Реляционное искусство
Реляционное искусство или реляционная эстетика — это способ или тенденция в практике изобразительного искусства, первоначально наблюдаемая и подчеркнутая французским искусствоведом Николя Буррио . Буррио определил этот подход как «набор художественных практик, которые берут в качестве теоретической и практической отправной точки все человеческие отношения и их социальный контекст, а не независимое и частное пространство». [1] Художника точнее можно рассматривать как «катализатор» реляционного искусства, а не как его центр. [2]
Этимология
[ редактировать ]Одна из первых попыток проанализировать и классифицировать искусство 1990-х годов. [3] идея реляционного искусства [4] был разработан Николя Буррио в 1998 году в его книге Esthétique Relationsnelle ( Эстетика отношений ). [5] Этот термин был впервые использован в 1996 году в каталоге выставки «Трафик», курируемой Буррио, в Музее современного искусства CAPC в Бордо . [6] В трафик вошли художники, на которых Буррио продолжал ссылаться на протяжении 1990-х годов, такие как Генри Бонд , Ванесса Бикрофт , Маурицио Каттелан , Доминик Гонсалес-Ферстер , Лиам Гиллик , Кристин Хилл, Карстен Хеллер , Пьер Юйге , Мильтос Манетас , Хорхе Пардо , Филипп. Паррено , Габриэль Ороско , Джейсон Роудс , Дуглас Гордон и Риркрит Тиравания . Выставка получила свое название и вдохновение от Жака Тати фильма «Трафик» (1971), в котором главный герой Тати — парижский автомобильный дизайнер, готовящий новую модель к международному автосалону. В развязке , которая стала фундаментальной стратегией эстетики отношений, особенно для «Тиравании», весь фильм Тати рассказывает о путешествии дизайнера на автошоу, на которое он приезжает как раз к закрытию шоу. [7] [8] [9] [10]
Реляционная эстетика
[ редактировать ]Буррио хочет подойти к искусству таким образом, чтобы перестать «прятаться за историей искусства шестидесятых». [11] и вместо этого пытается предложить разные критерии для анализа часто непрозрачных и открытых произведений искусства 1990-х годов. Чтобы добиться этого, Буррио импортирует язык интернет- бума 1990-х годов, используя такие термины, как удобство для пользователя , интерактивность и DIY (сделай сам). [12] В своей книге 2002 года « Постпродакшн: Культура как сценарий: как искусство перепрограммирует мир » Буррио описывает «эстетику отношений» как работы, которые берут за отправную точку изменяющееся ментальное пространство, открываемое Интернетом. [13]
Реляционное искусство
[ редактировать ]Буррио исследует понятие реляционной эстетики на примерах того, что он называет реляционным искусством. По словам Буррио, реляционное искусство включает в себя «набор художественных практик, которые в качестве теоретической и практической отправной точки принимают все человеческие отношения и их социальный контекст, а не независимое и частное пространство». Произведение искусства создает социальную среду, в которой люди собираются вместе, чтобы участвовать в общей деятельности. Буррио утверждает, что «роль произведений искусства больше не заключается в формировании воображаемых и утопических реалий, а в том, чтобы на самом деле быть способами жизни и моделями действия в рамках существующей реальности, какой бы масштаб ни выбрал художник». [14] [15]
Роберт Стэм, руководитель отдела новых медиа и исследований кино в Нью-Йоркском университете , придумал термин для группы совместной деятельности: наблюдающая публика. Свидетельствующая общественность – это «свободная группа людей, состоящая из средств массовой информации и через них и выступающая в качестве наблюдателей за несправедливостью, которая в противном случае могла бы остаться незамеченной или без ответа». Смысл реляционного искусства создается, когда восприятие искусства изменяется, сохраняя при этом исходный артефакт нетронутым. [16]
В реляционном искусстве аудитория рассматривается как сообщество. Вместо того, чтобы произведение искусства представляло собой встречу между зрителем и объектом, реляционное искусство порождает встречи между людьми. Благодаря этим встречам смысл вырабатывается коллективно , а не в пространстве индивидуального потребления. [17]
Критический прием
[ редактировать ]Писатель и режиссер Бен Льюис предположил, что реляционное искусство — это новый «изм», аналогичный «измам» более ранних периодов, таких как импрессионизм , экспрессионизм и кубизм . [18]
В книге «Антагонизм и реляционная эстетика», опубликованной в октябре 2004 года , Клэр Бишоп описывает эстетику Дворца Токио как «лабораторию», «кураторский образ действий» искусства, созданного в 1990-е годы. [19] Бишоп пишет: «Эффектом такого настойчивого продвижения идей художника как дизайнера, функции над созерцанием и открытости над эстетическим решением часто в конечном итоге является повышение статуса куратора, который получает признание за управление сценой. Общий лабораторный опыт Как предупреждал Хэл Фостер в середине 1990-х годов, «институт может затмить работу, которую он в противном случае выделяет: он становится зрелищем, собирает культурный капитал, а директор-куратор становится звездой». [20] Бишоп называет книгу Буррио важным первым шагом в выявлении тенденций в искусстве 1990-х годов. [21] но также пишет в том же эссе, что такая работа «похоже, является результатом творческого неправильного прочтения постструктуралистской теории: вместо того, чтобы интерпретации произведения искусства были открыты для постоянной переоценки, утверждается, что само произведение искусства находится в постоянном изменении. » [22] Бишоп также спрашивает: «Если реляционное искусство порождает человеческие отношения, то следующий логический вопрос, который следует задать, заключается в том, какие типы отношений создаются, для кого и почему?» [23] Она продолжает, что «отношения, устанавливаемые эстетикой отношений, не являются по своей сути демократическими , как предполагает Буррио, поскольку они слишком комфортно покоятся в рамках идеала субъективности как целого и сообщества как имманентной близости». [24]
В «Регулировании дорожного движения», опубликованном годом позже в «Артфоруме» , художник и критик Джо Скэнлан делает еще один шаг вперед, приписывая реляционной эстетике ощутимое давление со стороны сверстников. Сканлан пишет: «Непосредственный опыт убедил меня в том, что эстетика отношений больше связана с давлением со стороны сверстников, чем с коллективными действиями или эгалитаризмом, что предполагает, что один из лучших способов контролировать человеческое поведение — это практиковать эстетику отношений».
Выставки
[ редактировать ]В 2002 году Буррио курировал выставку в Институте искусств Сан-Франциско « Прикосновение: реляционное искусство с 1990-х годов до наших дней », «исследование интерактивных работ нового поколения художников». [25] Среди выставленных художников были Анджела Буллок , Лиам Гиллик , Феликс Гонсалес-Торрес , Йенс Хаанинг , Филипп Паррено , Джиллиан Уиринг и Андреа Зиттель . Критик Крис Кобб предполагает, что «снимок» искусства 1990-х годов, сделанный Буррио, является подтверждением термина (и идеи) реляционного искусства, одновременно иллюстрируя «различные формы социального взаимодействия как искусства, которое фундаментально затрагивает проблемы общественного и частного пространства». [26]
В 2008 году куратор Музея Гуггенхайма Нэнси Спектор организовала выставку с участием большинства художников, связанных с реляционной эстетикой, но сам термин был отложен в пользу названия выставки Theanyspacewhatever . На выставке присутствовали стойкие приверженцы Буллоха, Гиллик, Гонсалес-Ферстер, Хеллер, Хюйге и Тиравания, а также свободно связанные с ней художники Маурицио Каттелан, Дуглас Гордон, Хорхе Пардо и Андреа Зиттель. [27]
Фонд LUMA представил многих художников, связанных с реляционной эстетикой.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Буррио, Николя, Реляционная эстетика стр.113
- ^ «Программа МЕСТО» . Архивировано из оригинала 4 июля 2008 г. Проверено 3 июня 2008 г.
- ^ «КОТЕЛ - контекст» . Архивировано из оригинала 22 мая 2008 г. Проверено 3 июня 2008 г.
- ^ Как термин, «реляционное искусство» было принято миром искусства и самим Буррио вместо «реляционной эстетики», о чем свидетельствует выставка 2002 года « Прикосновение: реляционное искусство с 1990-х годов по настоящее время» в Художественном институте Сан-Франциско , курируемая Буррио.
- ^ «Программа МЕСТО» . Архивировано из оригинала 4 июля 2008 г. Проверено 3 июня 2008 г.
- ^ Симпсон, Беннетт. «Связи с общественностью: интервью Николя Буррио».
- ^ Бишоп, Клэр. «Антагонизм и эстетика отношений», стр. 54-55.
- ^ Буррио, Николя. Реляционная эстетика , стр. 46-48.
- ^ Буррио, Николя. Трафик, каталог Capc Bordeaux , 1996 г.
- ^ «УПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЕМ» . www.mutualart.com .
- ^ Буррио с. 7
- ^ Бишоп с. 54
- ^ Буррио, Николя, Кэролайн Шнайдер и Жанин Херман. Постпродакшн: Культура как сценарий: как искусство перепрограммирует мир , с. 8
- ^ Буррио, Реляционная эстетика , с. 113
- ^ Буррио с. 13
- ^ Стэм, Роберт (2015). Ключевые слова в подрывном кино / Медиаэстетика . Джон Уайли и сыновья . п. 282. ИСБН 978-1118340615 .
- ^ Буррио, стр. 17-18.
- ^ «BBC iPlayer — BBC Four» . BBC.co.uk. Проверено 21 ноября 2016 г.
- ^ Бишоп стр.52
- ^ Бишоп стр.53
- ^ Бишоп стр.53.
- ^ Бишоп стр.52
- ^ Бишоп, стр.65
- ^ Бишоп стр.67
- ^ «Особенности | Николя Буррио и Карен Мосс» . Stretcher.org . Проверено 21 ноября 2016 г.
- ^ Кобб, Крис (14 декабря 2002 г.). «Особенности | Прикосновение — реляционное искусство с 1990-х по настоящее время» . Stretcher.org . Проверено 21 ноября 2016 г.
- ^ "theanyspacewhatever" . веб-сайт guggenheim.org .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бишоп, Клэр (осень 2004 г.). «Антагонизм и реляционная эстетика» . Октябрь . 110 (110): 51–79. дои : 10.1162/0162287042379810 . ISSN 0162-2870 . JSTOR 3397557 . S2CID 9591417 .
- Буррио, Николя (2002). Реляционная эстетика . Перевод Саймона Плезанса и Фронзы Вудс при участии Мэтью Коупленда. Дижон: Les press du reel. п. 113. ИСБН 978-2-84066-060-6 . OCLC 1045824516 .
- Буррио, Николя (2002). Шнайдер, Кэролайн (ред.). Постпродакшн: Культура как сценарий: как искусство перепрограммирует мир . Перевод Жанин Херман. Нью-Йорк: Лукас и Штернберг. ISBN 9780971119307 . OCLC 224720888 .
- Дезез, Анна (ноябрь 2006 г.). «Повседневная жизнь, «Эстетика отношений» и «Преображение обыденности» ». Журнал практики визуального искусства . 5 (3): 143–152. дои : 10.1386/jvap.5.3.143_1 . S2CID 191465284 .
- Дауни, Энтони (май 2007 г.). «К политике (реляционной) эстетики». Третий текст . 21 (3): 267–275. дои : 10.1080/09528820701360534 . S2CID 144661814 .
- Хеммент, Дрю (август 2006 г.). «Локативное искусство» (PDF) . Леонардо . 39 (4: Companion New Media Summit в Тихоокеанском регионе): 348–355, 331. doi : 10.1162/leon.2006.39.4.348 . JSTOR 20206267 . S2CID 57562967 .
- Йоханссон, Троэльс Дегн (23–25 октября 2001 г.). Мари ле Сур; и др. (ред.). Визуализация отношений: реляционное искусство Superflex в географии киберпространства . Культура в эпоху кибербезопасности: репортаж с Форума Азия-Европа, Кёнджу, Южная Корея, 23–25 октября. Сингапур: Фонд Азия-Европа.
- Джонс, Кип (апрель 2006 г.). «Биографический исследователь в поисках эстетики: использование (ре)презентаций, основанных на искусстве, в «перформативном» распространении жизненных историй» . Качественный социологический обзор . II (1: «Биографическая социология»). ISSN 1733-8077 . Проверено 8 декабря 2019 г.
- Левинсон, Джеррольд (зима 1989 г.). «Историческое усовершенствование искусства». Журнал эстетики и художественной критики . 47 (1): 21–33. дои : 10.2307/431990 . JSTOR 431990 .
- Накадзима, Сейо (апрель 2012 г.). «Предчувствие в искусстве». Американский учёный-бихевиорист . 56 (4): 550–569. дои : 10.1177/0002764211429358 . S2CID 146148268 .
- Сканлан, Джо (лето 2005 г.). «Управление дорожным движением: Джо Скэнлан о социальном пространстве и эстетике отношений» . Артфорум . Том. 43, нет. 10. с. 123 . Проверено 8 декабря 2019 г.
- Симпсон, Беннетт (апрель 2001 г.). «Связи с общественностью: интервью Николя Буррио» . Артфорум . Том. 39, нет. 8 . Проверено 8 декабря 2019 г.
- Шталь, Антье (9 мая 2011 г.). «Искусственный спор Франции: художники как повара портят бульон» . Frankfurter Allgemeine Zeitung (на немецком языке). Франкфурт, Германия . Проверено 8 декабря 2019 г.
- Светличная Юлия (19–21 декабря 2005 г.). Реляционный рай как бредовая демократия — критический ответ на временную современную эстетику отношений . 31-я ежегодная конференция BISA , панель «Искусство и политика». Университет Сент-Эндрюс, Сент-Эндрюс, Шотландия. Архивировано из оригинала ( документ Microsoft Word ) 12 декабря 2006 года . Проверено 8 декабря 2019 г.