Jump to content

Испанский романский стиль

Карта, показывающая распространение романского стиля. Розовым цветом обозначены районы каталонского романского стиля. Красным цветом обозначены районы арагонского романского стиля. Синим цветом обозначены районы наваррско-романской эпохи. Оранжевым цветом обозначены территории кастильского и леонского романского стиля. Между этими двумя (желтым цветом) — нынешние автономные сообщества Ла-Риоха и Страна Басков, которые в то время оспаривались обоими королевствами (в конечном итоге включены в состав Кастилии). В различных оттенках зеленого: астурийский романский, галисийский романский и португальский романский.
Путь Сантьяго входит в состав латиноамериканских христианских королевств Пиренейского полуострова со своими арагонскими ветвями ( Канфранк ) и Наваррой ( Ронсесвальес ). От Логроньо проходит через королевства Кастилия и Леон и заканчивается в Сантьяго-де-Компостела . Кантабрийская ветка поворачивает и проходит через Овьедо , маршрут, ставший одним из первых туристических лозунгов. «Кто едет в Сантьяго и не видит Спасителя, посещает слугу и забывает господина».

Испанский романский стиль обозначает романское искусство, развитое в латино-христианских королевствах Пиренейского полуострова в 11 и 12 веках. Его стилистические особенности по существу являются общими с европейским романским стилем, хотя в разных регионах полуострова он приобрел свои особенности. В южной половине полуострова нет романского искусства, поскольку он оставался под властью мусульман ( Аль-Андалус ). Примеры романских построек в центральной части полуострова немногочисленны и относятся к позднему периоду, их практически нет к югу от Эбро и Тежу. Большинство романских построек можно найти в северной трети полуострова. Романское искусство проникло на полуостров с востока на запад, поэтому ученые обычно определяют региональные характеристики соответствующим образом: «восточные королевства», включающие Пиренейские области, каталонский романский стиль, арагонский романский стиль и наваррский романский стиль, а также «западные королевства», включающие кастильско-леонский стиль. романский, астурийский романский, галисийский романский и португальский романский.

Первый романский стиль или ломбардский романский стиль особенно присутствует в Каталонии, в то время как полный романский стиль распространился от оснований Ордена Клюни вдоль оси Пути Сантьяго . Поздний романский стиль 13 века можно найти особенно в сельских постройках. [1]

Архитектура

[ редактировать ]
Святая Мария Энатская .
Боковой неф (с краевыми сводами) и центральный неф (бочкообразный свод) церкви Сан-Исидоро-де-Леон (слева, начало лопастной арки трансепта).

С 11 века европейское художественное влияние, особенно со стороны бургундских монастырей Клуньяк и ломбардских монастырей , наложилось на местные художественные традиции, такие как « прероманское , вестготское искусство , астурийское искусство , мосарабское искусство и искусство Репобласьона », а также искусство Андалузии . , также называемый латиноамериканским мусульманином, и сожительствовал с так называемым романским мудехаром (или «кирпичным романским стилем»), доминирующим в некоторых областях, таких как центр северного плато - от Саагуна до Куэльяра - Толедо или Теруэль, что дало начало искусству. сильной личности.

Хронологию проникновения архитектурных форм можно проследить с востока на запад. Первые примеры находятся в Каталонии ( Сан-Пере-де-Родес , 1022 г.), а также на пути Камино-де-Сантьяго в Арагоне ( собор Хака , с 1054 г.), Наварре ( Лейре , 1057 г.), Кастилии ( Сан-Мартин-де-Фромиста , 1066 г.) и Леона ( Сан-Исидоро – портал 1067 года), заканчивающегося в Галисии, где было воздвигнуто наиболее выдающееся произведение: собор Сантьяго-де-Компостела (начался в 1075 году с планом паломничества, характерным для большинства церквей Пути (например, Св. Сернен Тулузский ).

В 12 веке наблюдается кульминация стиля:

Переход от романского стиля к готике начинается с конца 12 века и его можно увидеть в соборе Таррагоны и Ла-Сеу-Велья (Льейда) . [2]

Немногими, но примечательными являются церкви центрального плана, которые часто ассоциируются с моделями из Святой Земли, привезенными военными орденами. Основными примерами являются церковь Святой Марии Энатской в ​​Наварре, церковь Гроба Господня (Торрес-дель-Рио) и церковь Вера-Крус (Сеговия) . [3]

Скульптура

[ редактировать ]
Каррион де лос Кондес.
Сан Андрес де Суреда.
Фасад Сан-Мартиньо (Девочка) .
Западный фасад Сан-Висенте (Авила).
Богоматерь Энатская .
Клуатр монастыря Сан-Хуан-де-ла-Пенья .

Самыми ранними произведениями романской скульптуры в латино-христианских полуостровных королевствах являются две перемычки в районе Руссильона, имеющие схожую иконографию. Его можно найти в аббатстве Сен-Жени-де-Фонтен (датировано 1020 годом). [4] а другой в монастыре Сан-Андреу-де-Суреда . Также относятся к 11 веку тимпан собора Хака , фронтоны Сан-Исидоро (Леон) , фасад Платериас собора Сантьяго-де-Компостела от мастера Эстебана и клуатр монастыря Санто-Доминго-де-Силос .

Наиболее выдающимися образцами XII века являются фасады Санта-Мария-де-Риполь , церкви Санта-Мария-ла-Реаль, Сангуэса , монастыря Сан-Педро-эль-Вьехо (Уэска) и клуатра монастыря Сан-Хуан-де-ла -Пенья относятся к концу XII века . Фасады церквей Санта-Мария-дель-Камино (Графская Падаль) и Санто-Доминго (Сория) . Переход к готике заметен в некоторых произведениях этого периода: апостольстве Священной палаты (Овьедо) фасаде Святого Винсента (Авила) , портике Славы собора Сантьяго-де-Космпостела , . [5] Еще одним из первых скульпторов был Арнау Каделл , создавший капители монастыря Сан-Кугат .

Портик Славы.

Круглая выпуклая резьба, сохранившаяся в полихромном дереве, обычно изображает либо распятого Христа в типе, называемом «Величие» , либо Мадонну с Младенцем в типе, называемом « sedes sapientiae » («Престол мудрости»). Исключительной скульптурной группой является Давалламент Сан-Жоан-де-лес-Абадесс , демонстрирующий переход к готическому стилю. [6]

Падение Сан-Жоан-де-ле-Абадессес

Рисование

[ редактировать ]

Испанский романский стиль может похвастаться некоторыми выдающимися фресками, такими как Пантеон королей Сан-Исидоро (Леон), сохранившийся «на месте», или фресками, удаленными из своих первоначальных мест, такими как Сан-Бауделио-де-Берланга и Эрмитаж Ла-Вера-Крус (Мадеруэло). как в Прадо , так и в коллекции, собранной в Национальном художественном музее Каталонии . [7]

Сотворение Адама и первородный грех. Эрмитаж Ла Вера Крус (Мадеруэло).

В панно росписи были созданы антепендиумы или фронтальные алтари , которые, особенно в Каталонии, впитали в себя итало-византийское влияние XII века ( фронтальный алтарь из Сеу-д'Уржель или Апостолов ). В более поздний период живопись превратилась в готический стиль , обладающий более высокой повествовательной способностью и меньшей жесткостью ( фронтальный алтарь из Авиа ). [8]

Роскошное искусство

[ редактировать ]

Подготовка рукописей в скрипториях монастырей и соборов была выдающейся деятельностью, продолжавшей традицию Беата де Лиебаны «Комментария к Апокалипсису» и вобравшей в себя европейские влияния. Некоторые из лучших примеров включают Libro de los testamentos , Tumbos compostelanos и Codex Calixtinus .

несколько прекрасных образцов текстиля из литургических облачений и гобеленов, Сохранилось таких как Гобелен Сотворения собора Жироны.

Резьба по слоновой кости под влиянием Андалузии создала важную мастерскую при леонском дворе.

Ювелиры производили сложные изделия, такие как Калис де лас Агатас, также называемый «Донья Уррака» (около 1063 г.). [9] и Ковчег Сан-Исидоро . Некоторые художники использовали технику лиможской эмали , как это можно увидеть на фронтале Санто-Доминго-де-Силос ). [10]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Антонио Фернандес , Эмилио Барнечеа и Хуан Аро , История искусства , Барселона: Vicens-Vives, 1992, ISBN   9788431625542 , ср. 9, с. 145-165.
  2. ^ Хуан Аро, соч. цит.
  3. ^ Ракель Гальего, История искусства , Editex, 2009, стр. 188
  4. Ficha en Artehistoria. Архивировано 14 декабря 2013 г. в Wayback Machine.
  5. ^ Джон Харроу, соч. соч.; Рэйчел Гальего, соч. также. , стр. 189 СС.
  6. ^ Рэйчел Гальего, соч. также , стр. 192.
  7. ^ Хуан Аро, соч. цит.
  8. ^ Рэйчел Гальего, соч. также. , стр. 196
  9. ^ Виртуальный тур: КУБОК ДОНИА УРРАКА, благочестивое пожертвование королевы Саморы.
  10. ^ Рэйчел Гальего, соч. также. , стр. 197–198.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 53c75050abe2957ba906b542454d1018__1719517380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/53/18/53c75050abe2957ba906b542454d1018.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Spanish Romanesque - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)