Сан Бауделио де Берланга
Эрмитаж Сан-Бауделио-де-Берланга ( Эрмита-де-Сан-Бауделио-де-Берланга ) — церковь начала XI века в Кальтохаре в провинции Сория , Кастилия и Леон, Испания, в 8 км к югу от Берланга-де-Дуэро . Это важный пример мосарабской архитектуры с ее особенностями, он был построен в 11 веке, на границе между исламскими и христианскими землями. [ 1 ] Он посвящен святому Баудилу или Боделю.
Строительство Эрмитажа является частью периода окончательной консолидации христианских королевств на этой территории, который происходит примерно в 1060 году, когда Фердинанд I Леонский захватывает несколько городов, включая Берлангу.
История
[ редактировать ]Объявленный национальным памятником в 1917 году, Эрмитаж Сан-Бауделио-де-Берланга, как полагают, был построен в честь святого Баудила , или Сан-Бауделио, как его называют на испанском языке. Святой Баудилюс был монахом, который жил во втором или третьем веке в Ниме и упоминается в двух документах двенадцатого века. [ 2 ]
венец Легенды о святом Баудиле гласят, что он заслужил мученический после проповеди Евангелия местным горожанам, праздновавшим рождение Юпитера, и что после его казни путем обезглавливания топором на месте его смерти возникли колодцы. Неизвестно, какая прямая связь имела Сан-Бауделио с этой часовней, построенной в его честь, если таковая имеется, хотя распространение культа Сан-Бауделио в Испанию, вероятно, было причиной ее создания. Святой Баудил умер в конце третьего или четвертого века. [ 3 ]
Небольшая прилегающая пещера все еще доступна внутри юго-западной стены святилища , где, отшельник возможно, когда-то жил , и местные жители до сих пор совершают паломничество к пресноводному источнику возле церкви каждый год 20 мая (его праздник), чтобы отдать дань уважения. святому Баудилу, в честь которого в прежние века также были названы чудесные исцеления. Топор . и пальма являются символами его мученичества, а пальму можно рассматривать как прямое вдохновение для создания уникальной архитектуры Сан-Бауделио-де-Берланга [ 3 ]
В десятом веке, когда власть мавров на Севере уменьшалась, вполне вероятно, что монах-отшельник нашел убежище в одинокой пещере в сельской местности Испании. Его статус мог привлечь посетителей подношениями и общением, что, возможно, послужило катализатором строительства церкви-эрмитажа. Примерно в то время, когда была построена часовня, местные мастера, в основном выходцы из Кастилии , были Мосарабами . Это объясняет сильное мосарабское влияние на архитектуру. Кроме того, Сан-Бауделио тесно коррелирует с церковью, изображенной в Кодексе Вигиланус (976 г. н. э.), что приближает строительство скита к концу десятого или началу одиннадцатого века. [ 4 ]
Одним из наиболее примечательных аспектов является его живописное оформление, поскольку это один из важных образцов романской живописи в Испании. Осталось лишь несколько остатков темперной живописи, поскольку оригиналы были разорваны и вывезены в 1926 году в различные музеи Соединенных Штатов, несмотря на защиту эрмитажа как «национального памятника» Испании в 1917 году, что вызвало огромный скандал, поскольку выкорчевывание считалось заниматься грабежом. ( Художественный музей Цинциннати , Нью-Йоркский музей Клойстерс , Бостонский музей изящных искусств и Художественный музей Индианаполиса ). Некоторые из них также находятся в музее Прадо , а именно шесть сцен. Из картин, вышедших в США, имеются: «Прямодер», «Исцеление слепого» и «Воскресение Лазаря», «Искушение Христа», «Три Марии перед гробом», «Святая Вечеря», «Свадьба в Кане», «Вход в Иерусалим». и Сокольничий. В 1957 году испанское правительство обменяло некоторые из этих картин на апсиду Фуэнтидуэнья романской церкви Сан-Мартин в кастильском городе Фуэнтидуэнья , которая сегодня хранится в Метрополитен-музее Нью-Йорка , приобретенные таким образом картины были переданы на хранение в музей Прадо. Среди найденных в Испании есть: Охота на оленя, Охота на зайца, Воин, Слон, Медведь и Охотник. В 1965 году были проведены работы по реставрации еще находившихся в церкви и не вывезенных росписей. [ 5 ]
Архитектура и строительство
[ редактировать ]Никакие записи не свидетельствуют о строительстве церкви, но очевидно, что она принадлежит к группе мосарабских церквей, построенных по всей северной Испании в десятом и одиннадцатом веках. Сан-Бауделио выделяется среди остальной архитектуры региона Кастилии , потому что это необычный пример мосарабского стиля, а не гораздо более многочисленные примеры мавританской архитектуры из Андалусии , которые находятся дальше на запад, в Леоне. [ 3 ]
Отсутствие информации о церкви вынуждает датировать ее на основе ее архитектурных влияний и конструкции, а также картин, которые когда-то украшали интерьер небольшой часовни.
Сан-Бауделио-де-Берланга представляет собой относительно простое снаружи здание, в основном квадратное, с небольшой, почти квадратной апсидой, примыкающей к его восточной стороне. Стены всего сооружения сложены из грубого самородного камня, а снаружи оно не имеет никакого декора. Однако интерьер очень своеобразен и описан как «самая мусульманская церковь во всей Испании». [ 4 ]
Вход в Сан-Бауделио-де-Берланга представляет собой единственную дверь в форме подковы на северной стене здания, ведущую прямо в неф церкви. При входе в Эрмитаж посетителей встречает большой круглый столб , поднимающийся к сводам апсиды. Из вершины столба выступают восемь ребристых арок, которые поддерживаются по четырем углам и середине стен церкви. Эти арки имеют форму подковы с угловыми ребрами, поддерживаемыми небольшими выступами в мавританском стиле .
Подобно пальме , которая символизирует святого Баудила, вполне вероятно, что эта центральная колонна была спроектирована архитектором для изображения пальмы, атрибута святого. сокровища церкви или мощи На вершине колонны, между выступающими арками, находится небольшая полость, которая, как полагают, была местом, где когда-то хранились ее святого. Интерьер этого помещения ребристый в мавританском стиле, с перекрещивающимися арками вокруг куполообразной вершины, похожий на сводчатый купол близлежащего скита Сан-Мигель-Альмазан .
Еще одной необычной особенностью Сан-Бауделио-де-Берланга является его галерея , охватывающая внутреннюю сторону западной стены. Эта трибуна состоит из двойного ряда подковообразных арок, которые поддерживают хор на втором этаже, куда можно попасть по лестнице на южной стене. В неф выступает небольшая молельня , поддерживаемая трибуной, которая расположена прямо напротив центральной колонны нефа. Эта небольшая часовня имеет цилиндрический свод и имеет окна с обеих сторон. Он не больше кафедры .
В апсидальную часовню, которая присоединяется к главному зданию с восточной стороны, можно попасть через еще один подковообразный арочный проем, и она находится на четыре ступеньки выше пола нефа. В ее задней стене есть небольшое окно в форме бойницы, которое, пока оно не было закрыто, позволяло бы утреннему свету проникать в часовню. Эта комната также имеет цилиндрический свод и почти идентична по размеру и форме часовне монастыря Сан-Крус в Мадеруэло.
Еще одним уникальным аспектом Сан-Бауделио-де-Берланга является его связь с небольшой пещерой, расположенной под холмом, на котором расположена церковь. Доступ в эту пещеру осуществляется через дверной проем под трибуной у южной стены. Это пещера, в которой, возможно, когда-то жил отшельник, возможно, до постройки церкви.
Единственным естественным источником света в церкви мог быть открытый дверной проем в северной стене, ныне закрытое окно, также находящееся на северной стене, или небольшое окно в западной стене, которое было преобразовано из дверного проема, что были альтернативным входом в ораторий. [ 3 ]
Элементы Сан-Бауделио, такие как двойные ряды колонн и арок , напоминают стилистические элементы Великой мечети Кордовы . Ребристые арки, прорези или ниши под арками, а также метод изготовления фонаря, по-видимому, заимствованы из таких регионов, как Сирия , Месопотамия и Армения на Ближнем Востоке. Однако важно отметить, что не вся восточная эстетика, встречающаяся в испанских церквях, была привнесена маврами. Многие из них были завезены в Испанию еще во времена вестготов благодаря ее торговым и церковным связям с Ближним Востоком. [ 4 ] Использование прямоугольных рам вокруг арок и пересекающихся ребристых сводов в Сан-Бауделио изначально было вдохновлено расширением мечети Кордовы Аль-Хакамом II , и это также можно увидеть в церкви Сан-Миллан-де-ла-Коголла . [ 6 ]
Настенные картины
[ редактировать ]В Эрмитаже хранилось множество прекрасных романских фресок примерно 1125 года; большинство из них было удалено, но некоторые остались. Две части, перенесенные на холст, сейчас находятся в Художественном музее Индианаполиса , изображающие « Въезд Христа в Иерусалим» и « Свадьбу в Кане» . [ 7 ] Другие разделы, в том числе «Исцеление слепого и воскрешение Лазаря» и «Искушение Христа», находятся в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. [ 8 ] и в Прадо . Картины считаются работой трех анонимных местных художников. Все декоративные мотивы на арках и сводах, а также большие библейские сцены и картины на апсиде приписываются Мастеру Мадеруэлоса или Первому Мастеру Касильяса. Сцены охоты в нижних районах, наиболее оригинальные, приписывают Мастеру Сан-Бауделио. Автором росписей внутри хора считается третий мастер, более скромного мастерства. [Картины были написаны каталонским мастером Тауля (Таул по-каталонски), чьи самые известные работы находятся в Сан-Климент-де-Тауль и Национальном музее искусства Каталонии в Барселоне. [ 9 ] с двумя другими художниками.]? Сцены из жизни Христа необычны для испанской живописи того периода; они находятся в американских музеях, а более мелкие элементы, включая сцены охоты и соколиной охоты , а также декоративные копии тканей, находятся в Мадриде и Нью-Йорке. [ 10 ] Фрески включают изображения верблюда и боевого слона , вдохновленные мусульманскими мотивами. [ 1 ]
Фрески
[ редактировать ]Первоначально каждая часть церкви была украшена каким-либо украшением. Мы все еще можем увидеть некоторые из оставшихся произведений искусства, хотя они были разрушены из-за небрежного обращения или из-за того, что вода просачивалась сквозь стены и ослабляла штукатурку. Двадцать две композиции были вывезены из церкви и привезены в США и в Музей Прадо в Мадриде. По сравнению с другими церквями Западной Европы с расписными интерьерами, Сан-Бауделио является одной из наиболее хорошо сохранившихся церквей романского периода. Выделяют три основных раздела декора: первые два — повествования и светские мотивы ; большие композиции сводов и стен основного корпуса здания; они были в значительной степени удалены. Третья группа, слишком поврежденная, чтобы ее можно было удалить, осталась внутри небольшой часовни трибуны.
Под люнетом апсиды под арками сидят две фигуры: Св. Николай слева от окна и Св. Баудил справа. Мы знаем, что это святой Баудил, по надписи BAVDILI(VS), хотя часть нижней части изображения отсутствует. Святого Николая можно узнать по надписи (NICOL)AVS, а под ним можно увидеть слова IN D€I NOMINE. Святой Николай изображен сидящим на мягком кресле, светящимся облаком или нимбом окруженным . Некоторые из его особенностей включают в себя постриженные седые волосы и бороду, альба , красную мантию поверх альба и сандалии. В левой руке он держит посох , правая ладонь поднята наружу. Обе фигуры помещены на полосатый фон, похожий на блекло-бирюзовый, бледно-красный, лесной зеленый, желтый и темно-красный. Под окном появляется длинноногая птица с длинной шеей, белым телом и желто-красными крыльями. Ибис . нарисован на темно-красном фоне, внизу надпись: . . Э. . . АВЛА ДЕ(Я).
Примерно в семнадцатом веке интерьер церкви был полностью побелен из-за серьезного износа фресок. Но в конечном итоге была найдена и перенесена на холст единая деталь, и фигуру все еще можно идентифицировать.
Северная стена содержит две сцены. Их разделяет дерево, и изображение справа сохранилось лучше. Изображение справа от дерева, по-видимому, изображает встречу Марии Магдалины и Иисуса в саду после воскресения . Это также может быть тот случай, когда «она повернулась назад и увидела стоящего Иисуса, и не знала, что это Иисус, или «Иисус говорит ей: Мария. Она обратилась и сказала ему: Раввони ; то есть: Учитель. Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не вознесся к Отцу Моему» (Иоанна). 20:17) Мария Магдалина изображена с нимбом, окружающим ее, белым головным убором и хитоном , и красной мантией. Иисус одет в длинную белую тунику и коричневую мантию и держит в левой руке книгу (предположительно Библию). От изображения слева от дерева сохранилась лишь единственная женская фигура. Одетая в длинную белую тунику и оранжевую мантию, женщина в изумлении отшатывается и замечает фигуру слева. От фигуры слева от нее сохранился лишь небольшой кусок оранжево-красной ткани. Ничто не указывает на то, что это за сцена, кроме соседних фигур справа от дерева; это могло бы представлять собой еще одну встречу Иисуса и Марии Магдалины в саду.
Фрески на сводах церкви почти полностью исчезли. Сохранилось несколько фрагментов, содержащих сцены из жизни Христа и Богородицы: «Поклонение волхвов» , «Поклонение пастухов» , «Обрезание» , «Бегство в Египет » и, вероятно, « Благовещение и Введение во храм».
Иисуса На южной стене изображены сцены чудес . На одном из них изображено, как он исцеляет слепого. Иисус показан с короткими рыжими волосами и бородой, большим крестом и нимбом, окружающим его. Он носит оранжевую тунику и синюю мантию. Он касается глаз слепого, стоящего перед ним на коленях. Слепой одет в длинную белую тунику, красные чулки и короткие темные волосы. Его слепоту символизируют закрытые глаза.
В одном пространстве со слепым также появляется «Воскресение Лазаря» , одно из наиболее хорошо сохранившихся произведений серии. Лазарь изображен завернутым, как мумия , и помещенным в черный саркофаг . Две, казалось бы, святые женщины поднимают один конец обложки. Иисус касается тела Лазаря длинным посохом, который превращается в крест, и к нему присоединяется безбородая фигура с рыжими волосами, возможно, святой Иоанн , который держит в левой руке зеленую книгу. Иисус изображен с желтым скрещенным нимбом, рыжими волосами и острой бородой, он носит оранжевую тунику с широкими рукавами под зеленой мантией. Ученик слева, также изображенный с рыжими волосами, одет в длинную серую тунику и темно-синюю мантию. У обеих женщин нимбы и бледно-зелено-оранжевые головные уборы, ниспадающие на плечи. Фон разделен широкими полосами темно-синего, фиолетового, красного и зеленого цветов.
Следующее чудо, « Брак в Кане» , занимает половину места слева на западной стене. Композиция нарушается дверным проемом и разделяется колонной. Иисус, жених и невеста сидят на пиру. Стол показан накрытым белой скатертью, на нем стоят круглые буханки хлеба и вазы с фруктами. Иисус слева держит нож в левой руке и благословляет правой рукой. Как и в предыдущей сцене, Иисус изображен с нимбом, темно-рыжими волосами и бородой, одет в длинную красную тунику и темно-синюю мантию. Бородатый жених, который держит нож в правой руке и поднимает левую руку в жесте речи, носит высокую шляпу, бледно-зеленую тунику с оранжевой подкладкой, коричневую мантию, светло-коричневые чулки и красные сандалии. Невеста, сидящая справа, одета в оранжевый головной убор, бледно-зеленое платье с широкими рукавами и поднимает правую руку ладонью наружу. [ 4 ]
Оставшийся кусок западной стены содержит изображение «Искушения Христа в пустыне», и в этой сцене он появляется дважды. Слева он показан в тот момент, когда сатана заявляет: «Если Ты Сын Божий , прикажи, чтобы камни сии сделались хлебами». Дьявол, изображенный с длинными рогами, крыльями и человеческим телом с когтистыми ногами, роняет на землю три больших камня. Иисус, одетый в длинную оранжевую тунику и темно-синюю мантию, поднимает левую руку ладонью наружу в знак отказа. В следующей сцене Иисус изображен на вершине храма. Здесь дьявол изображен с человеческими ногами, крыльями и бородатой звериной головой с длинными локонами. Иисус одет, как и раньше, а символом храма является небольшое здание с круглыми окнами и двускатной крышей. Справа один из ангелов, пришедших служить ему, разговаривает с третьим демоном, который выглядит наполовину животным, наполовину человеком. Тело последнего дьявола желтое, у него длинные волосы и острая борода. Уродство демонов резко контрастирует с поэтическим изображением фигуры Иисуса.
Последовательность Страстей Христовых начинается у северной стены с входа Христа в Иерусалим . Иерусалим символизируется справа строением с открытой дверью. Выше — зубчатые стены с окнами. Снаружи Христа ждут два мальчика в красных и синих туниках с оливковыми ветвями в руках. Иисус едет на боковом седле осла по восточному обычаю, приближаясь слева. [ 11 ] У него нимб с крестом, рыжие волосы и борода, бирюзовая туника и темно-синяя мантия. Правой рукой он благословляет, держа в левой руке пальмовую ветвь. Осленка, на котором едет Иисус, сопровождает лошадка. За ним следуют Апостолы . Мы видим семь полных апостолов с Петром , изображенным здесь с седыми волосами и бородой, возглавляющим группу. За ним следует рыжеволосый святой Иоанн.
Тайная вечеря занимает остальную часть северной стены. Иисус сидит за столом с белой скатертью в центре композиции. Многие из учеников изображены держащими ножи и поднимающими руки, как бы спрашивая: «Это я, Господь?» когда Иисус говорит: «Один из вас предаст Меня». Мы видим святого Иоанна у груди Иисуса и Иуду в передней части композиции. Пища, которую они едят, кажется хлебом и рыбой, а Иуда касается рыбы в миске. По традиции, святой Петр изображен с белой бородой и лысеющим. Св. Павел также изображается с седыми волосами и острой бородой, хотя он не был одним из первых учеников.
Само Распятие , похоже, отсутствует на стенах Сан-Бауделио, поэтому, возможно, со временем оно разрушилось. По логике вещей это должно было произойти после «Тайной вечери». Вполне возможно, что Распятие находилось на восточной стене рядом с римскими солдатами, поскольку в Библии они упоминаются возле креста во время распятия. [ 12 ]
Следующая сохранившаяся сцена изображает посещение женщинами могилы Иисуса рано утром в воскресенье. Первоначально эта сцена находилась на левой стороне южной стены нефа, но была удалена и в настоящее время находится в Бостонском музее изящных искусств . Кажется, что перед самой гробницей стоит ангел с зеленым нимбом, поэтому мы не видим, как откатился камень, как описано в Библии. Стражники стоят испуганные, согнув колени, один из них закрывает лицо, как бы защищаясь от ослепляющего света ангела. В самом правом углу композиции приближаются три женщины с нимбами и большими вазами с мазями в руках . Ангел изображен в оранжевом головном уборе с зеленоватой мантией, а справа приближаются три Марии. [ 12 ]
Первоначально кажется, что на всех четырех стенах нефа было восемь больших композиций, содержащих жизнь и страсти Христа. Вполне возможно, что как минимум четыре сцены могли включать « Путешествие в Эммаус» , «Сомневающийся Фома» , «Сошествие Святого Духа» на боковых стенах апсиды. В идеале сериал должен был завершиться изображением восседающего на троне Спасителя Страшного Суда . Вероятно, это было бы похоже на апсиду Сен-Мартена де Фенуйяра со Спасителем, окруженным двенадцатью евангелистами (включая Павла) и двадцатью четырьмя старцами из Откровения .
Светские Фрески
[ редактировать ]На нижней западной стене церкви изображен раненый олень , убегающий от охотника, целящегося в него из заряженного арбалета. Охота на это животное – тема, очень соответствующая иконографии древних времен и средневековья. Для римлян олень имел символический характер воздержания от мирового зла. В христианской культуре эта икона олицетворяет душу. Олень также ассоциируется с победой Христа над драконом , что делает его метафорическим утверждением об охоте за душами.
Рядом с раненым оленем справа изображен охотник верхом на лошади, которому помогают три собаки, преследующие зайцев , которые в конечном итоге попадают в ловушку в лесу. Заяц в христианской иконографии является символом хрупкости души и сильного сексуального желания или похоти, которые необходимо изнурять и преодолевать.
Справа на северной стене находится Сокольничий. соколиная охота Как в исламе, так и в христианском средневековье считалась одним из благороднейших видов охоты. Сокольничий, выставляя напоказ своего благородного хищника , стоит в победной позе, как рыцарь , торжествующий с помощью веры (Сокола) над развращенными и злыми животными, такими как зайцы.
На северной трибуне церкви расположено нечто похожее на воина с копьем и щитом. Справа от воина находится нечто похожее на слона. Символ смирения, слон, связан с фигурой Христа, который стал самым маленьким и послушным из людей, чтобы предотвратить собственную смерть. Слон Сан-Бауделио несет на своей спине замок, аллегорию болезней и невзгод, которые приходится переносить в ходе земной жизни, и тяжести грехов существования. Рядом со слоном стоит медведь. Медведя иногда связывают с грехом чревоугодия и неизвестностью пещер, в которых он обитает. Возможно, воин, который разделит с ним сцену, сможет победить его.
Позади воина на противоположной стороне трибуны изображен верблюд — экзотическое животное, хорошо известное в древнем мире своими ролями на войне, транспорте и цирке. Верблюд ассоциируется с раннехристианским искусством наряду с волхвами и другими библейскими историями. Судя по деформациям этого верблюда, художник из Сан-Бауделио не знал, как выглядит верблюд. Слева от верблюда растительность представлена в виде орнаментов и текстильных узоров. Они расположены по кругу, в ряды, начиная с меньших. На стене возле центрального столба изображены две борзые . На восточной стене в начале лестницы изображен двуликий бык .
О происхождении картин ведутся споры.
Считается, что фрески были написаны одновременно двумя разными художниками. Художник постарше и художник помоложе. Апсида, написанная мастером Бауделио, должна была быть расписана первой, после того как была определена вся схема росписи. Для составления изобразительной программы художникам пришлось собирать изображения по секциям внутри церковной конструкции и по регистрам вдоль стены. Хотя в Сан-Бауделио регистры были окрашены в одно и то же время, нижняя зона наверняка была окрашена первой. Возможно, более продолжительная жизнь под мусульманским режимом объясняет мавританское влияние на использование старым художником исламских тем. Младший художник мог бы лучше разбираться в романской христианской иконографии, возможно, потому, что Сан-Бауделио находился в пустыне между христианской и мусульманской границей. Кроме того, фреска Сан-Бауделио похожа на фреску, найденную в церкви Вера-Крус-де-Мадеруэло ( Сеговия ).
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Настенная роспись с изображением верблюда [Из эрмитажа Сан-Бауделио-де-Берланга] (61.219) – Хронология истории искусств Хайльбрунна – Метрополитен-музей» . metmuseum.org . Проверено 27 сентября 2015 г.
- ^ Фринта, Моймир С. (1964). «Фрески Сан-Бауделио де Берланга». Беременность . 1/2 : 9–13. дои : 10.2307/766616 .
- ^ Jump up to: а б с д Кук, Уолтер В.С. (1 января 1930 г.). «Романская испанская фреска (II) Сан-Бауделио-де-Берланга». Художественный вестник . 12 (1): 21–42. дои : 10.2307/3050760 . JSTOR 3050760 .
- ^ Jump up to: а б с д Х., Ч. (1 января 1928). «Две фрески двенадцатого века из эрмитажной церкви Сан-Бауделио-де-Берланга, Испания». Вестник Музея изобразительных искусств . 26 (153): 6–11. JSTOR 4170092 .
- ^ Музей Прадо. «Настенные росписи Сан-Бауделио из Касильяс-де-Берланга (Сория) [анонимный испанский]» (на испанском языке).
- ^ Торвизо, ИГ Банго. «Мосарабский» . Оксфордское искусство онлайн . Издательство Оксфордского университета . Проверено 23 апреля 2016 г.
- ^ Художественный музей Индианаполиса , страница о въезде Христа в Иерусалим.
- ^ Исцеление слепого и воскрешение Лазаря и искушение Христа дьяволом , ММА. Во всей базе ММА есть 9 картин из церкви, лучше всего найти через поиск по "Берланге".
- ^ «Апсида Сан-Климент-де-Тауль — Национальный музей искусств Каталонии» . mnac.cat . Проверено 27 сентября 2015 г.
- ^ Додуэлл, 261
- ^ «ИИСУС: ВХОД В ИЕРУСАЛИМ» . www.jesus-story.net . Проверено 24 апреля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «Отрывок из Библейских ворот: Матфея 27:54 - новая международная версия» . Библейский шлюз . Проверено 24 апреля 2016 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Додуэлл, Чехия; Живописное искусство Запада, 800–1200 , 1993, Йельский университет, ISBN 0300064934
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Иллюстрированная-инфографическая реконструкция Эрмитажа Сан-Бауделио-де-Берланга , инфографика того, как мог бы выглядеть Сан-Бауделио со стороны пресвитерия, и другая инфографика, воспроизводящая, как бы выглядела часть нефа Евангелия и фасад пресвитерия (репродукция здания до того, что произошло в 1926 году), и другие текущие изображения
- Искусство средневековой Испании, 500–1200 гг. н.э. , каталог выставки из библиотек Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF), который содержит материалы о Сан-Бауделио-де-Берланга (№ 103).