Форма следует за функцией
Форма следует за функцией — это принцип дизайна, связанный с архитектурой конца 19-го и начала 20-го века и промышленным дизайном в целом, который гласит, что форма здания или объекта должна в первую очередь соответствовать его предполагаемой функции или назначению.
Происхождение фразы
[ редактировать ]Архитектор Луи Салливан придумал максиму , которая резюмирует теории Виолле-ле-Дюка : «рационально спроектированная структура не обязательно может быть красивой, но ни одно здание не может быть красивым, если не имеет рационально спроектированной структуры». [1] Эту максиму часто ошибочно приписывают скульптору Горацио Гринофу (1805–1852). [2] чье мышление в основном предшествует более позднему функционалистскому подходу к архитектуре. Сочинения Гриноу долгое время были в значительной степени забыты и были открыты заново только в 1930-х годах. В 1947 году подборка его эссе была опубликована под названием « Форма и функция: заметки об искусстве Горацио Гриноу» . Самая ранняя формулировка идеи «в архитектуре только то, что показывает, что имеет определенную функцию» принадлежит не архитектору, а монаху Карло Лодоли (1690-1761), который произнес эту фразу, вдохновленный позитивистским мышлением (опубликовано его ученик Франческо Альгаротти в 1657 году). [3]
Салливан был гораздо более молодым соотечественником Гриноу и восхищался такими мыслителями-рационалистами, как Торо , Эмерсон , Уитмен и Мелвилл , а также самим Гринофом. В 1896 году Салливан придумал эту фразу в статье под названием «Высокое офисное здание с художественной точки зрения» : [4] хотя позже он приписал основную идею римскому архитектору, инженеру и писателю Марку Витрувию Поллиону , который впервые заявил в своей книге «Об архитектуре» , что сооружение должно демонстрировать три качества: Firmitas, utilitas, venustas, то есть оно должно быть прочным. , полезно и красиво. [5] [ нужен лучший источник ] На самом деле Салливан написал: «Форма всегда следует за функцией», но более широко запомнилась более простая и менее выразительная фраза. Для Салливана это была квинтэссенция мудрости, эстетическое кредо, единственное «правило, не допускающее никаких исключений». Полная цитата:
Будь то стремительный орел в своем полете или раскрытый цвет яблони, трудящаяся рабочая лошадь, веселый лебедь, ветвистый дуб, извилистый ручей у его подножия, плывущие облака над бегущим солнцем - все это всегда образует следует за функцией , и это закон. Там, где функция не меняется, не меняется и форма. Гранитные скалы, вечно нависающие холмы, остаются на века; молния живет, принимает форму и умирает в мгновение ока.
Это всепроникающий закон всего органического и неорганического, всего физического и метафизического, всего человеческого и всего сверхчеловеческого, всех истинных проявлений головы, сердца и души, в которых можно узнать жизнь. его выражение заключается в том, что форма всегда следует за функцией. Это закон. [6]
Салливан разработал форму высокого стального небоскреба в Чикаго конца 19-го века в момент, когда технологии, вкус и экономические силы сошлись воедино и сделали необходимым порвать с устоявшимися стилями. Если форму здания не собирались выбирать из старой книги образцов, что-то должно было определять форму, и, по мнению Салливана, это должно было стать целью здания. Таким образом, «форма следует за функцией», а не «форма следует за прецедентом». Помощник Салливана Фрэнк Ллойд Райт перенял и исповедовал тот же принцип в несколько иной форме. [ нужна ссылка ]
Споры о функциональности орнамента
[ редактировать ]В 1910 году австрийский архитектор Адольф Лоос прочитал лекцию под названием « Орнамент и преступление », посвященную сложному орнаменту, используемому архитекторами Венского сецессиона . Модернисты приняли моралистический аргумент Лооса, а также максиму Салливана. Лоос работал плотником в США. Он прославлял эффективную сантехнику и промышленные объекты, такие как кукурузные силосы и стальные водонапорные башни, как примеры функционального дизайна. [7] [ нужен неосновной источник ]
Применение в разных областях
[ редактировать ]Архитектура
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2011 г. ) |
Фраза «форма (всегда) следует за функцией» стала боевым кличем архитекторов-модернистов после 1930-х годов. Кредо было воспринято как подразумевающее, что декоративные элементы, которые архитекторы называют «орнаментом», в современных зданиях излишни. Эту фразу лучше всего реализовать в дизайне, задав вопрос: «Работает ли это?» [8] Дизайн в архитектуре, использующий эту мантру, следует функциональности и назначению здания. Например, семейный дом будет спроектирован вокруг семейных и социальных взаимодействий и жизни. Это было бы целенаправленно, без бесполезных вспышек. Красота здания зависит от его функции, а не от его визуального дизайна. Одной из целей модернистов после Второй мировой войны было улучшение условий жизни масс. Многие люди во всем мире жили в далеко не идеальных условиях, усугубленных войной. Модернисты стремились привести этих людей в более пригодные для жизни, гуманные пространства, которые, хотя и не были традиционно красивыми, были чрезвычайно функциональными. В результате архитектура, использующая принцип «форма следует за функцией», стала признаком надежды и прогресса. [9]
Несмотря на то, что он придумал этот термин, сам Луи Салливан на пике своей карьеры не думал и не разрабатывал подобные идеи. Действительно, хотя его здания могли быть простыми и четкими в своей основной массе, он часто подчеркивал их простые поверхности излияниями пышных украшений в стиле модерн и кельтского возрождения , обычно отлитых из железа или терракоты и варьирующихся от органических форм, таких как виноградные лозы и плющ, до больше геометрических рисунков и переплетений, вдохновленных его ирландским дизайнерским наследием. Вероятно, самым известным примером является извивающаяся зеленая металлическая конструкция, закрывающая входные навесы здания Карсон, Пири, Скотт и компания на Саут-Стейт-стрит в Чикаго. Эти орнаменты, часто выполненные талантливым молодым рисовальщиком, нанятым Салливаном, в конечном итоге стали торговой маркой Салливана; для студентов-архитекторов они — его мгновенно узнаваемая подпись.
Автомобильное проектирование
[ редактировать ]Если дизайн автомобиля соответствует его функции (например, форма Fiat Multipla , которая отчасти обусловлена желанием разместить шесть человек в два ряда), то говорят, что его форма соответствует его функции. [10]
Дизайн продукта
[ редактировать ]Один эпизод в истории естественного конфликта между функциональным дизайном и требованиями рынка произошел в 1935 году, после появления обтекаемого Chrysler Airflow , когда американская автопромышленность временно прекратила попытки внедрения оптимальных аэродинамических форм в массовое производство. Некоторые автопроизводители считали, что аэродинамическая эффективность приведет к созданию единой оптимальной формы кузова, «каплевидной» формы, что не пойдет на пользу для продаж штучных автомобилей. [11] General Motors заняла две разные позиции по оптимизации: одна ориентирована на внутреннее инженерное сообщество, другая — на клиентов. Как и ежегодная смена модельного года, так называемый аэродинамический стиль часто бессмысленен с точки зрения технических характеристик. Впоследствии коэффициент лобового сопротивления стал одновременно маркетинговым инструментом и средством повышения продажности автомобиля за счет незначительного снижения расхода топлива и заметного увеличения максимальной скорости.
Американские промышленные дизайнеры 1930-х и 40-х годов, такие как Раймонд Лоуи , Норман Бел Геддес и Генри Дрейфус, боролись с внутренними противоречиями принципа «форма следует за функцией», когда они модернизировали блендеры, локомотивы и копировальные машины для массового потребления. Лоуи сформулировал свой принцип «MAYA» (самый продвинутый, но приемлемый), чтобы выразить, что дизайн продуктов ограничен функциональными ограничениями математики, материалов и логики, но их признание ограничено социальными ожиданиями. Его совет заключался в том, что очень новые технологии должны быть как можно более знакомыми, а знакомые технологии должны быть удивительными.
Виктор Папанек (1923–1998) был одним из влиятельных дизайнеров и философов дизайна двадцатого века, который преподавал и писал как сторонник принципа «форма следует за функцией».
Честно применяя принцип «форма следует за функцией», промышленные дизайнеры могли лишить своих клиентов бизнеса. [ нужна ссылка ] Некоторые простые одноцелевые предметы, такие как отвертки, карандаши и чайники, можно свести к одной оптимальной форме, что исключает дифференциацию продукта . Некоторые предметы, сделанные слишком прочными, помешают продаже замен. ( ср. плановое устаревание ). С точки зрения функциональности некоторые продукты просто ненужны.
Альтернативный подход, называемый «форма ведет за функцией» или «функция следует за формой», начинается с расплывчатых, абстрактных или недостаточно определенных проектов. Эти проекты, иногда создаваемые с использованием таких инструментов, как модели преобразования текста в изображение, могут служить триггерами для генерации новых идей для дизайна продукта. [12]
Программная инженерия
[ редактировать ]Утверждалось, что структура и внутренние атрибуты качества работающего, нетривиального программного артефакта будут отражать в первую очередь инженерные требования к его созданию, при этом влияние процесса будет незначительным, если вообще будет. Это не означает, что процесс не имеет значения, но процессы, совместимые с требованиями артефакта, приводят к примерно схожим результатам. [13]
Этот принцип также может быть применен к архитектуре корпоративных приложений современного бизнеса, где «функция» включает в себя бизнес-процессы, которым должна поддерживаться архитектура предприятия или «форма». Если бы архитектура диктовала, как работает бизнес, тогда бизнес, скорее всего, страдал бы от негибкости и неспособности адаптироваться к изменениям. [ нужна ссылка ] Сервис-ориентированная архитектура позволяет архитектору предприятия изменить «форму» архитектуры в соответствии с функциональными требованиями бизнеса, приняв основанные на стандартах протоколы связи, обеспечивающие функциональную совместимость. Это противоречит закону Конвея . [ нужна ссылка ] который утверждает с социальной точки зрения, что «форма следует за организацией».
Более того, проектирование, ориентированное на предметную область, постулирует, что структура ( архитектура программного обеспечения , шаблон проектирования , реализация ) должна возникать из ограничений моделируемой предметной области ( функциональных требований ).
Хотя «форма» и «функция» могут быть более или менее явными и инвариантными понятиями для многих инженерных доктрин, метапрограммирование и парадигма функционального программирования очень хорошо подходят для исследования, размытия и инверсии сущности этих двух понятий.
Движение гибкой разработки программного обеспечения поддерживает такие методы, как «разработка через тестирование», при которой инженер начинает с минимальной единицы ориентированной на пользователя функциональности, создает для нее автоматический тест, а затем реализует функциональность и выполняет итерации, повторяя этот процесс. Результатом и аргументом в пользу этой дисциплины является то, что структура или «форма» возникает из реальной функции и, поскольку она выполнена органично, делает проект более адаптируемым в долгосрочной перспективе, а также более высоким качеством благодаря функциональной базе автоматизированных тестов.
См. также
[ редактировать ]- Правда о материалах
- Эстетика
- Наука о дизайне (методология)
- Разделение содержания и представления
- Ориентированный на пользователя дизайн
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ «Виолле ле Дюк» . Северная архитектура . 6 августа 2023 г.
- ^ Горацио Гриноу, Форма и функция: Заметки об искусстве , под редакцией Гарольда А. Смолла (Беркли, Университет Калифорнии Press, 1947), хотя теория присущих форм, вкратце изложенная в этой фразе, информирует все идеи Гриноу. пишу об искусстве, дизайне и архитектуре. В своих архитектурных трудах Гриноф находился под влиянием трансценденталистского мышления и унитарного протестантизма Ральфа Уолдо Эмерсона .
- ^ Гелернтер 1995 , стр. 155–156.
- ^ Салливан, Луи Х. (1896). Высокое офисное здание с художественной точки зрения . Исследовательский институт Гетти .
- ^ Автобиография идеи . Нью-Йорк: Пресса Американского института архитекторов, Inc., 1924. с. 108.
- ^ Салливан, Луи Х. (1896). «Высокое офисное здание с художественной точки зрения» . Журнал Липпинкотта (март 1896 г.): 403–409.
- ^ Лоос, А. (1908). Орнамент и преступление (PDF) . Вена.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Геддес, Роберт (2013). Подходит: Манифест архитектора . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-15575-3 .
- ^ «Что вызвало модернистскую архитектуру?» , Тейлоризованная красота механики , Princeton University Press, стр. 33–44, 10 ноября 2020 г., doi : 10.2307/j.ctv173f28d.8 , S2CID 242897822 , получено 11 апреля 2023 г.
- ^ «MULTIPLA DESIGNER ПОКАЗЫВАЕТ, ЧТО ФОРМА СЛЕДУЕТ ЗА ФУНКЦИЕЙ» . Автомобильные новости . Проверено 8 января 2018 г.
- ^ Джеффри Мейкл «Twentieth Century Limited: Промышленный дизайн в Америке, 1925–1939»
- ^ «Как генеративный ИИ может расширить творческие способности человека» . Гарвардское деловое обозрение . 16 июня 2023 г. ISSN 0017-8012 . Проверено 20 июня 2023 г.
- ^ Спинеллис, Диомидис (май 2008 г.). «Сказка о четырех ядрах» . ICSE '08: Материалы 30-й Международной конференции по программной инженерии . Лейпциг, Германия: Ассоциация вычислительной техники. стр. 381–390. дои : 10.1145/1368088.1368140 . Проверено 19 октября 2011 г.
Источники
[ редактировать ]- Гелернтер, Марк (1995). Источники архитектурной формы: критическая история западной теории дизайна . Издательство Манчестерского университета. ISBN 978-0-7190-4129-7 . Проверено 12 февраля 2024 г.