди нас ждут лучшие дела.
Возраст: не все придут в Летеус через годы
Этот сон! Они смогут разойтись, возможно, в темноте.
Я приказал вернуть внуков в чистое место.
опечатка inbar вместо iubar .) (Эта цитата и ее английский перевод взяты из статьи Моммзена, стр. 240. Исправлена - ^ Олброу, Мартин, Глобальная эпоха: государство и общество за пределами современности (1997), с. 205.
- ^ Ф. Окли, Средневековый опыт: основы западной культурной самобытности (University of Toronto Press, 1988), стр. 1-4.
- ^ Дайлидер, Филип (2001). Высокое Средневековье . Учебная компания. ISBN 1-56585-827-1 . «Католики, жившие во времена протестантской Реформации, не собирались смиряться с этим нападением. Они тоже обратились к изучению Средневековья, вернувшись назад, чтобы доказать, что, будучи далеким от периода религиозной коррупции, Средневековье было превосходным к эпохе протестантской Реформации, потому что Средние века были свободны от религиозных расколов и религиозных войн, которые преследовали XVI и XVII века».
- ^ Шотвелл, Джеймс Томсон (1911). Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 13} (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 530. . В
- ^ Лорд Эктон (1906). Лекции по современной истории , с. 121.
- ↑ Фактической отправной точкой «темного века» Барония был 900 год ( annus Redemptoris nongentesimus ), но это было произвольное округление, вызванное главным образом его строго летописным подходом. Более поздние историки, такие как Марко Порри в его « Католической истории церкви » ( Storia della Chiesa ), заархивировано 16 июля 2011 г. в Wayback Machine , и в лютеранской христианской циклопедии («Saeculum Obscurum»), заархивировано 19 октября 2009 г. в Wayback. Machine , имели тенденцию корректировать ее до более исторически значимой даты 888 года и часто округляли ее до 880 года. Первые недели 888 года стали свидетелями как окончательного распада Каролингской империи, так и смерти ее свергнутого правителя Карла Толстого. . Однако, в отличие от конца Каролингской империи, конец Каролингского Возрождения не может быть точно датирован, и именно последнее развитие было причиной «недостатка писателей», который Бароний как историк находил настолько утомительным.
- ^ Шафф, Филип (1882). История христианской церкви, Том. IV: Средневековое христианство, 570–1073 гг. н. э. , гл. XIII, §138. «Преобладающее невежество в Западной церкви». Архивировано 9 августа 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Бароний, Цезарь (1602). Церковные летописи , Том. X. Рим, с. 647. «...начинается новый век, который раньше называли темным по его суровости и бесплодию добра, руководимый его разлившимся уродством и отсутствием писаний».
- ^ Буринг, Эльтьо; ван Занден, Ян Люитен: «Составление диаграммы «возвышения Запада»: рукописи и печатные книги в Европе, долгосрочная перспектива с шестого по восемнадцатый века», Журнал экономической истории , Vol. 69, № 2 (2009), стр. 409–445 (416, табл. 1)
- ^ Бернет, Гилберт (1679). История Реформации англиканской церкви , Том. И. Оксфорд, 1929, с. ii.
- ^ Бернет, Гилберт (1682). История Реформации англиканской церкви , Vol. II. Оксфорд, 1829, с. 423. Бёрнет также использует этот термин в 1682 году в «Сокращении истории Реформации англиканской церкви» (2-е издание, Лондон, 1683, стр. 52) и в 1687 году в « Путешествиях по Франции, Италии, Германии и Швейцарии» (Лондон). , 1750, с. 257). Оксфордский словарь английского языка ошибочно называет последний из них самым ранним зарегистрированным использованием этого термина на английском языке.
- ^ Бартлетт, Роберт (2001). «Введение: взгляд на средневековый мир», в Medieval Panorama . ISBN 0-89236-642-7 . «Презрение к средневековому прошлому было особенно явным среди критических и рационалистических мыслителей эпохи Просвещения. Для них Средневековье олицетворяло варварский, одержимый священниками мир, который они пытались преобразовать».
- ^ Гиббон, Эдвард (1788). История упадка и разрушения Римской империи , Том. 6, гл. XXXVII, пункт 619.
- ^ Александр, Майкл (2007). Средневековье: Средние века в современной Англии . Издательство Йельского университета.
- ^ Чендлер, Алиса К. (1971). Мечта о порядке: средневековый идеал в английской литературе девятнадцатого века . Издательство Университета Небраски, с. 4.
- ^ Барбер, Джон (2008). Дорога из Эдема: исследования христианства и культуры . Пало-Альто, Калифорния: Academica Press, с. 148, сн. 3.
- ^ Бакл, История цивилизации в Англии , I, ix, стр. 558, цитируется в Оксфордском словаре английского языка, D-Deceit (1894), стр. 34. Второе издание OED 1989 года сохраняет определение 1894 года и добавляет: «часто ограничивается ранним периодом Средневековья, между временем падения Рима и появлением народных письменных документов».
- ^ Кэннон, Джон и Гриффитс, Ральф (2000). Оксфордская иллюстрированная история британской монархии (Oxford Illustrated Histories) , 2-е исправленное издание. Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета, стр. 1. Первая глава открывается предложением: «В самые темные из темных веков, в пятом и шестом веках, в Британии было много королей, но не было королевств».
- ^ Рамбаран-Олм, MR (2010). «Темные века». В Бьорке, Роберт (ред.). Оксфордский словарь средневековья . Том. 2. Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. стр. 484–485. ISBN 978-0-19-866262-4 . |
- ^ Хэй, Денис (1977). Летописцы и историки . Лондон: Метуэн, с. 50.
- ^ Данфи, Грэм (2007). «Литературные переходы, 1300–1500: от позднего средневековья к раннему Новому времени» в: История немецкой литературы Камден-хауса, том IV: «Немецкая литература раннего Нового времени». Глава начинается словами: «В популярной, хотя и неосведомленной манере говорить, средневековый период называется «темными веками». Пятнадцатый век, время между средневерхненемецким Blütezeit и полным расцветом эпохи Возрождения. Его можно назвать темным веком не потому, что литературное производство в эти десятилетия пришло в упадок, а потому, что эстетика девятнадцатого века и университетские учебные программы двадцатого века позволили. достижения того времени канут в безвестность».
- ^ Обзорная статья: Путешествие и торговля в темные века, Тредголд, Уоррен, журнал. The International History Review, том 26, 2004 г. - выпуск 1
- ^ Глобализация, экологический кризис и темные века, Синг К. Чу, Журнал глобального общества, том 16, 2002 г. - выпуск 4
- ^ Салларес, Роберт (2007). «Экология, эволюция и эпидемиология чумы». В Литтле, Лестер (ред.). Чума и конец античности . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. п. 257. ИСБН 978-0-521-84639-4 .
- ^ Уэлч, Мартин (1993). Открытие англосаксонской Англии. Архивировано 29 октября 2010 г. в Wayback Machine . Юниверсити-Парк, Пенсильвания: Penn State Press.
- ↑ Британская энциклопедия. Архивировано 4 мая 2015 г. в Wayback Machine . «Сейчас он редко используется историками из-за подразумеваемого им оценочного суждения. Хотя иногда его значение принимают за то, что об этом периоде тогда было мало что известно, термин более обычное и уничижительное значение имеет период интеллектуальной тьмы и варварства».
- ^ Кайл Харпер (2017). Судьба Рима: климат, болезни и конец империи (Принстонская история древнего мира) . Издательство Принстонского университета. п. 12.
Раньше их называли Темными веками. Этот ярлык лучше всего оставить в стороне. Оно безнадежно пахнет предрассудками эпохи Возрождения и Просвещения. Он совершенно недооценивает впечатляющую культурную жизнеспособность и непреходящее духовное наследие всего периода, который стал известен как «поздней античности». В то же время нам не нужно эвфемизировать реалии имперского распада, экономического коллапса и социальной дезинтеграции.
- ^ Энн Уильямс; Альфред П. Смит; Д. П. Кирби, ред. (1991). Биографический словарь Британии темных веков . Сиби. ISBN 1-85264-047-2 .
- ^ Абельс, Ричард (1998). Альфред Великий: война, королевская власть и культура в англосаксонской Англии . Харлоу, Великобритания: Лонгман. п. 23. ISBN 0-582-04047-7 .
- ^ Блэр, Джон ; Риппон, Стивен; Смарт, Кристофер (2020). Планирование в ландшафте раннего средневековья . Ливерпуль, Великобритания: Издательство Ливерпульского университета. п. 3. ISBN 978-1-78962-116-7 .
- ^ Говард Уильямс (16 марта 2021 г.). «Погружение в темные века: раннесредневековые фальшивые истории и способы борьбы с ними» . www.chester.ac.uk . Архивировано из оригинала 28 сентября 2021 года . Проверено 27 сентября 2021 г. Альтернативный URL. Архивировано 10 марта 2024 г. в Conifer Rhizome.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Говард Уильямс (2020). «Политика и массовая культура «Темных веков» ». Копаем в темные века . Археопресс Паблишинг Лимитед. п. 3. ISBN 9781789695281 . Дополнительные источники, на которые ссылается Уильямс: Effros 2003: 1-70; Гири, 2001 г.; Лето 2017 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эндрю Б. Р. Эллиотт (2017). «Глава 3: Средневековье, темные века и миф о прогрессе». Медиевализм, политика и средства массовой информации: присвоение средневековья в XXI веке . Д.С. Брюэр .
- ^ Сюзанна Труп (апрель 2019 г.). «Обзор: Средневековье, политика и средства массовой информации» . Зеркало . 94 (2): 526–528. дои : 10.1086/702181 . S2CID 159330716 .
- ^ Питер С. Уэллс (2008). От варваров до ангелов: новый взгляд на темные века . WW Нортон. стр. 199–200. ISBN 9780393060751 .
- ^ Питер С. Уэллс (2008). От варваров до ангелов: новый взгляд на темные века . WW Нортон. п. xi-xv. ISBN 9780393060751 .
- ^ Дэвид К. Линдберг (2003). «Средневековая церковь встречает классическую традицию: святого Августина, Роджера Бэкона и метафору служанки». У Дэвида К. Линдберга; Рональд Л. Намберс (ред.). Когда встречаются наука и христианство . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 7. ISBN 9780226482156 .
Согласно широко распространенному мнению, период европейской истории, известный как Средние века, был временем варварства, невежества и суеверий. Эпитет «Темные века», часто применяемый к нему, прекрасно отражает это мнение. Что касается бед, угрожавших грамотности, учености и особенно науке в Средние века, то вина чаще всего возлагается на христианскую церковь...
- ^ Мэтью Габриэле (23 сентября 2016 г.). «Пять мифов о Средневековье» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 19 августа 2021 года . Проверено 28 сентября 2021 г.
- ^ Эндрю Б. Р. Эллиотт (2017). Медиевализм, политика и средства массовой информации: присвоение средневековья в XXI веке . Д.С. Брюэр . п. 91.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Темные века» в Британской энциклопедии
- «Упадок и падение римского мифа» Терри Джонса
- «Почему Средневековье называют Темными веками»
- Альбан Готье, « Об использовании Темных веков в средневековой истории », портал Ménestrel, 2017 (на французском языке)