Jump to content

Социальная практика (искусство)

Социальная практика или социально активная практика [1] в искусстве фокусируется на взаимодействии с сообществом посредством различных художественных средств, человеческого взаимодействия и социального дискурса . [2] Хотя термин «социальная практика» использовался в социальных науках для обозначения фундаментального свойства человеческого взаимодействия, он также использовался для описания общественных художественных практик, таких как эстетика отношений , [3] [4] паблик-арт нового жанра , [5] социально ориентированное искусство , [6] диалогическое искусство , [6] совместное искусство, [7] и экосоциальный иммерсионизм . [8]

Работа в социальной практике фокусируется на взаимодействии между аудиторией, социальными системами и художником или произведением искусства посредством эстетики , этики , сотрудничества , методологии, дебатов, медиа-стратегий и социального активизма . [9] Поскольку люди и их отношения образуют среду произведений социальной практики, а не конкретный процесс производства, социальное участие является не только частью организации, исполнения или продолжения произведения, но также и эстетикой самой по себе: взаимодействия и развития. [10]

Социальная практика направлена ​​на создание социальных и/или политических изменений посредством сотрудничества с отдельными людьми, сообществами и учреждениями в создании совместного искусства. [11] В случае с бруклинскими иммерсионистами , которые жили и работали в токсичном промышленном районе северного Бруклина, как социальная, так и экологическая вовлеченность стали важными, что привело к появлению новых теорий экосоциальной субъективности. [12]

Художники, работающие в социальной практике, совместно создают свои работы с определенной аудиторией или предлагают критические вмешательства в существующие социальные системы, чтобы разоблачить иерархии или обмены, стимулировать дебаты или катализировать социальный обмен. [13] Существует большое совпадение между социальной практикой и педагогикой . [14] Социальное взаимодействие вдохновляет, стимулирует или, в некоторых случаях, завершает проект. [15] В дисциплине ценится процесс работы над любым готовым продуктом или объектом. [2]

Хотя проекты могут включать традиционные студийные медиа, они реализуются в различных визуальных или социальных формах (в зависимости от различных контекстов и демографических данных участников), таких как перформанс , социальная активность или мобилизация сообществ для достижения общей цели. [16] Разнообразие подходов создает особые проблемы для документирования социальной практики, поскольку эстетика человеческого взаимодействия быстро меняется и вовлекает одновременно множество людей. Следовательно, изображения или видео могут не отражать взаимодействие и взаимодействия, происходящие во время проекта. [7]

История терминологии

[ редактировать ]

Помогая вдохновить период обновления городов в Вильямсбурге, Бруклин, в 1980-х и 1990-х годах, сообщество междисциплинарных художников, известное как Бруклинские иммерсионисты, практиковало форму творческого социального и экологического взаимодействия, используя такие термины, как «эстетический активизм». [17] «медийные ритуалы», [17] «схемотехнические системы» [18] и «иммерсивное взаимное построение мира». [19] Хотя программа корпоративного благосостояния в новом тысячелетии использовала возникшее в результате возрождение этого района, была создана перспектива создания эстетики, включающей социальные практики. Экологическая эстетика иммерсионистов обсуждалась как в международной прессе, так и в книгах по истории искусства, таких как «Искусство с 1940 года: стратегии бытия» Джонатана Файнберга, [20] и «Авангард Вильямсбурга: экспериментальная музыка и звук» Циско Брэдли на набережной Бруклина. [21]

До 2020 года термин «социальная практика» использовался в отрасли социальной теории, которая описывала отношения людей друг к другу и к обществу в целом как «практики». Термин «искусство социальной практики», вероятно, уходит корнями в немецкую фразу «Kunst als soziale Praxis», которая появилась в трудах о таких практиках в 1990-х годах. [22] Термин «искусство и социальная практика» был официально закреплен в 2005 году с созданием центра МИД социальной практики в Калифорнийском колледже искусств . [23] за ними следуют другие высшие учебные заведения, предлагающие аналогичные степени. Искусство социальной практики как средство упоминается в газете New York Times. [24] [25] Артфорум , [26] АртНьюс, [23] и художественная практика. [27] Будучи новой областью, социальная практика может включать в себя множество терминов: общественная практика, [28] социально ориентированное искусство, [29] комьюнити-арт , паблик-арт нового жанра, [30] совместное искусство , интервенционистское искусство , совместное искусство , [31] реляционное искусство , диалогическая эстетика, [23] и иммерсионизм . [32]

Характеристики социальной практики

[ редактировать ]

Социально вовлеченное искусство отличается от своих исторических предков тем, что это не конкретное движение или стиль, а скорее способ определения нового социального порядка. [33] Тысячи существующих проектов социальной практики по всему миру использовали совершенно разные подходы к сочетанию публики, методологий, эстетики и окружающей среды, однако все эти проекты разделяют эстетику человеческого взаимодействия и развития. Конечными продуктами таких работ являются не товары, а скорее процессы конструктивных социальных изменений. [7] Некоторые основополагающие характеристики социально вовлеченного искусства остаются неизменно актуальными для самых разных произведений. Чтобы художник или продюсер создал успешную социальную практику, они должны учитывать уникальный контекст, в котором они работают, и определять конкретные характеристики сообщества и окружающей среды. Они также должны сбалансировать эстетику и методологию в своей работе, согласовывая сроки проекта с его целью: эфемерная работа с быстрой отдачей или регулярность продольной работы.

Сообщество и окружающая среда

[ редактировать ]

Художники и продюсеры социальной практики стремятся повлиять на свое сообщество и окружающую среду реальным (а не символическим) способом - некоторые специально делают это в надежде способствовать социальным и политическим изменениям. [2] [34] Каждый проект адаптирован к сообществу и среде, в которой он будет реализовываться. В социальной практике идентификация публики или аудитории предшествует разработке проекта. [2] Невозможно создать проект, основанный на взаимодействии и сотрудничестве, без предварительного предположения о том, кто будет в нем участвовать. Таким образом, основные характеристики социально вовлеченного искусства — это то, с кем художник или продюсер хочет работать и где они хотят работать. [2]

Окружающую среду можно описать на двух основных уровнях: более широкое сообщество, город или регион; и непосредственно занимаемое пространство — улица, музей, студия или другое место. Чтобы понять контекст, в котором они работают, художники и продюсеры должны развивать отношения с отдельными людьми, организациями и учреждениями, которые пересекаются со многими различными частями их сообщества и окружающей среды. Один теоретик сравнивает социально активные художественные проекты с экзотическими фруктами, заявляя, что оба «обычно плохо путешествуют, когда их «экспортируют» в другие места для тиражирования». [2] Таким образом, сообщество и окружающая среда являются не просто внешними факторами влияния на конкретный проект, они являются его неотъемлемыми характеристиками.

Эстетика и методология

[ редактировать ]

На протяжении большей части истории искусства эстетика произведения считалась основным показателем его качества. XX век расширил общественное понимание искусства, позволив рассматривать концепцию и процесс наряду с эстетикой. И к новому тысячелетию ситуация изменилась: процесс стал преобладать над продуктом: одна из определяющих характеристик социально вовлеченного искусства. Процесс определяется методом; таким образом, продюсеры социальных практик и художники часто больше озабочены методологией, чем эстетикой своей работы. Многие утверждают, что социальная практика создала собственную новую эстетику: эстетику человеческого взаимодействия и развития, основанную не на наблюдении, а на участии. [10] Эта эстетика отражает разнообразные методы, используемые социально активным искусством, и включает в себя не только традиционные методы живописи, фотографии, архитектуры и перформанса; но также и нетрадиционные формы, заимствованные из других дисциплин, таких как фестивали, конференции, школы и протесты.

Эстетика, как правило, иерархична, очень субъективна и во многом определяется внешними факторами, такими как образы данной культуры или отношения между внешним видом и рыночной стоимостью. [7] Чтобы избежать этих внешних влияний, эстетику также можно определить в терминах «эстетики», автономной сферы опыта и суждений, которую нельзя свести к логике, разуму или морали, но которая имеет огромное значение для человечества. [7] Эстетика способна критиковать наши убеждения и ценности, реструктурируя наше восприятие мира. Их применение может достичь одной из основных целей социально вовлеченного искусства: определения нового социального порядка, характеризующегося вовлеченностью и участием.

Методология в социально активном искусстве относится к набору практик, используемых на протяжении всего процесса и создания проекта. Метод больше не является средством достижения цели, а является самоцелью: опыт творчества и экспериментирования является центральным элементом социальной практики. [35] В то время как эстетика переосмысливает идеи и убеждения за пределами дисциплин, в которых мы их приняли, методология использует рамки этих дисциплин для создания новой эстетики. Социально вовлеченное искусство охватывает конференции, проекты возрождения городов, педагогические проекты и протесты — все эти структуры заимствованы из других дисциплин.

Хотя эстетика и методология могут иметь противоречивые интересы, есть важные причины, по которым художники и продюсеры должны стремиться объединить их. Методология будет привлекать общественность, но эстетика будет играть большую роль в определении того, как интерпретируется проект. В конечном счете, они могут работать вместе, усиливая друг друга: эстетическая ценность проекта может повысить его социальную функцию, а метод может усилить эстетический опыт за счет участия общественности. [36]

Долголетие против скоротечности

[ редактировать ]

Метод и эстетика, принятые в социальной практике, во многом зависят от предполагаемых сроков. Длина определяет тип социальных и/или политических изменений, которых стремится достичь художник, типы создаваемого диалога и способы, которыми человек может участвовать в работе. Продолжительность проекта также крайне ситуативна. Некоторые проекты нацелены на немедленное воздействие, в то время как другие предпочитают строить отношения, которые способствуют изменениям в течение длительного периода.

Эфемерные проекты обычно характеризуются временными собраниями и занятием пространства. Они создают ситуации, в которых социальные взаимодействия носят кратковременный характер и не ожидаются, что они станут продолжительными. Непосредственное воздействие эфемерных работ часто означает, что они посвящены определенной проблеме или концепции. Протесты, фестивали, конференции или поп-апы — все это использовалось как средство эфемерной социальной практики.

Продольные проекты — это проекты, основанные на регулярном и повторяющемся социальном взаимодействии и диалоге, организованные с намерением поддерживаться в течение более длительного периода. Обычно они занимают одно и то же пространство и характеризуются более глубоким партнерством и отношениями, которые постепенно выстраиваются на протяжении существования произведения. В результате многие долгосрочные проекты социальной практики включают в свою работу педагогический элемент. Классы, работа по восстановлению городов, школы или институциональное партнерство – все это примеры продольных проектов.

Социальная практика и институты

[ редактировать ]

Большая часть социальной практики имела место в разрыве между общественными и культурными учреждениями, который был определен и использовался как новая площадка для художественного вмешательства. [37] Однако такие учреждения, как музеи, фонды, некоммерческие организации и университеты, играют значительную роль в поддержке и расширении социальной практики. Многие институты представляют собой продолжение публичной сферы, независимо от того, являются ли они государственными или частными по своей собственности и функционированию. [38] Таким образом, партнерство между социально вовлеченным искусством и современными институциями расширило публичную сферу и принесло взаимную выгоду институции, сообществу, тем, кто участвует в проекте, и продюсерам. Более того, именно художественные институты делают социальную практику узнаваемой как искусство. [39] Социальные практики неотделимы от формальных художественных учреждений, таких как музеи или агентства по финансированию культуры, которые «превращают смягчение социального и экономического неравенства в культурное производство». [22]

Социальная практика и арт-рынок

[ редактировать ]

В традиционном мире искусства рыночная стоимость и коллекционность произведения тесно переплетаются. Это создало проблему для социально активных художников, ищущих поддержки музеев и галерей, поскольку многие работы идут вразрез с капиталистическим рынком и бросают вызов традиционным практикам коллекционирования. [40] В результате многие социально активные артисты и продюсеры вынуждены искать поддержку в других местах. Расширение мира искусства в 21 веке привело к появлению альтернативных источников поддержки, таких как некоммерческие организации и постоянно растущая сеть биеннале. [41] В число других партнеров входят художественные ярмарки или комиссии и резиденции, связанные с университетами, фондами и возрождением городов. [42] Художники и продюсеры также сформировали свои собственные средства поддержки, о чем свидетельствуют принадлежащие им выставочные пространства, журналы и блоги. Институт искусства и инноваций раз в два года издает книгу, основанную на премии Social Art Award. [43]

Социальная практика в университете

[ редактировать ]

Университеты часто сотрудничают с продюсерами, художниками и теоретиками социально активного искусства. Эти отношения приносят взаимную выгоду как академическим учреждениям, так и художникам. Университеты предлагают художникам гарантию трудоустройства, поддержку и признание, часто необходимые для установления грантовых и корпоративных партнерств, а также доступ к междисциплинарной среде, которая не только принимает, но и поощряет эксперименты. Художники, в свою очередь, предоставляют знания, навыки и исследования для поддержки отдельных лиц и более широких программ в университете. Как продюсеры и ученые, они создают как новую теорию, так и новую практику в области социально вовлеченного искусства.

Выставки и конференции

[ редактировать ]

Выставки искусства социальной практики часто включают в себя несколько художников или художественных коллективов , и вместо демонстрации предметов искусства выставкой становится участие художника в его работе, а также его сотрудничество с публикой. [24] Несколько конференций проводятся на национальном и международном уровне, чтобы собрать вместе художников и ученых, работающих в этой области. Они представили инсталляции , перформансы , фильмы , танцы , беседы об искусстве, форумы и выставки в галереях.

Например, на выставке социальной практики 2007 года Corporate Art Expo '07 в The LAB в Сан-Франциско, Калифорния, были представлены следующие арт-проекты социальной практики: Anti-Advertising Agency , Acclair, C5 Corporation, Davis & Davis Research, Meaning Maker , Death and Taxes, Inc., Old Glory Condom Co., PP Valise, SubRosa , Slop Art, TDirt, Tectonic Corporation и We Are War. Куратор Шейн Монтгомери написал: «За последние несколько лет появилась новая группа художников, которые позиционируют себя как корпоративные образования. Они разрабатывают название компании, схему брендинга и используют язык рекламы и маркетинга. Эти отдельные художники и коллективы создавать предметы искусства, маркетинговые материалы и перформативные произведения, основанные на событиях, которые могут существовать как в галерее, так и в общественной сфере. Большая часть этой работы сосредоточена на проблемах капитализма и потребительства, помещая эту работу в контекст художественных продуктов. или альтернативные услуги, мы можем участвовать в более углубленном разговоре на такие темы, как глобализация, иммиграционная реформа и здравоохранение, причудливо и визуально вдохновляюще». [44]

Социальная практика подверглась критике за то, что она «эксплуатирует маргинализированные сообщества, из которых она так часто черпает...» [5] Искусство социальной практики может также служить публичным лицом внешней экономической деятельности в недооцененных городских сообществах, скрывая за фасадом искусства экстрактивные отношения. [22]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Общественное искусство» .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Хельгера, Пабло (2012). Образование в области социально вовлеченного искусства . Нью-Йорк: Книги Хорхе Пинто. п. 22.
  3. ^ Буррио, Николя , Реляционная эстетика , 1998.
  4. ^ Бишоп, Клэр, «Антагонизм и эстетика отношений», Журнал «Октябрь», вып. 110, 2004 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б Абреу, Мануэль Артуро, Нам нужно поговорить о социальной практике , artpractical.com, 6 марта 2019 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б Кестер, Грант, «Разговоры: роль диалога в социально вовлеченном искусстве», Теория в современном искусстве с 1985 г. , 2005 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и Бишоп, Клэр (2012). Искусственные ады: совместное искусство и политика зрительства . Нью-Йорк: Verso Books.
  8. ^ Вильямсбургский авангард: экспериментальная музыка и звук на набережной Бруклина, автор: Циско Брэдли, Duke University Press, 2023, стр. 27
  9. ^ «Обзоры по теории культуры» . Обзоры incultural.com .
  10. ^ Перейти обратно: а б Финкельперл, Том (2012). Что мы сделали: разговоры об искусстве и социальном сотрудничестве . Дарем: Издательство Университета Дьюка. п. 132.
  11. ^ «Сотрудничество – это то, с чего начинается искусство социальной практики | ArtJob» . Архивировано из оригинала 6 октября 2014 г. Проверено 19 сентября 2014 г.
  12. ^ Введение Джонатана Файнберга к каталогу выставки «За городом: парадигма Вильямсбурга», куратором которой является Файнберг для Художественного музея Краннерта (Университет Иллинойса, 1992).
  13. ^ «Практикум социальной практики» . Калифорнийский колледж искусств . Проверено 18 сентября 2014 г.
  14. ^ «После OWS: Искусство социальной практики, абстракция и пределы социального - Журнал № 31, январь 2012 г. - e-flux» . Электронный поток.com . Проверено 15 февраля 2019 г.
  15. ^ «Кризис идентичности в социальной практике искусства» . Badatsports.com .
  16. ^ Дэвис, Бен. «Критика искусства социальной практики — International Socialist Review» . isreview.org .
  17. ^ Перейти обратно: а б Роуз, Марк (6–12 марта 1991 г.). «Бруклин освобожденный». Нью-Йорк Пресс . п. 10.
  18. ^ Джессика Ниссен, эссе выставки «За городом: парадигма Вильямсбурга» в Художественном музее Кранерта, Университет Иллинойса, Урбана-Шампейн, 1993, стр. 50.
  19. ^ Вильямсбургский авангард: экспериментальная музыка и звук на набережной Бруклина, автор: Циско Брэдли, Duke University Press, 2023, стр. 27
  20. ^ Введение Джонатана Файнберга к каталогу выставки «За городом: парадигма Вильямсбурга», куратором которой является Файнберг для Художественного музея Краннерта (Университет Иллинойса, 1992).
  21. ^ Вильямсбургский авангард: экспериментальная музыка и звук на набережной Бруклина, автор: Циско Брэдли, Duke University Press, 2023, стр. 27
  22. ^ Перейти обратно: а б с Анагност, Адриан (2018). «Социальные образования Тестера Гейтса» . внесайтовый (24).
  23. ^ Перейти обратно: а б с Чембалест, Робин (31 октября 2013 г.). «Как говорить на арт-язе (правильно)» . Artsnews.com .
  24. ^ Перейти обратно: а б Кеннеди, Рэнди (20 марта 2013 г.). «За пределами Цитадели искусство социальной практики призвано развивать» . Нью-Йорк Таймс .
  25. ^ Грант, Дэниел (5 февраля 2016 г.). «Степени социальной практики выводят искусство на общественный уровень» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 8 февраля 2016 г.
  26. ^ «ЦИФРОВОЙ РАЗДЕЛ: СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО И НОВЫЕ МЕДИА» . Артфорум.com .
  27. ^ Рана, Энтони Марчеллини и Мэтью Дэвид. «Заметки о неантропоцентрической социальной практике» . Искусство практическое .
  28. ^ «Высшая общественная практика» . Колледж искусств и дизайна Отиса . Проверено 30 января 2016 г.
  29. ^ «Пабло Хельгера » Архив блога » Образование для социально вовлеченного искусства (2011)» . Pablohelguera.net .
  30. ^ Лейси, Сюзанна (1995). Картирование местности: новый жанр Паблик-арт: Сюзанна Лейси: 9780941920308: Amazon.com: Books . ISBN  0941920305 .
  31. ^ Бишоп, Клэр. «Социальный поворот: сотрудничество и его недовольство» Артфорум, февраль 2006 г., 178–83.
  32. ^ Вильямсбургский авангард: экспериментальная музыка и звук на набережной Бруклина, автор: Циско Брэдли, Duke University Press, 2023, стр. 27
  33. ^ Томпсон, НАТО (2012). Жизнь как форма, социально вовлеченное искусство 1991–2011 гг . Кембридж: MIT Press. п. 19.
  34. ^ Радон, Лиза, изд. (ноябрь 2017 г.). Открыть . Портленд, Орегон: Open Engagement/Pacific Northwest College of Art/Publication Studio . Проверено 28 октября 2020 г.
  35. ^ Хельгера, Пабло (2012). Образование в области социально вовлеченного искусства . Нью-Йорк: Verso Books. п. 2.
  36. ^ Финкельперл, Том (2012). Что мы сделали: беседы об искусстве и социальном сотрудничестве . Дарем: Издательство Университета Дьюка. п. 346.
  37. ^ Круз, Тедди (2012). «Демократизация урбанизации и поиск нового гражданского воображения». В Томпсоне, НАТО (ред.). Жизнь как форма, социально вовлеченное искусство 1991-2011 гг . Нью-Йорк: Книги творческого времени. п. 58.
  38. ^ Мэйвс, Марк; Ходал, Стефани (1999). «Музеи и жилые сообщества». Журнал музейного образования . 24 : 5.
  39. ^ Анагност, Адриан. «Паразитизм и современное искусство». В книге «За пределами критики: современное искусство в теории, практике и обучении » под редакцией Памелы Фрейзер и Роджера Ротмана, 79–96. Нью-Йорк: Bloomsbury Academic, 2017. https://doi.org/10.5040/9781501323430.ch-007 https://liberalarts.tulane.edu/sites/default/files/sites/default/files/Anagnost.2017.Паразитизм %20и%20Современное%20Искусство.За гранью%20Критика.pdf
  40. ^ Хельгера, Пабло (2012). Образование в области социально вовлеченного искусства . Нью-Йорк: Книги Хорхе Пинто. п. 4.
  41. ^ Кестер, Грант (2011). Один и многие: современное совместное искусство в глобальном контексте . Дарем: Издательство Университета Дьюка. п. 126.
  42. ^ Финкельперл, Том (2012). Что мы сделали: Разговоры об искусстве и социальном сотрудничестве . Дарем: Издательство Университета Дьюка. п. 128.
  43. ^ Лозер, Николь (2021). Премия Social Art Award 2021: Новое озеленение (PDF) . Берлин: Институт искусства и инноваций. ISBN  978-3-9819114-3-5 .
  44. ^ «Пресс-пакет Meaning Maker от PreNeo Press» . Смыслмейкер.org . Проверено 22 марта 2024 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бишоп, Клэр . Искусственные ады: совместное искусство и политика зрительства . Лондон: Версо, 2012.
  • Эльгера, Пабло . Образование в области социально вовлеченного искусства: Справочник по материалам и методам . Нью-Йорк: Хорхе Пинто, 2011.
  • Хикки, Эмбер, изд. Путеводитель альтернативного времени . Лос-Анджелес: Журнал эстетики и протеста, 2012.
  • Холмс, Брайан. Побег из сверхкода: активистское искусство в обществе контроля . Эйндховен: Музей Ван Аббе, 2009.
  • Джексон, Шеннон. Социальные работы: исполнительское искусство, поддержка общественности . Нью-Йорк: Рутледж, 2011.
  • Кестер, Грант. Разговоры: Сообщество и коммуникация в современном искусстве . Лос-Анджелес: Калифорнийский университет Press, 2004.
  • Кестер, Грант. Один и многие: современное совместное искусство в глобальном контексте . Дарем: Издательство Университета Дьюка, 2011.
  • Кестер, Грант и др., ред. Помолвка: социальная практика в MOCA, 2008–2012 гг . Лос-Анджелес: Музей современного искусства, 2013.
  • Лейси, Сюзанна. Картирование местности: паблик-арт нового жанра . Сиэтл: Бэй Пресс, 1995.
  • Леже, Марк Джеймс. О дивный новый авангард: очерки современного искусства и политики . Винчестер, Великобритания: Zero Books, 2012.
  • Леже, Марк Джеймс. Неолиберальная нежить: очерки современного искусства и политики . Винчестер, Великобритания: Zero Books, 2013.
  • Шолетт, Грегори. Бред и сопротивление: активистское искусство и кризис капитализма . Лондон: Плутон Пресс, 2017.
  • Шолетт, Грегори. Темная материя: искусство и политика в эпоху предпринимательской культуры . Лондон: Плутон Пресс, 2011.
  • Шолетт, Грегори и Оливер Ресслер, ред. Это политическая экономия, глупость: глобальный финансовый кризис в искусстве и теории . Лондон: Книги Плутона, 2013.
  • Стимсон, Блейк и Грегори Шолетт, ред. Коллективизм после модернизма: искусство социального воображения после 1945 года . Миннеаполис: Университет Миннесоты, 2007.
  • Томпсон, НАТО и Грегори Шолетт, ред. Интервенционисты: Руководство пользователя по творческому нарушению повседневной жизни . Кембридж: MIT Press, 2004.
  • Томпсон, НАТО, изд. Жизнь как форма: социально вовлеченное искусство с 1991 по 2011 год . Нью-Йорк: Творческое время, 2012.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f0977fbfa9b1454d62124e92ae09998a__1716397980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f0/8a/f0977fbfa9b1454d62124e92ae09998a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Social practice (art) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)