Испанский романский стиль


Испанский романский стиль обозначает романское искусство, развитое в латино-христианских королевствах Пиренейского полуострова в 11 и 12 веках. Его стилистические особенности по существу являются общими с европейским романским стилем, хотя в разных регионах полуострова он приобрел свои особенности. В южной половине полуострова нет романского искусства, поскольку он оставался под властью мусульман ( Аль-Андалус ). Примеры романских построек в центральной части полуострова немногочисленны и относятся к позднему периоду, их практически нет к югу от Эбро и Тежу. Большинство романских построек можно найти в северной трети полуострова. Романское искусство проникло на полуостров с востока на запад, поэтому ученые обычно определяют региональные характеристики соответствующим образом: «восточные королевства», включающие Пиренейские области, каталонский романский стиль, арагонский романский стиль и наваррский романский стиль, а также «западные королевства», включающие кастильско-леонский стиль. романский, астурийский романский, галисийский романский и португальский романский.
Первый романский стиль или ломбардский романский стиль особенно присутствует в Каталонии, в то время как полный романский стиль распространился от оснований Ордена Клюни вдоль оси Пути Сантьяго . Поздний романский стиль 13 века можно найти особенно в сельских постройках. [1]
Архитектура
[ редактировать ]

С 11 века европейское художественное влияние, особенно со стороны бургундских монастырей Клуньяк и ломбардских монастырей , наложилось на местные художественные традиции, такие как « прероманское , вестготское искусство , астурийское искусство , мосарабское искусство и искусство Репобласьона », а также искусство Андалузии . , также называемый латиноамериканским мусульманином, и сожительствовал с так называемым романским мудехаром (или «кирпичным романским стилем»), доминирующим в некоторых областях, таких как центр северного плато - от Саагуна до Куэльяра - Толедо или Теруэль, что дало начало искусству. сильной личности.
Хронологию проникновения архитектурных форм можно проследить с востока на запад. Первые примеры находятся в Каталонии ( Сан-Пере-де-Родес , 1022 г.), а также на пути Камино-де-Сантьяго в Арагоне ( собор Хака , с 1054 г.), Наварре ( Лейре , 1057 г.), Кастилии ( Сан-Мартин-де-Фромиста , 1066 г.) и Леона ( Сан-Исидоро – портал 1067 года), заканчивающегося в Галисии, где было воздвигнуто наиболее выдающееся произведение: собор Сантьяго-де-Компостела (начался в 1075 году с планом паломничества, характерным для большинства церквей Пути (например, Св. Сернен Тулузский ).
В 12 веке наблюдается кульминация стиля:
- Монастырь Риполь и церкви Бои и Таул в Каталонии.
- Замок Лоарре и монастырь Сан-Хуан-де-ла-Пенья в Арагоне
- Дворец королей Наварры (Эстелла) , церковь Сан-Мигель (Эстелла) , Святая Мария Энатская и Святой Петр Олитский в Наварре
- сеговские аркадные церкви, церковь Санто-Доминго (Сория) и монастырь Сан-Хуан-де-Дуэро в Кастилии,
- Собор Саморы и Старый собор Саламанки в Леоне.
Переход от романского стиля к готике начинается с конца 12 века и его можно увидеть в соборе Таррагоны и Ла-Сеу-Велья (Льейда) . [2]
Немногими, но примечательными являются церкви центрального плана, которые часто ассоциируются с моделями из Святой Земли, привезенными военными орденами. Основными примерами являются церковь Святой Марии Энатской в Наварре, церковь Гроба Господня (Торрес-дель-Рио) и церковь Вера-Крус (Сеговия) . [3]
Скульптура
[ редактировать ]







Самыми ранними произведениями романской скульптуры в латино-христианских полуостровных королевствах являются две перемычки в районе Руссильона, имеющие схожую иконографию. Его можно найти в аббатстве Сен-Жени-де-Фонтен (датировано 1020 годом). [4] а другой в монастыре Сан-Андреу-де-Суреда . Также относятся к 11 веку тимпан собора Хака , фронтоны Сан-Исидоро (Леон) , фасад Платериас собора Сантьяго-де-Компостела от мастера Эстебана и клуатр монастыря Санто-Доминго-де-Силос .
Наиболее выдающимися образцами XII века являются фасады Санта-Мария-де-Риполь , церкви Санта-Мария-ла-Реаль, Сангуэса , монастыря Сан-Педро-эль-Вьехо (Уэска) и клуатра монастыря Сан-Хуан-де-ла -Пенья относятся к концу XII века . Фасады церквей Санта-Мария-дель-Камино (Графская Падаль) и Санто-Доминго (Сория) . Переход к готике заметен в некоторых произведениях этого периода: апостольстве Священной палаты (Овьедо) фасаде Святого Винсента (Авила) , портике Славы собора Сантьяго-де-Космпостела , . [5] Еще одним из первых скульпторов был Арнау Каделл , создавший капители монастыря Сан-Кугат .

Круглая выпуклая резьба, сохранившаяся в полихромном дереве, обычно изображает либо распятого Христа в типе, называемом «Величие» , либо Мадонну с Младенцем в типе, называемом « sedes sapientiae » («Престол мудрости»). Исключительной скульптурной группой является Давалламент Сан-Жоан-де-лес-Абадесс , демонстрирующий переход к готическому стилю. [6]

Рисование
[ редактировать ]
Испанский романский стиль может похвастаться некоторыми выдающимися фресками, такими как Пантеон королей Сан-Исидоро (Леон), сохранившийся «на месте», или фресками, удаленными из своих первоначальных мест, такими как Сан-Бауделио-де-Берланга и Эрмитаж Ла-Вера-Крус (Мадеруэло). как в Прадо , так и в коллекции, собранной в Национальном художественном музее Каталонии . [7]

В панно росписи были созданы антепендиумы или фронтальные алтари , которые, особенно в Каталонии, впитали в себя итало-византийское влияние XII века ( фронтальный алтарь из Сеу-д'Уржель или Апостолов ). В более поздний период живопись превратилась в готический стиль , обладающий более высокой повествовательной способностью и меньшей жесткостью ( фронтальный алтарь из Авиа ). [8]
- Фасад Сеу д'Уржель или Апостола
- Авиа Фронт
Роскошное искусство
[ редактировать ]Подготовка рукописей в скрипториях монастырей и соборов была выдающейся деятельностью, продолжавшей традицию Беата де Лиебаны «Комментария к Апокалипсису» и вобравшей в себя европейские влияния. Некоторые из лучших примеров включают Libro de los testamentos , Tumbos compostelanos и Codex Calixtinus .
несколько прекрасных образцов текстиля из литургических облачений и гобеленов, Сохранилось таких как Гобелен Сотворения собора Жироны.
Резьба по слоновой кости под влиянием Андалузии создала важную мастерскую при леонском дворе.
Ювелиры производили сложные изделия, такие как Калис де лас Агатас, также называемый «Донья Уррака» (около 1063 г.). [9] и Ковчег Сан-Исидоро . Некоторые художники использовали технику лиможской эмали , как это можно увидеть на фронтале Санто-Доминго-де-Силос ). [10]
Области
[ редактировать ]- Примеры упорядочены географически, с востока на запад.
- Фрески Сан-Климент де Тауль .
- Башня и апсиды Сан-Климент-де-Тауль.
- Портик церкви Санта-Мария-де-Риполь .
- Фасад и башни Риполя.
- Апсиды и купол Риполя.
- Монастырь Риполь.
- Западный фасад собора Хака .
- Церковь-замок Ужуэ .
- Монастырь Санто-Доминго-де-Силос .
- Сомнение святого Фомы в монастыре Силоса.
- Центральная колонна Сан-Бауделио-де-Берланга .
- Свадьбы в Кане, фреска Сан-Бауделио де Берланга.
- Могила Святых братьев-мучеников в базилике Сан-Висенте (Авила) .
- Санта-Мария-ла-Майор Аревало (романско-мудехарский).
- Сан-Андрес-де- Куэльяр (романско-мудехарский).
- Башня и атриум Сан-Эстебана (Сеговия) .
- Интерьер церкви Ла Вера Крус (Сеговия) .
- Корбелы в коллегии Сан-Педро-де-Серватос .
- Клуатр коллегиальной церкви Санта-Джулиана (Сантильяна-дель-Мар) .
- Купол Старого собора (Саламанка) .
- Сан-Роман (Толедо) (романско-мудехарский).
- Сан-Лоренцо (Саагун) (романско-мудехарский).
- Королевский Пантеон Святого Исидора (Лев )
- Два апостола Камара Санта (Овьедо) .
- Кронштейны в Сан-Мартино-де-Вильяллана . - Церковь Сан-Мартино-де-Вильяльяна -
- Портик собора Оренсе .
- Свод, фонарь и арки центрального нефа собора Сантьяго-де-Компостела .
- Фасад серебряного собора Сантьяго-де-Компостела.
- Кодекс Каликстина , 1140 г.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Антонио Фернандес , Эмилио Барнечеа и Хуан Аро , История искусства , Барселона: Vicens-Vives, 1992, ISBN 9788431625542 , ср. 9, с. 145-165.
- ^ Хуан Аро, соч. цит.
- ^ Ракель Гальего, История искусства , Editex, 2009, стр. 188
- ↑ Ficha en Artehistoria. Архивировано 14 декабря 2013 г. в Wayback Machine.
- ^ Джон Харроу, соч. соч.; Рэйчел Гальего, соч. также. , стр. 189 СС.
- ^ Рэйчел Гальего, соч. также , стр. 192.
- ^ Хуан Аро, соч. цит.
- ^ Рэйчел Гальего, соч. также. , стр. 196
- ^ Виртуальный тур: КУБОК ДОНИА УРРАКА, благочестивое пожертвование королевы Саморы.
- ^ Рэйчел Гальего, соч. также. , стр. 197–198.