Jump to content

Социальный дизайн

Социальный дизайн — это применение методологий дизайна для решения сложных человеческих проблем, при этом социальные проблемы становятся приоритетом. Исторически социальный дизайн учитывал роль и ответственность дизайнера в обществе, а также использование процессов проектирования для осуществления социальных изменений. [1] Социальный дизайн как дисциплина практиковался в основном в двух разных моделях: либо в виде применения человеко-ориентированной методологии проектирования в социальном секторе, либо в государственном секторе, либо иногда как синоним практикуется дизайнерами, которые решаются заняться социальным предпринимательством .

Модели [ править ]

Стэнфордская модель дизайн - мышления

Стэнфордского университета Институт дизайна Хассо Платтнера (школа d) и IDEO в 1991 году совместно провели междисциплинарное исследование с целью улучшения процесса проектирования, и в результате возникла Стэнфордская модель дизайн-мышления как процесса. [2] Стэнфордская модель была применена к социальному проектированию, целью которого является развитие как человеческого, так и социального капитала с помощью новых продуктов и процессов, которые могут быть прибыльными назвал эту цель . Антикапиталистический журнал In This Times «в лучшем случае наивной». [2]

Социальная модель Марголина [ править ]

Виктор Марголин и Сильвия Марголин писали в 2002 году о «социальной модели» как о практике проектирования и методологии исследования, в первую очередь ориентированной на социальные услуги, но идеи могут быть распространены на системы образования, системы здравоохранения и проектирование гражданских технологий . [3] Социальная модель предполагает сосредоточение внимания на человеческих потребностях, черпая вдохновение из основной литературы по социальной работе , и имеет экологическую перспективу (которая реже встречается в способах проектирования). [3] Марголин предлагает многогранный подход к решению проблем: сначала нужно получить доступ к ситуации, ответив на несколько основных вопросов, затем провести опросное исследование и интервью, контент-анализ архивных данных и/или включенное наблюдение. [3]

Модель IDEO [ править ]

Дизайнерская фирма IDEO определяет социальный дизайн как процесс, который поощряет содействие сообществу, включая обмен беседами и идеями, убеждениями и ритуалами. [4] Этот процесс должен оказывать поддержку и расширять возможности участников, а также предлагать инновационный и осуществимый процесс. [4] Дизайнер(ы) не должен пытаться изменить поведение людей, он опирается на различия в культурных традициях и культурных верованиях, чтобы сформулировать проблемы внутри общества. [4] Кроме того, важно более широкое влияние, включая экологическое осознание дизайна, поскольку окружающая среда влияет на всех и взаимосвязана. [4]

Новая материалистическая модель

Эта модель стремится разрушить любые различия между дизайном и обществом. Боелен и Кетлер утверждают, что любой дизайн, хорошо это или плохо, по своей сути социален, потому что он создается и существует в социальной сфере. Они отмечают: «[Новое] материалистическое прочтение социального дизайна, с одной стороны, усложняет процесс проектирования, а с другой, дает представление о значимых формах взаимодействия». [5] Он использует центральные темы, разработанные такими мыслителями, как Джейн Беннет , Тим Ингольд и Бруно Латур , и в результате создает дизайн, который отвергает логику солюционизма и имеет тенденцию к исследованию, личному размышлению и рассказыванию историй, например, автоэтнографический дизайн. [6] [7] Его критикуют за «морское созерцание» и слишком близкое сходство с практикой и творчеством художника. [7]

История [ править ]

В мире дизайна социальный дизайн определяется как процесс проектирования, который способствует улучшению благосостояния и средств к существованию человека. [8]

Идеи социального дизайна были вдохновлены работами Виктора Папанека , он был одним из первых, кто обратился к проблемам социального дизайна в 1960-х годах. Он был сосредоточен на создании изменений в области дизайна и больше не терпел ошибок в дизайне, любого дизайна, который не учитывает потребности всех людей и игнорирует свои собственные экологические последствия. [9] Чтобы быть позитивной силой в обществе, дизайн и дизайнеры должны нести социальную и моральную ответственность, дизайнеры несут серьезную ответственность за последствия, которые их проекты оказывают на общество. [10] Эти последствия включают воздействие на окружающую среду, и дизайнеры могут внести свой вклад в разработку более продуманных и экологических продуктов, тщательно выбирая материалы, которые они используют. [10] Папанек также отмечает, что проектирование ориентировано на нужды людей (а не на их желания), и дизайнеры несут ответственность за выбор, который они делают в процессе проектирования. [9] Часто дизайн оторван от реального мира и ориентирован на коммерческий рынок, создавая предметы роскоши или для нескольких человек, основываясь на эстетике, или одноразовые предметы. Папанек подчеркивает, что дизайнеры должны внимательно следить за тем, где есть потребность, и часто это можно обнаружить, глядя на маргинализированные группы населения.

Еще один автор, вносящий вклад в развитие социального дизайна, — Виктор Марголин . [3] В книге 2002 года « Политика искусственного: очерки дизайна и исследований дизайна» он пишет о «способности дизайнера представить и придать форму материальным и нематериальным продуктам, которые могут решать человеческие проблемы в широком масштабе и способствовать социальному благополучию». этой идеологии построен социальный дизайн. На [11] С этой точки зрения социальное проектирование – это деятельность, которую не следует обрамлять под коннотации благотворительности, пожертвований, помощи и т. д. Это не добровольная работа, но ее следует рассматривать как профессиональный вклад, который играет роль в местном экономическом развитии или обеспечении средств к существованию. В то же время социальный дизайн бросает вызов традиционной рыночной модели проектирования. В то время как традиционно дизайн воспринимался как профессия, которая остается строго подотчетной рыночным силам, социальный дизайн предполагает возможность более распределительной концепции излишков, гарантируя, что преимущества услуг и систем достигают более широкого круга групп пользователей, которые часто могут выйти за рамки рыночной системы. [3] Марголин пишет: «Основная цель рыночного дизайна — создание продуктов для продажи. И наоборот, главная цель социального дизайна — удовлетворение человеческих потребностей». [3]

Дизайнер Джордж Эй пишет о важности признания роли власти при проектировании сложных проблем социального сектора, как это можно сделать и в проектах социального дизайна. [12] В зависимости от проекта проектирование для участия пользователей в проекте может быть более важным, чем проектирование для решений, и это поощряет использование методологий проектирования, ориентированных на человека . [12]

Инженер Крис Кокс из Facebook использовал термин «социальный дизайн» в 2010 и 2011 годах, поскольку «[социальный дизайн] определяет эту концепцию как улучшение того, как люди создают в Интернете связи между людьми, а не между людьми». [13] [14] [15]

За пределами мира дизайна социальный дизайн появляется во многих профессиональных средах, есть много художников, которые используют термин «социальный дизайн» или «социальная практика» для описания своей работы, хотя работы выставляются в контексте мира искусства и ведут другой диалог, когда по сравнению с дизайном.

Инициативы [ править ]

  • Институт дизайна Хассо Платтнера при Стэнфордском университете поддерживает программы социального дизайна. [2]
  • Школа Archeworks была основана в 1994 году и расположена в Чикаго. Они одними из первых начали преподавать социально ответственные процессы проектирования. [3]
  • Премия Curry Stone Design Prize была основана в 2008 году и ориентирована на инновации в области дизайна в социальном секторе. [16]
  • В 2017 году была основана компания Measured Summit, Design+Health в Нью-Йорке, конференция по социальному дизайну, посвященная индустрии здравоохранения. [17]
  • Центр социального дизайна при Колледже искусств Мэрилендского института (MICA) был основан в 2011 году и стал одной из первых программ последипломного образования в области социального дизайна в Соединенных Штатах. Они призваны продемонстрировать ценность дизайна в решении сложных социальных проблем и подготовить следующее поколение творческих людей, способствующих переменам.
  • Инициатива исследований мирового дизайна, также известная как Worlddesign, в Университете искусств и дизайна Хельсинки. [18] Worlddesign стремится исследовать вопросы, связанные с социальным, благосостоятельным и ответственным дизайном, а также разрабатывать теорию, а также применимые системы или модели. Его члены проводят выставки, семинары и публикации, которые служат инструментами для тестирования и оценки различных приложений социального дизайна. [19]
  • Венский университет прикладных искусств имеет степень магистра, посвященную проблемам городских социальных систем и связанным с ними вопросам. Программа ориентирована на выпускников различных областей обучения с использованием трансдисциплинарных команд. Искусство в сочетании с научными методами и знаниями, связанными с проектами, рассматривается как инструмент городских инноваций. [20] [21]
  • ввел В 2014 году Сиднейский технологический университет степень бакалавра творческого интеллекта и инноваций. [22] который должен быть завершен в сочетании с другой степенью бакалавра. Уделяя особое внимание разработке новых решений социальных проблем, он позволяет студентам «участвовать в перспективной, первой в мире, трансдисциплинарной программе, которая учитывает множество точек зрения из различных областей, интегрируя широкий спектр отраслевого опыта, реальных проектов и самостоятельные предложения – давая студентам возможность решать сложные проблемы и неиспользованные возможности нашего времени». [23]
  • Школа дизайна Университета Амбедкара , Дели, Индия, предлагает степень магистра в области социального дизайна. Программа стартовала в 2013 году и претерпела множество итераций. По своей сути философия программы заключается в том, чтобы сделать дизайн более инклюзивным, как на уровне творчества, так и на уровне пользователей.
  • В Испании социальный дизайн EN+ [24] работает над интеграцией социально заинтересованных дизайнеров и НПО, чтобы помочь им улучшить качество своих коммуникаций, будь то за счет формирования или связи между дизайнерами и организациями. Он был запущен в 2011 году.
  • В Нидерландах Social Design Showdown — это активное сообщество социальных дизайнеров, развивающее область социального дизайна на практике с 2019 года. Посредством мероприятий и исследовательских инициатив они изучают влияние, реализацию, сотрудничество и т. д. социального дизайна.
  • Академия дизайна в Эйндховене была одной из первых европейских магистров социального дизайна, основанной Яном Боэленом . [5] Они используют новый материалистический подход к социальному проектированию.

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ «Обзор магистратуры по социальному дизайну (MASD)» . Колледж искусств Мэрилендского института . Проверено 19 марта 2018 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с Рул, Аликс (11 января 2008 г.). «Революция не будет спроектирована» . В эти времена . ISSN   0160-5992 . Проверено 01 апреля 2020 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Марголин, Виктор; Марголин, Сильвия (1 октября 2002 г.). «Социальная модель» дизайна: вопросы практики и исследования» . Проблемы дизайна . 18 (4): 24–30. дои : 10.1162/074793602320827406 . ISSN   0747-9360 . S2CID   57569427 .
  4. ^ Перейти обратно: а б с д «Что такое социальный дизайн? от IDEO» , YouTube (видео) , получено 1 апреля 2020 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б Боелен, Ян; Кетлер, Майкл, ред. (2020). Социальная материя, социальный дизайн: хорошо это или плохо, но любой дизайн социален . Амстердам: Вализ. ISBN  978-94-92095-84-8 .
  6. ^ Фуллер, Джарретт (27 апреля 2022 г.). « Автоэтнографический поворот в дизайне. Автоэтнографический поворот в дизайне» , под редакцией Луизы Шувенберг и Майкла Кетлера, Амстердам: Вализ, 2021, 336 стр. 9789493246041. 35 долларов США / 27 фунтов стерлингов» . Дизайн и культура . 16 (1): 109–112. дои : 10.1080/17547075.2022.2061138 . ISSN   1754-7075 – через JSTOR.
  7. ^ Перейти обратно: а б Шувенберг, Луиза; Кетлер, Майкл, ред. (2021). Автоэтнографический поворот в дизайне . Амстердам: Вализ. ISBN  978-94-93246-04-1 .
  8. ^ Холм, Ивар (2006). Идеи и убеждения в архитектуре и промышленном дизайне: как взгляды, ориентации и основные предположения формируют искусственную среду . Школа архитектуры и дизайна Осло. ISBN   82-547-0174-1 .
  9. ^ Перейти обратно: а б Папанек, Виктор (1984): Дизайн для реального мира . Издательство Академии Чикаго. Полностью переработанное второе издание
  10. ^ Перейти обратно: а б «Дизайн-Провокатор: Возвращаясь к дальновидным идеям Виктора Папанека» . Метрополис . 24 января 2019 г. Проверено 01 апреля 2020 г.
  11. ^ Марголин, Виктор (2002): Политика искусственного. Очерки по дизайну и дизайн-исследованиям. Издательство Чикагского университета. Чикаго и Лондон
  12. ^ Перейти обратно: а б Да, Джордж (07.06.2017). «Большой пробел в дизайнерском образовании: понимание роли власти» . Середина . Проверено 01 апреля 2020 г.
  13. ^ Фаулер, Джеффри А. (10 октября 2010 г.). «Социальный руководитель Facebook поощряет человеческое взаимодействие» . Уолл Стрит Джорнал . ISSN   0099-9660 . Проверено 01 апреля 2020 г.
  14. ^ «Итан Берд из Facebook: стимулирование вовлеченности и роста через «социальный дизайн» » . Знание@Уортон . 2011 . Проверено 01 апреля 2020 г.
  15. ^ Яна, Рина (21 сентября 2011 г.). «Визит вице-президента Facebook по продуктам и его команды по редизайну» . Компания Фаст . Проверено 01 апреля 2020 г.
  16. ^ «5 вдохновляющих пионеров социального дизайна» . ИДЕО . 2012 . Проверено 01 апреля 2020 г.
  17. ^ «Социальный дизайн: самостоятельная дисциплина» . Метрополис . 20 января 2017 г. Проверено 01 апреля 2020 г.
  18. ^ «Этусиву» . www.taik.fi. ​29 апреля 2013 г. Проверено 19 марта 2018 г.
  19. ^ Среди публикаций:
    Университет искусств и дизайна Хельсинки, Рабочие документы F 31. Потенциалы: дизайн в полевых условиях: новый дискурс о развитии ремесел 1-2. Хельсинки, 2006 г. ( http://www.taik.fi/tutkimus/julkaisut/working_papers.html )
    Миеттинен, Сату: Проектирование творческого туристического опыта. Процесс проектирования услуг с участием намибийских ремесленников. Серия публикаций Университета искусств и дизайна Хельсинки А 81. Докторская диссертация. Гуммерус кирьяпаино ой. Ювяскюля 2007.
    Миеттинен, Сату (ред.): Разработайте свое действие. Серия публикаций Университета искусств и дизайна Хельсинки B 82. Gummerus kirpapaino oy. Ювяскюля 2007.
  20. ^ «Социальный дизайн» . www.dieangewandte.at . Проверено 19 марта 2018 г.
  21. ^ «Социальный дизайн_искусство как городская инновация» .
  22. ^ «Творческий интеллект и инновации | Сиднейский технологический университет» . Архивировано из оригинала 12 апреля 2016 г. Проверено 12 апреля 2016 г.
  23. ^ «Что такое творческий интеллект и инновации | Сиднейский технологический университет» . Архивировано из оригинала 15 апреля 2016 г. Проверено 12 апреля 2016 г.
  24. ^ Социальный дизайн EN+

Дальнейшее чтение [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Статьи [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 601b07bf19f6a224200d60d6da402333__1712082360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/60/33/601b07bf19f6a224200d60d6da402333.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Social design - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)