Jump to content

Форма следует за функцией

(Перенаправлено с Утилитаризм (архитектура) )
Здание Уэйнрайт в Сент-Луисе, штат Миссури , спроектированное Луисом Салливаном и построенное в 1891 году, является символом его знаменитого принципа «форма следует за функцией».

Форма следует за функцией — это принцип дизайна, связанный с архитектурой конца 19-го и начала 20-го века и промышленным дизайном в целом, который гласит, что форма здания или объекта должна в первую очередь соответствовать его предполагаемой функции или назначению.

Происхождение фразы

[ редактировать ]

Архитектор Луи Салливан придумал максиму , которая резюмирует теории Виолле-ле-Дюка : «рационально спроектированная структура не обязательно может быть красивой, но ни одно здание не может быть красивым, если не имеет рационально спроектированной структуры». [1] Эту максиму часто ошибочно приписывают скульптору Горацио Гринофу (1805–1852). [2] чье мышление в основном предшествует более позднему функционалистскому подходу к архитектуре. Сочинения Гриноу долгое время были в значительной степени забыты и были открыты заново только в 1930-х годах. В 1947 году подборка его эссе была опубликована под названием « Форма и функция: заметки об искусстве Горацио Гриноу» . Самая ранняя формулировка идеи «в архитектуре только то, что показывает, что имеет определенную функцию» принадлежит не архитектору, а монаху Карло Лодоли (1690-1761), который произнес эту фразу, вдохновленный позитивистским мышлением (опубликовано его ученик Франческо Альгаротти в 1657 году). [3]

Салливан был гораздо более молодым соотечественником Гриноу и восхищался такими мыслителями-рационалистами, как Торо , Эмерсон , Уитмен и Мелвилл , а также самим Гринофом. В 1896 году Салливан придумал эту фразу в статье под названием «Высокое офисное здание с художественной точки зрения» : [4] хотя позже он приписал основную идею римскому архитектору, инженеру и писателю Марку Витрувию Поллиону , который впервые заявил в своей книге «Об архитектуре» , что сооружение должно демонстрировать три качества: Firmitas, utilitas, venustas, то есть оно должно быть прочным. , полезно и красиво. [5] [ нужен лучший источник ] На самом деле Салливан написал: «Форма всегда следует за функцией», но более широко запомнилась более простая и менее выразительная фраза. Для Салливана это была квинтэссенция мудрости, эстетическое кредо, единственное «правило, не допускающее никаких исключений». Полная цитата:

Будь то стремительный орел в своем полете или раскрытый цвет яблони, трудящаяся рабочая лошадь, веселый лебедь, ветвистый дуб, извилистый ручей у его подножия, плывущие облака над бегущим солнцем - все это всегда образует следует за функцией , и это закон. Там, где функция не меняется, не меняется и форма. Гранитные скалы, вечно нависающие холмы, остаются на века; молния живет, принимает форму и умирает в мгновение ока.

Это всепроникающий закон всего органического и неорганического, всего физического и метафизического, всего человеческого и всего сверхчеловеческого, всех истинных проявлений головы, сердца и души, в которых можно узнать жизнь. его выражение заключается в том, что форма всегда следует за функцией. Это закон. [6]

Салливан разработал форму высокого стального небоскреба в Чикаго конца 19-го века в момент, когда технологии, вкус и экономические силы сошлись воедино и сделали необходимым порвать с устоявшимися стилями. Если форму здания не собирались выбирать из старой книги образцов, что-то должно было определять форму, и, по мнению Салливана, это должно было стать целью здания. Таким образом, «форма следует за функцией», а не «форма следует за прецедентом». Помощник Салливана Фрэнк Ллойд Райт перенял и исповедовал тот же принцип в несколько иной форме. [ нужна ссылка ]

Споры о функциональности орнамента

[ редактировать ]

В 1910 году австрийский архитектор Адольф Лоос прочитал лекцию под названием « Орнамент и преступление », посвященную сложному орнаменту, используемому архитекторами Венского сецессиона . Модернисты приняли моралистический аргумент Лооса, а также максиму Салливана. Лоос работал плотником в США. Он прославлял эффективную сантехнику и промышленные объекты, такие как кукурузные силосы и стальные водонапорные башни, как примеры функционального дизайна. [7] [ нужен неосновной источник ]

Применение в разных областях

[ редактировать ]

Архитектура

[ редактировать ]
Банк жилищно-строительной ассоциации Салливана

Фраза «форма (всегда) следует за функцией» стала боевым кличем архитекторов-модернистов после 1930-х годов. Кредо было воспринято как подразумевающее, что декоративные элементы, которые архитекторы называют «орнаментом», в современных зданиях излишни. Эту фразу лучше всего реализовать в дизайне, задав вопрос: «Работает ли это?» [8] Дизайн в архитектуре, использующий эту мантру, следует функциональности и назначению здания. Например, семейный дом будет спроектирован вокруг семейных и социальных взаимодействий и жизни. Это было бы целенаправленно, без бесполезных вспышек. Красота здания зависит от его функции, а не от его визуального дизайна. Одной из целей модернистов после Второй мировой войны было улучшение условий жизни масс. Многие люди во всем мире жили в далеко не идеальных условиях, усугубленных войной. Модернисты стремились привести этих людей в более пригодные для жизни, гуманные пространства, которые, хотя и не были традиционно красивыми, были чрезвычайно функциональными. В результате архитектура, использующая принцип «форма следует за функцией», стала признаком надежды и прогресса. [9]

Несмотря на то, что он придумал этот термин, сам Луи Салливан на пике своей карьеры не думал и не разрабатывал подобные идеи. Действительно, хотя его здания могли быть простыми и четкими в своей основной массе, он часто подчеркивал их простые поверхности излияниями пышных украшений в стиле модерн и кельтского возрождения , обычно отлитых из железа или терракоты и варьирующихся от органических форм, таких как виноградные лозы и плющ, до больше геометрических рисунков и переплетений, вдохновленных его ирландским дизайнерским наследием. Вероятно, самым известным примером является извивающаяся зеленая металлическая конструкция, закрывающая входные навесы здания Карсон, Пири, Скотт и компания на Саут-Стейт-стрит в Чикаго. Эти орнаменты, часто выполненные талантливым молодым рисовальщиком, нанятым Салливаном, в конечном итоге стали торговой маркой Салливана; для студентов-архитекторов они — его мгновенно узнаваемая подпись.

Автомобильное проектирование

[ редактировать ]

Если дизайн автомобиля соответствует его функции (например, форма Fiat Multipla , которая отчасти обусловлена ​​желанием разместить шесть человек в два ряда), то говорят, что его форма соответствует его функции. [10]

Дизайн продукта

[ редактировать ]

Один эпизод в истории естественного конфликта между функциональным дизайном и требованиями рынка произошел в 1935 году, после появления обтекаемого Chrysler Airflow , когда американская автопромышленность временно прекратила попытки внедрения оптимальных аэродинамических форм в массовое производство. Некоторые автопроизводители считали, что аэродинамическая эффективность приведет к созданию единой оптимальной формы кузова, «каплевидной» формы, что не пойдет на пользу для продаж штучных автомобилей. [11] General Motors заняла две разные позиции по оптимизации: одна ориентирована на внутреннее инженерное сообщество, другая — на клиентов. Как и ежегодная смена модельного года, так называемый аэродинамический стиль часто бессмысленен с точки зрения технических характеристик. Впоследствии коэффициент лобового сопротивления стал одновременно маркетинговым инструментом и средством повышения продажности автомобиля за счет незначительного снижения расхода топлива и заметного увеличения максимальной скорости.

Американские промышленные дизайнеры 1930-х и 40-х годов, такие как Раймонд Лоуи , Норман Бел Геддес и Генри Дрейфус, боролись с внутренними противоречиями принципа «форма следует за функцией», когда они модернизировали блендеры, локомотивы и копировальные машины для массового потребления. Лоуи сформулировал свой принцип «MAYA» (самый продвинутый, но приемлемый), чтобы выразить, что дизайн продуктов ограничен функциональными ограничениями математики, материалов и логики, но их признание ограничено социальными ожиданиями. Его совет заключался в том, что очень новые технологии должны быть как можно более знакомыми, а знакомые технологии должны быть удивительными.

Виктор Папанек (1923–1998) был одним из влиятельных дизайнеров и философов дизайна двадцатого века, который преподавал и писал как сторонник принципа «форма следует за функцией».

Честно применяя принцип «форма следует за функцией», промышленные дизайнеры могли лишить своих клиентов бизнеса. [ нужна ссылка ] Некоторые простые одноцелевые предметы, такие как отвертки, карандаши и чайники, можно свести к одной оптимальной форме, что исключает дифференциацию продукта . Некоторые предметы, сделанные слишком прочными, помешают продаже замен. ( ср. плановое устаревание ). С точки зрения функциональности некоторые продукты просто ненужны.

Альтернативный подход, называемый «форма ведет за функцией» или «функция следует за формой», начинается с расплывчатых, абстрактных или недостаточно определенных проектов. Эти проекты, иногда создаваемые с использованием таких инструментов, как модели преобразования текста в изображение, могут служить триггерами для генерации новых идей для дизайна продукта. [12]

Программная инженерия

[ редактировать ]

Утверждалось, что структура и внутренние атрибуты качества работающего, нетривиального программного артефакта будут отражать в первую очередь инженерные требования к его созданию, при этом влияние процесса будет незначительным, если вообще будет. Это не означает, что процесс не имеет значения, но процессы, совместимые с требованиями артефакта, приводят к примерно схожим результатам. [13]

Этот принцип также может быть применен к архитектуре корпоративных приложений современного бизнеса, где «функция» включает в себя бизнес-процессы, которым должна поддерживаться архитектура предприятия или «форма». Если бы архитектура диктовала, как работает бизнес, тогда бизнес, скорее всего, страдал бы от негибкости и неспособности адаптироваться к изменениям. [ нужна ссылка ] Сервис-ориентированная архитектура позволяет архитектору предприятия изменить «форму» архитектуры в соответствии с функциональными требованиями бизнеса, приняв основанные на стандартах протоколы связи, обеспечивающие функциональную совместимость. Это противоречит закону Конвея . [ нужна ссылка ] который утверждает с социальной точки зрения, что «форма следует за организацией».

Более того, проектирование, ориентированное на предметную область, постулирует, что структура ( архитектура программного обеспечения , шаблон проектирования , реализация ) должна возникать из ограничений моделируемой предметной области ( функциональных требований ).

Хотя «форма» и «функция» могут быть более или менее явными и инвариантными понятиями для многих инженерных доктрин, метапрограммирование и парадигма функционального программирования очень хорошо подходят для исследования, размытия и инверсии сущности этих двух понятий.

Движение гибкой разработки программного обеспечения поддерживает такие методы, как «разработка через тестирование», при которой инженер начинает с минимальной единицы ориентированной на пользователя функциональности, создает для нее автоматический тест, а затем реализует функциональность и выполняет итерации, повторяя этот процесс. Результатом и аргументом в пользу этой дисциплины является то, что структура или «форма» возникает из реальной функции и, поскольку она выполнена органично, делает проект более адаптируемым в долгосрочной перспективе, а также более высоким качеством благодаря функциональной базе автоматизированных тестов.


См. также

[ редактировать ]

Примечания и ссылки

[ редактировать ]
  1. ^ «Виолле ле Дюк» . Северная архитектура . 6 августа 2023 г.
  2. ^ Горацио Гриноу, Форма и функция: Заметки об искусстве , под редакцией Гарольда А. Смолла (Беркли, Университет Калифорнии Press, 1947), хотя теория присущих форм, вкратце изложенная в этой фразе, информирует все идеи Гриноу. пишу об искусстве, дизайне и архитектуре. В своих архитектурных трудах Гриноф находился под влиянием трансценденталистского мышления и унитарного протестантизма Ральфа Уолдо Эмерсона .
  3. ^ Гелернтер 1995 , стр. 155–156.
  4. ^ Салливан, Луи Х. (1896). Высокое офисное здание с художественной точки зрения . Исследовательский институт Гетти .
  5. ^ Автобиография идеи . Нью-Йорк: Пресса Американского института архитекторов, Inc., 1924. с. 108.
  6. ^ Салливан, Луи Х. (1896). «Высокое офисное здание с художественной точки зрения» . Журнал Липпинкотта (март 1896 г.): 403–409.
  7. ^ Лоос, А. (1908). Орнамент и преступление (PDF) . Вена. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  8. ^ Геддес, Роберт (2013). Подходит: Манифест архитектора . Издательство Принстонского университета. ISBN  978-0-691-15575-3 .
  9. ^ «Что вызвало модернистскую архитектуру?» , Тейлоризованная красота механики , Princeton University Press, стр. 33–44, 10 ноября 2020 г., doi : 10.2307/j.ctv173f28d.8 , S2CID   242897822 , получено 11 апреля 2023 г.
  10. ^ «MULTIPLA DESIGNER ПОКАЗЫВАЕТ, ЧТО ФОРМА СЛЕДУЕТ ЗА ФУНКЦИЕЙ» . Автомобильные новости . Проверено 8 января 2018 г.
  11. ^ Джеффри Мейкл «Twentieth Century Limited: Промышленный дизайн в Америке, 1925–1939»
  12. ^ «Как генеративный ИИ может расширить творческие способности человека» . Гарвардское деловое обозрение . 16 июня 2023 г. ISSN   0017-8012 . Проверено 20 июня 2023 г.
  13. ^ Спинеллис, Диомидис (май 2008 г.). «Сказка о четырех ядрах» . ICSE '08: Материалы 30-й Международной конференции по программной инженерии . Лейпциг, Германия: Ассоциация вычислительной техники. стр. 381–390. дои : 10.1145/1368088.1368140 . Проверено 19 октября 2011 г.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f81261b6de89992622c713ba65c88a5c__1714277400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f8/5c/f81261b6de89992622c713ba65c88a5c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Form follows function - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)