Социальный дизайн
Социальный дизайн — это применение методологий дизайна для решения сложных человеческих проблем, при этом социальные проблемы становятся приоритетом. Исторически социальный дизайн учитывал роль и ответственность дизайнера в обществе, а также использование процессов проектирования для осуществления социальных изменений. [1] Социальный дизайн как дисциплина практиковался в основном в двух разных моделях: либо в виде применения человеко-ориентированной методологии проектирования в социальном секторе, либо в государственном секторе, либо иногда как синоним практикуется дизайнерами, которые решаются заняться социальным предпринимательством .
Модели [ править ]
Стэнфордская модель дизайн - мышления
Стэнфордского университета Институт дизайна Хассо Платтнера (школа d) и IDEO в 1991 году совместно провели междисциплинарное исследование с целью улучшения процесса проектирования, и в результате возникла Стэнфордская модель дизайн-мышления как процесса. [2] Стэнфордская модель была применена к социальному проектированию, целью которого является развитие как человеческого, так и социального капитала с помощью новых продуктов и процессов, которые могут быть прибыльными назвал эту цель . Антикапиталистический журнал In This Times «в лучшем случае наивной». [2]
Социальная модель Марголина [ править ]
Виктор Марголин и Сильвия Марголин писали в 2002 году о «социальной модели» как о практике проектирования и методологии исследования, в первую очередь ориентированной на социальные услуги, но идеи могут быть распространены на системы образования, системы здравоохранения и проектирование гражданских технологий . [3] Социальная модель предполагает сосредоточение внимания на человеческих потребностях, черпая вдохновение из основной литературы по социальной работе , и имеет экологическую перспективу (которая реже встречается в способах проектирования). [3] Марголин предлагает многогранный подход к решению проблем: сначала нужно получить доступ к ситуации, ответив на несколько основных вопросов, затем провести опросное исследование и интервью, контент-анализ архивных данных и/или включенное наблюдение. [3]
Модель IDEO [ править ]
Дизайнерская фирма IDEO определяет социальный дизайн как процесс, который поощряет содействие сообществу, включая обмен беседами и идеями, убеждениями и ритуалами. [4] Этот процесс должен оказывать поддержку и расширять возможности участников, а также предлагать инновационный и осуществимый процесс. [4] Дизайнер(ы) не должен пытаться изменить поведение людей, он опирается на различия в культурных традициях и культурных верованиях, чтобы сформулировать проблемы внутри общества. [4] Кроме того, важно более широкое влияние, включая экологическое осознание дизайна, поскольку окружающая среда влияет на всех и взаимосвязана. [4]
Новая материалистическая модель
Эта модель стремится разрушить любые различия между дизайном и обществом. Боелен и Кетлер утверждают, что любой дизайн, хорошо это или плохо, по своей сути социален, потому что он создается и существует в социальной сфере. Они отмечают: «[Новое] материалистическое прочтение социального дизайна, с одной стороны, усложняет процесс проектирования, а с другой, дает представление о значимых формах взаимодействия». [5] Он использует центральные темы, разработанные такими мыслителями, как Джейн Беннет , Тим Ингольд и Бруно Латур , и в результате создает дизайн, который отвергает логику солюционизма и имеет тенденцию к исследованию, личному размышлению и рассказыванию историй, например, автоэтнографический дизайн. [6] [7] Его критикуют за «морское созерцание» и слишком близкое сходство с практикой и творчеством художника. [7]
История [ править ]
В мире дизайна социальный дизайн определяется как процесс проектирования, который способствует улучшению благосостояния и средств к существованию человека. [8]
Идеи социального дизайна были вдохновлены работами Виктора Папанека , он был одним из первых, кто обратился к проблемам социального дизайна в 1960-х годах. Он был сосредоточен на создании изменений в области дизайна и больше не терпел ошибок в дизайне, любого дизайна, который не учитывает потребности всех людей и игнорирует свои собственные экологические последствия. [9] Чтобы быть позитивной силой в обществе, дизайн и дизайнеры должны нести социальную и моральную ответственность, дизайнеры несут серьезную ответственность за последствия, которые их проекты оказывают на общество. [10] Эти последствия включают воздействие на окружающую среду, и дизайнеры могут внести свой вклад в разработку более продуманных и экологических продуктов, тщательно выбирая материалы, которые они используют. [10] Папанек также отмечает, что проектирование ориентировано на нужды людей (а не на их желания), и дизайнеры несут ответственность за выбор, который они делают в процессе проектирования. [9] Часто дизайн оторван от реального мира и ориентирован на коммерческий рынок, создавая предметы роскоши или для нескольких человек, основываясь на эстетике, или одноразовые предметы. Папанек подчеркивает, что дизайнеры должны внимательно следить за тем, где есть потребность, и часто это можно обнаружить, глядя на маргинализированные группы населения.
Еще один автор, вносящий вклад в развитие социального дизайна, — Виктор Марголин . [3] В книге 2002 года « Политика искусственного: очерки дизайна и исследований дизайна» он пишет о «способности дизайнера представить и придать форму материальным и нематериальным продуктам, которые могут решать человеческие проблемы в широком масштабе и способствовать социальному благополучию». этой идеологии построен социальный дизайн. На [11] С этой точки зрения социальное проектирование – это деятельность, которую не следует обрамлять под коннотации благотворительности, пожертвований, помощи и т. д. Это не добровольная работа, но ее следует рассматривать как профессиональный вклад, который играет роль в местном экономическом развитии или обеспечении средств к существованию. В то же время социальный дизайн бросает вызов традиционной рыночной модели проектирования. В то время как традиционно дизайн воспринимался как профессия, которая остается строго подотчетной рыночным силам, социальный дизайн предполагает возможность более распределительной концепции излишков, гарантируя, что преимущества услуг и систем достигают более широкого круга групп пользователей, которые часто могут выйти за рамки рыночной системы. [3] Марголин пишет: «Основная цель рыночного дизайна — создание продуктов для продажи. И наоборот, главная цель социального дизайна — удовлетворение человеческих потребностей». [3]
Дизайнер Джордж Эй пишет о важности признания роли власти при проектировании сложных проблем социального сектора, как это можно сделать и в проектах социального дизайна. [12] В зависимости от проекта проектирование для участия пользователей в проекте может быть более важным, чем проектирование для решений, и это поощряет использование методологий проектирования, ориентированных на человека . [12]
Инженер Крис Кокс из Facebook использовал термин «социальный дизайн» в 2010 и 2011 годах, поскольку «[социальный дизайн] определяет эту концепцию как улучшение того, как люди создают в Интернете связи между людьми, а не между людьми». [13] [14] [15]
За пределами мира дизайна социальный дизайн появляется во многих профессиональных средах, есть много художников, которые используют термин «социальный дизайн» или «социальная практика» для описания своей работы, хотя работы выставляются в контексте мира искусства и ведут другой диалог, когда по сравнению с дизайном.
Инициативы [ править ]
- Институт дизайна Хассо Платтнера при Стэнфордском университете поддерживает программы социального дизайна. [2]
- Школа Archeworks была основана в 1994 году и расположена в Чикаго. Они одними из первых начали преподавать социально ответственные процессы проектирования. [3]
- Премия Curry Stone Design Prize была основана в 2008 году и ориентирована на инновации в области дизайна в социальном секторе. [16]
- В 2017 году была основана компания Measured Summit, Design+Health в Нью-Йорке, конференция по социальному дизайну, посвященная индустрии здравоохранения. [17]
- Центр социального дизайна при Колледже искусств Мэрилендского института (MICA) был основан в 2011 году и стал одной из первых программ последипломного образования в области социального дизайна в Соединенных Штатах. Они призваны продемонстрировать ценность дизайна в решении сложных социальных проблем и подготовить следующее поколение творческих людей, способствующих переменам.
- Инициатива исследований мирового дизайна, также известная как Worlddesign, в Университете искусств и дизайна Хельсинки. [18] Worlddesign стремится исследовать вопросы, связанные с социальным, благосостоятельным и ответственным дизайном, а также разрабатывать теорию, а также применимые системы или модели. Его члены проводят выставки, семинары и публикации, которые служат инструментами для тестирования и оценки различных приложений социального дизайна. [19]
- Венский университет прикладных искусств имеет степень магистра, посвященную проблемам городских социальных систем и связанным с ними вопросам. Программа ориентирована на выпускников различных областей обучения с использованием трансдисциплинарных команд. Искусство в сочетании с научными методами и знаниями, связанными с проектами, рассматривается как инструмент городских инноваций. [20] [21]
- ввел В 2014 году Сиднейский технологический университет степень бакалавра творческого интеллекта и инноваций. [22] который должен быть завершен в сочетании с другой степенью бакалавра. Уделяя особое внимание разработке новых решений социальных проблем, он позволяет студентам «участвовать в перспективной, первой в мире, трансдисциплинарной программе, которая учитывает множество точек зрения из различных областей, интегрируя широкий спектр отраслевого опыта, реальных проектов и самостоятельные предложения – давая студентам возможность решать сложные проблемы и неиспользованные возможности нашего времени». [23]
- Школа дизайна Университета Амбедкара , Дели, Индия, предлагает степень магистра в области социального дизайна. Программа стартовала в 2013 году и претерпела множество итераций. По своей сути философия программы заключается в том, чтобы сделать дизайн более инклюзивным, как на уровне творчества, так и на уровне пользователей.
- В Испании социальный дизайн EN+ [24] работает над интеграцией социально заинтересованных дизайнеров и НПО, чтобы помочь им улучшить качество своих коммуникаций, будь то за счет формирования или связи между дизайнерами и организациями. Он был запущен в 2011 году.
- В Нидерландах Social Design Showdown — это активное сообщество социальных дизайнеров, развивающее область социального дизайна на практике с 2019 года. Посредством мероприятий и исследовательских инициатив они изучают влияние, реализацию, сотрудничество и т. д. социального дизайна.
- Академия дизайна в Эйндховене была одной из первых европейских магистров социального дизайна, основанной Яном Боэленом . [5] Они используют новый материалистический подход к социальному проектированию.
См. также [ править ]
- Деловая этика
- Концептуальный дизайн
- Проектирование, представляющее общественный интерес – практика проектирования, направленная на общее благо
- Сервис-дизайн – экологический подход к проектированию услуги.
- Социальные изменения – об изменении социальных норм, поведения.
- Социотехническая система – подход к комплексному проектированию организационной работы , учитывающий взаимодействие между людьми и технологиями на рабочих местах.
- Социальная ответственность – этическая теория
- Устойчивый дизайн - философия проектирования физических объектов, искусственной среды и услуг в соответствии с принципами экологической устойчивости.
- Универсальный дизайн – он проектирует здания, продукты или окружающую среду так, чтобы сделать их доступными для всех людей, независимо от возраста, инвалидности или других факторов.
Ссылки [ править ]
- ^ «Обзор магистратуры по социальному дизайну (MASD)» . Колледж искусств Мэрилендского института . Проверено 19 марта 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Рул, Аликс (11 января 2008 г.). «Революция не будет спроектирована» . В эти времена . ISSN 0160-5992 . Проверено 01 апреля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Марголин, Виктор; Марголин, Сильвия (1 октября 2002 г.). «Социальная модель» дизайна: вопросы практики и исследования» . Проблемы дизайна . 18 (4): 24–30. дои : 10.1162/074793602320827406 . ISSN 0747-9360 . S2CID 57569427 .
- ^ Перейти обратно: а б с д «Что такое социальный дизайн? от IDEO» , YouTube (видео) , получено 1 апреля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Боелен, Ян; Кетлер, Майкл, ред. (2020). Социальная материя, социальный дизайн: хорошо это или плохо, но любой дизайн социален . Амстердам: Вализ. ISBN 978-94-92095-84-8 .
- ^ Фуллер, Джарретт (27 апреля 2022 г.). « Автоэтнографический поворот в дизайне. Автоэтнографический поворот в дизайне» , под редакцией Луизы Шувенберг и Майкла Кетлера, Амстердам: Вализ, 2021, 336 стр. 9789493246041. 35 долларов США / 27 фунтов стерлингов» . Дизайн и культура . 16 (1): 109–112. дои : 10.1080/17547075.2022.2061138 . ISSN 1754-7075 – через JSTOR.
- ^ Перейти обратно: а б Шувенберг, Луиза; Кетлер, Майкл, ред. (2021). Автоэтнографический поворот в дизайне . Амстердам: Вализ. ISBN 978-94-93246-04-1 .
- ^ Холм, Ивар (2006). Идеи и убеждения в архитектуре и промышленном дизайне: как взгляды, ориентации и основные предположения формируют искусственную среду . Школа архитектуры и дизайна Осло. ISBN 82-547-0174-1 .
- ^ Перейти обратно: а б Папанек, Виктор (1984): Дизайн для реального мира . Издательство Академии Чикаго. Полностью переработанное второе издание
- ^ Перейти обратно: а б «Дизайн-Провокатор: Возвращаясь к дальновидным идеям Виктора Папанека» . Метрополис . 24 января 2019 г. Проверено 01 апреля 2020 г.
- ^ Марголин, Виктор (2002): Политика искусственного. Очерки по дизайну и дизайн-исследованиям. Издательство Чикагского университета. Чикаго и Лондон
- ^ Перейти обратно: а б Да, Джордж (07.06.2017). «Большой пробел в дизайнерском образовании: понимание роли власти» . Середина . Проверено 01 апреля 2020 г.
- ^ Фаулер, Джеффри А. (10 октября 2010 г.). «Социальный руководитель Facebook поощряет человеческое взаимодействие» . Уолл Стрит Джорнал . ISSN 0099-9660 . Проверено 01 апреля 2020 г.
- ^ «Итан Берд из Facebook: стимулирование вовлеченности и роста через «социальный дизайн» » . Знание@Уортон . 2011 . Проверено 01 апреля 2020 г.
- ^ Яна, Рина (21 сентября 2011 г.). «Визит вице-президента Facebook по продуктам и его команды по редизайну» . Компания Фаст . Проверено 01 апреля 2020 г.
- ^ «5 вдохновляющих пионеров социального дизайна» . ИДЕО . 2012 . Проверено 01 апреля 2020 г.
- ^ «Социальный дизайн: самостоятельная дисциплина» . Метрополис . 20 января 2017 г. Проверено 01 апреля 2020 г.
- ^ «Этусиву» . www.taik.fi. 29 апреля 2013 г. Проверено 19 марта 2018 г.
- ^ Среди публикаций:
Университет искусств и дизайна Хельсинки, Рабочие документы F 31. Потенциалы: дизайн в полевых условиях: новый дискурс о развитии ремесел 1-2. Хельсинки, 2006 г. ( http://www.taik.fi/tutkimus/julkaisut/working_papers.html )
Миеттинен, Сату: Проектирование творческого туристического опыта. Процесс проектирования услуг с участием намибийских ремесленников. Серия публикаций Университета искусств и дизайна Хельсинки А 81. Докторская диссертация. Гуммерус кирьяпаино ой. Ювяскюля 2007.
Миеттинен, Сату (ред.): Разработайте свое действие. Серия публикаций Университета искусств и дизайна Хельсинки B 82. Gummerus kirpapaino oy. Ювяскюля 2007. - ^ «Социальный дизайн» . www.dieangewandte.at . Проверено 19 марта 2018 г.
- ^ «Социальный дизайн_искусство как городская инновация» .
- ^ «Творческий интеллект и инновации | Сиднейский технологический университет» . Архивировано из оригинала 12 апреля 2016 г. Проверено 12 апреля 2016 г.
- ^ «Что такое творческий интеллект и инновации | Сиднейский технологический университет» . Архивировано из оригинала 15 апреля 2016 г. Проверено 12 апреля 2016 г.
- ^ Социальный дизайн EN+
Дальнейшее чтение [ править ]
- «Дизайн и социальное воздействие: межсекторальная программа дизайнерского образования, исследований и практики» . Национальный фонд искусств . 27 февраля 2012 г.
- Боелен, Ян; Кетлер, Майкл, ред. (2020). Социальная материя, социальный дизайн: хорошо это или плохо, но любой дизайн социален . Амстердам: Вализ. ISBN 978-94-92095-84-8 .
- Берут, Майкл; Дренттел, Уильям; Хеллер, Стивен (2002). Взгляд ближе 4: Критические статьи по графическому дизайну . Взгляд ближе (книга 4). Олворт Пресс. ISBN 978-1-58115-235-7 .
- Хеллер, Стивен; Вьен, Вероника (2003). Гражданин дизайнер: перспективы ответственности за проектирование . Уотсон-Гуптилл. ISBN 978-1-58115-265-4 .
- Марголин, Виктор (1989). Дискурс дизайна: история, теория, критика . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-50514-5 .
- Марголин, Виктор (2002). Политика искусственного: очерки дизайна и дизайн-исследований . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-50504-6 .
- Мау, Брюс (2004). Масштабные перемены . Лондон: Phaidon Press. ISBN 978-0-7148-4401-5 .
- Папанек, Виктор (1972). Дизайн для реального мира: экология человека и социальные изменения . Книги Пантеона. ISBN 978-0-394-47036-8 .
- Стокер, Карл (2017). Социо-дизайн/Социо-дизайн: Релевантные проекты – Созданы для общества/Соответствующие проекты – Созданы для общества . Биркхойзер (под редакцией Ф. Х. Джоаннеума ). ISBN 978-3-03561208-0
- Такара, Джон (1989). Дизайн после модернизма: за пределами объекта . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-27510-8 .
Внешние ссылки [ править ]
- Видео: Что такое социальный дизайн? IDEO (2015) и Университет Виктории в Веллингтоне , опубликовано Design For Change на YouTube
- Подкаст: интервью с Джоном Эмерсоном о дизайне и социальных изменениях (2013) из Интернет-архива.
Статьи [ править ]
- Бруинсма, М. (1999). «Идеализм: идеального дизайна еще нет».
- Кейси, В. (2007). «Дилемма дизайнера». DesignerAccord.org.
- Эмерсон, Дж. (2009) «Сила картографии: использование дизайна, чтобы достичь того, чего мы хотим»
- Эмерсон, Дж. (2008) «Видение: видеть и создавать изменения посредством дизайна»
- Эмерсон, Дж. (2007) «Разговор: когда дизайнерам следует брать на себя политические обязательства?»
- Эмерсон, Дж. (2005) «Оружие, масло и бюллетени: граждане берут на себя ответственность, стремясь к лучшему управлению»
- Эмерсон, Дж. (2004) «Выход на улицы: графический дизайн для пропаганды»
- Гарланд, К. (1964). «Манифест «Главное – прежде всего».
- Идальго, М. (2014). «Оружие массового строительства: Руководство по социальному дизайну» Социальный дизайн EN+ (испанский)
- Ховард, А. (2001). «Есть такая вещь, как общество». EyeMagazine.com
- Ховард, А. (2001). «Дизайн за пределами коммерциализации». EyeMagazine.com
- Нини, П. (2004). «В поисках этики графического дизайна». AIGA.org
- Пойнор, Р. (2007). «Цена сока». EyeMagazine.com
- Пойнор, Р. (2001). «Время быть против». Typotheque.com
- Пойнор, Р. (2000). «Первое дело, 2000 год».
- Сагмайстер, С. (2002). «Насколько хорошо хорошо?» Typotheque.com
- Различный. (1883–2010). «100+ лет дизайнерских манифестов»
- Лароса, Антонио (2007). «Дизайнеры против iPodизации общества»